Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» (подготовлен Минэкономразвития России 25.01.2018) | ГАРАНТ

Проект Федерального закона "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" (подготовлен Минэкономразвития России 25.01.2018) | ГАРАНТ Инвестиции

проект федерального закона "об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" (подготовлен минэкономразвития россии 25.01.2022) | гарант

Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»
(подготовлен Минэкономразвития России 25.01.2022 г.)

Досье на проект

Пояснительная записка

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральный закон
Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий посредством инвестиционных платформ, а также определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с пожертвованиями имущества посредством инвестиционных платформ.

3. Вложение гражданами инвестиций посредством инвестиционной платформы не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) — оказание услуг по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к информационным ресурсам информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (инвестиционной платформы) для заключения с использованием этой системы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции (услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга);

2) лица, привлекающие инвестиции — коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие инвестиции посредством инвестиционной платформы;

3) участники инвестиционной платформы — инвесторы и лица, привлекающие инвестиции;

4) оператор инвестиционной платформы — лицо, осуществляющее деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга);

5) токен инвестиционного проекта — токен, обозначающий имущественные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, записанный на имя инвестора в базе данных инвестиционной платформы, уступка которых осуществляется путем внесения записи в указанную базу данных о переходе токена на имя другого лица;

6) раскрытие информации оператором инвестиционной платформы — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц путем ее размещения в свободном доступе на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», владельцем которого является оператор инвестиционной платформы, и который используется для предоставления доступа участникам инвестиционной платформы к ее информационным ресурсам.

2. Термины «токен» и «смарт-контракт» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном в Федеральном законе «О Цифровых финансовых активах».

Статья 3. Услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга)

1. Услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга) оказываются одновременно на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.

2. По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне — лицу, привлекающему инвестиции, доступ к информационным ресурсам инвестиционной платформы для заключения с их использованием договора с инвестором, а лицо, привлекающее инвестиции, обязуется оплатить такие услуги.

По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании оператор инвестиционной платформы обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне — инвестору доступ к информационным ресурсам инвестиционной платформы для заключения с их использованием договора с лицом, привлекающим инвестиции, а инвестор обязуется оплатить такие услуги.

Если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается.

3. Договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами присоединения, условия которых предусмотрены в правилах инвестиционной платформы.

Присоединение к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций или к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании осуществляется при условии идентификации и аутентификации лица, намеренного стать участником инвестиционной платформы, и оформляется электронным документом, подписанным простой электронной подписью, если иной вид электронной подписи, либо иной способ присоединения к договору, не предусмотрен правилами инвестиционной платформы.

4. Для идентификации и аутентификации участников инвестиционной платформы оператор инвестиционной платформы вправе подключиться к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Оператор единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обеспечивает операторам инвестиционных платформ возможность использования указанной системы в целях осуществления предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.

Статья 4. Правила инвестиционной платформы

1. Оператор инвестиционной платформы вправе оказывать услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга) при условии раскрытия правил инвестиционной платформы в соответствии с требованиями статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. В правилах инвестиционной платформы должны содержаться:

1) порядок идентификации и аутентификации участников инвестиционной платформы и их допуска к информационным ресурсам инвестиционной платформы;

2) требования к инвестиционным проектам, предложение об инвестировании в которые может быть сделано с использованием инвестиционной платформы;

3) требования к лицам, привлекающим инвестиции, контролирующих их лиц и руководителей (единоличных исполнительных органов) таких лиц;

4) виды (перечень) договоров, которые могут заключаться с использованием инвестиционной платформы, и порядок их заключения, изменения и расторжения;

5) порядок и сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;

6) размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения;

7) состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы и лицом, привлекающим инвестиции, порядок и сроки раскрытия такой информации;

8) порядок обмена информацией между инвесторами.

3. Правила инвестиционной платформы могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

4. Оператор инвестиционной платформы вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила инвестиционной платформы. При этом такие изменения не могут распространяться на отношения между участниками инвестиционной платформы и оператором инвестиционной платформы, возникшие до вступления в силу таких изменений.

5. Правила инвестиционной платформы и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

6. Оператор инвестиционной платформы обязан определить формы примерных договоров, заключаемых с использованием инвестиционной платформы.

Статья 5. Способы вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы и ограничения инвестирования

1. Вложение инвестиций посредством инвестиционной платформы может осуществляться путем:

1) предоставления займов;

2) приобретения ценных бумаг;

3) приобретения доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, доли участника в складочном капитале хозяйственного товарищества или хозяйственного партнерства;

4) приобретения токенов инвестиционного проекта.

2. Инвестор, приобретая токен инвестиционного проекта, может приобрести следующие имущественные права:

1) права (требования) из договора займа, предоставленного лицу, привлекающему инвестиции;

2) права требовать передачи ценных бумаг при их размещении (выдаче) лицом, привлекающим инвестиции;

3) права требовать передачи ценных бумаг и осуществления прав по этим ценным бумагам, которые выпущены лицом, привлекающим инвестиции;

4) права требовать передачи имущества, исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или прав использования результата интеллектуальной деятельности;

5) права требования выполнения работ и оказания услуг.

3. Вложение инвестиций способами, предусмотренными настоящей статьей, гражданами, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при соблюдении следующих ограничений:

1) общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать одного миллиона четырехсот тысяч рублей.

4. Общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать двух миллиардов рублей.

5. Оператор инвестиционной платформы обязан контролировать соблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, в отношении инвестиционных проектов, инвестирование в которые предлагается с использованием его инвестиционной платформы.

Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничений инвестором при каждом вложении инвестиций последнего посредством его инвестиционной платформы, а за соблюдением ограничений лицом, привлекающим инвестиции, при его предложении о заключении договоров посредством его инвестиционной платформы.

Указанный контроль осуществляется на основании заверений участников инвестиционной платформы о соблюдении ограничений, установленных настоящей статьей.

Глава 2. ОПЕРАТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ

Статья 6. Требования к оператору инвестиционной платформы

1. Оператором инвестиционной платформы может быть хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии включения указанного общества Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.

Оператор инвестиционной платформы не вправе совмещать деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) с деятельностью кредитной организации либо деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора.

Включения хозяйственного общества Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ осуществляется на добровольной основе.

2. Размер собственных средств (капитала) оператора инвестиционной платформы, рассчитанный в порядке, установленном нормативными актами Банка России для организаторов торговли, должен составлять не менее 5 миллионов рублей.

3. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) оператора инвестиционной платформы, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора инвестиционной платформы, не может являться:

1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

3) физическое лицо:

в отношении которого не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации;

имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти.

4. Единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа или коллегиального органа управления оператора инвестиционной платформы могут являться физические лица, соответствующие следующим требованиям:

1) отсутствие сведений об этих лицах в реестре дисквалифицированных лиц, либо в отношении которых истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

2) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

3) наличие высшего образования.

5. Полномочия единоличного исполнительного органа оператора инвестиционной платформы не могут быть переданы юридическому лицу.

6. Оператор инвестиционной платформы вправе определить порядок взаимодействия с инвесторам, являющимся участниками инвестиционной платформы, в том числе различных категорий.

Оператор инвестиционной платформы обязан определить порядок определения конфликтов интересов, их соблюдения и информирования о выявленных конфликтах заинтересованных лиц.

7. Использование слова «краудфандинг», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании допускается только операторами инвестиционных платформ, сведения о которых включены в реестр операторов инвестиционных платформ.

Операторы инвестиционных платформ, сведения о которых не включены в реестр операторов инвестиционных платформ, не вправе осуществлять раскрытие информации оператором инвестиционной платформы. Термин «раскрытие информации оператором инвестиционной платформы» используется в значении, определенном в настоящем Федеральном законе.

Статья 7. Требования к инвестиционной платформе

1. Инвестиционная платформа должна содержать реестр договоров, заключенных с использованием инвестиционной платформы (далее — реестр договоров).

2. Инвестиционная платформа должна обеспечивать:

1) сохранность и достоверность записей в реестре договоров, а также невозможность изменения указанных записей иначе как при изменении сторонами условий договоров, информация о которых содержится в реестре договоров;

2) возможность для сторон договора, заключенного с использованием инвестиционной платформы, получения его текста на русском языке;

3) возможность ознакомления участников инвестиционной платформы с исходным кодом смарт-контрактов.

3. Оператор инвестиционной платформы обязан иметь расположенные на территории Российской Федерации основной и резервный комплексы программно-технических средств, предназначенные для оказания услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Статья 8. Ответственность оператора инвестиционной платформы

1. Оператор инвестиционной платформы несет перед участниками инвестиционной платформы ответственность за убытки, причиненные вследствие:

раскрытия или предоставления недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об информационной платформе и о ее операторе;

нарушения оператором инвестиционной платформы правил инвестиционной платформы;

несоответствия инвестиционной платформы требованиям, статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Оператор инвестиционной платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции.

Глава 3. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИНВСТИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ

Статья 9. Особенности заключения договоров с использованием инвестиционной платформы

1. Договоры между участниками инвестиционной платформы заключаются с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам инвестиционной платформы.

2. Оператор инвестиционной платформы обязан предоставить участнику инвестиционной платформы удаленный доступ к следующей информации:

1) о последовательности технических действий, которые должны быть предприняты для заключения договора;

2) к тексту условий заключаемого этим участником с другим участником инвестиционной платформы договора на русском языке.

3. Действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей участников инвестиционной платформы, могут совершаться с использованием смарт-контрактов.

4. Оператор инвестиционной платформы обязан представлять информацию о заключенном с использованием указанной платформы договоре на русском языке, в том числе текст условий договора на бумажном носителе, по требованию суда, арбитражного суда, должностным лицам правоохранительных органов при наличии согласия руководителя следственного органа — органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также органов внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики при наличии согласия руководителя указанных органов.

Статья 10. Порядок вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы

1. Предложение лица, привлекающего инвестиции, о заключении договоров, может быть сделано с использованием инвестиционной платформы при условии указания в нем срока действия такого предложения и минимального объема привлекаемых денежных средств для достижения цели инвестиционного проекта. В случае, если минимальный объем привлеченных средств не был собран в течение срока действия предложения, оно должно быть отозвано, и средства возвращены инвесторам. В предложении лица, привлекающего инвестиции, о заключении договоров может быть также указан целевой объем привлекаемых денежных средств, по достижению которого действие такого предложения прекращается.

Про бизнес:  Статистика внешнего сектора | Банк России

На средства, возвращенные инвестору в соответствии с настоящим пунктом, проценты начислению не подлежат.

2. Инвестор, принявший предложение лица, привлекающего инвестиции, в течение пяти рабочих дней со дня передачи денежных средств на номинальный счет оператора инвестиционной платформы, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции, либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств, после которого прекращается привлечение инвестиций в инвестиционный проект, вправе отозвать принятие указанного предложения и потребовать возврата своих денежных средств.

На средства, возвращенные инвестору в соответствии с настоящим пунктом, проценты начислению не подлежат.

3. Посредством инвестиционной платформы вложение инвестиций может осуществляться только безналичными денежными средствами, которые зачисляются на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы. Денежные средства инвесторов, находящиеся на номинальном счете и предназначенные для передачи лицу, привлекающему инвестиции, оператор инвестиционной платформы передает указанному лицу в порядке и сроки, предусмотренные в правилах инвестиционной платформы.

4. Если иное не предусмотрено правилами инвестиционной платформы денежные обязательства лиц, привлекающих инвестиции, за исключением обязательств по передаче доходов и выплат по ценным бумагам, исполняются инвесторам только путем перечисления денежных средств на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы. Такие обязательства считаются исполненными лицом, привлекающим инвестиции, с момента зачисления денежных средств на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы.

Оператор инвестиционной платформы, обязан передать инвесторам денежные средства, полученные от лица, привлекающего инвестиции, в срок, предусмотренный правилами инвестиционной платформы.

5. Для оказания услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга) оператору инвестиционной платформы может быть открыт один или несколько номинальных счетов. Учет денежных средств каждого участника инвестиционной платформы, находящихся на номинальном счете, осуществляется оператором инвестиционной платформы если в соответствии с договором номинального счета обязанность по учету указанных денежных средств не возложена на кредитную организацию, в которой открыт этот счет.

6. Оператор инвестиционной платформы не вправе использовать денежные средства, находящиеся на номинальном счете, и распоряжаться ими иначе как в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом, нарушение оператором инвестиционной платформы указанного ограничения не является основанием для отказа кредитной организации в совершении операций по номинальному счету, если иное не предусмотрено договором номинального счета.

7. Денежные средства участников инвестиционной платформы, предназначенные для инвестирования посредством инвестиционной платформы, не могут зачисляться на счета оператора инвестиционной платформы, на которых находятся его собственные денежные средства, за исключением выплаты вознаграждения оператору инвестиционной платформы или привлечения им инвестиций.

Статья 11. Требования к лицам, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы

1. Лицами, привлекающими инвестиции посредством инвестиционной платформы, могут являться коммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальные предприниматели. При этом лицо, предусмотренное настоящим пунктом, может привлекать инвестиции посредством инвестиционной платформы, если в отношении него в арбитражный суд не подано заявления о признании должника банкротом, о чем такое лицо заверяет оператора инвестиционной платформы. Дополнительные требования к лицам, привлекающим инвестиции, могут быть установлены оператором инвестиционной платформы.

2. Не допускается привлечение инвестиций посредством инвестиционной платформы лицами, которые (контролирующие лица которых) и (или) руководители (единоличные исполнительные органы) которых не соответствуют требованиям, установленным в правилах инвестиционной платформы.

Статья 12. Особенности инвестирования в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы

1. Эмиссионные ценные бумаги могут размещаться путем закрытой подписки среди инвесторов, являющихся участниками инвестиционной платформы, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Инвестирование посредством инвестиционной платформы в эмиссионные ценные бумаги должно осуществляться с соблюдением ограничений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

3. Оператор инвестиционной платформы предоставляет для открытия лицевых счетов держателю реестра владельцев именных ценных бумаг (депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение ценных бумаг) сведения об участниках инвестиционной платформы, которым размещаются эмиссионные ценные бумаги.

Держатель реестра (депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг) проводит операции, связанные с размещением ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы, на основании распоряжения (поручения) оператора такой платформы.

Правилами ведения реестра держателя реестра или условиями соглашения депозитария с участником инвестиционной платформы, осуществляющим инвестиции, может быть предусмотрена возможность использования простой или неквалифицированной электронной подписи при принятии распоряжений о переходе прав собственности на ценные бумаги.

4. Обязанность по оплате эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы.

5. Не позднее даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, оператор инвестиционной платформы обязан обеспечить доступ участникам инвестиционной платформы к решению о выпуске (дополнительном выпуске) указанных ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права.

6. Инвестирование посредством инвестиционной платформы в эмиссионные ценные бумаги может осуществляться путем приобретения токенов инвестиционного проекта, приобретая которые инвесторы приобретают право на передачу им таких ценных бумаг оператором инвестиционной платформы или права на передачу таких ценных бумаг и осуществления прав по ним через оператора инвестиционной платформы.

В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем приобретения токенов инвестиционного проекта такие ценные бумаги зачисляются на лицевой счет оператора инвестиционной платформы и считаются размещенными с момента их зачисления на этот счет.

7. Права по эмиссионным ценным бумагам, в отношении которых приобретая токены инвестиционного проекта инвесторы приобретают право осуществления прав по этим ценным бумагам, осуществляются оператором инвестиционной платформы не иначе как в соответствии с полученными им указаниями (инструкциями) от инвесторов, на имя которых на определенную дату записаны указанные токены инвестиционного проекта.

Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (КРАУДФАНДИНГА)

Статья 13. Требования к раскрытию и предоставлению информации оператором инвестиционной платформы

1. На сайте оператора инвестиционной платформы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который используется для предоставления доступа участникам инвестиционной платформы к ее информационным ресурсам, должны быть раскрыты следующие сведения:

1) информация об операторе информационной платформы и его деятельности;

2) правила инвестиционной платформы со всеми внесенными в них изменениями;

3) порядок действий, необходимых для присоединения к договору об оказании услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга), и порядок действий, необходимых для инвестирования посредством инвестиционной платформы;

4) информация о лицах, привлекающих инвестиции;

5) информация об инвестиционных проектах, в отношении которых осуществляется (осуществлялось) привлечение инвестиций посредством инвестиционной платформы;

6) информация о действиях, которые должны быть предприняты инвестором в случае неисполнения обязательств лицом, привлекающим инвестиции;

7) годовой отчет оператора инвестиционной платформы о результатах деятельности по организации розничного финансирования (краудфандинга).

2. Информация об операторе информационной платформы и его деятельности должна включать:

1) сведения, позволяющие идентифицировать оператора инвестиционной платформы, его место нахождения, адрес и устав;

2) сведения о лицах, имеющих право распоряжаться не менее чем 10 процентами голосов в высшем органе управления оператора инвестиционной платформы;

3) сведения о структуре и персональном составе органов управления оператора инвестиционной платформы;

4) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность оператора инвестиционной платформы за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности;

5) информацию о видах, суммах и сроках взимания платы за услуги оператора инвестиционной платформы, оказываемые участникам инвестиционной платформы;

6) иные сведения об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Информация о лицах, привлекающих инвестиции, должна включать:

1) сведения, позволяющие идентифицировать лицо, привлекающее инвестиции, его место нахождения и адрес;

2) сведения о лицах, имеющих право распоряжаться не менее чем 10 процентами голосов в высшем органе управления лица, привлекающего инвестиции, если таким лицом является коммерческая корпорация;

3) сведения о структуре и персональном составе органов управления лица, привлекающего инвестиции посредством инвестиционной платформы, если таким лицом является коммерческая организация;

4) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, если лицом, привлекающим инвестиции, является коммерческая организация, существующая более одного года, и размер привлекаемых ею инвестиций превышает 30 миллионов рублей;

5) основные характеристики деятельности лица, привлекающего инвестиции;

6) сведения о рейтинге (рэнкинге) лица, привлекающего инвестиции, который присваивается в соответствии с правилами, установленными оператором инвестиционной платформы;

7) сообщения о фактах (событиях, действиях), которые могут оказать существенное влияние на исполнение лицом, привлекающим инвестиции, обязательств перед инвесторами.

4. Информация об инвестиционных проектах (инвестиционный меморандум), в отношении которых осуществляется (осуществлялось) привлечение инвестиций посредством инвестиционной платформы, должна включать:

1) описание инвестиционного проекта, позволяющее инвесторам составить общее представление об этом проекте, сроках его реализации и связанных с ним рисков;

2) условия предложения о привлечении инвестиций;

3) наличие или отсутствие у лица, контролирующего лицо, привлекающее инвестиции, обязанности приобрести у инвесторов права, полученные по инвестиционному проекту, включая эмиссионные ценные бумаги, в случае перехода указанного контроля к другому лицу;

4) сообщения о фактах (событиях, действиях), которые могут оказать существенное влияние на реализацию инвестиционного проекта и (или) получение инвесторами прибыли (выплат) от его реализации;

5) сведения об экспертах, привлеченных для оценки и мониторинга реализации инвестиционного проекта, включая его рейтинг (рэнкинг), присвоенный по правилам, установленным оператором инвестиционной платформы, а также результаты оценки и мониторинга инвестиционного проекта (если имеется);

6) предупреждение о рисках, связанных с потерей внесенных инвестором средств и (или) невозможностью продажи имущества, в том числе имущественных прав, приобретенных в результате инвестиций.

5. Годовой отчет оператора инвестиционной платформы о результатах деятельности по организации розничного финансирования (краудфандинга) должен содержать:

1) сведения о структуре и персональном составе органов управления оператора инвестиционной платформы;

2) количество инвестиционных проектов, допущенных к привлечению инвестиций посредством инвестиционной платформы;

3) количество инвестиционных проектов, получивших финансирование посредством инвестиционной платформы;

4) общий объем привлеченных инвестиций посредством инвестиционной платформы, в том числе по каждому из способов привлечения инвестиций;

5) общее количество инвесторов, являющихся участниками инвестиционной платформы, количество инвесторов, предоставивших инвестиции посредством инвестиционной платформы, и среднее количество предоставивших инвестиции инвесторов, приходящихся на один инвестиционный проект;

6) средний размер привлеченных инвестиций, приходящийся на одного инвестора и на один инвестиционный проект;

7) количество инвестиционных проектов, по которым обязательства перед инвесторами не исполнены.

6. Информация о лицах, привлекающих инвестиции в инвестиционные проекты посредством инвестиционной платформы, и об указанных инвестиционных проектах раскрывается на основании предоставленной такими лицами информации в стандартной форме, установленной оператором инвестиционной платформы, которая позволяет провести сравнение разных инвестиционных проектов.

7. Информация, предусмотренная настоящей статьей, должна раскрываться на русском языке. Вся раскрываемая информация должна быть ясной и доступной для понимания лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.

8. Оператор инвестиционной платформы обязан по требованию инвестора раскрыть информацию об участии этого инвестора в инвестиционном проекте.

Статья 14. Полномочия Банка России

1. Банк России:

1) ведет реестр операторов инвестиционных платформ, определяет порядок ведения такого реестра, состав включаемых в него сведений;

2) включает сведения об операторе инвестиционной платформы в реестр операторов инвестиционных платформ и исключает их из указанного реестра;

3) осуществляет контроль за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов;

4) проводит проверки деятельности операторов инвестиционных платформ в установленном им порядке;

5) направляет операторам инвестиционных платформ обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

6) устанавливает содержание отчетов операторов инвестиционных платформ, форму и порядок их представления в Банк России;

7) принимает нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом.

2. Оператор инвестиционной платформы обязан представлять в Банк России по его мотивированному запросу в указанный в нем срок документы и информацию, связанные с осуществлением деятельности по организации розничного финансирования (краудфандинга) и необходимые для осуществления Банком России надзорных и иных функций.

3. Плановые проверки деятельности операторов информационных платформ проводятся Банком России не чаще одного раза в три года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об операторе инвестиционной платформы в реестр операторов информационных платформ.

4. Основанием для проведения Банком России внеплановой проверки деятельности оператора инвестиционной платформы является:

1) поданная в Банк России жалоба на действия (бездействие) оператора инвестиционной платформы, нарушающие требования настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;

2) неисполнение в установленный срок оператором инвестиционной платформы предписания Банка России об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Статья 15. Реестр операторов инвестиционных платформ

1. Банк России осуществляет ведение реестра операторов инвестиционных платформ и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сведения, содержащиеся в указанном реестре, являются открытыми и общедоступными.

2. Банк России принимает решение о внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ на основании заявления и прилагаемых к нему документов, перечень и требования к которым установлены нормативным актом Банка России.

3. Банк России принимает решение о внесении или об отказе во внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ в течение одного месяца со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов.

5. Основанием для отказа во внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ является:

1) непредставление или представление не в полном объеме в Банк России документов и сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;

2) представление документов и сведений, содержащих недостоверную информацию;

3) несоответствие заявителя, лиц, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал заявителя, лиц, входящих в органы управления заявителя, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

6. Основаниями для исключения оператора инвестиционной платформы из реестра операторов инвестиционных платформ являются:

1) заявление оператора инвестиционной платформы о прекращении осуществления деятельности по организации розничного финансирования (краудфандинга);

2) неоднократное неисполнение предписаний Банка России об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона и (или) нормативных актов Банка России;

Про бизнес:  Понятие инвестиций. Взаимосвязь реальных и финансовых инвестиций

3) ликвидация или прекращение деятельности оператора инвестиционной платформы в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственное общество.

7. Решение Банка России об отказе во включении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ и об исключении сведений об операторе инвестиционной платформы из указанного реестра может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня принятия соответствующего решения.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Статью 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2022, N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6695) дополнить частями 52 и 53 следующего содержания:

«52. Реклама услуг, оказываемых оператором инвестиционной платформы, должна содержать:

1) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется раскрытие информации оператором инвестиционной платформы;

2) следующее указание: «Предлагаемые к заключению посредством инвестиционной платформы договоры являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

53. Не допускается реклама инвестиционной платформы, участниками которой могут быть только лица, являющиеся квалифицированными инвесторами.

Реклама инвестиционного проекта допускается без указания финансовых условий инвестирования в инвестиционные проекты, которое осуществляется посредством инвестиционной платформы.

Не допускается реклама инвестиционных платформ и инвестиционных проектов, инвестирование в которые осуществляется посредством таких платформ, в случае, если оператор таких платформ не внесен в реестр операторов инвестиционных платформ.».

Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях»

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 44; N 30, ст. 3121; 2007, N 31, ст. 4011; 2022, N 15, ст. 2038; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7067; 2022, N 51, ст. 6683; 2022, N 26, ст. 3395; 2022, N 1, ст. 29; N 27, ст. 3945; 2022, N 27, ст. 4164) следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 3 после слов «организация, являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита),» дополнить словами «оператор инвестиционной платформы,»;

2) в части 3.1 статьи 5 после слов «микрофинансовые организации и кредитные кооперативы» дополнить словами «, операторы инвестиционной платформы».

Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Абзац второй статьи 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2022, N 30, ст. 4015; 2022, N 30, ст. 4596; 2022, N 52, ст. 6961; 2022, N 27, ст. 4302) после слов «законодательством Российской Федерации о страховании,» дополнить словами » на отношения, связанные с вложениями инвестиций посредством инвестиционных платформ в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге),».

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»

Внести в Федеральный закон от 3 декабря 2022 года N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (Собрание законодательства Российской Федерации 2022, N 49, ст. 7058; 2022, N 30, ст. 4084) следующие изменения:

1) часть 7 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«7. Партнерство вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, являться участником ассоциаций (союзов).»;

2) в части 3 статьи 4 слово «пятидесяти» заменить словами «ста пятидесяти».

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта

1. Сущность иностранных инвестиций

Одним из важнейших факторов развития мировой экономики являются инвестиции.

Иностранные инвестиции относятся к одному из наиболее дискуссионных вопросов в области современных экономических исследований. Наличие множества точек зрения по проблеме сущности, форм, роли иностранных инвестиции в экономическом развитии стран указывает на важность и актуальность изучения данного вопроса.

Интерес экономистов к выяснению сущности, происхождения инвестиций возник еще в древности. В период первоначального накопления капитала инвестиции рассматривались в денежной форме. С развитием капитализма под инвестициями стали рассматривать товарную, производственную формы[1].

В период господства командно-административной системы существовали разнообразные точки зрения о роли иностранного капитала в экономику[2]. Среди них необходимо выделить подход, согласно которому прямые иностранные инвестиции рассматривались в качестве инструмента капитализма — способа обладания основными ресурсами и эксплуатации дешевой рабочей силы.

Кроме того, распространенной была точка зрения о том, что инвесторы стараются не платить налогов и репатриируют полученную прибыль в свою страну. В настоящее время подход к оценке роли иностранных инвестиций в экономику претерпел изменения. Иностранные инвестиции используются в качестве источника получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Государство заинтересовано в проведении политики привлечения иностранных инвестиций[3].

В процессе глобализации и интеграции мировой экономики международное перемещение капитала возрастает. Прямые иностранные инвестиции выступают одной из форм реализации процесса глобализации[4]. Приток иностранного капитала вызывает развитие международной конкуренции, способствует либерализации рынков, сопровождается расширением участия новых стран в процессе международного движения капитала.

В рамках известных неоклассического, институционального и эконометрического подходов в экономической теории можно выделить основные теории иностранных инвестиций. Практическое применение этих теорий нашло отражение в макроэкономических моделях иностранных инвестиций.

Под макроэкономической моделью инвестиций понимают экономико-математическую модель, позволяющую определить и оценить инвестиции, эффективность их использования на основе установления корреляционных связей между исследуемыми параметрами мировой экономики[5].

Возросший интерес к изучению теории иностранных инвестиций объясняется рядом причин. Г.Подшиваленко относит к ним, прежде всего, необходимость использования преимуществ международного разделения труда, международного движения капитала, сокращение объемов производства в ряде стран, поиск внешних источников финансирования развития промышленности, необходимость ограничения и прекращения нелегального оттока капитала из стран с транзитивной экономикой[6].

В современных условиях на смену неоднозначной трактовке роли иностранного капитала в экономическом развитии пришло признание выгодности привлечения и использования иностранных инвестиций. В настоящее время получили распространение ряд теорий, обосновывающих выгодность привлечения иностранных капиталов для развития экономики.

При исследовании иностранных инвестиций применяется неоклассический подход, который основывается на определении предельной полезности факторов производства путем сравнения предельного дохода с предельными издержками для разных видов рыночной структуры[7].

В зарубежной литературе авторы данного направления признают значение нормы прибыли и нормы процента при оценке инвестиций и используют методы маржинального анализа. В соответствии с неоклассическим подходом институциональная структура общества рассматривается как изначально данная в экономике.

Её функционирование не связывается с теоретическим конструированием каких-либо абстрактных моделей на уровне мышления. Инвестиции исследуются в дискретном исчислении[8]. Неоклассики признают существование трансакционных издержек и включают их в общие издержки производства.

Мотив прибыли определяется в качестве ведущей цели инвестора большинством сторонников данной концепции. Ряд ученых придерживается противоположной точки зрения на роль прибыли, объясняя это разными мотивами инвестирования предпринимателей, выпуском нерентабельной продукции, отсутствием тесной корреляции между объемом инвестирования и нормой ссудного процента.

В рамках неоклассического подхода выделяют теории ТНК и прямые иностранные инвестиции (далее – ПИИ) в условиях несовершенных видов рынка, которые включают монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. При оценке инвестиционных решений фирма производит сравнение ожидаемой предельной прибыли с предельными издержками капитала.

Причем делается допущение, что предельные издержки капитала будут одинаковыми в сравниваемых странах. В случае, если ожидаемая предельная прибыль от инвестиций выше за границей, чем внутри страны, то инвестирование за границей будет более выгодным. Теории ПИИ и ТНК основываются на несовершенстве взаимоотношений в условиях олигополии и наличии монополистических преимуществ.

Основной тезис теории олигополии применительно к ТНК состоит в следующем. Фирмы, работающие за пределами национальных границ и в масштабах огромной территории, сталкиваются с неблагоприятными условиями, вызванными сложностью системы связи, коммуникаций, наличием культурных и языковых различий между странами, недостаточным знанием внутреннего рынка.

В противоположность сказанному выше ТНК должны иметь определенные преимущества, чтобы выходить на рынок какой-то страны. В условиях совершенной конкуренции в качестве допущения рассматривается отсутствие у фирм каких-либо специальных преимуществ, которые все равно были бы недоступны другим фирмам, испытывающим неблагоприятные последствия от проводимых транснациональных операций. В таком случае ПИИ не будут иметь место[10].

Необходимым условием ПИИ является обладание инвестируемой фирмой определенных монополистических или олигополистических преимуществ, отсутствующих у потенциальных конкурентов в стране[11]. Существование монополистического преимущества ТНК объясняет причину инвестирования иностранной фирмой по сравнению с организацией деятельности небольшой национальной компании, а также более значительный объем инвестиций ТНК[12].

Теория олигополии применительно к использованию ПИИ основывается на противопоставлении различия неблагоприятных условий при проведении иностранных операций по отношению к приобретаемым олигополистическим преимуществам[13]. К основному условию распространения олигополии относятся маркетинговые преимущества, которые приводят к распространению высоких технологий.

В фазе инноваций компании используют временные монопольные преимущества. Конкурентная борьба обостряется в фазах зрелости и стандартизации, что сопровождается интернационализацией деятельности компаний. В фазе стандартизации ТНК предпринимают попытки выхода на мировой рынок и выгодного размещения там производства с целью сохранения своего лидерства[14].

В рамках неоклассического подхода во многих теориях ПИИ используется процентная ставка в качестве важнейшего показателя. Вместе с тем следует учитывать относительный характер влияния данного показателя на принятие инвестиционных решений, что подтверждается целым рядом эконометрических исследований.

Теории интернационализации П.Баккли и М. Кассона, конкурентного преимущества М. Портера, ПИИ и конкурентного преимущества Т. Озава, эклектическая парадигма Дж. Даннинга, пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга, Р. Нарула объясняют процессы, происходящие в развитии мировых экономик.

Процесс интернационализации выражается в объединении рынков промежуточных продуктов и происходит в случае, когда полезность от совместно приобретенных внутренних и внешних активов превалирует над издержками организации этой деятельности. Основными факторами, побуждающими ТНК инвестировать в другие страны, относятся преимущества местоположения, наличие природных ресурсов и доступность выхода на рынок в этих странах.

В условиях ограниченности природных ресурсов и недостатка внутренних инвестиций проблема исследования привлечения иностранных инвестиций относится к важной задаче нахождения альтернативного источника финансирования развития в странах с переходной экономикой[16].

Интернационализация проявляется в объединении технологий, «ноу-хау», установлении и углублении экономических связей ПИИ крупных корпораций с их дочерними фирмами. В целом такой подход позволяет охарактеризовать иерархическую организацию бизнес-функций. П.Бакли, М.

Кассона делают основное допущение об учете трансакционных издержек, которые, по их мнению, следует учитывать при использовании теории интернационализации для ТНК. В рассматриваемой работе они исследуют природу трансакционных издержек, предпринимают попытку распространить их на теорию интернационализации.

Она базируется на наличии определенных стимулов захвата ТНК новых рынков и улучшения качества обслуживания покупателей, установления контроля качества продукции. ТНК (операторы) получают конкурентное преимущество из-за своей способности интернационализировать свое ноу-хау, вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям[17].

В последнее время получило распространение понятие техноглобализм, которое означает широкое распространение и свободный доступ к международной деятельности ТНК, ликвидацию барьеров и национальных границ для распространения новейших технологий[18].

Итогом исследования взаимосвязи ПИИ с уровнем развития технологий явилось возникновение теории пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга, Р.Нарула. Данной теорией обосновывается наличие зависимости между экспортом и импортом ПИИ от уровня экономического развития страны относительно государств остального мира.

Выделение пяти фаз инвестиционного развития позволяет определить инвестиционные позиции страны как нетто-импортера или нетто-экспортера. Фазы 1-3 характеризуют низкие притоки и оттоки ПИИ, низкую долю ВВП в расчете на душу населения. Развитие капиталоёмкой промышленности на 2-3 фазах обеспечивает переход на последующие фазы[19].

Страна превращается в нетто-экспортера инвестиций в 4-5 фазы. Применение теории пути инвестиционного развития может быть использована для выработки основных рекомендаций экономической политики стран, проводящих трансформационные преобразования[20].

Теории интернационализации имеют целью объяснить мотивацию поведения иностранных инвесторов в инвестируемых странах. Изучение и применение положений рассмотренных выше теорий позволяет экономистам обосновать экономическую политику в области использования основных концепций привлечения иностранных инвестиций в современных условиях[21].

Рассмотрим основные теории иностранных инвестиций в контексте институционального подхода, а также их использование в условиях проведения институционально-рыночных преобразований экономики. В последнее время активизировали свою деятельность сторонники институциональных теорий инвестиций, объясняющих мотивацию предпринимательской деятельности разделением прав собственности и управления в современной корпорации.

Они обосновывают отсутствие совпадения целей и интересов менеджеров и аппарата управления в корпорации[22]. Представители институционального направления настаивают на создании макротеории инвестиций, аргументируя это тезисом о том, что инвестиции являются важнейшей составляющей национального дохода.

К числу положительных черт привлечения иностранного капитала следует отнести более высокий уровень заработной платы, предоставляемый многонациональными фирмами своим филиалам в стране-реципиенте инвестиций. Например, в Венгрии и Ирландии рабочие получают дополнительную компенсацию, которая составляет 53 % от совокупного уровня заработной платы в промышленности, причем такие дочерние компании составляют 13 % и 16% соответственно от общего числа фирм-изготовителей.

Существование стабильной системы прав собственности составляет основу для принятия инвестиционных решений при минимизации величины издержек от сделок. Право собственности предоставляет индивидууму право на присвоение дохода от собственности. Используя это право, общество может обеспечить увеличение дохода с возрастающим эффектом.

Возникновение частной собственности создает стимулы для наиболее эффективного использования природных ресурсов. Частная собственность выступает основой концентрации средств и установления контроля над активами в личных интересах. Развитие прав частной собственности прошло два параллельных пути[24].

Первый основывался на приватизации государственной собственности самим же государством. Второй — это спонтанное развитие небольших частных фирм. Определение системы прав собственности и либерализация существующих прав посредством их либерализации оказывает воздействие на процесс создания рыночной среды, стимулирует приток ПИИ в страну.

Специфические формы инвестиции зависят от инвестиционных решений и видов предприятий. Экономической деятельности субъекта отводится важная роль в системе действующих институтов. В переходной экономике функциональные связи между субъектами устанавливаются в условиях еще несформировавшейся институциональной системы.

Принадлежность экономического субъекта к институту обеспечивает доступ к определенному набору благ. Существует и обратный эффект, который выражается в воздействии функционирующих отношений на институциональные процессы[25]. Социально-экономические изменения могут привести к деструкции ряда институтов.

Про бизнес:  Пять фантастических осцилляторов для торговли на бирже

Определение прав собственности через систему прав направлено на уменьшение издержек от сделок, что стимулирует рост притока ПИИ. Это позволяет получать наибольшую выгоду от эффективного функционирования такой системы. Создание новых рыночных институтов направлено на формирование системы прав собственности, обеспечивающей соблюдение прав частной собственности, их защиту при одинаковом использовании всех источников дохода и поддержание функционирующего капитала и финансовых рынков[26].

Иностранные инвестиции очень важны для стабильного и эффективного развития экономики государства. Инвестиции при определенных условиях могут послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, тем самым способствуя укреплению общих основ экономической и национальной безопасности государства[27].

2. Пути привлечения иностранных инвестиций

Целенаправленное воздействие на инвестиционные ресурсы должно обеспечивать наращивание производственного потенциала и повышение международной конкурентоспособности национальной экономики, что обеспечивается путем разработки политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций[28].

Политика привлечения и использования иностранных инвестиций базируется на следующих принципах:

– интеграция в общую инвестиционную политику государства;

– учет мнений и предложений заинтересованных сторон при ее разработке;

– постоянная актуализация и гибкость;

– обеспечение национальной экономической безопасности страны;

– обеспечение защиты иностранных инвесторов с точки зрения предоставляемых гарантий;

– обеспечение стабильных и предсказуемых условий осуществления иностранных инвестиций[29].

Любая политика разрабатывается и реализуется по определенным этапам.

На первом этапе для формирования базы принятия управленческих решений необходима оценка состава и структуры иностранных инвестиций в экономику России в отраслевом и региональном аспектах. Результатом данного этапа должна быть полная и неискаженная информация об уровне внешней инвестиционной активности регионов и изменениях, происходящих в отдельных отраслях экономики страны[30].

Вторым этапом является анализ внешнего окружения и конкуренции на мировом инвестиционном рынке. Кроме анализа текущей ситуации с привлечением иностранных инвестиций внутри страны, важным условием принятия верных решений является формирование информационной базы о состоянии мирового инвестиционного рынка и действиях, предпринимаемых правительствами других стран, являющихся конкурентами России по привлечению иностранных инвестиций.

На третьем этапе необходимо определение типа формируемой ИИ-политики. Разные страны в зависимости от объема привлекаемого иностранного капитала могут формировать два принципиальных типа политики: наступательную (агрессивную) и оборонительную (консервативную)

[32]. Если цель — привлечение иностранных инвестиций и оптимизация их структуры в сторону увеличения доли прямых иностранных инвестиций, то необходимо разрабатывать наступательную политику, которая предполагает активные действия, направленные на поиск и привлечение иностранных инвестиций в заранее определенные приоритетные отрасли экономики, в первую очередь, в реальный ее сектор[33].

Четвертым этапом является формирование системы инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой политики. В большинстве стран, добившихся успеха в привлечении иностранных инвестиций, система инструментов и механизмов, которую также определяют как инвестиционная инфраструктура, достаточно хорошо разработана и, как правило, включает в себя следующие элементы: информационную систему для инвесторов; консалтинг для топ-менеджмента; зоны экономического и технологического развития; побудительные механизмы; промоутерские и коммуникационные кампании; финансовый инжиниринг[34].

И пятым, заключительным этапом, должно стать обеспечение реализации ИИ-политики и оценка ее эффективности.

Выводы по Главе 1

Иностранные инвестиции – это важнейший источник получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Привлеченные инвестиции позволяют создать новые рабочие места, и как следствие — увеличить объемы налоговых отчислений, что благоприятно скажется на формировании дополнительных источников финансирования социально-экономического развития; а также повысить качество физической и мягкой инфраструктуры; стимулировать развитие предпринимательской деятельности на территории и диверсифицировать ее отраслевую структуру и снизить риски, связанные с цикличностью развития отраслей.

Ключевыми направлениями совершенствования политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций в экономике России являются:

– совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса;

– упрощение административных процедур;

– развитие инфраструктуры, в том числе энергетической, транспортной, финансовой;

– улучшение инвестиционного имиджа России и ее регионов.

Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности России

2.1. Инвестиционный климат в России

Конкурентоспособность страны в привлечении иностранных инвестиций можно определить, как способность государства более успешно по сравнению с другими странами обеспечивать устойчивый рост притока инвестиций в экономику путем наращивания своего инвестиционного потенциала, снижения рисков, а также создания привлекательных условий для инвестирования и ведения бизнеса.

Для оценки инвестиционного климата в России рассмотрим место страны в различных международных рейтингах.

1. Рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing business)[36] основан на изучении условий ведения бизнеса по 4 основным источникам информации: опрос респондентов, изучение законодательства, норм и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность, консультации правительств исследуемых стран, данные World Bank Group. В 2022 г. исследованием охвачено 189 экономик мира, было привлечено 10 200 экспертов из разных стран мира, опрошено 13 026 респондентов.

Число исследованных показателей 10 584 по 56 в каждой стране рейтинга. Все значения показателей по странам публикуются на официальном сайте проекта, начиная с первого года использования анализируемого показателя или включения страны в выборку исследования.

Таблица 1

Составляющие рейтинга по группам показателей и ранг России

по Doing Busines за 2022 и 2022 гг.[37]

Группа

Предмет изучения

Ранг России

2022

2022

Сложность и стоимость процессов, регулирующих предпринимательскую деятельность

Регистрация бизнеса

Процедуры, сроки, стоимость и минимальный размер оплаченного уставного капитала на момент регистрации

101

88

Разрешений на строительство

Процедуры, сроки и стоимость

178

178

Подключение к электрическим сетям

Процедуры, сроки и стоимость

184

117

Регистрация собственности

Процедуры, сроки и стоимость

46

17

Налоговые платежи

Виды налогов, сроки уплаты, ставки
налогообложения

64

56

Международная торговля

Документы, сроки и стоимость

102

157

Сила правовых институтов

Получение кредитов

Правила залога и система кредитной
информации

104

109

Защита инвесторов

Ответственность по сделкам

117

115

Обеспечение исполнения контрактов

Процедуры, сроки, стоимость решения хозяйственного спора

11

10

Решение о закрытии предприятия (несостоятельности)

Сроки признания неплатежеспособности, стоимость и период возобновления деятельности

53

55

Итоговый ранг

112

92

По данным таблицы видно, что в 2022 г. итоговый ранг России составил 112 баллов, что на 20 п. выше показателя 2022 г. На наш взгляд, несмотря на то, что этот рейтинг отличается конкретностью и характеризует уровень барьеров в основных сферах деятельности бизнеса, будет недостаточно только увеличения ранга России для реального улучшения инвестиционного климата, тем более, что другие рейтинги, например индекс экономической свободы и восприятия коррупции, свидетельствуют о тенденциях, неблагоприятных для инвесторов.

2. Рейтинг стран мира по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2022–2022 гг. (Business Environment Rankings 2022–2022)[38] измеряет качество или привлекательность бизнес-среды в 82 странах, охваченных исследованием. Модель рейтинга состоит из 10 базовых критериев, включая политическую и макроэкономическую стабильность, рыночные возможности, политику в отношении свободного предпринимательства и конкуренции, политику по отношению к иностранным инвестициям, внешнеэкономический и валютный контроль, налогообложение, финансовая структура, рынок трудовых ресурсов и инфраструктуру.

3. Рейтинг Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) — совместная инициатива Всемирного банка (США) и Европейского банка реконструкции и развития (Великобритания) — ставит целью получить представление фирм о восприятии деловой среды, в которой они работают.

Интервьюирование проводят с интервалом в три года, что добавляет динамику в изучение бизнес-среды в странах с переходной экономикой. Рейтинг предоставляет данные по широкому кругу вопросов об эффективности предприятий, отношениях бизнеса и власти, состоянии частного сектора, проблемах финансирования, развитии трудовых отношений, инфраструктуры, объемах неформальных платежей и коррупции, а также подготовке кадров и инновациях.

Данные публикуются на сайте Всемирного банка[40], там же приведены итоги опросов в 171 стране за 2005–2022 гг. Результаты рейтинга BEEPS по итогам опроса 4 220 респондентов в России, проведенного в 2022 г., представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты рейтинга России согласно Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS)[41]

Категория

Показатель рейтинга

Значение

Регулирование
и налогообложение

Время, проведенное на ознакомление с требованиями постановлений Правительства, % времени высшего руководства

14,7

Количество посещений или необходимые встречи с работниками налоговых органов в течение года

1,1

Разрешения и
лицензии

Время, необходимое для получения лицензии, дн.

56,3

Коррупция

Неформальные выплаты чиновникам, % фирм

20,5

Взяточничество, % фирм, хотя бы раз столкнувшихся с
требованием неформальной оплаты

14,2

Глубина взяточничества, % от публичных сделок, где была предложена неформальная оплата

9,7

Доля предприятий, идентифицирующих коррупцию как
основное препятствие развития, %

33,1

Преступность

Потери из-за краж, грабежей, вандализма и поджогов, % продаж

0,4

Неформальность

Доля фирм, конкурирующих против незарегистрированных фирм, %

30,2

Пол

Доля фирм с женским топ-менеджментом, % фирм

20,1

Финансы

Доля фирм, использующих банки для финансирования инвестиций, %

11,3

Инфраструктура

Объем потерь из-за отключения электропитания, % продаж

2,0

Инновации

Доля фирм, имеющих международно-признанный сертификат качества серии ИСО 9000, 9002 или 14000, %

12,6

Торговля

Среднее время, затрачиваемое на экспорт через таможню, дн.

5,6

Рабочая сила

Доля фирм, предлагающих обучение для штатных
работников, занятых полный день, %

46,1

4. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom)[42]. В 2022 г. составлялся двадцатый раз независимой организацией The Heritage Foundation, которая не пользуется государственной поддержкой. Данный индекс предполагает анализ экономик мира по 10 индексам, объединенным в 4 группы.

Индекс изменяется от 0 до 100, где 100 соответствует максимальной свободе. Страны, имеющие индекс от 80 до 100, относятся к свободным; от 70 до 79,9 — к преимущественно свободным; от 60 до 69,9 — к относительно свободным; от 50 до 59,9 — к преимущественно несвободным;

Таблица 4

Составляющие рейтинга по группам индексов и ранг России

по Index of Economic Freedom за 2022 и 2022 гг.[43]

Группа

Индексы

Значение индексов

2022

2022

Законность

Обеспечение права собственности

25,0

25,0

Свобода от коррупции

24,0

22,1

Размер государственного участия в экономике

Фискальная свобода

86,9

85,6

Государственные расходы

54,4

61,5

Эффективность национального законодательства

Свобода в области бизнеса

69,2

70,0

Свобода в области трудовых отношений

52,6

55,8

Свобода в денежной сфере

66,7

69,4

Открытость рынков

Свобода в области торговли

77,4

74,6

Инвестиционная свобода

25,0

25,0

Финансовая свобода

30,0

30,0

Итоговый ранг (значение индекса)

139
(51,1)

140
(51,9)

В 2022 г. составители индекса сделали вывод о том, что экономическая свобода в России находится в состоянии застоя, так как за 20-летнюю историю индекса он повысился менее, чем на 1. Заметные улучшения свободы в области торговли и свободы в денежной сфере происходят на форе существенного снижения инвестиционной и финансовой свободы, свободы в области бизнеса и обеспечения прав собственности, что делает экономику России «в основном несвободной».

В числе причин такого положения названы недостаточная правовая база, кумовство и коррупция, поразившая всю экономику, политические репрессии, зависимость государственного бюджета от экспорта природных ресурсов, слабая защита частной собственности, уязвимость судебной власти (подверженность политическому давлению, непоследовательность в применении закона)

, устаревший Трудовой кодекс РФ, ограничивающий рост занятости и вмешательство государства в экономику (большое количество государственных предприятий в некоторых секторах экономики, в том числе в финансовом секторе, обширные субсидии, применение экспортных пошлин на нефтепродукты и других средств, чтобы влиять на цены на внутреннем рынке).

Таким образом, по оценкам международных экспертов индекс экономической свободы находится на очень низком уровне и достаточно четко выделяет наиболее слабые звенья инвестиционного климата России, в том числе не улавливаемые рейтингом «Doing Business».

5. Рейтинг «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2022 г. (G20 Entrepreneurship Barometer 2022)[44]3 призван помочь каждой из включенных в рейтинг стран определить текущие преимущества в предпринимательской среде и основные возможности для дальнейшего развития.

Согласно принятому подходу к определению членства в G20 в этот список входят 19 отдельных стран и в качестве дополнительного члена — Европейский союз (ЕС). В рамках исследования за 2022 г. использована модель балльной оценки стран по 5 критериям, отражающим основные факторы развития предпринимательства: доступ к финансированию; предпринимательская культура; налогообложение и регулирование; образование и обучение; согласованная работа по поддержке предпринимательства.

Места России, попавшей в 3 квартиль рейтинга, наряду с Бразилией, Саудовской Аравией, Китаем и Мексикой, приведены в табл. 5.

Таблица 5

Составляющие рейтинга G20 Entrepreneurship Barometer 2022 и ранг России

7. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации статистических и динамических компонент: официальных данных и результатов глобального опроса руководителей компаний.

Таблица 6

Место России в рейтинге The Global Competitiveness Index[45]

Россия в 2022 г. поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с 2022 г. положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов.

Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за 2022 г. поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран.

К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место).

Как и в 2022 г., ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

Можно сделать вывод о том, что достижение определенного рейтингового места, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации, поскольку нами было показано, что повышение ранга России в одном рейтинге сопровождается сохранением низкого места в других.

Оцените статью
Бизнес Болика