- Габуния возглавит департамент страхового рынка цб, пронин будет курировать коллективные инвестиции
- Интервью директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления кирилла пронина журналу «вестник науфор» | банк россии
- Информация банка россии от 18 мая 2020 г. банк россии централизует регулирование и надзор за субъектами инфраструктуры и инвестиционными финансовыми посредниками
- Профессиональный опыт
- Управляющие компании паевых инвестиционных фондов | банк россии
Габуния возглавит департамент страхового рынка цб, пронин будет курировать коллективные инвестиции
В Банке России с 15 мая произойдет ряд кадровых перестановок.
Так, приказом председателя ЦБ с 15 мая директором департамента страхового рынка ЦБ назначен Филипп Габуния, в настоящее время занимающий должность директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления.
Директором департамента коллективных инвестиций и доверительного управления назначен Кирилл Пронин, в настоящее время занимающий должность заместителя директора департамента страхового рынка.
Ранее ТАСС, ссылаясь на источники на страховом рынке, сообщал, что Филипп Габуния может возглавить департамент страхового рынка.
Игорь Жук возглавлял департамент страхового рынка с февраля 2021 года. 2 марта 2021-го он покинул пост, чтобы сконцентрироваться на развитии собственных проектов.
Страховой рынок много приобретет с приходом Филиппа Габунии. Мы знаем его как профессионала, вдумчиво относящегося к проблемам рынка коллективных инвестиций.
«Думаю, что страховой рынок много приобретет с приходом Филиппа Габунии. Мы знаем его как профессионала, вдумчиво относящегося к проблемам рынка коллективных инвестиций», — говорит гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. Он напоминает, что именно в то время, когда Габуния руководит департаментом коллективных инвестиций ЦБ, регулятор провел глобальную чистку активов пенсионных фондов, ужесточив наказание за нарушения. «Вероятно, эти принципы, отражающие ответственность финансовых институтов перед клиентами, будут перенесены и на страховой рынок. Думаю, это поможет ему стать более прозрачным, наконец прекратятся разговоры о плохом качестве активов у некоторых игроков», — добавил Сосков.
Пройдет очень немного времени и он станет одним их самых авторитетных специалистов страхового рынка.
«К Филиппу Габунии я отношусь тепло, с большой симпатией. Сталкиваясь с ним в деловых вопросах, я всегда отмечал его быстрый свежий ум, добрую щепетильность. Это человек, который отвечает за то, что он говорит и что делает. Я более чем уверен, что он справится с поставленными перед ним задачами, он хорошо разбирается в нынешних экономических реалиях, а в технических вопросах страхования разберется достаточно быстро. Пройдет очень немного времени, и он станет одним из самых авторитетных специалистов страхового рынка», — отметил бывший руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.
Он не ответил на вопрос, стоит ли ждать ужесточения позиции регулятора с приходом Филиппа Габунии. «Не могу сказать, это вопрос тонкий. Меня самого, например, сначала упрекали в излишней жесткости по отношению к страховщикам – я вычистил примерно половину компаний, а потом, напротив, в излишней дружелюбности. Если Филипп сможет завершить процесс чистки рынка от сорняков, ему нужно будет памятник поставить», — сказал Ломакин-Румянцев.
Очень компетентный специалист, при этом в меру жесткий.
«Мне было очень комфортно и приятно работать с Филиппом Георгиевичем. Он очень компетентный специалист, при этом в меру жесткий. Но он не из тех, кто «кошмарит бизнес». Я очень рада, что страховой рынок получил такого куратора», — заявила гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.
Смена руководителей направлений полезна, поскольку обеспечивает системность развития рынков.
«У ЦБ есть практика ротации кадров, недавно, например, были перемены в надзорном блоке», — говорит исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. Кроме того, отмечает он, регулятор придерживается комплексного взгляда на развитие финансовых рынков. «И в этом смысле смена руководителей направлений полезна, поскольку обеспечивает системность развития рынков», — поясняет эксперт.
Страховой рынок — один из непростых секторов экономики.
«Страховое сообщество находится в конструктивном диалоге с Банком России и непосредственно с его председателем. Всю команду мы знаем как профессионалов своего дела и убеждены, что взаимодействие останется таким же продуктивным, каким складывалось все последние годы, — отмечает президент ВСС и РСА Игорь Юргенс. — Страховой рынок — один из непростых секторов экономики, но Габуния прекрасно знаком со структурой инвестиционных инструментов, которые сейчас показывают наибольший рост в страховании жизни. Мы готовы делиться всей имеющейся информацией, обмениваться опытом и делать все необходимые шаги на благо развития страхования».
Приход в страховой надзор человека с инвестиционного рынка может быть даже интересным.
«Назначение человека с инвестиционного рынка на страховой является, на мой взгляд, проявлением горизонтальной ротации кадров, используемой ЦБ в своей кадровой политике. Таким образом регулятор формирует кадровый резерв для дальнейшего карьерного роста. Такая ротация позволяет человеку расти профессионально и наращивать свои компетенции в смежных областях», — говорит генеральный директор страховой компании «Метлайф» Александр Зарецкий.
По его словам, это особенно важно, поскольку Банк России сейчас старается унифицировать политику в разных сегментах финансового рынка: и в банковском секторе, и в пенсионном, и в страховом. «Все указания ЦБ по разным сегментам укладываются в единую концепцию, для всех этих сегментов характерны одни и те же проблемы, к ним применяются одни и те же принципы регулирования. Так что человеку с инвестиционного рынка не составит труда быстро вникнуть в страховую специфику, — указывает Зарецкий. — Приход в страховой надзор человека с инвестиционного рынка может быть даже интересным. У него большой опыт на рынке пенсионных услуг, которыми страховые компании тоже занимаются в рамках накопительного страхования жизни». При этом сильного ужесточения политики ЦБ в связи с кадровыми перестановками гендиректор СК «Метлайф» не ожидает. «Процесс очищения страхового рынка, несомненно, продолжается, но таких резонансных событий, как с «Росгосстрахом», скорее всего, больше не будет. А что касается процесса чистки рынка, то он полезен и для самого рынка, и для потребителей», — добавляет он.
Интервью директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления кирилла пронина журналу «вестник науфор» | банк россии
На всех рынках реализуется общий тренд: количество игроков сокращается, а объемы средств инвесторов – растут
Кирилл Пронин, директор Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального банка Российской Федерации, рассказывает Ирине Слюсаревой об общем состоянии рынка коллективных инвестиций, новых подходах к информационной безопасности и предстоящих изменениях в регулировании.
– Кирилл, как вы оцениваете текущее состояние рынка коллективных инвестиций: в какой фазе он находится, каковы точки роста, устраивает ли регулятора количество и качество игроков, динамика разития рынка?
– Очевидно, что отечественный рынок коллективных инвестиций не только сформировался, но уже достаточно развит. Пытаясь понять, на какой именно фазе развития он находится, надо традиционно анализировать два параметра (причем оба — в динамике): во-первых, количество игроков рынка, во-вторых, показатели их работы — количество клиентов, объем активов. Первый параметр показывает, сколько игроков приходит/уходит (и важно понимать, по каким причинам); второй — насколько рынок интересен инвестору и сколько он туда приносит ресурсов.
Так вот, если посмотреть на тренды последних пяти лет, в течение которых Банк России работает мегарегулятором, то мы увидим, что на всех без исключения рынках, находящихся в сфере его регулирования, реализуется один тренд: количество игроков сокращается, а объемы средств инвесторов — растут. Это совершенно справедливо и в отношении рынка коллективных инвестиций. И говорит, скорее всего, о том, что рынок качественно улучшается.
– По каким причинам участники покидают рынок?
– Причин несколько. С одной стороны, на всех рынках (говорим ли мы об НПФах, управляющих компаниях, спецдепозитариях) идет консолидация участников. Среди негосударственных пенсионных фондов тренд на консолидацию выражен очень ярко. Реализуется он и на рынке УК. Довольно много управляющих компаний покинули рынок, поскольку не смогли выдержать регуляторные требования. Какие-то компании работали с нарушениями, вовлекались в сомнительные операции — они покидали рынок из-за надзорных действий регулятора. Были и те, кто сдавал лицензии добровольно. Бенефициары отдельных компаний понимали, например, что в сегодняшних реалиях у них нет возможности продолжать бизнес, создать новую эффективную бизнес-модель. Это нормальная практика.
Но сейчас снижение количества участников на каждом из названных рынков существенно замедлилось, оно не такое, каким было 2-3 года назад.
При этом приток средств достаточно ярко выражен — и по ПИФам, и по НПФам. Если говорить о рынке паевых фондов, то здесь нас радует динамика роста объема активов открытых фондов. В 2021 году примерно на треть увеличилось количество клиентов открытых фондов и на 45% — объем СЧА. Так, если по состоянию на конец 2021 года СЧА открытых ПИФов составляла 217,8 млрд рублей, то в конце 2021 года этот показатель вырос до 315,3 млрд.
Кроме того, на рынке коллективных инвестиций появился новый инструмент — биржевой фонд. Сейчас их уже 5. В 2021 году они демонстрировали уверенный рост, в них инвестировали порядка 1 млрд рублей — хотя, конечно, здесь существенен эффект низкой базы. Безусловно, на дальнейший рост этого сегмента возлагаются серьезные надежды. Предполагаем, что положительная динамика будет связана, в том числе, с развитием дистанционных каналов продаж.
Вот примерно такова сегодняшняя картина рынка.
– Вы сказали, что сейчас процесс ухода участников с рынка замедлился. Значит ли это, что отрасль нашла состояние нового равновесия?
– Мне кажется, что мы близки к точке равновесия. Конечно, у регулятора всегда имеется ряд вопросов к некоторым участникам рынка. Видимо, какое-то количество отзывов лицензии за нарушения еще случится. Но сейчас мы гораздо ближе к точке равновесия, нежели несколько лет назад.
– Можно ли считать, что рост именно в сегменте открытых ПИФов говорит о восстановлении доверия к индустрии со стороны массового инвестора?
– Здесь, видимо, сходится в одной точке несколько векторов, имеют значение сразу несколько причин. С одной стороны, последствия экономических потрясений действительно остались позади. Мы наблюдаем рост инвестиционной активности населения плюс повышение доверия частных инвесторов к этому инструменту. С другой стороны, если посмотреть на статистику не только ПИФов, но продуктов, сходных с ними по сути (это стандартные стратегии управления в рамках индивидуального доверительного управления, а также инвестиционное страхование жизни), то последние два года в них наблюдался достаточно бурный прирост средств физических лиц. Это было связано, в том числе, со снижением ставок по банковским депозитам. Граждане находились в поиске более выгодных с точки зрения доходности инструментов инвестирования.
– Участники рынка все шире применяют онлайн-методы взаимодействия с клиентами. Требует ли это корректировки подходов Банка России к надзору и регулированию?
– Надзорную работу приходится модернизировать. С одной стороны, сейчас Банк России делает акцент, в том числе, на поведенческий надзор. В рамках такого надзора бизнес-процесс компании оценивается в части взаимодействия с потребителем: как до клиента доносится информация о продукте, как он может реализовать право на получение информации и так далее.
С другой стороны, при развитии онлайн-продуктов на первый план выходят вопросы информационной безопасности, вопросы защиты информации, которую клиент передает участнику рынка, защиты средств на его счетах и так далее.
Банк России гармонизирует законодательную и нормативную базу, постепенно распространяя требования, предъявляемые к кредитным организациям, на некредитные финансовые организации. К примеру, Банк России разработал и утвердил в феврале этого года методические рекомендации по нейтрализации банками угроз безопасности, актуальных при обработке, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверке и передаче информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ. Некредитным финансовым организациям, использующим аналогичные технологии, целесообразно уже сейчас начинать предпринимать меры для обеспечения безопасности.
Понимая, что финансовый бизнес очень сильно уходит в онлайн, регулятор будет постепенно вводить требования, обеспечивающие защищенность клиентов. Разумеется, от информационных угроз должен быть защищен и непосредственно сам бизнес профессиональных игроков.
– Вы сказали, что требования будут вводиться постепенно. Что в данном случае следует понимать под словом «постепенно»?
– Недавно прошли обсуждения проекта Положения «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций». Проект ведет Департамент информационной безопасности Банка России. Мы провели ряд встреч с участниками рынка, стремились оценить возможные объемы затрат финансовых компаний, необходимую степень защиты для разных масштабов и моделей бизнеса. Состоялся ряд достаточно длительных и насыщенных дискуссий. Как мне кажется, была найдена золотая середина — в том числе, по сроку вступления документа в силу. Участники рынка смогут заблаговременно и качественно подготовиться к соблюдению всех новых требований.
По нашей информации, наиболее серьезные и продвинутые участники соответствующие меры безопасности в своих ИТ-системах уже внедрили. Для них новые требования не станут неожиданностью. Для прочих предусмотрен достаточно длительный и комфортный период вступления норм в силу.
В ближайшее время документ будет направлен в Минюст. У компаний уже сейчас есть возможность проводить предварительный анализ соответствия своих систем указанным в нем требованиям, составлять планы по оптимизации информационной безопасности.
Часть стандартных требований к обеспечению информационной безопасности должна будет выполняться сразу после вступления в силу положения. В нем также предусмотрен достаточно длительный переходный период для тех некредитных финансовых организаций, которые должны будут выполнять повышенные требования. В документе сроки вступления в силу различных требований распределены вплоть до 2023 года.
Для управляющих компаний предусмотрен базовый набор требований, который им совершенно точно будет посилен. Мы здесь опирались на мнение и участников рынка, и саморегулируемых организаций. Думаю, для индустрии это будет подъемная история. С другой стороны, отсутствие нормальной системы защиты информации, несоблюдение норм информационной безопасности — это вещи, критичные для сохранения доверия к участникам рынка со стороны потребителей. Поэтому введения в силу подобных требований избежать невозможно.
– В конце 2021 года в Банке России произошла реструктуризация надзора за участниками РКИ. Почему было принято решение реструктуризировать надзор? Как он будет функционировать? Оправдала ли себя система кураторов для участников?
– Не сказал бы, что имела место какая-то значимая реструктуризация. Все-таки речь больше идет о внутренней оптимизации процессов в Банке России: на платформе департамента в конце 2021 года был объединен надзор не только за крупнейшими участниками рынка, но и за теми компаниями, которые расположены в Центральном федеральном округе. Соответственно, подразделение, которое прежде находилось в главном управлении по ЦФО, вошло в состав нашего департамента. В этой части мы, главным образом, снизили внутренние издержки. Думаю, что это благотворно скажется и на отношениях с участниками рынка. В ЦФО базируются достаточно крупные управляющие компании, теперь коммуникация между ними и департаментом будет спрямлена. Взаимодействие будет проще и чаще. Кроме того, кураторы, которые влились в состав нашего департамента, смогут теперь использовать опыт коллег, осуществлявших надзорную практику в отношении крупнейших компаний страны. У сотрудников надзора произойдет взаимное обогащение компетенциями.
– Как может выглядеть сбалансированная картина рынка, в каких пропорциях должны существовать (приблизительно) фонды различного типа?
– Думаю, что ответа на этот вопрос нет. Конечно, хотелось бы, чтобы доля открытых ПИФов на нашем рынке существенно выросла — и по количеству клиентов, и по объему активов. Ведь это говорит и о зрелости рынка, и о возрастающем качестве услуг на нем. С другой стороны, фондовый рынок — своего рода производная от экономики. Отечественная экономика имеет определенную структуру, определенную историю. Соответственно, около 78% всех фондов сейчас составляют закрытые фонды, большинство из них предназначены для квалифицированных инвесторов. В такие фонды упаковано очень много кэптивных проектов. Формат закрытого ПИФа позволяет собственнику оптимальнее структурировать управление бизнесом. Это вполне нормальная рыночная практика.
Но сейчас наблюдается рост и открытых фондов. Уверен, он продолжится, хотя темпы роста вряд ли можно точно прогнозировать.
Могу предположить, что планируемые изменения в закон об инвестиционных фондах (непременно поговорим о них чуть позже) будут способствовать если не росту закрытых фондов, то сохранению их численности. Поскольку они откроют дополнительные инвестиционные возможности и позволят снизить издержки по управлению закрытыми паевыми фондами для квалифицированных инвесторов.
– В каких законодательных и нормативных изменениях нуждается отрасль? как будет развиваться регулирование РКИ в текущем году?
– В развитии регулирования реализуется несколько трендов. Во-первых, регулятор в целом расширяет инвестиционные возможности для квалифицированных инвесторов — в нашем случае, для инвесторов в паевые фонды. Далее, мы стремимся усиливать защиту инвестора и повышать его доверие к рынку. В-третьих, внедряем лучшие международные практики, направленные на развитие рынка. Ну и, конечно, внося те или иные изменения, мы непременно учитываем мнение индустрии.
Сейчас при участии Банка России планируется два больших блока регуляторных изменений в закон об инвестиционных фондах. Первый блок предусматривает значительное число изменений — таких, как возможность выдела имущества фонда для квалифицированных инвесторов в натуре, выплата дохода из открытых и интервальных фондов, возможность передачи в оплату паев таких фондов имущества. Этот законопроект также включает отказ от регистрации Банком России правил доверительного управления фондов для квалинвесторов, вместо этого будет введена процедура согласования со спецдепозитарием. Аналогичные изменения произойдут и с отчетами о прекращении фонда. Поскольку на отечественном рынке существует довольно большое количество фондов для квалифицированных инвесторов, то это довольно большой объем работы. Он будет перенаправлен в специализированные депозитарии. Уверен, это будет позитивным и для рынка, и для регулятора.
Второй блок изменений в ФЗ-156 связан с дополнительным расширением инвестиционных возможностей для фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Мы планируем разрешить управляющим компаниям, которые работают с такими фондами, совершать сделки с потенциальным конфликтом интересов. Сейчас заключение таких сделок ограничено законом. Например, это могут быть сделки одного фонда для квалинвесторов, совершаемые с другим таким же фондом, если оба они находятся под управлением одной УК. Либо совершение сделок от имени фонда между управляющей компанией и юридическим лицом, связанным с этой УК. По сути, это кэптивные сделки. Требования к ним формальные, рисков там нет. Но мы нередко видим, что для формального соблюдения ограничений, прописанных в статье 40 закона, бизнес вынужден создавать какие-то промежуточные звенья. Поэтому издержки на соблюдение формальных требований вполне реальны, компании несут затраты: на операции перерегистрации, на банковские транзакции и так далее. Устранение подобных барьеров для фондов с квалинвесторами позволит издержки снизить. Но при этом в качестве противовеса и дополнительной меры по защите прав инвесторов должен появиться еще один инструмент — механизм управления конфликтом интересов. Этот механизм мы планируем ввести уже для всей индустрии паевых фондов в целом.
Для большинства индустрий предусмотрены требования по управлению конфликтом интересов: это касается и брокеров, и доверительных управляющих, и пенсионных фондов. Но для УК паевых фондов требования по управлению конфликтом интересов, а также ответственность за ненадлежащее управление таким конфликтом, по сути, отсутствуют. Между тем управление конфликтом интересов, информирование клиента о возникновении такого конфликта и его предотвращение — один из ключевых моментов для того, чтобы доверие к рынку продолжало возрастать.
Соответственно, здесь мы идем отчасти в кильватере и других сегментов рынка, и международной практики. Введение требований по управлению конфликтом интересов будет серьезно способствовать защите прав пайщиков. Параллельно мы предусмотрим обязанность управляющей компании (в отдельных случаях — спецдепа) возмещать клиенту убытки, если эти структуры действовали в условиях конфликта интересов, не уведомив об этом клиента.
– Управление конфликтом интересов происходит исключительно через введение конкретных юридических конструкций?
– Да, в законе будет прописано понятие конфликта интересов и обязанность компании управлять им, ответственность за неисполнение указанных требований…
– …и четкий перечень типов конфликта?
– Четкого перечня в законе не будет. Детализация будет произведена, как планируется, в нормативном акте Банка России. Прописывать все детали в законе вряд ли имеет смысл: здесь можно либо создать чрезмерно жесткую конструкцию (увеличив нагрузку на участника рынка), либо, наоборот, чего-то существенного не учесть.
Есть еще одно нововведение (очень надеюсь, что оно будет проведено в текущем году): это изменение требований к раскрытию информации управляющими компаниями. Разработана соответствующая концепция. В рамках этой концепции планируется устранить ряд избыточных, на наш взгляд, требований: например, требование раскрывать информацию в печатном издании. Будет введено требование о раскрытии информации только на сайте управляющей компании. С другой стороны, будет введено понятие «ключевая инвестиционная информация» — перечень самой важной информации о компании и продукте; будет также предпринята попытка стандартизировать формат раскрытия информации — с тем, чтобы клиент получал информацию в достаточно единообразном порядке и форме, имел возможность ее сравнивать. Это сделает доступ к информации более комфортным для клиента. А с другой стороны, избавит УК от избыточных издержек.
– Будет ли информация раскрываться где-то централизовано?
– Мы такую возможность пока не предусматриваем и не обсуждаем.
Полагаем, что базовый ресурс — сайт управляющей компании. При этом, как уже сказано, должен быть обеспечен единый формат представления информации.
– Следует ли предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы сделать отрасль коллективных инвестиций привлекательной для розничного инвестора?
– Рынок, как я уже говорил, стал достаточно зрелым. Компании неплохо научились продавать свои сервисы и продукты. Но, конечно, преимуществами обладают те участники рынка, которые имеют доступ к банковским каналам продаж. Исторически так сложилось. Малым и средним компаниям в банковские сети попасть непросто. Дополнительным импульсом для их развития (если они предлагают действительно качественный продукт) станет реализация проекта по созданию Маркетплейса. Сейчас ведется интенсивная работа в этом направлении. В число пилотных проектов, связанных с запуском Маркетплейса, входит продажа инвестиционных паев. Очень надеюсь, что в рамках этого проекта появятся витрины для продажи продуктов небольших компаний и это даст толчок всей индустрии коллективных инвестиций в целом.
В этом году мы проводим исследование рынка, цель которого понять, какие каналы продаж сегодня используют управляющие компании. Отдельное внимание хотим уделить электронным и интернет-каналам продаж, оценить барьеры, которые мешают развитию электронной дистрибуции, чтобы в дальнейшем устранить их.
– Следует ли давать управляющим компаниям возможность работать с ИПК?
– Управляющие компании работают сейчас со средствами пенсионных накоплений и будут продолжать это делать. Они работали и будут работать по договорам с пенсионными фондами. Эти возможности никуда не уходят. Вопрос допуска управляющих к управлению средствами ИПК, наряду с негосударственными пенсионными фондами, сейчас пока не рассматривается. Детали можно будет обсуждать уже после того, как будет опубликован закон об ИПК.
– Будет ли меняться функционал специализированных депозитариев?
– В текущем году мы планируем опубликовать консультативный доклад, посвященный деятельности специализированных депозитариев. Работа уже начата. Мы хотим оценить перспективы развития этой индустрии, понять, насколько она сама готова осуществлять дополнительные функции и насколько это отражает потребности инвестора.
Сегодня специализированные депозитарии являются вполне зрелыми и качественными структурами: они немногочисленны, высокотехнологичны, дорожат своими лицензиями, имеют достаточно высокие бюджеты и активно инвестируют в информационные технологии. По нашему мнению, передача управляющими компаниями спецдепам функций ведения бэк-офиса и составления отчетности в отношении ПИФов будет способствовать развитию индустрии коллективных инвестиций. Небольшие участники рынка будут избавлены от расходов по ведению бэк-офиса и смогут сконцентрироваться на качественном управлении портфелями. Другое дело, что здесь потребуется решить вопрос о распределении ответственности. Мы не можем допустить, чтобы возникла ситуация, в которой ответственность за качество выполнения функции, достоверность данных не хочет нести ни одна из сторон. Также в настоящий момент мы изучаем опыт зарубежных рынков по осуществлению схожими институтами (депозитарии, кастодианы) функций администраторов фондов.
Уверен, мы найдем решение этой задачи.
Возможно, у индустрии есть и другие идеи относительно дополнительных функций специализированных депозитариев, будем готовы их обсудить.
– В решении каких проблем рынка коллективных инвестиций регулятору могло бы понадобиться сотрудничество со СРО?
– Полагаю, здесь было бы правильно говорить о сотрудничестве регулятора с саморегулируемыми организациями не только на рынке КИ, но вообще на всех рыночных сегментах.
Сегодня саморегулирование является неотъемлемой частью инфраструктуры финансового рынка. Мне кажется, что прежде всего СРО должны заботиться о том, чтобы на рынке присутствовала добросовестная конкуренция.
– Каким образом?
– В частности, через применение стандартов. Нам в ближайшее время предстоит совместно с участниками рынка разработать Базовые стандарты для коллективных инвесторов. Однако появление базовых стандартов не должно умалять роли внутренних стандартов СРО, которые могли бы заполнять определенные пробелы в регулировании или способствовать формированию у участников рынка добросовестных практик, чего сейчас не хватает.
Тут можно привести в качестве хорошего примера внутренний стандарт НАУФОР (он сейчас дорабатывается с участием Банка России) по определению стоимости чистых активов ПИФов. На методику этого расчета распространяется требование МСФО 13 «Определение справедливой стоимости». Это является серьезной проблемой для участников рынка, поскольку сама по себе процедура достаточно сложна, далеко не все участники рынка имеют соответствующие компетенции в этом вопросе. Единый стандарт должен облегчить жизнь большинству компаний, но необходимо, чтобы он был качественным. Сейчас он дорабатывается. Очередная версия стандарта была утверждена Советом НАУФОР, возможны еще какие-то текущие доработки. Но в целом этот стандарт — один из примеров того, чего мы ожидаем от саморегулирования.
Весьма важно также, чтобы СРО было способно осуществлять контроль за соблюдением базовых и внутренних стандартов на должном уровне: желательно, чтобы СРО находила проблемы в деятельности своих членов чуть раньше, нежели регулятор. Уверен, что саморегулируемые организации должны такие проблемы видеть. И либо расставаться с компаниями, которые не готовы соблюдать требования, исключая их из своих рядов, либо подключать к процессу регулятора.
И, конечно, СРО — это площадка, на которой должен осуществляться диалог участников рынка с регулятором, а также формироваться консолидированное мнение индустрии по тем или иным вопросам, связанным с дальнейшим развитием рынка.
Автор: Ирина Слюсарева
«Вестник НАУФОР», 15.04.2021
15 апреля 2021 года
Информация банка россии от 18 мая 2020 г. банк россии централизует регулирование и надзор за субъектами инфраструктуры и инвестиционными финансовыми посредниками
Департамент инфраструктуры финансового рынка (ДИФР) и Департамент инвестиционных финансовых посредников (ДИФП) начнут работу в структуре Банка России с 1 июня.
Растущая значимость инфраструктурных организаций, обусловленная предоставлением ими высокотехнологичных финансовых услуг не только профессиональным участникам рынка, но и их клиентам, диктует необходимость гармонизации подходов к регулированию и надзору за инфраструктурой. В сферу контроля нового департамента войдет большинство субъектов инфраструктуры финансового рынка, включая платформенные сервисы.
Департамент инфраструктуры финансового рынка будет создан на базе Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка (ДРЦБиТР). Он будет осуществлять регулирование и надзор за центральным депозитарием, центральным контрагентом, регистраторами, депозитариями, репозитариями, клиринговыми организациями, организаторами торговли, ценовыми центрами, операторами товарных поставок.
Кроме того, в зону ответственности ДИФР войдут кредитные рейтинговые агентства и субъекты рынка в сфере краудфандинга — операторы инвестиционных платформ, а также специализированные депозитарии.
В перспективе к его компетенции также будут отнесены новые субъекты инфраструктуры, для регулирования деятельности которых в данный момент только готовится законодательная база. В частности, операторы финансовых платформ (маркетплейс), регистратор финансовых транзакций.
В свою очередь создание департамента, ответственного за инвестиционных финансовых посредников, позволит повысить эффективность надзора и регулирования на рынках, на которые в последние годы массово приходят инвесторы — физические лица.
В настоящее время финансовые организации, занимающиеся юридически различными видами деятельности, часто предлагают клиентам схожие по экономической сути и набору рисков инвестиционные продукты. Это касается и самых популярных у розничных клиентов продуктов. Например, управляющие компании предлагают услуги как по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами, так и в рамках стандартных стратегий по договорам индивидуального доверительного управления (в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов), однако эти виды деятельности в настоящий момент регулируются разными департаментами Банка России.
Концентрация компетенций в одном департаменте позволит в большей степени гармонизировать требования к финансовым посредникам, предоставляющим инвестиционные услуги, обеспечить соблюдение единых принципов надзора, оптимизировать надзорную и регуляторную нагрузку на участников финансового рынка.
Департамент инвестиционных финансовых посредников будет создан на базе Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления. С 1 июня в его ведение перейдут профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые сейчас поднадзорны ДРЦБиТР: брокеры, дилеры, форекс-дилеры, доверительные управляющие, инвестиционные советники. Кроме того, ДИФП будет осуществлять регулирование и надзор за негосударственными пенсионными фондами, Пенсионным фондом Российской Федерации (в части инвестирования средств накопительной пенсии), управляющими компаниями, акционерными инвестиционными фондами, агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев.
С 1 июня 2020 г. в структуре Банка России заработают новые департаменты, которые помогут централизовать регулирование и надзор за субъектами инфраструктуры и инвестиционными финансовыми посредниками. Это Департамент инфраструктуры финансового рынка и Департамент инвестиционных финансовых посредников. Разъяснены их основные функции.
Профессиональный опыт
С 1999 года – специалист по проведению рекламных кампаний, «Филипп Моррис сэйлз энд маркетинг».
С 2002 года – бухгалтер по оплате счетов, «Филипп Моррис сэйлз энд маркетинг».
В 2003 году – работа по договору оказания услуг, Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов.
С 2003 по 2004 год – работа по договору, «Центр исследования бюджетных отношений».
С 2004 по 2005 год – аналитик, «Центр исследования бюджетных отношений».
С 2005 по 2008 год – старший аналитик, «Центр исследования бюджетных отношений».
В 2008 году – руководитель направления по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, «Центр исследования бюджетных отношений».
С 2008 по 2021 год – начальник отдела методологии целевого планирования департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования, Министерство экономического развития Российской Федерации.
С 2021 года – заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования, Министерство экономического развития Российской Федерации, г. Москва.
Занимал должность директора департамента формирования Единого экономического пространства Министерства экономического развития РФ.
Являлся советником председателя Центрального банка РФ.
С января 2021 года – директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального банка РФ.
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов | банк россии
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 156-ФЗ, управляющая компания осуществляет доверительное управление фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, совершает сделки с имуществом фонда от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
Так, с учетом положений, установленных подп. 5 п. 1 и п. 7 ст. 40 Федерального закона № 156-ФЗ, а также п. 3 Указания № 4885-У, управляющая компания, действующая в качестве доверительного управляющего активами фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, вправе заключать договоры займа, если правилами доверительного управления фондом предусмотрено заключение таких договоров.
Одновременно следует отметить, что отношения, возникающие в связи с предоставлением кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Федеральным законом № 353-ФЗ.
При этом профессиональная деятельность по предоставлению указанных займов в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 353-ФЗ осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Учитывая, что деятельность управляющих компаний, имеющих лицензию, регламентируется Федеральным законом № 156-ФЗ, которым не предусмотрена возможность предоставления физическим лицам потребительских займов, управляющая компания не вправе выдавать физическим лицам такие займы, а также, учитывая положение п. 1 ст. 12 Федерального закона № 353-ФЗ, не вправе заключать договор уступки права требования к заемщику по договору потребительского займа.
В отношении возможности выдачи управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление фондом, кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, необходимо отметить следующее.
Изменения, внесенные в Федеральный закон № 353-ФЗ, устанавливают закрытый перечень организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Таким образом, с 01.10.2021 управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего активами фонда, не вправе осуществлять указанную выше деятельность. Кроме того, учитывая требования, содержащиеся в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 353-ФЗ, а также п. 1 ст. 47 Федерального закона № 102-ФЗ, управляющей компании не может быть осуществлена уступка прав (требований) по договору потребительского кредита (займа), обеспеченного ипотекой.