Административные барьеры – как препятствия для бизнеса

Административные барьеры – как препятствия для бизнеса Инвестиции

Прямые потери образуются в следствие того, что …

для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.

Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов.

Административные барьеры действуют так как изначально планировалось только в тех случаях, когда они способствуют внесению незначительных сумм для их преодоления. В данных случаях, они могут даже считаться полезными для экономического развития, в отличии от схем, которые разработаны для прямого вымогательства денег.

Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.

Административные барьеры — одна из главных причин, тормозящих развитие малого предпринимательства. пути устранения административных барьеров

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Многие исследователи считают, что административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: «помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти».

С позиции узкого понимания административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством Рубин Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2022. С.120.

Традиционно в юридической литературе под административными барьерами в сфере предпринимательства понимаются действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды:

  • 1) ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством;
  • 2) установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
  • 3) принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация административных барьеров:

  • 1) административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
  • 2) административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация;
  • 3) административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.

Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Положительными моментами указанного Федерального закона являются, во-первых, введение единого порядка регистрации по принципу «единого окна» по всей территории РФ и упрощение процедур регистрации. Вторым положительным моментом Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Согласно ст. 12 Закона №129-ФЗ, для юридических лиц — это заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины; а для индивидуальных предпринимателей, в силу ст. 22.1 Закона №129-ФЗ — это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины.

Про бизнес:  25 инвестиций в свой гардероб - Золотой квадрат - Новости - Калужский перекресток Калуга

К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:

1. Допущение дублирования наименований юридических лиц.

Нормами ГК РФ, введенными в действие с 01 января 2008 года установлены требования, связанные с использованием фирменных наименований для коммерческих организаций. Статьей 1473 параграфа 76 ГК установлено, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическим лицом нарушаются требований статьи 1474 ГК, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право на подачу иска о прекращении использования фирменного наименования принадлежит юридическому лицу — правообладателю. Но такое право у него возникает, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае у налогового органа нет права на отказ в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет разрешаться в судебном порядке.

  • 2. Отсутствие унифицированной системы идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах.
  • 3. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней — ст. 8 Закона №129-ФЗ).
  • 4. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей Рубин, Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2022. С.124.

Вторым нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели при входе на рынок является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К положительным моментам данного Федерального закона относится существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 74 пунктов за исключением 15 видов деятельности, которые должны регулироваться техническими регламентами) и упрощение порядка лицензирования на всей территории России.

Проблемными моментами применения данного Федерального закона являются:

  • 1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.
  • 2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов, закон не приведен в порядок в соответствии с действующим законодательством. В п. 3 ст. 12 Закона упоминается утративший силу ФЗ № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  • 3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

Вторым крупным блоком институциональных барьеров выступают неформальные институты, которые в основном представляют теневые экономические отношения. Неформальные институты также формируют ограничения в виде барьеров на товарных рынках. Как было показано в предыдущем разделе, их воздействие выражается, в первую очередь, в увеличении трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Традиционно к числу институциональных барьеров неформального характера относят коррупцию, «откат», «крышу» и др.

Мы практически каждый день сталкиваемся с теневой экономикой, причем не обязательно с наиболее явным ее проявлением — черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство. Нелегальная торговля оружием, наркотиками и даже людьми в большинстве стран мира находится в «социальном подполье» и в повседневной жизни не видна. Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика, т. е. вся хозяйственная деятельность, которая не попадает в статистическую отчетность (либо отражается в этой отчетности с искажениями) и не фиксируется в хозяйственных договорах. Частные уроки музыки, тенниса и иностранных языков, помощь с уборкой дома — все эти виды доходной деятельности являются составной частью серой экономики.

Масштабы теневой экономики огромны. Хотя ее точная оценка затруднена (ведь теневая экономика, собственно, и возникает из-за стремления избежать измерения), ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку.

Про бизнес:  Виды инвестиций: классификация и характеристика типов и форм инвестирования средств

Масштабы теневой экономики в России существенно дифференцируются по сферам и отраслям. Так, по оценкам Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8 % деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63 %. Около трети всей внешней торговли России осуществляется сегодня «челноками», перевозящими огромную массу товаров из соседних стран. Челночный бизнес получил статус официально признанной, легальной экономической субкультуры, сохранившей многие черты теневой экономической деятельности Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2022. С.184.

В значительной мере существование теневой экономики обусловлено высокими институциональными барьерами включения в легальную предпринимательскую деятельность, которые полностью отсекают «от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дают обширный простор для адресной раздачи привилегий («блата») и коррупции». Таким образом, основной причиной расширения теневой экономики следует считать высокие административные барьеры, в результате существования которых «процветание компании в меньшей мере зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связан с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».

Важной чертой теневой экономики в России является широкое распространение скрытой занятости. Более четверти трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе.

На мой взгляд, теневая занятость при определенных условиях также может служить институциональным барьером. Институт «отката» государственным чиновникам по своему механизму в большой степени отличается от прямой коррупции тем, что выбор чиновником конкретного подрядчика является конкурентным.

Институт «отката» существует и в коммерческих организациях. В силу того что в коммерческих структурах любые действия должностных лиц, направленные на ухудшение финансового положения предприятия, легче выявляемы и жестче контролируемы, чем в государственных, описанные выше схемы «отката» здесь не применимы. В результате этого в частном секторе институт «отката» существует лишь в условиях ограниченности или недоступности определенного вида ресурсов.

Например, широкое распространение этот институт получил в банковской сфере. В условиях трансформационного спада лишь некоторые предприятия имели высокие показатели «развития и были инвестиционно привлекательными. Поэтому доступа к банковским кредитам для текущего функционирования и перспективных инвестиций у большинства российских предприятий не было.

Наиболее распространенная форма «отката» — обналичивание. Для снижения налогового бремени предприятия вынуждены пользоваться наличными расчетами как единственным средством, позволяющим уйти от контроля. Но так как данный вид расчетов является рискованным и более затратным, то многие предприниматели стараются его избегать. В результате этого у предприятий, скрывающих свои доходы, появляется необходимость в так называемом «обналичивании средств» Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2022. С.186.

Возможные общие пути преодоления административных барьеров

Рисунок 1 — Возможные общие пути преодоления административных барьеров

Определенные меры, направленные на снижение избыточного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства уже приняты.

Правительством Российской Федерации регламентирован уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, который позволяет сократить количество разрешительных документов, необходимых для ее осуществления.

С 01.05.2009 года внеплановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся после согласования органами прокуратуры. На сегодняшний день можно констатировать снижение количества необоснованных контрольных мероприятий.

Ознакомиться со сводным планом проведения плановых проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети интернет www.genproc.gov.ru.

Качественное взаимодействие между органами власти и предпринимательским сообществом способно стать не только показателем открытости власти к диалогу с общественными институтами, но и дать серьезный практический эффект, к примеру, в виде роста экономических показателей отдельного муниципалитета или региона в целом Шумпетер, И.А. Организация предпринимательской деятельности / И.А. Шумпетер. — М.: Наука, 2009. С.154.

Когда речь идет о государстве

…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;

— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;

Про бизнес:  Отчисления на потребление капитала - это что?

— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;

— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).

Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.

Общие сведения

В процессе проведения административной реформы, значительно уменьшены возможности вмешательства государства в деятельность экономических процессов, связанных с необходимостью государственного надзора, регистрацией, лицензированием и т.д. Но на сегодняшний день эта работа не доведена до конца, во многих областях продолжают иметь место некоторые ограничения в виде необходимости получения от органов государственной власти различных согласований, заключений, разрешений. Также не закончена работа по разделению функций, связанных с контролем, надзором и предоставлению государственных услуг.

Все административные барьеры учесть невозможно, так как их достаточно много, и они очень   разнообразны по своей природе. Условно барьеры можно разделить на три категории:

  1. Административные проблемы в предпринимательствеС первыми субъект сталкивается, когда планирует получить доступ к какому-либо виду экономических ресурсов и узаконенным юридическим правом на пользование этих ресурсов в своей работе. Например, пытаясь зарегистрировать вновь созданную фирму, при оформлении аренды на какое-либо помещение либо в случае приобретения в кредит каких-то материальных ценностей и т.д.).
  2. Вторые могут возникнуть, когда субъект хочет узаконить права на осуществление деятельности, которая связана с проведением хозяйственных работ (к примеру, оформить лицензию на свою деятельность, сертифицировать производимую продукцию и т.д.).
  3. Третьи могут быть связаны, например, с оформлением каких-то льгот на ведение деятельности и т.д.

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

…достаточно прозрачны: совершенствование своих бизнес-процессов путем оказания услуг на конкурентной основе либо реализации продукции покупателям. Главной проблемой любого бизнеса всегда был и есть на сегодня административный барьер — «документооборот».

Постоянно растущая гора документации отнимает массу рабочего времени у персонала. Вместо того, чтобы заниматься «бумаготворчеством», предприниматели малого бизнеса могут внедрять цифровое преобразование. Это ускорит обмен информацией и, в данном случае, административный барьер вполне преодолим.

Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:

— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.

— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.

— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников.

Административные проблемы в предпринимательстве, несомненно, приводят к большим потерям, которые можно разделить на два вида:

  1. Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
  2. Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.

Итоги

Проблема административных барьеров существует, и необходимость ее решения уже давно назрела. На сегодняшний день предпринимаются определенные действия со стороны государства, однако не так активно, как хотелось бы общественности.

Надо признать, что административные барьеры не могут быть эффективными, они лишь способствуют увеличению расходов, которые несут субъекты, формирующие весь экономический рынок и его ценовую политику. С ростом количества барьеров увеличиваются и размеры финансовых издержек.

Многие представители органов власти лично заинтересованы в том, чтобы их число не уменьшалось, а это значит, что изменить существующую систему крайне сложно. Нужны кардинальные шаги и инициативы самого правительства. Нельзя ставить интересы реальной экономики в прямую зависимость интересам группы лиц.

Оцените статью
Бизнес Болика