Что такое бюджетные инвестиции: основные виды, порядок предоставления финансирования

Что такое бюджетные инвестиции: основные виды, порядок предоставления финансирования Инвестиции

39-фз об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Принят

Государственной Думой

15 июля 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации.

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2021 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Глава II. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ

В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 10.1. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Договором аренды земельного участка, заключенного в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, для строительства (создания) объекта недвижимости, в том числе многоквартирного дома (далее — договор аренды земельного участка), может быть предусмотрено заключение дополнительного соглашения о передаче арендодателю части помещений во вновь созданном объекте недвижимости в соответствии с установленным сторонами договора распределением между ними общей площади такого объекта недвижимости. Положения настоящей статьи не применяются, если арендодателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Существенными условиями указанного в пункте 1 настоящей статьи договора аренды земельного участка помимо установленных законодательством Российской Федерации для соответствующего вида договора являются:

1) обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, обеспечить передачу по результатам строительства определенной доли общей площади жилых и (или) нежилых помещений арендодателю в соответствии с соглашением, предусмотренным подпунктом 3 настоящего пункта, максимальный срок выполнения такого обязательства;

2) доля общей площади жилых и (или) нежилых помещений, которая должна быть передана в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) обязательство сторон договора аренды земельного участка в течение трех месяцев со дня получения разрешения на строительство заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, содержащее описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений с указанием их местоположения на плане создаваемого объекта недвижимости и планируемой площади таких помещений в отношении каждого помещения, подлежащего передаче арендодателю лицом, заключившим договор аренды земельного участка, после получения таким лицом разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, в том числе наименование и (или) назначение строящегося помещения, номер этажа, на котором будет находиться такое помещение (если помещение входит в состав строящегося многоквартирного дома или иного многоэтажного здания, в том числе здания, имеющего подземные этажи), и номер помещения (при наличии);

4) обязанность лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, не распоряжаться до государственной регистрации дополнительного соглашения жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

5) право лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, только после государственной регистрации дополнительного соглашения, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, распоряжаться жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ

В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

принятия мер по прекращению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга в Российской Федерации;

проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Про бизнес:  PAIiIZ | Транспортная инфраструктура | Inwestycje w Polsce

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 28.12.2021 N 396-ФЗ;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2021 N 248-ФЗ;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 28.12.2021 N 396-ФЗ;

выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций

В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6. Заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности, или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации соответствующих инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Статья 14. Проверка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и достоверности их сметной стоимости

1. Инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности.

3. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 03.07.2021 N 369-ФЗ.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ

СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА

КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 15. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

1. Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

защиту капитальных вложений.

2. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

3. Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

5. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Правительство Российской Федерации:

устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

В случае неисполнения инвестором обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Защита капитальных вложений

1. Капитальные вложения могут быть:

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

1. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Статья 18. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

3. Договор, заключенный до 1 января 2021 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающий строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в случае указанных в настоящей статье существенного нарушения условий данного договора и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Данный договор считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием уведомления о расторжении договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по данному договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения данного договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления этих возражений до истечения указанного месячного срока данный договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении данного договора.

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором или договором аренды соответствующего земельного участка, либо при отсутствии такого срока в данных договорах в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию этого объекта недвижимого имущества в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является невозможность исполнения обязательств по осуществлению строительства, реконструкции объектов недвижимого имущества в связи с невозможностью предоставления земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в связи с наличием обременений земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимого имущества правами третьих лиц, препятствующих строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества.

Расторжение данного договора в связи с иными существенными нарушениями его условий и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

4. В отношении обязательств, вытекающих из договора, заключенного до 1 января 2021 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, в том числе при его расторжении, возмещение убытков, включая упущенную выгоду, сторонами данного договора не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 5 настоящей статьи. При его расторжении органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в одностороннем порядке другим сторонам данного договора компенсируются документально подтвержденные прямые затраты на исполнение обязательств по нему, на сумму которых начисляются проценты в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Про бизнес:  ООО "КУРС" - Санкт-Петербург - ИНН 7813508280 - ОГРН 1117847315860

5. В отношении обязательств, вытекающих из договора, заключенного до 1 января 2021 года с федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным учреждением либо федеральным государственным унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и расположенном в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора при его расторжении по соглашению сторон, Правительство Российской Федерации вправе принять решение об определении размера убытков по обязательствам, вытекающим из данного договора.

Глава V. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ

ВЛОЖЕНИЙ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 19. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления

1. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 28.12.2021 N 396-ФЗ;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

2. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

4. В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

5. При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Муниципальные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу в части норм, противоречащих настоящему Федеральному закону:

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1005);

Постановление Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1006);

статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397).

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

25 февраля 1999 года

N 39-ФЗ

<Письмо> Минэкономразвития России от 10.02.2021 N 3391-ЕЕ/Д17и
«О представлении предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2021 — 2020 годы, в части ФЦП и ФАИП»
(вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2021 и 2020 годов на реализацию федеральных целевых программ, а также бюджетных ассигнований в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы»)

— Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

— Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

«СГА 304. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит государственных и международных инвестиционных проектов»
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 23.12.2021 N 8ПК)

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

6. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Приказ Росстата от 25.11.2021 N 746
(ред. от 19.04.2021)
«Об утверждении официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне»

Приведенные в настоящей Методологии определения инвестиций и инвестиционной деятельности установлены Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

«Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2021)
(ред. от 04.03.2021)

Решением того же районного суда от 21 апреля 2021 года за С. было признано право собственности на долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства по указанному в договоре адресу в виде квартиры с определенными в договоре характеристиками, а также определен размер этой доли. Вынося такое решение, суд исходил из того, что, подписав с ответчиком договор о намерении заключить в будущем договор купли-продажи квартиры и полностью выполнив его условия, С. в силу статьи 7 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статей 4, 6, 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и статьи 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» стала лицом, которому должно принадлежать право собственности на долю в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства в виде квартиры.

«СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2021 N 15К (717))
(ред. 15.04.2021)

Статья 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

1. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Приказ Минстроя России от 19.02.2021 N 98/пр
«Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»
(вместе с «СП 246.1325800.2021. Свод правил…»)

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9 ст. 1096)

Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 590
(ред. от 17.08.2021, с изм. от 02.04.2020)
«О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

«Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)»
(одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17.12.2021, протокол N 2-СКСО, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2021)
(ред. от 22.12.2021)

Статья 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324

Приказ Росстата от 25.12.2021 N 654
(ред. от 26.04.2021)
«Об утверждении официальной статистической методологии по разработке показателей по виду деятельности «Строительство» на региональном и федеральном уровне»

Основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов инвестиционной деятельности, являются ГК РФ, Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». При этом отношения между инвестором (заказчиком) и подрядной организацией (подрядчиком) регулируются положениями договора строительного подряда, заключаемого на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

Staatliche unterstützung

Als klein gilt in Russland grundsätzlich ein Unternehmen mit weniger als 100 Beschäftigten; bei 101 bis 250 Mitarbeitern und einem Jahresumsatz von höchstens 2 Mrd. Rubel zählt es zu den mittelständischen Unternehmen.[1] Die Förderung von KMU gehört zu den obersten Prioritäten der russischen Regierung. Das nationale Projekt zur Förderung von KMU von 2021 bis 2024[2] stellt insbesondere darauf ab, die Rahmenbedingungen zu verbessern und KMU einen besseren Zugang zu Finanzierung zu ermöglichen.

Dazu wurde für den Zeitraum von 2021 bis 2024 ein Programm der Kreditvergabe an KMU ins Leben gerufen[3]. Sie haben Anspruch auf Darlehen zu einem vergünstigten Zinssatz von 8,5 % p.a., die von ausgewählten Banken zur Umsetzung von Projekten in den Bereichen Industrieproduktion, Landwirtschaft, Bau, Transport, Telekommunikation und Abfallverwertung gewährt werden. Ferner wird daran gearbeitet, russische KMU in die Lieferantenkette von Investoren einzubinden, die ihre Produktion in Russland lokalisieren. Diese Maßnahme zielt einerseits darauf ab, die Wertschöpfung in Russland zu erhöhen, andererseits dient sie der Stärkung russischer KMU und einer Förderung der Zusammenarbeit zwischen ihnen und in Russland tätigen Investoren.

Darüber hinaus ist eine Reihe von Einrichtungen bzw. Körperschaften in die Unterstützung von KMU involviert. So hat der Fonds zur Entwicklung des Fernen Ostens ein Programm zur Förderung von KMU im Fernen Osten entwickelt, das in Kooperation mit führenden russischen Banken (u.a. Sberbank, VPB Bank) umgesetzt wird. Die Subventionierung ermöglicht es, die Zinssätze für KMU gegenüber den Marktsätzen um 4-6 % zu senken und die Laufzeit der Finanzierung (auf bis zu 3-10 Jahre) zu verlängern. Das Programm sieht die Gewährung von Darlehen zur Erhöhung des Umlaufvermögens für eine Laufzeit von bis zu drei Jahren zu einem Zinssatz von höchstens 10 % p.a. sowie von Investitionsdarlehen mit einer Laufzeit vor bis zu 10 Jahren zu einem Zinssatz von höchstens 9,2 % p.a. vor.[4]

Schlüsselinstrument zur Entwicklung und Unterstützung von KMU ist die Föderale Körperschaft zur Förderung von KMU,[5] die eine ganze Reihe von Förderinstrumenten entwickelt hat. Sie gewährt drei Arten von Sicherheiten, um Darlehensverbindlichkeiten von KMU abzusichern. Hierzu zählen direkte und syndizierte Garantien sowie Ausfallbürgschaften (Pflichten aus Bürgschaftsverträgen von regionalen Sicherheitengebern). Die Sicherheiten werden auf Grundlage von Verträgen gewährt, welche die Körperschaft mit Banken und regionalen Sicherheitengebern abschließt. Sie sollen KMU mit unzureichenden Sicherheiten den Zugang zu Bankdarlehen erleichtern.

Darüber hinaus werden Subventionen aus Mitteln des föderalen Haushalts zur Förderung von KMU in den Regionen gewährt. Diese Subventionen erfassen insbesondere die Mitfinanzierung von Bauinvestitionen.

Ferner wird KMU bevorzugter Zugang zu Produktionsanlagen und -räumlichkeiten zur Förderung von Industrie- und Innovationsunternehmen gewährt. Insbesondere ist zwischen 2021 und 2024 die Errichtung von mindestens 129 Industrie- und Gewerbeparks, u.a. im Bereich der Hochtechnologie und Agrarindustrie, im Rahmen von öffentlich-privaten Partnerschaften vorgesehen. Über die Anträge entscheidet das Ministerium für wirtschaftliche Entwicklung[6].

Про бизнес:  Сбербанк Инвестор: как пользоваться и возможности сервиса

Auch im Bereich der staatlichen Vergabe gibt es Unterstützungsmaßnahmen für KMU. Die russische Regierung legt insbesondere einen zwingenden Jahresumfang der Beschaffung bei KMU fest. Sie verpflichtet zudem einige staatliche Auftraggeber, Produkte ausschließlich bei KMU zu beziehen.[7] Diese staatlichen Auftraggeber veröffentlichen einen Jahresbericht über die Beschaffung bei KMU auf der offiziellen Webseite.

Eine wichtige Rolle bei der staatlichen Unterstützung von KMU in Russland spielen der Industrieentwicklungsfonds (FRP) und die nach seinem Modell gegründeten regionalen Fonds. Seit seiner Gründung auf Initiative des russischen Industrieministeriums im Jahr 2021 ist der FRP ein wirkungsvolles Instrument zur Förderung industrieller Projekte. So finanzierte er in den Jahren seines Bestehens in verschiedenen Industriezweigen und Regionen Russlands bereits über 500 Projekte im Gesamtwert von mehr als 100 Mrd. Rubel. Bei über 45 % der Darlehensnehmer des Fonds handelt es sich um KMU. Damit leistet der FRP einen wesentlichen Beitrag zur Steigerung der Beschäftigtenzahl in KMU, zur Erhöhung des Anteils von KMU am Bruttoinlandsprodukt sowie zur Unterstützung von KMU in Monostädten, um deren Wachstum zu beschleunigen.[8]

Der FRP gewährt Darlehen in Höhe von 5 Mio. bis 2 Mrd. Rubel zu einem jährlichen Zinssatz von 1 %, 3 % bzw. 7 % und mit einer Laufzeit von fünf bis sieben Jahren und fördert damit direkte Investitionen in die Realwirtschaft[9]. Damit liegen die Kosten eines solchen Darlehens deutlich unter marktüblichen Kosten, allerdings dürfen die Darlehen ausschließlich zweckgebunden verwendet werden. Heute bietet der FRP eine Vielzahl von Programmen zur Finanzierungen von Projekten zur Entwicklung neuer Hochtechnologieprodukte, zur Importsubstitution, für den Export, das Leasing von Industrieanlagen, zur Umsetzung von Maschinenbauprojekten, zur Digitalisierung bestehender Industrieanlagen, der Herstellung von Zulieferkomponenten, der Kennzeichnung von Arzneimitteln sowie zur Produktivitätssteigerung.

Für regionale KMU hat der FRP ein besonderes Finanzierungsprodukt entwickelt. Es handelt sich dabei um ein Konsortialdarlehen. Hiermit können Industrieunternehmen auf eine bestimmte Region beschränkte Projekte umsetzen.[10] Die Finanzierungssumme reduziert sich in solchen Fällen auf 20 bis 100 Mio. Rubel, wobei die Darlehensmittel im Rahmen der gemeinsamen Finanzierung zu 70 % durch den föderalen FRP und zu 30 % durch den regionalen Fonds gewährt werden. Aus diesem Grund sollten sich potentielle Kreditnehmer zuerst an ihre regionalen Fonds wenden.

Die regionalen Fonds sind vom föderalen FRP unabhängige, von den regionalen Regierungen errichtete Organisationen. Sie üben ihre Tätigkeit in über 60 Regionen der Russischen Föderation erfolgreich aus; mehr als 50 regionale Fonds können Industrieunternehmen gemeinsam mit dem föderalen Fonds finanzieren. Darüber hinaus entwickeln die regionalen Fonds eigene Finanzierungsprogramme für Industrieprojekte unter Berücksichtigung der regionalen Besonderheiten und der Bedürfnisse der dortigen Unternehmen. Sie können KMU im Rahmen ihrer eigenen Programme unterstützen, indem sie ihnen Darlehen ab 5 Mio. Rubel gewähren und zudem die durch den föderalen FRP nicht finanzierten Branchen je nach den Besonderheiten der jeweiligen Region fördern.

Um KMU den Zugang zur Finanzierung zusätzlich zu erleichtern, arbeitet der FRP ferner aktiv mit regionalen Sicherheitengebern (RGO) zusammen, die Bürgschaften als Sicherheiten für die Darlehen übernehmen: Bis jetzt hat der föderale FRP entsprechende Kooperationsvereinbarungen mit 33 regionalen Sicherheitengebern abgeschlossen.

Außerdem ist geplant, den FRP in die Liste der vorrangigen Einrichtungen aufzunehmen und Unternehmen Informationen zu seinen Fördermaßnahmen in sog. Kontaktstellen «Mein Geschäft» zur Verfügung zu stellen. Neben Informationen zu Fördermaßnahmen des FRP sind bei den Kontaktstellen «Mein Geschäft» außerdem Auskünfte zu den durch den FRP und die regionalen Industrieentwicklungsfonds gewährten vergünstigten Darlehen erhältlich.

[1] Diese zusätzlichen Bedingungen wurden durch das Föderale Gesetz Nr. 209-FS «Über die Entwicklung des kleinen und mittleren Unternehmertums» vom 24. Juli 2007 eingefügt.

[2] Bestätigt durch das Präsidium des Rates für strategische Entwicklung und nationale Projekte beim Präsidenten der Russischen Föderation am 24. Dezember 2021 Nr. 16.

[3] Regierungsverordnung Nr. 1764 vom 30. Dezember 2021.

[4]https://www.fondvostok.ru/dostupnoe-finansirovanie/smb/.

[5]https://corpmsp.ru/.

[6] Schreiben des Ministeriums für wirtschaftliche Entwicklung der Russischen Föderation Nr. D13i-683 vom 5. Oktober 2021; Regierungsverordnung Nr. 110 vom 11. Februar 2021.

[7] Föderales Gesetz Nr. 223-FZ «Über die Beschaffung von Waren, Arbeiten und Dienstleistungen durch einzelne Arten juristischer Personen» vom 18. Juli 2021.

[8] Im Rahmen des Nationalen Projekts «Kleines und mittelständisches Unternehmertum und Förderung der individuellen unternehmerischen Initiative».

[9]https://frprf.ru/zaymy.

[10] Im Rahmen der Programme «Entwicklungsprojekte» und «Zulieferkomponenten».

§

1. Поддержка производства в России

При осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при осуществлении закупок компаниями с государственным участием предпочтение отдается продукции, произведенной в России. Произведенная на территории России или Евразийского экономического союза продукция может быть допущена к государственным и муниципальным закупкам без каких-либо ограничений. В частности, речь идет о закупках продукции машиностроения[1], лекарственных средств[2] и медицинской техники[3], радиотехники[4] и программного обеспечения[5].

Кроме того, Правительство Российской Федерации установило приоритет для российской продукции в отношении закупок, осуществляемых компаниями с государственным участием[6]. Приоритет заключается в том, что при проведении закупок компаниями с государственным участием оценка предложения, содержащего поставку российской продукции, производится по предложенной цене договора, сниженной на 15 % (для некоторых товаров – на 30 %), что предоставляет преимущество при выборе наилучшего предложения. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Приоритет предоставляется в соответствии с Соглашением ВТО, в частности с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года, а также c Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2021 года.

Предоставление льготных займов

Кроме того, предприятия, осуществляющие в России хозяйственную деятельность, могут претендовать на получение льготных займов от различных институтов развития, занимающихся государственной поддержкой инвесторов на федеральном уровне.

Например, такие займы предоставляются Фондом развития промышленности. Для реализации промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы по ставке 1%, 3% и 5% годовых на срок до 5-7 лет в сумме от 5 млн. до 2 млрд. руб. Стоимость займов ФРП ниже рыночной, но потратить их возможно только целевым образом. Сегодня Фонд предлагает широкий спектр программ для финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, производство комплектующих, маркировку лекарств и повышение производительности труда.

Кроме того, Фонд развития промышленности осуществляет программу совместных с региональными фондами развития промышленности займов на реализацию производственных проектов, при которой Фонд развития промышленности предоставляет 70 % займа, а региональный фонд – 30 %. При этом региональные фонды развития промышленности для компаний малого и среднего бизнеса могут самостоятельно предоставлять займы на сумму от 20 до 100 млн рублей.

Помимо Фонда развития промышленности льготные займы предоставляют такие институты развития, как ВЭБ. РФ, Фонд развития моногородов, Корпорация МСП, Российский экспортный центр и др.

Поддержка в рамках национальных проектов

Поддержка инвесторов со стороны государства осуществляется в рамках ряда национальных проектов. Так, согласно целям Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается поддержка роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение доли МСП в ВВП, поддержка субъектов МСП в моногородах. Достижение этого планируется за счет улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансированию, а также за счет акселерации предпринимателей.

Правительство Российской Федерации также устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, осуществляемых компаниями с государственным участием. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.[7]

Кроме того, предусмотрена поддержка инвесторов в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», по которой планируется прирост доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны на 20% к 2024 г. По этому направлению планируется формирование единой системы поддержки экспорта в ключевых зарубежных странах и в 85 субъектах Российской Федерации, ввод в эксплуатацию информационной системы «Одно окно» на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр», формирование национальной системы аналитической поддержки экспорта, а также внедрение системы электронного документооборота при перевозке грузов по международным транспортным коридорам. В дополнение к этому, в случае экспорта более половины производимой продукции от суммы займа в год предоставляется пониженная ставка – 1% годовых – по программам заемного финансирования Фонда развития промышленности.

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает квалифицированную консультационную помощь экспертов АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) по устранению неэффективности производственного процесса непосредственно на предприятиях, обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда. Также Национальным проектом предусмотрена реализация механизма субсидирования процентных ставок по кредитам для субъектов МСП — участников национального проекта на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке.

Национальный проект «Экология» позволяет рассчитывать промышленникам на механизм субсидирования купонной ставки по облигациям, выпускаемым для финансирования проектов внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Кроме того, по проекту запланирован пересмотр справочников НДТ и развитие экологического машиностроения.

Предоставление субсидий

Предприятия могут претендовать на получение субсидий от различных отраслевых ведомств федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Количество таких субсидий весьма велико. Их предоставление зависит от отрасли промышленности и деятельности предприятия. Субсидии могут предоставляться, например, на покрытие части процентов по кредитам, полученным в российских банках на создание или развитие производства, на покрытие части производственных и реализационных расходов, на поддержание рабочих мест и т.д.

Особые экономические зоны

Особая экономическая зона («ОЭЗ«) представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Каждая ОЭЗ обладает специальным юридическим статусом, который характеризуется определенными налоговыми льготами, таможенными преференциями для инвесторов. Обеспечивается также транспортная, инженерная и деловая инфраструктура. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40 % ниже общероссийских показателей.

Индустриальные парки

Индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. Понятия «индустриальный парк» и «промышленный парк» тождественны.

В настоящее время в России существует целый ряд индустриальных парков с промышленной инфраструктурой и ресурсоснабжением для промышленного производства. Государство оказывает поддержку при создании инфраструктуры в форме субсидий на возмещение затрат на строительство и при оказании услуг Центрами коллективного пользования. В результате в индустриальных парках компании могут разместить свое производство быстрее, качественнее и с меньшими затратами. В связи с этим в последние годы отмечается устойчивая тенденция к приобретению инвесторами земельных участков для промышленной застройки или готовых промышленных объектов в индустриальных парках.

Территории опережающего развития

Под территорией опережающего социально-экономического развития («ТОР«) понимается территория, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В настоящий момент Правительством Российской Федерации установлено около 100 территорий опережающего развития.

На ТОР государство предоставляет налоговые льготы, берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру, сокращение сроков получения разрешительной документации и обеспечивает упрощенную систему привлечения иностранных работников. Работодателю-резиденту ТОР не требуется получение разрешения на привлечение иностранных работников, а иностранный гражданин получает разрешение на работу без учета квот

[1] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2021 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2021 г. N 1469 «Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Постановление Правительства РФ от 10 июля 2021 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[6] Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2021 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

[7] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2021 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий