Курсовая работа: Сбережения и инвестиции. Проблема трансформации сбережений в инвестиции —

Курсовая работа: Сбережения и инвестиции. Проблема трансформации сбережений в инвестиции - Инвестиции

Макроэкономика: глава 6. финансовая система

Рис. 6.1. Влияние изменения ВВП на состояние государственного бюджетаРис. 3.6. Воздействие неценовых факторов на перемещение кривой совокупного предложения

В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов). В сферу децентрализованных финансов включаются финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, а также разнообразных общественных организаций, которые, однако, не являются объектом исследования в макроэкономике. На данном уровне экономического анализа исследуются не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами — с другой. При таком подходе финансовая система прежде всего включает в себя:

  • государственный бюджет. Будучи ведущим элементом государственных финансов, он представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для выполнения своих социально-экономических функций: производства общественных благ, развития фундаментальной науки, осуществления структурных сдвигов, антициклического, антиинфляционного регулирования национальной экономики и др. Через бюджетную систему, а значит, через налоги и государственные расходы происходит перераспределение национального дохода для достижения большей справедливости в обществе. Иначе говоря, бюджет открывает государству возможность решения тех хозяйственных задач, перед которыми отступает механизм рынка;
  • государственные внебюджетные фонды. Наиболее крупными среди них являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет специальных (целевых) налогов, займов, бюджетных субсидий. Денежные средства данных централизованных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение и невключаемых в государственный бюджет, используются для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери работы и т.п. Внебюджетные фонды создают центральным и местным органам исполнительной власти дополнительные финансовые возможности реализации их социальных функций;
  • государственный кредит, на который может рассчитывать, например, правительство в случае появления в финансовой системе бюджетного дефицита, или который оно предоставляет зарубежным странам при появлении у них острых бюджетных проблем;
  • фонды страхования, в том числе социального, личного, имущественного, ответственности, предпринимательских рисков и др.

Суммарный размер государственного бюджета и внебюджетных фондов, соотнесенный с величиной созданной в процессе производства товаров и услуг добавленной стоимости, т.е. с объемом ВВП, характеризует уровень налоговой нагрузки (налогового бремени, налогового гнета) в той или иной стране. Данное соотношение названо Международным центром сравнительных исследований «полной ставкой налогообложения», размер которой правительства стран с рыночной экономикой стараются удерживать в минимально необходимых границах, позволяющих им финансировать лишь то, что не способен обеспечить рынок. Например, весьма нетипичным случаем является превращение средств налогоплательщиков в государственные инвестиции (это оправданно лишь при реализации целевых народно-хозяйственных программ). В таких случаях обеспечивается тщательный контроль законодательных органов за расходованием бюджетных средств, выделенных на инвестиционные цели. Обычно же поиск источников финансирования инвестиций ведется в рыночной экономике не в правительственных кругах, а в банковской сфере либо на фондовой бирже. В то же время статистика последних десятилетий ставит под сомнение весьма распространенную (в том числе в российской науке) либеральную концепцию государственного бюджета, суть которой заключается в утверждении, что чем меньше средств налогоплательщиков аккумулируется в нем, тем быстрее развивается национальная экономика. Между тем темпы экономического роста различных индустриально развитых стран в настоящее время в целом близки, несмотря на то что полная ставка налогообложения в них варьируется в широком диапазоне — от 25 до 60% ВВП.

В демократическом обществе любой государственный бюджет выступает неким компромиссом, отражающим реальное соотношение сил, интересов ведущих социальных групп — федеральных и местных органов власти, ВПК и гражданского сектора, инвестиционного и потребительского секторов, работодателей и работающих по найму — например в вопросе налогообложения собственности и доходов. При разработке и утверждении бюджета в парламенте, а еще раньше — в ходе предвыборной борьбы партий — в средствах массовой информации ведется острая борьба, отстаиваются жизненные интересы различных отраслей и секторов экономики в области размера субсидий и налоговых ставок, государственных заказов и льготных кредитов и т.п. Исход этой политической борьбы оказывается немаловажным фактором, предопределяющим тенденцию к увеличению или уменьшению размера государственного бюджета, его соотношение с ВВП. Однако данное соотношение зависит не только от той или иной комбинации партий в парламенте и господствующей в обществе теоретической доктрины — кейнсианской или классической, — но и от фазы экономического цикла, через которую проходит страна.

В зарубежной литературе формирование бюджета обычно начинается не с доходной его части (как это происходило в СССР), а с расходной, т.е. с определения цели, а не средств ее достижения.

Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование финансовых ресурсов государства для удовлетворения потребностей населения в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости.

Английский экономист А. Пигу предложил разделение государственных затрат с точки зрения их влияния на национальный доход. Согласно этой классификации они подразделяются на трансформационные и трансфертные. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Во втором — затраты властей не предполагают встречную услугу и выступают всего лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов. По критерию А. Пигу к категории трансформационных относятся, например, расходы на централизованные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, заработную плату бюджетникам. Среди трансфертных расходов — пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, расходы на социальное обеспечение, субсидирование государственных учреждений и организаций.

В последние десятилетия в мире опережающими темпами растут трансфертные расходы, а затраты на трансформационные цели заметно отстают от них в своей динамике, причем стагнацию — вплоть до прямого сокращения — обнаруживают в структуре последних государственные инвестиции (что может привести к подрыву материально-технической базы будущих поколений). Так, проведенный Национальным институтом экономики и социальных исследований в Великобритании анализ показал, что значительная часть сокращения дефицита государственного бюджета в последнее время была достигнута за счет снижения инвестиций, а не текущих расходов властей. Законодателям с политической точки зрения оказывается выгоднее экономить именно на долгосрочных капиталовложениях, с тем чтобы обрести возможность одновременного уменьшения налогов и сокращения бюджетной несбалансированности. Это позволяет сохранить поддержку населения и оказаться переизбранными на новый срок.

По степени влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. При этом подавляющая часть правительственных затрат финансируется из бюджета текущих расходов, за счет которого решаются нынешние социально-экономические задачи страны. Другая часть — заметно меньшая по объему (что, впрочем, совсем не говорит об ее малой значимости) — входит в так называемый бюджет развития, средства которого направляются на решение перспективных задач, связанных с финансированием инвестиционной, инновационной деятельности властей и формированием государственных запасов.

При классификации государственных расходов по функциональному признаку, т.е. исходя из главных функций государства, выделяют пять статей расходной части бюджета:

  1. трансферты частному сектору, затраты на оказание ему государством разнообразных социальных услуг. Это ведущее направление бюджетных расходов в рамках четко обозначившейся в мире за последние десятилетия тенденции к их «социализации». Так, в структуре расходов расширенного правительства социальные расходы в Швеции в 2001 г. составляли 70,7%, Словении — 69,7%, Германии — 69,5%, в то время как в России — лишь 40,1%Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и социально-экономическое развитие // Финансы. 2005. № 8. С. 63.;
  2. затраты на хозяйственные нужды самого госсектора: инвестиции в строительство дорог, мостов и других объектов инфраструктуры, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и организациям, оплата труда занятых здесь работников, финансирование закупок товаров (зерна, медикаментов и др.), расходы на осуществление государственных программ;
  3. расходы на национальную оборону, безопасность и материальное обеспечение внешней политики. Они занимают немалую долю бюджета. Так, военный бюджет США достиг рекордной отметки в 2006 г., превысив 440 млрд дол.;
  4. управленческие затраты на содержание разнообразных чиновников;
  5. выплаты, связанные с обслуживанием государственного долга.

Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли оборонных расходов (как это было в СССР и США в период холодной войны). Приближающиеся выборы смещают приоритеты правительства в сторону затрат на социальные цели. Вместе с тем в странах Юго-Восточной Азии традиционно считается, что система трансфертных платежей — это «наркотик», который подтачивает жизненные силы западных стран, поэтому гораздо важнее расходовать бюджетные средства на образование и развитие производственной инфраструктуры. В России ведущими статьями федерального бюджета в период 1995-2001 гг. были расходы на обслуживание государственного долга (от 9 до 29%) и национальную оборону (от 16 до 20%). Немалые суммы направлялись на обеспечение правоохранительной деятельности (от 8 до 11%), в то время как реализация социальной политики «стоила» федеральному центру всего 7-9% его бюджетных средств. Структура расходной части федерального бюджета Российской Федерации остается весьма архаичной и по сей день. Если доля бюджетных ассигнований на осуществление полицейско-бюрократических функций составляет сегодня в развитых странах в среднем 11% (при общемировом стандарте в 20%), то в нашей стране в 2007 г. она достигла отметки в 42,2%. Это не позволяет довести до рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения минимального норматива в 5% ВВП (при том, что в целом ряде развитых стран траты на эти цели достигают и 10% ВВП) правительственные расходы на здравоохранение — они составили в 2007 г. всего 2,8% ВВП. Затраты же на образование вместо 7% оказались лишь на отметке в 4%, а на научные исследования (около 2% ВВП) — вдвое ниже среднемирового уровня.

Обозначим сумму расходов на правительственные закупки — G, выплат на обслуживание государственного долга — N, государственные трансферты — F, тогда совокупные государственные расходы

Z = G N F.    (6.1)

Нарастания государственных расходов в мире не наблюдалось до XX в. Это объяснялось господством в общественном сознании представления о существовании неких верхних пределов налогообложения (на уровне примерно 10% ВВП), превышение которых якобы способно замедлить экономическое развитие страны. Ключевую роль в преодолении такого стереотипа сыграли две мировые войны, которые, породив всплеск патриотизма и социальной солидарности, побудили власти серьезно повысить уровень государственной нагрузки на экономику в интересах укрепления систем здравоохранения, обороноспособности страны. Немецкий экономист А. Вагнер даже выдвинул тезис о неизбежности повышения доли государства в национальном доходе по мере экономического развития («Закон Вагнера»). В результате если к началу Первой мировой войны расходы правительства составляли около 10?о ВВП, то после нее — уже 20%, а в современных развитых странах они варьируются в диапазоне от 30 до 50% ВВП (в Швеции в 2000-2004 гг. около 60%). Тенденция к неуклонному росту расходов государственного бюджета возобладала и в связи с глубокими кризисами (особенно Великой депрессией), в ходе развертывания которых вера в целесообразность жесткого ограничения правительственных трат объемом аккумулированных в бюджете налоговых поступлений была серьезно подорвана. И если завершение Первой мировой войны сопровождалось все же серьезным уменьшением налогов, то после окончания Второй мировой войны ослабления налогового бремени уже не наблюдалось.

Стремительный абсолютный и относительный рост расходов государственного бюджета в последние десятилетия стал естественным результатом резкого обострения социальных противоречий в современном обществе и расширения избирательного права. Это кардинальным образом изменило баланс сил при принятии решений об оптимальном уровне государственной нагрузки на экономику и обусловило наращивание страховых отчислений фирм в бюджетную систему. Немаловажную роль сыграло и развертывание НТП, предполагающего концентрацию крупных, часто недоступных частному капиталу (или непривлекательных для него) средств на реализацию перспективных проектов, что повлекло за собой создание акционерных обществ с той или иной степенью государственного участия. Наконец, имело значение и неуклонное, усложнение социально-экономической жизни, потребовавшее расширения расходов на обеспечение национальной безопасности, противодействие террористической угрозе, содержание правоохранительных органов. Заметное наращивание государственных расходов наблюдается в последние годы и в нашей стране. Так, по данным А.Л. Кудрина, прирост непроцентных расходов бюджета в 2005 г. составил 19,4% в реальном выражении, в 2006 г. ожидалось их увеличение на 14,7%, а в 2007 и 2008 гг. — в связи с превышением лимита в предыдущие годы — на 7,1 и 9,2% соответственноПовышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы. 2006. № 5. С. 5..

Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также неналоговых доходов (например, дивидендов по принадлежащим государству акциям, доходов от приватизации и реализации государственных запасов, от аренды государственного имущества или возврата бюджетных ссуд). При этом вклад подобных неналоговых источников в российский бюджет составил, например, в 2001 г. 6,7%, Остальные же 93,3% доходов бюджета поступили в виде налогов.

Термин «налог» весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в России налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи юридических и физических лиц, осуществляемые на основе специального законодательства и используемые государством для реализации его функций. При подобном рассмотрении коренным признаком налогов становится принудительный характер их взимания. Типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики. В мировой практике налоги предстают сегодня как некий компромисс между потребностями государственной машины и возможностями налогоплательщиков, к достижению которого следует всемерно стремиться.

Налоги выражают обязанность домохозяйств и организаций, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. В пополнении бюджета и состоит первая функция налогов — фискальная (от лат. fiscus — государственная казна). Именно на эту функцию делала акцент классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей. Тезис о целесообразности применения налогов за пределами их традиционного «фискального ореола» — для стимулирования развития производительных сил общества был впервые обоснован В. Зомбартом лишь в 1897 г. Восприниматься в науке в качестве инструмента реализации не только экономической, но и социальной политики, и выполнять перераспределительную функцию налоги стали с 1920-х гг. Как инструмент перераспределения национального дохода между богатыми и бедными они призваны гасить «сбои» в системе первичного распределения, связанные с чрезмерной дифференциацией населения по уровню текущих доходов и накопленного богатства. Подобное перераспределение осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разным уровнем жизни, но и между территориями, сферами производства, настоящим и будущим поколениями людей, текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают некой платой за цивилизованность общества. Не случайно в странах с социально ориентированной экономикой почти открыто признается, что посредством высоких налогов высокодоходные слои фактически расплачиваются со своими менее обеспеченными согражданами за поддержание социальной стабильности в обществе.

Про бизнес:  <Письмо> Минэкономразвития России от 30.09.2020 N 32028-ПК/Д03и"О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу"(вместе со "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года (Базовый вариант)")

Налоги выполняют и регулирующую функцию, имеющую несколько подфункций:

К настоящему времени стимулирующая роль налогов настолько возросла, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, при разрешении которой не использовался бы тот или иной налоговый регулятор. В частности, они:

  • могут стать средством воздействия на процесс накопления капитала. Когда предприятие осуществляет инвестиции в передовые технологии, качественно иные машины и оборудование, из общей величины прибыли, подвергаемой: налогообложению, государство исключает определенную сумму, равную какой-то части вложенного в инновации капитала. Вычет из налогооблагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию наукоемких отраслей. Облагая по высоким ставкам фонд заработной платы, правительство Германии побуждает фирмы автоматизировать производственный процесс и, высвобождая работников, ускорять динамику производительности труда. В последние годы в мире стало нормой сокращение налога на доходы, полученные в виде дивидендов, что побуждает домохозяйства к приобретению акций и трансформации тем самым своих сбережений в инвестиции;
  • обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды. Это достигается, например, в Канаде налогообложением доходов малого бизнеса (источника не менее 60% новых рабочих мест и ограничителя монопольного положения крупных предприятий) по минимальной ставке в 12%. Такую же цель преследует введение государством в чрезвычайных условиях запретительно-высоких налогов на сверхприбыль (исчисляемую как превышение над средней прибылью за ряд лет), препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары и услуги;
  • всемерно поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Особо стимулируется природоохранная деятельность фирм по освоению альтернативных видов топлива, очистке водоемов, защите растительного и животного мира. Так, японский опыт послевоенного восстановления экономики — и это в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета — включал в себя предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции. В США еще в 1970-х гг. введена дифференциация налогов на автотранспорт в зависимости от чистоты работы двигателя. В разрушенной войной Германии было полностью освобождена от налогов сфера жилищного строительства, а в современных условиях владельцы автомобилей, оснастившие их фильтрами, улавливающими частицы отработанного топлива, освобождаются от уплаты экологических налогов;
  • обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций, Так, регулярно пересматриваемая финансовыми властями дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станков, оборудования, зданий, очистных сооружений, транспортных средств и т.п.) четко ориентирует предприятия на вложение их инвестиционных ресурсов в наиболее приоритетные для государства в данный момент отрасли. Во многих странах государство, кроме того, предоставляет значительные налоговые льготы для организаций, расширяющих свою экспортную деятельность, выпускающих импортозамещающую, экологически чистую продукцию и т.п.

Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять, а в другой — исключать друг друга. Так, реализация налогами своей фискальной функции создает условий для самого существования и функционирования государства, а значит, обеспечения его регулирующего налогового воздействия на экономику. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а напротив, сокращения их ставок — в случае если подобное налоговое регулирование оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление хозяйственной активности, нерациональное использование бюджетных средств, нарастание теневых сделок и, следовательно, ослабление финансовых основ налогового регулирования национальной экономики. Если же, наоборот, создаются условия для усиления стимулирующей функции налогообложения (например, в результате налогового изъятия и у богатых, и у бедных одной и той же доли их доходов), то возможности перераспределительной функции оказываются серьезно ограниченными.

Налоги — ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория выдвигает требования, которым должна соответствовать разумно организованная система налогообложения. Так, А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал принципы налогообложения, которые в несколько преобразованном виде дошли и до наших дней. И сегодня они могут быть представлены следующим образом.

Принцип максимально возможного учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков — в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов, исключения возможностей уклонения людей (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих налоговых обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один-два, а во всяком случае несколько небольших и психологически менее обременительных для населения налоговых изъятий. В современном мире уже не встретишь излишне простой налоговой системы. Так, еще в начале 1980-х гг. в США (до реформ Р. Рейгана) каждый из 140 млн налогоплательщиков, до того как приступить к выполнению своих обязательств перед бюджетом своей страны, изучал инструкцию на 48 страницах (включая словарь из 138 терминов) и лишь затем заполнял декларацию на 32 страницах. В европейских странах сегодня можно обнаружить не меньше 15 видов налогов — так что относительная простота налогообложения органически сочетается с множественностью форм налоговых изъятий. Рассматриваемый принцип означает также, что общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый житель страны усматривал связь между уплатой налогов и направленными в его сторону бюджетными расходами. При этом налоговая система должна являться объектом пристального общественного контроля. В то же время учет государственными ведомствами интересов налогоплательщиков (состоящий еще и в том, чтобы те или иные налоги имели определенные размеры, способы и время их взимания были удобны) вовсе не означает предоставления им свободы выбора — платить налоги или уклоняться от них.

Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения. С одной стороны, налоговая система, как полагал Дж. Кейнс, должна оперативно реагировать на изменение экономических условий: величину доходов населения, его имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, во избежание инфляции оправданно некоторое усиление налогового гнета. Гибкость (эластичность) налогов предполагает и регулярное заполнение правовых пробелов в налоговом законодательстве страны. Подвижность налоговой системы заметно усилилась в XX в. Скорость хозяйственных перемен резко возросла, в связи с чем интересы обеспечения устойчивого экономического роста потребовали гораздо более частых корректив в налоговом регулировании национальной экономики. Тот факт, что налоговая база в нашей стране жестко привязана к мировым ценам на энергоносители, к обменному курсу рубля по отношению к доллару и евро, делает неизбежным регулярные изменения в налоговом законодательстве.

С другой стороны, если налоги слишком часто и непредсказуемо изменяются, то такая избыточная эластичность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции — ведь известно, например, что многие перспективные инвестиционные проекты обладают очень длительным сроком окупаемости (10-15 лет). Если в гибкости налогообложения не соблюдена мера, то бизнес начинает утрачивать ориентиры, требуемые для формирования своей стратегии. Будучи не в силах сколько-нибудь точно рассчитать экономические показатели, он обрастает дополнительными рисками и вынужденно уходит в сферу спекулятивных операций. Вследствие этого государство должно гарантировать достаточную степень стабильности и неизменности своей налоговой системы — на чем в свое время особо настаивал А. Смит. Мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления примерно один раз в десятилетие кардинальных налоговых реформ, а через каждые 2-3 года — проведения критического разбора результативности применяемых налоговых инструментов в рамках их «косметического ремонта».

Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем из них (включая и запрет на налоговую дискриминацию иностранцев). В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе в отличие от общества, признающего сословные, национальные и иные подобные привилегии. Рассматриваемый принцип реализуется через две альтернативные концепции: получаемых выгод и платежеспособности.

Согласно концепции получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Еще французские мыслители Вольтер, Ш. Монтескье заложили традицию рассмотрения налоговых платежей как проявления эквивалентного обмена между государством и гражданами. Опираясь на теорию выгод, они рассматривали налог в качестве цены услуг государства, которые предоставляются им населению. При этом налогоплательщики выступают своего рода покупателями государственных услуг (благ, выгод), оплачивая их соответствующей долей своего дохода. Не случайно Вольтер, а затем и Ж.Б. Сэй усматривали сущность налогообложения в необходимости передачи гражданином части своего имущества государству во имя сохранения остального, а С. Сисмонди считал налоги некоей платой за наслаждение, которое извлекает человек от личной безопасности, правосудия, обороноспособности страны, защищенности прав собственности. Взгляд на налоги как своеобразную плату за оказываемые государством услуги, за предоставляемые населению общественные блага является фундаментальной основой современной теории государственных финансов.

Достижение сколько-нибудь точного соответствия между налоговыми платежами и выгодами налогоплательщика возможно лишь в случае строгой фиксации целевого назначения аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств (например, конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет), называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме заранее определенной, то он называется маркированным. Средства, собранные в виде маркированных налогов (взносов в пенсионные фонды, фонды обязательного медицинского и социального страхования, отчислений в дорожный фонд), являются ведущим финансовым источником внебюджетных специальных фондов — как экономических, так и социальных. Создание подобных фондов обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей.

При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности. Часто попросту невозможно исчислить, какую именно личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, охрану порядка, здравоохранение, просвещение и т.п. Кроме того, следуя этой концепции, следовало бы облагать повышенными налогами как раз тех, кто остро нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетные семьи). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. Однако облагать пожилых людей для финансирования данной системы высокими дополнительными налогами едва ли справедливо.

В соответствии с концепцией платежеспособности выстраивается жесткая зависимость налога от размера получаемого дохода (а следовательно, от объема покупок) и наличного имущества: имеешь высокий доход, обладаешь дорогостоящей недвижимостью — активнее участвуй в пополнении государственной казны, и наоборот. Данная концепция реализуется через немаркированные налоги. Средства, аккумулируемые в казне с их помощью, могут использоваться для решения самых разнообразных задач — по усмотрению тех законодательных органов, которые утверждают бюджет. Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя финансовой системы, перераспределять поступающие средства между теми или иными направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступают ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных предпочтений населения, пренебрежение принципом стабильности налогообложения.

Сложность реализации рассматриваемой концепции сопряжена прежде всего с тем, что при наличии масштабной теневой экономики в стране крайне сложно измерить величину дохода. К тому же недопустимо ограничиваться подсчетом только денежных доходов, так как в этом случае в заведомо выигрышном положении окажутся те налогоплательщики, которые получают значительную часть своих доходов в натуральной форме. Наконец, постановка концепции платежеспособности в основание налоговой системы способна оказать мощное дестимулирующее воздействие на трудовую и предпринимательскую активность хозяйственных субъектов.

В связи с этим практическое осуществление концепции платежеспособности предполагает неустанный поиск оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога — это определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (рубль дохода, недвижимое имущество, транспортное средство и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на более или менее длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет перестанут соответствовать целям государства. Применяемые, например, в сфере подоходного налогообложения налоговые ставки бывают:

Про бизнес:  Инвестиции в основной капитал - что это, виды, как привлечь

Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита отмечалось, что подлинно пропорциональное налогообложение невозможно, так как налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн из 10 млн дол. — весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения).

Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение, которое отталкивает людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляет их искать различные лазейки в законодательстве для снижения своих налоговых обязательств.

Таким образом, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере, поэтому налоговая политика всякого правительства обычно являет собой некую комбинацию обеих альтернативных концепций налогообложения. И в этой комбинации доминирующими выступают немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя парламентариям право распределять финансовые ресурсы без консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен все же держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и размером пенсии, которую предстоит получать ему лично. Впрочем, маркированными бывают не только социальные налоги. В некоторых странах средства, поступающие в бюджет от акцизов на бензин и налога на автовладельцев, целевым образом направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто активнее эксплуатируют транспортные магистрали, несут и большую долю расходов по их финансированию.

Концепция справедливости, представленная в конкретной налоговой системе, в немалой степени предопределяется социально-экономической сущностью государства. Так, если страной правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества, в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния граждан налоги с них не взимаются вовсе. Имеют значение и взгляды правящей политической партии, требования момента, объем потребности правительства в дополнительных доходах и т.п.

Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы. В соответствии с ним сумма поступлений от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе (включая затраты на содержание аппарата налоговых служб). Если в Средние века государство тратило на сбор налогов примерно 25-30% собранных в бюджет средств, то современной нормой для цивилизованных стран считается 5-7% этой суммы — при заметном расхождении данного норматива по различным видам налога и разным странамНапример, затраты на взимание НДС и странах Западной Европы оцениваются сегодня в 2-3% от собираемых сумм, в то время, как для подоходного налога этот норматив составляет 10% и выше.. Так, несмотря на то что американский национальный продукт превышает ВВП Польши более чем в 50 раз, в налоговом ведомстве последней трудятся 66 тыс. государственных служащих, что лишь в 2 раза меньше, чем в США (112 тыс. человек). В мировой практике принято считать, что не следует вводить никакого нового вида налоговых изъятий, если власти не могут убедительно доказать, что он принесет в бюджет средств как минимум в 10 раз больше, чем величина административных затрат по взиманию налогов.

К настоящему времени сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, нейтралистский подход, поддерживаемый неоклассиками, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без масштабного использования налоговых льгот — для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя, предоставить свободу действию рыночных сил и устранить воздействие налогов на внутри- и межотраслевое распределение производственных ресурсов. Определенные льготы сохраняются и здесь, но в крайне ограниченном объеме (чтобы не подорвать доходную часть государственного бюджета) и лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде «отрицательного подоходного налога». Однако в общем признается целесообразным выведение вопросов социальной политики государства за пределы налоговых систем, решение их с использованием иных инструментов экономической политики.

Второй, интервенционистский поход, выдвигаемый кейнсианцами, предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полное освобождение от налогов определенных субъектов, и все это при несравненно более высоких налоговых ставках. Данный подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп потребителей, а также производителей — например, проводящих прогрессивные структурные преобразования в национальной экономике. Однако на деле предоставление налоговых преференций нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

Таким образом, в сбалансированной финансовой системе одновременное существование и многочисленных налоговых послаблений, и низких ставок налогообложения невозможно — властями всякий раз выбирается что-то одно из этих «лакомых блюд» для населения. При этом нейтралистская и интервенционистская концепции налогообложения попеременно выходят на лидирующие позиции. Так, в период индустриализации инструмент налоговых льгот играл немаловажную роль в решении ключевых задач становления высокоразвитой национальной экономики. Тенденцией же последних десятилетий в мире является заметное сокращение применяемых налоговых ставок, достигаемое, однако, за счет неуклонного расширения базы налогообложения. Подобная налоговая политика проводится в интересах установления четких, понятных бизнесу правил поведения государства и под флагом решительной борьбы против коррупции, органично присущей интервенционизму. Реализация нейтралистской концепции обеспечивается при этом включением в налогооблагаемый доход все новых форм доходов населения, например дохода по акциям и облигациям, от прироста капитала, пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и безработице и т.п. В то же время на данную генеральную тенденцию накладывается и некая контртенденция, связанная с проведением государством социальной политики и состоящая во введении дополнительных вычетов из налогооблагаемой базы расходов домохозяйств на образование, лечение, отдых, улучшение жилищных условий. К подобным налоговым способам сглаживания дифференциации населения по уровню жизни можно добавить постепенное увеличение необлагаемого минимума доходов и некоторые другие интервенционистские действия властей (например, в государствах, и поныне остро нуждающихся в ускорении экономического роста, а значит, и в правительственной поддержке тех отраслей и производств, в которых воплощены конкурентные преимущества страны). Так что реализация в мире с 1980-х гг. преимущественно нейтралистского подхода к налогообложению не повлекла за собой радикальный демонтаж инструмента налоговых льгот. И это не удивительно, поскольку задачей всякого здравомыслящего правительства является нахождение оптимального баланса фискальной и регулирующей функций налогов.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип предусматривает, что для каждого этапа развития экономики должно быть найдено наилучшее сочетание интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, выражающееся в установлении оптимальных ставок налогообложения. При этом, с одной стороны, государство как представитель спроса на налоги не может стремиться к подрыву финансовых основ будущего благосостояния своих граждан. С другой стороны, в качестве покупателя правительственных услуг население не должно пытаться всемерно урезать финансовые условия их перманентного производства в стране. Однако монополистический характер рынка государственных услуг зачастую делает невозможным установление оптимального налогового бремени, которое нередко все же завышается. Конечно, оптимальные налоги — понятие относительное: в аграрных обществах они одни, в индустриальных — другие, более значительные. Но то, что некие пределы роста налогового бремени объективно существуют, было очевидно всегда. При поиске наилучшего на данный момент состояния налоговой системы следует учитывать, что хотя чрезмерно низкие налоги и вызывают значительный рост деловой активности, они могут на некоторое — большее или меньшее в зависимости от масштабов сокращения налоговых ставок — время сократить налоговые поступления.

В то же время неоправданное завышение полной ставки налогообложения наряду с краткосрочным ослаблением остроты финансовых проблем может привести к следующим негативным последствиям для национальной экономики:

  • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний. Происходит политическая консолидация тех социальных групп, которые протестуют против повышения налогового бремени. Общеизвестно, что американские колонии, возмущенные налоговым гнетом со стороны британского правительства, совершили революцию в 1776 г. В современном мире до революций социальные конфликты доходят уже не столь часто — обычно дело ограничивается перевыборами политиков, ставших внезапно непопулярными из-за своей симпатии к высоким налогам. Например, в США Б. Клинтон сменил в Белом доме Дж. Буша-старшего в 1992 г. во многом именно потому, что тот нарушил свое предвыборное обещание: «Читайте по губам: никаких новых налогов!» И теперь, в условиях стремительной интернационализации экономики и всемирной конкурентной борьбы правительств за привлечение инвестиций, прописной истиной является наличие связи между чрезмерным завышением налогов и переносом бизнеса в страны с более либеральным налоговым режимом (в так называемые налоговые гавани). Проявляющийся в глобальной экономике эффект «налогового домино» побуждает власти внимательно следить за налоговыми новациями государств-конкурентов, поскольку в противном случае страна может быстро лишиться многих факторов производства, Так, понижение налоговой нагрузки на германскую экономику в 2000-2001 гг. заставило и другие страны ЕС оперативно предпринять адекватные шаги в финансовой сфере;
  • появляются так называемые налоговые клинья между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если 1 кг хлеба продается населению по цене 10 руб., а фермеру достаются всего 3 руб., то факторы производства уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей в продовольствии. В результате производственные ресурсы в национальной экономике распределяются неэффективно;
  • ослабляются стимулы к труду, становится невыгодно работать сверхурочно или брать работу на дом, повышать свою квалификацию и т.п.;
  • происходит неуклонный рост «теневой экономики» за счет сужения экономики легальной. Например, в Испании, если судить по статистике налоговых сборов, практически вообще нет очень богатых людей. Все те граждане, кто таковыми на деле являются, успешно находят возможность через создание разнообразных обществ распределить свои доходы между доверенными лицами для минимизации своих налоговых обязательств;
  • раскручивается инфляция за счет переложения налогового бремени с субъекта налогообложения на его носителя — покупателя продукции на монопольном рынке.

Мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария) и экономический рост в них встречается с заметно меньшим числом препятствий.

Осознание данной комбинации негативных последствий завышения полной ставки налогообложения призвано избавить фискальные власти от крайне упрощенного представления о том, что их долгосрочный интерес заключается в беспредельном взвинчивании уровня налоговой нагрузки на экономику. Тезис о заинтересованности правительства в максимальных налогах попросту не выдерживает критики — хотя бы потому, что мощный налоговый пресс, сокращая уровень благосостояния населения, способен подорвать политическую стабильность в обществе. К тому же стремление государства обложить предпринимателей завышенными налогами способно породить эффект бальзаковской шагреневой кожи: чем больше у первого желаний, тем меньше у последних возможностей. Не менее ошибочным выглядит и представление о том, что интересам частного бизнеса соответствует самый минимальный уровень налоговых изъятий, поскольку в случае резкого сокращения доходов бюджета предприниматели оказываются не в состоянии гарантировать свою безопасность, лишаются возможностей бесплатно пользоваться дорогами и мостами, услугами скорой помощи и пожарной охраны, получать квалифицированных специалистов и укреплять здоровье своих сотрудников и т.д.

Кроме рассмотренных основополагающих принципов в налоговом регулировании современной экономики встречаются и так называемые запреты — на налогообложение факторов производства, налоговую дискриминацию тех или иных социальных групп, введение каких бы то ни было дополнительных налогов без принятия соответствующих законов, двойное налогообложение и т.п.

Налоговая система той или иной страны характеризуется не только величиной общей налоговой нагрузки на ее экономику, но и соотношением прямых и косвенных налогов, а также внутренней структурой каждого из этих типов налогообложения. Современная налоговая система включает в себя несколько видов налогов, которые могут классифицироваться по самым различным критериям: уровням управления (федеральные, региональные, местные), целевому назначению (маркированные и немаркированные), субъектам налогообложения (с физических и юридических лиц). Кроме того, по критерию объекта обложения выделяются следующие группы налогов.

Подоходный налог. Его разновидностями выступают две группы налогов.

1. Подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог). При этом налог взимается со всех других форм дохода — заработной платы, пенсии, дохода от предпринимательской деятельности, процента, ренты, дивиденда и т.п. Такая множественность форм изъятий подоходного налога обеспечивает большую стабильность и гарантированность поступлений средств в бюджет (что может быть подорвано, например, задержками заработной платы), делая в то же время отчисления с каждого конкретного дохода менее обременительными. Существуют две формы обложения: шедулярная, при которой каждая часть дохода (шедула) облагается раздельно в зависимости от его источника (применяется, например, в Италии, Великобритании) и глобальная — по совокупному доходу (гораздо более распространенная в мире).

Рассматриваемая система индивидуального налогообложения включает в себя следующие ведущие элементы:

Про бизнес:  Модуль 1 Основные понятия инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс Вопрос 1

Степень прогрессивности подоходного налогообложения в XX в. заметно варьировалась в зависимости от совокупности тех или иных внутренних и внешних условий. Так, если максимальная ставка личного подоходного налога составляла в США и Англии в 1916 г. всего 15%, то в 1917 г. она достигла отметки в 60%, а в 1918 г. — уже 70%. Правда, в послевоенный период наблюдался откат степени жесткости налоговой политики. Однако и в современных условиях типичной в мире является прогрессивная шкала налогообложения физических лиц. Так, в США в результате налоговых реформ 1986-1988 и 1994-1997 гг. сохранились пять ставок этого налога (15, 28, 31, 36, 39,6%). Минимальная налоговая ставка в 15% применялась к семьям, чей годовой доход в расчете на одного человека находился в диапазоне от 2451 до 41 200 дол., а максимальная ставка в 39,6% — к семьям с доходом свыше 271 051 дол. В Великобритании существуют всего три ставки налога (20, 24, 40%), а в Германии с 1999 г. налог варьируется от 15 до 39%. При этом в мировой практике для «незаработанных» (даровых) доходов — наследства, даров, выигрышей по лотереям — обычно устанавливаются повышенные ставки (50-75%). В отличие от большинства других стран в России с 2001 г. применяется единая ставка подоходного налога с физических лиц — 13%.

2. Налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Его устанавливают таким образом, чтобы максимально содействовать инвестициям, заинтересовывать фирмы в расширении бизнеса. Обычно этот налог взимается по пропорциональным ставкам, которые находятся ныне в диапазоне 25-35%. Однако в некоторых странах практикуется и сдержанно-прогрессивное налогообложение прибыли. Так, в США первые 50 тыс. дол. прибыли облагаются по ставке 15%, следующие 25 тыс. дол. — 25%, а прибыль сверх этой величины — 35%. Ставки налога на прибыль призваны дестимулировать ее выведение из производственного процесса, например, для очередных выплат акционерам. В частности, в Германии проводившаяся в течение пяти лет (вплоть до 2005 г.) реформа предусматривала понижение ставки корпорационного налога с 40 до 25% для сохраненной предприятием прибыли и до 30% — для прибыли, распределенной в форме дивидендов.

Налог на потребление, уплачиваемый при покупке определенного товара или услуги. Он, по сути, является регрессивным, поскольку состоятельные люди большую долю своего дохода сберегают и тем самым выводят ее из-под налогообложения данного типа. Вместе с тем считается, что потребительские налоги более удобны, чем подоходные: для налогоплательщиков предпочтительнее обложение не доходов, а их расходов.

Среди налогов на потребление выделяют четыре вида налогов:

  1. общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии конечной реализации товаров (налог с продаж или налог с оборота). Данный налог фиксируется в твердых размерах в цене товаров и поступает в бюджет по мере их продажи. Диапазон использования налога с оборота весьма широк (в нашей стране в начале 1990-х гг. он включался в цены даже детских товаров). Оптовая цена автомобиля «Волга» составляла, например, 3416 руб. в 1988 г., а розничная — свыше 16000 руб. Подавляющая часть этой разницы в ценах поступала в государственный бюджет и использовалась для формирования так называемых общественных фондов потребления (в дальнейшем они шли на содержание городского транспорта, ЖКХ, детских дошкольных учреждений и т.п.);
  2. налог на добавленную стоимость (НДС) — разновидность общего потребительского налога, особенностью которого является его взимание на каждой стадии производства и обращения товаров. Например, производитель автомобилей, покупая сталь, пластмассу, резину у своих смежников, побуждает их оплачивать НДС в бюджет. Затем этим же налогом облагается стоимость проданных им автомобилей за вычетом стоимости закупленных и использованных в производстве материалов. Хозяин автосалона платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплаченную автопроизводителю;
  3. акцизы, которыми облагаются некие избранные — и обычно не имеющие заменителей — товары. Например, повышение акцизов на бензин, случившееся в 1999 г. в Германии, преследовало не только фискальные цели (компенсации потерь бюджета от сокращения налогообложения фонда оплаты труда), но и в какой-то степени способствовало снятию остроты экологических проблем этой страны. В США список подакцизных товаров заметно шире, чем в Западной Европе: наряду с традиционно выделяемыми европейскими правительствами алкогольными, табачными изделиями и бензином акцизы заставляют платить американцев и при оплате услуг авиакомпаний, покупке ювелирных изделий, косметики и т.п. Однако диапазон подакцизных товаров все же невелик, поэтому у потребителя существует определенная возможность ухода от уплаты этого налога. Например, можно бросить курить и воздержаться от полета на экзотические острова. Повышение цен на подакцизные товары осуществляется в исключительных случаях и при согласии органов законодательной власти. При этом в мире все чаще вводятся так называемые моральные акцизы на виды деятельности средств массовой информации (СМИ), оказывающие травмирующее воздействие на ее потребителей: выпуск некоторых журналов и трансляция фильмов ужасов, порнографин, боевиков, рекламных роликов, пропагандирующих курение и потребление спиртного и т.п.;
  4. таможенные пошлины — налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Они подразделяются на следующие типы:

    • фискальные, нацеленные исключительно на увеличение доходов бюджета;
    • протекционистские, призванные защищать внутренний рынок страны (например, рынок отечественных автомобилей);
    • антидемпинговые, которые направлены против искусственно заниженных, бросовых цен на иностранную продукцию, преследующих цель разорения местных товаропроизводителей (в частности, на импортное продовольствие);
    • преференциальные (льготные), применяемые к товарам, форсированный ввоз которых (например, в связи с использованием при их создании новых технологий или острым дефицитом лекарств) соответствует интересам страны.

В современной России средний уровень ввозных таможенных пошлин находится на отметке 13%, в то время как в странах-членах Всемирной торговой организации (ВТО) они составляют лишь 3-5% цены продукции. Это свидетельствует о выполнении импортными пошлинами в нашей стране не только фискальной, но в значительной степени и протекционистской, защитной функции.

Социальные взносы. К ним относятся взносы на социальное обеспечение, которые выплачивают работодатели и лица наемного труда, например, в фонды социального страхования, пенсионные фонды. Из-за того, что подобные платежи обычно не являются добровольными, их принято относить именно к налогам, а не к страховым взносам. Обязательность построения общегосударственной системы социальных гарантий аргументируется тем, что большинство людей недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить себя в старости или в случае утраты трудоспособности. По мере расширения набора программ социального обеспечения, реализуемых в стране (в связи со старением населения, ростом числа одиноких родителей, увеличением безработицы), повышается доля социальных платежей в доходной части консолидированного бюджета. В России работодатели вносят во внебюджетные социальные фонды так называемый единый социальный налог (ЕСН), который уплачивается ими по регрессивной шкале в зависимости от фонда оплаты труда, формируемого на предприятиях. Например, 78% собранных таким способом финансовых ресурсов в 2001 г. было направлено в Пенсионный фонд Российской Федерации, 12,2% — в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,6% — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 9,2% — в территориальные фонды медицинского страхования.

Налоги на капитал. Это отчисления в бюджет от предприятий и населения, владеющих землей, имуществом (которые нередко дополняются налогами на их передачу по наследству и дарению). Данные налоги выплачиваются исходя из внешних признаков, без учета полученных доходов — за сам факт обладания той или иной собственностью. Объектом обложения здесь является площадь земельного участка, число квартир в доме, станков на предприятии и т.п. Налоги на капитал часто называют реальными, имея в виду их стабильность и относительную легкость сбора — в сравнении, например, с подоходными налогами: ведь доходов может и не быть (или они просто не показываются за счет ухода фирм в теневую сферу), и тогда поступление средств в бюджет сложно гарантировать. Подобное положение исключается использованием поимущественного обложения, при котором государство к тому же проявляет объективную заинтересованность в богатстве своих граждан.

Задействование поимущественных налогов помогает решить задачу четкого разделения федерального и региональных (формируемых преимущественно за счет подоходного налога и значительной доли налогов на потребление), а также местных бюджетов (в основе доходной части которых лежат налоги на собственность). Повышение ставок данных налогов обычно означает интенсификацию выполнения ими некоей «санитарной» функции, которая проявляется в банкротстве владельцев излишнего и неэффективно используемого оборудования и отмирании нежизнеспособных производств. Запуск регулирующей функции налога на имущество и землю формирует условия для развития рынка недвижимости в стране: на него могут быть направлено значительное число объектов, замороженных в целях спекулятивной игры на инфляции. Ощутимый налоговый пресс делает предпринимателей более осмотрительными при приобретении инвестиционных товаров, что сдерживает рост цен на них и приводит к повышению фондоотдачи (в результате улучшения соотношения между динамикой производительности труда и фондовооруженности). Однако наращиванием налогов на имущество юридических лиц местным органам власти не следует слишком увлекаться, иначе в условиях низкой конъюнктуры нерентабельными могут стать многие потенциально жизнеспособные предприятия.

В зависимости от способа платежа и самого характера их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами, субъект которых и сам их размер точно известны, облагается непосредственно имущество налогоплательщиков, а также их доходы. Косвенные налоги, устанавливаются в виде не заметных для большинства налогоплательщиков надбавок к цене товаров или тарифу на услуги. Они выполняют фискальную функцию намного лучше прямых и оказываются для государства попросту незаменимыми в обстановке инфляции и политической нестабильности, существенно повышая устойчивость бюджетной системы к разного рода внешним воздействиям. К категории косвенных относятся, например, НДС, акцизы, регистрационные, лицензионные сборы, налог на рекламу и т.п. Разграничение налогов на прямые и косвенные проводится и по степени переложения налогового бремени на потребителей товаров и услуг: у косвенных налоговых изъятий такая возможность несравненно больше (особенно у акцизов), а потому субъект обложения и его непосредственный носитель обычно не совпадают: первым является фирма-продавец, а вторым — покупатель ее продукции. Косвенные налоги разнообразнее прямых, так как спектр объектов обложения достаточно широк — их гораздо больше, чем разновидностей доходов. Однако косвенное налогообложение является более несправедливым, поскольку оно проводится фактически по регрессивным ставкам и ущемляет тем самым интересы лиц с небольшими доходами, которые практически полностью направляются ими на потребление. В результате этого в доходах более обеспеченных (а потому сберегающих большую часть своего дохода) групп населения доля косвенных налогов оказывается ниже, чем менее обеспеченных.

Изменения в соотношении различных видов прямых и косвенных налогов подчинены определенным закономерностям. Так, в условиях натурального хозяйства или закрытой экономики основу налоговых поступлений заведомо не могли составлять прямые налоговые изъятия. Например, 60% доходов федерального бюджета США в 1886 г. . составляли таможенные сборы, увеличивая размер которых американское государство надежно защищалось от наплыва конкурирующего импорта. В дальнейшем с развитием рыночных отношений в мире усилилась роль акцизных налогов и налога с продаж. Резким возрастанием значимости прямых, особенно подоходных, налогов характеризуется XX в. Если введение подоходного налога в 1842 г. в Англии считалось временной мерой, вынужденным средством компенсации потерь бюджета от сокращения импортных пошлин, а попытка его включения в налоговую систему США в 1993 г. имело своим непосредственным мотивом финансирование строительства военного флотаОднако Верховный суд признал в то время подоходный налог неконституционным, отложив тем самым его введение до 1913 г., то последующий рост благосостояния населения развитых стран сделал данный налог одним из ведущих и относительно стабильных источников пополнения их бюджетов. Возникновение корпоративных форм организации бизнеса в начале XX в. породило такую разновидность подоходного налога, как налог на прибыль корпораций, до 1970-х гг, занимавший во многих странах второе место в доходной части бюджета. Но в дальнейшем в связи с ростом социальных платежей корпорационный налог оказался свергнутым с «пьедестала почета». Господство индивидуального подоходного налога, взимаемого по прогрессивным ставкам, в структуре доходов многих государств обусловлено не только ростом доходов населения, но и преобладанием в общественном сознании стремления к более справедливому распределению налогового бремени в соответствии с концепцией платежеспособности. Возложение на государственный бюджет все новых социальных функций привело к переходу на прогрессивную шкалу налогообложения и некоторых поимущественных налогов — особенно закона на наследство, от уплаты которого, впрочем, освобождаются малообеспеченные семьи. Многие элементы налоговой системы из прошлого неожиданно перескакивают в настоящее. Так, известно, что в Средние века основные доходы казны поступали от налогов на собственность (прежде всего от поземельного налога). И сегодня, в компьютерный век, когда фирмы имеют огромные возможности уклонения от выполнения своих обязательств перед бюджетами в части налога на прибыль, не исключено возвращение данных налоговых изъятий в качестве основы фискальных систем.

Структура налоговых доходов государственного бюджета в различных странах приведена в табл. 6.1 (для России — за 2003 г., ЦВЕ, ЕС и США — 2002 г.).

Таблица 6.1

Структура налоговых доходов государственного бюджета
в различных странах, %

Налоги

Россия

ЦВЕ

ЕС

США

На доходы

22,4

24,7

34,1

44,4

В том числе:

персональные

корпоративные

10,3
11,9

16,6
8,1

25,6
8,6

37,7
6,7

Социальный

22,2

36,7

28,1

26,1

На потребление

29,5

33,6

28,4

15,1

Прочие

25,9

5,1

9,4

14,4

В том числе:

имущественные

1,0

2,3

4,9

11,9

на использование природных ресурсов

экспортные пошлины

12,7

7,1




Всего

100

100

100

100

Источник:Васильева А.А., Гуревич Е.Т. Отраслевая структура

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий