Инвестиционный проект: от А до Я

Инвестиционный проект: от А до Я Инвестиции

Этапы инвестиционной деятельности — мегаобучалка

Этапы инвестиционной деятельности

1. Подготовительный этап. На этом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. С этой целью про водятся маркетинговые исследования, изучаются инвестиционные возможности, составляется инвестиционный проект, в который входят обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также необходимая проектно-сметная документация. Неотъемлемой частью инвестиционного проекта служит бизнес-план, включающий описание практических действий по осуществлению инвестиций. Срок окупаемости инвестиционного проекта — это срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

Законодательство содержит также понятие приоритетного инвестиционного проекта. Так, согласно ст. 1 Закона об инвестициях, приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ и который включен в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Первый этап заканчивается, как правило, подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков и порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и др. (Примерная форма инвестиционного договора на реализацию проекта строительства объекта нежилого назначения, утв. Постановлением правительства Москвы от 2 декабря 2003 г. № 1014-ПП.) Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.

2. Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации бизнес-плана, т.е. по исполнению инвестиционного проекта. Это могут быть строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, пусконаладочные работы, приобретение машин и оборудования, осуществление работ, связанных с их установкой, и др.

Отличающиеся большим разнообразием, действия по реализации инвестиционного проекта облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров. Это могут быть договоры, направленные на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг, лицензионные и иные гражданско-правовые договоры. Второй этап завершается созданием объекта инвестиционной деятельности.

3. Эксплуатационный этап. В течение этого этапа осуществляется организация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, создается система сбыта нового товара и т.п. В это время компенсируются инвестиции и затраты на осуществление инвестиционного проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое Использование. В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, государственные и муниципальные образования.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут служить:

— собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, добавочный капитал и другие собственные финансовые ресурсы); заемные финансовые средства (например, банковские и государственные кредиты, займы); привлеченные финансовые средства (например получаемые от продажи ценных бумаг; инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета). Статьей 9 Закона об инвестициях определено, что инвесторы могут финансировать капитальные вложения за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Законом определены права инвесторов, среди которых:

— право на осуществление инвестиционной деятельности;

— самостоятельность инвестиционного выбора, т.е. право инвестора самостоятельно определять объемы, направления и размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности, заключать с другими субъектами инвестиционной деятельности договоры, регулирующие их отношения;

— право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций и иными результатами инвестиционной деятельности. Нормы некоторых правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, прямо говорят о возникновении у инвестора права собственности на объекты инвестиций. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору;

— право контролировать целевое использование средств, направляемых на инвестирование;

— право передавать по договору или государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам;

— право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора и в соответствии с законодательством РФ.

Заказчики — это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. При этом заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов, если иное не предусмотрено договором между ними. Для достижения указанной цели заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором и в соответствии с законодательством. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.

Исполнители — лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта. Исходя из специфики осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, исполнители в складывающихся при осуществлении такого вида инвестиционной деятельности отношениях именуются подрядчиками. В силу п. 4 ст. 4 Закона об инвестициях, подрядчики — это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками.

Пользователи — это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические и юридические лица, государство, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. Пользователями также могут быть инвесторы.

Законом предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключаемым между ними.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности описаны в Законе об инвестициях весьма кратко, и их можно сформулировать в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

§

Государство играет в инвестиционной деятельности двоякую роль, выступая и как инвестор, и как носитель властных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования инвестиционной деятельности, определено Министерство экономического развития и торговли РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах.

1. Разработка, утверждение и финансирование государственных инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.

2. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета. Так, ст. 129 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете 2004 год» (далее — Закон о бюджете) установлено, что финансирование расходов на государственные капитальные вложения осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Приложением № 19 к данному закону. Финансирование федеральной адресной инвестиционной программы на 2004 г. осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2004 г., утв. Правительством РФ.

3. Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов физических и юридических лиц. Конкурсный отбор инвестиционных проектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономразвития РФ.

Победителю конкурса средства соответствующего бюджета предоставляются:

— на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о бюджете на соответствующий год;

— на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций или иного увеличения доли государства в уставных капиталах организаций.

Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна быть разработана индивидуальная схема его финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, формы государственного участия и обеспечение возвратности получаемых денежных средств.

4. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств соответствующего бюджета утверждается Постановлением Правительства РФ в развитие нормы о бюджете на соответствующий год. Государственные гарантии являются обязательством Правительства РФ возместить кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный инвестиционным договором. Общая сумма государственных гарантий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

5. Проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектно-сметной, экологической и др.

6. Лицензирование отдельных видов деятельности. В частности, в ст. 4 Закона об инвестициях предусмотрено, что подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

7. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Эти условия касаются совершенствования системы налогов, в том числе установления для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов (не носящих индивидуального характера), проведения переоценки основных фондов, совершенствования механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений и др.

К условиям, обеспечивающим развитие инвестиционной деятельности, относятся создание и развитие сети информационно-аналитических центров.

8. Законодательное установление системы гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности. К ним, в частности, относятся гарантия обеспечения равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства и др. Так, в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или установления режима запретов и ограничений при осуществлении капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с положением на день начала финансирования инвестиционного проекта, в отношении инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект, такие неблагоприятные изменения законодательства не применяются в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала финансирования. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ имеет право принять решение о продлении срока(п. 2-6 ст. 15 Закона о капвложениях).

9. Законодательное установление мер защиты инвестиций. Так, для обеспечения защиты инвестиций предусмотрено, что они не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Национализация возможна лишь при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, для которых объектом инвестирования являются эмиссионные ценные бумаги, а также порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения инвесторам — физическим лицам ущерба, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг, определяет Закон о правах инвесторов.

§

Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Закон об иностранных инвестициях.

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейцарией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» одобрено Типовое соглашение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.

Иностранными инвесторами в РФ признаются:

— иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

— международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Про бизнес:  Во что вкладывать в 2021 году: еще 3 инструмента для инвестиций c низким риском / Хабр

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом об иностранных инвестициях предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Закон об иностранных инвестициях содержит определение прямой инвестиции. Так, прямой иностранной инвестицией считается приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества.

В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:

— изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены в интересах социально — экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что в подавляющем большинстве Международных договоров Российская Федерация определяет со своими партнерами режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:

— иностранные инвесторы;

— российские коммерческие организации с иностранными инвестициями;

— филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;

— дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о регистрации.

Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ в соответствии с ее Уставом, утв. Приказом Минюста РФ от 22 апреля 2003 г. № 100, осуществляет следующие функции:

— аккредитация и ведение сводного Государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;

— выполнение процедур по аккредитации и ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;

— регистрация российских инвестиций за рубежом и др. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требования к положению о филиале юридического лица установлены ст. 22 Закона об иностранных инвестициях.

Законом об иностранных инвестициях определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Часть из них распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые гарантии:

— правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;

— использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

— перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

— компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

— от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Условия и порядок предоставления гарантии определяются ст. 9 Закона об иностранных инвестициях и Правительством РФ. В частности, такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов, коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25%, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями и приоритетный инвестиционный проект независимо от доли (вклада) иностранного инвестора. Понятие приоритетного инвестиционного проекта приведено в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях. Стабильность гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях Правительство РФ вправе принять решение о продлении указанного срока;

— обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;

— использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

— права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;

— права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

— участия иностранного инвестора в приватизации в соответствии с законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов Установлены специальные льготы. В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в Уставном капитале. Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, предусмотренными Законам об иностранных инвестициях.

В силу ст. 16 закона, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен ст. 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе).

Законодательством предусматриваются и льготы нетарифного характера для иностранных инвесторов. В частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими на территории РФ.

§

Одним из видов инвестиционной деятельности является осуществление инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции. Правовые основы, отношений возникающих в процессе осуществления данного вида инвестиционной деятельности, регулируются Законов о СРП.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с Законом о СРП, устанавливаются федеральными законами. Для включения участков недр в перечни необходимо обоснование Правительства РФ о целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни. Закон о СРП предусматривает основания для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Таким основанием является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Помимо оснований, Закон о СРП предусматривает условия для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям и др.)

Сторонами соглашения являются:

— Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ, и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

— инвесторы — юридические лица; не являющиеся юридическими лицами объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В соответствии с Законов о СРП, соглашение может быть заключено с победителем аукциона и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания специальной комиссии по данному соглашению. При этом, условия аукциона, должны предусматривать участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством РФ и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. По каждому объекту недропользования Правительством РФ с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ создаются комиссии, функциями которых являются разработка условий пользования недрами, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Статьей 7 Закона о СРП устанавливаются условия выполнения работ по соглашению. В частности, соглашением должны предусматриваться перечисленные в указанной статье обязательства инвестора, в том числе: по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков; по привлечению работников — граждан РФ, количество которых должно составлять не менее 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан РФ соответствующих квалификаций.

Организация выполнения работ по соглашению осуществляется инвестором или по поручению инвестора — оператором соглашения.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

— определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

— определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция). Состав затрат определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ; при этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ — 90% общего объема произведенной продукции;

— раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, т.е. произведенной продукции за вычетом части этой продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

— передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента; при этом договором определяется порядок распределения между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен участок недр, государственной доли продукции;

— получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

В отдельных случаях раздел продукции может осуществляться в ином порядке, что должно быть предусмотрено условиями аукциона.

Законом о СРП определено, что часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит ему на праве собственности. В соответствии со ст. 11 Закона о CPП, она может быть вывезена с таможенной территории РФ. Условия и порядок вывоза определяются законодательством и соглашением.

Особый порядок взимания налогов и платежей при исполнении соглашения о разделе продукции определяется ст. 13 Закона оCPП, гл. 26.4 НК РФ и другими законодательными актами РФ о налогах и сборах.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

§

Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»). Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух аспектах: как вид предпринимательской деятельности и как вид межгосударственного сотрудничества.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. Среди важнейших актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, следует назвать:

Про бизнес:  Модифицированная IRR, MIRR - Альт-Инвест

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; определяет основы государственного регулирования внешнеторговой Деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее — Закон о специальных мерах при импорте товаров); устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер;

— Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ; закрепляет основы таможенного регулирования внешней экономической деятельности;

— Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № Ш-ФЗ «Об экспортном контроле»; устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности;

— Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»; устанавливает перечень мер, направленных на защиту экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, и определяет порядок их введения и применения;

— Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; осуществляет государственное регулирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области;

— Закон о таможенном тарифе; определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот. Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

Осуществление внешнеэкономической деятельности регулируется также двусторонними и многосторонними договорами (например, Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (Москва, 12 мая 1994 г.). В частности, договорами может определяться режим осуществления внешнеэкономической деятельности.

Правовой режим означает совокупность правил осуществления внешнеэкономической деятельности, совершения экспортно-импортных операций. Различают национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный и специальный режимы.

Установление национального режима означает, что каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам другой договаривающейся стороны тот же режим, что и собственным гражданам и юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Режим наибольшего благоприятствования означает, что физическим и юридическим лицам договаривающихся государств будут предоставлены такие же права, как и физическим и юридическим лицам третьих государств. Устанавливая преференциальный режим, развитые государства предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся государств определенные льготы и преимущества без взаимности. Специальный режим — это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности. Например, такой режим установлен Соглашением о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г., с изм. от 2 апреля 1999 г.) для подписавших его сторон (Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и др.).

Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота. В качестве примера можно назвать Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», которые издаются Международной торговой палатой (в настоящее время действует в ред. 2000 года).

§

Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Правовые основы тарифного регулирования определяются Законом о таможенном тарифе, согласно которому существуют такие виды ставок таможенных пошлин, как адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Таможенный тариф Российской Федерации -свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа). применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ исходя из систем классификации товаров, принятых н международной практике. Применяемые в настоящее время Таможенный тариф РФ и Товарная номенклатура, утв. Постановлением Правительства РФ от30 ноября 2001 г. № 8301.

В области тарифного регулирования действует система льгот. В частности, ввозные таможенные пошлины могут уменьшаться в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или преференциальный режим. Страна происхождения товара подтверждается сертификатом. Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от пошлины. В частности, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами в порядке, определенном ст. 34 и 37 Закона о таможенном тарифе.

Количественные ограничения экспорта и импорта

По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:

— временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ,

— ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование

Лицензирование представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т.е. на оборот товара. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

— введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

— реализация разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

— предоставление исключительного права на экспорт и (или) им порт отдельных видов товаров;

— выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для экспорта и импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая Минэкономразвития РФ. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации. Минэкономразвития РФ формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Выдача лицензий осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.

Экспортный контроль

Экспортный контроль представляет собой комплекс мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством порядка вывоза за пределы РФ определенных видов товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Экспортный контроль применяется при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении:

— вооружения и военной техники;

— отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения);

— средств доставки оружия массового поражения, вооружений, военной техники;

— оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, вывоз которых запрещен.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров определяется перечнями, утверждаемыми Указами Президента РФ. Эти акты вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Порядок вывоза данных товаров определяется Правительством РФ.

Методами осуществления экспортного контроля являются:

— идентификация контролируемых товаров и технологий, то есть установление их соответствия товарам и технологиям, включенным в перечни;

— разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

— таможенный контроль и таможенное оформление, валютный контроль.

На основании ст. 21 Закона об экспортном контроле, в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ, проводится государственная экспертиза сделок. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Минэкономики России для получения лицензии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Правила проведения государственной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г.№ 294.

В целях соблюдения правил экспортного контроля организации могут вводить внутрифирменную программу экспортного контроля, включающую в себя мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера.

Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг.

§

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, основной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприниматели получают в результате реализации товаров, работ, услуг. Реализацией товаров, работ, услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты работ, выполненных одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В ряде случаев, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты работ, выполненных одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу осуществляется на безвозмездной основе.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 НК РФ, не рассматривается как реализация:

— осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

— передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;

— передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества при ликвидации хозяйствующего субъекта.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование реализации осуществляется через деятельность государственных органов. К государственным органам, выражающим интересы государства в данной сфере экономических отношений, в первую очередь следует отнести Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ и др. Задачами данных государственных структур в отношении реализации товаров, работ, услуг являются оказание поддержки предпринимателям, обеспечение государственных нужд, защита интересов потребителей, осуществление контроля и надзора. Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование реализации товаров, работ, услуг, определяются в соответствующих положениях о них.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России»; субъектам малого предпринимательства и др.

Правовые формы реализации товаров, работ, услуг

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

— договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

— договоры, направленные на передачу результатов работ;

— договоры, направленные на оказание услуг.

Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК РФ, а также специальными законами: Федеральным законом от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)», Законом об оценочной деятельности, Законом о рекламе, Законом о почтовой связи и др.

Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Так, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК РФ создана постоянно действующая Комиссия. Права и обязанности, задачи Комиссии определены положением о ней, утв. Приказом Минсельхозпрода РФ от 5 февраля 2001 г. № 942. В соответствии с данным положением, к полномочиям Комиссии, в частности, относится принятие решений рекомендательного характера по ярмарочно-выставочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

Про бизнес:  Номинальный и реальный ВНП

Порядок заключения договоров на товарных биржах определяется Законом о биржах и правилами биржевой торговли, которые принимаются на каждой товарной бирже. Особенностями биржевых сделок являются заключение их участниками биржевой торговли; заключение сделок в ходе биржевых торгов; заключение сделок в отношении биржевого товара; регистрация заключенных сделок на бирже.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почтовой связи и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи.

§

Отношения, возникающие в связи с обеспечением государственных нужд, регулируются Законам о продукции для госнужд, Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г.«О государственном материальном резерве» и другими актами.

В целях создания механизма государственных закупок товаров для государственных нужд создана федеральная контрактная система, куда входят Федеральная контрактная корпорация АО «Росконтракт» и Федеральная контрактная корпорация АО «Росхлебпродукт». Акционерное общество «Росконтракт» участвует в осуществлении государственных закупок товаров общепромышленного применения и народного потребления, а Акционерное общество «Росхлебпродукт» — государственных закупок зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки. Государственные нужды — это потребности Российской Федерации, субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных, региональных и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация и ее субъекты. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Порядок их разработки и реализации утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; этим же Постановлением утверждена примерная форма государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Целевые программы утверждаются Правительством РФ. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, представляется на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.

Инициаторами предложений о программной разработке могут выступать любые физические и юридические лица, которые направляют свои предложения в Министерство экономического развития и торговли РФ. На основе представленных предложений Правительство РФ принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, определяет государственного заказчика. Государственным заказчиком может являться федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие. Государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Государственный заказчик целевой программы осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг; согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; организует проведение специализированной экспертизы проекта программы; заключает после утверждения программы государственные контракты с исполнителями.

Государственный контракт — договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.

В государственном контракте определяются предмет контракта, т.е. наименование продукции, ее ассортимент, количество, качество; результаты работ; виды оказываемых услуг; цена контракта; сроки исполнения; права, обязанности сторон; ответственность сторон; финансовые условия контракта, которые представляют собой смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства, механизм финансирования; критерии оценки выполнения условий контракта и эффективности работы исполнителя; принципы пересмотра цены и переоценки конечной прибыли по контракту; условия и формы организации приемки и технического контроля; право заказчика на расторжение контракта по его инициативе в порядке, установленном законодательством.

Государственный заказчик размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством. Конкурс представляет собой способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Организаторов конкурса является государственный заказчик, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса. Участниками конкурса могут быть поставщики (исполнители), осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и подавшие заявку на участие в конкурсе. Участники конкурса должны иметь производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Отношения, возникающие между организатором и участниками конкурса в процессе его проведения, регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон предусматривает, возможность проведения открытых и закрытых конкурсов. Наиболее предпочтительным видом является открытый конкурс.

Закрытые конкурсы проводятся в случаях, если:

— предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

— технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти организатор вправе проводить двухэтапные конкурсы. Решение об их проведении принимается, если организатору конкурса необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможности обеспечить государственные нужды или если организатор намерен заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт.

Для некоторых хозяйствующих субъектов законодательством предусмотрена обязанность принимать для исполнения заказы на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. В частности, в силу п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества казённого предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

§

Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта — это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.

Порядок формирования финансового результата урегулирован:

для целей налогообложения — нормами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

для целей бухгалтерского учета — Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из доходов от обычных видов деятельности организации, операционных и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Величина поступления определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (по договору аренды). Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг). Если исполнение обязательств предусмотрено неденежными средствами, величина поступления принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Сюда включаются расходы на приобретение сырья, материалов, товаров, иных материально-производственных запасов, расходы, возникающие в процессе переработки, доработки, продажи товаров, а также коммерческие и управленческие расходы. Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость товаров, работ, услуг.

К числу операционных доходов относятся доходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств и др.

Операционными расходами являются соответственно расходы, связанные с выбытием основных средств и иных активов, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, связанные с оплатой услуг, предоставляемых кредитными организациями и др.

В состав внереализационных доходов включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций в пользу организации за нарушение условий хозяйственных договоров, безвозмездно полученные активы; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; поступления в возмещение причиненных организации убытков и ряд других видов прибыли.

К внереализационным расходам относят судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные самой организации или признанные ею штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров; расходы по возмещению причиненных убытков; суммы сомнительных долгов, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены; другие расходы.

Исчисленная хозяйствующими субъектами прибыль служит источником налогообложения при уплате ряда налогов. При этом законодательством устанавливаются специальные правила определения объекта налогообложения для уплаты различных налогов. Прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов, используется ими на образование фондов, создаваемых в соответствии с законодательством и (или) учредительными документами, на хозяйственные нужды, а также на иные цели. Например, за счет прибыли создаются фонды потребления и накопления. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, является источником реализации имущественной ответственности хозяйствующего субъекта перед государством.

Нормами налогового законодательства также определяются понятия «доходы» и «расходы» и регламентируется порядок их исчисления в целях определения прибыли, т.е. дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами НК РФ. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Доходы могут быть получены от источников в Российской Федерации и от источников за ее пределами.

Налоговое законодательство классифицирует доходы на учитываемые и не учитываемые при определении налогооблагаемой базы. В свою очередь к учитываемым при определении налогооблагаемой базы доходам относятся:

— доходы от реализации: выручка от реализации товаров, работ, услуг; выручка от реализации имущественных прав;

— внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными признаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В целях налогообложения прибыли расходами считаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговое законодательство классифицирует расходы на учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения. К учитываемым в целях налогообложения расходам (т.е. уменьшающим доходы для определения налогооблагаемой прибыли) относятся:

— расходы, связанные с производством и реализацией;

— внереализационные расходы.

В зависимости от направлений деятельности организации расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

— расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

— расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

— расходы на освоение природных ресурсов;

— расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

— расходы на обязательное и добровольное страхование;

— прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на следующие группы:

— материальные расходы;

— расходы на оплату труда;

— суммы исчисленной амортизации;

— прочие расходы.

Соответствующие нормы гл. 25 НК РФ приводят подробный перечень затрат, которые включаются или не включаются в указанные группы расходов, порядок отнесения их на расходы организации и другие, необходимые для формирования финансового результата предпринимательской деятельности, правила.

Оцените статью
Бизнес Болика