Модель инвестиций в человеческий капитал — online presentation

Модель инвестиций в человеческий капитал - online presentation Инвестиции

Модель инвестиций в человеческий капитал

МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

• Допущения (предположения):

1) Люди стремятся максимизировать полезность, и если полезность

зависит от уровня потребления, а потребление – от дохода, то это

значит – максимизировать суммарный доход, полученный в течение

всей жизни

2) Уровень заработка прямо зависит от образования (т.к. образование

дает знания и навыки, увеличивающие продуктивность работника, а

значит – его зарплату)

3) Существует полная информация о расходах на обучение и будущих

доходах

4) Способности у всех одинаковые и позволяют учиться

5) Уровень благосостояния также позволяет всем учиться

6) Не существует ограничений в предложении на рынке образовательных

услуг

Графическая модель инвестиций в человеческий капитал


ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

B∆B

∆B∑


B – доход работника

t – возраст человека в годах

S – возраст, принятия решения об образовании


U – возраст, когда обучение закончено

U-S

– продолжительность обучения


R – время входа на пенсию

Ya – кривая «возраст-заработок»

необразованного человека

Yb — кривая «возраст-заработок»


S C

образованного работника

X — суммарная разница в пожизненных доходах

образованного и необразованного работника


С – прямые затраты на обучение

Z – альтернативные издержки обучения

Модель инвестиций в человеческий капитал

МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

• Работник сопоставляет издержки (C Z) и выгоды (X)

• Долгосрочный временной интервал, необходимо

дисконтировать (привести все доходы к одному периоду

времени (S)

• Ставка дисконтирования у всех своя – кто-то предпочитает

сиюминутные выгоды, кто-то доход, который можно получить в

Про бизнес:  Зачет по финансовой грамотности 2021 ответы | Актуальные вопросы и грамотные ответы

перспективе. Пусть ставка дисконтирования – r.

Модель инвестиций в человеческий капитал


МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

• Чистый приведенный доход от инвестиций в человеческий капитал:

r – индивидуальная ставка дисконтирования


Ci – прямые издержки на образование в году i

Y i – доход необразованного работника в году i

Y i – доход образованного работника в году i

S – момент окончания школы


U- момент окончания вуза

R – момент выхода на пенсию

NPV Y i

i S


Y i

(1 r)

i S

(1 r)

• Если NPV ˃0, принимается решение об образовании

• Если NPV ˂0, решение об образовании отклоняется

Модель инвестиций в человеческий капитал

Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. Предполагается, что:

• люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность — потребление — доход);

• уровень заработка прямо зависит от образования;

• существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;

• способности у всех одинаковы и позволяют учиться;

• уровень благосостояния позволяет всем учиться;

• не существует ограничений на рынке образовательных услуг.

На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S .

Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U — S ) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).

Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R .

Про бизнес:  Анализ и современные тенденции развития инвестиций в человеческий капитал – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Модель инвестиций в человеческий капитал - online presentation

Из рисунка видно, что максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C Z ) и выгоды от образования ( X ). Таким образом, если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.

Математически процесс принятия решения может быть выражен следующим образом:

Если индивидуальная ставка дисконтирования y , тогда

Модель инвестиций в человеческий капитал - online presentation

где Y iA — доход <необразованного> работника в году i ;

Y iB — доход <образованного> работника в году i ;

C — прямые расходы на образование в году i ;

PVB — приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;

PVC — приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;

Положительное решение принимается, если PVB — PVC > 0.

Из этой модели можно сделать следующие выводы:

• Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период ( R — U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и <неденежные факторы>.

• Образование тем выгоднее, чем больше разрыв между <образованными> и <необразованными> работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастет спрос на специалистов, а соответственно и их заработная плата, то именно в этой сфере образование станет выгодным.

• К продолжительной учебе более склонны люди,<думающие о будущем>, чем те, кто живет сегодняшним днем.

• Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.

Тема 7: Производительность труда.

Оцените статью
Бизнес Болика