Доходы государственного бюджета — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Доходы государственного бюджета - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Инвестиции

Госбюджет рф

В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.

Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.

Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.

Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).

Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сократить расходы (уменьшить зарплату бюджетникам, сократить пособия, отменить льготы, свернуть финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • нарастить внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошить ЗВР (золотовалютный резерв).

Что делать государству, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • купить золото или иностранную валюту.

Доходы и расходы государственного бюджета

Конспект содержания параграфа. Доходы бюджета есть денежные средства, которые поступают в него на основе соответствующих законов.

Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые. К неналоговым доходам относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, от реализации платных услуг, от выручки от продажи государственного имущества и др. К налоговым доходам относятся налог на прибыль, налог с оборота, акцизы и др.

Налоговые доходы составляют основную часть всех доходов государственного бюджета. Налог есть обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж в пользу государства. Налог определяется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоги разделяются на налоги, уплачиваемые гражданами и юридическими лицами, на прямые и косвенные налоги, на федеральные, региональные и местные налоги и т. п.

В связи с различиями в составе налогов имеются различия и в составе доходов бюджетов каждого уровня власти.

Понятие. Доходы государственного бюджета — это денежные средства, поступающие в бюджет в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы государственного бюджета представляют собой часть денежных доходов, образующихся в результате экономической деятельности в стране. Последние принято называть доходной базой бюджета. В рыночных условиях каждый участник рынка (коммерческая организация или трудящийся человек) получает свои денежные доходы в результате либо предпринимательской деятельности в виде прибыли и других видов чистого дохода, либо в результате работы в качестве наемного работника в виде заработной платы. Государство устанавливает законы, в соответствии с которыми часть этих денежных доходов в обязательном порядке изымается у участника рынка и передается в государственный бюджет.

Практический опыт подсказывает, сколько в среднем денежных доходов может быть направлено в бюджет и в каких формах это лучше сделать. Очевидно, что чем богаче страна, т. е. чем больше ее доходная база (денежные доходы ее граждан и иных участников рынка), тем, при прочих равных условиях, большую абсолютную величину могут составить доходы государства, не нанося существенного ущерба для благосостояния ни граждан, ни коммерческих организаций.

Что касается относительной доли доходов бюджета в общих доходах страны, то она обычно измеряется в процентах от размеров производимого валового внутреннего продукта и по отдельным странам составляет в среднем 30 —50 % его величины.

Экономическая группировка доходов бюджета. По своей сущности доходы государственного бюджета могут быть лишь двух типов:

  • • доходы, являющиеся результатом процесса распределения выручки от реализации товаров и услуг;
  • • доходы, являющиеся результатом процессов перераспределения.

Государство не является хозяйствующим субъектом, т. е. ничего не производит, а потому все его доходы (кроме случаев продажи государственной собственности) есть исключительно доходы от перераспределения. Первая из указанных групп доходов может иметь место у государственных организаций, ведущих коммерческую деятельность.

В свою очередь, перераспределительные доходы бюджета могут быть следующих типов:

  • • безвозмездные и безвозвратные платежи: налоги, штрафы, дары, клады и др.;
  • • отчисления от доходов функционирующего капитала, принадлежащего государству: отчисления от прибыли и др. доходов государственных предприятий от коммерческой деятельности;
  • • рентные доходы, или доходы от государственной собственности на землю, полезные ископаемые, патенты и т. п.;
  • • доходы от ссудных отношений — арендная плата, полученные дивиденды, проценты, возврат кредитов и др.;
  • • доходы в виде платы за государственные услуги.

Виды доходов государственного бюджета. Доходы государственного бюджета делятся на две группы (рис. 4.8):

  • • налоговые доходы;
  • • неналоговые доходы.

Принципиальные виды доходов государственного бюджета

Рис. 4.8. Принципиальные виды доходов государственного бюджета

Налоговые доходы бюджета:

  • • в юридическом смысле — это предусмотренные налоговым законодательством виды налогов, сборов, а также пени и штрафы, связанные с ними;
  • • в экономическом смысле — это денежные средства участников рынка, передаваемые ими в государственный бюджет в обязательном порядке на безвозвратной и безвозмездной основе.
Про бизнес:  Ст. 79 БК РФ. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

Неналоговые доходы бюджета — это все остальные виды доходов государственного бюджета, которые не относятся к налоговым доходам.

Неналоговые доходы в настоящее время включают следующие основные группы доходов:

  • доходы от внешнеэкономической деятельности:
    • — ввозные таможенные пошлины;
    • — вывозные таможенные пошлины;
    • — таможенные сборы и др.;
  • доходы от использования государственного имущества, которые учитываются за вычетом произведенных из них налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством:
  • — арендная плата от использования государственного имущества коммерческими организациями;
  • — проценты и дивиденды по вложенным государственным средствам;
  • — доходы от продажи государственного имущества;
  • — другие доходы;
  • платежи, взимаемые при пользовании природными ресурсами:
    • — плата за негативное воздействие на окружающую среду;
    • — платежи при пользовании недрами;
    • — плата за пользование водными ресурсами по межправительственным соглашениям;
    • — плата за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) и др.;
  • доходы от платных услуг, оказываемых участникам рынка бюджетными организациями — также за минусом уплаченных налогов и сборов:
  • — плата за услуги по охране имущества юридических и физических лиц, оказываемая на договорной основе органами внутренних дел;
  • — доходы от операций с государственным материальным резервом;
  • — плата за пользование радиочастотным спектром и др.;
  • штрафы, конфискации, компенсации и др. платежи участников рынка, связанные с применением государственных мер ответственности (уголовной, административной и др.);
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления:
  • — в виде различного рода финансовой помощи вышестоящих бюджетов бюджетам нижестоящих уровней, которая осуществляется в форме дотаций, субсидий и субвенций. Дотация — это бесцелевая форма помощи нижестоящему бюджету, т. е. форма помощи, не имеющая целевой направленности. Субвенция — это целевая форма помощи нижестоящему бюджету, т. е. форма помощи на осуществление им определенных целевых расходов. Субсидия — это частичная целевая форма помощи нижестоящему бюджету, т. е. форма помощи на условиях долевого финансирования определенных целевых расходов;
  • — из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • — от физических и юридических лиц, включая международные организации и правительства иностранных государств.

Обычно в государственном бюджете преобладают налоговые доходы, которые составляют более 90 % всех доходов государственного бюджета. Строго говоря, это и отражает самую сущность государственного бюджета. Следует отметить ситуации, когда доля неналоговых доходов может возрастать:

  • • при приватизации государственной собственности распродажа государственного имущества (предприятий и организаций) в частную собственность может в течение ряда лет приносить государству существенные доходы; однако, когда государственное имущество кончается, налоговые доходы снова становятся превалирующими;
  • • бюджеты нижестоящих органов власти часто не имеют достаточной собственной доходной базы, а потому значительная доля их доходов (в ряде случаев до 90 % всех доходов) может формироваться за счет дотаций и других форм финансовой помощи от вышестоящих бюджетов;
  • • при формировании бюджета бедного (слаборазвитого) государства национальная доходная база бюджета часто недостаточна для финансирования необходимых государственных расходов (главным образом для содержания государственного аппарата и армии), а потому крупную долю всех доходов может составлять различного рода международная помощь (в самых различных формах) от заинтересованных государств;
  • • если имеет место перевод каких-то налоговых доходов в разряд неналоговых, например перевод таможенных пошлин из налогового раздела в неналоговые платежи (в какой-то степени такие изменения подчеркивают условность деления доходов государства на налоговые и неналоговые).

Понятие налога и сбора. Юридические понятия налога и сбора приведены в Налоговом кодексе. Несколько сокращая их определения, можно сказать, что:

  • налог — это обязательный и индивидуально безвозмездный денежный платеж организации или физического лица в целях финансового обеспечения деятельности государства;
  • сбор — это обязательный взнос организации или физического лица, уплата которого является одним из условий предоставления им государственным органом власти определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Общее между налогом и сбором состоит в том, что оба представляют собой обязательный платеж в пользу государства.

Различие между ними состоит в причинной основе платежа. Налог уплачивается без какой-либо конкретной причины по отношению к участнику рынка. Строго говоря, он ему лично совсем не нужен, хотя в общественном смысле государство ему необходимо, ибо он не может существовать вне государства. Отдавая налоги, участник рынка содержит государство.

Сбор есть особого рода плата — плата за право совершать какие-то действия на территории данного государства. Сбор есть плата за получение какого-то разрешения, но не плата за услугу (медицинскую, образовательную, культурную и т. п.), т. е. не плата за полезную трудовую деятельность, результат которой не существует обособленно от самой этой деятельности. В случае сбора участник рынка непосредственно заинтересован в том, чтобы получить какие-то права, позволяющие ему вести свой бизнес, владеть собственностью и т. п. Эти права он должен «купить» у государства, заплатив установленный сбор.

Про бизнес:  Аннотация • Экономическая оценка инвестиций, Староверова Г.С., 2006

Следует указать на еще одно различие между налогом и сбором. Налог есть обязательный и безвозмездный платеж государству, который прямо или косвенно уплачивают все организации и совершеннолетние граждане. Сборы уплачивают только те организации и граждане, которые нуждаются в получении соответствующих разрешений и других юридических прав. Можно сказать, что сбор есть налог, который уплачивается выборочно.

Общая величина доходов государственного бюджета от различного рода сборов невелика по сравнению с размерами налогов, поэтому в дальнейшем сосредоточим внимание только на налогах.

Исчисление налога. Сумма налога, подлежащая уплате в государственный бюджет за налоговый период, определяется, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот:

Доходы государственного бюджета - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

где Н — сумма налога;

с — налоговая ставка;

Б — налоговая база;

Л — налоговая льгота.

Налоговая база — это стоимостная или натуральная характеристика объекта налогообложения. Объектами налогообложения обычно являются: выручка от реализации товаров и услуг, имущество (основные фонды, квартиры, дачи, автомобили, ценные бумаги и т. п.), прибыль и другие виды чистого дохода.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Обычно налоговые ставки устанавливаются либо в процентах к стоимости объекта, например 1,5 % от рыночной стоимости квартиры, либо в денежных суммах в расчете на натуральную единицу, например на 1 тонну нефти.

Налоговая льгота — это возможность для отдельных категорий плательщиков налогов по закону не уплачивать налог или уплачивать его в меньших размерах.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к отдельным видам налогов. Например, налог на имущество физических лиц обычно уплачивается раз в год, а налог на добавленную стоимость обычно уплачивается каждый месяц.

Если налогоплательщик допускает какие-то нарушения в сроках уплаты положенных ему налогов, то с него взимаются пени. Если налогоплательщик допускает нарушения в суммах налогов, то с него взимаются штрафы и может возникнуть даже уголовная ответственность за неуплату налогов.

Принципы налогообложения. Поскольку налог есть обязательный (в известном смысле — принудительный, «насильственный») платеж государству, постольку для современного общества важное значение имеет «справедливый» характер налогообложения, что во многом достигается соблюдением ряда важных принципов.

Эти принципы имеют два аспекта:

• принципы налогообложения по отношению к участникам рынка (организациям и населению) как к налогоплательщикам;

• принципы налогообложения по отношению к государству как получателю налогов.

Принципы налогообложения, учитывающие интересы членов общества, в своей основе были сформулированы еще А. Смитом в конце XVIII века. К ним можно отнести следующие положения:

  • • уплата налогов должна производиться более-менее пропорционально получаемому участником рынка доходу;
  • • порядок уплаты налогов должен быть ясен, понятен и удобен налогоплательщику;
  • • однократность налогообложения (дважды один и тот же налог не должен браться);
  • • стабильность налогообложения (так как налоги есть вычет из доходов, то их постоянный пересмотр резко осложняет реализацию долгосрочных планов участника рынка) и др.

Принципы налогообложения, учитывающие интересы государства, включают:

  • • издержки на содержание органов налогообложения должны быть минимальны (чтобы больше доходов оставалось у государства);
  • • стабильность, равномерность и полнота поступления налогов в государственный бюджет;
  • • одинаковость условий налогообложения одинаковых участников рынка;
  • • разумный состав налоговых льгот (чрезмерное «увлечение» ими незаметно приводит к снижению сбора налогов);
  • • разграничение налогов по уровням государственного управления и др.

Классификации налогов. За историю существования государства было придумано множество видов налогов, которые можно объединить примерно в следующие группы.

По способу взимания налоги делятся на:

  • прямые налоги — это налоги, которые уплачиваются из денежных доходов юридических и физических лиц, находящихся на территории данного государства;
  • косвенные налоги — это налоги, которые взимаются только в результате реализации (продажи) товара или услуги.

По субъекту налогообложения налоги делятся на:

• налоги, уплачиваемые физическими лицами (гражданами государства);

• налоги, уплачиваемые юридическими лицами (различного рода предприятиями и организациями).

По объекту налогообложения налоги условно делятся на:

  • • налоги на средства потребления;
  • • налоги на капитал (на имущество, землю, доходы).

В зависимости от вида бюджета, в который поступают налоги, последние делятся на:

  • • федеральные;
  • • региональные;
  • • местные.

Федеральные налоги и сборы. Федеральные налоги — это налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны. Они устанавливаются исключительно Налоговым кодексом и в большей мере зачисляются, или уплачиваются, непосредственно в федеральный бюджет или во внебюджетные фонды. К ним в настоящее время относятся:

  • • налог на добавленную стоимость;
  • • акцизы на отдельные товары и виды минерального сырья;
  • • налог на прибыль организаций;
  • • налог на доходы от капитала;
  • • налог на доходы физических лиц;
  • • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • • государственная пошлина;
  • • таможенная пошлина и таможенные сборы (в настоящее время учитываются в составе неналоговых доходов бюджета);
  • • налог на пользование недрами;
  • • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • • лесной налог;
  • • водный налог;
  • • экологический налог;
  • • федеральные лицензионные сборы.
Про бизнес:  ПОСТОЯННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

Региональные налоги и сборы. Региональные налоги — это налоги, которые обязательны к уплате только на территории данного региона (субъекта Федерации). Они устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Федерации. Данные виды налогов в большей мере зачисляются, или уплачиваются, непосредственно в региональный бюджет. К ним в настоящее время относятся:

  • • налог на имущество организаций;
  • • налог на недвижимость;
  • • дорожный налог;
  • • транспортный налог;
  • • налог на игорный бизнес;
  • • региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы. Местные налоги — это налоги, которые обязательны к уплате на территории данного муниципального образования. Они устанавливаются Налоговым кодексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Местные налоги, естественно, в большей мере зачисляются, или уплачиваются, непосредственно в местный бюджет. К ним в настоящее время относятся:

  • • земельный налог;
  • • налог на имущество физических лиц;
  • • налог на рекламу;
  • • налог на наследование или дарение;
  • • местные лицензионные сборы.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не следует отождествлять с делением доходов на доходы федерального, регионального и местного бюджетов. Дело в том, что федеральные налоги не в полной мере поступают именно в федеральный бюджет, но частично, а иногда и полностью, как, например, налог на доходы физических лиц, они поступают и в бюджеты нижестоящих уровней. Доходы регионального бюджета обычно складываются не только из поступлений от региональных налогов, но и из отчислений от федеральных и местных налогов, а доходы местного бюджета, в свою очередь, складываются не только из местных налогов, но и из отчислений от федеральных и региональных доходов.

В качестве иллюстрации сказанного выше основные виды групп доходов бюджетов разного уровня представлены в виде следующих схем (рис. 4.9—4.11).

В скобках указано, какая примерно доля соответствующего налога учитывается в данном бюджете. Как видно, один и тот же налог обычно присутствует в доходах всех видов бюджетов, но в разных пропорциях, или нормативах. Эти нормативы ежегодно уточняются при составлении бюджетов, и от их размеров во мно-

Основные виды доходов федерального бюджета

Рис. 4.9. Основные виды доходов федерального бюджета

гом зависит величина доходов того или иного бюджета. В представленных схемах численные значения нормативов следует рассматривать как иллюстрацию, а не обязательно как точное значение текущего норматива.

Следует заметить, что расширение или сужение доходной базы бюджета соответствующего уровня государственного управления в большой мере определяет его властные возможности.

Основные виды доходов регионального бюджета, или бюджета

Рис. 4.10. Основные виды доходов регионального бюджета, или бюджета

субъекта федерации

Чем больше такого рода собственных доходов у нижестоящего органа власти, тем, при прочих равных условиях, больше его экономическая и всякая иная власть, а потому и меньше зависимость от центральной власти. Поэтому распределение государственных доходов между бюджетами разных уровней всегда есть вопрос в большей степени государственной политики, а не экономики. Важно соблюдать известное равновесие в распределении государственных доходов между бюджетами. Их чрезмерное сосредоточение в центральном бюджете может привести к проблемам на региональном уровне, но и передача их в регионы

Основные виды доходов местного бюджета, или бюджета муниципального образования

Рис. 4.11. Основные виды доходов местного бюджета, или бюджета муниципального образования

свыше какого-то разумного размера может вести к децентрализации и последующему распаду единого государства.

Расходы государственного бюджета

Классификация расходов по целям:

  • экономические;
  • социальные;
  • военные;
  • внешнеполитические;
  • внешнеэкономические;
  • содержание управленческого аппарата.

Из чего состоят расходы государственного бюджета:

  1. Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).

  2. Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).

  3. Закупки государством товаров и услуг.

  4. Транзакции из государственного в частный сектор.

  5. Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).

  6. Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).

  7. Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).

  8. Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.

  9. Пополнение золотовалютных резервов.

  10. Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.

Топ-10 стран с дефицитом бюджета

Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.

При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.

Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2022 год):

  1. Венесуэла: −38,1.

  2. Бруней: −21,6.

  3. Оман: −13,0.

  4. Бахрейн: −11,3.

  5. Алжир: −10,6.

  6. Куба: −10,1.

  7. Египет: −9,8.

  8. Катар: −8,1.

  9. Таиланд: −8,0.

  10. Бразилия: −7,8.

Топ-10 стран с профицитом бюджета

Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2022 год):

1. Макао 7,2.

2. Норвегия 4,2.

3. Лихтенштейн 1,6.

4. Гонконг 1,0.

5-6. Швеция и Исландия 0,9.

7-8. Германия и Новая Зеландия 0,7.

9-10. Южная Корея и Нидерланды 0,6.

Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета 0,5%.

Оцените статью
Бизнес Болика