Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Современные тенденции и методы стимулирования иностранных инвестиций. курсовая работа (т). финансы, деньги, кредит. 2022-08-25

стимулирование иностранный инвестиция

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций

Инвестиции — относительно новый для российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли. [19]

Согласно закону, иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. [1]

Иностранные инвестиции могут вкладываться в: ценные бумаги; имущественные права; вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях; права на интеллектуальные ценности; научно-техническую продукцию; целевые денежные вклады.

Иностранными инвесторами могут быть:

иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

правоспособный иностранный гражданин;

постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;

международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;

иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами инвестиций являются:

долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;

приобретение паев, акций, облигаций и иных ценных бумаг;

приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

приобретение иных имущественных прав;

инвестиции в форме государственных займов.

Иностранные инвестиции классифицируются по различным признакам. По источнику происхождения инвестиции бывают:

частные,

государственные,

смешанные.

По способу учёта они подразделяются на:

текущие — осуществляемые в течение года,

накопленные — объём инвестиций за весь период их осуществления.

По характеру использования:

предпринимательские;

производственные;

ссудные (займы, кредиты).

Предпринимательские инвестиции, в свою очередь делятся на:

прямые (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);

портфельные (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);

Прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.[5]

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Портфельные инвестиции составляют основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

1.2 Функции иностранных инвестиций

Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала. Это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны может способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

освоение невостребованного научно-технического потенциала страны;

продвижение товаров и технологий на внешний рынок;

содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

содействие развитию производственной инфраструктуры.

То есть иностранные инвестиции для любой страны рассматриваются как факторы ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; обеспечения занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции инвестиций:

регулирующая — распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества;

распределительная — осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности;

стимулирующая — обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики; обновление средств производства, активизация самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, развитие науки и техники;

индикативная — позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы. [3]

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КАПИТАЛА

.1 Динамика и структура международного движения инвестиций

Особого внимания заслуживают факторы, которые влияют на потоки иностранных инвестиций. Выделены 3 основные группы факторов, которые важны для инвесторов при принятии ими решений о размещении своих капиталов в мире:

. социально-экономическая политика страны в отношении иностранных инвестиций;

. меры по облегчению ведения инвестиционного бизнеса;

. экономические факторы.

В ходе развития процессов либерализации государственная социально-экономическая политика в отношении инвестиций играет менее значимую роль. Ключевыми элементами инвестиционного климата можно считать правила и меры, регулирующие возможности проведения операций иностранными инвесторами, стандарты, применяемые к договорам с зарубежными филиалами, а также адекватное функционирование местных рынков. При проведении в принимающей стране соответствующей политики в отношении иностранных инвестиций и внедрении мер по облегчению деятельности бизнеса решающими при выборе инвестором страны размещения инвестиций становятся конкретные экономические условия данной страны, определяющие основные мотивы размещения иностранного капитала. Современные условия меняют относительную значимость различных экономических факторов, определяющих вложения инвестиций. При принятии решения о их размещении традиционные мотивы (наличие природных ресурсов, дешевой рабочей силы, емкого рынка сбыта и пр.) не исчезли, но стали менее важными и оказались инкорпорированными в различные стратегии, осуществляемые фирмами в процессе транснационализации.

Под воздействием мировой комбинации тех или иных факторов изменяется динамика роста международных иностранных инвестиций, которая характеризуется высокими темпами роста, опережающими развитие мировой экономики и внутренней экономики большинства стран мира. Особенно быстро увеличиваются объемы инвестиций. На общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в динамике прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Неравномерность потоков капиталов по годам приводит к кардинальным сдвигам в отраслевой структуре инвестиций и к изменению значения отдельных стран в составе доноров и получателей иностранных инвестиций.

Еще одной характерной особенностью международного движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Однако если раньше отдельные страны были либо экспортерами, либо импортерами капитала, то в настоящее время большинство государств одновременно ввозит и вывозит капитал. Согласно экспертным оценкам, в ближайшем будущем крупнейшие инвесторы активизируют свои зарубежные операции, при этом сохранится значение перекрестного инвестирования внутри группы наиболее развитых стран мира. Тем не менее, возможны некоторые географические нюансы: американские фирмы предпочитают западноевропейский рынок, особенно в области высоких технологий и в производстве потребительских товаров; европейские инвесторы предполагают осуществить основные капиталовложения на американском рынке; японские компании рассчитывают закрепить свои приоритеты в Европе, новых индустриальных странах (НИС) и Китае. Рынки последних стран интересуют как американских, так и европейских инвесторов, и в ближайшей перспективе следует ожидать направления основного потока иностранных капиталов в эти азиатские страны.

Международное движение капитала (вывоз капитала) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и ее перемещение в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой (принимающей) страны. При этом экспорт капитала может осуществляться в условиях его дефицита для внутреннего инвестирования.

Приток инвестиций достиг пика в 2003 г., когда он составил 1,4 трлн. долл., после чего в 2004 г. началась понижательная тенденция.

Общемировая тенденция к сокращению потоков чистых инвестиций в наибольшей степени затронула промышленно развитые страны мира, прежде всего США, Германию и Великобританию, а также латиноамериканские страны. Напротив, потоки чистых инвестиций в наименее развитые страны увеличился, но, несмотря на то что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой становятся все более привлекательными для иностранных инвесторов, по-прежнему более половины всего объема прямых капиталовложений приходится на промышленно развитые страны.

В 2007 г. началось выравнивание начавшейся в 2004 г. понижательной тенденции, которая затронула многие развитые страны. Приток инвестиций в 2008 г. принял весьма значительные размеры, его прирост составил 29% (в 2007 г. — 27%) и достиг уровня в 916 млрд. долл. Однако общемировой поток был далек от пика 2003 г. В 2008 г. объем инвестиций в развитые страны возрос на 37%, что подкреплялось тенденциями умеренного экономического роста в этих странах, увеличением прибылей корпораций, а также активизацией трансграничных слияний и поглощений. Сохранение понижательной динамики инвестиций в ЕС отчасти связано с погашением крупных внутрифирменных кредитов и репатриацией прибыли из отдельных стран-членов. Значительно возрос приток инвестиций в США и Великобританию, главным образом благодаря трансграничным слияниям и поглощениям. Поток инвестиций в Японию возрос на 24% — до 8 млрд. долл.

Удельный вес инвестиций в развитые страны в 2008 г. составил 59% от общемирового объема ввезенных инвестиций, доля инвестиций, в развивающиеся страны — 36%, а доля инвестиций, в страны с переходной экономикой, (Юго-Восточной Европы и СНГ) — около 4%. Перспективы инвестиций, благоприятны. Ожидается дальнейший рост мировых потоков инвестиций, если экономический рост закрепится и распространится, будет проведена корпоративная реструктуризация, продолжатся рост прибылей и освоение новых рынков. Лишь немногие аналитики предсказывают сокращение инвестиций, в ближайшем будущем.

Перспективы потоков инвестиций, в отдельные регионы различаются. Что касается региона, в который входит Россия (страны с переходной экономикой, к которым относятся страны Юго-Восточной Европы и СНГ), то предполагается сохранение повышательной тенденции потоков инвестиций. Считается, что конкурентный уровень заработной платы в этом регионе, особенно в Юго-Восточной Европе, является привлекательным фактором для большего числа инвесторов, стремящихся к повышению эффективности или развитию экспорта, в то время как богатые природными ресурсами страны СНГ могут воспользоваться по-прежнему высокими ценами на нефть и газ.

Опыт развивающихся стран и стран с переходной экономикой показывает, что с приходом иностранного капитала в национальной экономике начинается инвестиционный бум, сопровождающийся формированием негосударственных форм собственности по мере повышения роли и масштабов иностранных инвестиций и снижением роли государства в качестве инвестора. Это вызывает обострение проблем правового регулирования собственности, что усугубляется отсутствием адекватной юридической системы, несовершенством налоговой системы, отсутствием стратегии развития промышленности, непрозрачностью отчетности, высокой коррумпированностью и т.п.

Россия входит в число 20 крупнейших получателей и источников инвестиций. Приток инвестиций, в Российскую Федерацию в 2022 г. сократился по сравнению с 2008 г., тогда как отток инвестиций, из России в 2008 и 2022 гг. был одинаков.

Конкурентоспособность компаний, осуществляющих инвестиции за границей, как правило, выше конкурентоспособности компаний, ориентированных на внутренний рынок. Вывоз инвестиций, может прямо или косвенно способствовать развитию экономики страны в целом, преобразованиям в промышленности и повышению уровня производства с целью выпуска более сложной продукции, улучшению показателей экспортной деятельности, увеличению национального дохода и занятости населения. Однако полезную отдачу надо взвешивать с учетом возможных пагубных последствий.

.2 Мировой опыт государственного регулирования иностранных инвестиций

Проблема привлечения иностранных инвестиций стоит в развитых в промышленном отношении странах не столь остро, как в развивающихся или в странах с переходной экономикой. Страны с развитой рыночной экономикой обычно не имеют специального национального законодательства по регулированию иностранных инвестиций. Они имеют достаточные внутренние источники инвестирования и в то же время активно импортируют иностранный капитал. Регулирование же иностранных инвестиций осуществления посредством законодательных актов общего характера, относящихся ко всем субъектам хозяйствования, а также через специальные международные двусторонние договора. С целью ускоренного развития отдельных отраслей и регионов эти страны активно используют свободные экономические зоны различных типов. Льготы, предоставляемые для предприятий и организаций в этих зонах являются факторам, привлекающим иностранные инвестиции, однако ставка именно на иностранные инвестиции для решения различных проблем (для чего и создаются СЭЗ) не делается. Инвесторов в этих странах привлекают высокая политическая и коммерческая безопасность, развитая инфраструктуру, квалифицированные кадры, но им приходится сталкиваться с проблемой жесткой конкуренции, высокими требованиями к экологии и другими проблемами. Может быть, поэтому, негативные последствия деятельности иностранных инвесторов в развитых странах незначительны.

Про бизнес:  Объем инвестиций: понятие и определяющие факторы

В инвестиционных отношениях, в т.ч. связанных и с иностранным инвестированием, активное участие принимает государство. Оно принимает меры по разработке и реализации долгосрочной стратегии инвестиционной политики, обеспечивает условия для предотвращения морального устаревания производственной структуры, эффективного использования ввозимого капитала, устанавливает экономические нормативы, определяет средства правовой защиты интересов участников процесса инвестирования. При этом привлечение и использование иностранных инвестиций регулируется с помощью законов, нормативных актов, предписаний, создаваемых на различных уровнях госаппарата. Через систему налоговых ставок, санкций и льгот, кредиты и амортизационной политики государство обеспечивает целенаправленный прилив иностранных инвестиций и реализацию приоритетных направлений инвестиционной политики. Эффективным рычагом привлечения иностранного капитала является также повышение центральными банками стран учетных ставок для коммерческих банков до определенного уровня.

Ответственность за реализацию внешнеэкономической политики в отношении иностранных инвестиций обычно возлагается на глав государств и правительств. В ряде стран создаются соответствующие государственные органы по управлению и регулированию иностранного инвестирования. Так, в аппарате Президента США есть специальные управления, занимающиеся разработкой и реализацией политики в области иностранных инвестиций. В Японии при премьер-министре действует Совет по сделкам с иностранным капиталом. Во Франции функционирует Инвестиционный комитет.

Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то из-за острой нехватки внутренних источников инвестирования и большой потребностью в финансовых и прочих ресурсах, им приходится решать гораздо более сложные задачи. С одной стороны они стремятся привлечь как можно больше иностранных инвестиций (что само по себе требует решения целого комплекса непростых проблем), с другой — снизить до минимума негативное воздействие этих инвестиций, сохранив привлекательность страны для инвестирования. Каждая страна по-своему решает эти проблемы.

Кроме того, тут присутствуют и отношения партнерства и подчинения: в обмен на допуск в страну, предоставление определенных условий и гарантий от политических рисков инвестор должен принять предлагаемые ему условия и строго их соблюдать. А при нанесении ущерба инвестициям по вине принимающей стороны, ущерб компенсируется не полностью, без учета упущенной выгоды.

Что касается России, то в Законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 мая 1991 года определены следующие общие положения об иностранных инвестициях.

Иностранными инвесторами в РФ могут быть:

иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;

иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в странах их гражданства или постоянного местожительства;

иностранные государства; международные организации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:

долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ;

создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которые в соответствии с действующим на территории РФ законодательством могут принадлежать иностранным инвесторам;

приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;

иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности, кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право пользования.

3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ

.1 Условия для иностранного инвестирования в России

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов — неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение «правил игры».

При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений — одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты — не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых, к неопределенности — что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых — необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался «конвейер» по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.

Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.

Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково — чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов.

Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов — это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.

Неопределенная социально-политическая ситуация повышает степень вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые возникают в результате событий, неконтролируемых участвующими в проекте сторонами, что является немаловажным фактором отрицательно влияющим на принятие инвестором решения об инвестировании средств. К таким событиям относятся забастовки рабочих, экспроприация собственности, социальные и политические волнения, а также стихийные бедствия, военные действия, катастрофы и т.д. Форс-мажорные обстоятельства влияют на такие ключевые виды услуг, как поставка и транспортировка сырья и готовой продукции. Единственным способом защиты от возникновения подобного рода рисков является страхование каждого конкретного риска частными или государственными страховыми компаниями.

Еще одним специфическим для России видом риска является риск превышения сметной стоимости проекта, который заключается в возможности превышения реальных затрат над первоначально запланированными. Этот случай вызывает существенные трудности в проектном кредитовании, поскольку в нем ожидаемые поступления, которые должны покрыть операционные расходы и использоваться для погашение кредита, зависят от предполагаемой стоимости проекта. Пока не оплачены счета по строительству, объект является незавершенным и проект не зарабатывает средства для выплаты долга. Такое положение ставит под угрозу весь проект. Превышение расходов создает большие сложности для кредиторов, поскольку приходится авансировать дополнительные средства. Одной из причин превышения сметной стоимости являются задержки, которые приводят к тому, что в течение определенного срока одновременно происходит начисление процентов по кредиту и отсрочка начала производственной деятельности проекта. Если отсрочка происходит в течение достаточно длительного периода времени, то стоимость материалов и рабочей силы возрастает пропорционально росту инфляции. Сюда же можно отнести еще одну серьезную проблему, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, связаную со всевозможными задержками и простоями в реализации проекта, непозволяющими закончить его в срок. Данная ситуация усугубляется тем, что местные подрядчики и производители не дают никаких гарантий завершения работ в срок, а если и существует какой-либо договор, то реально он связывает их обязательствами только на бумаге. В случае же возникновения простоев иностранный инвестор и инициатор проекта не имеют практически никаких шансов реализовать свои права в суде, так как большинство простоев зачастую вызваны не по вине самих российских партнеров, а из-за несвоевременной поставки сырья, строительных материалов и т.д., и для того, чтобы доказать вину одной из сторон требуется значительное количество времени, что затягивает судебный процесс на длительный срок и делает его бессмысленным и обременительным.

Риск превышения сметной стоимости преодолевается (либо минимизируется) различными путями среди которых: привлечение дополнительного инвестора; привлечение дополнительных кредитов; фиксирование цен в контрактах; получение дополнительной гарантии, продлевающей срок кредита; поручительские счета инвесторов и пр.

Еще одним серьезным недостатком российского рынка, отталкивающим многих иностранных инвесторов является невозможность использования в полном объеме преимуществ метода проектного финансирования, пользующегося большим доверием и популярностью за рубежом. При осуществлении проектов на российском рынке иностранным инвесторам приходится делать значительные отступления от обычного использования этого метода и соглашаться на предоставление инвестиций при наличии серьезных рисков и отсутствии необходимых условий.

Таким образом можно говорить о том, что зачастую решение иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в России является не обдуманным шагом, принятым на основе положительных результатов анализа, а скорее волевым решением администрации, знакомой со спецификой российского рынка и готовой к риску.

Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны.

.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

После резкого падения курсов акций наших предприятий в 2008 г. и предложенных российским правительством условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них значительных портфельных инвестиций не стоит.

Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

снизить им налоговое бремя, как и российским производителям (те же изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости);

продолжать работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.;

принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России.

Про бизнес:  Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым | Официальный портал

Важно также предлагать инвесторам те проекты, которые им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто. Первая хотела бы вкладывать деньги в телекоммуникации, производство бытовой техники, парфюмерии, косметики. Иностранные инвесторы, которым предоставляют налоговые и таможенные льготы в обмен на гарантированно высокий объем капиталовложений, уже участвуют в совместных проектах.

Иностранные промышленные компании, работающие в России, инвестировали в рамках своих проектов свыше 10 млрд. долларов. Причем более охотно они вкладывают средства в те предприятия, которые сами контролируют. Так, западные инвестиции в российские табачные предприятия, контрольные пакеты которых принадлежат крупным иностранным производителям, составляют 620 млн. долларов. Американская фармацевтическая компания «Ай-Си-Эн», владеющая пятью крупнейшими российскими заводами по выпуску лекарств, намерена к 2002 г. завершить программу их развития стоимостью 300 млн. долларов. Для реализации проекта создания сборочного производства легковых автомобилей в Москве создано совместное российско-французское предприятие ОАО «Автофрамос». Инвестиционное соглашение между Минэкономики России и ОАО «Автофрамос» подписанное в июле 1999 года, предусматривает привлечение инвестиций в размере примерно 350 млн. долларов.

Контроль над предприятиями, т.е. право назначать администрацию, позволяет западным инвесторам обойти «российскую специфику», прежде всего хищение директорами средств предприятий через расчеты «черным налом», бартер, товарный кредит подставным фирмам и т.д. Западных инвесторов, которые привыкли судить о работе предприятий на основе прибыли, сбивает с толку наша реальность, в которой предприниматели уходят в теневую экономику, прячут доходы, искусственно раздувая себестоимость, когда прибыль может быть крайне малой, но предприятия развиваются, проводят реконструкцию, строят цеха, открывают филиалы.

Подобная практика увеличивает риски иностранных инвесторов, так как чревата потерей репутации, а то и самого бизнеса. Ведь налоговая полиция может арестовать представителей не только российской, но и западной стороны. Впрочем, эта «российская специфика» вызвана условиями бизнеса в России — пробелами в корпоративном и контрактном праве, запутанностью налоговой системы, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности. Без устранения этих причин вряд ли удастся существенно увеличить приток прямых инвестиций на российские предприятия.

И все же находятся зарубежные предприниматели, которые готовы вкладывать деньги не только в крупные промышленные проекты, строительство новых перерабатывающих мощностей или совместную эксплуатацию сырьевых ресурсов, но и в сферу малого и среднего бизнеса. С этой целью, например, глава американской компании «Проктер энд Гэмбл» предложил создать инвестиционный фонд в 5 млрд. долларов, доходы которого пойдут на субсидии и займы западным предпринимателям, готовым инвестировать в производство товаров и услуг в России.

Аналитики считают, что, если в полной мере заработает законодательство об иностранных инвестициях, концессионной деятельности, соглашениях о разделе продукции, это позволит увеличить прямые зарубежные капиталовложения за год в 1,5 раза.

Среди множества способов направленных на консолидацию экономики страны и повышение ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности;

высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков;

«завалы» на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

отсутствие четко отлаженного механизма привлечения инвестиций.

В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления.

Необходимо также решить проблему низкой финансово-хозяйственной дисциплины предприятий и развязать узлы взаимных задолженностей, в том числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам.

Консолидация производственного потенциала в рамках совокупности инвестиционных корпораций региональных уровней позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИК для достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития должны составить вложения в реальный сектор экономики.

.3 Российское законодательство в сфере привлечения иностранных инвестиций

В настоящее время на регулирование института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003г., 22 июля 2005г., 3 июня 2006г., 26 июня 2007г., 29 апреля 2008г.)

Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечивает стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдает соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

Федеральным законом от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.

Помимо специально ориентированных законов на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.

Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону «Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирования иностранных инвестиций.

Также на регулирование иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность — налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.

Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов — необходимое условие для притока иностранных инвестиций.

В связи с этим, в совокупности все законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации.

Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов.

Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно законодательству «иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации».

В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:

гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;

гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;

гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Несмотря на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшей составной частью финансовых рынков является инвестиционный рынок. Инвестиционный рынок — совокупность отдельных рынков, в составе которых выделяют: рынок прямых капитальных вложений, рынок приватизируемых объектов, рынок недвижимости, рынок прочих объектов реального инвестирования, фондовый рынок и денежный рынок

Государство использует три основных способа привлечения средств. Первый способ — это сбор налогов на прибыль или доходы, полученные нацией. Второй способ состоит в заимствовании сбережений населения страны или на международном рынке. Третий способ заключается в продаже активов, которыми государство обладает в настоящее время.

Источником средств для инвестирования являются сбережения, т.е. средства, которые не были израсходованы на потребительские нужды.

Объектами инвестирования являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национального хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права, другие объекты собственности.

Субъекты инвестиционной деятельности — инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица и другие участники инвестиционного процесса.

Таким образом, инвестиции имеют две стороны: затраты ресурсов и получаемый результат.

Инвестиционный потенциал — это инвестиционная емкость какого-либо объекта, складывающаяся как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования.

Инвестиционный риск — характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, он как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке.

Инвестиционный климат можно определить как систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микроуровне управления и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций. Инвестиционный климат характеризует привлекательность стран, территорий, отраслей.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя уровнями законодательствами. Первое — это специальное инвестиционное законодательство, второе — гражданское и хозяйственное.

В частности, с точки зрения сфер рынка, на которых они фигурируют, и объектов вложения инвестиции могут иметь форму либо капиталообразующих (реальных), либо портфельных инвестиций.

Портфельные инвестиции — это сумма средств, необходимых для приобретения совокупности различных фондовых, а также иных финансовых, и надежное размещение.

Реальные инвестиции — это финансирование капитального строительства и капитальных вложений, направленных на создание основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории Российской Федерации в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем.

Про бизнес:  Глава I. Австро-Венгрия в начале XX столетия. Мозг армии. Том 1

Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Среди методов привлечения прямых иностранных инвестиций можно выделить:

привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий;

создание на территории страны предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

Методами привлечения портфельных иностранных инвестиций является размещение за рубежом облигаций (государственных и частных), небольших пакетов акций предприятий (без права управления предприятием) и их суррогатов, а также средства от продажи аналогичных ценных бумаг нерезидентам, т.е. иностранным юридическим и физическим лицам внутри страны. С помощью иностранных портфельных инвестиций решаются в основном финансовые задачи.

В целом, динамика объемов иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных явлений в экономике демонстрирует снижение второй год подряд. Согласно Росстату, за 2009 года в не финансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд. долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 2008г. В январе-сентябре 2022г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 64,5 миллиарда рублей, что на 20% меньше (в сопоставимых ценах), чем за январь-сентябрь 2009г.

В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам: право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности; право беспрепятственно распоряжаться прибылью; право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения; право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества; недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию; включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок; возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)

Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 23.07.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О финансовой аренде (лизинге)» (принят ГД ФС РФ 11.09.1998)

Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 12.02.1999)

Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД ФС РФ 06.12.1995)

Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (принят ГД ФС РФ 02.04.2008)

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 22.04.2022) «Об инвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10.2001)

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2022) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2022)

Указ Президента РФ от 26.02.1993 N 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков»

Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» (вместе с «Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»)

Бочаров В.В.Инвестиции. Издательство: Питер, 2009 г.с.384.

Волгина Н.А. Международная экономика / Н.А. Волгина. — М.: ЭКСМО, 2006.

Зубченко А.А. Иностранные инвестиции / А.А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006.

Инвестиции: источники и методы финансирования / А. Г. Ивасенко. Издательство «Омега-Л», 2009 с.98

Кузнецов Б.Т.Инвестиции. Издательство: Юнити-Дана, 2022 г.с. 624.

Леонтьев В. Е., Бочаров В. В., Радковская Н. П. Инвестиции. Издательства: Магистр, Инфра-М, 2022 г.с.416.

Орлова Е.Р.Инвестиции. Издательство: Омега-Л, 2009 г.с.240.

Инвестиции / под ред. Г.П. Подшиваленко. — М.: КНОРУС, 2008.с.218.

Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Э.С. Хазанович. — М.: КНОРУС, 2009.c.256.

Хачатурян А.А. Иностранные инвестиции. Учебный курс (учебно-методический комплекс).МИЭП 2022гг.с.218.

Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М. : Книга-сервис, 2008.с.12.

Финансовый менеджмент : учеб. пособие / под ред. проф. Е.И. Шохина. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

Янковский К.П.Инвестиции. Издательство: Питер, 2008 г.с.368.

Инвестиции в России 2009.Издательство: Росстат, 2009 г.с. 328.

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику россии

Решаев П.Л.

аспирант кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» РЭА им. Г. В. Плеханова

специалист I категории Аналитического отдела Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №4

звонят, откройте дверь…

стимулирование привлечения прямых

иностранных инвестиций в экономику России

Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

С недавних пор Правительство России особый акцент делает на развитии частно-государственных пар-тнерств и привлечении частных инвестиций для решения накопившихся проблем в инфраструктурных отраслях. Международная же практика образования частно-государственных партнерств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных отраслях: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, эколо-

гия, недвижимость, общественный порядок и безопасность, телекоммуникации, финансовый сектор, образование.

В целях привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику России необходимо эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой и других сферах. В том числе в инфраструктурных преобразованиях. При этом следует опираться на успешный опыт зарубежных стран, где сложились различные способы стимулирования ПИИ:

1) увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания);

2) реструктурирование промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла);

3) развитие экспорта и перенос профессиональных навыков (Китай);

4) развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия);

5) давление международных доно-

инвесп

ров, прежде всего МВФ (Индия, Филиппины);

6) потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия). На сегодняшний день для России рациональной будет комбинация из первых четырех способов. На примере Китая можно увидеть, что привлечение иностранного капитала является наилучшим способом получить доступ к современным мировым технологиям, которые в этом случае приходят в страну вместе с оборудованием предприятий, особенно создаваемых исключительно на средства иностранного инвестора. Курс на привлечение технологически ориентированных инвестиций взамен экспортно-ориентированных, последовательно проводится с начала 90-х годов прошлого века. В результате на долю предприятий с участием иностранного капитала приходится сегодня три четверти суммы, затрачиваемой Китаем на приобретение новых технологий. Новые технологии спо-

пример Китая показывает, что привлечение иностранного капитала является наилучшим способом получить доступ к современным мировым технологиям

собствуют существенному увеличению производительности труда. Вследствие этого на предприятиях с участием иностранного капитала она значительно выше, чем в государственном секторе. В некоторых отраслях — в три раза и более.

Эти предприятия также существенно превосходят иные формы собственности по эффективности использования основных фондов, по прибыльности и другим показателям. Но, фактически используемые иностранные инвестиции составляют немногим более 4% китайского ВВП, однако обеспечивают пятую часть доходов государственного бюджета. На предприятиях с участием иностранного капитала заняты 23 млн. работников.

В настоящее время более 400 из 500 крупнейших в мире транснациональных корпораций открыли свои предприятия в Китае. 200 из них создали на территории Китая научно-исследовательские структуры. 1

В Индии утверждение привлечения прямых иностранных инвестиций происходит двумя путями:

1) автоматическое утверждение через центральный банк, Резервный Банк Индии (RBI);

2) индивидуальное утверждение через Бюро по стимулированию иностранного инвестирования (FIPB).

В зависимости от сектора автоматическое утверждение дается для предельного иностранного акционерного участия в 50, 51 и

1 Газета Жэньминь Жибао 19/09/2002

на долю предприятий

с участием иностранного капитала приходится сегодня три четверти суммы, затрачиваемой Китаем на приобретение новых технологий

74%. Утверждение, осуществляемое RBI, получается в течение 15 дней с момента подачи заявки. С введением нового закона были определены 35 высокоприоритетных отраслей с автоматическим утверждением до 51% иностранного участия в уставном капитале. Транснациональные компании (ТНК), желающие иметь большую акционерную долю, чем соответственно 50, 51 или 74%, должны обращаться к FIPB. Утверждения FIPB требуют все предложения, не предусмотренные для автоматического утверждения RBI. Это включает в себя предложения по иностранному акционерному участию, превышающему установленные пределы в 50, 51 и 74% в зависимости от отрасли. Высокоприоритетные отрасли требуют специальных разрешений, которые выдаются на индивидуальной основе вслед за формальным заявлением иностранного инвестора.

Изучение иностранного опыта и состояние инвестиционного кли-

мата в России позволяет предложить совокупность следующих мер для стимулирования привлечения ПИИ:

— достижения гражданского согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими организациями;

— снижения темпов инфляции;

— пересмотра налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

— мобилизации свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

— запуска предусмотренного законодательством механизма банкротства;

— предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с дру-

эти предприятия существенно превосходят иные формы собственности по эффективности использования основных фондов, по прибыльности и другим показателям

гими направлениями их деятельности;

— формирования общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы;

— принятия законов о концессиях и свободных экономических зонах;

— создания системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

— укрепления курса рубля и достижение его конвертируемости;

— распределения риска между различными участниками проекта (инвесторами, государственными и муниципальными институтами, высшими управляющими, подрядными фирмами, банками, фирмами-сателлитами и др.);

в настоящее время

более 400 из 500 крупнейших в мире транснациональных корпораций открыли свои предприятия в Китае

прямые иностранные инвестиции — это не захват иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей

— страхования риска. Соответствующие договоры заключаются как в целом на инвестиционный проект, так и на отдельные его этапы. Последнее стоит дешевле, поскольку не требует подстраховки достаточно надежных этапов. Однако следует иметь в виду, что страхование проектов для кризисных фирм обходится существенно дороже, нежели для процветающих. Тем не менее, и при таких условиях нежелательно избегать подобного способа снижения риска как формы профилактики банкротства неустойчивой организации;

— резервирования финансовых ресурсов для покрытия непредвиденных расходов. Эта форма защиты особенно важна для кризисных промышленных фирм, поскольку, как показывает практика, значительная часть инвестиционных проектов обходится в итоге намного дороже первоначально запла нированного. А поскольку для кризисной фирмы весьма проблематично быстрое взятие круп-

ных кредитов, то к этому следует готовиться заблаговременно. В условиях усиления конкуренции за прямые иностранные инвестиции особенно важным становится применение стимулирующих мер для привлечения иностранных инвесторов. Специальные мероприятия налогового, финансового и организационного характера призваны улучшить общий инвестиционный климат в стране, усилить инвестиционную привлекательность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных отраслей и регионов. Итак, прямые иностранные инвестиции при грамотном привлечении и использовании — это не захват иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау». А также — перенимания практических навыков и управленческого мастерства, рост объема производства, новые рабочие места, решение проблем утечки мозгов, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и, конечно же, решение финансовых проблем.

Литература

1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999г. (в ред. от 03 июня 2006г.)

2. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. — М.: Финансы и статистика-1999.

In this article the estimation of a condition of investment activity is lead to Russia; the analysis of theoretical approaches to the characteristic of an investment climate in the country; factors and the conditions forming an investment climate in economy of Russia; the analysis and classification of the reasons interfering inflow of straight line foreign investment into Russia are given.

The features of foreign experience of regulation and attraction of direct foreign investments are researched.

Оцените статью
Бизнес Болика