Сбалансированность бюджета и методы достижения — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Инвестиции

Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом — киберпедия

Потребление (C) – это общее количество товаров и услуг, купленных и потреблённых в течение определённого периода времени. Уровень потребления зависит от многих факторов, но определяющим является величина дохода и его распределение, а также цен.

Средняя склонность к потреблениюСбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ определяется как отношение потребляемой части располагаемого дохода Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ко всему располагаемому доходу Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Предельная склонность к потреблениюСбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ определяется как изменение величины потребления при изменении дохода Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ , к изменению величины располагаемого дохода Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ : Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Функция потребления:cоотношение между потреблением Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ и располагаемым доходом ( Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ) характеризуется линейной зависимостью и может быть выражено следующим образом: Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ,где Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ — уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю; он называется автономным потреблением (потому, что не зависит от дохода).

Исходя из формулы Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ всегда меньше 1, так как доход больше потребления. Причем:

· если Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ , то все приращение дохода сберегается;

· если Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ , то увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

· если Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ , то все приращение дохода потребляется.

СбереженияСбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ – это доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров. Он равен располагаемому доходу минус расходы на личное потребление: Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Вынужденные сбережения возникают за счет несбалансированности спроса и предложения, когда платежеспособный спрос населения остается неудовлетворенным.

Иррациональные сбережения образуются при отставании платежеспособных возможностей населения от роста платежеспособных возможностей (денежных доходов).

Cредняя склонность к сбережениямСбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ определяется как отношение сберегаемой части дохода Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ко всему доходу Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ : Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Предельная склонность к сбережениямСбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ определяется как отношение изменения в сбережениях Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ к тому изменению в доходе, которое его вызвало Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Функция сбережений:соотношение между сбережениями Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ и располагаемым доходом Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ характеризуется линейной зависимостью и может быть выражено следующим образом: Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ.В функции сбережений автономное потребление со знаком минус, поскольку автономное потребление уменьшает сбережения. При отсутствии текущего дохода (или даже при его наличии, но недостаточных размерах) домашние хозяйства будут жить, «залезая в долги» или распродавая ранее накопленное имущество («отрицательные сбережения»).

Поскольку располагаемый доход распределяется на потребление и сбережения, сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережениям, которые представляют из себя доли потребления и сбережений в располагаемом доходе, равны единице Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Поскольку при отсутствии дохода или небольшом доходе потребление будет превышать доход, а сбережения отрицательными (долг), средняя склонность к потреблению в этом случае будет равна единице или больше её, а средняя склонность к сбережениям — равна нулю или отрицательна.

Поскольку предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям представляют из себя доли от прироста располагаемого дохода, направляемые на увеличение потребления и сбережений, их сумма равна единице: Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ .

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственных или частных средств,

направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей.

К инвестированию не относится купля акций и облигаций, так как такие сделки означают передачу права собственности одного лица другому на существующие капитальные ценности.

Направления инвестирования: строительство производственных зданий, сооружений; приобретение нового оборудования, технологий; дополнительные закупки сырья для последующего производственного потребления; затраты, связанные с повышением производительности труда работников и их квалификации, с улучшением условий труда.

Соответственно этим направлениям различают: инвестиции в основной капитал; инвестиции в товарно-материальные запасы; инвестиции в развитие рабочей силы.

Инвестиции подразделяются на валовые, чистые, автономные, индуцированные.

Валовые инвестиции включают затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства.

Чистые инвестиции равны валовым инвестициям за вычетом расходов на амортизацию основного капитала. Чистые инвестиции могут иметь: положительную величину, когда валовые инвестиции превышают размеры амортизации; нулевую величину, когда валовые инвестиции равняются размерам амортизации; отрицательную величину, когда валовые инвестиции меньше размеров амортизации.

Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода.

Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги.

Делать инвестиции будет выгодно до тех пор, пока ставка процента не превысит ожидаемой нормы прибыли от вложенных средств в инвестиции, то есть величина спроса на инвестиции обратно пропорциональна норме банковского процента.

Факторы инвестиционного спроса, не связанные с изменением процентной ставки(приводящие к сдвигу кривой спроса на инвестиции):изменение издержек производства;налогообложение;научно-технический прогресс;изменчивость экономических ожиданий;циклические колебания ВВП.

§

доходы населения— это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную формы.

Натуральные доходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход— это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, величины налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

где

НД — номинальные доходы (руб.);

НП — налоги и обязательные платежи (руб.);

I — индекс потребительских цен.

По циклам жизнедеятельности человека доходы подразделяются на доходы, получаемые:

1) до участия в труде (трудоспособного возраста);

2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;

3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);

4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Это доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, доходы, укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.

Про бизнес:  Новые старты продаж в новостройках Москвы и Подмосковья |

В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тысяч домохозяйств.

Измерение степени неравенства доходов

Более наглядный подход к оценке степени неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) заключается в построении кривой распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца (1876 — 1959).

На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода. На оси ординат расположена кумулятивная доля совокупного дохода, начиная с беднейшей, приходящаяся на соответствующую часть семей.

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения – 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась бы в прямую линию. На графике теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45.

Сбалансированность бюджета и методы достижения - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Рис.15..1. Кривая Лоренца

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

§

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения.

Социальная защита — это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

Социальная защита реализуется в денежной форме при выплате различных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение одеждой детских домов представляют собой натуральную форму социальной защиты.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное страхование это основанная на взносах работодателей, работников, а иногда и государства система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она распространяется только на лиц, осуществлявших страховые отчисления, а размер страховых выплат зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели включаются в издержки и возмещаются за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным при страховой поддержке государства и добровольным, построенным на принципах коллективной взаимопомощи. При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение.

В мире существуют два основных вида пенсионных систем:

1) системы, основанные по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров;

2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого типа.

В соответствии с ней пенсии делятся на:

а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы;

б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

Пособия— это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. К ним относятся пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия и компенсации в связи с несчастным случае на производстве и профессиональном заболевании и др.

Особое место среди них занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно незанятых работников. Финансирование выплат в нашей стране осуществляется из средств государственного бюджета и фонда социальной защиты населения.

Социальная помощь (общественное вспомоществование)— финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, основанного на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов и может иметь и денежную и натуральную форму (горячее питание, обеспечение лекарствами и т. д.). Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются за счет правительственных средств.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, выполняющих компенсирующую и стимулирующую функции. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалидам, сиротам и т.д.). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями — центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр.

Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.

В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

§

При рассмотрении международной экономики вместо понятия деньги используют понятие валюта, характеризующее способ функционирования денег. Большинство стран имеет собственные денежные единицы, которые называются национальными валютами. Соответственно, иностранной валютой можно назвать национальные валюты других стран по отношению к субъектам данной страны. В связи с развитием процессов региональной интеграции можно выделить понятие региональной валюты, используемой совместно несколькими странами (например, евро в рамках ЕС).

Про бизнес:  Танцы с бубнами вокруг оценки эффективности проектов

Валюты обмениваются на валютном рынке — на нем экономические субъекты (участники рынка) покупают или продают валюту. Участниками рынка являются: фирмы, коммерческие банки, небанковские финансовые учреждения, центральные банки и другие государственные органы, а также домохозяйства.

Физические лица (домохозяйства) покупают или продают иностранную валюту как в потребительских целях (например, собираясь в туристическую поездку за границу, желательно приобрести определенную сумму в иностранной валюте), так и в накопительных, инвестиционных целях (хранение сбережений и т.д.). Центральные банки осуществляют валютно-денежную политику стран.

Чтобы производить расчеты между странами, использующими разные валюты, необходимо сопоставлять между собой стоимость этих валют, для чего используют понятие валютного курса — цены единицы одной валюты, выраженной в единицах другой валюты.

Валютный курс может определяться государством (обычно в лице Центрального банка), или формироваться субъектами рынка с помощью торгов. Процесс установления валютных курсов называется котировкой валют. Котировка валют осуществляется в рамках деятельности банков, занимающихся валютными операциями. Если курс национальной валюты растет относительно иностранной (например, за 1 доллар с течением времени дают меньше рублей), говорят о повышении курса, или ревальвации национальной валюты. Если курс национальной валюты снижается (за доллар дают больше рублей), говорят о снижении курса валюты, или ее девальвации.

Различные способы формирования курса национальной валюты называются системами валютных курсов.

Если курс национальной валюты определяется рынком и свободно изменяется под действием спроса и предложения, это система плавающего валютного курса. Если курс национальной валюты определяется государством (в лице центрального банка), это система фиксированного валютного курса.

Государство может вмешиваться в функционирование валютного рынка с целью воздействия на валютный курс. Способы вмешательства:валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты банки продают иностранную валюту, а для снижения курса национальной валюты скупают иностранную. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять сделки с валютой, центральные банки стран должны иметь определенный ее запас (кроме валюты, зачастую накапливается также золото), который называется золотовалютными резервами страны. Валютные рынки функционируют в рамках так называемых валютных систем, среди которых можно выделить национальные, региональные и международную (мировую) валютные системы.

Национальная валютная система — это форма организации денежных отношений, представленная совокупностью институтов и инструментов регулирования расчетов и платежей внутри страны. При развитии международных экономических отношений возникла необходимость регулирования платежей между странами, вследствие чего сформировалась мировая валютная система.

Мировая валютная система— это исторически сложившаяся форма организации международных денежных отношений, которая представляет собой совокупность институтов и инструментов регулирования расчетов и платежей между странами.

С развитием процессов региональной интеграции в ХХ веке начали формироваться региональные валютные системы, которые представляют собой форму организации денежных отношений в рамках региональной интеграционной группировки стран, характеризующуюся совокупностью институтов и инструментов регулирования расчетов и платежей между интегрирующимися странами.

В зависимости от принципов функционирования мирового хозяйства со временем изменяются и принципы международных валютных систем. Исторически первой мировой валютной системой была система золотого стандарта(существовала до первой половины ХХ века), которая предполагала установление фиксированной цены каждой валюты по отношению к золоту.

С 1978 г. и по настоящее время действуетЯмайская валютная система, которая предполагает, что страны могут устанавливать курсы национальных валют по своему усмотрению, в том числе использовать системы плавающих либо фиксированных валютных курсов. Золото лишилось какой-либо привязки к стоимости валют и перестало быть официальным платежным средством при расчетах между странами.

§

В 60-70-х годах в научный обиход вошло такое понятие как «глобалистика» — «система знаний о происхождении и развитии общемировых проблем, о путях их решения в национальном и международном масштабе». Она в качестве основных глобальных проблем выделяет те из них, которые: во-первых, носят планетарный характер; во-вторых, угрожают всему человечеству либо гибелью, либо серьёзным регрессом в дальнейшем развитии; в-третьих, требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.

1.Интерсоциальные проблемы – война и мир, прекращение гонки вооружений, демилитаризация экономики, проблема преодоления отсталости развивающихся стран и развития человека, обеспечения его будущего;

2. Глобальные проблемы гуманитарного, культурно-этнического характера – демографическая проблема, преодоление голода, болезней;

3.Глобальные проблемы в сфере взаимодействия общества и природы – охрана окружающей среды, продовольственная проблема.

Любая сфера деятельности в своем развитии сталкивается с общими или более частными задачами и проблемами. Человече­ская хозяйственная деятельность — не исключение. По уровню и масштабам, однако, такие проблемы различны. По-разному проявляются они и в сфере экономики. Одни, затрагивая в ос­новном интересы непосредственных участников, решаются са­мими субъектами экономических отношений — предпринимате­лями, предприятиями; другие требуют того или иного государст­венного участия; третьи предполагают межгосударственные дей­ствия. Есть такие проблемы развития общества, которые касают­ся всех и каждого, всего мирового сообщества, т. е. носят всеоб­щий характер. Это первая принципиальная характеристика про­блем, называемых глобальными. В силу масштабности, долговременности и степени воздействия преодоление таких проблем требует колоссальных сил и средств, которыми не располагают и не могут располагать пока отдельные страны и даже группы стран — необходимо привлечение разнообразных (в том числе материальных, финансовых, трудовых, технологических, духовных, интеллектуальных, информационных) ресурсов. Другими словами, у любой из глобальных проблем есть серьезнейшие экономические аспекты, обусловливающие невозможность их решения без объединения ресурсов, прежде всего материально-финансовых, мирового сообщества. Привлечение совокупных средств многих или всех стран, международных организаций, интернациональное экономическое сотрудничество — вторая принципиальная особенность проблем человечества, рассматри­ваемых как глобальные.

Состав глобальных проблем, их роль и место на отдельных этапах развития общества изменяются. Поэтому их перечень в некоторых исследованиях, публикациях и даже в учебниках не совпадает.

Современная тенденция к объединению государств во многом предопределена потребностью в решении общих глобальных проблем. Это проблемы:

· энергосырьевая (заключается в усложнении условий добычи и транспортировки ресурсов);

· экологическая (угроза загрязнения среды обитания человека, см билет 32);

Про бизнес:  Сущность, классификация и структура и значение капитальных вложений.Технологическая структура инвестиций в основной капитал

· валютно-финансовые (проблемы современного мирового хозяйства);

· проблема задолженности развивающихся стран (см билет 39);

· обострение внутренних социально-экономических и политических проблем в стране с «переходной» экономикой.

Решение всех этих проблем не может являться только задачей, решаемой только одним государством и только в его интересах. Решение этих проблем — это общемировая задача.

63. Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (ВТО).

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта). Международной торговлей называется совокупный товарооборот между всеми странами мира.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

-развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

-НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;-активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

-регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ/ВТО;

-развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование зон свободной торговли, общих рынков;

-появление «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок и проводящих агрессивную экспортную политику.

Всемирная торговая организация, образованная в 1995 году – законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

ВТО – постоянная международная организация, действующая на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющая свой секретариат.

ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами, включая права на интеллектуальную собственность.

Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

К принципам, на которых строится многосторонняя торговая система, относятся следующие:

— торговля без дискриминации – страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными.

— либерализация международной торговли – проведение многосторонних переговоров таможенных тарифов и устранение других препятствий на пути международной торговли;

— применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики.

Правилами ВТО предусмотрены следующие меры для защиты внутреннего рынка;

— временное ограничение импорта определённого товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьёзный ущерб отечественным товаропроизводителям: антидемпинговые пошлины – применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины – применяемые против субсидируемого импорта;

— предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств;

содействие конкуренции – принцип, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких, как демпинг, экспортные субсидии.

§

Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

· Преференциальная зона,

· Зона свободной торговли,

· Таможенный союз,

· Общий рынок,

· Экономический союз,

· валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· структурные изменения в экономике стран-участниц;

· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Структурные уровни интеграционных процессов

Уровень Сущность интеграции на данном уровне
Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы
Микроуровень Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц
Региональный (областной) Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства
Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства
Мезорегиональный Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств
Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

Преимущества:

· увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;

· возрастает конкуренция между странами;

· происходит обеспечение лучших условий торговли;

· расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

· распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

· для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

· олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;

· эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Важной чертой современной мировой экономики является развивающаяся региональная интеграция стран, которая представляет собой процесс образования групп стран в рамках определенных географических и экономических регионов с относительно более глубокой степенью интернационализации между странами группы, нежели с прочими странами

Основные условия, способствующие развитию региональной экономической интеграции:

-Географическая и культурная близость стран, наличие общей границы, исторически развитые экономические и культурные связи

-Сходство уровней экономического развития стран

-Общность экономических и политических проблем, стоящих перед странами

-Демонстрационный эффект

Виды интеграционных объединений:

Преференциальные торговые соглашения – когда страны предоставляют субъектам друг друга более благоприятный режим международной торговли, нежели субъектам третьих стран

Зона свободной торговли, при которой страны полностью устраняют торговые барьеры между собой

Таможенный союз – предполагает единую внешнеторговую (таможенную) политику по отношению к странам, не входящим в данный союз

Общий рынок – предполагает свободу перемещения не только товаров, но и ресурсов (труда, капитала) между странами-участниками

Экономический союз – предполагает единую не только внешнюю, но и внутреннюю экономическую политику стран

Валютно-экономический союз – предполагает введение единой валюты

Основные интеграционные группировки стран мира:

Европейский Союз (ЕС)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Общий рынок Южной Америки (МЕРКОСУР)

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)

Союз Независимых Государств (СНГ)

-Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Оцените статью
Бизнес Болика