Влияние иностранных инвестиций на российскую экономику
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
использование местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
более полное использование местных природных ресурсов;
повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
расширение ассортимента выпускаемой продукции;
развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
развитие инфраструктуры и сферы услуг;
повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых инвесторов;
усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежеспособного баланса принимающей страны;
увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующие дополнительных валютных расходов;
подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
возможная деформация структуры национальной экономики;
упадок традиционных отраслей национальной экономики;
усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
негативное воздействие на социально — культурные условия, связанное с игнорированием чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Л.А. Зубченко и [др.]. — М.: Книгодел, 2006. — С. 16.
Очевидно, что вышеперечисленные положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
Путем всемирного использования возможностей иностранных инвестиций и минимизации их негативных последствий привлечение иностранного капитала в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально — экономического развития нашей страны:
освоение невостребованного научно — технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно — промышленного комплекса;
продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
содействие развитию производственной инфраструктуры Инвестиции: учеб. пособие / М.В. Чиненов и [др.]; под редакцией М.В. Чиненова. — М.: Кнорус, 2007. — С. 153. .
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда Россия будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.
Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы: учебник / [Под ред. : И.П. Фаминский]. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 7. .
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли — нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Иностранный капитал может не только дать дополнительные и материальные, и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.
Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса — возможность путем создания этих предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат»
На инвестиционный климат прямое влияние оказывают также общее состояние экономики страны и фаза его развития, положение в валютной, финансовой и кредитной сферах, таможенный режим, уровень инфляции, устойчивость валютного курса, размер кредитных ставок, стоимость рабочей силы и ее соответствие производительности труда и квалификации персонала.
При формировании инвестиционного климата, учитывая зарубежный опыт, следует, видимо, в стратегическом плане исходить из необходимости обеспечения унификации условной деятельности национальных и иностранных инвесторов, то есть установления для них «национального режима» по всем аспектам предпринимательства, включая налогообложение, доступ к кредитным ресурсам, снабжению, рынку ценных бумаг, право осуществления экспортных и импортных операций и т.п. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы: учебник / [Под ред. : И.П. Фаминский]. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 13.
Однако в существующих условиях представляется необходимым создание для иностранных инвесторов льготных условий приложения капитала, особенно в приоритетных направлениях, которые смогли бы компенсировать отсутствие политической и экономической стабильности, неустойчивость правовой базы.
Для развития экономики России и, в частности, для продвижения частных прямых зарубежных инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего МВФ, МБРР, ЕБРР и др.
Важным фактором является заключение Российской Федерацией серии международных соглашений, непосредственно способствующих формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания унифицированных правил для инвесторов.
Принимая меры к расширению притока иностранного капитала, следует думать и об определенных мерах по его урегулированию, прежде всего в интересах национальной экономической безопасности. Захват иностранными компаниями целых сфер национальной экономики может влиять отрицательно не только в чисто экономическом плане, препятствуя развитию здесь национального производства, но и в социальном и политическом аспектах. Не следует забывать и об интересах страны. Нельзя допускать, чтобы иностранный капитал хищнически использовал природные ресурсы, обострял экологическую ситуацию.
Мы заинтересованы, чтобы иностранные компании реально привлекали к организации производства на территории России материальные и финансовые ресурсы из-за рубежа, а не стремились к установлению контроля за счет минимальных вложений. Такие возможности возникают у компаний из-за заниженного курса рубля. В этой связи необходимо ограничивать возможности создания иностранных холдинговых компаний, которые с помощью системы участий могли бы контролировать обширные сферы экономики.
Практически во всех странах мира вложения иностранного капитала в той или иной форме регламентируются. И хотя во многих странах для иностранного капитала установлен национальный режим, государство регулирует его приток, вводя ограничения на его вложения в некоторые сферы экономики путем применения антимонопольного законодательства и другими способами. Будучи заинтересованными в привлечении иностранного капитала, создавая благоприятные условия для его вложения, объявляя о национальном режиме для него, необходимо регулировать его деятельность, не допуская незаконного обогащения, поощряя его вложения в одни отрасли производства и ограничивая в другие.
Роль иностранных инвестиций
Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается: — в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики); — в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; — в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; — в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов; — в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; — в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя; — в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.
Факторы определяющие инвестиционную привлекательность
Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы: — богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.); — огромный внутренний рынок; — относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы; — отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей; — кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении; — возможность получения быстрой сверхприбыли.
Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.
Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.
Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.
Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.
Формы иностранных инвестиций
По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются: — создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; — долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ; — приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;- приобретение иных имущественных прав; — приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг; — инвестиции в форме государственных займов; — приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.
Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.
Объектами инвестиционной деятельности являются: — недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права; — вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях; — ценные бумаги; — права на интеллектуальные ценности; — научно-техническая продукция; — целевые денежные вклады.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.