Иностранные инвестиции: понятие, классификация, способы осуществления
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».
В МЧП различают две формы инвестирования:
Ссуднаяформа — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;
Предпринимательская форма — предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.
Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами.
Правовое регулирование иностранных инвестиций
В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений.
Способы осуществления:
1) Вложение иностранного капитала в уже существующие российские организации путем приобретения иностранными инвесторами доли в уставном капитале уже созданного российского юридического лица
2) Создание новых хозяйственных обществ или товариществ с участием иностранного капитала
3) Создание иностранными фирмами в РФ своих филиалов, представительств и внесение имущества в основные фонды таких структур. Создаются в форме хозяйственных обществ или товариществ
4) Финансирование иностранными инвесторами конкретных проектов, например строительство зданий и сооружений в РФ, покупка акций российских компаний и т.д.
СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ. ПОНЯТИЕ. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ.
Соглашение о разделе продукции является договором в соответствии с которым РФ предоставляет субъектам предпринимательской деят-ти (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении и на ведение, связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федер-го закона.
Сторонами соглашения являются:
РФ от имени которой в соглашении выступает правительство РФ и орган исполнит-й власти субъекта РФ, на территории которого расположен представляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы.
Инвесторы-граждане РФ, иностр-е граждане, юр лица, созданные на основе договора о совместной деятельности, ассоциации юр.лиц. осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в поиски, разведку, добычу минерального сырья и являющихся пользователями недр на условиях соглашения. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, устанавливаются ФЗ. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законом РФ, действующим в день заключения соглашения. Соглашение заключается с победителем конкурса, аукциона. Со стороны государства соглашение подписывают Правительство РФ и ОИВ субъекта РФ. Произведенная продукция компенсационная — компенсируются затраты и поступает в его собственность, и прибыльная — делится м.у гос-вом и инвестором.
27. КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ. ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектов концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, и к нему применяются правила гражданского законодательства о соответствующих договорах, если иное не предусмотрено Законом «О концессионных соглашениях».
Объектом является недвижимое имущество, в частности автомобильные дороги, объекты ж/д транспорта, трудопроводного транспорта, транспорт общего пользования, морсик и речные порты и пр.
Концедент- РФ от имени которой выступает Правительство РФ, субъект РФ, МО.
Концессионер- ИП, российское или иностранное юр лицо либо два и более юр лица, действующих без образования договора простого товарищества.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса. Решение о заключении принимается концедентом. Срок действия соглашения устанавливается с учетом срока создания, реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера.
28. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РЕЖИМЫ ИНВЕСТИЦИЙ.
В соответствие с законодательством РФ в качестве иностранного инвестора могут выступать иностранное ЮЛ, иностранная организация не ЮЛ, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные государства и международные организации. В отношении каждого из субъектов закон делает оговорку, что каждый субъект может осуществлять инвестиционную деятельность только в случае, если в соответствие с его личным законом такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ. С точки зрения теории иностранные инвесторы делятся на 3 группы: Индивидуальные инвесторы – ФЛ, действующие от своего имени и за свой счет· Корпоративные инвесторы – организации производящие инвестирование за счет собственных или заемных· средств. Институциональные инвесторы – финансовые посредники, привлекающие заемные денежные средства для их· вложения в финансовые инструменты. Это всегда профессиональные участники финансового рынка, контролируются ФСФР
§
Гарантии иностранных инвесторов: их основная масса установлена международными соглашениями.· 1) Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Одобрена Международным банком реконструкции и развития в 1985 году, ратифицирована РФ 1992 году. Цель – урегулирование вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестирования. С целью страхования инвестиций от некоммерческих рисков учреждено Международное Агентство по гарантиям инвестиций (МИГА). Это многосторонне агентство по предотвращению и минимизации рисков путем страхования инвестиций. Оно призвано обеспечивать информационное содействие в сфере инвестиций. Застрахованным по Конвенции может быть только такое капиталовложение, которое является экономически обоснованным и является инвестированием на территории развивающейся страны. Приложение к Конвенции — список таких стран. Агентство осуществляет страхование от таких рисков как: 1. перевод валюты – это любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту приемлемую для инвестора. При страховании возмещаются потери, которые возникли в результате введения подобных ограничений, либо возникшие в результате длительной задержки приобретения иностранной валюты 2. экспроприация или аналогичные меры – любое законодательной или административное действие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением. При страховании рисков возможно страхование от скрытой экспроприации. В данном случае размер компенсации – балансовая стоимость застрахованных инвестиций. 3. нарушение договора – любой отказ принимающего правительства с инвестором в тех случаях, когда между ними имеются прямые контрактные отношения и инвестор при этом не имеет возможности обратиться в судебный или арбитражный орган за защитой своих прав. покрываются потери, возникшие в результате нарушения условий договора. 4. война и гражданские беспорядки – любые военные действия или гражданские беспорядки на любой территории принимающей стороны, в том числе революции государственные перевороты и акты терроризма. Страхование данного вида рисков покрывает повреждение или уничтожение активов или полное прекращение реализации проектов. Размер компенсации – по балансовой стоимости активов, либо по стоимости их замены или восстановления. Совет директоров Агентства квалифицированным большинством может утвердить расширение сферы охвата гарантий, но при этом к некоммерческим рискам не могут быть отнесены риски девальвации или обесценивания валюты. Гарантии для инвесторов устанавливаются в отношении каждого инвестора на основе договора. Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта. Договоры заключаются на срок до 15 лет. При наступлении страхового случая и выплате компенсации к агентству переходит право требования. При этом споры между агентством и государствами разрешаются по специальной процедуре, предусмотренной конвенцией. Процедура заключается в следующем: в течение 120 с момента возникновения спора, стороны в состоянии переговоров. Любая сторона в праве передать спор на арбитраж, либо стороны по взаимному согласию могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного сторонами посредника. При вынесении арбитражного решения, оно является окончательным и обязательным для сторон.
Вашингтонская Конвенция 18.03.1965 года, РФ подписала, но не ратифицировала. Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров возникающих в сфере частных инвестиций. С целью создания международного механизма защиты прав инвестора, под эгидой МБРиР был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД). Участвуют 143 государства. В 1979 году одобрен дополнительный протокол к конвенции, он предусмотрел, что спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД, даже если одна из сторон спора не участник конвенции. ИКСИД включает административный совет и секретариат, во главе генеральный секретарь. Он ведет списки примирителей и обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедуры. Каждое государство может назначить в список по 4 человека. Под юрисдикцию ИКСИД подпадают инвестиционные споры при условиях: Письменное согласие сторон· Наличие стороны – участника конвенции· Для разрешения споров 2 процедуры – примирительная и арбитражная. Для первой формируется примирительная комиссия, состоящая из нечетного количества примирителей по соглашению сторон. Суть – достижения соглашения между сторонами на ваимопреемлимых условиях. Стороны обязаны сотрудничать с комиссий и учитывать рекомендации. Результат отражается в протоколе рекомендательного характера. Арбитражная процедура — формируется АС из нечетного числа арбитров. Если стороны не пришли к согласию по поводу арбитров, то суд формируется в составе 3х арбитров, по 1му назначают стороны, 3ий назначается генеральным секретарем ИКСИД (председательствующий). Суд решает вопросы большинством голосов его членов. Арбитражное решение в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Если нет соглашения сторон о применимом праве, то суд применяет нормы государства – стороны в споре. Пересматривается при появлении ранее неизвестного факта, который может существенно повлиять на решение суда.
30. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ДОВЕРЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ И КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Под доверенностью понимается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. В одной стране могут выдаваться доверенности на совершение каких-то действий в другой стране (приобретение или отчуждение имущества, получение денежных сумм, распоряжение вкладом в банке, участие в заседании органов юридического лица и т.д.). В случаях такого рода необходимо установить, право какого государства должно применяться к доверенностям, в частности, для определения действительности доверенности, выданной за границей. Доверенность с правовой точки зрения — это так называемая односторонняя сделка.
Срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность».
В отношении права, подлежащего применению к форме доверенности, специальное правило установлено в абзаце втором п. 1 ст. 1209. В этом правиле предусмотрено, что к форме доверенности как односторонней сделке применяются те же положения, что и к сделке вообще, и именно что «форма сделки подчиняется праву места ее совершения».
В определенных случаях в Российской Федерации от иностранцев требуется обязательное представление доверенностей (например, при ведении дел по получению в России патентов). В других случаях в Российской Федерации выдаются доверенности, предназначенные для совершения действий за границей.
Российское законодательство устанавливает, что консул без доверенностей осуществляет функции по представительству.
2. Согласно ст. 43 Кишиневской конвенции 2002 г. форма и срок действия доверенности определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой она выдана. Такая доверенность с нотариально заверенным переводом на язык договаривающейся стороны, на территории которой она будет использоваться, либо на русский язык принимается на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.
Форма доверенности. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 1209 ГК РФ, форма доверенности подчиняется праву места ее совершения. Аналогичная норма содержится также в ст. 40 Минской конвенции и ст. 43 Кишиневской конвенции. Однако вопрос о форме доверенности способен породить сложности, если право, применимое к сделке, которую должен совершить поверенный, требует нотариального удостоверения доверенности. Если рассматривать это требование исключительно как вопрос формы, а не существа отношений, то действительность доверенности будет определяться согласно праву места ее выдачи, независимо от положений, регулирующих основной договор и требующих нотариальной доверенности. Однако в российском гражданском законодательстве принцип параллелизма форм доверенности и основного акта — это одно из императивных условий действительности основного договора, заключаемого в нотариальной форме. Такая императивная взаимозависимость между формой доверенности и основного акта нарушает принципы международного частного права и, в частности, противоречит правилу locusregitactum*. В конечном счете это вызывает практические сложности при оформлении доверенностей за рубежом для совершения сделок в России.
31. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ И КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Внешнеэкономическая сделка- совершаемая в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Понятие «Внешнеэкономическая сделка» является собирательным. Под эту категорию подпадают не только отдельные виды договоров, такие как международная купля- продажа, международные перевозки и т.д., но и односторонние сделки, например доверенности. Выделяют обязательные и факультативные признаки. Обязательным признаком является нахождение коммерческих предприятий сторон сделки в разных государствах. Вторым является связь сделки с предпринимательской деятельностью. Факультативные признаки: перемещение товаров через государственную границу; различная национальная принадлежность контрагентов; использование при расчете иностранной валюты; специфика рассмотрения споров, вытекающих из ВНЭС(внешнеэкономических сделок)( 2 категории споров: частноправовые, которые могут рассматриваться как в гос судах так и в международных коммерческих арбитражах; публично- правовые рассматриваются в гос судах; специфический круг источников регулирующих ВНЭС.
Обязательственный статут договора, или право, регулирующее существо отношений (права и обязанности сторон, прекращение договора, последствия недействительности договора, и пр.
Статут формы договора- форма сделки подчиняется праву места ее совершения.
Личный статут юр лица- право страны где учреждено юр лицо
§
Исходной коллизионной привязкой является принцип автономии воли сторон- признание за сторонами договоров возможности самим выбирать право, которое подлежит применению.
Можно выделить следующие правила выбора применимого права:
— временные ограничения для выбора применимого права- соглашение сторон возможно при заключении договора или в последующем (при разбирательстве спора в суде или арбитраже)
— способы выражения соглашения о применимом праве. Соглашение должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора (указание в контракте, заключение самостоятельных соглашений о применимом праве, ссылки на документ, содержащий условие о применимом праве)
— форма соглашения сторон о выборе применимого права
— толкование термина «право» (в качестве применимого права можно выбрать лишь действующее право соответствующего государства, а также положения МД)
— выбор права к части договора (можно выбрать применимое право не к договору в целом, а к его части)
ИНКОТЕРМС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЯ, ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНКОТРЕМС- международные правила по толкованию торговых терминов, также именуются торговыми обыкновениями.
ИНКОТРЕМС не являются МД и не требуют формального присоединения к ним государства. ИНКОТРЕМС предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. ИНКОТЕРМС не регулируют вопросы перехода права собственности с продавца на покупателя на проданный товар. ИНКОТРЕМС регулируют только взаимоотношения сторон договора купли- продажи, в том числе обязанности по заключению договоров перевозки и страхования но не регулируют взаимоотношения продавца и покупателя по договорам с перевозчиками и страховщиками.
Все условия понимания и применения состоят из 4 групп:
— группа Е- продавец только предоставляет товар покупателю в своем собственном помещении, в своей стране
— группа F- продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем в своей стране
— группа С- продавец должен заключить контракт на перевозку, не принимая на себя риск потери или повреждения товара вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки.
Группа D- продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ И КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Договор международной купли-продажи – это соглашение о предоставлении товаров определенного вида в собственность, заключенное между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств
Существуют следующие виды договоров:
– договор розничной купли-продажи;
– договор поставки;
– договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
– договор контрактации;
– договор энергоснабжения;
– договор продажи недвижимости;
– договор продажи предприятий.
Коллизионное регулирование: в РФ в качестве применимого права будет избрано право той страны, с которой договор наиболее тесно связан право той страны где находится место жительства или место деятельности продавца. Для стран ЕС действует Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980г. Согласно конвенции, если сторонами не выбрано применимое право, то продажа регулируется внутренним правом страны продавца. Для стран СНГ- Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. при отсутствии соглашения применяется право места совершения сделки.
Материально- правовое регулирование: Венская конвенция о договорах международной купли- продажи товаров 1980г.(она регулирует заключение договора, форму договора(любая), обязательства продавца( поставить товар, предать покупателю), обязательства покупателя( оплатить товар, принять и пр.), ответственность продавца( основной формой ответственности являются убытки) и пр. Конвенция об исковой давности в МК-П товаров 1974г. срок ИД- 4 года
§
Коллизионные вопросы: место причинения вреда. Применяется право страны, где имело место причинение вреда. Исключения: — в случае, когда вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был превидеть наступление вреда в этой стране;- к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей: стороны являются гражданами или юр. Лицами одной и той же страны- применяется право этой страны; — имеют место жительства в одной и той же стране- применяется право этой страны. Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года- если причинитель вреда и потерпевший являются гражданами одного гос-ва-участника, то применяется законодательство этого гос-ва- участника.
МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ И КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Общие правила:
— применяется право страны, где имело место обогащение
— стороны могут договориться о применении права страны суда
— если неосновательное обогащение возникло в связи с существующим или предполагающим правоотношением, по которому приобретено или сбережено имущество, применяется право страны, которому было или могло быть подчинено такое правоотношение.
Наследственные отношения в международном частном праве: общая характеристика,основания наследования, применимое право. Коллизионные проблемы выморочного имущества.
Коллизионные вопросы наследственных правоотношений. В РФ принята раздельная система определения наследственного закона. Раздельная для движимого и недвижимого имущества. Коллизионная норма, закрепленная ст. 1124 ГК применяется к наследованию по закону и по завещанию. В соответствие с п. 1, к наследованию движимого имущества применяется право страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Данная коллизионная норма исходит из принципа презумпции наличия движимого имущества в месте открытия наследства. Что касается недвижимого имущества, оно наследуется по праву страны, где оно находится.
Использование российской коллизионной нормы в области наследования может породить 3 проблемы:
1. проблема квалификации имущества, входящего в наследственную массу 2. сложности, связанные с определением последнего места жительства наследодателя 3. проблема применения иностранного права при его противоречии публичному порядку При наследственных правоотношениях часто возникает проблема обратной отсылки. Наследование имущества, находящегося на территории РФ, оставшегося после смерти иностранного гражданина осуществляется в соответствие с законодательством РФ, применяется ст. 105 Основ законодательства о нотариате. Универсальные конвенции: Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимости 1.08.1989 года Конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности 01.07.1985 года Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц 2.10.1973 года Региональные конвенции: Минская Конвенция о правовой помощи, ст. 44 – принцип равенства, согласно которому граждане каждой из стран могут наследовать на территории других стран в соответствие с национальным правовым режимом. Ст. 45 – территориальная компетенция нотариусов и иных лиц. Оформление прав наследования, если имущество недвижимое – нотариус по месту нахождения имущества, если движимое – нотариус по последнему ПМЖ наследодателя. Ст. 46 — порядок наследования выморочного имущества. Процедура оформления наследственных прав в отношении иностранного лица аналогична процедуре в отношении российских лиц. Российское законодательство исходит из принципа активности нотариуса. Дипломатические и консульские учреждения в праве представлять свих граждан по наследственным делам без специальной доверенности. Во все институты входит вопрос о круге наследников, недостойные наследники, очередность наследования и по наследственному статуту определяется порядок распределения долей в наследственной массе.
Наследование выморочного имущества. Не содержится специальных коллизионных правил о выморочном имуществе. При квалификации по праву РФ понятие выморочного имущества по ГК. Если в соответствие с наследственным статутом такое имущество считается переходящим в собственность государства, то отношения по его наследованию должны подчиняться тому праву, на которое указывают коллизионные нормы 1224 ст. ГК, если иное не предусмотрено международным договором. В праве разных государств объяснение права на наследование выморочного имущества различно. 2 концепции: концепция оккупации – Франция Австрия США имущество переходит как бесхозяйное. При· этом, право переходит в собственность без обременения и долгов. концепция наследования – ФРГ Испания Швейцария Восточная Европа СНГ и Балтия.· Имущество переходит в собственность государства в порядке универсального правопреемства в соответствие с общеустановленными коллизионными привязками. Россия придерживается данной концепции. Вопрос о судьбе выморочного имущества также решается в договорах о правовой помощи. В договоре с Грузией и Польшей установлено общее правило, что движимое имущество передается государству наследодателя, а недвижимое переходит в собственность государства, на территории которого оно находится. Минская и Кишиневская конвенция устанавливает такой же принцип.
§
Одновременно на основании МП, а значит и на основании иностранного права в отношении завещания определяется действительность завещания, завещательные отказы и полномочия исполнителя завещания. Основные практические вопросы возникают в отношении формы завещания и порядка получения сведений о завещании. Говоря о форме завещания российский законодатель предусмотрел правило, которое должно обеспечить максимальную действительность завещаний с точки зрения порока формы. По общему правилу, способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма такого завещания определяется по праву страну, где завещатель имел место жительства в момент его составления. Завещание не может быть признано недействительным в следствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания, либо требованиям российского права. Такие же нормы содержатся в большинстве договоров о правовой помощи. Среди международных документов необходимо отметить Конвенцию о коллизиях законов относительно формы завещательных распоряжений 5.10.1961 года. Вашингтонская конвенция от 26.10.1973 года – типовой закон о форме международного завещания. Создание универсальной формы завещания, которая направлена на упрощение наследственных отношений. Это гибрид разных видов завещания. Каждое государство должно определить круг уполномоченных лиц, которые могут удостоверить международное завещание. Россия к конвенции не присоединилась, но нотариусам рекомендуется придерживаться формы международного завещания. Сведения о завещании – в РФ нет централизованных источников получения сведений о завещаниях. Это ведет к нарушению прав лиц. Для этого учредили национальную систему регистрации завещаний и актов их отмены. Впервые идея создания таких реестров предложена в 1950 году на международного союза латинского нотариата. Еще один механизм существует. 16.05.1972 – Базельская Конвенция, которая установила универсальный режим регистрации завещаний и обмена информацией. Данная конвенция заключена в рамках совета Европы.
Авторские права в международном частном праве: понятие, принципы и сроки защиты.Материально-правовое и коллизионное регулирование.
Авторское право – совокупность правовых норм, которые регулируют порядок использования произведения литературы науки и искусства. Объекты – объекты литературы науки искусства программы для ЭВМ и базы данных. Исключительные права имеют личный неимущественный и имущественный характер. Субъекты – лица, обладающие исключительными правами на произведения и их наследники. Личные права принадлежат автору независимо от имущественных и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом, при условии, что произведение автора иностранца было обнародовано на территории этого государства и ранее не обнародовалось за границей. Предоставление национального режима на условиях материальной взаимности. Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ только при наличии международного соглашения на условиях взаимности.
В отношении произведений иностранных авторов, созданных и изданных за границей, действуют два режима в РФ:
1) охраняемые произведения – произведения, опубликованные в РФ или за границей после 27 мая· 1973 года и подпадающие под действие Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 года (дата вступления Конвенции для РФ). произведения, впервые опубликованные после 13 марта 1995 года и подпадающие под действие· Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года все произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном· признании и защите авторских прав
2) неохраняемые произведения, не подпадающие под вышеуказанные конвенции и договоры. Авторы неохраняемых произведений в праве претендовать на защиту своих прав и на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в РФ. Различные документы устанавливают разные сроки охраны авторских прав. в соответствие с ГК – жизнь автора 70 лет после его смерти, по Бернской Конвенции – 50 лет, по Всемирной Конвенции – 25 лет. Всемирная конвенция устанавливает льготы по охране авторского права для развивающихся государств, произведение иностранного автора может спокойно использоваться в течение 10 лет после опубликования произведения. Обе конвенции исходят из принципа национального режима, то есть произведения граждан любого государства участника конвенции пользуются в каждом другом государстве охраной, которое государство предоставляет произведению впервые опубликованному на его территории. Ни одна конвенция и договоры не включает конкретный перечень охраняемых авторских прав.
§
Патентное право представляет собой комплекс правовых норм, содержащихся в национальном законодательстве и международных договорах, которые регулируют режим промышленной собственности, включающей иностранный элемент. К промышленной собственности относят изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Согласно российскому законодательству интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
Договор о патентной кооперации 19.06.1970 года (в ред. 1984) — условие участия в данном договоре – участие в Парижской Конвенции Правила подачи и последствия международной заявки. Любая, правильно оформленная, международная заявка имеет силу национальной заявки в каждом указанном в ней государстве. Для подтверждения права на патент осуществляется процедура установления соответствия изобретения критериям патентоспособности. Данную процедуру осуществляет Международное Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. При принятии положительного решения заявка рассылается в каждое из ведомств государств, указанных в заявке. Они проводят самостоятельную экспертизу и выносят решение о выдаче патента, либо об отказе. Евразийская Патентная Конвенция 09.09.1994 года (10 государств и в рамках СНГ) – учреждает евразийскую патентную организацию и определяет правила получения евразийского патента. Правом на подачу заявление на патент – изобретатель или его правопреемник вне зависимости от принадлежности к гражданству государства участника. Решение принимает организация и при выдаче патента он действует на территории всех государств участников Конвенции. Соглашение о международной регистрации промышленных образцов 02.07.1999 года. Заявка может быть подано либо через национальное ведомство государства участника либо непосредственно в само бюро Всемирной организации по интеллектуальной собственности. Бюро проводит экспертизу и в случае соответствия промышленный образец регистрируется в международном реестре. Срок охраны – 5 лет с момента регистрации с правом продления. Соглашение о международной регистрации знаков 14.04.1891 года. Требуется подача заявки, охрана знаков осуществляется на территории всех государств участников соглашения, за исключением тех государств, которые при присоединении к соглашению сделали специальное заявление об охране. Срок действия регистрации знака 20 лет Договор о регистрации товарных знаков 1973 года. Международная регистрация знаков через Международное Бюро Всемирной организации.
Принципы:
-Принцип национального режима охраны в п. 1 ст. 2 Парижской конвенции сказано, что в отношении охраны промышленной собственности граждане каждого государства – участника Парижского союза пользуются во всех других государствах – участниках Парижского союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных Парижской конвенцией. Исходя из этого их права будут охраняться так же, как и права граждан данного государства, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам.
—принцип конвенционного приоритета — его суть состоит в том, что право на охраняемый конвенцией объект промышленной собственности получает тот, кто первым подал заявку на него. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну, которая является необходимым условием регистрации объекта права промышленной собственности. Приоритет устанавливается по дате подачи заявки в государстве – участнике Парижской конвенции сроком на шесть месяцев. В соответствии с конвенцией предусмотрен определенный порядок установления права приоритета.
Согласно п. 1 ст. 4(А) Парижской конвенции любое лицо, надлежащим образом подавшее обычную заявку на изобретение, полезную модель или промышленный образец в одном из государств – членов Парижского союза, либо правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других государствах-членах правом приоритета в течение сроков, указанных в ст. 4(С). Эти более поздние заявки впоследствии будут рассматриваться, как если бы они были поданы в тот же день, что и первая (или более ранняя) заявка. Другими словами, эти более поздние заявки имеют статус приоритетных по отношению ко всем заявкам, относящимся к тому же объекту промышленной собственности и поданным после даты подачи первой заявки. Они также имеют статус приоритетных по отношению ко всем действиям, совершенным после этой даты, которые обычным образом были бы способны лишить юридической силы права заявителя.
Согласно п. 2 ст. 4(А) Парижской конвенции основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждого государства – члена Парижского союза или с двусторонними (многосторонними) соглашениями, заключенными между государствами – членами Парижского союза. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки (п. 3 ст. 4(А)). Ни одно государство – член Парижского союза не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе и установленных в разных странах. Данную норму обеспечивает и ст. 4 bis о независимости патентов, полученных на одно и то же изобретение в разных странах. Независимость патентов, выданных на одно изобретение, не затрагивает обычных сроков действия, которые могут быть прекращены только по другим правовым основаниям (например, ввиду неуплаты патентной пошлины).
§
«Хромающий» брак – это брак, заключённый между гражданами разных государств, действительный на территории одного государства и недействительный на территории другого государства.
Принципы регулирования брачно-семейных отношений, которые должны соблюдать все государства: 1) мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право на вступление в брак 2) право на вступление в брак не может быть ограничено на основании расы, национальности и религии 3) брак может быть заключён только при полном и свободном согласии сторон 4) мужчины и женщины должны пользоваться одинаковыми правами при вступлении в брак 5) семья должна пользоваться защитой со стороны государства 6) особой защитой должны пользоваться дети.
При заключении бракадействуют следующие коллизионные привязки: личный закон физического лица (но в разных государствах он по-разному· применяется и действует). Действует для граждан Италии, Германии, Испании, Греции, Австрии, Бельгии, Египта, Швеции. Закон Домицилия используется в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании Совместное применение закона гражданства и закона Домицилия применяется в Болгарии и во Франции закон места совершения брака – США, Канада, страны Латинской Америки.· Согласно СК РФ форма и порядок совершения брака на территории РФ определяется по российскому праву, а на условия совершения брака на каждого из лиц, вступающих в брак, распространяется законодательство государства, гражданином которого это лицо является в момент заключения брака. Во всех правовых системах при заключении брака предъявляют особые требования к формальным и материальным условиям: 1) материальные условия заключения брака – это обстоятельства, с наличием или отсутствием которых закон связывает вопрос о действительности брака: a. (действует только в моногамных) отсутствие состояния какого-либо из будущих супругов в других браках b. Достижение лицами, вступающими в брак определённого возраста c. Отсутствие между лицами, вступающими в брак, отношений родства или свойства. 2) Формальные условия вступления в брак – это требования, которые предъявляются к процедуре оформления брака: закон места совершения брака.
Процедура оглашения вступления в брак (в СМИ должна быть опубликована дата вступления будущих супругов; если в течение срока не поступит обоснованного возражения, брак зарегистрируют.. В некоторых странах требуется специальное разрешение на вступление в брак. Консульские браки предусмотрены практически везде. Условия заключения консульских браков – это браки, заключённые на территории консульства. Браки российских граждан РФ могут заключаться как в России, так и заграницей, а также на территории консульств (дипломатические, консульские представительства). Браки между иностранными гражданами, заключённые в России, в посольстве или консульстве иностранных государств, признаются действительными на территории РФ на условиях взаимности, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула. Заключение смешанных браков, как правило, на территории консульств не разрешается. При заключении брака на территории консульства к материальным условиям предъявляются требования, соответствующие личному закону лиц, вступающих в брак, а к формальным условиям – требования, предъявляемые к государственным бракам.
Как правило, если расторжение брака возможно, то только в судебном порядке. Расторжение брака по российскому законодательству с иностранным элементом. Если брак расторгается между российским гражданином и иностранным гражданином, либо лицом без гражданства на территории РФ, то применяется российское право. При расторжении брака между российскими гражданами и иностранными гражданами за пределами России, расторжение будет признано действительным, если соблюдено законодательство страны, в котором производится расторжение брака. Российские граждане могут расторгать браки с иностранными гражданами как на территории страны, так и за пределами РФ, даже если оба супруга проживают за пределами РФ. Если заявление о расторжении брака подаётся в российский суд вне зависимости места жительства истца или ответчика, гражданин, проживающий за границей должен быть надлежащим образом извещён о всех обстоятельствах дела, о месте и времени рассмотрения. С этой целью ему направляется копии документов и повестка о явке в суд. В этих случаях суды используют международные договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам и Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года. Вручение судебных документов осуществляется посредством вручения через МИНЮСТ РФ. Если все требования соблюдены, то дело рассматривается по правилам, которые установлены для российских граждан. В случае неявки надлежащим образом извещённой стороны, дело может быть рассмотрено и в её отсутствие. При этом при расторжении брака, применяется как российское материальное, так и российское процессуальное право, если иное не предусмотрено международными договорами.
§
Личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов . в соответствии с СК правоотношения супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства . если совместное место жительства отсутствует, то применяется право государства, на территории которого они имели последнее совместно место жительства. Однако, если супруги вообще не имели совместного места жительства будет применяться закон суда.
В случае несовпадения места жительства супругов на момент рассмотрения спорка право их первого совместного места жительства может быть значительно оторвано от рассматриваемых отношений. именно в связи с этим некоторые государства применяют право общего гражданства супругов или право гражданства одно из супругов для восполнения пробелов.
В соотв. со ст. 161 СК РФ при заключении брачного договора или оглашения об уплате алиментов супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства могут избрать применимое право к их соглашению, но в любом случае такое соглашение должно быть заключено письменной форме для того что бы российский суд принял его во внимание.
Особенности правового статуса детей в трансграничных семьях. Личные и имущественныеотношения родителей и детей: материально-правовое и коллизионное регулирование.
Статья 163. Права и обязанности родителей и детей
Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
Статья 164. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи
Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.
Иностранное усыновление: коллизионное регулирование.
Усыновление — это такой юридический акт в силу которого му усыновленным ребенком и лицом, или лицами принявшими на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения существующие му родителями и детьми. В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицом без гражданства детей являющихся российскими гражданами российский законодатель предусматривает, что усыновление производится в соответствии с законодательством гос-ва, гражданином которого является усыновитель. В СК были приняты изменения, были установлены новые правила правительством РФ. согласно конвенции ООН “о правах ребенка” — обеспечение наилучших интересов ребенка. Усыновлению допускают только несовершеннолетних детей. Постановление правит об организации централизованного учета детей оставшихся без попечения родителей — стоять на учете должна 3 мес. Учет ведется органами исполнительной власти суб федерации — мин просвещения. Приоритет усыновления остается за российскими гражданами. Усыновление произв судом и после разрешения. должны предоставить характер, доходы, о месте жительства, справка с места работы, мед заключение, свидетельство о браке, разрешение на выезд и тд. Все документы проходят процедуру легализации или посьпвитьапостиль. Суд дает органу опеки и попечительства поручение дать заключение об усыновлении ребенка — к заключению прилагаются справки о здоровье. Дело рассматривается в закрытом заседании, участвует прокурор, представитель органа опеки и попечительства и ребенок если решит суд. Затем суд направляет документы в загс. Не допускается посредническая деятельность по усыновлению. положения об усыновлении содержатся в двусторонних договорах — польша. кишиневская конвенция, гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в мунар усыновлении. Коллизионное правило усыновление подчиняется праву страны гражданином которой является усыновитель. Минская конвенция 1993 и протокол к ней 1997 — ч 3 семейные дела содержатся правила о закл брака, растор, признан брака недействит, оспоримость и удостоверен отцовства, усыновление — эти правила широко примен в странах снг. новая редакция конв была принята в кишиневе 2002.
). Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории. Усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится, согласно ст. 165 СК РФ, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является Усыновитель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну. В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124—126,129—132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При усыновлении ребенка приоритет в соответствии с Конвенцией ООН всегда за усыновителем —российским гражданином, проживающим в России. Учреждение, производящее усыновление ребенка —иностранного гражданина, должно получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление. В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданином которого они являются. Если такие документы заявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министер- стве юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом. Наряду с этими документами, свидетельствующими о содержании норм иностранного права, иностранный усыновитель должен представить в российский суд целый ряд иных документов. Усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. 3 ст. 165 СК РФ). В 1995 году были установлены определенные гарантии обеспечения интересов ребенка в случаях усыновления. Ребенок, являющийся гражданином России, может быть усыновлен иностранным гражданином в случае, если по законодательству принимающего государства он будет признан в качестве законного члена семьи усыновителя и пользоваться равными с другими членами его семьи правами, а также при условии, что законодательство принимающего государства гарантирует этому ребенку предоставление прав в не меньшем объеме, чем законодательство РФ. При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства должны учитывать этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания. Согласно Минской конвенции, так же как и по российскому законодательству, усыновление и его отмена регулируются законодательством страны, гражданином которой является усыновитель. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо, кроме того, получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого является обязательным условием усыновления. Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран —участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяется законодательство и той и другой страны. Органом, правомочным производить усыновление и его отмену, является компетентный орган страны гражданства усыновителя. Если супруги-усыновители имеют общее гражданство, вопросы усыновления рассматриваются в стране, в которой они имели последнее совместное место жительства или место пребывания
§
Понятие международного гражданского процесса (МГП).
Включает в себя комплекс вопросов, связанных с защитой прав иностранцев в т.ч. иностранных ЮЛ, а также связано с порядком и особенностями рассмотрения в судах гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом.
Фактически МГП является формой реализацией гражданских прав, но одновременно он может рассматриваться как публичное правоотношение.
Термин МГП носит условный характер. В данном случае «международный» означает наличие гражданского правоотношения с иностранным элементом. Как правило, МГП понимается как составная часть национального гражданского и арбитражного процесса. Рассмотрение дел в государственных судах.
МГП охватывает следующий круг вопросов:
· Гражданско-процессуальное положение иностранных лиц (в т.ч. государств, межправительственных организаций).
· Определение международной подсудности гражданских дел.
· Порядок установления содержания применимого иностранного права.
· Порядок и способы исполнения иностранных судебных поручений.
· Признание и исполнение иностранных судебных решений.
· Нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников гражданского оборота (в т.ч. действие по легализации иностранных элементов).
Содержание МГП в международных документах не раскрывается. В настоящее время не сложилось единого мнения о правовой природе МГП.
Главный вопрос – о месте МГП в системе права:
1 т. з. – МГП это элемент национального процессуального права (Звеков, Марышева, Садиков, Ярков).
2 т.з. – МГП это новая отрасль в рамках внутригосударственного права (Федосеева).
3 т. з. – МГП составная часть МЧП (большинство авторов – если под МЧП понимать самостоятельную правовую отрасль).
4 т.з. – МГП это международное публичное право – в основном распространена зарубежом.
Нормы МГП содержаться в многочисленных универсальных и региональных Конвенциях.
К универсальным – Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Гаагская Конвенция о вручении заграницей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г.; Брюссельская Конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров 19868 г.; Гаагская Конвенция о получении заграницей доказательств по гражданским и уголовным делам 1970 г.
Региональные конвенции – Минская и Кишиневская Конвенция и правовой помощи в рамках СНГ; Конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. все Договоры о правовой помощи.
Национальные источники – ГПК и АПК РФ, а также в части ФЗ «Об исполнительном производстве».
Международная подсудность.
Она устанавливает подпадает ли под компетенцию национальных судов конкретного государства разрешение правового спора, осложненного иностранным элементом.
В целом в мировой практике предусмотрено 3 основных способа определения международной подсудности:
1) По принципу гражданства сторон (латинская система) – компетентным является суд того государства, национальность которого имеет одна из сторон спора (Франция и Италия).
2) По месту жительства ответчика– Германия, Швейцария, Япония.
3) По признаку фактического присутствия ответчика – Великобритания. Дело возбуждается по фактической возможности вручения ответчику повестки в суд.
При определении подсудности с участием иностранных лиц в первую очередь необходимо определить государство к подсудности которого относится спор. Только после этого должны применяться критерии и территории подсудности внутри страны. РФ исходит из второго способа определения подсудности, но при этом действующее законодательство устанавливает большое количество изъятий в целях придания компетентности российскому суду.
Подсудность дел с участием иностранцев определяется ст. 402 ГПК РФ. Одновременно устанавливается перечень дел с участием иностранных лиц, чья подсудность по отношению к российским судам является исключительной. Это дела о праве на недвижимость, которая находится на территории РФ; дела, возникающие из договора перевозки, если в деле участвует российский перевозчик; дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют жительство в РФ; любые споры по делам из публичных правоотношений; отельные категории дел о производства – о фактах имеющих юридическое значение и об усыновлении. Плюс ст. 247, 248 АПК РФ.
Международные договоры могут назначить иную подсудность. Главным документом для РФ – положение Минской Конвенции. Есть дополнительные правила – если в деле участвуют несколько ответчиком, которые имеют место жительство в различных государствах, то спор будет рассматриваться по месту жительства любого ответчика по выбору истца. Исключение: Суд может быть компетентен в том случае, если на территории его государства осуществляется хозяйственная деятельность ответчика, во-вторых, если на территории данного государства исполняется договор хотя бы частично, в-третьих, если на территории такого государства имеет постоянное место жительство истец по иску о защите чести, достоинства, деловой репутации. Подсудность может быть изменена на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.
Конфликт юрисдикции – наиболее сложная проблема МГП. Конфликт может проявляться:
1) Может быть положительный конфликт – 2 и более государств претендуют на подсудность данного дела.
2) Отрицательный конфликт – все суды отказываются.
Все конфликты юрисдикции разрешаются правилами о международной подсудности, которые закрепляются в международных договорах.
§
1.МКА – определенный механизм разрешения споров между коммерсантами разных государств
2.МКА — учреждение для рассмотрения и разрешения споров из международных коммерческих отношений
3.МКА – состав третейского суда, который рассматривает спор.
Необходимо отличать от 2х понятий – государственные АС (это гос.учреждение) и межгосударственный публичный арбитраж (третейский суд в Гааге, ст. 33 Устава ООН) Действующее законодательство выделяет следующие критерии компетенции МКАС:
1. Наличие заключенного арбитражного соглашения, которое будет соответствовать установленным требованиям 2. предметный критерий, который определяет характер спорных отношений — международные коммерческие дела 3. субъективный критерий – состав сторон правоотношений 1 из сторон должна быть иностранной ст. 1 ФЗ о МКАС – МКА компетентен рассматривать споры, в которых коммерческое предприятие хотя бы 1 из сторон находится за границей, кроме того, споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений, созданных на территории РФ между собой и с другими российскими субъектами. Проблемы, связанные с компетенцией МКАС могут возникнуть: когда арбитражное решение действительно, но 1 из сторон оспаривает полномочие именно· данного МКАС когда оспаривается действительность сделки, в связи с которой заключено данное соглашение· когда оспаривается действительность самого арбитражного соглашения· Компетенция МКАС исходит из воли сторон, выраженной в арбитражном соглашении и зависит от: 1. права, применимого к арбитражному соглашению 2. от права места арбитража 3. от права страны, в которой будет исполнено решение Передача дела в МКАС возможна только в случае наличия арбитражного соглашения, на него также распространяется принцип автономии воли и свободы договора
Арбитражное соглашение – неотъемлемое условие рассмотрения спора в арбитраже и представляет собой заключенный между сторонами внешнеэкономической сделки гражданско-правовой договор об установлении процессуальных прав и обязанностей, направленных на передачу возможных споров, в избранное по взаимному согласию негосударственное арбитражное учреждение или арбитраж ад хок. Арбитражное соглашение выполняет функции: средство защиты права· это гражданско-правовой договор: к АС применяются все положения гражданского· законодательства, которые регулируют сделки и последствия их недействительности АС – это сделка, в силу которой стороны отказываются от государственных форм защиты своих· прав АС представляет собой взаимную возмездную сделку· АС – это сделка с особым правовым статусом, заключается в его процессуальном характере. Оно· имеет пророгационный и дерогационный эффект АС должно соответствовать требованиям формы содержания воли и дееспособности сторон. Вопрос о действительности АС может решаться только в отношении заключенного соглашения. Существенные условия АС: Предмет должен быть сформулирован как необходимость арбитражного (третейского) порядка· рассмотрения спора Арбитражный орган, который рассматривает дел, а также порядок формирования арбитража,· если избран арбитраж ад хок. Круг вопросов, который подлежит рассмотрению· Применимое право· Случайные условия – место проведения, язык рассмотрения, количество арбитров, допустимость или недопустимость обжалования решения.
3 вида соглашений:1. Арбитражная оговорка – соглашение включается в основной контракт в виде отдельных условий. 80- 85% всех договоров ее содержат. 2. Арбитражный договор – это отдельный документ, который устанавливает компетенцию арбитража на рассмотрение спора, который может возникнуть в будущем. На практике – между субъектами постоянного сотрудничества, в отношении всех договоров 3. Третейская запись – в виде отдельного документа, содержит условия о рассмотрении в арбитраже уже возникшего спора. Нью-йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных Решений 1958 года. Эта конвенция требует обязательной письменной формы соглашения. РФ участвует в конвенции. В теории МКА существует понятие автономности арбитражного соглашения, при этом автономность рассматривается в 2х аспектах: 1. автономность соглашения от основного договора 2. автономность соглашения от национального законодательства.
Компетенция международных коммерческих арбитражных судов. Соотношениекомпетенции международных коммерческих арбитражных судов с государственнымиарбитражными судами и третейскими судами
Действующее законодательство выделяет следующие критерии компетенции МКАС:
1. наличие заключенного арбитражного соглашения, которое будет соответствовать установленным требованиям
2. предметный критерий, который определяет характер спорных отношений — международные коммерческиедела
3. субъективный критерий – состав сторон правоотношений 1 из сторон должна быть иностранной
ст. 1 ФЗ о МКАС – МКА компетентен рассматривать споры, в которых коммерческое предприятие хотя бы 1 из сторон находится за границей, кроме того, споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений, созданных на территории РФ, между собой и с другими российскими субъектами.
Проблемы, связанные с компетенцией МКАС могут возникнуть:
· когда арбитражное решение действительно, но 1 из сторон оспаривает полномочие именно данного МКАС
· когда оспаривается действительность сделки, в связи с которой заключено данное соглашение
· когда оспаривается действительность самого арбитражного соглашения
Компетенция МКАС исходит из воли сторон, выраженной в арбитражном соглашении и зависит от:
1. права, применимого к арбитражному соглашению
2. от права места арбитража
3. от права страны, в которой будет исполнено решение
На него также распространяется принцип автономии воли и свободы договора.
§
Обращение сторон в арбитраж исключает компетенцию государственных судов, так как междкоммерч спор может рассматриваться как в МКАС, так и в гос судах.
В большинстве стран наличие действительного арбитражного соглашения не влечет автоматического отказа гос суда от юрисдикции рассматривать спор. Если, несмотря на существование арбитражного соглашения, одна из сторонг предъявляет иск к другой стороне в гос суд, то последняя для отвода гос суда должна сделать в суде соответствующее заявление. Незаявление возражений рассматривается как согласие с компетенцией гос суда.
В России гос суд, установив наличие действительного арбитражного соглашения, автоматически стороны в арбитраж не направляет.
Согласно Росс законодательству даже наличие арбитражной оговорки не означает автоматического исключения юрисдикции гос суда. Если истец при наличии арбитражного соглашения, идет в гос суд, росс суд обязан принять такой иск к рассмотрению, при условии, что ответчик, основываясь на арбитражном соглашении, не заявит отвод гос суду в своем первом ходатайстве или, во всяком случае, до момента принятия судебного акта по существу. Если гос суд придет к выводу, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено, он также может рассматривать дело. Недействительность возникает вследствие общий оснований недействительности сделок. Невозможность- проистекает из неправильно сформулированной оговорки.
Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в РФ. Нормативноерегулирование, порядок исполнения. Основания для отказа в признании и исполнении.
В отличие от исполнения решений гос судов, исполнение решений иностранных арбитражей осуществляется единообразно благодаря действию Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.(Нью-Йоркская конвенция). В соотв с этой конвенцией государства-участники договорились признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение на тех же условиях, что и внутренние арбитражные решения.
Согласно Н-Й конвенции решения иностранных МКА подлежат исполнению в РФ. Обычно они исполняются в добровольном порядке.
Если решение иностранного третейского суда носит предпринимательский характер, то оно исполняется в соответствии с требованиями АПК РФ. Если же спор не связан с осуществлением ПД(предпрдеят), то исполнение таких решений- компетенция судов областного звена общей юрисдикции.
В соответствии с АПК взыскатель должен обратиться с заявлением о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения в АС суб РФ по месту нахождения или месту жительства должника, а если оно неизвестно- по месту нахождения имущества должника. Процедура рассмотрения заявления по АПК соответствует той, которая применяется при исполнении решения иностранного суда: заявление рассматривается в судебном заседании с извещением сторон, в котором судья устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного арбитража путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений.
Основания отказа
1.противоречие исполнения решения иностранного арбитража публичному порядку РФ
2.те основания, которые предусмотрены МД РФ и ФЗ «о МКА».
В ФЗ «о МКА» предусмотрены след основания:
1.недееспособность сторон арбитражного соглашения или его недействительность
2.неуведомление стороны о назначении арбитра или разбирательстве
3.выход решения за пределы арбитражного соглашения
4.несоответствие состава арбитража или процедуры арбитражному соглашению или законодательству
5.невозможность объекта спора быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ.
6.противоречие арбитражного соглашения публичному порядку.
7.решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено в стране, где оно было вынесено.
Понятие и формы иностранных инвестиций
Иностранное инвестирование — одна из основных форм международных экономических отношений.
Под иностранным инвестированием понимается вывоз за рубеж или ввоз из-за рубежа средств в материально-вещественной или в денежной форме в целях получения прибыли.
Иностранное инвестирование имеет принципиальное отличие от другой важнейшей формы международных экономических отношений — международной торговли. Это отличие состоит в переходе права собственности. Если при международной торговле право собственности переходит с продавца на покупателя в момент продажи товара и владелец товара получает прибыль однократно, то при иностранном инвестировании право собственности сохраняет инвестор как владелец капитала, который многократно получает прибыль на вложенный капитал.
Различают две основные формы капитала: ссудный и производительный.
Под ссудным, или финансовым, капиталом понимается капитал, приносящий владельцу доход в форме фиксированного процента. Финансовый капитал включает: международные займы и кредиты, финансовую помощь, гранты в рамках официальной помощи в целях развития (в общей сумме помощи должно быть не менее 25% субсидий), международные операции с ценными бумагами.
Производительный капитал, или инвестиции, приносит доход в форме дивидендов, размер которых неодинаков и зависит от суммы полученной прибыли. Производительный капитал существует в виде прямых, или портфельных, инвестиций. Главное различие между ними заключается в том, что прямой инвестор обладает правом контроля над вложенными средствами, а портфельный такого права не имеет.
По срокам различаются капиталопотоки: краткосрочные (на срок до 1 года), среднесрочные (на срок от 1 до 3 лет) и долгосрочные (на срок свыше 3 лет).
В зависимости от источника происхождения выделяют частные инвестиции и государственные, или официальные, инвестиции.
По методологии МВФ, инвестиции подразделяют на три группы:
- • прямые;
- • портфельные;
- • прочие.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Как правило, под прямыми инвестициями (direct investments) понимается владение резидентами одной страны активами других стран в целях получения контроля над использованием этих активов.
Однако долгое время содержание понятия «прямые инвестиции» постоянно менялось — оно связывалось в основном с получением контроля инвестором или (в широком смысле) означало долгосрочный интерес инвестора и его большое влияние на управление компанией, в которую вложен капитал.
В специальной литературе есть два понятия — прямые зарубежные инвестиции и прямые иностранные инвестиции. Различие между ними связано со статистикой.
Понятие «прямые зарубежные инвестиции» (ПЗИ) включает инвестиции, вложенные страной-инвестором в страну-реципиент (т.е. приобретение долевого капитала в размере не менее 10% уставного капитала и внутрифирменные займы и кредиты, или инвестиции, которые буквально пересекают границу между двумя странами).
Понятие «прямые иностранные инвестиции» (ПИИ) более широкое и включает как инвестиции, пересекающие границу между страной-инвестором и страной-реципиентом, так и реинвестированные инвестиции (которые были получены инвестором в принимающем государстве и вновь вложены в принимающую экономику, т.е. не пересекали границу между странами).
В платежном балансе ПИИ трактуются как приобретение 10% и более уставного капитала фирмы. В целом определение ПИИ значительно изменилось. Более того, разные толкования встречаются в практике отдельных стран, несмотря на усилия со стороны международных экономических организаций унифицировать это понятие, столь важное для современной мировой экономики.
Среди международных организаций следует выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международный валютный фонд (МВФ). Обе эти авторитетные организации, трактуя понятие ПИИ, стремятся избежать идеи контроля, распространенной в литературе по мировой экономике. Вместо нее предлагается более широкая и неопределенная концепция.
Согласно ей прямые иностранные инвестиции отражают цель долгосрочной заинтересованности резидента одной страны (его называют прямым инвестором) в получении собственности, находящейся в другой стране (речь идет о предприятии с иностранными инвестициями).
Понятие ПИИ, разработанное ОЭСР и МВФ, расплывчато, поэтому его практическое применение достаточно проблематично. В связи с этим ОЭСР и МВФ разъясняют рассматриваемый термин.
По рекомендации ОЭСР {1996 г.) предприятие с иностранными инвестициями должно определяться как инкорпорированное или неинкорпорированное предприятие, в котором зарубежный инвестор владеет 10% и более обычных акций или акций с правом голоса инкорпорированного предприятия, или эквивалентным количеством акций неинкорпорированного предприятия.
ПИИ могут быть организованы: в форме дочерних компаний, в которых инвестор-нерезидент владеет более 50% уставного капитала; в форме ассоциированных компаний, в которых инвестор-нерезидент владеет 50% и менее уставного капитала; филиалов, полностью или частично принадлежащих на правах совместной собственности неинкорпорированным компаниям.
По мнению экспертов МВФ, концепция ПИИ на практике используется шире, чем концепция установления контроля со стороны зарубежного инвестора. Это связано с необходимостью отличать зарубежные фирмы от резидентных национальных компаний. ПИИ, взятые в отдельности, могут принадлежать различным ТНК, и вполне возможно, разных стран.
ПИИ часто финансируются из доходов от зарубежной деятельности, поэтому должны также учитывать долю прямого инвестора в реинвестированных доходах компаний, которые не распределяются как дивиденды зарубежных филиалов или доходы, не переведенные прямому инвестору.
По своей структуре ПИИ состоят из материальных и нематериальных активов.
См.: OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment. Third Edition. Paris, OECD, 1996. P. 20.
К материальным активам относятся: капитал в форме акций, обеспечивающий покупку прямым зарубежным инвестором доли фирмы в данной стране (не менее 10% уставного капитала); реинвестированные доходы; внутрифирменные займы и долговые сделки, а именно краткосрочные и долгосрочные займы и заимствования между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями.
Для ПИИ, в частности, характерно, что они частично финансируются за счет реинвестированных доходов (как отмечалось, ОЭСР и МВФ рекомендуют считать долю в реинвестируемых доходах компании прямыми инвестициями). К портфельным и прочим инвестициям это не относится.
Показатели удельного веса реинвестируемых доходов в общем объеме вывоза ПИИ сильно разнятся для разных стран и в разные годы. Здесь сказывается влияние таких факторов, как валютный контроль и валютные ограничения, а также различия в системах налогообложения доходов от ПИИ.
Тем самым рассматриваемый показатель изменяется в зависимости от места получения доходов, места их аккумулирования, времени начала их вывоза. Последнее оказывается самым важным — чем больше срок вложения средств, тем выше доля реинвестируемых доходов в совокупных ПИИ, и наоборот.
Нематериальные активы — еще один существенный элемент прямых инвестиций, они включают в себя технологии, торговые марки (бренды), управленческий опыт и проч. Именно нематериальные активы позволяют отличить ту или иную компанию.
К особенностям прямых инвестиций следует отнести:
- 1) предоставление инвестору право контроля над вложенными средствами;
- 2) долгосрочные капиталовложения. По оценкам экспертов МВФ, прямые инвестиции, однажды вложенные в экономику страны, уходят из нее в виде вывоза прибыли и других форм доходов через 8 лет;
- 3) прямые инвестиции составляют не менее 10% акционерного капитала компании;
- 4) сопровождаются передачей нематериальных активов;
- 5) первоначальный эффект оказывают на микроуровне благодаря эффекту передачи технологий и затем проявляются на макроуровне;
- 6) преобладают в странах с более низкими среднедушевыми доходами, так как являются долгосрочными капиталовложениями и менее чувствительны к риску нестабильности экономики страны- реципиента.
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
По определению МВФ, портфельные инвестиции {portfolio investments) — капитал, вложенный резидентом одной страны в акции и долговые ценные бумаги предприятия в другой стране с целью получения доходов.
Эти вложения необязательно связаны с существенным и долгосрочным интересом инвестора в приобретении данного предприятия. Портфельные инвестиции трактуются как капиталовложения, не дающие зарубежному инвестору права контроля. Они являются «горячими деньгами», или спекулятивным капиталом, вследствие потенциального риска быстрого оттока капиталов из-за различий между странами в уровнях процентных ставок. В соответствии с методологией платежного баланса портфельные инвестиции составляют менее 10% уставного капитала компаний.
Портфельные инвестиции осуществляются ради получения прибыли и снижения риска благодаря портфельной диверсификации капитала (в основном это активы, в ряде случаев — обязательства). С точки зрения принимающей страны, портфельное инвестирование не ведет к утрате местного контроля над собственностью компании, которая может полностью принадлежать местным фирмам, а также быть совместным предприятием или дочерней компанией ТНК.
Портфельные инвестиции представляют собой финансовые инструменты, служащие объектом торговли на организованных и неорганизованных финансовых рынках. Это облигации, акции, денежнорыночные инструменты. Портфельные вложения в виде акций означают требования к резидентным инкорпорированным предприятиям, распространяющиеся на их акции, активы, доли, совместные фонды, инвестиционные трасты.
К долговым ценным бумагам относятся и гарантии, и денежно-рыночные инструменты (казначейские обязательства, коммерческие и финансовые бумаги, сертификаты на депозиты не более года), и производные инструменты (деривативы). Последние включают опционы, форвардные контракты, сделки своп.
Опцион — право продавать или покупать ценные бумаги или собственность в определенное время и по определенной цене в соответствии с соглашением. Разновидностью опциона является валютный опцион, т.е. право купли или продажи валюты по фиксированной цене.
Форвардные контракты представляют собой сделки, предполагающие, что товары поставляются после оформления контракта.
Сделки своп — операции по одновременной купле (продаже) иностранной валюты за наличные и продаже (покупке) ее на срок.
Деривативы содействуют портфельной диверсификации, снижают риски, позволяют обходить государственные ограничения и снижать налоги на капитал, а также избежать регулирования с совещательным правом. Благодаря этому они интенсифицируют динамику совокупных трансграничных капиталопотоков.
Таким образом, портфельными инвестициями считают покупку зарубежными инвесторами ценных бумаг, выпущенных компанией или государством. При этом инвесторами могут быть компании, коммерческие банки, инвестиционные трастовые фонды, в частности пенсионные, хеджевые, совместные, общественные и региональные фонды.
Отличительные особенности портфельных инвестиций:
- 1) отсутствие контроля инвестора над вложенными средствами;
- 2) возможность служить объектом продажи;
- 3) подразумевают приобретение менее 10% уставного капитала компании;
- 4) являются краткосрочными капиталовложениями. По оценкам экспертов, однажды вложенные инвестиции уходят из принимающей страны в форме различных доходов в течение 4—5 лет;
- 5) не сопровождаются передачей нематериальных активов;
- 6) первоначально сказываются на макроуровне, так как влияют на динамику цен на активы, и затем сказываются на уровне предприятия;
- 7) преобладают в странах с высокими доходами на душу населения, так как высокочувствительны к экономическим и политическим рискам нестабильности. Их высокий уровень является свидетельством развитости экономики принимающей страны.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЯМЫХ И ПОРТФЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Таким образом, прямые и портфельные зарубежные инвестиции имеют разную природу и неодинаково сказываются на экономике принимающей страны. Можно выделить следующие различия:
- • прямые инвестиции предоставляют инвестору права контроля, портфельные — нет;
- • прямые инвестиции предполагают приобретение 10% и более уставного капитала компании, портфельные — менее 10%;
- • прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, портфельные — напротив, краткосрочными. Однако современные тенденции, присущие мировым рынкам капитала, таковы, что многие институциональные инвесторы держат долгосрочные активы в зарубежных компаниях, не имея права контроля (характерного для прямых вложений), т.е. различие между прямыми и портфельными инвестициями в этом смысле становится малосущественным;
- • разные источники финансирования: прямые инвестиции финансируются за счет внутрифирменных связей, портфельные обычно предоставляются национальными компаниями и банками. В последнем случае увеличивается предложение денежной массы и растут цены. Прямые инвестиции, в отличие от портфельных, определяют фирменную и отраслевую специфику инвестора;
- • прямые и портфельные инвестиции неодинаково влияют на экономику и состояние финансовых рынков в стране-инвесторе и стране-реципиенте. Если первые стимулируют передачу технологий и расширяют доступ инвесторов на внутренний рынок, то вторые могут стимулировать развитие внутреннего рынка принимающей страны. Портфельные инвестиции первоначально оказывают сравнительно сильный макроэкономический эффект, определяя динамику цен на активы и ликвидность финансового сектора. Напротив, прямые инвестиции больше сказываются на микроэкономическом уровне, содействуя изменению структуры производства в стране-реципиенте;
- • портфельные инвестиции носят более дестабилизирующий характер по сравнению с прямыми, хотя их конечный результат зависит от политики дочерних компаний. Впрочем, прямые инвестиции также могут увеличивать дефицит платежного баланса страны- реципиента: они хеджируют валютные риски на основе сбалансированности активов и пассивов в разных валютах благодаря банковским займам и портфельным инвестициям. Следовательно, хотя материальные активы остаются в принимающей стране, ТНК могут переводить свои финансовые ресурсы в другие страны;
- • для зарубежных портфельных инвестиций характерно вложение на сравнительно короткие сроки, а также большая ликвидность по сравнению с прямыми инвестициями;
- • прямые инвестиции сопровождаются передачей нематериальных активов, что нехарактерно для портфельных инвестиций.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ
Политика в отношении ПИИ и портфельных иностранных инвестиций схожа, но есть и ряд отличий в плане анализа факторов, составляющих суть инвестиционного климата.
Прямые инвесторы оценивают следующие факторы, влияющие на их деятельность в стране — потенциальном реципиенте:
- • правила и нормы допуска и деятельности иностранных инвесторов;
- • режимы в отношении деятельности зарубежных филиалов по сравнению с местными предпринимателями;
- • функционирование и эффективность местных рынков;
- • торговая политика и политика приватизации;
- • меры по содействию бизнесу, включая стимулирование притока инвестиций и другие меры по сокращению издержек ведения бизнеса; многие страны создают экспортно-производственные зоны, предлагающие налоговые каникулы и другие формы льгот новым инвесторам;
- • ограничения на перевод за рубеж доходов на капитал.
Что касается политики в отношении портфельных инвестиций, то ее детерминанты носят более комплексный характер. Это связано с макроэкономическими показателями развития страны, такими, как:
- • динамика экономического роста;
- • стабильность валютного курса;
- • общая макроэкономическая стабильность;
- • объем международных валютных резервов Центрального банка;
- • общее состояние банковской системы страны;
- • ликвидность рынка ценных бумаг;
- • уровень капитализации рынка;
- • процентные ставки.
В дополнение к макроэкономическим показателям портфельные инвесторы оценивают состояние экономической политики и такие факторы, как:
- • упрощение перевода прибыли и других форм дохода за рубеж;
- • налог на доходы от капитала;
- • регулирование фондового рынка;
- • качество системы бухгалтерского учета;
- • быстрота механизма разрешения споров;
- • уровень защиты прав инвесторов.
ПРОЧИЕ ИНВЕСТИЦИИ
Третья группа международных инвестиций включает прочие краткосрочные и долгосрочные инвестиции (other investment) — торговые кредиты, банковские займы, финансовые лизинговые сделки, займы от МВФ и прочих международных организаций, краткосрочные депозиты, сделки с иностранной валютой.
В группу прочих инвестиций входит и финансовая помощь, которая может предоставляться на двустороннем уровне правительством другой страны или международными экономическими организациями. Разновидностью финансовой помощи выступает официальная помощь развитию, не менее 25% средств которой выдается на безвозмездной основе в форме субсидий и грантов.
По сути, прочие инвестиции — финансовый или ссудный капитал, который приносит владельцу фиксированный доход.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Помимо рассмотренной классификации капиталов следует остановиться на разделении капиталопотоков на государственные и частные. Статистика национальных счетов не всегда показывает реальный объем государственных капиталовложений за рубежом. Более того, инвестиции государственных компаний нередко классифицируются как частные.
Не вызывает сомнения, что государственные инвестиции более значимы для экономики развивающихся стран, особенно стран наименее развитых. Государственные инвестиции часто называют официальными, имея в виду не только займы, кредиты и финансовую помощь, предоставляемые правительствами, но и аналогичные потоки по линии международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ)
Удельный вес частных инвестиций за рассматриваемый период возрос с 68 до 80%; в том числе доля прямых инвестиций увеличилась с 9 до 34%, доля банковских кредитов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, а доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1%.
Частные средства направляются в страны со сравнительно благоприятным предпринимательским климатом, что стимулирует высокие темпы роста. Особенно важны передаваемые знания и инновации, так как инвестиции, как правило, сопровождаются передачей передовых технологий, способствуют формированию новых капитальных фондов.
Для государственных инвестиций характерны сравнительно длительные сроки окупаемости, так как средства вкладываются, главным образом, в инфраструктуру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдается рост частных вложений в инфраструктуру;
В целом четырехкратное превышение доли частных инвестиций над государственными означает тенденцию к увеличению накопленных капиталов, замене старых технологий новыми, более эффективными, а также формированию новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.