От каких стран больше всего зависит экономика Казахстана. Что важно знать — РБК

От каких стран больше всего зависит экономика Казахстана. Что важно знать — РБК Инвестиции

От каких стран больше всего зависит экономика казахстана. что важно знать

С середины 2000-х направлением номер один для казахстанского экспорта является Китай, но больше всего товаров Казахстан закупает в России. РБК изучил, для каких стран экономические связи с Казахстаном особенно важны

При находившемся у власти в течение 30 лет Нурсултане Назарбаеве Казахстан официально придерживался многовекторного подхода во внешней политике, а на практике был вынужден лавировать между Россией и Китаем, при этом сохраняя хорошие отношения с США. Такая диверсифицированность внешней политики нашла отражение и в экономических связях Казахстана, в которых нет явно доминирующего партнера.

«Казахстан всегда был образцом мультивекторности внешней политики на постсоветском пространстве. Всем странам Центральной Азии предлагалось смотреть, как Казахстан балансирует между большими державами и ему удается дружить одновременно и с Россией, и с Китаем, и с Западом», — сказал РБК научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров.

Какую роль во внешней торговле играет Россия

По размеру двустороннего товарооборота (экспорт плюс импорт товаров) главным партнером Казахстана традиционно является Россия, следует из внешнеторговой статистики Организации Объединенных Наций (ООН). В 2020 году торговый оборот двух стран составил $18,2 млрд — более 21% совокупного товарооборота Казахстана со всем миром. На втором месте — двусторонняя торговля Казахстана с Китаем ($15,3 млрд, или 18%).

«приемная», комитеты в алматы



Информация размещенная на сайте является интеллектуальной собственностью ИП «Наш Город», копирование, использование информации в коммерческих целях возможно только с письменного разрешения собственника.
© Все права защищены.

В казахстане – новый министр по инвестициям и развитию

21 июня президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о назначении Жениса Касымбека министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан, сообщила пресс-служба Акорды.

Касымбек родился 7 мая 1975 в городе Чу Жамбылской области, сказано в Wikipedia.

В 1997 окончил Казахскую государственную архитектурно-строительную академию. Архитектор-дизайнер.

В 2001 окончил Евразийский государственный университет им. Л. Гумилева.

В 1997 — 1998 — стажер-исследователь Казахской головной архитектурно-строительной академии.

В 1998 — главный специалист ОАО «Темирбанк»

В 1998 — 2000 — начальник отдела Комитета по антимонопольной политике Республики Казахстан.

В 2000 — 2004 — директор департамента водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций.

В 2004 — 2005 — директор РГП «Актауский международный морской торговый порт».

С 4 ноября 2005 — вице-министр транспорта и коммуникаций.

С 11 марта 2009 — ответственный секретарь Министерства транспорта и коммуникаций.

С 7 марта 2022 — министр транспорта и коммуникаций.

Указом президента Казахстана от 4 апреля 2022 вновь назначен министром транспорта и коммуникаций.

С 13 августа 2022 назначен первым вице-министром по инвестициям и развитию РК.

Инвестируйте в казахстан — инвестиционные преференции

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в
создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также
охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством
Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен
порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  1.  юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
  2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового
    лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан.

 По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  2. государственные натурные гранты — максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций
    в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника,
    измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный
    инвентарь).

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. преференции по налогам:
    • корпоративный подоходный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
  2. инвестиционная субсидия;
  3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  4. государственные натурные гранты.

По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее — инвестиционные преференции для специального инвестиционного
проекта) предоставляется освобождение от обложения:

  • ввозными таможенными пошлинами;
  • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих
производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе
концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

Про бизнес:  Облигации - секреты достойного дохода

  • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов
    (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге),
    установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее
    пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки
    на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация)
    действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим
лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан,
зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством
Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных
транспортных средств.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных
видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному
Правительством Республики Казахстан
. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для
инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций
предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус
юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных
экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по
расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного
расчетного показателя
, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных
преференций;

3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных
приоритетных проектов;

4) юридическое лицо не является:

автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики
Казахстан и законодательством Республики Казахстан о
специальных экономических зонах;

5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника
(акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника
(акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет
государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица
Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из
состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода
приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта
квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти
процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за
исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Преференции

Инвестиционный проект

Инвестиционный приоритетный проект

Специальный инвестиционный проект

СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(ФАБРИКА, ЗАВОД, ЦЕХ)

РАСШИРЕНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

(РЕНОВАЦИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ)

Освобождение об обложения таможенными пошлинами

/ 5 лет

/5 лет

/5 лет

/15 лет

Государственные натурные гранты

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

______

Налоговые преференции

Освобождение импорта от НДС

/5 лет

____

____

/ Срок действия специального инвестиционного контракта

КПН

________

/10 лет

/3 года

________

Земельный

________

/10 лет

______

________

Налог на имущество

________

/ 8 лет

_______

________

Инвестиционная субсидия

Объем инвестиций не менее 5 000 000 МРП

_______

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

  1. Получатель:

Юридическое лицо Республики Казахстан

  1. Виды деятельности: Постановление от 14.01.2022 № 13 (часть 1 перечень)
  1. Получатель:

Юридическое лицо Республики Казахстан;

  1. Виды деятельности: Постановление от 14.01.2022 № 13 (часть 2 перечень);
  2. Объем инвестиций:
  • юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или
    пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного
    законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • юридическое лицо не является:
  • автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики
    Казахстан об образовании;
  • организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством
    Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;
  1. Состав участников:

доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица
Республики Казахстан не превышает двадцати шести процентов;

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение
периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Исключение:, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора
в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов,
осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

  1. Источники финансирования:

 для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные
средства;

  1. Договор ГЧП:

инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

  1. Получатель:

1) юридическое лицо Республики Казахстан зарегистрированное в качестве участника специальной экономической зоны в соответствии с
законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

2) юридическое лицо Республики Казахстан зарегистрированное в качестве владельца свободного склада в соответствии с таможенным
законодательством Республики Казахстан;

3) юридическое лицо Республики Казахстан заключило соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств;

  1. Виды деятельности:

юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, утвержденный Правительством
Республики Казахстан.

По всем вопросам, касающимся предоставления инвестиционных преференций, пожалуйста обратитесь  по телефону 7 7172 620 620

Отрасли


Ваш вид деятельности попадает под понятие Инвестиционный проект.
Вам доступны следующие виды инвестиционных преференций посредством заключения инвестиционного контракта:

Освобождение от обложения таможенными пошлинами (Срок -5 лет)

Освобождение импорта от НДС (Срок — 5 лет)

Государственный натурный грант (Максимальный размер: 30% от объема инвестиций)


Заявитель (либо его представитель по доверенности) предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:


Срок оказания государственной услуги с момента подачи пакета документов — 35 (тридцать пять) рабочих дней

Ваш вид деятельности попадает под понятие Инвестиционный приоритетный проект.
Вам доступны следующие виды инвестиционных преференций посредством заключения инвестиционного приоритетного контракта:

При создании новых производств (сумма инвестиций не менее 2 млн. МРП)При расширении или обновлении действующих производств (сумма инвестиций не менее 5 млн. МРП)
КПН (10 лет)КПН (3 года)
Земельный налог (10 лет)Освобождение от обложения таможенными пошлинами ( Срок -5 лет)
Налог на имущество (8 лет)Государственный натурный грант (Максимальный размер: 30% от объема инвестиций)
Освобождение от обложения таможенными пошлинами ( Срок -5 лет)
Государственный натурный грант (Максимальный размер: 30% от объема инвестиций)
Инвестиционная субсидия
*Инвестиционная субсидия предоставляется путем возмещения до тридцати процентов стоимости строительно-монтажных работ и приобретения оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, предусмотренных рабочей программой инвестиционного контракта.

Заявитель (либо его представитель по доверенности) предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

В случае если заявка на предоставление инвестиционных преференций предусматривает предоставление инвестиционной субсидии, юридическое лицо Республики Казахстан представляет предпроектную документацию, заверенную подписью руководителя, печатью юридического лица и имеющую заключение государственной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


Срок оказания государственной услуги с момента подачи пакета документов — 35 (тридцать пять) рабочих дней

Инвестиционная субсидия предоставляется в порядке и сроки установленные в соответствии с Правилами предоставления инвестиционной субсидии утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2022 года № 1120 Об утверждении Правил предоставления инвестиционной субсидии.

Инвестируйте в казахстан — контакты

Контакты

Для корректного отображения сайта воспользуйтесь другим бразуером

Кто есть кто в новом правительстве казахстана

Родился в 1983 году в городе Экибастуз. Занимает должность главы МЦРИАП со 2 сентября 2020 года. Ранее в том же году был советником президента РК по цифровизации и инновационным технологиям.

Занимал различные должности от председателя правления АО «Казпочта» в 2022 — 2022 годах до руководителя венчурного фонда строительного холдинга Bi Group в 2022 — 2022, был IT-предпринимателем.

Сообщил о возобновлении работы некоторых новостных сайтов в офлайн режиме на своей странице в Instagram 8 января, когда в стране третий день наблюдались перебои с интернетом.


Министерство национальной экономики республики казахстан​

Министерство энергетики республики казахстан​

Назначен министр по инвестициям и развитию рк

При работе с материалами Центра деловой информации biznes-bolika.ru разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.

Сектора

  1. Привлечение инвестиций к проектам государственно-частного партнерства (далее – ГЧП);

В целях развития справедливой конкурентной среды и привлечения инвестиции в сектора экономики с преобладающим участием государственных предприятий посредством механизма ГЧП будет усовершенствована система институциональной поддержки процессов отбора, подготовки и управления проектами ГЧП.

Будут установлены четкие правила участия для поддержки потока сделок, включая развитие специальных компетенций для управления и разработки проектов, упрощения и стандартизации обработки проектов ГЧП, среди прочих функциональных потребностей сопровождения ГЧП. Наряду с этим будет активизирован механизм программного ГЧП.

Кроме того, в целях повышения качества планирования, успешной реализации ГЧП-проектов будут приняты меры по повышению компетенций государственных партнеров (администраторов бюджетных программ), а также усилен процесс мониторинга реализации проектов ГЧП со стороны государственных партнеров.

В данном направлении будет разработана Методика оценки эффективности принятых государственных обязательств, направленная на повышение поступлений налогов с целью увеличения доходов республиканского и местного бюджетов, сокращение (не увеличение) расходов бюджета на основании анализа мероприятий по осуществлению проектов ГЧП и достижения запланированных показателей социально-экономического эффекта.

Отдельной задачей станет совершенствование законодательной базы, а также типовой юридической документации. Будут пересмотрены нормы законодательства в части механизма прямых переговоров, квалификационного отбора потенциальных частных партнеров.

При этом, критически важным вопросом станет формирование списка приоритетных секторов экономики, то есть фокусирование на определенных секторах, где механизмы ГЧП могут дать наибольший эффект. Данная концентрация позволит более эффективно расходовать государственные средства, предусмотренные для поддержки проектов ГЧП.

Будет продолжено развитие механизма ГЧП для строительства транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры и инфраструктуры ЖКХ.

За счет стимулирования привлечения частных инвестиций и развитие ГЧП будет продолжено, в том числе в целях диверсификации источников и увеличение финансирования здравоохранения и образования.

Будут мобилизована инфраструктура долгосрочного финансирования, усовершенствован механизм бюджетного процесса для поддержки ГЧП, так как они представляют собой необходимое условие для успеха таких проектов среди потенциальных инвесторов и финансирующих организаций.

https://www.youtube.com/channel/UC-DQwui-GUPPrrG7mylCW5A

Кроме того, в развитии ГЧП приоритет будет отдаваться проектам, реализуемым преимущественно за счет внебюджетных средств, с целью поэтапного снижения участия государства в реализации проектов ГЧП.

Важным моментом станет вовлечение международных финансовых организаций в финансирование проектов ГЧП. Будут выработаны предложения по разработке механизма по взаимодействию с международными финансовыми организациям.

Также, в целях вовлечения свободной ликвидности финансовых институтов, будет рассмотрена возможность предоставления Центром развития государственно-частного партнерства альтернативных гарантий для привлечения займов частными партнерами по проектам ГЧП.

Будет проработан вопрос доработки (конкретизации) действующих инструментов государственной поддержки проектов ГЧП, к примеру, таких как натурный грант, гарантия потребления, софинансирование.

Качественное планирование проектов ГЧП позволит в свою очередь получить эффективную их реализацию и соответственно увеличение финансовых поступлений в важные для экономики отрасли.

Для развития инфраструктурного финансирования в Республике Казахстан, будет проведена работа по улучшения действующего законодательства в области ГЧП и концессии для устранения барьеров и приведения законодательной базы в соответствие с международной практикой, а также использованию Cуда МФЦА и МАЦ в качестве места для разрешения споров всех типов для проектов ГЧП и концессии.

Будет проведена работа по созданию инфраструктурного фонда на площадке МФЦА, который позволит объединить существующих ключевых игроков в развитии ГЧП и концессии, что оптимизирует эффективность ключевых игроков в качестве единого органа с использованием возможностей экосистемы МФЦА.

  1. Создание условий для привлечения дополнительного инвестиционного капитала в экономику

Для повышения роли частного сектора в казахстанской экономике будет продолжена приватизация согласно утвержденному Комплексному плану приватизации на 2021-2025 годы.

Будет обеспечен принцип равного доступа к приватизации для иностранных и внутренних инвесторов, базирующийся на конкурентоспособном предложении.

При этом будут созданы стимулы для вывода на IPO не только компаний квазигосударственного сектора, но и частных компаний из числа субъектов крупного и среднего предпринимательства из реального сектора экономики.

Развитие альтернативных банковскому кредитованию источников инвестирования через инструменты рынка ценных бумаг будет осуществляться посредством:

привлечения средств стратегических и розничных инвесторов, включая банки, страховые организации, фонды с государственным участием, компании квазигосударственного сектора и ликвидационные фондов недропользователей;

интеграции и продвижения казахстанского фондового рынка на международные рынки капитала и привлечения внешних портфельных инвестиций.

Создание благоприятной и доверительной среды для инвестиций, защиты прав и интересов инвесторов, внедрения высоких стандартов корпоративного управления, реализации инструментов государственной поддержки станет ключевой задачей, стоящей перед регулированием фондового рынка.

Стимулирование появления и развития новых классов стратегических инвесторов на фондовом рынке будут способствовать повышению глубины и устойчивости рынка, а также привлечению долгосрочных инвестиций субъектами экономики через инструменты фондового рынка.

Внедрение новых видов инструментов, таких как облигации, предназначенные для частных размещений, инвестиционные облигации с гибкими условиями погашения долга, инструменты «зеленого» финансирования и клиринговые сертификаты участия расширят возможности компаний частного сектора привлекать финансирование через фондовый рынок.

Кроме того, будет продолжена работа по вовлечению населения в коллективные формы инвестиций.

Будет проработан вопрос создания Биржевого паевого Фонда из акций «голубых фишек», крупнейших компаний Казахстана, как квазигосударственных, так и частных.

Будут приняты меры по стимулированию участников государственных программ привлекать часть финансирования на рынке ценных бумаг. В частности, будет проработан вопрос упрощения получения мер государственной поддержки в рамках государственных программ для предприятий, осуществивших IPO на фондовом рынке.

Оцените статью
Бизнес Болика