ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Инвестиционное право

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Инвестиционное право Инвестиции

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности —

это регулирование органами государственной власти, с учетом применения определенных форм и методов, процесса осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально- экономического развития страны и ее регионов, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

  • 1) в соответствии с государственными инвестиционными программами (разработка и утверждение Правительством РФ целевых программ);
  • 2) в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития РФ федеральной адресной инвестиционной программой;
  • 3) прямым управлением государственными инвестициями;
  • 4) в процессе реализации мер государственной поддержки (введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства);
  • 5) проведением инвестиционной, финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • 6) контролем за соблюдением государственных норм и стандартов в области инвестиционной деятельности;
  • 7) антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • 8) экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на определенные группы субъектов инвестиционной деятельности с помощью различных инструментов, в том числе правового характера (рис. 5.2).

Административные методы регулирования инвестиционной деятельности

Рис. 5.2. Административные методы регулирования инвестиционной деятельности

Экономические методы воздействия государства проявляются через стимулирование принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов инвестиционной деятельности, так и в общественных интересах. К экономическим методам относятся установление налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за различные инвестиционные ресурсы и др.

В соответствии со ст. 11 Закона о капитальных вложениях[1] федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие формы и методы:

  • — создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
    • ? совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений,
    • ? установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера,
    • ? защиты интересов инвесторов,
    • ? предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ,
    • ? расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения,
    • ? создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности,
    • ? принятия антимонопольных мер,
    • ? расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования,
    • ? развития финансового лизинга в Российской Федерации,
    • ? проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции,
    • ? создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
  • — прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
  • ? разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
  • ? ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством РФ;
  • ? проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
  • ? защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
  • ? выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • ? вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • ? предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут использовать следующие формы и методы:

  • 1) разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • 2) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
  • 3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • 4) выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
  • 5) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Отметим, что государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ.

Далее рассмотрим основные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в форме разработки и утверждения различных целевых программ. Основным программным инструментом выступает государственная (муниципальная) программа.

На основании постановления Правительства РФ от 2 августа 2022 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ № 588)[2]государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих, в рамках реализации ключевых государственных функций, достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

На заметку. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы1 и подпрограммы, содержащие также ведомственные целевые программы[3][4] и основные мероприятия органов государственной власти.

Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства РФ на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента РФ и Правительства РФ.

При формировании государственных программ учитываются цели, задачи и мероприятия приоритетных национальных проектов, реализуемых в соответствующих сферах.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ № 588 при подготовке государственной программы разрабатываются дополнительные и обосновывающие материалы:

  • ? характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы с предложениями о мерах по их минимизации;
  • ? прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  • ? прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
  • ? обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ;
  • ? описание мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;
  • ? обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;
  • ? характеристика соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, в том числе информация о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;
  • ? методика оценки эффективности государственной программы и др.
Про бизнес:  С какой суммы начать инвестировать – цели, стратегия, диверсификация

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ1, утверждаемого Правительством РФ.

Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития РФ, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Министерством финансов РФ.

Проект государственной программы подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественного совета при ответственном исполнителе в соответствии с методическими указаниями[5][6].

Финансовое обеспечение строительства, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства, реализуемых в рамках государственной программы, осуществляется за счет бюджетных ассигнований в порядке, установленном Правительством РФ в отношении формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы1 (ФАИП).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития РФ федеральной адресной инвестиционной программой[7][8].

Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений:

  • 1) по объектам капитального строительства — строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • 2) объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов РФ;
  • 3) мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества.

Утвержденная ФАИП является основанием:

  • ? для осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд в соответствии с законодательством РФ;
  • ? заключения в установленном порядке договоров с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях реализации бюджетных инвестиций, соглашений с федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными автономными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями о предоставлении субсидий в объекты государственной собственности Российской Федерации, а также соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в процессе реализации мер государственной поддержки (рис. 5.3).

Цель государственной поддержки — это стимулирование инвестиционного процесса, создание новых, расширение и обновление действующих производств в различных сегментах экономической деятельности с применением современных технологий и повышение квалификации кадров.

Формы государственной поддержки

Рис. 5.3. Формы государственной поддержки

В настоящее время сложились подходы к финансированию частных инвестиций за счет бюджетных средств: выделение особого объекта финансирования — инвестиционного проекта, конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности программ, предоставление средств на возвратной и возмездной основах, долевое участие государства в финансировании инвестиционных проектов, создание специализированных структур для организации государственного финансирования инвестиций и снятие соответствующей нагрузки с бюджетов.

Условия и порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов прописаны в постановлении Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных ресурсов на конкурсной основе»1, в соответствии с которым были утверждены методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.

В качестве претендентов на участие в конкурсах определены юридические и физические лица. Основное условие конкурса — обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при минимальном участии федерального бюджета в финансировании проекта.

В дальнейшем в развитие системы конкурсного отбора коммерческих инвестиционных проектов были уточнены условия предоставления государственной поддержки[9][10]: преимущественное право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки получили инвестиционные проекты, связанные с развитием «точек роста» экономики; инвестор вкладывает по ним не менее 20% собственных средств, необходимых для реализации проекта; срок окупаемости проектов, рассчитанный на основе методических положений, как правило, не должен превышать двух лет.

Конкурсные проекты должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по определенным категориям[11], в соответствии с которыми определяется величина государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Важным критерием при определении государственной поддержки выступает приоритетность инвестиционного проекта. Приоритетным признается проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 1 Закона о капитальных вложениях).

В соответствии с порядком отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов[12] Министерство экономического развития РФ (в отношении инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Дальневосточного федерального округа — Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, в отношении инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Северо-Кавказского федерального округа — Министерство РФ по делам Северного Кавказа), подготавливает проект перечня инвестиционных проектов и представляет указанный проект, проекты карт инвестиционных проектов и предложения по определению координатора в отношении каждого инвестиционного проекта в подкомиссию по соответствующему федеральному округу, образуемую Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение. Одобренный Правительственной комиссией перечень инвестиционных проектов утверждается Председателем Правительства РФ.

Размер государственной поддержки в форме государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления. Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам и направляются в Минфин России для их реализации. Инвестор, победивший в конкурсе, имеет право выбора формы государственной поддержки.

Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться путем предоставления государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе на срок не более 24 месяцев, государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Про бизнес:  Способы измерения валового внутреннего продукта (ВВП) — Мегаобучалка

С помощью расширения мер государственной поддержки появляются возможности для развития инвестиционной деятельности на разных территориях и с учетом их специфических особенностей. Созданы условия для привлечения инвесторов на определенных площадках развития, в частности, в рамках создания зон территориального развития, особых экономических зон, а также кластеров, территорий опережающего развития.

В соответствии со с.т. 13, 15, 16 Федерального закона от 3 декабря 2022 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 резидентам предоставляются следующие меры государственной поддержки: бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов, создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, аренда земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, налоговые льготы и инвестиционный налоговый кредит, государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К сведению. Правительство Российской Федерации утверждает перечень[13][14] субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития.

На основании Закона об экономических зонах[15] особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства РФ в кластер. В качестве меры государственной поддержки управляющим компаниям, резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением

Правительства РФ в кластер, могут предоставляться субсидии из федерального бюджета1.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»[16][17] Правительство РФ, в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, создает коммерческие и некоммерческие организации (институты развития), обеспечивающие:

  • 1) финансирование и поддержку проектов, реализуемых на территории опережающего социально-экономического развития, а также поддержку иных социально ориентированных проектов, в том числе в агропромышленной сфере;
  • 2) привлечение резидентов территории опережающего социально- экономического развития, прямых инвестиций;
  • 3) развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

В целях поддержки инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение в составе федерального бюджета, формируется Инвестиционный фонд РФ.

Инвестиционный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179.2 БК РФ1). Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации) устанавливается Правительством РФ (далее — Постановление Правительства РФ № 134)[18][19].

Процедура прохождения отбора инвестиционных проектов, финансирование которых предполагается из Инвестиционного фонда РФ, объем бюджетных ассигнований взаимообусловлены определенным видом проекта. В статье 3 Постановления Правительства РФ № 134 предусматриваются следующие виды инвестиционных проектов: комплексный инвестиционный проект, концессионный проект, проект, имеющий общегосударственное значение, проект, имеющий региональное значение, проект, имеющий межрегиональное значение, региональный инвестиционный проект.

На основании ст. 10 Постановления Правительства РФ № 134 бюджетные ассигнования Фонда предоставляются в форме:

  • ? осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
  • ? предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов

Российской Федерации местным бюджетам на софинансирова- ние объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;

  • ? предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений;
  • ? направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;
  • ? предоставления субсидий на осуществление ГК «Российские автомобильные дороги» деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, в том числе при реализации концессионных проектов.

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ предоставляются для реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, в которых доля финансирования за счет инвестора (инвесторов) составляет не менее 25%, а для реализации региональных инвестиционных проектов — не менее 50%.

В соответствии со ст. 14 Постановления Правительства РФ № 134 отбор проектов осуществляется на основе следующих критериев:

  • 1) наличия инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);
  • 2) соответствия решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития[20], утвержденным Правительством РФ — для проектов, имеющих общегосударственное значение;
  • 3) достижения положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;
  • 4) обоснования невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Фонда;
  • 5) стоимости проектов, установленной для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляющей не менее 5 млрд руб. — для проектов, имеющих общегосударственное значение, и не менее 500 млн руб. для региональных инвестиционных проектов;
  • 6) соответствия объема финансирования проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов — для региональных инвестиционных проектов;
  • 7) соответствия задачи, на решение которой направлена реализация проекта, задачам, определенным стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденной в установленном порядке — для региональных инвестиционных проектов;
  • 8) периода, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Фонда для реализации проекта, не превышающего пяти лет.

Государственная поддержка реализуется с помощью института бюджетного кредитования (ст. 93.2—93.6 БК РФ)[21]. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Следует отметить, что эффективным рычагом развития инвестиционной деятельности выступают налоговые инструменты в рамках налогового стимулирования.

Налоговое стимулирование осуществляется с помощью определенных инструментов, используемых в нормотворческой деятельности при установлении налоговых льгот и иных мер налогового характера, направленных на предоставление имущественных или иных экономических приоритетов отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов. К числу основных инструментов налогового стимулирования относятся уменьшение или обнуление налоговых ставок (освобождения), налоговые каникулы, перенос убытков на будущее, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятия), специальные налоговые режимы, предусматривающие льготное или упрощенное налогообложение, налоговые вычеты (скидки) из налогооблагаемой базы по определенным видам затрат налогоплательщика.

Про бизнес:  Оценка эффективности инвестирования в развитие персонала – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в процессе реализации мер государственной поддержки, включая процесс предоставления и обеспечения государственных гарантий.

Государственные гарантии инвестиций составляют содержание норм инвестиционного законодательства. В свою очередь, инвестиционная норма представляется формой, которая закрепляет права и обязанности участников инвестиционных правоотношений, следовательно, и гарантий сохранения действия законодательства, гарантию от национализации и реквизиции, гарантию перевода компенсации при национализации, реквизиции, компенсации при возмещении убытков, гарантию, касающуюся разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций, гарантию возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками, гарантию возможности реинвестирования дохода.

К сведению. Минэкономразвития России осуществляет отбор инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов. Межведомственная комиссия осуществляет отбор принципалов и инвестиционных проектов стоимостью до 10 млрд руб. (включительно)1, стоимостью свыше 10 млрд руб. — Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции[22][23].

Предоставление инвестиционных государственных гарантий, а также отбор инвестиционных проектов и принципалов осуществляется в соответствии с правилами и порядком, утвержденными постановлениями Правительства РФ[24].

Далее отметим, что немаловажное значение имеют антимонопольные меры в механизме государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В основе антимонопольного метода регулирования инвестиционной деятельности заложена цель — защищать интересы национальных инвесторов в условиях конкурентной борьбы, что позволит привлечь иностранные инвестиции на основе действующих международных стандартов.

Систему антимонопольного законодательства составляют законы, вносящие соответствующие ограничения в отдельные сферы деятельности, в том числе и инвестиционной, такие как Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»’, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности[25][26], Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[27] и др. Метод антимонопольного регулирования присущ каждому из вышеперечисленных федеральных законов, что подтверждается научными исследованиями[28].

Разрешительная система, представленная лицензированием, является еще одним способом государственного регулирования инвестиционной деятельности. Например, вопросы лицензирования участников инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг урегулированы Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 39)[29]. Система лицензирования кредитных организаций представлена Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[30] (ст. 13), акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев урегулирована Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»[31] (ст. 60.1), лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию представлена Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[32] (ст. 7.1).

В соответствии с Законом о разделе продукции1 право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством РФ о недрах[33][34], в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

Закон о регулировании внешнеторговой деятельности[26] устанавливает случаи лицензирования в сфере внешней торговли товарами (ст. 24). Вместе с тем вопросы правового регулирования основываются на международных нормах в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле[36], Соглашения по процедурам лицензирования импорта[37]и др.

Кроме того, лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты представляют собой ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени.

Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность инвестиционных участников в отношении выхода на внешний рынок, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Тем самым объясняется, что лицензирование и квотирование используются в качестве инструментов регулирования торгово-инвестиционных отношений.

Регистрация как метод государственного регулирования инвестиционной деятельности имеет большое значение для объектов инвестирования.

Особую роль играют регистрационные процедуры коммерческих организаций с участием иностранных инвестиций. При этом институт регистрации как способ регулирования инвестиционной деятельности все большее значение приобретает в целях защиты различных групп инвесторов.

Регистрационный метод государственного регулирования инвестиционной деятельности способствует развитию договорных форм инвестиционного процесса. В качестве примера приведем следующую информацию. Так, согласно ст. 1028 ГК РФ1 предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 20 Закона о лизинге[38][39] в случаях, предусмотренных законодательством РФ, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации. На основании ст. 9 Закона об экономических зонах[15] уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.

Регистрационный метод государственного регулирования инвестиционной деятельности в области строительства характеризуется процедурой разрешения на строительство. Кроме того, Закон об участии в долевом строительстве[41] (ст. 17) устанавливает государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве и соглашения об уступке права требования по договору. Ввод объекта в эксплуатацию производится на основе разрешения органа государственной или муниципальной власти. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации[42] (ст. 55 ГрК РФ).

В области инвестиционных отношений система их регистрации обеспечивает защиту прав инвестора и создает для этого соответствующие гарантии.

Таким образом, механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности представляет собой совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на инвестиционный процесс и его участников. Государственное регулирование инвестиционного процесса включает различные формы и методы создания благоприятных условий для роста инвестиционной активности соответствующих субъектов, а также прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Оцените статью
Бизнес Болика