Модель инвестиций в человеческий капитал
МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
• Допущения (предположения):
1) Люди стремятся максимизировать полезность, и если полезность
зависит от уровня потребления, а потребление – от дохода, то это
значит – максимизировать суммарный доход, полученный в течение
всей жизни
2) Уровень заработка прямо зависит от образования (т.к. образование
дает знания и навыки, увеличивающие продуктивность работника, а
значит – его зарплату)
3) Существует полная информация о расходах на обучение и будущих
доходах
4) Способности у всех одинаковые и позволяют учиться
5) Уровень благосостояния также позволяет всем учиться
6) Не существует ограничений в предложении на рынке образовательных
услуг
Графическая модель инвестиций в человеческий капитал
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
B∆B
∆B∑
B – доход работника
t – возраст человека в годах
S – возраст, принятия решения об образовании
U – возраст, когда обучение закончено
U-S
– продолжительность обучения
R – время входа на пенсию
Ya – кривая «возраст-заработок»
необразованного человека
Yb — кривая «возраст-заработок»
S C
образованного работника
X — суммарная разница в пожизненных доходах
образованного и необразованного работника
С – прямые затраты на обучение
Z – альтернативные издержки обучения
Модель инвестиций в человеческий капитал
МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
• Работник сопоставляет издержки (C Z) и выгоды (X)
• Долгосрочный временной интервал, необходимо
дисконтировать (привести все доходы к одному периоду
времени (S)
• Ставка дисконтирования у всех своя – кто-то предпочитает
сиюминутные выгоды, кто-то доход, который можно получить в
перспективе. Пусть ставка дисконтирования – r.
Модель инвестиций в человеческий капитал
МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
• Чистый приведенный доход от инвестиций в человеческий капитал:
r – индивидуальная ставка дисконтирования
Ci – прямые издержки на образование в году i
Y i – доход необразованного работника в году i
Y i – доход образованного работника в году i
S – момент окончания школы
U- момент окончания вуза
R – момент выхода на пенсию
NPV Y i
i S
Y i
(1 r)
i S
(1 r)
• Если NPV ˃0, принимается решение об образовании
• Если NPV ˂0, решение об образовании отклоняется
Модель инвестиций в человеческий капитал
Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. Предполагается, что:
• люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность — потребление — доход);
• уровень заработка прямо зависит от образования;
• существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;
• способности у всех одинаковы и позволяют учиться;
• уровень благосостояния позволяет всем учиться;
• не существует ограничений на рынке образовательных услуг.
На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S .
Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U — S ) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).
Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R .
Из рисунка видно, что максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C Z ) и выгоды от образования ( X ). Таким образом, если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.
Математически процесс принятия решения может быть выражен следующим образом:
Если индивидуальная ставка дисконтирования y , тогда
где Y iA — доход <необразованного> работника в году i ;
Y iB — доход <образованного> работника в году i ;
C — прямые расходы на образование в году i ;
PVB — приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;
PVC — приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;
Положительное решение принимается, если PVB — PVC > 0.
Из этой модели можно сделать следующие выводы:
• Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период ( R — U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и <неденежные факторы>.
• Образование тем выгоднее, чем больше разрыв между <образованными> и <необразованными> работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастет спрос на специалистов, а соответственно и их заработная плата, то именно в этой сфере образование станет выгодным.
• К продолжительной учебе более склонны люди,<думающие о будущем>, чем те, кто живет сегодняшним днем.
• Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.
Тема 7: Производительность труда.