Иностранные инвестиции и их роль в экономике рф. курсовая работа (т). эктеория. 2022-02-03
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
.1
Понятие и виды иностранных инвестиций
.2
Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего
государства
Глава
2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации
.1
Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы,
препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования
.2
Оценка и анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику Российской
Федерации и ПМР
Глава
3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций в экономику Российской
Федерации
3.1
Меры по улучшению инвестиционного климата в России
Заключение
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Иностранные инвестиции, как известно, являются
фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в
национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий,
ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития
экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением
масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного
фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность
исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера
капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных
инвесторов.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в
российскую экономику существует длительный период времени и продолжает
сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени.
Цель данной работы — исследование сущности и
роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе, а
так же постановка конкретных целей, реализация которых позволит улучшить
инвестиционную привлекательность экономики РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить
следующие задачи:
·
проанализировать
понятие и виды иностранных инвестиций;
·
исследовать
особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие
принимающего государства;
·
проанализировать
содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее
осуществления;
·
исследовать
структуру и динамику иностранных инвестиций России;
·
исследовать
особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
·
проанализировать
факторы, препятствующие развитию иностранного инвестирования в России;
·
проанализировать
факторы, способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
·
исследовать
правовые аспекты инвестиционной деятельности;
·
оценить
перспективы прямых инвестиций в экономику РФ;
·
обосновать
приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной
политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Объектом исследования данной курсовой работы
являются хозяйственные отношения, образующиеся в процессе привлечения
иностранных инвестиций, а так же анализ иностранных инвестиций в экономике РФ.
Предметом исследования данной курсовой работы
являются иностранные инвестиции, поступающие в экономику РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
.1 Понятие и виды иностранных инвестиций
Международный переток капитала — многосторонний
процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные
инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные
отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо
учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом,
то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так
и корпорации — инвестору.
В наиболее общем виде инвестиции могут быть
определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и
вложения ресурсов с целью получения прибыли. [14; с. 25]
В мировой практике выделяют три основные формы
зарубежного инвестирования: [14; с. . 24]
1. Прямые,
или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу
услуг, непосредственно в предприятия).
2. Портфельные,
или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные
ценные бумаги). Портфельные инвестиции — основной источник средств для
финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и
частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что
свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же
при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные
банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся
финансированием долгосрочных вложений).
3. Прочие
инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного
капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым
учреждениям). [15; с. 26]
Прямые инвестиции могут обеспечивать
инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо
позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого
необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами
являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20
лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до
44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до
44% и с 1% до 10%).
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой
частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и
требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью
инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью
устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей
жизнедеятельности общества — как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
[15; с. 144]
.2 Влияние иностранных инвестиций на
экономическое развитие принимающего государства
Зарубежные инвестиции играют большую роль в
экономическом развитии любого государства независимо от уровня его
экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая
страна.
Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
значительно возросла в 1980-1990-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в
качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое
хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала,
передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую
страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта
масштаба»). [14; с. 54]
Иностранные инвестиции содействуют
экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного
использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:
выход зарубежных фирм на национальный рынок
ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что
приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее
рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня
производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.
Иностранные инвесторы не получают экономических
преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие
от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень
доходов за счет притока ПИИ.
Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний
способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают две
основные причины этого явления.
. Зарубежные компании имеют более высокий уровень
вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост
производительности труда.
. Как правило, зарубежные компании — более
крупные структуры (по сравнению с национальными фирмами) и содействуют росту
производительности труда за счет т.н. эффекта масштаба.
Кроме того, в зарубежных компаниях более высокий
средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая доля роста
средней производительности, связанная с притоком ПЗИ, проходит через местные
факторы производства;
второй канал эффективности иностранных
инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных
компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать
эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более
быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики
менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н.
показательного (или демонстрационного) эффекта.
ТНК предоставляют принимающей стране свои
международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для
доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив,
сокращению их связей с местными поставщиками.
Как правило, ТНК реинвестируют большую часть
полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за
рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность
оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это
также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в
национальной экономике. Даже когда ТНК используют национальные источники
финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе
формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.
[14; с. 15]
Исследования по выявлению эффекта зарубежных
инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили:
ПИИ (прямые иностранные инвестиции) могут
увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому
росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы
национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;
ПИИ содействуют экономическому росту, если они
более рентабельны или прибыльны по сравнению с национальными
капиталовложениями; [14; с. 24]
вклад ПИИ в увеличение экономического роста
возможен только в условиях наличия связи между ПИИ и уровнем квалификации
трудовых ресурсов. [14; с. 24]
ПИИ — основной канал передачи передовой
технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но
негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях
протекционистской торговой политики ПИИ могут быть единственным путем доступа
на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую
страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным
инвесторам, чтобы стимулировать ПИИ в целях пополнения валютных резервов и
развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения
промышленной политики. Следствием такой политики может быть приток ПИИ. [18; с.
33]
Эффект ПИИ на экономическое развитие зависит от
уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная
взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше,
— основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего
уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с
передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных
капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость
оплаты труда, а также на рост квалификации.
Наряду с положительными эффектами ПИИ в
частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики
принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты:
вытеснение национальных капиталов и компаний
(т.н. эффект crowding
out): [14; с. 25]
содействие оттоку капитала из страны на основе
трансфертного ценообразования. [14; с. 25]
В итоге, хочется отметить следующее:
Иностранные инвестиции являются фактором
экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в
национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий,
ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития
экономики страны-реципиента капитала. Существует несколько видов инвестиций,
среди них: портфельные, прямые и прочие.
Зарубежные инвестиции играют большую роль в
экономическом развитии любого государства независимо от уровня его
экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая
страна.
Любое государство как институт власти выполняет
активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных
инвестиций для:
содействия экономическому росту страны;
обеспечения экономического суверенитета и/или
получения максимально возможных экономических преимуществ.
ГЛАВА 2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ
.1 Особенности инвестиционного климата в России
на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию
иностранного инвестирования
Эффективность практической реализации
инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы
российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода
страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста.
Российская экономика в последние десятилетия
развивалась в условиях острого инвестиционного кризиса. Практически все отрасли
сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для
расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося
производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии.
Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на
экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том,
что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких
отраслей.
Наличие в России огромных разведанных и
доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в
целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего
Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России
делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным
объектом для привлечения иностранных инвестиций.
Кардинальное изменение сложившегося в советскую
эпоху экономического строя и замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в
последние десятилетия в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если
до середины 1980-х гг. она оставалась практически исключительно областью
деятельности государства, поскольку последнее было, по сути дела, единственным
инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной
деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили
многочисленные частно-хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного
капитала.
К настоящему времени прямое государственное
финансирование производственных и социальных объектов сохранилось
преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может
считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких
инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов,
некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично
агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в
новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет
собственных и привлекаемых средств.
Существует ряд факторов, которые оказывают
влияние на инвестиционную привлекательность страны-реципиента: [16; с. 52]
Политическая стабильность обычно оценивается по
степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей
страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и
удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение
конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной
стратегии рыночной ориентации.
Макроэкономическая стабильность, как известно,
оценивается главным образом по устойчивости основных тенденций в развитии
экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и
т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной,
финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не
просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности
властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская
нежелательных срывов и кризисов.
Одним из основных критериев макроэкономической
стабильности можно отнести считать фактическую способность государства
обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев
капиталов, выступающих в роли инвесторов. [16; с. 55]
Категория защиты права собственности и
имущественных интересов инвесторов в международной практике обычно
подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий
государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего
им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или
конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного
изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в
результате принятия новых радикальных по характеру законов или подзаконных
актов властями любого уровня. К этой же категории могут быть отнесены
определенные, реально выполнимые гарантии против повышенной криминогенной
опасности и действенная защита инвесторов от произвола коррумпированного
чиновничества. [16; с. 57]
При оценке состояния инвестиционного климата в
той или иной стране большое значение на международном уровне придается
условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов.
Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования
свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в
законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества
отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается
тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного
капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно
сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного
для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.
Оценивая российскую действительность с позиций
необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата,
следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает
Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами.
Специфическая особенность состоит, например, в том, что в РФ пока еще не
созданы основополагающие условия для существования единообразного
инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.
На микроуровне это проявляется в том, что пока
лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к
эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления.
Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это
представляет собой реальное препятствие для нормального развития
инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.
Более того, на региональном уровне существует
отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному
климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в
регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным
предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов.
Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность
вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого
инвестиционного потенциала.
Таким образом, при характеристике
инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется
считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в
зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени
готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию
инвестиционных ресурсов.
Не вызывает сомнений, что без создания
адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат.
А без этого не может быть обеспечено и прекращение в РФ затяжного
инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока
имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе
стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.
Отмечая отставание в формировании четкой и ясной
правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот
факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального
инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике.
Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности,
недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы
между федеральными и региональными органами власти.
Если обратиться к чисто количественным
характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных
законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной
деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 2004-2009 гг. было
принято более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений
Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих
косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее
солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной
Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель»
законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.
Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых
законов, то можно без труда убедиться, что по ряду аспектов они все-таки
нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими
в зарубежных странах. К тому же в России механизмы их применения, как правило,
проработаны крайне недостаточно. Зафиксированные в них нормы часто не
подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в
действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются
или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне
нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования
создаваемой правовой базы.
Некоторые компании делают переоценку
возможностей России каждые несколько лет и находят ситуацию в стране
интересной, но не более того — на уровне драмы. Для инвестиций же необходимы
свидетельства фундаментальных перемен в стране и заслуживающие, доверия
позитивные истории об ее развивающемся бизнесе.
В целом главными привлекательными факторами
российского рынка для иностранных инвесторов являются:
• очевидный масштаб страны и ее рынка
(население, ресурсы, площадь);
• распространенное мнение о высокой
образованности населения;
• представление о выдающихся навыках и талантах
в определенных отраслях науки и инжиниринга, основанное на достижениях в
производстве оружия, аэрокосмической сфере;
• «нераскрытые секреты» — убеждение, что
существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления
бизнеса, которые таинственным образом еще не сообщили окружающему миру о своем
существовании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела
на свет выдающаяся российская культура и которым западные инвесторы могли бы
оказать поддержку.
Эти выводы подтверждают и результаты опроса
инвесторов, проведенного в марте 2009 г. (рис. 1). Два основных преимущества
инвестирования в Россию — это объем российского рынка (88%) и ускорение темпов
роста российской экономики (77%). Участники опроса считают также высокое
качество и низкую стоимость рабочей силы (55%), макроэкономическую стабильность
(46%) и общую политическую стабильность (40%) важными преимуществами при
инвестировании в Россию.
Рис. 1. Основные преимущества
инвестирования в Россию, %
Что касается такого фактора, как ускорение
темпов роста российской экономики, на наш взгляд, прямых инвесторов не столько
волнует, насколько вырос ВВП — на 2% или на 4-7%, им скорее важно, что дочерние
компании крупных западных транснациональных корпораций в России развиваются
очень быстро, минимум, в 5 раз быстрее, чем в Европе.
Сегодня можно говорить и о стремительном
улучшении корпоративного управления в России. Изначально плохое корпоративное
управление стало в России экстремальной проблемой и являлось главным барьером
для инвестиций в страну. Но сейчас корпоративное управление в России
стремительно улучшается как нигде в мире, и уже сейчас оно не хуже, а в ряде
случаев — гораздо лучше, чем в Китае, Латинской Америке и Индии.
Необходимо принять во внимание, что Россия — не
только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие
ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в
Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к
инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, — еще один
привлекательный момент. У Boeing
огромный исследовательский центр в Москве, у Intel-в
Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что
русские ученые оказались способными решать сложные задачи.
Выше рассмотренные преимущества и недостатки
инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл. 1).
Таблица
1
SWOT-анализ иностранных
инвестиций в Россию
Сильные | Слабые |
географическое | Коррупция |
Возможности | Угрозы |
высокий | высокая |
2.2 Оценка и анализ поступлений иностранных
инвестиций в экономики РФ и ПМР
Проследим объемы инвестиций,
поступивших от иностранных инвесторов в экономику России:
иностранный инвестиция экономика
россия
Таблица
2
Поступление иностранных инвестиций по типам
I | Справочно | ||||
млн. | в | ||||
I | итогу | I | итогу | ||
Инвестиции | 30384 | 94,5 | 100 | 69,1 | 100 |
из | |||||
прямые | 5423 | 89,0 | 17,9 | 55,0 | 18,9 |
в | |||||
взносы | 2754 | 90,8 | 9,1 | 43,1 | 9,4 |
из | 238 | 51,7 | 0,8 | 135,4 | 1,4 |
лизинг | 57 | 113,1 | 0,2 | 76,7 | 0,2 |
кредиты, | 2022 | 82,0 | 6,6 | 69,5 | 7,6 |
прочие | 600 | 108,3 | 2,0 | 122,8 | 1,7 |
портфельные | 700 | 81,1 | 2,3 | 74,9 | 2,7 |
в | 286 | 97,8 | 0,9 | 30,9 | 0,9 |
долговые | 411 | 72,8 | 1,3 | в | 1,8 |
прочие | 24261 | 96,2 | 79,8 | 73,5 | 78,4 |
в | |||||
торговые | 6777 | 133,0 | 22,3 | 68,2 | 15,8 |
прочие | 15685 | 78,8 | 51,6 | 77,1 | 61,9 |
из | |||||
на | 2116 | в | 7,0 | 30,6 | 2,7 |
на | 13569 | 71,3 | 44,6 | 82,7 | 59,2 |
прочее | 1799 | в | 5,9 | 21,9 | 0,7 |
Для наглядности рассмотрим гистограмму:
Рис. 2. Поступление иностранных инвестиций по
типам
Таблица
3
Иностранные инвестиции по видам экономической
деятельности
I | Накоплено | ||||
поступило | Погашено | переоценка | |||
всего | в | ||||
Всего | 30384 | 32338 | 4579 | 262637 | 100 |
в | 174 | 110 | -18 | 2097 | 0,8 |
рыболовство, | 3 | 9 | -0,2 | 147 | 0,1 |
добыча | 6730 | 2732 | 36 | 46472 | 17,7 |
обрабатывающие | 10911 | 16507 | 4555 | 80472 | 30,6 |
производство | 406 | 629 | 61 | 5742 | 2,2 |
строительство | 438 | 239 | 16 | 5342 | 2,0 |
оптовая | 4620 | 4460 | 196 | 50837 | 19,4 |
гостиницы | 52 | 6 | -0,1 | 672 | 0,3 |
транспорт | 3082 | 3448 | 129 | 25304 | 9,6 |
финансовая | 1321 | 1158 | -89 | 11633 | 4,4 |
операции | 2553 | 2910 | -142 | 31371 | 11,9 |
государственное | — | 3 | -164 | 996 | 0,4 |
образование | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 3 | 0,0 |
здравоохранение | 5 | 1 | 0,2 | 154 | 0,1 |
предоставление | 89 | 126 | -1 | 1395 | 0,5 |
Отличительной особенностью инвестиций развитых
стран является их секторальная направленность — большая доля инвестиций
направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.
В России же в настоящий момент наиболее
привлекательными для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли,
которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный
потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти
химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный
внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного
потребления) (см. рис 3).
Рис. 3. Структура иностранных инвестиций в
экономику России в 2022 г. по отраслям экономики, %
Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль
вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую.
Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты
с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих
ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение
средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и
финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также
государственные иностранные средства и деньги международных финансовых
институтов в сравнительно большом объеме.
Иностранным инвесторам не удалось поставить под
прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется
тем, что все эти компании — очень крупные предприятия «стратегического»
значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских
нефтяных компаний за рубеж.
Из-за сложного политического и экономического
положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль
остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт
работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности,
связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями
властей. Однако, в любом случае, вряд ли будет возможно самостоятельное
освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы
конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал
используется нефтяными компаниями, в основном, для «импорта» современных
технологий и финансирования реализуемых ими проектов.
В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую
активность проявляют американские, французские, английские, немецкие,
канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы. С участием американских
фирм «Conoco»,
«Exxon»,
«Underman
Smith», «Oxidental»,
«Fibro
Energy», «Petrohunt»,
«O’Connor»,
«Bintone
Oil&Gaz»,
французской фирмы «Total»,
немецкой фирмы «Deminex»,
канадской фирмы «Canadian
Frackmaster» и ряда
других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.
Совсем немного сообщений имеется в средствах
массовой информации об инвестировании в предприятия черной металлургии.
По-видимому, в настоящее время не реализуется ни одного крупного
инвестиционного проекта со значимым участием иностранного капитала в этой
области.
Помимо общеэкономических причин слабой
активности иностранных инвесторов можно назвать ряд факторов, снижающих интерес
иностранного капитала к предприятиям черной металлургии.
При покупке предприятия перед иностранным
инвестором встает задача создания системы сбыта продукции и закупок сырья.
В настоящее время на внутреннем российском рынке
трудно создать подобную систему в том виде, который бы удовлетворял западного
инвестора. Сложилась ситуация, при которой для получения необходимых гарантий
инвестор должен поставить под контроль всю технологическую цепочку, особенно
поставщиков сырья, а это часто невозможно.
Использование иностранной компанией собственной
закупочно-сбытовой системы также затруднено. Доставка сырья из-за границы и (в
меньшей степени) вывоз готовой продукции за рубеж требуют высоких транспортных
расходов из-за удаленности большинства российских металлургических заводов от
морских портов.
Нельзя забывать, что избыточные сталелитейные
мощности — проблема многих развитых стран, и в них имеются жесткие ограничения
на импорт стали. Это также затруднило бы для иностранной компании сбыт
продукции российского предприятия.
На большинстве российских металлургических
заводов используются устаревшие технологии, что снижает желание иностранного
капитала приобретать их акции.
Тем не менее, потенциально черная металлургия
могла бы привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на высокие транспортные
расходы на экспорт идет около половины производимой продукции, что говорит о
хороших экспортных возможностях отрасли. С развитием рыночной экономики
иностранные фирмы могут начать ориентироваться и на внутрироссийский рынок.
В настоящее время в отрасли реализуются лишь
отдельные, сравнительно небольшие проекты с участием иностранного капитала.
Одной из самых привлекательных отраслей для
иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий
интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая
в себестоимости алюминия — электроэнергия. Сравнительная дешевизна
электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например,
Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у
которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать
высокую прибыль.
В алюминиевой отрасли эффективно использование
толлинговой схемы (работа на давальческом сырье), что позволяет легко включить
российское предприятие в технологическую цепочку иностранного партнера, решить
проблемы поставок сырья и реализации продукции, уменьшить налоги и таможенные
сборы, уменьшить оборотные средства предприятий (которым не надо самим закупать
сырье), обойти квоты на поставку российского алюминия на Запад.
Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес
ко многим крупным алюминиевым заводам.
Ситуацию с иностранными инвестициями в медной
промышленности можно сравнить с положением в черной металлургии. Высокие
транспортные расходы и необходимость крупных вложений в повышение эффективности
производства препятствуют иностранным инвестициям.
Мировое производство некоторых цветных металлов
контролируется крайне ограниченным числом компаний-монополистов. Такие компании
могут стараться поставить под контроль соответствующее производство в России
исходя из стратегии экспансии и нежелания пускать на мировой рынок независимых
конкурентов. При этом экономическая целесообразность может отойти на второй
план.
Некоторым иностранным компаниям удалось
захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии
промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в
цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский
электролитный завод — швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат —
компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) — компания Glencore.
Несмотря на высокий интерес иностранного
капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль
остаются неопределенными. Это связано, прежде всего, с общеэкономической и
общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия
(какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских
условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.
Некоторые отрасли химической промышленности,
благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными
перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их
потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.
Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии
способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов
также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.
Неплохими экспортными возможностями и хорошим
внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения
иностранных средств предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными
российскими нефтяными компаниями.
Недостатком химической отрасли является то, что
многие производства были созданы с военными целями.
Химические предприятия крайне разнородны и вряд
ли можно говорить о каких-либо перспективах химической промышленности в целом.
Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее
время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.
Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к
лесной отрасли. Лесоматериалы — традиционная статья российского экспорта с
хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных
инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем,
что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как,
например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные
вложения в лесную отрасль должны возрастать.
Таблица
4
Объем накопленных иностранных инвестиций в
экономике России по основным странам-инвесторам
Накоплено | В | Справочно | ||||
всего | в | прямые | портфельные | прочие | ||
Всего | 262637 | 100 | 106649 | 10952 | 145036 | 30384 |
из | 218479 | 83,2 | 82712 | 10174 | 125593 | 21485 |
в | 53834 | 20,5 | 38284 | 1554 | 13996 | 3117 |
Нидерланды | 42288 | 16,1 | 23001 | 4273 | 15014 | 4175 |
Люксембург | 36629 | 14,0 | 1050 | 278 | 35301 | 1241 |
Германия | 22610 | 8,6 | 7895 | 24 | 14691 | 5802 |
Соединенное | 19369 | 7,4 | 3529 | 2317 | 13523 | 2368 |
Китай | 11442 | 4,4 | 899 | 0,0 | 10543 | 1269 |
Ирландия | 9717 | 3,7 | 499 | 6 | 9212 | 1109 |
Япония | 8665 | 3,3 | 739 | 2 | 7924 | 538 |
Виргинские | 7222 | 2,7 | 3695 | 1296 | 2231 | 1515 |
США | 6703 | 2,5 | 3121 | 424 | 3158 | 351 |
Обращает на себя внимание, что оффшорная зона
Кипр являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме
накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на начало 2022 года
равнялась 20,5%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных
инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть
инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское
происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде
всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более
благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
В целом, следует отметить, что структура
иностранных инвестиций в экономику России по отраслям экономики сложилась в силу
значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей — высокие
прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как
другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется тем, что
сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что наводит на
мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей
государства, как регулятора экономического развития, должно стать
перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» отрасли. В частности, это
возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в
настоящее время не обладает «встроенным механизмом» адаптации к изменениям во
внешней среде». Отрасль испытывает большие трудности при низких ценах на нефть
и, наоборот, в периоды высоких цен генерирует сверхприбыли, тем самым,
привлекая больший капитал. В данном контексте можно говорить о необходимости
занижения доходности в нефтяном секторе при одновременном ее повышении в
других, не способных априори достичь такого уровня.
Проследим объемы инвестиций,
поступивших от иностранных инвесторов в экономику ПМР.
В период 2004-2009 годов, можно наблюдать
незначительное отклонение в структуре инвестиций в основной капитал по отраслям
экономики. Значительная часть инвестиций направляется в промышленность (порядка
60%), наблюдается рост инвестиций в сельское хозяйство.
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал по основным
отраслям экономики. Тыс. руб.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Инвестиции | 566567 | 635942 | 77931 | 1018781 | 1124300 | 932914 |
промышленность: | 252755 | 327027 | 467067 | 644238 | 673961 | 520935 |
сельское | 19103 | 20780 | 20625 | 63324 | 128200 | 83724 |
транспорт | 102868 | 152668 | 141343 | 127692 | 102434 | 107630 |
строительство | 4602 | 3179 | 13326 | 18896 | 18943 | 20248 |
жилищное | 24931 | 35638 | 28947 | 55839 | 51992 | 45505 |
прочие | 162308 | 96650 | 104623 | 108792 | 148770 | 154872 |
В | ||||||
Инвестиции | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
промышленность: | 44,6 | 51,4 | 60,2 | 63,2 | 59,9 | 55,8 |
сельское | 3,4 | 3,3 | 2,7 | 6,2 | 11,4 | 9,0 |
транспорт | 18,2 | 24,0 | 18,2 | 12,5 | 9,1 | 11,5 |
строительство | 0,8 | 0,5 | 1,7 | 1,9 | 1,7 | 2,2 |
жилищное | 4,4 | 5,6 | 3,7 | 5,5 | 4,7 | 4,9 |
прочие | 28,6 | 15,2 | 13,5 | 10,7 | 13,2 | 16,6 |
Рассмотрим объём инвестиций в основной капитал
по источникам финансирования:
Таблица
6
Инвестиции в основной капитал по источникам
финансирования. Тыс. руб.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Инвестиции | 566567 | 635942 | 775931 | 1018781 | 1124300 | 932914 |
в | 1575 | 4584 | 8655 | 10239 | 8061 | 145616 |
местного | 14636 | 12315 | 19376 | 16698 | 29224 | 18165 |
собственных | 526273 | 601735 | 687563 | 960449 | 1052579 | 760816 |
прочих | 24083 | 17308 | 60337 | 31395 | 34436 | 8317 |
В | ||||||
Инвестиции | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в | 0,3 | 0,7 | 1,1 | 1,0 | 0,7 | 15,6 |
местного | 2,6 | 2,0 | 2,5 | 1,6 | 2,6 | 1,9 |
собственных | 92,9 | 94,6 | 88,6 | 94,3 | 93,6 | 81,6 |
прочих | 4,2 | 2,7 | 7,8 | 3,1 | 3,1 | 0,9 |
Из таблицы видно, что подавляющая часть
инвестиций финансируется из собственных средств предприятий. Процент
финансирования из бюджетов разных уровней очень мал. На него влияет общая не
благоприятная экономическая ситуация в регионе, тяжёлое экономическое состояние
бюджета, его крайний дефицит. У государства просто не было возможности
проводить финансирование инвестиционных проектов в период до 2008 года. В 2009
году наблюдает значительный рост инвестиций в основной капитал, проводимых за
счёт республиканского бюджета. Это следствие предпринятых государством, в лице
комитета Верховного совета по экономической политике, бюджету и финансам
антикризисных мер, направленных на поддержание отечественных производителей.
Рассмотрим основные показатели по инвестициям в
основной капитал.
Таблица
7
Основные показатели по инвестициям в основной
капитал
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Ввод | 500395 | 596312 | 712745 | 990370 | 986244 | 844525 |
Индексы | 165,2 | 113,8 | 135,8 | 121,9 | 86,4 | 69,2 |
Инвестиции | 566567 | 635942 | 775931 | 1018781 | 1124300 | 932914 |
в | ||||||
производственного | 476798 | 525292 | 662097 | 879397 | 967974 | 781454 |
непроизводственного | 89769 | 110650 | 113834 | 139384 | 156326 | 151460 |
Индексы | 156,8 | 106,6 | 116,6 | 115,2 | 96,9 | 67,7 |
Анализируя индексы ввода в действие основных
средств и индексы инвестиций в основной капитал прослеживается негативная
тенденция стабильного снижения, от года к году. Что так же негативно отражается
на хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и экономики страны в
целом.
Существует ряд факторов, которые оказывают
влияние на инвестиционную привлекательность страны-реципиента:
Политическая стабильность, макроэкономическая
стабильность, категория защиты права собственности и имущественных интересов
инвесторов.
При оценке состояния инвестиционного климата в
той или иной стране большое значение на международном уровне придается
условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов.
В Российской Федерации инвестиции могут
осуществляться путем:
· создания предприятий с долевым участием
иностранного капитала (совместных предприятий);
· создания предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
· приобретения иностранным инвестором
в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,
долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
· приобретение прав пользования землей
и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;
· предоставления займов, кредитов,
имущества и имущественных прав и т.п.
В России в настоящий момент наиболее
привлекательными для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли,
которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный
потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти
химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный
внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного
потребления)
В целом, следует отметить, что структура
иностранных инвестиций в экономику России по отраслям экономики сложилась в
силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей —
высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то
время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется
тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что
наводит на мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому
основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно
стать перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» отрасли.
Что касается инвестиций в экономику ПМР — тут
дела обстоят несколько иначе. В основной своей массе — инвестиции направлены в
промышленность. На втором месте находится — транспорт и связь.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РФ
.1 Меры по улучшению инвестиционного
климата в России. Снижение административных барьеров и дебюрократизация
экономики
Необходимость дебюрократизации
экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями
Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для
входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной
конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными
методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более
эффективные и востребованные секторы экономики.
Зашита прав собственников и
инвесторов
В области защиты прав
собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны
государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности
собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации
отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать
как появление в российском частном секторе действительно эффективных
собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических
проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами,
развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.
Так, в целях обеспечения прав и
законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации
в интересах отдельных финансовых и политических групп был разработан проект
федерального закона, в котором сформулированы основания и принципы проведения
национализации, в том числе, носящей принудительный характер; определен объект
национализации (предприятие как имущественный комплекс либо его часть);
установлено обязательное принятие отдельного федерального закона по каждому
объекту национализации.
Решается задача защиты прав на
интеллектуальную собственность, что необходимо для обеспечения благоприятных
условий для активизации инновационной деятельности. С этой целью будут внесены
изменения в Патентный закон Российской Федерации, гарантирующие соблюдение прав
заявителей и патентообладателей и. тем самым, повышающие привлекательность и
безопасность патентования в Российской Федерации. Многие положения Патентного
закона будут приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности, являющимся частью договоров ВТО.
Совершенствование корпоративного
управления
Корпоративное право должно быть
дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры
выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате
этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы
интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных
интегрированных бизнес-групп).
Также, требуется существенное
усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и
за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на
уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать
условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров
(собственников), в первую очередь — между доминирующими и миноритарными
акционерами.
Переход на международные
стандарты учета
Осуществление комплекса
мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами,
содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в
настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства
Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее
законодательство.
В первую очередь это касается
Федерального закона «О бухгалтерском учете», Налогового кодекса Российской
Федерации, а также целого ряда смежных законодательных актов.
Исходя из этого, разработан
проект федерального закона «О бухгалтерском учете», который направлен
на реализацию комплекса мер, обеспечивающих прозрачность финансовой отчетности.
В частности, предусматриваются обязательное составление и представление сводной
(консолидированной) бухгалтерской отчетности, а также процедуры проведения
независимого аудита сводной отчетности.
В тексте проекта закона
определяются особенности ведения бухгалтерского учета при процедурах
реорганизации и ликвидации организаций. Ключевым моментом при этом будет
введение требования проведения переоценки всех активов и пассивов организации
путем доведения их балансовой стоимости до величины рыночной оценки.
В целях обеспечения условий для
улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации был подготовлен
план-график мероприятий по внедрению международных стандартов бухгалтерского
учета и финансовой отчетности по трем разделам:
) совершенствование методологического
обеспечения системы бухгалтерского учета;
) обеспечение достоверного и
полного раскрытия бухгалтерской отчетности;
) развитие бухгалтерской
профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета.
Таможенное регулирование и
администрирование
Направленность
таможенно-тарифной политики на стимулирование притока инвестиций обеспечивается
совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации.
В ближайшей перспективе
планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на
технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при
сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий.
Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования,
комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе
сборочных производств взамен ввоза готовой продукции.
В настоящее время формируется
перечень прогрессивного технологического оборудования, в отношении которого
предусматривается снижение действующих ставок ввозных таможенных пошлин вплоть
до нулевого значения. Кроме того, принято Постановление Правительства
Российской Федерации «Об освобождении от обложения налогом на добавленную
стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к
нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации».
Развитие концессионных форм
инвестирования
Расширение притока иностранных
инвестиций мы ожидаем за счет увеличения объемов добычи в минерально-сырьевых
отраслях на условиях Соглашений о разделе продукции. С нашей точки зрения, цель
СРП заключается в том, чтобы минимизировать издержки и риски инвесторов вне
зависимости от конкретного проекта или осваиваемого месторождения. Именно для
утверждения такого подхода функции координирующего органа по СРП передали
Министерству экономического развития и торговли. Прилагаются усилия к
интенсивному решению организационных, налоговых и правовых вопросов, связанных
с заключением соглашений о разделе продукции. В направлении совершенствования законодательной
базы в области СРП уже есть серьезные достижения. Совет Федерации одобрил
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о соглашениях
о разделе продукции». Закон предлагает в дополнение к существующему новый
порядок разделения произведенной продукции между государством и инвестором.
Этим законом вводится более простой механизм, предусматривающий замену всех
налогов и платежей «прямым разделом» продукции, в соответствии с
заключенным соглашением между государством и инвестором. Такой подход, вместе
со стабилизационной оговоркой о неизменности всех первоначально достигнутых
соглашений по СРП на весь срок эксплуатации месторождения, позволяет в
максимальной степени уменьшить суверенные риски для инвесторов, ведущих добычу
полезных ископаемых на условиях соглашения о разделе продукции.
Реформирование банковской
системы России
Процесс преобразований в
финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования
банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за
последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы
от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской
системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению
базового комплекса услуг. Так, в настоящее время доля финансово стабильных
банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%.
Укрепление финансового
положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования
реального сектора экономики. Очевидно, что общие экономические показатели, а
также участие банковского сектора в кредитовании реальной экономики ниже, чем в
развитых и в большинстве развивающихся стран. Однако вряд ли корректно
подходить к нашей банковской системе с мерками не только США, Англии или
Японии, но и Чехии, где иностранный капитал владеет 80% банковской системы.
Если же взять более близкие примеры — Украину. Казахстан, то у них показатели
соотношения капитала и кредитов с ВВП такие же, как и в России, что позволяет
сделать вывод: развитие банковской системы соответствует экономическим и
правовым реалиям.
В то же время, существует ряд
серьезных проблем, в том числе системного происхождения, решение которых
позволит ускорить развитие банковской системы. Так, существенной причиной,
накладывающей экономические ограничения на расширение масштабов банковской
деятельности, являются сохраняющиеся на высоком уровне системные риски
банковской деятельности. Высокий кредитный риск значительно ограничивает
потенциальные сферы приложения капиталов. Самостоятельным фактором,
сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является
сложившаяся структура их ресурсной базы, в которой преобладают краткосрочные
обязательства и очевиден дефицит средне- и долгосрочных ресурсов.
Очевидно, что капитализация
банковского сектора России еще недостаточна для адекватного обслуживания
растущих потребностей экономики. Поэтому, в нынешней ситуации в России
позитивное влияние на развитие российской банковской системы способно оказать
расширение присутствия банков с иностранным участием.
Решающее влияние на повышение
прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового
состояния способно оказать внедрение международных стандартов финансовой
отчетности. С конца 2001 г. реализуется проект программы ЕС ТАСИС
«Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности» и аналогичный
проект АМР (США). Основная задача указанных проектов состоит в улучшении
функционирования и достижении большей прозрачности банковской системы
Российской Федерации посредством обеспечения соответствия российских правил
бухгалтерского учета и отчетности требованиям МСФО.
В соответствии с условиями
данных проектов разрабатываются новые правила бухгалтерского учета кредитных
организаций. Указанные правила пройдут апробацию в 8 «пилотных
банках», будет создана нормативная база, а также определены сроки перевода
на МСФО всей банковской системы России.
Ещё одним направлением
банковской реформы будет резкое сокращение доли государства в банковском
секторе, что, безусловно, позитивно отразиться на кредитных организациях и на
финансово-кредитном рынке в целом.
В итоге хочется отметить
следующее:
Автор предлагает ряд мер,
направленных на улучшение инвестиционного климата в России. Среди них такие как:
Снижение административных
барьеров и дебюрократизация экономики, зашита прав собственников и инвесторов,
совершенствование корпоративного управления, переход на международные стандарты
учета, развитие концессионных форм инвестирования, таможенное регулирование и
администрирование, реформирование банковской системы России.
Так же, в настоящее время существует различное
программное обеспечение, являющееся многофункциональным и позволяющее
просчитать различные варианты проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире идет острая конкурентная
борьба за иностранные инвестиции, особенно прямые, между развитыми странами и
развивающимися. И как показывает практика, Россия пока проигрывает в этой
борьбе. По данным ЕБРР, «суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным
итогом составляет около 6,5 процентов от российского ВВП: это в пять раз меньше
среднего показателя для других развивающихся европейских стран».
Такое положение объясняется неблагоприятным
инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным
инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат
приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже
выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое
налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых
инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают
необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными
причинами такого положения являются неопределенность прав собственности,
отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного
директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все
это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также
дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных
структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное
влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в
стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень
преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а,
следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной
высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только
иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие
иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка.
Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению
со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку
Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения
инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной
экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых
иностранных инвестиций.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в
общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение
эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших
направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России.
Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что
без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии
самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и
переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной
активности на всех уровнях экономики — главное условие решения этих задач.
Итак, можно сформулировать ряд направлений,
способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на
российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.
Во-первых, России следует активизировать
контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности,
демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством
конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть
много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие,
такая программа должна информировать о реальности, а не пытаться исказить ее.
Западный бизнес привык к использованию маркетинговых приемов, поэтому он
воспринимает подобные программы как знак того, что страна действительно хочет
сотрудничать в бизнесе.
Во-вторых, первоочередной целью программы должна
быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского
общества, стратегии развития России и широкой поддержки этой стратегии в
обществе.
В-третьих, Россия должна показать, что она
понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет
любую смену лидера или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям
страны.
В-четвертых, должны быть сформулированы
конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как
во времена советских пятилеток. Россия должна демонстрировать прогресс в
реформировании ключевых институтов и элементов инфраструктуры — законодательной
и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.
В-шестых, пятых роль власти имеет в данном
вопросе ключевое значение. Россия должна продемонстрировать, что властные
институты функционируют и все подвластны закону.
Эти шаги, безусловно, заложат основы для
коммуникаций следующего уровня — более позитивного позиционирования новой
деловой России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский
кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 г. №51-ФЗ в ред. от 29.12.2004 г. М.,
2005.
2. Гражданский
кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 г. №14-ФЗ в ред. от 29.12.2004 г. М.,
2005.
3. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.08.1998 г. в ред. от
02.11.2004 г. М., 2005.
4. Налоговый
кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 30.12.2004 г. М.,
2005.
5. Федеральный
закон РФ от 9.07.1999 г. в ред. от 08.12.2003 г. «Об иностранных инвестициях в
РФ» // Собрание законодательства РФ. 1999. №28. Ст. 3493; 2003. №50. Ст. 4855.
6. Федеральный
Закон от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в
форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1096.
7. Балацкий
Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность //
Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11.
8. Балацкий
Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и
практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №1.
9. Берзон
Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. 2002.
№7.
10.Воронина
Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы
и кредит. 2004. №4.
11.Дзедзичек
М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический
бюллетень Бюро экономического анализа. 2004. № 52.
12.Диаковский
А. Рынок ADR: практика, итоги, перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002. №14.
13.Дынкин
А.А. и др. Инвестиционная политика России: состояние, зарубежный опыт,
перспективы. — М.: ИМЭМО, 1997.
14.Инвестиции:
Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.:
КРОКУС, 2004.
15.Кизилова
Н.М. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. Самара, 1998.
16.Костюнина
Г.М., Ливенцев Н.И. Международная практика регулирования иностранных
инвестиций. М., 2001.
17.Линдерт
П.Х.. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1995.
18.Политика
привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З.
Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, М: ТЕИС, 2001.
19.Российский
статистический ежегодник. М., 2022
20.Россия
как объект инвестиций. Официальный сайт Министерства экономического развития и
торговли РФ
21.Фишер
П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения
промышленности. — М.: Финансы и статистика, 1999
22.Чебанов
С. Иностранные инвестиции: тенденции развития // Мировая экономика и
международные отношения. 2004
23.Шаститко
А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской
Федерации // Информационно-аналитический бюллетень «Бюро экономического
анализа». 2004
24.Язовских
Е.В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России. Автореф.
дис. … к.э.н. Екатеринбург, 2004.