- .1. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (ВВС, 1991, № 29, ст. 1008) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 16 ноября 1997 г. (СЗ, 1995, № 26, ст. 2397; 1997, № 47, ст. 5341) [извлечение]
- .1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- .2. Современный международный рынок капиталов
- .3. Россия на мировом рынке капиталов
.1. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (ВВС, 1991, № 29, ст. 1008) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 16 ноября 1997 г. (СЗ, 1995, № 26, ст. 2397; 1997, № 47, ст. 5341) [извлечение]
Статья 1. Иностранные инвесторы
Иностранными инвесторами в РСФСР могут быть:
иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
иностранные граждане, лица без гражданства… иностранные государства;
международные организации.
Статья 2. Иностранные инвестиции
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Статья 3. Осуществление иностранных инвестиций
(1) Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РСФСР путем:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РСФСР и других союзных республик;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами…
Статья 4. Объекты иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции на территории РСФСР могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя:
вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;
ценные бумаги;
целевые денежные вклады;.
научно-техническую продукцию;
права на интеллектуальные ценности;
имущественные права.
Статья 6. Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции на территории РСФСР пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом.
Статья 7. Гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц
(1) Иностранные инвестиции в РСФСР не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация…
Статья 12. Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями
(1) На территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР.
(2) На территории РСФСР могут создаваться и действовать:
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
филиалы иностранных юридических лиц.
Статья 20. Виды деятельности
(1) Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РСФСР законодательством…
Статья 21. Дочерние предприятия, филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями
(1) Предприятие с иностранными инвестициями может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РСФСР и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, с соблюдением условий, установленных действующим на территории РСФСР законодательством, законодательством союзных республик и соответствующим законодательством иностранных государств.
(2) Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых предприятием с иностранными инвестициями…
Статья 28. Налогообложение
(1) Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги, установленные действующим на территории РСФСР законодательством.
(2) Для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный порядок налогообложения
Статья 33. Трудовые отношения
(1) Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций на предприятии с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
(2) Условия коллективного и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РСФСР законодательством.
(4) Деятельность профессиональных союзов на предприятии с иностранными инвестициями осуществляется на основе действующего на территории РСФСР законодательства.
Статья 34. Социальное страхование и обеспечение работников предприятий с иностранными инвестициями
(1) Социальное страхование работников предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами действующего на территории РСФСР законодательства.
(2) Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
(3) Предприятия с иностранными инвестициями вносят отчисления по государственному социальному страхованию советских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение советских работников по ставкам, установленным для предприятий и организаций РСФСР.
Статья 37. Участие иностранных инвесторов в приватизации
(1) Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории РСФСР. Условия их участия в конкурсах и аукционах по приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются действующим на территории РСФСР законодательством.
(2) Оплата стоимости приобретенных предприятий или долей участия (паев, акций) производится в валюте СССР.
.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
Вывоз капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в другую страну в целях получения дохода. Так как любая страна мира не только вывозит, но и ввозит капитал из-за рубежа, т.е. происходят так называемые перекрестные инвестиции, то речь должна идти о международном движении капитала (миграции капитала).
Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам доход. Согласно современным теориям основными причинами миграции капитала являются:
• относительный его избыток в данной стране, перенакопление капитала;
• разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда, где она выше;
• наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;
• стремление фирм к географической диверсификации производства;
• растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;
• несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение в различных сферах и отраслях экономики страны;
• возможность монополизации местного рынка;
• наличие в странах ввоза капитала более дешевого сырья или рабочей силы;
• стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат.
Вывозимый (ввозимый) капитал можно характеризовать по разным признакам.
По источникам происхождения перемещающийся капитал делится на официальный, предоставляемый правительством одной страны другой, а также капитал международных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ООН и др.) и частный – средства негосударственных фирм, банков и т.п., перемещаемые по их собственным решениям.
По форме вывоз (ввоз) капитала может осуществляться в денежном или товарном виде. Вывоз машин, оборудования, патентов, ноу-хау в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой фирмы представляет собой вывоз капитала в товарной форме, а предоставление, например, займов или кредитов зарубежным фирмам или правительству – это вывоз капитала в денежной форме.
По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный.
Предпринимательский капитал – это средства, прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство в целях получения прибыли. В свою очередь предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные инвестиции.
Прямые зарубежные инвестиции – это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями. Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:
• филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору;
• дочерней компании – предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50%;
• ассоциированной компании – предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее .50%.
В современных условиях основная часть прямых зарубежных инвестиций приходится на долю международных корпораций. Именно прямые зарубежные инвестиции – важный признак международной корпорации. Сегодня на долю 100 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций.
Портфельные зарубежные инвестиции – это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения акций, облигаций, казначейских векселей, опционов, фьючерсов, варрантов, свопов и т.п. Цель портфельных инвестиций – получение дохода за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг и выплачиваемых дивидендов.
На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в доходности ценных бумаг в разных странах, степень риска по этим вложениям, желание фирм диверсифицировать (разнообразить) свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения.
Преимущество портфельных инвестиций по сравнению с прямыми заключается в том, что они обладают более высокой ликвидностью, т.е. возможностью быстрого превращения в валюту.
Вывоз капитала в ссудной форме предполагает предоставление средств взаймы на определенный срок в целях получения процента за их использование. Ссудный капитал, вывозимый за границу, может выступать в виде кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов или банковских депозитов и средств на счетах других финансовых учреждений.
Движение ссудного капитала происходит в виде международного кредита, предоставляемого хозяйствующим субъектом одной страны заемщику из другой страны на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности.
Международные кредиты можно характеризовать по разным признакам:
• по целевому назначению различают: коммерческие кредиты, предназначенные для закупки товаров; инвестиционные, используемые для финансирования строительства определенных объектов; финансовые кредиты – не имеющие строго целевого назначения;
• по видам: товарные, предоставляемые экспортерами импортерам и валютные, предоставляемые банками в денежной форме;
• по валюте займа: в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международных счетных единицах (СДР, ЭКЮ).
• по обеспеченности: обеспеченные (товарными документами, недвижимостью, векселями, ценными бумагами) и бланковые (необеспеченные);
• по срокам: сверхсрочные (от одного дня до трех месяцев), краткосрочные (до одного года), среднесрочные и долгосрочные.
Бóльшая часть краткосрочных кредитов используется для обслуживания внешнеторгового оборота. Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта. Среднесрочные и долгосрочные кредиты предоставляются, как правило, путем выпуска и продажи облигаций. Облигации выпускаются обычно крупными банками, объединяющимися в международные консорциумы.
Международные займы различаются также по субъектам кредитных отношений. Должниками и кредиторами по внешним займам могут быть: частные предприятия и банки, правительства, муниципалитеты, международные валютно-кредитные организации. В зависимости от того, кто является должником, международный долгосрочный кредит подразделяется на частный и государственный.
Международная миграция капитала в денежной форме породила мировой рынок ссудных капиталов. Мировой рынок ссудных капиталов – это экономический механизм аккумуляции и перераспределения ссудного капитала в мировом масштабе. Основные операции мирового рынка ссудных капиталов – это эмиссия и купля-продажа ценных бумаг, преимущественно в виде облигаций, предоставление и получение банковских кредитов.
На межстрановое перемещение капитала в любой форме большое влияние оказывают инвестиционный климат в стране и инвестиционные риски.
Инвестиционный климат – ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свой капитал. При оценке инвестиционного климата учитываются: социально-политическая, внутриэкономическая, внешнеэкономическая ситуация в стране и перспективы их развития.
Существует методика определения предпринимательских рисков, согласно которой рассчитываются взвешенные значения 11 наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность и др. На основе этих показателей строится 100-балльная шкала, где наивысшая степень риска оценивается в 100 баллов.
Существуют различные способы снижения инвестиционных рисков:
• добавление «премии за риск» к стоимости проекта;
• создание резервного фонда фирмы в качестве страховки от возможных потерь от инвестиционной деятельности за рубежом;
• страхование от политического риска через разного рода государственные и частные страховые компании;
• подбор такого проекта, в котором заинтересована принимающая сторона;
• диверсификация риска через географическое рассредоточение портфеля зарубежных активов фирм.
По своим последствиям вывоз капитала оказывает двоякое воздействие на мировую экономику и экономику стран-экспортеров и стран-импортеров. С одной стороны, вывоз капитала в условиях интернационализации производства увеличивает масштабы мирового производства, повышает эффективность использования капитала, международных экономических связей.
.2. Современный международный рынок капиталов
Дополняя и опосредуя мировую торговлю, вывоз капитала сегодня становится определяющей формой международных экономических отношений. Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и ВВП промышленно развитых стран. Ускорению миграции капитала сегодня способствуют:
• растущая взаимосвязь национальных экономик на основе интернационализации производства;
• углубление международной специализации и кооперирования;
• экономическая политика как промышленно развитых, так и развивающихся стран, направленная на привлечение иностранного капитала;
• стремление развитых стран перевести «экологически грязное» производство в развивающиеся страны.
С территориально-географической точки зрения основные потоки иностранных инвестиций приходятся на долю высокоразвитых стран, при этом наиболее активная миграция капиталов происходит между промышленно развитыми странами. Среди последних по объемам привлеченного и вывезенного капитала лидируют США. В 1994 г. иностранные фирмы вложили в экономику США 60 млрд. долл. Почти треть своих потребностей в инвестициях США покрывают за счет импорта капитала.
Регионом интенсивной миграции капитала стала Западная Европа. Так, в Англии, например, концентрируется 40% всех американских инвестиций в Европу и 50% всех японских инвестиций. Самыми крупными экспортерами в Европе являются страны ЕС, Скандинавия и Швейцария.
Хотя значительная часть потоков иностранного капитала представляет собой перекрестные инвестиции между промышленно развитыми странами, большие объемы иностранного капитала поступают и из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Важной чертой, современного вывоза капитала стал рост миграции капитала между развивающимися странами и особенно «новыми индустриальными» и остальным миром. Так, вложения Кувейта за рубежом в 1995 г. достигли 130 млрд. долл.
Существенные изменения происходят в формах вывоза капитала. С начала 90-х годов во всем мире наблюдается беспрецедентный рост портфельных инвестиций. Высокими темпами растут и международные кредиты.
С середины XX века происходят изменения в отраслевой структуре иностранных инвестиций – перемещение вложений из добывающих отраслей в современные, наукоемкие, высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности и сферу услуг.
Одной из важнейших тенденций в вывозе капитала в послевоенный период стало активное вмешательство государства в этот процесс. Воздействие государств на миграцию капитала осуществляется путем стимулирования ввоза (вывоза) капитала на национальном и межгосударственном уровнях.
Политика государства в отношении портфельных инвестиций строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных инвестиций.
Однако следует отметить; что при всей значимости государственного регулирования оно оказывает на миграцию капитала гораздо меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов, благоприятный инвестиционный климат являются важнейшими стимулами привлечения внешних инвестиций.
В 80–90-х годах широкое распространение в мире получили свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория государства, которая рассматривается как находящаяся вне таможенного и/или налогового пространства страны.
Основное назначение таких зон – привлечение иностранных инвестиций, передовой технологии, расширение экспортных возможностей национальной промышленности, развитие отдельных регионов страны, рост занятости, удовлетворение внутреннего спроса на высокотехнологичные, наукоемкие товары.
Так, согласно ст. 41 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» «в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РСФСР на ее территории создаются свободные экономические зоны.
Мировой опыт функционирования СЭЗ показал, что они оживляют международный торговый обмен, повышают результативность внешней торговли, способствуют росту научно-производственного потенциала страны, создают новые рабочие места и др. Важной особенностью деятельности СЭЗ является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.
.3. Россия на мировом рынке капиталов
Рассматривая роль и место России на мировом рынке капиталов, следует отдельно проанализировать особенности вывоза капитал из России и особенности ввоза иностранного капитала в Россию.
Вывоз капитала из России. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным (на основании Постановления Совмина СССР от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом») и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Официально из России вывозится ежегодно 9–10 млрд. долл. Для сравнения: аналогичные инвестиции США приближаются к 1 трлн долл., а у Японии и Великобритании они составляют сотни миллиардов долларов.
Легальный вывоз капитала из России происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков и покупки иностранных ценных бумаг. Вывоз предпринимательского капитала из России невелик, хотя здесь наметилась некоторая положительная тенденция.
Так, в 1997 г. размер прямых российских инвестиций достиг 2,5 млрд. долл. Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, добычей минеральных ресурсов.
Нелегальный вывоз капитала из России по расчетам специалистов в 1996 г. достиг 33 млрд. долл. и складывался из непереведенных из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, занижения экспортных и повышения импортных цен и т.п.
«Бегство капитала» весьма отрицательно отражается на состоянии российской экономики: ухудшается платежный баланс страны, сокращается объем внутренних инвестиций, усиливается дефицит бюджета, так как вывозимый капитал уходит от налогов. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала.
Ввоз капитала в Россию регулируется законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., который определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.
Осуществление необходимой структурной перестройки, переход от одной хозяйственной системы к другой требуют огромных инвестиционных вложений. При ограниченности внутренних источников особое значение приобретают иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции могут явиться важным фактором освоения достижений НТР, обновления и модернизации производственного аппарата, ускорения экономического развития страны.
Инвестиционный интерес к России со стороны иностранного частного капитала обусловливают: отсутствие эффективной конкуренции среди отечественных производителей; наличие квалифицированной, способной к быстрому воспроизводству новейших технологий и дешевой рабочей силы; относительно недорогой емкий рынок сырья; необъятный потребительский рынок; возможность получения значительно более высокой нормы прибыли по сравнению с развитыми странами; возможность участия иностранных инвесторов в приватизации.
Хотя Россия и имеет все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, фактическое участие иностранного капитала в развитии экономики России явно недостаточно.
Ввозимый в Россию капитал по преимуществу это государственный капитал и капитал международных организаций (хотя имеет место ввоз и частного и смешанного капитала). Получаемые Правительством России международные кредиты составляют около 2/3 совокупного притока капитала.
Крупнейшими инвесторами в российскую экономику являются: США, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Германия. Так, например, в 1996 г. 26% всех иностранных инвестиций в Россию приходились на долю США, 20% – на долю Швейцарии, 15 % составляли инвестиции из Нидерландов.
В 1997 г. иностранные инвестиции в экономику России составили 12,2 млрд. долл., из них: 43,4% – прямые инвестиции, 5,5% – портфельные инвестиции и 51,1% – торговые и прочие кредиты, банковские вклады и т.п.
Большая часть иностранных инвестиций направлялась в сферу финансов, кредита, страхования – 38,7% всех инвестиций. Интерес к финансово-кредитной сфере был обусловлен решением центробанка о допуске с 1996 г. нерезидентов на рынок ценных бумаг. Напротив, решение центробанка о приостановке операций с ГЦБ, продление срока погашения обязательств по ним (сентябрь 1998 г.) подорвало доверие иностранных инвесторов к России, иностранные инвестиции в экономику резко сократились, начался отток иностранного капитала.
Что касается отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций, то в 1997 г. она выглядела следующим образом (в % к итогу):
Топливно-энергетический комплекс 49,5
Торговля и общественное питание 9,8
Строительство 5,6
Машиностроение и металлообработка 2,1
Прочие отрасли 26,3
Следует сразу отметить, что отраслевая направленность иностранных инвестиций не соответствует интересам структурной перестройки России. Основной поток иностранных инвестиций должен идти на развитие импортозаменяющих отраслей и экспортноориентированных производств, в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию, в мощности по переработке и хранению продовольствия и др.
Недостаточные масштабы прямых иностранных инвестиций, не соответствующие интересам России формы ввоза капитала и их отраслевая направленность, обусловлены рядом негативных факторов, снижающих привлекательность ввоза капитала в Россию. К числу этих негативных факторов можно отнести:
• нестабильность экономической и политической обстановки;
• несовершенство и нестабильность правовой базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов;
• отсутствие надежных структур по привлечению иностранных инвестиций;
• несовершенство налогового законодательства;
• неразвитость коммуникационных структур, банковской и прочей инфраструктуры;
• отсутствие ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики и т.д.;
• высокий уровень преступности и коррумпированности.
В силу всех этих причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство является важнейшей причиной сдерживания потоков иностранных инвестиций в Россию.
Хотя правительство и предпринимает разнообразные меры для привлечения иностранного капитала в Россию, в целом государственное регулирование иностранных инвестиций остается недостаточно продуманным, противоречивым и малоэффективным. Одна из причин этого – отсутствие четко определенной концепции национальных интересов, обозначенных приоритетов развития экономики, без которых невозможно создать благоприятную инвестиционную среду.