Искусство инвестировать в искусство, или Как покупать картины, не теряя денег – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Искусство инвестировать в искусство, или Как покупать картины, не теряя денег – Коммерсантъ Санкт-Петербург Инвестиции

«голубые фишки» или стартап

Вложения в искусство отличаются от других инвестиций тем, что очень сложно предугадать доходность — купленная картина может как резко подешеветь, так и резко подорожать. В ноябре прошлого года картина Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» озолотила российского олигарха Дмитрия Рыболовлева.

Купив ее в 2022 году у швейцарского арт-дилера Ива Бувье за $127,5 млн и впоследствии обвинив продавца в завышении цены, бизнесмен в итоге продал ее на аукционе Christie’s в три раза дороже. «Борьба ставок за «Спасителя мира» открылась с отметки в $75 млн.

Впрочем, с антиквариатом (предметами коллекционирования, которым более ста лет) головокружительные истории случаются все реже. «Сейчас цены на антиквариат падают»,— сетует руководитель аукционного агентства Baltzer Григорий Бальцер, отмечая, что, возможно, это хороший момент, чтобы прикупить старых мастеров, ведь снижение цены всегда циклично.

Вложение средств в работы молодых художников

Инвестиция в картины малоизвестных художников – тоже вариант вложения средств, который может в последствии принести хорошие плоды. В то же время, это специфический и более рискованный вид инвестиций в предметы искусства:

Решаясь на покупку такого арт-объекта, как картина художника без известности и признания, инвестору нужно понимать, что это рискованное вложение денег, которое требует предельной осторожности и прозорливости. Перед инвестицией необходимо взвесить все «за» и «против», не лишним будет прибегнуть к помощи арт-консультантов, если инвестор не является экспертом в искусстве.

Инвестиции — [инвестарт] искусство личных инвестиций. секреты экспертов

Автор: Инвестарт
Название: Искусство личных Инвестиций. Секреты экспертов
  • Что такое инвестиции и что такое инвестирование?
  • Можно ли обойтись без инвестирования?
  • Какой может или должна быть цель инвестора?
  • Когда можно начинать инвестировать и существуют ли возрастные ограничения?
  • Можно ли совмещать инвестирование с работой по найму, предпринимательством или бизнесом?
  • Что в инвестировании самое важное?
  • Сколько времени необходимо тратить на инвестирование?
  • Где взять деньги для инвестирования и как начать создавать личный капитал?
  • Как определить размер личного резервного фонда, или так называемой «финансовой подушки»?
  • Как сформулировать свои финансовые цели?
  • Как составить личный финансовый план?
  • Кто такой финансовый наставник? Зачем он нужен? Можно ли обойтись без его помощи?
  • Как правильно управлять своими деньгами?
  • Основные правила создания личного капитала?
  • Основные инвестиционные инструменты и активы?
  • Назначение инвестиционных инструментов?
  • Возможная доходность по основным инвестиционным инструментам и активам?
  • Что лучше, управлять своими деньгами самому или доверить их профессионалам?
  • С какими рисками сопряжена инвестиционная деятельность?
  • Что такое горизонт инвестирования?
  • Самая первая инвестиция или с чего лучше начать?
  • Допустимо ли использовать в инвестировании заемные средства?
  • Каким должен быть учет инвестиций?
  • Как составить инвестиционный план и подобрать подходящие инвестиционные инструменты?
  • Чего следует опасаться (избегать) в инвестировании?
  • Как правильно относиться к возможным потерям? Как определить свою терпимость к риску?
  • Какие способы снижения инвестиционных рисков существуют теоретически?
  • Основные ошибки, могущие подстерегать инвестора на старте?
  • Взаимосвязь психологии инвестора с психологией рынка?
  • Надо ли время инвестиционного старта согласовывать с состоянием рынков?
  • С помощью каких веб-сервисов, программ, или каким образом можно инвестировать по всему миру?
  • На основе чего, должны приниматься инвестиционные решения?
  • Какие есть стратегии инвестирования и как правильно инвестировать в любое время и, особенно в экономический кризис?
  • В каких активах, валютах и основных инструментах стоит держать свои накопления?
  • Каких основных правил нужно придерживаться тем, кто инвестирует только в банковский депозит, золото или валюты?
  • Как периодически изменять свой портфель, чтобы придерживаться своего инвестиционного плана?
  • Как минимизировать расходы при инвестировании?
  • Какие типичные ошибки совершают инвесторы при инвестировании?

Подробнее:

Скачать:

§

Автор: Инвестарт
Название: Искусство личных Инвестиций. Секреты экспертов
  • Что такое инвестиции и что такое инвестирование?
  • Можно ли обойтись без инвестирования?
  • Какой может или должна быть цель инвестора?
  • Когда можно начинать инвестировать и существуют ли возрастные ограничения?
  • Можно ли совмещать инвестирование с работой по найму, предпринимательством или бизнесом?
  • Что в инвестировании самое важное?
  • Сколько времени необходимо тратить на инвестирование?
  • Где взять деньги для инвестирования и как начать создавать личный капитал?
  • Как определить размер личного резервного фонда, или так называемой «финансовой подушки»?
  • Как сформулировать свои финансовые цели?
  • Как составить личный финансовый план?
  • Кто такой финансовый наставник? Зачем он нужен? Можно ли обойтись без его помощи?
  • Как правильно управлять своими деньгами?
  • Основные правила создания личного капитала?
  • Основные инвестиционные инструменты и активы?
  • Назначение инвестиционных инструментов?
  • Возможная доходность по основным инвестиционным инструментам и активам?
  • Что лучше, управлять своими деньгами самому или доверить их профессионалам?
  • С какими рисками сопряжена инвестиционная деятельность?
  • Что такое горизонт инвестирования?
  • Самая первая инвестиция или с чего лучше начать?
  • Допустимо ли использовать в инвестировании заемные средства?
  • Каким должен быть учет инвестиций?
  • Как составить инвестиционный план и подобрать подходящие инвестиционные инструменты?
  • Чего следует опасаться (избегать) в инвестировании?
  • Как правильно относиться к возможным потерям? Как определить свою терпимость к риску?
  • Какие способы снижения инвестиционных рисков существуют теоретически?
  • Основные ошибки, могущие подстерегать инвестора на старте?
  • Взаимосвязь психологии инвестора с психологией рынка?
  • Надо ли время инвестиционного старта согласовывать с состоянием рынков?
  • С помощью каких веб-сервисов, программ, или каким образом можно инвестировать по всему миру?
  • На основе чего, должны приниматься инвестиционные решения?
  • Какие есть стратегии инвестирования и как правильно инвестировать в любое время и, особенно в экономический кризис?
  • В каких активах, валютах и основных инструментах стоит держать свои накопления?
  • Каких основных правил нужно придерживаться тем, кто инвестирует только в банковский депозит, золото или валюты?
  • Как периодически изменять свой портфель, чтобы придерживаться своего инвестиционного плана?
  • Как минимизировать расходы при инвестировании?
  • Какие типичные ошибки совершают инвесторы при инвестировании?
Про бизнес:  Как оценить инвестиционный риск и выбрать свой уровень риска - Финансовая азбука -

Подробнее:

Скачать:

Инвестиции в картины известных художников

Если капиталы позволяют вам тратить большие деньги на инвестиции в предметы искусства, то, возможно, стоит обратить внимание на покупку картин известных художников. Цена на эти арт-объекты напрямую зависит от именитости и таланта мастера, поэтому может составить несколько миллионов рублей и даже сотни миллионов

. Кроме того, что суммы вложения достаточно весомые, инвестиции в картины известных художников имеют и другие особенности:

Инвестиции в современное искусство

Современное искусство очень многообразно, но далеко не все его направления способны принести инвестору деньги. По факту, рынок современного искусства представлен только «первичкой», то есть купить арт-произведение можно непосредственно с рук самого автора – вторичного рынка как такового пока не существует.

Инвестиции в современное искусство могут быть сверхдоходными, но риски прогореть чрезвычайно высоки. Преимуществ, как и недостатков у инвестиции в современные арт-объекты хватает:

Как купить

Господин Броше говорит, что, инвестируя в искусство, важно понимать сегодня, что будет востребовано завтра. Арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко насчитывает 489 факторов, влияющих на стоимость произведений искусства, но не называет, какие именно. От чего же все-таки зависит успех? Как понять, будет ли картина дорожать?

Работы художника должны появляться на выставках, в каталогах — чем больше людей их видит, тем больше они стоят. Успех приходит, когда крупные галереи хотят купить право работы с тем или иным художником, картины участвуют в выставках и начинаются первые продажи. Если арт-объекты находятся в музеях и частных коллекциях, то художника можно считать признанным.

Важно не только, с какими галереями художник работает. Елизавета Савина указывает на то, что с точки зрения инвестиционного потенциала художника ситуация за последние 20 лет сильно изменилась. «Теперь автор должен быть интегрирован в глобальную систему — биеннале, музеи, фестивали. Он становится инвестиционно привлекательным в случае получения признания на международной арене»,— говорит госпожа Савина.

Немалую роль в процессе раскрутки художника, как и раньше, играет PR. «Если это профессиональная работа по раскрутке и продвижению художника, то она, безусловно, способствует росту узнаваемости и, соответственно, стоимости работ»,— отмечает госпожа Пушкина. Есть факторы, отрицательно влияющие на цену. Например, большое количество предыдущих перепродаж произведения искусства.

Опрошенные «Деньгами» эксперты предупреждают, что арт-инвестиции — всегда долгосрочные. Нет никакого смысла перепродавать купленное через год или два. «Нужно ждать пять-десять лет, при этом следить за происходящим на первичном и вторичном рынках искусства — на аукционах и ярмарках»,— советует госпожа Пушкина.

В вопросе инвестиций в искусство на первом месте стоит искусство, на втором — сами инвестиции. По словам господина Броше, это эмоциональная и интеллектуальная инвестиция.

«Смотрите на картину как на украшение вашего жилища и только потом как на источник дохода. Если вы хотите купить картину, которую не повесили бы у себя дома, лучше вложиться в ценные бумаги»,— советует господин Бальцер. «Даже если работа не вырастет в цене, она все равно будет дарить вам радость»,— добавляет госпожа Пушкина.

Чтобы инвестировать в искусство, нужно в нем разбираться. Если вы покупаете акции или облигации компании, вы следите за ее новостями и общей ситуацией на рынках. Так и в случае с картинами — необходимо постоянно смотреть на рынок — посещать выставки и ярмарки, общаться с экспертами и следить за новостями.

Господин Броше советует ходить по музеям в разных странах, общаться с художниками, искусствоведами, чтобы понимать язык актуального искусства. Чтобы разбираться в искусстве прошлого, необходимо ходить в музеи, а для того чтобы понимать современное искусство — в галереи и на ярмарки, считает госпожа Пушкина.

Как продать

Покупать картины можно напрямую у художников, в галереях или на аукционах. «Аукционы — это вторичный рынок, но зато работы уже обладают провенансом»,— отмечает госпожа Пушкина.

Господин Бальцер отдает предпочтение аукционам, отмечая, что галерея работает с каким-то конкретным направлением, выставляя 20-30 картин, у аукциона больше охват, сильнее развита маркетинговая составляющая; к тому же покупка на аукционе имеет спортивный характер.

В среднем комиссия с покупателя в аукционном доме составляет 25% и начинает снижаться после определенной суммы (у каждого аукционного дома она своя). А с продавца аукционный дом берет максимальные 12%, и эта комиссия тоже снижается в зависимости от значимости работы, а также от желания аукционного дома получить ее на торги.

Крупнейшие аукционные дома — это Christie’s, Sotheby’s и Phillips. Международный охват и отлаженная работа онлайн-платформ — вот главные их преимущества.

Выйти из инвестиции, то есть продать арт-объект, также можно разными способами. Если в приоритете оперативность и желание избежать публичной огласки, то оптимальный формат — это продажа через дилера. «Если вы решили выставить работу на аукцион, то при определенных условиях цена может вырасти, но придется ждать момента проведения конкретных торгов»,— говорит госпожа Пушкина.

Елена Курбацкая из Christie’s рассказывает, что желающие продать имеющиеся у них работы на аукционе сначала присылают по электронной почте ее изображение и информацию об этой работе. «Эти данные пересылаются в специальный департамент, где тщательно изучаются.

Если мы беремся за продажу работы, то связываемся с клиентом для принятия решения о подходящих условиях. Оценочная стоимость каждой из работ определяется в индивидуальном порядке, исходя из анализа продаж аналогичных работ»,— добавляет госпожа Курбацкая.

Эксперты арт-рынка советуют инвесторам в искусство не чувствовать себя инвесторами, напоминая о том, что картина — это не просто вещь, это некоторый образ времени, его отражение.

Куда вложить деньги

Вложение в предмет искусства – не самый простой вид инвестиций, при котором от инвестора требуются не только деньги для вложения, но и четкое понимание, что и когда стоит покупать. Так как искусство многообразно, то и направлений инвестирования может быть масса и каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Про бизнес:  Екатерина Зиновьева: Сегодня подмосковный Мининвест находится в прямом контакте с бизнесом

Хоть в странах СНГ рынок инвестиций в искусство только зарождается, тем не менее ассортимент «товаров» для вложения достаточно большой. Включаясь в заработок на арт-предметах, имейте в виду, что на отечественном рынке произведения искусства могут быть недооцененными на 100%, а то и 200%.

Просто о сложном: art investment. продолжение


В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора

Первую часть материала вы можете найти здесь

Предметы искусства с инвестиционной точки зрения такой же материальный актив, как драгоценные металлы, недвижимость, акции и другие ценные бумаги. В середине 1980-х «язык искусства» начали переводить на понятный инвестору финансовый язык. С 2000-х годов, после появления доступных статистических баз данных и инвестиционной аналитики, искусство начали использовать в качестве осмысленного финансового инструмента.

Итак, что мы знаем сегодня о предмете искусства как об инвестиционном объекте.

1. Искусство как актив: основные характеристики

• Уникальность

Каждый предмет искусства — уникален. Даже тиражные работы имеют уникальный номер и ограниченную серию. В свою очередь, уникальность имеет как положительные (добавочная стоимость), так и отрицательные (необходимость оценки каждого предмета) стороны.

• Высокая мобильность

В отличие от недвижимости, предметы искусства в большинстве случаев мобильны (за исключением, например, инсталляций, смонтированных на зданиях, или интерьерной росписи и т.п.). Это влечет за собой два преимущества: портативность (возможность следования за владельцем при соблюдении законодательных процедур) и трансграничность (способность быть проданными на рынках разных стран). Фактически мобильность превращает предметы искусства в конвертируемую валюту.

• Низкая ликвидность

Предмет искусства — это не акции: его невозможно продать в день принятия решения, о чем следует помнить всегда. При этом уровень ликвидности не зависит от художественной ценности и материальной стоимости актива: порой продажа особенно ценных предметов требует более длительного времени (подготовка к аукционным торгам, юридическое оформление сделки, наличие схожих работ в свободной продаже и пр.).

• География стоимости

Один и тот же предмет искусства может иметь разную стоимость оценки (и итоговую стоимость продажи) на аукционах даже одного дома — скажем, в Нью-Йорке и Гонконге. Иногда работа с высокой художественной ценностью выводится на торги в регионе, где за нее заведомо заплатят меньше, для популяризации автора или вовлечения местных коллекционеров в новый сегмент рынка искусства.

2. Искусство как актив: основная терминология

• Комиссии и сборы

При покупке и продаже предметов искусства в большинстве случаев имеют место комиссии аукционных домов и частных дилеров. В зависимости от стоимости предмета искусства и условий сделки они варьируются от 3 до 50 процентов. В идеале аналитиками просчитывается даже лучшая страна для приобретения работ, учитывая курсы валют и налоговые режимы ввоза-вывоза.

CAGR (среднегодовой темп роста)

Показатель, который высчитывается исходя из статистики повторных продаж предметов искусства при смене владельца. Фиксируется сразу несколькими международными аналитиками в отдельных нишах: например, Artnet TOP-100 Artists (сто самых продаваемых художников) показывает 8 % CAGR с 2022 по 2022 год, Mei & Moses All Art Index (весь рынок в целом) имеет цифру 7,3 %. Арт-фонды показывают в среднем 15 % CAGR, наиболее успешные из фондов (с агрессивным стилем управления и доступом к инсайдерской информации) — до 50 %.

• ROI (доход на инвестиции)

Рассчитывается исходя из значения CAGR минус отрицательный денежный поток в виде расходов на содержание и комиссий при продаже (которые составляют в среднем 1–3 % в год за управление и 3–50% единоразовой комиссии продавца за весь срок владения).

• Волатильность (рисковое отклонение)

Deloitte Art & Finance определяет среднюю волатильность рынка искусства инвестиционного качества на уровне 25 %. Если говорить грубо, это означает, что при аналитическом подходе к выбору приобретаемых активов возможность допустить ошибку (получить отрицательную прибыль при перепродаже) составляет один шанс к четырем успешным. Отдельные исследования показывают, что предметы искусства, приобретенные без предварительной аналитики, имеют волатильность на уровне 50 % (например, старые мастера из-за риска подделок и современное искусство из-за недобросовестных действий при развитии карьеры художника — подставных аукционов и пр.).

3. Искусство как актив: основные недостатки

• Низкая ликвидность

Инвесторы, для которых приоритетом является скорость оборота актива, ставят низкую ликвидность искусства на первое место среди его недостатков. Кстати сказать, в мире действуют несколько ликвидационных компаний (не путать с залоговыми компаниями и банками, предоставляющими кредиты, — о них поговорим в свое время), готовых обменять предмет искусства оценочной стоимостью до $100 млн на наличные деньги в течение 72 часов. При этом владелец получает всего 10–15 % от стоимости своего предмета.

• Отсутствие информации по 100 % сделок

Из прошлого материала мы помним, что статистику для финансовой аналитики инвестору дают базы данных аукционных продаж. Однако это лишь половина рынка (до 48 %, аукционные дома), тогда как другая сторона — приватный рынок (до 52 %, галереи и дилеры) — не публикует данные своих транзакций. Долгое время это оставалось нерешенной проблемой, пока в 2022 году ирландский экономист Клэр Макэндрю не выпустила книгу Fine Art and High Financе, в которой предложила систему обсчета рынка приватных продаж. Если вкратце, экономист обнаружила корреляцию (зависимость) между двумя сторонами рынка и определила ее коэффициент. Основанная Макэндрю компания Art Economics проводит опрос 6,5 тысячи фигурантов приватного рынка, на которых приходится более 90 % всех продаж сектора. Далее применяется специальный статистический мультипликатор, который экстраполирует данные на остальную часть рынка. Сегодня этой системой пользуется Art Basel для ежегодного отчета о рынке искусства, а Макэндрю возглавляет ее аналитический отдел. Важно понимать: полученные данные показывают объем приватного рынка искусства, без конкретики по ценам отдельных предметов. Соответственно, в распоряжении инвестора остается единственный источник — аукционный рынок с его 48 % глобального рынка искусства.

Про бизнес:  Банковский кредит как источник финансирования деятельности предприятий - Ида Тен

• «Фактор провенанса»

Несмотря на то, что провенанс — это история бытования (смены владельцев, экспонирования) работы, под данную статью подпадают все опасности, связанные с документацией или отсутствием таковой. В первую очередь сюда относится вероятность приобрести поддельный предмет искусства. Работа может иметь нехорошую историю при смене владельцев: от банальной кражи до реквизиции коллекций во время нацистской оккупации Европы. В обоих случаях искусство подлежит реституции (возврату прежнему законному владельцу), что необходимо исключить на этапе аналитики, перепроверив не только историю работы по документам, но и историю самих документов. Завершают краткий перечень отсутствие документов на ввоз в страну приобретения (что влечет проблему с вывозом) и необходимость делать дополнительные отчисления некоторым художникам при перепродаже их работ (право следования согласно Бернской конвенции 1886 года).

• Высокая стоимость содержания

Как упоминалось в нашем материале о менеджменте коллекций, управление собранием влечет издержки 1–3 % в год от стоимости всей коллекции. На первый взгляд это немного, но когда инвестор выбирает долгосрочную стратегию — то сложенные цифры заставляют его задуматься.

4. Искусство как актив: основные достоинства

• Доступность прогнозирования

Имеющиеся в распоряжении инвестора статистика, инструменты ее анализа и квалифицированные специалисты сегодня могут рассчитать доходность инвестиций аналогично другим привычным для инвесторов активам.

• Устойчивость в кризисный период

Рынок искусства показывает хорошую устойчивость во время экономических кризисов: во-первых, оборот продаж искусства проседает меньше, чем средний оборот других товаров, во-вторых, арт-рынок реагирует на кризисы с «опозданием» в среднем на сезон (6–12 месяцев). Это связано с тем, что с началом кризиса многие владельцы стремятся продать свои активы, а другие — со свободным капиталом — пользуются возможностью приобрести их на спаде. Главное, что нужно запомнить: в целом искусство не дешевеет во время кризиса — падает покупательная способность коллекционеров. У тех же, кто готов продать свою коллекцию дешевле, просто не выдерживают нервы. На возобновление экономического роста рынок искусства тоже реагирует с опозданием на сезон. Это связано с тем, что искусство не является предметом первой необходимости в первые пост-кризисные годы.

• Умеренные показатели риска

Волатильность на уровне 25 % — это среднее между драгоценными металлами (14–16 %) и недвижимостью (32–35 %). Для многих инвесторов это является серьезным преимуществом.

• Возможность влиять на капитализацию

Когда инвестор становится миноритарным акционером публичной компании, например, Tesla, то он не может в одиночку влиять на ее деятельность и рост стоимости акций. Приобретая предмет искусства, он становится его единоличным владельцем — что открывает совершенно другие инструменты. Именно через менеджмент коллекций, насчитывающий около 50 действий по монетизации искусства, владелец может влиять на рост стоимости своего актива, в зависимости от обстоятельств на меняющихся рынках.

5. Искусство как актив: основные мотивации

Рынок выделяет три мотивации при покупке искусства (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2022, 2022 и Artsy Online Art Collector Report 2022):

• Эмоциональная инвестиция

Достаточно широкий разлет: от «влюбился, спать не мог, приобрел» до «подбирал, чтобы гармонировало с цветом стен и мебелью». Объединяет их одно: в основе решения о покупке лежала эмоция. Таковых покупателей в последние 10 лет на рынке было около 60 %.

• Финансовая инвестиция

«Купить дешевле — продать дороже»: эта экономическая формула лежала в основе приобретений в среднем 25 % работ. Далее инструменты варьировались: оптимизация налогообложения, размещение в хеджевых арт-фондах, спекуляция и др.

• Социальная инвестиция

«Ты — мне, я — тебе»: искусство, которое приобретается для выхода обладателя на новый социальный уровень или поддержки собственного бизнеса. Тому, кто показывает наличие собственных денег, охотно несут деньги чужие. В эту же категорию отнесем и подарки: поддержка дружбы или близких отношений тоже социальная инвестиция. Впрочем в численном выражении это самая небольшая категория: 15 %.

Следует еще раз повторить: приведенные цифры показывают лишь основной мотив, влияющий на покупку. Мотивов инвесторов в искусство в «чистом виде» сегодня практически не существует: все одновременно держат в голове три указанных фактора. В следующем, заключительном материале об инвестициях в искусство мы расскажем о типологии инвесторов, их стратегиях и основных ошибках.

Риски и подводные камни


Как и любые инвестиции, вложение денег в искусство может нести в себе риски, от которых никто не застрахован. Независимо от того, в какой объект искусства вы собираетесь вложить деньги нужно быть готовым к негативным исходам инвестиции:

  • Любой арт-объект, в который вы инвестировали, может со временем подешеветь, а то и вовсе обесцениться. Конечно, больше это правило относится к малоизвестным работам, чем к картинам Малевича или Моне.
  • Если инвестор имеет дело с современными произведениями искусства, то ему нужно быть готовым к тому, что при попытке продать объект, найти покупателя будет сложно и инвестиция из-за этого может долго себя окупать.
  • При инвестиции в дорогие предметы искусства существует риск того, что инвестор может нарваться на подделку.
  • При инвестиции в произведения для общей коллекции, объединенных тематикой, направлением или автором, цена прибыли может быть выше в разы.

Заключение

Инвестиции в искусство – более нетрадиционный метод заработка, в сравнении с вложением в классические инструменты. Из этого следует, что и подходить к инвестиции в арт-объекты следует иначе, учитывая специфику рынка предметов искусства и его ценовую политику.

Удачная инвестиция в искусство может принести сотни и тысячи процентов профита, но как правило, для заработка современному инвестору необходимо запастись терпением, ведь потребоваться могут многие десятилетия. В то же время, как и при любых других инвестициях, нельзя забывать о рисках и нужно обязательно учитывать возможные негативные последствия.

Оцените статью
Бизнес Болика