- Виды инвестиций в человеческий капитал
- Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность
- Вложение в личность в рф
- Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Отрицательные стороны
- Положительные
- Ряд функций вклада в личность
- Структура человеческого капитала
- Сущность человеческого капитала и его значение
Виды инвестиций в человеческий капитал
Человеческий капитал — это запас благ, при накоплении которого до определенного уровня появляется доходность.
Какие виды вкладов бывают:
- Образовательные расходы (имеется в виду общее, среднее, специальное образование).
- Здравоохранение: профилактические меры, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
- Мобильность, позволяющая людям свободно перемещаться, выбирая более оплачиваемую и потому более доходную работу.
Наиболее значимые инвестиции: в образование и здравоохранение. Они позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует формированию высококлассных специалистов, деятельность которых в совокупности в силах повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.
Инвестиции в образование можно разделить на:
- Формальные: общее, специальное и высшее образование, соответствующие установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и прочие, сопряженные с трудовой деятельностью.
- Неформальные — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.
Есть еще одна, упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:
- Вещественные, воплощенные в людях. Это те материальные ценности, которые напрямую потрачены на формирование начального человеческого капитала, не включающие расходы на образование.
- Невещественные, воплощенные в людях. Это непосредственно знания, полученные индивидуумом, данные ему в школе, институте, на работе.
- Вещественные, не воплощенные в людях. Сюда относятся материальные инструменты инвестиций: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здравоохранении субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с кабинетами, классами, партами и прочим.
- Невещественные, не воплощенные в людях. Информационные базы, технологии, обучающие курсы, созданные для обучения субъекта.
Главными инвесторами в человеческий капитал выступают:
- Государство. Его роль велика и оно использует разные меры воздействия. К этому относятся обязательное среднее образование, медицинские осмотры и прививки. Чтобы на выходе получить образованных и здоровых граждан, будущих налогоплательщиков. Чем больше доход отдельного индивидуума, тем больше налога он сможет привнести в казну государства.
- Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также нужны особые навыки, которые и являются вкладом в данном случае. Это касается различных политических, религиозных и прочих организаций.
- Отдельные предприятия. Здесь имеется в виду обучение на производстве, чтобы будущий работник четко соответствовал необходимым требованиям работодателя. При этом зачастую происходит инвестирование в здравоохранение в виде трудовой страховки, а также различные премии и поощрения, вырабатывающие в сотруднике приверженность к предприятию, так называемый корпоративный дух. Так, работник будет чувствовать себя защищенным, трудиться в комфортных условиях, не помышляя о смене места работы.
- Домохозяйства. Индивидуальное инвестирование.
- Международные фонды.
- Образовательные учреждения.
Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность
САВЧЕНКО В.В.
Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность
Происходящие в современном обществе социальные изменения определяют основные направления и тенденции развития человеческого капитала. С каждым годом становится все более очевидным, что развитие человеческого капитала и его общее качество становятся для любой страны важным фактором, определяющим успех социальных и экономических преобразований.
Человек в соответствии с теорией человеческого капитала рассматривается как средство производства, требующий капиталовложений с целью повышения производительности.
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.
Экономисты считают, что затраты, произведённые в целях увеличения в дальнейшем производительности труда и способствующие росту в будущем доходов индивидуума носят название «инвестиции в человеческий капитал». Источниками инвестиций в человеческий капитал являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника — это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя — это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства — это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.
Между инвестициями в человеческий капитал и инвестициями в капитал физический имеются как общие черты, так и принципиальные отличия, обусловленные особенностями человеческого капитала.
Отмечая общие черты Х.Р. Боуен писал: «Инвестиций в человеческий капитал, подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроками жизни: машины изнашиваются, а люди умирают» [1].
К основным особенностям инвестирования в человеческий капитал относятся:
— в движении человеческого капитала явно выделяются два периода — процесс формирования, или инвестиционный период, и процесс воспроизводства в период производительного использования человеческого капитала, или в период активной трудовой деятельности;
— инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества эти вложения обеспечивают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект;
— инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер: средний период инвестирования в образование составляет 15-20 лет, а в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода жизни;
— человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности, поскольку он не отделим от индивида;
— прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций;
— от решений индивида, его волеизъявления зависит характер функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала детерминируется индивидуальными интересами человека, его предпочтениями, материальной и моральной заинтересованностью, мировоззрением, общим уровнем культуры.
В качестве затрат, связанных с вложениями в человеческий капитал, можно назвать следующие:
— прямые затраты, или расходы потенциального работника и общества в виде расходов на поддержание здоровья, оплаты обучения и профессионального обучения, приобретения учебников, расходов на поиски работы, смену места жительства;
— упущенный заработок, являющийся другим источником издержек и появляющийся в связи с тем, что в процессе вложения в человеческий капитал работнику не удается работать вообще или приходится трудиться в режиме неполного рабочего дня вследствие рождения и воспитания детей;
— моральный ущерб, представляющий собой третий вид издержек, имеющий место из-за того, что получение образования и поиск работы довольно затруднительны, миграция нарушает привычный образ жизни, ведет к расставанию с близкими, друзьями, знакомыми.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: финансовый капитал; человеческий капитал родителей; социальный капитал; образование, подготовка на производстве; здоровье; мотивация; культурный капитал; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; индивидуальные способности.
Воспроизводство человеческого капитала осуществляется неравномерно: как на суженной, так и на расширенной основе — что, в свою очередь порождает экономическое неравенство. Возможные причины неравенства исследователи объясня-
ют различными факторами экономического характера. Г. Беккер возможные причины неравенства объясняет влиянием экономического статуса семьи.
Объемы инвестиций в образование зависят, с одной стороны, от способностей индивида, а с другой, от его возможностей. Последние определяются через классовую принадлежность, которую Г. Беккер предлагал измерять материальным благосостоянием родителей или финансовым капиталом.
Можно выделить, по крайне мере, две формы влияния финансового капитала семьи на воспроизводства человеческого капитала. Во-первых, существует так называемое прямое влияние, когда выбор программы обучения и продолжительности образования определяется объемом имеющихся финансовых ресурсов. Во-вторых, такое влияние может быть опосредованным, то есть через возможности родителей создать благоприятные возможности для развития детей.
Немаловажную роль на воспроизводство человеческого капитала оказывает человеческий капитал родителей, а, прежде всего, через усвоение образа жизни и «статусной культуры». Усвоение специфического образа жизни, включающего тип занятия, наследуемость профессиональных статусов, является наиболее важным источником воспроизводства социальной структуры общества и определяет характер социальной мобильности подрастающего поколения.
По Дж. Коулману, социальный капитал представляет собой ресурсы, присущие функционально-специфическим социальным отношениям, в которые вовлечены индивиды. Данная трактовка социального капитала основывается на идее социальной укорененности экономического действия. Это означает, что, во-первых, мотивы экономического действия выходят за пределы экономических целей, а во-вторых, что эти мотивы — продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида. К социальным общностям, прежде всего, относятся: сети межличностного общения, организационные структуры, социальные группы, национальные общности.
Образование является основным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.
Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальные — это самообразование индивида. К этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства.
Из всех факторов человеческого капитала, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действи-
тельно продлевает жизнь человека, а, следовательно, и время функционирования человеческого капитала.
Согласно А.Н. Бурынину, здоровье представляет собой «конечный результат политики государства, создающий возможность своим гражданам относится к своему здоровью как непреходящей самоценности, как к основе продления здоровья рода, сохранению и совершенствованию трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и человека» [2].
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от здравоохранения, еще на 20% — от экологических условий, еще 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека [3].
Такой важный фактор как мотивация является важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства носил полностью завершенный характер. Последнее десятилетие ХХ века и наступившее новое тысячелетие ознаменовалось заметным изменением мотивов трудовой деятельности.
Социальная и индивидуальная значимость материалистических мотивов, связанных с повышением собственного благосостояния, которыми человек руководствовался на протяжении многих веков, оказывается менее актуальной, чем значимость нематериалистических, определяемых стремлением к самосовершенствованию своих способностей, приобретению и пополнению знаний, расширению кругозора, стремлении к максимальной самореализации личности, как в производстве, так и в потреблении, в пределах как свободного, так и рабочего времени.
В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте).
П. Бурдье считает, что на формирование человеческого капитала огромное влияния оказывает капитал культурный. Культурный капитал предстает в форме знаний и идей, которое узаконивает обладание определенным статусом и властью в данном культурно-историческом пространстве и времени. Культурный капитал (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая, прежде всего, его психологическую составляющую.
Исследователи ХХ века, крупные политические деятели такие, как Дж. Кейнс, Л.Эрхард, М. Вебер и др. неоднократно указывали, что качество рабочей силы, эффективность ее использования во многом зависят от нравственных устоев, господствующих в обществе. Ценностные ориентации лежат в основе выбора образцов и характера поведения, чем обеспечивают ту или иную степень эффективности
труда, ориентируя человека на успех, продвижение, творчество, самосовершенствование.
Ценностные ориентации и нравственность — одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они тесно связаны с идеалом, которому человек следует или стремится следовать. Нравственность является личностным контекстом, в котором формируется мотивация личности.
Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше. В основе миграционных процессов лежит адаптационный ресурс, обеспечивающий единство и гармонизацию личности и среды. Согласно Т. Парсонсу, адаптация — одно из функциональных условий, которым, чтобы выжить, должны отвечать все социальные системы.
К факторам воспроизводства человеческого капитала сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор человеческого капитала.
Способность к интеллектуальной активности исторически и логически является продолжением, формой закрепления и развития способностей к труду. Способности к труду постоянно обращаются к средствам производства и наоборот. Но эта взаимозависимость уменьшается с развитием научно-технического прогресса, и интеллектуальные способности перерастают в интеллектуальную собственность, а затем и в человеческий капитал, приобретая автономность воспроизводства.
Средствами производства на современном этапе развития экономики становятся интеллектуальные способности личности. А процесс творчества перерастает в креативную деятельность, нацеленную на расширенное воспроизводство человеческого капитала.
В своем развитии от рождения до смерти человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных свойств и определяет особенности его участия в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности. На каждой стадии требуются особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью возместить никакими запоздавшими затратами на последующих стадиях.
В наступившем тысячелетии новое общество знания становится реальностью. Человеческий капитал, качественные характеристики рабочей силы и качественно новый характер труда, особенно её интеллектуальная составляющая, выходят на первый план и будут играть первоочередную роль в современном информационном обществе. Поэтому сегодня актуализируются, становятся приоритетными и практически востребованными социальные науки, а исследования развития человека, человеческого капитала, его способностей и трудовой деятельности, резуль-
тативности инвестиций в человеческий капитал и потенциал формируют одно из приоритетных направлений современной экономики труда и регулировании современных процессов социально-экономического развития.
Литература
1. Bowen H. R. Investment of Learning/ — San Francisco ets: Josser-Bass, 1978. — P. 165.; 2. Бурынин А.Н. Системные проблемы охраны здоровья и принципы восстановительной медицины в условиях рыночной экономики //Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России. — М.: РАГС, 1999. С. 362.; 3. Лаптев А. П. Здоровье — фундамент деловых успехов // Управление персоналом. 1997. № 10. С. 89-90.
Вложение в личность в рф
Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?
Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.
Именно в личностный рост стоит вкладывать активы, размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.
Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.
Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.
Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это главный показатель благосостояния нации.
В 2022 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен.
В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.
Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
- Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
- В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
- Не все вклады можно расценить как инвестиции.
- Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
- Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
- Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.
Отрицательные стороны
Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.
Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний, которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.
Положительные
Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков. Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.
Ряд функций вклада в личность
Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:
- Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
- Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
- Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
- Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
- Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
- Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.
Структура человеческого капитала
Традиционное понимание человеческого капитала как системы определенных свойств индивида, таких как его профессиональные и природные умения, знания и навыки, психологические и поведенческие характеристики (в том числе коммуникабельность, мотивация, целеустремленность, работоспособность, социальная активность), состояние здоровья, уровень материального обеспечение позволяет выделить следующие структурные элементы рассматриваемого явления:
- знания, умения, способности и навыки, которые наличествуют у работника «от природы»;
- знания, умения, способности, навыки и опыт, которые работник приобрел в процессе профессионального обучения и развития и практической деятельности;
- знания, умения, способности и навыки, которые индивид способен развить посредством дополнительного обучения и саморазвития;
- личностные характеристики – морально-нравственные и общекультурные установки работника;
- здоровье, как физическое, так и психическое;
- условия жизни и деятельности индивида и его семьи.
Сущность человеческого капитала и его значение
Мировое экономическое господство развитых стран во многом обеспечивается инновационной экономикой. Здесь предполагается перманентное инновационное и технологическое совершенствование, высокотехнологичное производство и непосредственное производство технологий.
Названный тип экономики формирует и соответствующие ресурсные запросы, в которых материальное производство и финансы уходят на второй план, освобождая место человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс востребован как на уровне инноваций в качестве интеллектуальных усилий, так и непосредственно на уровне производства, где навыки и умения работника позволяют обеспечить реализацию инноваций.
Теория и практика выработали разнообразные подходы к определению понятия человеческого капитала, которые можно объединить в следующие направления:
- человеческий капитал как система профессиональных навыков и умений, а также способностей работника, в том числе наличествующих изначально, «от природы»;
- человеческий капитал как система навыков и умений, приобретенных исключительно в процессе профессионального образования;
- человеческий капитал как сумма инвестиций в работника, которые позволяют обеспечить формирование у него необходимых с профессиональной точки зрения умений и качеств;
- человеческий капитал как система социально-психологических, поведенческих, мировоззренческих и иных характеристик работника.