131. Прочитайте? — Русский язык

Занятие по теме: «лексические нормы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литературные нормы словоупотребления связаны с правильным (т.е. се мантически точным, стилистически уместным) выбором слова, а также с грамматически и стилистически правильной сочетаемостью слов. Нарушение норм [ словоупотребления приводит: 1) к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов (синонимов); 2) к неточному образованию и употреблению антонимов, 3) к смешен ию в употреблении однокоренных слов, близких по значению и сфере употребления, но разных по образованию (паронимов); к смешению одинаковых по фонетическому оформлению, произношению и написанию, но разных по значению слов (омонимов); 4) к многословию (плеоназмам), повторам (тавт ологии); 5) к нарушению логической и лексической сочетаемости слов; 6) к неоправданной замене компонентов устойчивых фразеологических оборотов; 7) к смешению стилистически разнородной лексики.

Отступление от норм слов оупотребления приводит к нарушению таких важнейших требований к речи, как общепонятность и точность. Именно точность как признак культуры речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Поэтому при отборе лексических средств важно учитывать такие факторы, как многозначность слов а, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления слова и др.

Синонимы — это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или близкие по смыслу. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения (их называют понятийными, или лексическими синонимами), стилистической окраской (сферой употребления) или тем и другим признаком одновременно.

В роли синонимов (особенно в языке художественной литературы) могут выступать такие слова, которые в обычном употреблении синонимами не явл яются (контекстуальные синонимы). Подобное употребление называется конт екстуальным, оно обусловлено индивидуальным отбором слов только для данного контекста.

Антонимы — это слова с противоположным значением. Они обозначают семантически противоположные понятия, которые с точки зрения логико- предметных отношений соотносятся друг с другом. Антонимы могут выражать противоположные понятия времени (давно — недавно), места (верх — низ), прос транства (север — юг), объема ( большой — маленький), чувства, состояния (веселый — грустный), явлений природы (жара —холод) и т.д.

Антонимами в оп ределенной речевой ситуации становятся и такие слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений (контекстуальные антонимы). В художественной литературе антонимы встречаются в составе антитез (фигур, построенных на резком противопоставлении слов с противополож ным значением), которые часто используются в пословицах и поговорках («Меньше говори, а больше делай»), а также в оксюморонах (сочетаниях слов, выражающих логически несовместимые понятия), например: убогая роскошь,живой труп, богатый нищий и др.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по знач ению, имеющие, как правило, один корень и принадлежащие к одной части речи, например: дипломат — дипломант, адресат — адресант и др.

Омонимы — слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанн ые по значению.

Плеоназмом называют словосочетание, где одно из слов является лишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом, например: главная суть, январь месяц, возвратиться обратно и др.

Частным случаем плеоназма является тавтология — повторение одного и того же, например: моя автобиография, смелый риск, сегодняшний день, главная суть, первое боевое крещение и др.

Сочетаемость слов, определяемая связью предметов и явлений действительнос ти, — это логическая (семантическая) сочетаемость. Нарушение логической сочетаемости приводит к алогизмам. Например: Современные ракеты приближаются к скорости света (сопоставление ракет и скорости алогично).

Стилистические ошибки (то есть нарушение норм стилистической сочетаемос ти) возникает из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов, хотя с логической стороны такая связь не вызывает возражений. Наприм ер: В деревне возвели свинарник.

Фразеологические обороты — это обороты речи, которые воспроизвод ятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре. К фразеологии нередко относят крылатые выражения, общеизвестн ые афоризмы, цитаты из произведений, ставшие общеупотребительными, а также пословицы и поговорки.

Ярко выраженной экспрессивностью обладают прежде всего разговорные фразеологизмы, пословицы и поговорки и фразеолог ические выражения каламбурного характера (как собаке пятая нога, семьпятниц на неделе, переливать из пустого в порожнеё).

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам.

3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.

5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

6. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни.

7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

8. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда.

9. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо.

10. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха.

11. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить.

12. Основной критерий хозяйственной деятельности — прибыль — сигнализирует о нежизнеспособности таких методов.

13. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют.

14. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов.

15. Плохо, когда человек не воспринимает критику.

16. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

17. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

18. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

19. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

20. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.

21. Первая трудность произошла со стройматериалами.

22. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

23. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении.

24. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились.

25. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодёжи.

Миллионов долларов

12. Из 34 876 987 342 567 долларов отечественная валюта составляла половину.

Задание № 8 .Прокомментируйте и исправьте ошибки на лексическую сочетаемость,

связанные с неточным пониманием значения употреблённых слов.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот

по сложившимся ценам.

3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.

5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

6. Стала очевидной не тождественность замыслов программы социальным условиям

жизни.

7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

Ключ к заданию: 1) Большое/ огромное количество; 2) экономически невыгодным;

3) сделать… выводы; 4) современное оборудование; 5) всеми силами;

6) неадекватность замыслов; 7) с учётом перспективы/ имея планы на

будущее.

Задание № 9 . Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда.

2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо.

3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами

добиться успеха.

4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить.

5. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их

удовлетворяют.

6. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов.

7. Всё, о чём говорил докладчик, — моменты одной концепции.

8 . Плохо, когда человек не воспринимает критику.

Ключ к заданию: 1) На пути комплексной организации труда; 2) подвигнуть человека

на что-либо/ побудить к чему-либо; 3) исключительно / только своими силами; 4) трудно ожидать; 5) свидетельствует / говорит; 6) жизни в городе; 7) имеют множество аспектов; 8) элементы / составляющие; 9) не принимает критики.

Задание №10. Прочтите, с особой тщательностью подчеркивая применение законов орфоэпии.

1. У адвоката было заведено правило: он никогда никому неотказывал. Главным критерием

отношения к гостям было соблюдение ими правил приличия.

2 Отроки и отроковицы, стар и млад, все молящиесяот общения с богом испытывали

духовное очищение: благословенный катарсис. Пост, как всегда, заканчивался

розговеньем.

3. Учётчика мучила изжога, поэтому он просил извозчика повременить с отъездом. Мы решили

разжечь костёр и вскипятить чай.

4. Жарко дышит земля, отдыхая после дневного зноя. Тихий ветерок гуляет по обнажённым

плечам, но ожог уже не страшен: позднее лето не может разжечь солнце. Конечно, этоещё

не осень, но небо к вечеру всё чаще затягивается тучами, пугая дождями.

5. Завтра майские праздники, время экзаменов. Каждый день я езжу в мединститут на

электропоезде, и каждый раз боюсьопоздать на электричку. Она отъезжает рано утром.

И если ты не ленишься, встанешь во время, то успеваешь прямо к отходу экспресса.

6. По радио передают прогноз погоды. Солнце выглянуло на миг. Опять будет похолодание.

По телу пробегает невольная дрожь, а сознание проняла грустная мысль: хоть всю неделю

оставайся дома. И,если это не плод моих фантазий, боюсь, холодно будет всё лето.

Тест№2. Задание № 1. Прочитать, заполнив скобки соответственно правилам произношения.

по полю – п[…] полю дождь — до[…] комбайнер — к[…]мбайн[…]р гибкий – ги[…]к[…]

заведён – зав[…]дён отнял — отн[…]л вожжи — во[…]и отдал – отд[…]л

позвонит — п[…]зв[…]нит жюри — […]юри Офелия — […]фели[…] из дому – из д[…]му

грузчик — гру[…]ик убогий — убог[…]й мойся — мойс[…] отчасти – о[…]асти

баобаб — б[…]ба[…] вожжи- во[…]и январь — […]нварь высший – вы[…]ий багаж — бага[…] травка — тра[…]к[…] ругаться — руга[…] лодка –ло[…]к[…] водопад — в[…]д[…]пад дождик — до[…]ик дожди — до[…]и дозвонишься -д[…]зв[…]нишс[…]

Задание № 2.Проверьте правильность употребления ударений.

алфавит ветряная (оспа) зачать кирка (ор. труда) наложенный (платёж)

амфора вероисповедание задолго кедровый намерение

авгиевы (конюшни) вечеря (тайная) завидно кичиться намереваться

аналог ворожея завсегдатай кожух напасть

августовский возница запломбирован, — вать комбайнер нарочный

афера ворота звонит, — ят, -ишь коновязь наскоро

Задание №3. Произнесите правильно имена собственные.

1. Имя Ромео стало именем нарицательным для многих романтичных влюблённых.

2. Философом Вольтером гордится не только Франция.

3. Ги де Мопассан – автор многих рассказов о любви.

4. Неповторимой манерой письма отличался великий французский художник Моне.

5. Многие произведения композитора Шопена отличаются минорным звучанием.

6. «Есть многое на свете, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам». Шекспир. «Гамлет».

7. Перу Флобера принадлежат романы, описывающие жизнь многих поколений.

Задание №4. Проговорите, подчёркнуто чётко артикулируя труднопроизносимые сочетания.

1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не коли дрова на траве двора.

2. Рыла свинья белорыла, тупорыла, пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Задание № 5. Новости политики. Прочитать, правильно употребляя ударение.

1. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения

мира на Ближнем Востоке.

2. Правительства ряда стран осудили инци…дент и выразили соболезнования семьям погибших.

3. Ожидается созыв очередного съезда и упрочение давнишних соглашений. Необходимо

углубитьначинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

4. В Москву из США прибыли экспертыФБР. Совместные усилия двух стран были направлены

на предотвращение агрессиисо стороны третьих стран.Аншлюснедопустим.

5. Выборы явились проверкойна политическую зрелость всего истеблишмента.

6. Внешнеполитические усилия мировых держав одновременно направлены наобеспечениемирного

процесса урегулирования спорных вопросов враждующих государств.

7. Верительные грамоты иностранных послов были переданы Президенту Российской Федерации

в обстановке исключительной торжественности.

§

1. Проведен сеанс одновременной шахматной игры. К сожалению, приходится конста ? тировать, что спортсмен скомпроме?тировал себя употреблением допинга. Так или иначе, он отстранён от дальнейшего участия в соревнованиях.

2. Успехи молодёжной команды говорят о конкурент ? оспособности юных спортсменов.

3. Последнее первенство мира по бадмин?тону принесло нашей стране шесть медалей золотого

достоинства.

4. Победа нашего боксёра с явным преимуществом отмело всякую необходимость

в диску ? ировании по поводу справедливости результатов судейства.

5. Перипетии горного этапа велосипедной гонки говорили о высочайшем мастерстве её

участников.

6. Сегмент разметки участка по метанию диска бы очерчен не очень добросовестно.

Задание № 2. Определите уместность использования иноязычной лексики.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились

индифферентно к вопросам религии.

2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя.

3. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи.

4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько

лимитируются финансовые расходы

5. Кардинальый пункт расхождения был сведён на нет.

6. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга

и ответственности перед коллективом.

7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области

спортивной работы.

8. Характеризуя роль отдельных видов искусства и жизни общества, нельзя

игнорировать специфические их особенности.

9. Идентичное решение было принято студентами второго курса.

10. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

11. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не

могли его переубедить.

Ключ к заданию: 1) Равнодушно/ безразлично.

2) Светильников.

3) Больше всего было…

4) Планируются.

5) Главный пункт, путём соглашения.

7) Для развития спорта.

8) Нельзя не учитывать специфические их особенности.

9) Такое же. 10) На суде выступали. 11) Никакие доводы не действовали.

Задание № 3. Прокомментируйте уместность употребления иностранных слов.

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не

вступать в данный ареал.

4. Так в конце 19 века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков,

купцов, подрядчиков.

5. Переселять стариков в Митино, в Бутово? Ну зачем же переселять человека из той

микрофлоры, в которой он жил?

6. В новом альянсе соединились и средства и возможности.

7. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение

функций, делегированных им основным производственным звеном.

8. Все сильнее ностальгия по прекрасному.

Ключ к заданию: 1) Неуместно, возможно: преувеличивать; 2) нужно: инновации; 3) неуместно, лучше: область; 4) неуместно, лучше: образ; 5) лучше среды / обстановки; 6) лучше: по-новому соединились;

7) лучше: которые возложены на них: 8) неуместно, лучше: тоска.

Задание 4. Прочитать, правильно производя дополнительные вдохи, отчётливо редуцируя

выделенные гласные.

1. На суде, как обычно, все претензии свекровь предъявила невестке. И это притом, что сын у неё был явный пошляк и бездельник. Невестка, в расстёгнутом пальто, стояла смущённая возле выхода и не могла вставить ни слова. Если заглянуть в суть конфликта, то во главе угла, стоял извечный вопрос супружеской верности. Особенную грусть вызвала информацияо том, что муж стал изменять молодой жене всего лишь после шести месяцев совместной жизни. Разве можносделать правильные выводы, слушая толькоодну сторону?

Про бизнес:  Статья 22. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций | ГАРАНТ

2. Тверь – город новостроек. Все двенадцать месяцев в году строительный комплекс функционировал как единый организм. Основной костяк строителей, в массе своей, составляли местные жители. Пенсии рассчитывались высокие, поэтому, как правило, вакансий не было, а если и оставались, то на неходовые профессии: грузчиков и разнорабочих. Многие сварщики на строительстве работали помногу лет: от рождения до старости, знали друг друга в лицо, часто жили дверь в дверь, ребятишки ходили в один детский садик.

Тест 5. Задание №1. Проставив в скобках редуцированные звуки, чётко произнесите звукосочетания.

на окне – н[…]кне соответствовать — с[…]тветств[…]в[…]ть не отказал — н[…][…]тк[…]зал

наобум – н[…]бум по отношению — п[…] тн[…] шению воображение — в[…]бр[…]жени[…]

вообще — в[…] ще необходимо — н[…][…] бх[…] дим[…] у одного – у […] дн[…][…][…]

наугад — н[…] гад еретик — […] р[…] тик неоднократно — н[…][…] дн[…] кр[…] тн[…]

пединститут — п[…] д[…] нститут гарлем — гарл[…]м неиссякаемый — н[…]исс[…]ка[…] мый

крамола — кр[…] мол[…] психотерапия — псих[…] т[…] рапи[…] камфора — камф[…] р[…]

вероисповедание — вер[…] исп[…] вед[…] ни[…] гастрономия — г[…] стр[…] номи[…]

библиотековедение – библи[…]тек[…]вед[…]ни[…] водопровод – в[…]д[…]пр[…]во[…]

Задание № 2. Прочитать, правильно употребляя ударения.

1. Судебное дело заведено было сразу, и порядок заведён был строгий. Заведена была

книга показаний свидетелей, а сами свидетели — были заведены за ограждения.

Каждому был отведён свой участок. Отведено время. Отведена горячая и холодная

вода. Отведены границы владения.

2. Осенью отец был переведён на новое место службы. С ним была переведена – вся его

воинская часть. Одновременно переведено около 782 человек. Переведены все и –

сразу.

3. Концерт был перенесён. Перенесены день и время выступления. Перенесено место

проживания. Перенесена дата отъезда.

4. Перед отправкой был произведён медосмотр. Проверка произведена тщательная.

Произведено несколько единиц товара. Новые виды продукции произведены в короткие

сроки.

5. Огромный щит был отнесён ветром в сторону. Ограждение было отнесено на

несколько метров вперёд. Отнесена в сторону и дорожная палатка. Более лёгкие предметы

были отнесены на сотни метров.

6. Ночью был разведён центральный мост. Затем, была разведена речная переправа.

Разведены были и два моста вниз по течению реки. В разных местах было разведено ещё

три понтонных моста.

7. Сначала была приобретена компьютерная техника. Затем, были приобретены

комплектующие товары. На оставшиеся деньги, приобретён мебельный гарнитур. Всего

было приобретено товаров на сумму 459 474 у. е.

Задание №3. Расставьте правильно ударения, произнесите, чётко артикулируя следующие слова:

дискант диалог диспансер завидки кулинария дефис сироты

алиби алкоголь алфавит бюрократия гарлем жалюзи апостроф

изморозь камфара каталог благостыня с бантами туфля феномен

Задание №4. Произнесите, дикционно чётко артикулируя звуки [Д]и[Дь].

дым кода дендрарий диск мидии поди ж ты

дэка лада длань день комедия бездельник

даль мода здание дядька ведение бодяга

долго сода сдоба дёшиво неделя подёнщики

дума пуды друг дюны сдюжить полудюжина

дымка коды дроссель див снеди геральдика

Задание №5. 1.Лод_дырь д_да безд_дельник – им праз[…]ник и в понед_дельник.

2.Не учи безделью, а учи рукоделью.

Звук [Т],[Ть]в пословицах, поговорках:

1. Без дела жить – только небо коптить. 2. Твоими устами да мёд пить.

3. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет. 4. Федот да не тот.

5. В тихом омуте черти водятся. 6. Есть время работать, есть и веселиться.

Задание №6. 1.Смотрите, здесь и бистро ещё работает! Можно пообедать! Выпьем кофе

с бутербродами.

2.Конечно. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

3. Полное обеспечение!

4. Действительно. Куплю этот, с какао и кремом.

5. Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

6. Пожалуй, вы правы. Давно не баловалась сладким. А вы?

7. А я должен быть твёрдым, как кремень и не поддаться соблазну. Есть боязнь, что после

этого кусочка торта исчерпается моя сила воли и у меня откроется безудержный аппетит,

что вконец нарушит мою диету.

Задание №7. Составьте предложения с участием следующих слов, чётко отрабатывая чередующиеся

согласные.

кол-гол кот-год кнут-гнут клуб-глуп кол-холл мол-фол пат-мат

кит-гид плод-флот хром-гром фол — вол фал-мал толь-ноль пот-мот

пышка-шишка клюшка-хрюшка

Задание №8. Найдите и исправьте искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе

устойчивых словосочетаний.

1. Не нужно из этого факта строить проблему.

2. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.

4. По вечерам профессор даёт лекции студентам заочного отделения.

5. Русские вложили значительный вклад освоение Аляски.

6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования.

7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

8. Нужно сказать должное идее президента.

9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен. Однако в мире принята специальная техника, позволяющая выполнять это мероприятие.

10. Нужно держать своё обещание.

11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками.

12. Когда радист «Челюскина» сообщил, что к нам на помощь летят самолёты, у всех

сразу облегчилось настроение.

13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

14.Действия наёмников подставили под угрозу границы государства.

15. Тело погибшего будет передано земле.

16. Прибалтика тоже подпадает в зону интересов США.

17. Таджикистан – страна, которая предвкусила плоды тоталитаризма.

Ключ к заданию: 1) Создавать проблему; 2) не давать обещаний; 3) принял решение; 4) читает лекции;

5) внесли вклад; 6) провести исследование; 7) вывели из терпения; 8) отдать должное; 9) проводить мероприятие; 10) выполнять обещание; 11) предъявлять чрезмерные требования ( к своим союзникам);

12) поднялось у нас настроение; 13) создаёт трудности.14) поставили под угрозу; 15) предано земле;

16) попадает в зону интересов; 17) вкусили плоды.

Задание №9. Исправьте в устойчивых сочетаниях неудачные определения.

1. Уфология – наука об астральных явлениях – сейчас находится в затруднительном положении.

2. В этом районе идёт такой интенсивный лов рыбы, что исчезли некоторые породы.

Вот почему властям придётся пойти на чрезмерные меры.

3. Что касается выделения земель под дачные участки, то в этом отношении у нас

с областью сложились неблагоприятные отношения.

4. Проблема радиоактивного заражения северных оленей требует провести более углублённые исследования.

5. Необходимо решить щепетильную проблему, связанную с домом писателя.

6. Эта акция правительства замыкает прочный круг бюрократической системы.

Ключ к заданию: 1) Находится в трудном положении;

2) пойти на чрезвычайные меры;

3) сложились не удовлетворяющие нас отношения;

4) провести более глубокие исследования;

5) решить щекотливую проблему;

6) замыкает порочный круг.

§

Показ новых фильмов закончился за полночь. Феноменом фестиваля стал ретро просмотр шедевров мирового кино.

Внимание зрителей и членов жюри привлекли чрезвычайно яркие фильмы японских режиссёров в стиле модерн.

А лубочные мультфильмы русских режиссёров, как всегда, восторженно приняла детская аудитория.

Задание №11. Прочитайте, применяя правила орфоэпии.

Утро.Над скотным двором стоял утренний гомон. У ближайшей изгороди, отгоняя

назойливых мух, размеренно махал хвостом осёл. Времяот времени, не видя к

себе никакого внимания, он противно кричал, оглашаяокрестности визгливыми

воплями. А чуть в стороне, у глинобитной стены, уткнувшись головами в

сено, досыпала пара телят. Они мерно хрустели жвачкой и явно не хотели

просыпаться. Дивно пахло свежескошенной травой.

Лето. В закатном сумраке густой запах жасмина тягуче перетекална веранду.

Бросалась в глаза, стоящая на столе старинная ваза, до краёв заложенная письмами.

Старая газета, невесть как попавшая в эту глушь, вспархивала страницами, пожелтевшими

от солнца, птица на ветру. Соскользнув с подоконника, прощально взмахнув

крылами в пятнах грязи от дождя, она влетела через приоткрытую дверь в чулан, где и

нашла свой последний приют в окружении пыльной садовой утвари, под старой

никому уже не нужной детской коляской

Баллада. Парад, сверкая в, отражённом от золота амуниции и олова оркестра, солнечном

свете, замер в торжественном ожидании. На весеннем ветру грозно и величаво

колыхались тяжёлые знамёна. Поражала необыкновенной красоты выправка молодых

солдат. Их, браво вздёрнутые, подбородки смотрели строго в сторону и круто вверх.

Несколько минут тишины и громогласная лавина троекратного «Ура»! понеслась над

колоннами, затихая и нарастая, перекатываясь, как раскаты весеннего грома.

Знахарка. На пригорке, перед начинающимся лесом, белела мазанка. В ней жила одинокая

старушкао вечерам она любила пить чай. Как только солнце заходило за край леса,

она долго и неторопливо растапливала самовар. Рядом, на топчане, устраивалась рыжая

кошка. Попивая чай, старуха, с ней о чём-то тихо говорила, на что её кошачья подруга,

довольная беседой, важно урчала в ответ.

Подарок. В нашем новом магазине можно купитьвсё, что угодно, даже барабан. Длинные

ряды полок с товарами уходят далеко в конец огромного зала, поднимаясь по

лестницам. Прячась и выступая, они серпантином окутывали все этажи, переливаясь

разнообразием красок и товаров.

Голод.Выставив передние лапки и склонив голову на один бок, котёнок упорно и

подобострастно заглядывал в глаза хозяйке. Он был занят поисками многосложных

путей к жалостливому сердцу хозяйки. И хотя она заблаговременно убрала со стола

остатки мяса в холодильник, её воспитанник не терял надежды. Он самоотверженно ждал.

Тест №6. Задоние №1. Произнесите орфоэпически правильно следующие слова:

командир – к[…] мандир двойка – двойк[…] подвода – п[…]двод[…] прогноз – пр[…]гно[…]

двадцать — два[…]ать великан – в[…]ликан клюв – клю[…] тихий – тих[…]й

оставайся – […]ст […]вайс[…] братца – бра[…] езжу – е[…]у гуляет – гуля[…]т

величественный – в[…]лич[…]ств[…]нный оставайся – […]ст[…]вайс[…] боюсь – боюс[…]

завтра – за[…]тр[…] майские – майск[…] ленишься – ленишь[…] разжечь – ра[…]ечь

миг – ми[…] дрожь – дро[…] экзамен – экзам[…]н разжечь – ра[…]ечь жарко – жарк[…]

Задание №2. Прочитайте рекламные объявления, правильно расставляя ударения.

1. Делайте бизнес с нами. Наши товары суперконкурент ? оспособны! Реальная возможность

присовокупить к своему капиталу некоторую сумму приятно удивит заинтересованных людей.

2. Если говорить точно, то размер уставного капитала нашего банка – более 598 674 873

рублей. Выплата дивидендов производится каждый квартал.

3. Товары со склада продаются в розницу и оптовыми поставками. Среди них хозяйственные:

переносные лампы, пиалы, термосы, тостеры, штепсели, штекеры, лифты, шприцы отпускаются в розницу. Пищевые: отрубные смеси, окунёвые филе, суповые наборы, творожистые массы, ушковые макароны, хлебы, шелковица, глазированные сырки, гренки, засоленную селёдку иваси, лососина — только оптом. Для оптовых покупателей — прекрасный сервис, существенные скидки.

4. Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

5. В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они

покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и

газопроводов.

6. Курсы « Речь без границ» специализируются на языковой подготовке и переводах практически

на все языки мира.

7. Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах

взаимовыгодных договорных отношений.

8. Наша фирма является крупнейшим поставщиком косметических товаров в страны

Западной Европы.

Задание №3. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях. Сделайте стилистическую правку.

1. Кроме прочих достоинств, А.И. Иванов был и хорошим специалистом.

Про бизнес:  Курсовая работа на тему «Виды иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику» | Курсовые работы «Финансы и кредит»

2. По плану намечено построить 4 клуба, 3 библиотеки, детские ясли, а также строительство дорог,

мостов, озеленение сёл, закладка парков и т.д.

3. Товарищ, который сообщил эти данные и оказавшись страстным патриотом речного транспорта,

привёл интересное сравнение.

4. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

5. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой машин к севу, что отрицательно

может сказаться на всей посевной кампании, что является недопустимым.

6. Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины в бригаде.

7. Можно привести много положительных примеров о высоком качестве выполнения письменных

работ.

8. Новый экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов.

9. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала.

Задание №4. Исправьте предложения.

1. Реваншисты снова и снова повторяют тезис о том, что Европа не может быть спасена

действиями даже целого сонма государственных деятелей, только сила оружия

поможет ей.

2. Один из великих врачевателей древности так определил значение лечебных факторов:

слово, трава, нож.

3. Полёт на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших

физических напряжений.

4. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить

иск в адрес гардеробщиков.

5. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

6. Препровождаем при сём акт на списание сеялки.

7. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отосланы ваше

распоряжение.

8. Просим передать излишки оборудования, каковые, по данным управления, числятся

за вашим предприятием, в фонд объединения.

Ключ к заданию: 1) сонма – отряда, армии; 2) аэропланов – самолётов;

3) авиатора-лётчика; 4) учинить – направить (в адрес) гардеробщиков;

5) означенные — указанные; 6) препроводжаем при сём – прилагаем;

Задание № 5. Найдите и исправьте случаи неоправданного употребления стилистически сниженной

лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные).

1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадёжное.

2. В портфелях творческих объединений Мосфильма немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев.

3. На предприятии систематически хромает учёт загрузки и использования технологического оборудования.

4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке.

5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, техничных, настырных и напористых,способных на протяжении игры действовать от своей штрафной до ворот противника,

7. Среди тройников лучше прыгнул Петров.

8. Мелкотравный откорм завсегда убыточен.

9. Дело, конечно, не только с том, что своё хозяйство мы ведём по науке.

Ключ к заданию. 1) Заядлый – страстный; уйма – много, множество.

2) Немало планов/идей, … уже законченных сценариев;

3) Систематически хромает – плохо ведётся;

4) О моечной и раздаточной;

5) На оплату по индивидуальной сдельщине – на индивидуально- сдельную оплату;

6) Заиметь – пригласить (ввести в состав команды), настырных – дерзких.

Задание № 6. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты иностранным словам:

1) афера, 2) бартер, 3) верификация, 4) дебитор, 5) имидж, 6) инцидент, 7) катаклизм, 8) конформизм.

9) легитимный, 10) ностальгия, 11) остракизм, 12) паблисити, 13) ресурсы,14) рейтинг, 15) стагнация,

16) секвестр, 17) юрисдикция.

Ключ к заданию: 1) мошенничество, 2) прямой товарообмен, 3) проверка (документов, расчётов), 4) должник, 50 образ, 6) происшествие, 7) катастрофа, 8) приспособленчество, 9) законный, 10) тоска по родине, 11) изгнание, гонение, 12) популярность, известность, реклама, 13) запасы, 14) уровень популярности, доверии,15) застой, 16) сокращение, 17) сфера полномочий.

Задание № 7. Прочитать, при ошибке — уточнить правила произношения. 1. Просьба разжечь костёр была встречена без энтузиазма: никому неохота, на ночь, глядя, искать хворост по лесу. Но сзади шалаша была обнаружена сложенная кем-то куча ветвей. Они были колючие и сухие, так что скоро заполыхал костёр, пугая веселящихся вокруготдыхающих, разлетающимися искрами и возможными ожогоми. Варить похлёбку было лень, да и не из чего. Кроме того, боялись изжоги и антисанитарии. Майские звёзды горели в ночном небеогромными светильниками. Ветерок приятноовевал разгорячённые лица ароматом весенних полевых цветов.

2. Телеграмму все восприняли как недоразумение, особенноеё орфографию: «Сороконожка тронуласьв путь. Смейся, паяц. Не медли». Я не придал особенного значения телеграмме, зато особое внимание ей придала моя родня. К отъезду меня начали готовить с рассвета. У крыльца стояли заложенные дрожки. Все ждали пока я — умоюсь, побреюсь, надушусь и буду готовотъезжать. На душе было тоскливо. Воображение рисовало предстоящиеощущения, когда, подпрыгивая и переваливаясь, наша телега тронется сквозь чащу по горбатой дороге. Меня ждала долгая борьба с комарами и отталкивание бьющих по лицу хвойных веток. К станции привезут уже не меня – а моё истерзанное молодое тело.

3.Загород.Об огороде мы мечтали давно. Заранее былоопределено место для хозяйственных

построек. За огородом, на месте отдыха и детских игр, была посеянаобыкновеннаятрава. Остатки свободной площади предстоялоотвестипод небольшой огородик. Заокном были видны уже свежевскопанные грядки.

4. Пейзаж. Блеснув излучиной реки и опрокинутой чашей лесов, из-под крыла самолёта живописно раскрывается, раскинувшийся по обе стороны реки, город. Отчётливо виден строгий центр города, разноцветные квадраты жилых кварталов растворяются в светлой каёмке пригорода: весёлого серпантина дачных участков. Зелёные пятнышки огородов обрамляет праздничная белизна цветущих фруктовых деревьев. То здесь, то там подмигивают яркими зайчиками крыши теплиц. И уж совсем легко представить жужжанье мух и тонкое завывание комара. Становится тепло на сердце и мелькает мысль – ты дома!

5. Выставка.Павильондостижений космонавтики отражал историю покорения космоса. На фонеогромного портретаотца космонавтики, а им является великий русский исследователь Циолковский, выстроились по ранжиру в ряд ракеты. Это извозчики космоса. Рядом расположились отсеки международных космических станций, скафандры астронавтов, их личные вещи. Автоматическая ручка командира космонавтовсразу стала самым ценным экспонатом музея.

6. Водолаз. Недалеко от мединститута живёт один наш знакомый, одинокий пожилой мужчина, в прошлом — известный водолаз. Он сразу привлекал внимание своим видом: измождённое жизнью лицо обрамляла шапочка, от холода, а завершали портрет громкий голос и широкая размашистая походка.

Тест №7. Задание №1. Определите правильное произношение.

соответствовать – с[…]тветств[…]в[…]ть соотношение – с[…]тн[…]шени[…] воображение – в[…]бр[…]жени[…] не отказал — н[…]тк[…]зал

необходимо — н[…]бх[…]дим[…] неоднократно — н[…]дн[…]кратн[…] наукообразно — н[…]ук[…]бразн[…] у огорода – у […]г[…]род[…] по именам — п[…] им[…]нам неизвестно – н[…]зветстн[…] неиссякаемо – н[…]сс[…]ка[…]м[…] звезда — зв[…]зд[…]

щербина — щ[…]рбин[…] счастье — […]асть[…] щебетунья — щ[…]б[…]тунь[…] счёт – […]ёт молодчик — м[…]ло[…]ик наладчик — н[…]ла[…]ик лётчик – лё[…]ик поджаться — п[…]джа[…]

Задание № 2. Прочитать, правильно расставив ударения.

броня (заказ). гофрированная изыск кулинария начат, — та, — ты

банты грядёт, грядут иконопись кутишь, -чу, — ить недоимка

с бантами дабы иноходь кухонный недуг

благовест давнишний исковой лавровый (венок) некролог

благовещенье девичий (стыд) искра лавровая (роща) немота

благостыня девичий (наряд) искус лапища ненецкий

Задание №3. Прочитайте диалог, правильно применяя правила орфоэпии.

1. Добрый день! Вы в библиотеку?

2. Да, мне как эксперту по языковым проблемамнужно поработать с каталогами. А Вы?

3. Я тоже занята: у меня много дел по маркетинговым проблемамв компьютерном

классе. Но, может быть, мы зайдём на минутку в кулинарию? Там всегда чудесная

гастрономия, масса превосходных полуфабрикатов.

4. Действительно! Огромный выбор! Просто сосредоточение деликатесов! Оптовые

поставки! Вот камбала, лососёвый фарш, языковая колбаса, творог, тефтели. Можно

побаловать себя от души! А вот и грейпфруты. И цены не втридорога. А какая

санитария?!

5. Вы правы, давайте зайдём. Это такой искус вкусностями. Может быть, я стану

завсегдатаем кулинарии? Я ведь давнишняя поклонница быстрого приготовления

пищи. Обычно я покупаю в пиццерии пиццу, но, если в кулинарии прикупить

фарш, свёклу и яйца, на ужин можно приготовить тефтельки и салат, а на завтрак –

прелестную яичницу.

6.Смотрите, здесь и бистро ещё работает! Можно пообедать! Выпьем кофе

с бутербродами.

Задание № 4. Прочитайте слова с безударными гласными:

Жалеть, жалюзи, щавель, жестяной, специи, комбинация, инспекция, какао, радио, новелла.

Ключ к заданию: ж [ы э ] леть, ж[ъ] люзи, щ [ие] вель, ж [ыэ] стяной, спец [ы]и, комбинац[ы]я, инспекц[ы]я, кака [о], ради [о], н [а] вела.

Задание №5.Особенности произношения слов типа абрикос в род. падеже множ. числа

им. подеж мн.ч. род. падеж мн.ч. им падеж мн.ч. род.падеж мн.ч.

абрикосы абрикос[…]; граммы грамм[…]

ананасы ананас[…]; носки нос[…]

апельсины апельсин[…]; гектары гектар[…]

баклажаны баклажан[…]; банкноты банкнот[…]

мандарины мандарин[…]; гусары гусар[…]

помидоры помидор[…]; чулки чул[…]

яблоки яблок[…] панталоны панталон[…]

туфли туф[…] сапоги сапог[…]

амперы ампер[…] рельсы рельс[…]

армяне армян[…]ватты ватт[…]

драгуны драгун[…] гренадеры гренадер[…]

грузины грузин[…] цыгане цыган[…]

вольты вольт[…] омы ом[…]

гренадерыгренадер[…] пять гренадер[…] рота гренадер[…]

рейтары рейтар[…] ньютоны ньютон[…]

Задание № 6. Найдите и исправьте ошибки, связанные в неоправданным расширением

или сокращением устойчивых сочетаний.

1. Большая часть населения находится за чертой уровня бедности.

2. Нашей делегации выпало подписать договор о дружбе между двумя областями.

3. Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего.

4. Несвоевременные выборы могут повлечь государственный переворот в стране.

5. Союзники начали выдвигать разного рода варианты, не имеющие общего

с действительностью.

6. Пётр 1 заложил русскую школу военного искусства.

7. Операция началась точно в срок. Этим было положено втягивание войск в боевые

действия.

Ключ к заданию: 1) Находиться за чертой бедности; 2) выпала честь подписать договор; 3) оставляют желать лучшего; 4) повлечь за собой; 5) не имеющие ничего общего; 6) заложил основы; 7) было положено начало.

Задание №7. Найдите и исправьте ошибки.

1. В ночь в 24 на 25 декабря (по старому стилю) – сочельник, который подводил черту

под прожитый год.

2. Оружие – это товар, на который страна не испытывала дефицита.

3. Журналист поблагодарил президента зато время, которое он уделил для России.

4. Мы не всегда отдаёт отчёт тому, как важны праздники в нашей жизни.

5. Узнав о катастрофе военного самолёта, министр обороны выразил сожаление

случившимся.

6. В конце 1980-х годов в советских общественных науках более пристальное внимание

было обращено к проблеме новой исторической общности – «советский народ».

7. Решение парламента может придать новый импульс для нагнетания напряжённости

в республике.

8. В ответ на просьбу жильцов о помощи в разрешении конфликта депутат ответил, что

он не имеет к этому возможности.

9. Участники встречи руководителей профсоюзов выразили поддержку президента

страны.

10. Велика роль, которую играют события, происходящие в Афганистане и Иране,

не жизнь мусульманских народов Средней Азии и Закавказья.

11. Чемпион мира заявил о своём согласии принять участие на этих соревнованиях.

Ключи к заданию: 1) Подводил черту под прожитым годом

2) товар, в котором (не испытывала дефицита);

3) время, которое он уделил России; 4) отдаём отчёт в том, как;

5) выразил сожаление по поводу случившегося;

6) более пристальное внимание было обращено на проблему;

7) придать новый импульс нагнетанию напряжённости;

8) не имеет для этого возможности;

9) выразили поддержку президенту;

10) роль, которую играют события…, в жизни;

11) принять участие в соревнованиях.

Задание № 8 .Произнесите редуцированные звуки соответственно правилам орфоэпии.

Монастырь. Все, кто когда-нибудь хотел посетить монастырь, «ниспрашивали» на это специальное разрешение у церковных властей. Дорога туда была не простой и зависелаот того, в какое время года вы отправляетесь в путешествие. Если это происходило зимой, например, в январе или феврале, то, естественно, нужно было одеваться теплее, чтобы не замёрзнуть в дороге. Вокруг было белым бело, да и взгляд, куда не переведи — утыкался в высокую стену деревьев. Заснеженный лес, обступал сани в начале пути и неотпускал всю дорогу, пока лошадям не преграждали путь старообразные ворота. Все вздыхали с облегчением и скорее вылезали из саней, чтобы размять затёкшие ноги и согреться. Летом, выйдя из поезда, тоже нельзя было тронуться в путь наобум, не зная дороги. Но, если погода была ясной, за тёмной полоской леса блистали купола монастыря. По этому ориентиру можно было смело трогаться в путь, неопасаясь заблудиться в густом лесу.

Про бизнес:  Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства | ГАРАНТ

§

Задание № 1. Произнесите следующие слова, подчёркивая правильное орфоэпическое

произношение.

реквием похороны рефлексия сахароварение творог термин

трубопровод угледобыча умно феномен дефис еретик

засовеститься завидки камфара каталог катарсис подан

подана подала подали одновременно перипетия обнял

на окне наобум соответствовать по отношению вообще не отказал воображение необходимо неоднократно неиссякаемый у одного наугад

осужденный угледобыча вовне методолог логопедия поняла

Задание № 2. Поставьте данные существительные в родительном падеже множественного числа.

Апельсины, армяне, ботинки, грузины, комментарии, мандарины, носки, осетины, партизаны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, солдаты, туфли, чулки, яблони.

1. Из огромного океанского лайнера было выгружено шесть вагонов (………….);

2. Мировая диаспора (…………..) насчитывает около трёх миллионов человек.

3. На складе имелось три огромных секции новых (…………..).

4. За нарушение паспортного режима было выдворено за пределы РФ свыше трёхсот (………….).

5. Чтобы избежать (………………), нужно не общаться с прессой.

6. Необходимо списать с баланса шесть ящиков пропавших (………… ).

7. На оставшиеся деньги, куплено пять пар китайских (………….).

8. Из ставшихся в автобусе кавказцев больше всего было пожилых (……………).

9. В лесах укрывалось около трёх тысяч (…………).

10. Помимо спин и животов было сожжено на солнце огромное количества (…………).

11. В салате не хватало только свежих (…………).

12. Чтобы доехать на поезде до вокзала не хватило несколько сот целых (………..).

13. На месте происшествия отчётливо виднелись следы от грязных (………….).

14. Красиво смотрелись шеренги (…………).

15. На витрине были расположены три пары женских (………..).

16. Под новыми туфлями не будет заметно дырявых (……….).

17. Было выкорчевано семь больных (…………).

Задание №3. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет наша литература.

2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.

3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.

4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.

5. Там всё так же председательствует Егоров Филипп Иванович, уже защитивший кандидатскую

степень.

6. В этом году звание чемпиона в тяжёлом весе неожиданно занял новичок в спорте и молодой спортсмен Ваня Катков.

7. Необходимо предпринять решительные меры, чтобы поднять темпы производства.

8. Я поднял тост за моих далёких друзей.

Ключ к заданию: 1) играет; 2) имеет; 3) сыграть; 4) являлся; 5) диссертацию; 6) завоевал; 7) принять; 8) произнёс.

Задание № 4. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.

1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов.

2. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране.

3. В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяет огромное значение встрече глав правительств.

4. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почётную роль при дворе.

5. Пасхальным праздникам отводится особое значение церковном календаре.

6. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

7. Самое большое значение уделялось акциям, связанным с празднованием 500-летия Арбата.

8. Имя профессора Склифософского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы.

9. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.

10. Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации.

11. В некоторых областях историграфии определяющее значение принадлежит методам описания «этноса».

12. Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодического развития страны, носящих лишь на первый взгляд не столь важное значение.

13. Кустарная промышленность в экономике страны играла особое значение.

14. Большое значение в перевозке грузов располагает река Ока.

15. Большое место в Заявлении было уделено вопросу о надёжности АЭС.

16. Немаловажное значение при приёме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать

на машинке.

Ключ к заданию: 1) Играли важную роль; 2) получили резонанс; 3) уделяют огромное внимание; 4) занимала почётное место; 5) отводится особое место; 6) особое внимание должно быть уделено; 7) самое большое внимание уделялось; 8) сыграло огромную роль; 9) то место, которое заняла церковь; 10) имеет ключевое значение; 11) определяющая роль принадлежит; 12) имеющим не столь важное значение; 13) играла особую роль; 14) большими возможностями располагает; 15) придавал особое значение; 16) большое внимание было уделено; 17) немаловажное значение имело.

Задание № 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.

1. За бесплатный проезд штраф 10 тысяч.

2. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно.

3. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов.

4. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешественник

и как учёный – гуманист.

5. Большая половина территории Тургуйской впадины расположена в степной полосе.

6. В декабре японское правительство установило валютный курс и вместе с ним установило

закон о контроле над валютным курсом.

7. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации.

8. Новые станки всё больше занимают ведущую роль в производстве.

9. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

10. В микрорайоне продолжат функционировать добровольная народная дружина.

11. Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

12. Обобщена совокупность данных проведённых исследований.

13. Высокой годовой добычи угля в миллион тонн достигли горняки шахты «Молодёжная».

14. Мы стремились к тому, чтобы вырастить добротный урожай.

Ключ к заданию: 1) проезд без билета; 2) она не подвластна времени; 3) знать имена;

4) получил… известность; 5) большая часть; 6) и вместе с тем, приняло закон; 7) проявлять беспечность; 8) играют ведущую роль / занимают передовые позиции;

9) в нашу компетенцию; 10) продолжает работать; 11) воды оказалось недостаточно; 12) обобщена совокупность (плеоназм); обобщены данные; 13) добились горняки; 14) хороший урожай.

Проверочные задания на закрепление изложенного материала.

Задание № 1. Проверьте правильность произношения звука, обозначенного буквой г.

§

Аль[т ]рнатива, [Р ]ерих, а[т ]изм, ин[т ]рвенция, [д ]канат, [т ]емп, диспан[с ]р, [т ]рмин,

[С ]рвантес, ши[н ]ль, эс[т ]тика, [д ]екларация, [Т ]мза, аг[р ]ссор, мо[д ]ль, поэ[т ]сса, [д ]по, с[т ]нд, мо[л ]кула, [р ]ктор, тур[н ], п[р ]сса, к[р ]до, шос[с ], пар[т ]р, ко[д ]кс, э[н ]ргия, [д ]мократия, гро[т ]ск, ин[т ]рвидение, по[т ]нциальный, сен[т ]нция, о[т ]ль, ан[т ]нна, [д ]када, ака[д ]мия, тен[д ]нция, эксп[р ]сс, му[з ]й, [т ]мбр, [д ]спот, анти[т ]за, О[д ]сса, [Р ]марк, тун[н ]ль, Маг[д ]бург, фа[н ]ра, [Р ]мбрандт, апар[т ]ид, ин[т ]рнационал, пре[т ]нзия, ше[д ]вр, [т ]зис, миллио[н ]р, ин[т ]рпретация, ст[р ]сс, [с ]кс, Б[р ]хт, ин[т ]рвьюер, про[т ]кция, [д ]кор, син[т ]тика, бас[с ]йн.

Задание № 3. Проверьте правильность произношения согласного звука при безударных [а] и [о];

Как следует произносить правильно: ? Ключ: [а],[ъ].

[ ]бс[ ]лютный п[ ]кой, п[ ]жилой [ ]гр[ ]ном, пр[ ]шу х[ ]дат[ ]йств[ ]в[ ]ть, круг[ ]вой [ ]бзор,

выг[ ]дный [ ]бмен, п[ ]луг[ ]д[ ]вой [ ]тчёт, м[ ]л[ ]дой [ ]дв[ ]кат,

п[ ]добр[ ]нная [ ]н[ ]нимк[ ], св[ ]евременный с[ ]вет, [ ]тказ б[ ]лл[ ]тир[ ]в[ ]ться, непр[ ]стое п[ ]нятие, [ ]дн[ ]м[ ]ндатные [ ]круга, п[ ]литические [ ]бъединения, мн[ ]г[ ]х[ ]довые к[ ]мбинации, п[ ]рог бл[ ]г[ ]п[ ]лучия, п[ ]луночные р[ ]зг[ ]воры.

Задание № 4. Проверьте правильность произношения согласного звука при безударных [е] и [я] ;

Как следует произносить правильно: ? Ключ: [и], [ i ].

В[ ]ществ[ ]нное доказат[ ]льство, последн[ ][ ] за[ ]лени[ ], нова[ ] р[ ]дакци[ ], т[ ]жёлый крест, бедны[ ] кр[ ]стьян[ ], парлам[ ]нтска[ ] р[ ]спублика, н[ ]исс[ ]ка[ ]мо[ ] т[ ]рпени[ ],

[ ]понская м[ ]лоди[ ], в[ ]черн[ ][ ] б[ ]седа, б[ ]сценный пр[ ]зент, р[ ]зански[ ] пл[ ]суны,

яблон[ ]во[ ] цв[ ]тени[ ], [ ]нварский сн[ ]жок.

Задание № 5. Проверьте правильность произношения согласного звука [и] после твёрдых согласных;

Как следует произносить правильно: ? Ключ: [ы].

Пед[ ]нститут, с [ ]нтересом, с [ ]нтонацией, в [ ]нститут, дез[ ]нформация, меж[ ]мпериалистический, из [ ]талии, в [ ]спанию, от [ ]рландии, с[ ]нициативой, с[ ]митировал, с[ ]провизировал.

Задание №7. Проверьте правильность произношения сочетаний согласных звуков:

Как следует произносить правильно:? Ключ: [шш],[жж], [ш], [ж’ж’], [щ’щ’], [ч’ч’], [цц], [сн], [сн’], [зн], [сл’].

cш, зш__уга[ ]ий, замёр[ ]ий, ра[ ]итый, произнё[ ]ий, прои[ ]едший, ра[ ]ирять, во[ ]ествие;

зж__ бры[ ]ет, нае[ ]ать, дребе[ ]ать, уе[ ]ать,

зж__ра[ ]ать, бе[ ]алости, бе[ ]изненный,

сж__[ ]адностью, [ ]атый,

жж__ про[ ]ённый,

сш__ ]умом, [ ]иком, [ ]орохом, [ ]утовством, [ ]ероховатостью,

сч__подпи[ ]ик, [ ]ёт, о[ ]асти, о[ ]аянный, про[ ]итаться,

зч__расска[ ]ик, ре[ ]ик,

жч__перебе[ ]ик,

дч__ по[ ]еркнул, по[ ]истить,

тч__о[ ]уждение, от[ ]итать, о[ ]асти, о[ ]аянный, о[ ]уждение,

дц__ три[ ]ать, о[ ]а, моло[ ]а, холо[ ]а,

стн__стра[ ]ый, коры[ ]ый, жало[ ]ый, уча[ ]ик, изве[ ]як, безуча[ ]ый, гру[ ]ый,

стл__уча[ ]ивый, изве[ ]ый, зави[ ]ивый, сча[ ]ивый,

здн__пра[ ]ик, пра[ ]ичный, прое[ ]ой, звё[ ]ый, по[ ]ий.

Задание №8. Проверьте правильность произношения — в прилагательных натс:

Как следует произносить правильно: ? Ключ: [ц] [цъ] [cc]

тс__советский — сове[ ]кий, братский — бра[ ]кий, детскипй — де[ ]кий, солдатскиц — солда[ ]кий,

флотский — фло[ ]кий, заводсктй — заво[ ]кой, слободской — слобо[ ]кой, людской — лю[ ]кой,

господский — госпо[ ]кий;

ться__боро[ ]я, собира[ ]я, бра[ ]я, виде[ ]я, би[ ]я, боя[ ]я, верте[ ]я, мечта[ ]я, носи[ ]я;

тся__ прося[ ]я, уча[ ]я, решаю[ ]я, смею[ ]я, смотря[ ]я, держа[ ]я, говори[ ]я, сторонни[ ]я,

cтс__большеви[ ]кий, домаркси[ ]кий, по-маркси[ ]ки, реванши[ ]кий, антифаши[ ]кий,

Задание №10. Вставьте,гденужнои, еслинужно,пропущенные буквы.

1. Руководство компании было радо конста (…) тировать, что пре (…) те ( …) дент достоин вакантной

должности и вполне ей соответствует.

2. В дебатах проявил высокую конкурент (…)оспособность. В полемике с оппонентами

скомпроме […]тировать себя не позволил. Характеризуется, как стойки боец и талантливый

воен (…) ачальник.

3. Во внешности есть некоторое сходство с дико (…)бразом. Обладает хорошими навыками игры

в ба (…) дминтон. Любит (произносить)? (поднимать)? отличные грузинские тосты.

4. Прежнее начальство часто поощряло его и (представляло)?, (предоставляло)? продолжительные

отпуска, которые он проводил заграницей, мучаясь ностальгией по (старому месту работы)?, (милым

домашним булочкам)?, (дому)?, (родине)?.

Задание №12.Преобразуйте слова в родительном падеже множественного числа.

абрикосы – ананасы – апельсины – сапоги – чулки –

баклажаны – бананы – мандарины – осетины – носки –

помидоры – яблоки – граммы – панталоны – туфли –

амперы – ватты – вольты – драгуны – гренадеры –

ньютоны – эрги – банкноты – рейтары – гусары –

гектары – рельсы – армяне – грузины – цыгане –

Задание №11. Вставьте, где нужно пропущенные слова или буквы.

1. В результате необходимых усилий юристов инци (…) дент был исчерпан.

2. В решении суда не было повода для диску (т)? (с)? ирования. Главное, чтобы данное происшествие не

стало тем преце (…) дентом, на который опирались бы для оправдания подобных преступлений в

будущем.

3. На улице стояла промозглая, ветреная погода. Боясь простудиться, я (….) кожух и вышел во двор.

Задание №11. Помечая ударения, правильно произнесите слова:

афера, опека, бытие, дебелый, современный, одновременно, зев, хребет, шлем, всплеск, истекший,

комбайнер, пересек, отцветший, оседлый, одноплеменный, принесший,

Задание №10. Определите место ударение в словах:

никчёмный, введённый, ввезённый, внесённый, дарёный, околёсица, гружённый, занесённый, жёлоб,

наведённый, планёр, привёзший, одноимённый, поблёклый, подчёркивать.

§

Как следует произносить правильно: ?Ключ: [п], [б], [ф], [к], [г], [т], [с], [ш], [тш], [ст]

б-п__ хлеборо[ ], спосо[ ], дифирам[ ], ширпотре[ ], стол[ ], коро[ ], коро[ ]ка, гор[ ];

в-ф__ соста[ ], посе[ ], рециди[ ], комди[ ], нормати[ ], акти[ ], коллекти[ ], созы[ ], ло[ ]кий,

[ ]чера, [ ]торой, [ ]полглаза, [ ] три дорога;

г-к__подви[ ], бумеран[ ], митин[ ], демаго[ ], подло[ ], сапо[ ], поро[ ], сдви[ ], гро[ ], ро[ ];

д-т__ докла[ ], обществове[ ], ретрогра[ ], агитпоез[ ], индиви[ ], культпохо[ ], по[ ]шить, на[ ]пись,

ре[ ]кий, по[ ]писать, о[ ]гадать, вразбро[ ], коло[ ]ка;

ж-ш__мира[ ], хронометра[ ], арбитра[ ], монта[ ], ажиота[ ], инструкта[ ], репорта[ ], коллед[ ],

кни[ ]ка, бума[ ]ка;

з-с__деви[ ], самоанали[ ], колхо[ ], сою[ ], синте[ ], ни[ ]кий, погру[ ]ка, у[ ]кий, сколь[ ]кий,

наре[ ]ка, пое [ ] дка;

п-б__ о[ ]варить, о[ ]валять, о[ ]весить, о [ ]ьегорить;

т-д__ фу[ ]бол, моло[ ]ьба, о[ ]бежать, о[ ]брыкиваться, о[ ]бросить, о[ ]брить, о[ ]купорить;

с-з__[ ]горел, [ ]бежал, про[ ]ьба, ко[ ]ьба, [ ] дороги, [ ]бить, [ ]добный.

Задание №11. Расставьте и запомните правильные ударения в этих словах.

а) агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, анатом, августовский, агрономия, агентство,

апартаменты, баловать, бескорыстный, благопристойный, баллотировать, буржуазия, блага,

бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, выборы, выговоры, генезис,

группировать, гербовый, грошовый, гусеница;

б) демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, договорённость, документ, дремота, досуг, доллар,

давнишний, заговор, заиндеветь, закупоривать, заржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, значимость,

издавна, изобретение, изредка, импорт, индустрия, инструмент, информировать, искра, избаловать, иначе,

инцидент, исповедание, исподволь, каталог, катастрофа, квартал, километр, комбайнер, красивее, кухонный,

корысть, кулинария;

в) мастерски, медикамент, металлургия, мизерный, молодёжь, монолог, маневр, мышление, меновая,

намерение, ненависть, никчемный, нормирование, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведомить,

откупоривать, отчасти, одновременно, одноимённый, партер, похороны, премировать, приговор, призыв,

принудить, приобретение, псевдоним, памятуя, предвосхитить, прецедент, пахота;

г) развитой, рассредоточение, рассердиться, ремень, руководить, симметрия, случай, созыв, статут,

соболезнование, сосредоточение, средства, статус, статуя, столяр, современный, таможня, тотчас, теплится,

убыстрить, уведомление, уведомленный, украинец, упомянуть, усугубить, углубить, удить, осуждённый,

фарфор, феномен, формировать, форум, фетиш, филер, ходатайствовать, христианин, цыган, черпать,

шофёр, щавель, эксперт, экскорт, ягодицы.

(В затруднительных случаях обращайтесь к словарям).

Вопросы

по учебной программе предмета:

«основы сценической речи»

1 курс — вокальное отделение.

Педагог Кружков В. Г.

Оцените статью
Бизнес Болика