Виды и организационные формы иностранных инвестиций — мегаобучалка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………..3
I. Иностранные инвестиции, их сущность и использование……………………………4
1. Виды и организационные формы иностранных инвестиций………………………………4
2. Последствия использования иностранных инвестиций………………………………….6
3. Государственное регулировании привлечения иностранных инвестиций……………………..8
II. Международная практика и участие иностранного капитала в отечественной экономике…………………………………………………………………………………………………………10
1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций…………………………………..10
2. Основные инвесторы капитала……………………………………………………………….13
3. Роль иностранных инвестиций в российской экономике и источники финансирования…………………………………………………………………………….15
III. Инвестиционные проекты………………………………………………………………18
1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………………………18
2. Оценка эффективности инвестиционного проекта на примере
фирмы по производству строительных изделий из древесины………………..20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………….24
Введение
Современные рыночные экономические отношения в России сложились относительно недавно и прошли через определенные этапы: начальный этап, этап становления и развития инфраструктуры и законодательной базы рыночных отношений; развитие отдельных направлений рыночных структур, инструментов и методов реализации рыночных отношений.
Развитие экономической системы в целом и отдельных фирм в частности базируется на расширении и совершенствовании их деятельности, что требует инвестирования средств в различные проекты, программы, организацию фирм и т.д. Таким образом, инвестиционная деятельность, реализуемая через инвестиционные проекты, является одним из важнейших направлений развития рыночных отношений, которое обеспечивает расширенное воспроизводство, обновление его технологического и технического уровня, реструктуризацию производства, повышение конкурентоспособности фирм. Практическая значимость инвестиционной деятельности отражается в высокой потребности в инвестиционных ресурсах и в активном внимании к инвестиционной деятельности законодательной и исполнительной власти.
Ни одна страна не может развивать свою экономику без инвестиций. Особенно это касается нашей страны, в которой внутренние инвестиции за последние годы крайне малы.
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и леса. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукщш и машиностроения.
Целью курсовой работы является оценка эффективности использования иностранного капитала на примере фирмы по производству строительных изделий из древесины. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Ø отразить пути осуществления иностранных инвестиций, формы
привлекаемых инвестиций и их сущность,
Ø оценить эффективность инвестиций,
Ø выявить характерные причины, препятствующие привлечению и росту западных капиталовложений,
Ø определить сущность международных организаций, участвующих в предоставлении финансовой помощи России,
Ø рассмотреть основы государственного регулирования иностранных инвестиций.
I. Иностранные инвестиции
Виды и организационные формы иностранных инвестиций
Инвестиции — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента. Иностранные инвестиции — вложения капитала иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.[1]
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных видах. Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, помощи. Частные — это средства частных инвесторов; смешанные иностранные инвестиции — вложения, осуществляемые за рубежом совместно государством и частными инвесторами. Осуществляются путем:
Ø создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
Ø создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств:
Ø приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий,
имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
Ø приобретение прав пользования землей и иными природными
ресурсами, а также иных имущественных прав и др.;
Ø предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и
т.п.
Прямыми иностранными инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые инвестиции обеспечивают иностранным инвесторам, юридическим и физическим лицам право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий. Прямые вложения прежде всего, активизируется деятельность частного сектора;
— расширяется выход на внешние рынки,
— облегчается доступ к новым технологиям и методам управления.
В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.
Портфельными иностранными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, векселей и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Портфельные инвестиции не дают вкладчикам права участвовать в управлении предприятием.
В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяются на предпринимательские и ссудные. Предпринимательские инвестиции — прямые и косвенные вложения в различные виды бизнеса; ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента. В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.
1) Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
2) Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов. В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть:
Ø официальная государственная помощь развитию;
Ø кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов;
Ø техническая помощь;
Ø экспортныекредиты;
Ø облигационные займы и др.
Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческиебанки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. Помимо вышерассмотренных форм инвестиций существуют еще и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Рассмотренные два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Прямым инвестициям целесообразно использовать альтернативные формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным путем соблюдения национальных интересов и быстрой окупаемостью капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики, а приток прямых инвестиций следует ограничить.
§
Иностранные инвестиции в настоящее время превратились в мощный фактор конкурентоспособности и экономического роста, они существенно усилили интеграцию национальных экономик в мировой рынок и стали движущей силой роста производства и мировой экономике.
В международном переливе капитала заинтересованы как вывозящие
его компании и страны, так и компании и страны-реципиенты. Первые
таким путем осваивают новые рынки сбыта, увеличивают свои прибыли и,
соответственно, доходы государственных бюджетов. Вторые получают
дополнительные инвестиции, более высокие технологии, квалифицированный менеджмент и маркетинг, а значит и ускорение темпов технико-экономического развития. Инвестиционный фактор играл важную роль в повышении конкурентных позиций во всех индустриально развитых странах, создавая им преимущества перед остальным миром. Большие объемы капиталовложения и эффективное их использование позволяли компенсировать недостаток или потерю конкурентных преимуществ, связанных для одних сторон с природными ресурсами, для других с географическим положением, и почти для каждой из них с дефицитом или дороговизной рабочей силы. Работнику здесь выплачивается более высокая заработная плата (на 20—25%) по сравнению с национальными компаниями и гарантируются более выгодные социальные условия.
В современных условиях быстрого развития экономики, основанной на знаниях, применяется и структура «корпоративных преимуществ» ТНК: самое большое значение среди них приобретает быстрый прогресс в инновационной деятельности применении новейших технологий. Кроме того, они устанавливают тесные связи с научными учреждениями, с системой подготовки кадров и информации, используя возможности доступа ТНК на национальные рынки, где их присутствие способствует обострению конкуренции.
Между тем, расширение деятельности ТНК приносит и негативные
последствия. Транснациональный капитал нередко вытесняет национальный капитал из экономики страны.
Вместе с тем, как видно из предыдущего примера, иностранные инвестиции могут оказывать и отрицательное воздействие на принимающую страну. Чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране. Кроме того, иностранные компании заинтересованы в переносе опасных и вредных производств из своих стран.
В России, как и в некоторых развивающихся странах наблюдается узость рынка сбыта продукции, зачастую не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения.
Правительства государств с низким и средним уровнем международной конкурентоспособности производства вынуждены также искусственно создавать на внутреннем рынке для импортных товаров примерно равную с отечественными конкурентоспособность за счет ввозных таможенных пошлин и количественных ограничений импорта.
Важная сторона проблемы экономических последствий импорта капитала — его воздействие на инфляционные процессы. Иностранное инвестирование начинается с предоставления определенных денежных средств или займов, используемых зарубежными инвесторами на приобретение акций и других ценных бумаг, на строительство новых или скупку действующих предприятий в принимающей стране. Казалось бы, поток денег из-за рубежа расширяет обшие объемы денежной массы сфере обращения и способствует усилению инфляции. Однако в действительности импорт капитала в денежной форме в основном увеличивает не массу денег в обращении, а предложение товаров и услуг.
Нередко иностранные инвестиции существенно сдерживают экономическое развитие. Это происходит тогда, когда зарубежные фирмы, конкурирующие на рынке определенной продукции с национальными фирмами, скупают предприятия с целью устранения конкурентов, и экономическое развитие сдерживается появлением монополии. Часто существует опасность переноса в страну (в результате импорта капитала) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан. Зарубежные инвестиции нередко используют для подрыва национальной безопасности принимающей страны, ущемления ее суверенитета. Именно этим во многом обусловлено недоверчивое, а иногда и враждебное отношение некоторых государств к импорту капитала.
В каждой стране существует законодательно закрепленный перечень видов деятельности, запрещенных для иностранного инвестирования. Такая позиция продиктована стремлением обеспечить охрану государственной тайны, исключить нанесение ущерба национальной безопасности и обороне и стратегическим интересам страны. Государство должно обладать всеми возможностями и средствами для защиты своей безопасности, экономической независимости, обороноспособности, защиты нравственного здоровья и жизни людей, охраны природных и культурных ценностей и окружающей среды.
Как считают специалисты, иностранный капитал нередко «подминает» национальный капитал, либо вытесняет его из прибыльных отраслей. Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже завершающих жизненный цикл. Одной из признанных опасностей, связанных со значительным притоком иностранного капитала (особенно на краткосрочной основе), является то, что этот приток может не только привести к уменьшению внутренних накоплений, но и подменить усилия по мобилизации внутренних ресурсов на инвестиционные цели. Пагубность этих последствий усиливается в случае изъятия инвесторами своих средств в периоды финансовой нестабильности.
Если прямые инвестиции могут считаться относительно стабильными, т. к. их нельзя мгновенно вывезти из страны, то движение капитала в форме портфельных и прочих инвестиций может порождать нестабильность мировой экономики. Портфельные и прочие инвестиции, которые могут быстро перемещаться из одной страны в другую в поисках более высокой нормы прибыли, часто ведут к тяжелой экономической ситуации, вызывая финансовые кризисы в странах из которых они уходят. Кризис в Юго-Восточной Азии яркое подтверждение того, что движение «горячих денег» может привести к кризису.
Быстрый рост инвестиций не остаются без внимания политических и деловых кругов. В большинстве своем они не препятствует привлечению иностранного капитала. Между тем, споры о пользе и вреде иностранных инвестиций не утихают ни в развитых, ни в развивающихся странах. И политики обычно очень внимательно следят за результатами деятельности иностранных компаний, за соблюдением ими правил поведения на национальном рынке. Основными противниками иностранных инвестиций в принимающих странах становятся местные производители аналогичных товаров. Они оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства протекционистских мер.
Однако практика показывает, что страна, принимающая зарубежные инвестиции предпринимательского капитала, в целом выигрывает от их притока. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, а также местные и федеральные органы управления, получающие налоги, выигрывают больше, чем теряют местные фирмы. Возможность положительных технологических и кадровых изменений вызывать у правительств стремление стимулировать приток предпринимательскою капитала из-за рубежа, а не вводить протекционистские меры. В конечном счете, международная миграция предпринимательского капитала способствует росту мирового продукта.
§
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю.
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции; с обоснованием перспектив социально-экономического развития страны; с определением степени инвестиционной активности и выявлением приоритетов, которым правительство страны будет отдавать предпочтение в предстоящие годы.
Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы: прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот.
Сегодня основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 18.12.2006) и Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2006).
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от опм собственности.2[2]
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.3[3]
Важный фактор привлечения иностранных инвестиций — это предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов государственная поддержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других, правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).
В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде свободных экономических зон).
Таможенная служба, наряду с другими государственными органами, призвана обеспечивать соблюдение государственных гарантий и прав иностранных инвесторов, защитить их вложения в российскую экономику, контролировать предоставление налоговых и таможенных льгот им, препятствовать проникновению криминальною иностранного капитала в Россию, который после «отмывания» возвращается назад.4[4]
Таможенное регулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на жесткий валютный контроль за нелегальным оттоком инвалютного капитала из страны через экспортные и импортные контракты. При этом, безусловно, нужно учитывать сложившиеся международные правила торговых отношений, тенденции в сближении национальных принципов и норм, в упрощении и рационализации таможенных процедур.
Вторым важным фактором можно назвать систему экономических стимулов — льгот для иностранных инвесторов. В частности, предлагается зафиксировать в Законе о таможенном тарифе освобождение от импортных пошлин товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятий и применяемых в производственных целях (за исключением подакцизных товаров). При этом предполагается необходимый контроль за использованием соответствующих товаров.
От инвестиций и инвестиционной политики государства в огромной степени зависит развитие производственного потенциала страны, темпы экономического роста, развитие всей инфраструктуры. Современная инвестиционная политика — основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, освоения территорий и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии регионов страны, обеспечения занятости населения, развития науки и техники. Решения экологических проблем.
§
Поставленная перед правительством России задача удвоения ВВП до 2022 г. во многом связана с активизацией инвестиционного процесса в стране. Для России, существенно состарившей свои основные фонды в период 90-х гг. прошлого века и начала нынешнего, вопрос об инвестициях встал сейчас особенно остро. В России наблюдается дефицит национальных инвестиционных ресурсов в последние десятилетия, поэтому анализу большей частью подвергаются иностранные инвестиции. В настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют:
Ø политическая нестабильность;
Ø инфляция;
Ø несовершенство законодательства;
Ø неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;
Ø недостаточное информационное обеспечение.
Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.
Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.
На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов. Весьма негативным фактором влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется:
Ø разногласиями между исполнительной и законодательной властями;
Ø центром и субъектами Федерации;
Ø наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах;
Ø социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ);
Ø разгулом преступности и бессилием властей;
Ø неблагоприятным для инвесторов законодательством;
Ø спадом производства;
Ø непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность сталкивается со множеством бюрократических препятствий, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социо — культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и сталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Наглядная картина позволит нам проследить процесс инвестирования в экономику некоторых стан. Например, в 2003 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 2,2 трлн. $, в том числе США принадлежит 512 млрд. $, Японии 361 млрд. $, Великобритании 253 млрд. $. На долю этих трех стран приходится 1126 млрд. $, или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану.
В России отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводетвеннуш сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах). Таким образом инвестиционный климат России нельзя назвать не только идеальным, но даже хорошим, привлекательным.
Однако, как свидетельствует рейтинг журнала «Эксперт», в России имеется целый ряд регионов с приемлемым инвестиционным климатом и инвестор, оценив свои возможности, резервы и риск, на который он может пойти, вполне может найти регион, где он сможет успешно осуществить инвестиционную деятельность.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы похожими, но не одинаковыми мотивами. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов McDonald’s), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). Однако этот вид инвестиций приемлем для стабильных и крупных предприятий. Для средних же риск наиболее очевиден, так как Прямые инвестиции считаются стабильнее портфельных, которые могут быстро перемещаться из одной страны в другую, для таких предприятий портфельные инвестиции выгоднее. Для России прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем просто финансирование капиталовложений в экономику. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Очевидно, России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая инвестиция способствует будущему увеличению экономической мощи.
§
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:
Ø содействия экономическому росту страны;
Ø обеспечения экономического суверенитета страны и (или) получения
максимально возможных экономических преимуществ.
Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами. Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
Ø политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала — наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала.
Ø политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не эффективность.
Как правило, государство параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно из этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и интересов соответствующих групп населения.
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме прямых зарубежных инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (с 37% до 44% и с 1% до 10%). Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до Второй Мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на
отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают
страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное
поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь
преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а
внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером
капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых
инвестиций даже превышает их отток.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в
норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам.
Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество
иностранных инвесторов, особенно японских. Приток капиталовложений США способствует развитию не только импорта, но и экспорта стран-получателей инвестиций, поскольку значительную часть своих потребностей в сырье, комплектующих и оборудовании филиалы американских компаний удовлетворяют за счет закупок в стране пребывания. Увеличению закупок комплектующих зарубежными филиалами компаний США способствует и политика ряда развивающихся государств, направленная на увеличение доли национальных компонентов и материалов в стоимости готовой продукции, выпускаемой американскими филиалами. Такой политики придерживаются страны АСЕАН (кроме Таиланда) и многие государства Латинской Америки.
В США, Швеции, Австралии, Бельгии, до недавнего времени в Китае, действует режим наибольшего благоприятствования. Его суть: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства, гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны и таким образом является решающим при создании равных конкурентных возможностей между инвесторами различных государств. Одновременно есть исключения из РНБ:
Ø исключения общего плана (например, в отношении национальной безопасности),
Ø исключения, основанные на взаимных договоренностях (вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности),
Ø особые исключения, основанные на односторонней основе.
В качестве примеров исключений из РНБ можно привести практику КНР. В законодательстве которой записано, что исключением является любое соглашение о формирование таможенного союза, зоны свободной торговли, стимулирования приграничной торговли. В Мексике исключения из РНБ касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ.
Национальный — это режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам по крайней мере такой же благоприятный режим, как и для национальных предпринимателей, стремится обеспечить конкурентное равенство между национальными и зарубежными инвесторами. По законодательству Мексики, например, исключения из национального режима включают в себя стратегические отрасли — нефтедобыча, нефтехимическая индустрия, электроэнергетика, почта, радио, телеграф; сферы, закрепленные за мексиканскими юридическими и физическими лицами — туризм, розничная торговля бензином.
В последние годы распространилась концепция предоставления справедливого и равноправного режима в инвестиционных соглашениях между странами. В первые послевоенные годы этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, проект создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 году из-за негативной позиции США). Термин имеет минимум два возможных понятия:
Ø к сторонам, имеющим привилегии, относятся равно и справедливо;
Ø к сторонам, имеющим привилегии, относятся с учетом международного минимального стандарта для инвесторов.
Принцип транспорентности требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, а также объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и другое.
Инвестиционная политика определяет основные условия допуска и функционирования зарубежных инвестиций, права собственности и требования контроля, отраслевые ограничения, условия деятельности.
§
Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала. Однако, до того как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации.
Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении финансовой помощи России, различна.
Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты от него лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам.
Банк специализируется на двух видах кредитов:
Ø целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции.
Ø программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики, например провести либерализацию торговли. В этом случае кредит не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.
Третья влиятельная и кредитная организация это Европейский банк реконструкции и развития. (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример «банка регионального развития», главная задача которого содействовать долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных правительств.
Эта помощь принимает по меньшей мере две формы:
Ø во-первых, правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера.
Ø во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.
Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям.
За 2001 — 2004 гг. России 2,5 млрд. долл. выделили МВФ, 500 млн. Всемирный банк и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР. Кроме того, Россия получила порядка 2 млрд. долл. от западных правительств в виде безвозмездных ссуд.
В 2003 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании.
Американские инвесторы…
Первое место по размеру иностранных инвестиций в российскую экономику прочно удерживают США. В 2002 году инвестиции США в Россию составили 1597 млн.$. По состоянию на начало 2002 г. в Государственный реестр было внесено свыше 3,5 тыс. совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества зарегистрированных в России предприятий с участием иностранного капитала.
Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как:
Ø добыча и переработка нефти,
Ø пищевая промышленность,
Ø машиностроение,
Ø легкая промышленность,
Ø производство стройматериалов,
Ø переработка сельскохозяйственной продукции,
Ø транспорт.
Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.
Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Французские инвесторы…
Общий объем французских инвестиций в экономику России в 2003 г. составил 743 млн.$. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран крупнейших инвесторов, работающих на российском рынке.
В Государственный реестр России на 1 января 2004 г. внесено около 500 российско-французских предприятий, из них около 35% относятся к предприятиям со 100%-ным французским капиталом.
Сфера деятельности созданных совместных предприятий — это в основном предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам.
Ряд крупных французских компаний активно развивают сотрудничество в сферах:
Ø добычи,
Ø переработки и транспортировки нефти и газа,
Ø металлургической промышленности,
Ø производстве химической и фармакологической продукции,
Ø изготовлении авиационной и космической техники, промышленности и др.
Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.
Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.
Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 9% в 2000 г. до 12% в 2003 г.
Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.
§
Сравнительный анализ методик оценки эффективности инвестиционных проектов призван определить методические подходы к оценке проектов, используемые показатели эффективности, области использования различных подходов к оценке эффективности.
В основе оценки инвестиционных проектов лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Так как сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, то важнейшим моментом становится их сопоставимость, которая в большинстве методов решается на основе дисконтирования будущих денежных потоков. К наиболее важным позициям в процессе оценки инвестиционного проекта относятся:
Ø прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию, так как большинство проектов связано с дополнительным выпуском продукции;
Ø оценка притока денежных средств по годам;
Ø оценка доступности необходимых источников финансирования;
Ø оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в ряде оценок эффективности и в том числе в качестве коэффициента дисконтирования.
Применяемые методы оценки эффективности используют различные критерии, которые могут быть подразделены на две основные группы в зависимости от учета фактора времени:
Ø методы, основанные на дисконтированных оценках;
Ø методы, основанные на учетных оценках.
К первой группе методов относятся методы, использующие следующие критерии:
Ø чистый приведенный эффект;
Ø модифицированная внутренняя норма рентабельности;
Ø дисконтированный срок окупаемости.
Ко второй группе методов относятся методы, использующие следующие критерии:
Ø срок окупаемости инвестиций;
Ø коэффициент эффективности инвестиций.
В условиях нестабильной экономической ситуации и инфляции не имеет смысла применять метод расчета срока окупаемости (РР) и метод расчета коэффициента эффективности (ARR), так как эти методы не учитывают изменения стоимости денежных потоков во времени и, таким образом, дают весьма приближенную грубую оценку эффективности инвестиционных проектов.
В современных условиях российской экономики реализация любого инвестиционного проекта осуществляется в условиях нестабильности и инфляции, а также жесткого дефицита и высокой стоимости инвестиционных ресурсов. В таких условиях резко возрастают требования к экономической обоснованности инвестиционных проектов, учету факторов риска инвестиционных проектов, комплексности оценки эффективности.
Основная оценка эффективности инвестиционного проекта должна проводиться на основе критерия чистого приведенного эффекта (NPV).
С целью оценки финансовой безопасности проекта проводится расчет модифицированной внутренней нормы прибыли (MPRR). Для характеристики временных границ реализации проекта оценивается дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP). В целях определения момента начала отдачи от проекта определяется точка безубыточности проекта.
Определение точки безубыточности дает возможность охарактеризовать момент начала отдачи по проекту, что обычно интересует инвесторов. В современных условиях отдается предпочтение проектам, по которым отдача начинается уже в первом году реализации проекта. Кроме того, определение точки безубыточности используется для более подробного анализа чувствительности проекта к различным факторам риска.
Оценка финансового состояния предприятия обычно проводится на основе данных бухгалтерского учета и включает расчеты нескольких групп финансовых коэффициентов, а именно:
Ø показатели ликвидности и платежеспособности;
Ø показатели финансовой устойчивости;
Ø показатели деловой активности.
При определении чистого приведенного эффекта (NPV) влияние инфляции оценивается путем корректировки ставок дисконтирования на основе корректировки процентных ставок по кредитам i с учетом фактора инфляции аналогично учету надбавок по рискам.
Учет финансовых рисков инвестиционного проекта находит отражение в оценке показателей финансового состояния предприятия. Как уже отмечалось, важнейшими из них являются показатели ликвидности и платежеспособности, к ним относятся:
Ø коэффициент общей (абсолютной) ликвидности;
Ø коэффициент быстрой ликвидности (платежеспособности);
Ø общий коэффициент покрытия;
Ø коэффициент финансовой зависимости.
Расчет коэффициентов проводится по данным бухгалтерского учета в период, предшествующий внедрению инвестиционного проекта, и на момент его внедрения. Сравнительный анализ коэффициентов дает возможность выявить: улучшаются ли финансовые показатели деятельности предприятия при реализации инвестиционного проекта. Если расчетные показатели ликвидности и платежеспособности ниже, чем имевшие место в отчетный период, то это свидетельствует о финансовой рискованности инвестиционного проекта и требует его доработки с целью снижения финансового риска, с другой стороны эти показатели должны находиться в определенных допустимых пределах, которые характеризуют финансовую устойчивость предприятия и контролируются инвесторами и банками при оценке платежеспособности заемщика, если к реализации инвестиционного проекта привлекаются кредиты. В соответствии с международной практикой оценки финансового состояния предприятия и практикой отечественных аудиторских и консультационных фирм рекомендуются следующие допустимые значения коэффициентов:
Ø общий коэффициент ликвидности;
Ø коэффициент быстрой ликвидности;
Ø общий коэффициент покрытия > 1;
Ø коэффициент финансовой зависимости < 0,3.
Если хотя бы один из финансовых коэффициентов не удовлетворяет допустимым границам, инвестиционный проект требует дополнительного анализа с целью выявления возможностей снижения финансовых рисков и обеспечения требований предполагаемых кредиторов проекта.
§
В начальный период деятельности фирма поставляла на рынок строительные материалы (брус, доска обрезная, погонаж и пр.), но при этом не добилась высоких результатов в своей деятельности по показателям рентабельности. В результате проведенных маркетинговых исследований было выявлено, что в связи с активным жилищным строительством значительно большим спросом в регионе пользуются продукты конечного производства, например, двери и рамы, и спрос этот растет.
В результате фирма решила переориентировать свою деятельность на выпуск деревянных дверей и рам. Это требовало расширения производства, увеличения производственной мощности и переоборудования производства. На этот комплекс работ был разработан инвестиционный проект стоимостью 1 000 000 рублей (на 01.01.05).
С целью обеспечения стабильности объемов и цен реализации были проведены переговоры со строительной компанией Architecture BUREAU. В результате был подписан договор о намерениях на поставку рам и дверей в объемах, соответствующих максимальной расчетной производственной мощности фирмы и по фиксированным ценам реализации не менее чем в течение года. Цены на изделия фирмы, а так же объемы продаж этих изделий отражены в приложении 8.
Фирма обратилась в банк с целью предоставления ей кредита под указанный выше инвестиционный проект.
Специалистами кредитного отдела банка было рассмотрено предложение фирмы и на основе оценки финансово-экономической эффективности проекта был заключен кредитный договор с банком под залог основных средств на сумму 1 000 000 рублей по ставке 4 % в месяц с ежемесячной капитализацией.
По инвестиционному проекту была определена его финансово-экономическая эффективность.
Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта NPV и MIRR представлен в приложении 7 и показывает экономическую эффективность проекта.
Произведенный расчет точки безубыточности показал, что она будет достигнута на 5-м месяце реализации проекта.
В результате, анализа влияния возможных видов финансовых рисков проекта, были выделены и учтены следующие:
-инфляция (внешний риск) от 1 % до 2,5 % в месяц;
-возможная индексация заработной платы (внутренний риск, производственный) от 1 % до 2,5 % в месяц;
-возможное повышение транспортных расходов в связи с возможным дефицитом сырья в регионе и необходимостью привлекать других поставщиков, оценено экспертно на основе анализа конъюнктуры рынка сырья от 0 % до 100 %.
По итогам расчетов, проект является эффективным.
Заключение
Изучая опыт стран, где различные формы иностранного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов:
1) Прежде всего, от развития иностранных инвестиций в России выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит, — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. Что нужно для того, чтобы все эти возможности иностранных инвестиций в полной мере реализовались в России?
2) Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для иностранного инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы иностранного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.
При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
3) Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация с иностранными инвестициями — юридическая консультация
Нормативным правовым актом, устанавливающим основы правового регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно ст. 2 Закона иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
При этом иностранным инвестором является иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом.
Таким образом, российская организация – АО Роста, в которой иностранная компания владеет 50% акций, является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
В свою очередь, российская коммерческая организация с иностранными инвестициями по смыслу Закона не является иностранным инвестором.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций первого общества (п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Учитывая, что АО Роста владеет 50% акций российской организации – АО Юджин, АО Юджин является дочерней относительно АО Роста, а в случае владения АО Роста обыкновенными акциями (с правом голоса на общем собрании акционеров) в АО Юджин, последняя является также зависимой организацией.
Если организация с иностранными инвестициями является основной по отношению к дочерним и зависимым обществам, то последние не рассматриваются как общества с иностранными инвестициями, поскольку напрямую иностранные инвестиции такие организации не получают.
Исходя из изложенного, АО Юджин не является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, на нее не распространяется правовой режим инвестиционной деятельности, созданный для иностранных инвесторов и организаций с иностранными инвестициями.