Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал на примере регионов центрального федерального округа рф
Муноз Андраде Луис Фернандо
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
аспирант
Библиографическая ссылка на статью:
Муноз А.Л.Ф. Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал на примере регионов Центрального федерального округа РФ // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://biznes-bolika.ru/issues/2021/06/83248 (дата обращения: 16.07.2021).
Введение
В настоящее время имеется большое количество отечественных работ по анализу динамики и структуре иностранных инвестиций в экономику России и ее регионов [1-13].
Аналогичный анализ осуществлялся применительно к инвестициям в основной капитал [14-17]. В тоже время отсутствуют работы, которые бы изучали динамику доли иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал. Восполним этот пробел на примере инвестиций в регионы Центрального федерального округа (ЦФО) РФ.
Основные результаты исследования
На основе материалов Росстата за 2005-2021 гг. для всех регионов ЦФО России были собраны данные по иностранным инвестициям и инвестициям в основной капитал. Рублевые инвестиции в основной капитал были пересчитаны в долларовые, согласно среднегодового курса Центрального банка России (табл. 1).
Таблица 1. Среднегодовые курсы доллара, 2005-2021 гг.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2021 | 2021 | 2021 | 2021 |
28,30 | 27,17 | 25,58 | 24,86 | 31,83 | 30,36 | 29,39 | 31,08 | 31,85 |
На основе вышеуказанных данных была рассчитана доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал (табл. 2).
Таблица 2. Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал России и регионов Центрального федерального округа
Регион | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||||||
Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | |||||
Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | ||
Российская Федерация | 53651,0 | 1518323,3 | 3611109,0 | 42,0 | 55109,0 | 1497311,5 | 4730023,0 | 31,7 | 120941,0 | 3093670,8 | 6716222,0 | 46,1 | |
Центральный федеральный округ | 28930,0 | 818719,0 | 964158,0 | 84,9 | 30100,0 | 817817,0 | 1225593,0 | 66,7 | 78722,0 | 2021708,8 | 1779599,0 | 113,2 | |
Белгородская область | 21,0 | 594,3 | 35022,0 | 1,7 | 84,0 | 2282,3 | 52073,0 | 4,4 | 537,0 | 13736,5 | 83510,0 | 16,4 | |
Брянская область | 18,0 | 509,4 | 8496,0 | 6,0 | 6,0 | 163,0 | 12462,0 | 1,3 | 17,0 | 434,9 | 21010,0 | 2,1 | |
Владимирская область | 206,0 | 5829,8 | 17327,0 | 33,6 | 336,0 | 9129,1 | 22253,0 | 41,0 | 483,0 | 12355,1 | 37775,0 | 32,7 | |
Воронежская область | 53,0 | 1499,9 | 28652,0 | 5,2 | 108,0 | 2934,4 | 38867,0 | 7,5 | 160,0 | 4092,8 | 65319,0 | 6,3 | |
Ивановская область | 1,0 | 28,3 | 12068,0 | 0,2 | 100,0 | 2717,0 | 14734,0 | 18,4 | 43,0 | 1099,9 | 17416,0 | 6,3 | |
Калужская область | 25,0 | 707,5 | 13624,0 | 5,2 | 127,0 | 3450,6 | 18297,0 | 18,9 | 381,0 | 9746,0 | 35012,0 | 27,8 | |
Костромская область | 215,0 | 6084,5 | 14083,0 | 43,2 | 99,0 | 2689,8 | 11821,0 | 22,8 | 28,0 | 716,2 | 13919,0 | 5,1 | |
Курская область | 5,0 | 141,5 | 17864,0 | 0,8 | 24,0 | 652,1 | 23241,0 | 2,8 | 32,0 | 818,6 | 33523,0 | 2,4 | |
Липецкая область | 44,0 | 1245,2 | 30312,0 | 4,1 | 137,0 | 3722,3 | 44565,0 | 8,4 | 199,0 | 5090,4 | 64707,0 | 7,9 | |
Московская область | 2737,0 | 77457,1 | 181260,0 | 42,7 | 4661,0 | 126639,4 | 236931,0 | 53,4 | 5250,0 | 134295,0 | 401143,0 | 33,5 | |
Орловская область | 20,0 | 566,0 | 9610,0 | 5,9 | 44,0 | 1195,5 | 12715,0 | 9,4 | 49,0 | 1253,4 | 24119,0 | 5,2 | |
Рязанская область | 7,0 | 198,1 | 23629,0 | 0,8 | 10,0 | 271,7 | 25945,0 | 1,0 | 119,0 | 3044,0 | 33630,0 | 9,1 | |
Смоленская область | 30,0 | 849,0 | 14371,0 | 5,9 | 39,0 | 1059,6 | 16029,0 | 6,6 | 31,0 | 793,0 | 25178,0 | 3,1 | |
Тамбовская область | 6,0 | 169,8 | 14698,0 | 1,2 | 8,0 | 217,4 | 19667,0 | 1,1 | 39,0 | 997,6 | 30861,0 | 3,2 | |
Тверская область | 1,0 | 28,3 | 23845,0 | 0,1 | 13,0 | 353,2 | 24326,0 | 1,5 | 78,0 | 1995,2 | 36384,0 | 5,5 | |
Тульская область | 236,0 | 6678,8 | 20804,0 | 32,1 | 276,0 | 7498,9 | 24361,0 | 30,8 | 177,0 | 4527,7 | 36208,0 | 12,5 | |
Ярославская область | 77,0 | 2179,1 | 42466,0 | 5,1 | 42,0 | 1141,1 | 37143,0 | 3,1 | 226,0 | 5781,1 | 44203,0 | 13,1 | |
г. Москва | 25228,0 | 713952,4 | 456025,0 | 156,6 | 23986,0 | 651699,6 | 590163,0 | 110,4 | 70873,0 | 1812931,3 | 775682,0 | 233,7 |
Регион | 2008 | 2009 | 2021 | ||||||||||
Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | |||||
Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | ||
Российская Федерация | 103769,0 | 2579697,3 | 8781616 | 29,4 | 81927,0 | 2607736,4 | 7976013 | 32,7 | 114746,0 | 3483688,6 | 9152096 | 38,1 | |
Центральный федеральный округ | 55393,0 | 1377070,0 | 2278329 | 60,4 | 49436,0 | 1573547,9 | 1928138 | 81,6 | 76700,0 | 2328612,0 | 2099824 | 110,9 | |
Белгородская область | 2400,0 | 59664,0 | 104218 | 57,2 | 48,0 | 1527,8 | 73127 | 2,1 | 46,0 | 1396,6 | 96313 | 1,5 | |
Брянская область | 43,0 | 1069,0 | 25298 | 4,2 | 35,0 | 1114,1 | 26858 | 4,1 | 25,0 | 759,0 | 41989 | 1,8 | |
Владимирская область | 674,0 | 16755,6 | 45056 | 37,2 | 531,0 | 16901,7 | 51546 | 32,8 | 765,0 | 23225,4 | 50088 | 46,4 | |
Воронежская область | 120,0 | 2983,2 | 94168 | 3,2 | 196,0 | 6238,7 | 94788 | 6,6 | 280,0 | 8500,8 | 125826 | 6,8 | |
Ивановская область | 112,0 | 2784,3 | 26051 | 10,7 | 84,0 | 2673,7 | 31956 | 8,4 | 68,0 | 2064,5 | 29961 | 6,9 | |
Калужская область | 1503,0 | 37364,6 | 66270 | 56,4 | 1133,0 | 36063,4 | 60349 | 59,8 | 1194,0 | 36249,8 | 74489 | 48,7 | |
Костромская область | 40,0 | 994,4 | 16848 | 5,9 | 38,0 | 1209,5 | 11334 | 10,7 | 20,0 | 607,2 | 15100 | 4,0 | |
Курская область | 1,0 | 24,9 | 46752 | 0,1 | 3,0 | 95,5 | 41183 | 0,2 | 20,0 | 607,2 | 46093 | 1,3 | |
Липецкая область | 1763,0 | 43828,2 | 88089 | 49,8 | 331,0 | 10535,7 | 84317 | 12,5 | 854,0 | 25927,4 | 101600 | 25,5 | |
Московская область | 6686,0 | 166214,0 | 481617 | 34,5 | 4528,0 | 144126,2 | 380061 | 37,9 | 6207,0 | 188444,5 | 394284 | 47,8 | |
Орловская область | 30,0 | 745,8 | 27242 | 2,7 | 3,0 | 95,5 | 19791 | 0,5 | 86,0 | 2611,0 | 21451 | 12,2 | |
Рязанская область | 297,0 | 7383,4 | 53231 | 13,9 | 90,0 | 2864,7 | 38036 | 7,5 | 101,0 | 3066,4 | 40622 | 7,5 | |
Смоленская область | 93,0 | 2312,0 | 37562 | 6,2 | 254,0 | 8084,8 | 34633 | 23,3 | 293,0 | 8895,5 | 48833 | 18,2 | |
Тамбовская область | 36,0 | 895,0 | 42701 | 2,1 | 3,0 | 95,5 | 48795 | 0,2 | 15,0 | 455,4 | 53980 | 0,8 | |
Тверская область | 117,0 | 2908,6 | 50222 | 5,8 | 220,0 | 7002,6 | 70047 | 10,0 | 113,0 | 3430,7 | 82618 | 4,2 | |
Тульская область | 430,0 | 10689,8 | 55363 | 19,3 | 489,0 | 15564,9 | 61518 | 25,3 | 366,0 | 11111,8 | 71526 | 15,5 | |
Ярославская область | 210,0 | 5220,6 | 55174 | 9,5 | 133,0 | 4233,4 | 57377 | 7,4 | 63,0 | 1912,7 | 72291 | 2,6 | |
г. Москва | 40838,0 | 1015232,7 | 962468 | 105,5 | 41317,0 | 1315120,1 | 742422 | 177,1 | 66184,0 | 2009346,2 | 732761 | 274,2 |
Регион | 2021 | 2021 | 2021 | ||||||||||
Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | Иностранные инвестиции | Инвестиции в основной капитал | Доля иностранных инвестиций | |||||
Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | Млн. долл. США | Млн. рублей | Млн. рублей | % | ||
Российская Федерация | 190643,0 | 5602997,8 | 11035652 | 50,8 | 154570,0 | 4804035,6 | 12586090 | 38,2 | 170180,0 | 5420233,0 | 13255537 | 40,9 | |
Центральный федеральный округ | 136253,0 | 4004475,7 | 2458312 | 162,9 | 91913,0 | 2856656,0 | 2961584 | 96,5 | 111359,0 | 3546784,2 | 3287363 | 107,9 | |
Белгородская область | 3316,0 | 97457,2 | 125994 | 77,4 | 48,0 | 1491,8 | 136820 | 1,1 | 1448,0 | 46118,8 | 129137 | 35,7 | |
Брянская область | 45,0 | 1322,6 | 48014 | 2,8 | 57,0 | 1771,6 | 46551 | 3,8 | 99,0 | 3153,2 | 60798 | 5,2 | |
Владимирская область | 519,0 | 15253,4 | 59769 | 25,5 | 754,0 | 23434,3 | 61013 | 38,4 | 547,0 | 17422,0 | 65292 | 26,7 | |
Воронежская область | 796,0 | 23394,4 | 155245 | 15,1 | 645,0 | 20046,6 | 182334 | 11,0 | 600,0 | 19110,0 | 216775 | 8,8 | |
Ивановская область | 267,0 | 7847,1 | 32373 | 24,2 | 87,0 | 2704,0 | 28762 | 9,4 | 85,0 | 2707,3 | 31601 | 8,6 | |
Калужская область | 932,0 | 27391,5 | 77354 | 35,4 | 1099,0 | 34156,9 | 95970 | 35,6 | 1329,0 | 42328,7 | 89849 | 47,1 | |
Костромская область | 49,0 | 1440,1 | 17648 | 8,2 | 56,0 | 1740,5 | 21169 | 8,2 | 39,0 | 1242,2 | 22250 | 5,6 | |
Курская область | 63,0 | 1851,6 | 58521 | 3,2 | 83,0 | 2579,6 | 66639 | 3,9 | 48,0 | 1528,8 | 70742 | 2,2 | |
Липецкая область | 530,0 | 15576,7 | 112531 | 13,8 | 1588,0 | 49355,0 | 93327 | 52,9 | 1063,0 | 33856,6 | 101050 | 33,5 | |
Московская область | 5460,0 | 160469,4 | 449666 | 35,7 | 4627,0 | 143807,2 | 516872 | 27,8 | 6336,0 | 202101,6 | 574601 | 35,1 | |
Орловская область | 16,0 | 470,2 | 34072 | 1,4 | 5,0 | 155,4 | 40429 | 0,4 | 9,0 | 286,7 | 43636 | 0,7 | |
Рязанская область | 105,0 | 3086,0 | 53163 | 5,8 | 105,0 | 3263,4 | 66705 | 4,9 | 13,0 | 414,1 | 70860 | 0,6 | |
Смоленская область | 359,0 | 10551,0 | 56872 | 18,6 | 334,0 | 10380,7 | 56435 | 18,4 | 382,0 | 12166,7 | 55869 | 21,8 | |
Тамбовская область | 12,0 | 352,7 | 68302 | 0,5 | 2,0 | 62,2 | 82921 | 0,1 | 16,0 | 509,6 | 98068 | 0,5 | |
Тверская область | 138,0 | 4055,8 | 94276 | 4,3 | 211,0 | 6557,9 | 80464 | 8,2 | 147,0 | 4682,0 | 80524 | 5,8 | |
Тульская область | 505,0 | 14842,0 | 77703 | 19,1 | 192,0 | 5967,4 | 84059 | 7,1 | 1145,0 | 36468,3 | 89965 | 40,5 | |
Ярославская область | 57,0 | 1675,2 | 80386 | 2,1 | 465,0 | 14452,2 | 81019 | 17,8 | 274,0 | 8726,9 | 74262 | 11,8 | |
г. Москва | 123084,0 | 3617438,8 | 856424 | 422,4 | 81555,0 | 2534729,4 | 1220097 | 207,7 | 97779,0 | 3114261,2 | 1412086 | 220,5 |
Как видим, единственным регионом ЦФО РФ, в котором эта доля превышает 100% является г. Москва. Это связано с тем, что в столицу России иностранные инвестиции идут, в основном, в спекулятивные секторы экономики (торговля, финансовая деятельность). Из таблицы 2 мы сделали выборку областей ЦФО по годам, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30% (за исключением г. Москва) (табл. 3). Из этой таблицы видим, что из 17-ти областей ЦФО РФ не более 3-5 областей имеют долю иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышающую 30%.
Таблица 3. Области ЦФО РФ, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%
2005 | 2006 | 2007 | |||
Костромская | 43,2 | Московская | 53,4 | Московская | 33,5 |
Московская | 42,7 | Владимирская | 41,0 | Владимирская | 32,7 |
Владимирская | 33,6 | Тульская | 30,8 | ||
Тульская | 32,1 | ||||
2008 | 2009 | 2021 | |||
Белгородская | 57,2 | Калужская | 59,8 | Калужская | 48,7 |
Калужская | 56,4 | Московская | 37,9 | Московская | 47,8 |
Липецкая | 49,8 | Владимирская | 32,8 | Владимирская | 46,4 |
Владимирская | 37,2 | ||||
Московская | 34,5 | ||||
2021 | 2021 | 2021 | |||
Белгородская | 77,4 | Липецкая | 52,9 | Калужская | 47,1 |
Московская | 35,7 | Владимирская | 38,4 | Тульская | 40,5 |
Калужская | 35,4 | Калужская | 35,6 | Белгородская | 35,7 |
Московская | 35,1 | ||||
Липецкая | 33,5 |
Распределение встречаемости областей, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%, на девятилетнем интервале времени показано в таблице 4. Из нее видим, что высокая встречаемость соответствует Московской, Владимирской и Калужской областям, низкая – Тульской, Липецкой и Белгородской областям, очень низкая – Костромской области.
Таблица 4. Встречаемость областей, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%, на девятилетнем интервале времени (2005-2021 гг.)
Заключение
При расчете доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал для всех регионов ЦФО РФ за период с 2005 по 2021 год было показано что единственным регионом этого округа, в котором эта доля превышает 100% является г. Москва. Это связано с тем, что в столицу России иностранные инвестиции идут, в основном в спекулятивные секторы экономики (торговая, финансовая деятельность).
Из 17-ти регионов ЦФО РФ не более 3-5 областей имеют долю иностранных инвестиций в основной капитал превышающую 30%.
Библиографический список
- Трещевский Ю. И., Круглякова В. М. Анализ динамики иностранных инвестиций в регионы России // Пространство экономики. 2021. №1-2. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Щетинцева И. А. Иностранные инвестиции в инновационной экономике России: анализ, динамика и состояние // Пространство экономики. 2021. №2-3. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Квашнина И.А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №12. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Семенова А.Ю. Об иностранном инвестировании в России: сравнительный анализ // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2021. №2-1. URL: (дата обращения: 16.12.2021).
- Наумова Т.С., Олейник Г.С. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии экономики РФ // Проблемы современной экономики. 2021. №2 (54). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Абрамова К.А. Инвестиционная стратегия россии и ее влияние на объем и структуру иностранных инвестиций // Cтратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: Cборник статей Международной научно- практической конференции (10 марта 2021 г., г. Челябинск). В 2 ч. Ч.1 – Уфа: АЭТЕРНА, 2021
- Субботин С.Д. Инвестиционный климат России // Economics. 2021 № 3 (12) С. 15-20 URL: (дата обращения: 16.12.2021).
- Харламова Т.Н., Краснопеева А.Ю. Проблема привлечения инвестиций и их оттока в экономике России // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. №5. URL: (дата обращения: 16.12.2021).
- Федотова И.К. Иностранные инвестиции в Российской Федерации и их роль в экономике региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. №3. URL: (дата обращения: 12.12.2021)
- Мякшин В.Н. Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие Северо-Арктического региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. №44 (303). URL: (дата обращения: 12.12.2021)
- Муноз А.Л.Ф., Московкин В.М. Мера близости региональных отраслевых и географических структур иностранных инвестиций к аналогичным страновым структурам (на примере ЦФО РФ) //Инновации и Инвестиции. -2021. -№ 3. – С.100-105
- Муноз А.Л.Ф., Московкин В.М. Аналитический инструмент для идентификации отраслевых приоритетов иностранного инвестирования на региональном уровне: на примере областей центрального федерального округа РФ //Научно-практический журнал «Экономика, предпринимательство и право». – 2021. – № 5(3). – С. 95-108
- Муноз А.Л.Ф. Сравнительный анализ инвестиционной активности субъектов Центрального федерального округа РФ в докризисный и после // Наука, технология и жизнь. – 2021. – 6 с.
- Решетова М.В. Инвестиции в модернизацию основного капитала // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. №8 (225). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Олейник Е.Б., Захарова А.П. Анализ и прогнозирование объема инвестиций в основной капитал // Экономика региона. 2021. №1. URL: (дата обращения:12.12.2021).
- Аблеева А.М. Инвестиции в основной капитал: структурно-динамический аспект // Ученые записки РГСУ. 2021. №6 (122). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
- Гаджиев Ю.А., Акопов В.И., Канев В.Н. Динамика инвестиций в основной капитал экономики северных регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. №1 (37). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
Количество просмотров публикации:
Please wait
Все статьи автора «Fernando»
Иностранные инвестиции в свердловской области в контексте присоединения россии к вто
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Капустина Л.М.
В статье анализируются динамика и структура привлекаемых в экономику Свердловской области иностранных инвестиций. Рассматриваются последствия присоединения России к ВТО с точки зрения изменения объемов привлечения иностранных инвестиций. Определены направления многостороннего регулирования инвестиционных мер на основе международных договоренностей.
В современных условиях глобализации и увеличения масштабов международного перемещения капитала возрастает роль иностранных инвестиций как дополнительного источника капиталовложений в развитие экономического потенциала регионов. Наряду с прямыми инвестициями в регион поступают иностранные технологии, результаты научно-технических исследований и разработок, воплощаемых в новой технике, оборудовании, патентах, лицензиях, ноу-хау, начинает применяться новый организационный и управленческий опыт. Рациональнее используются местные сырьевые ресурсы. Вложения капитала стимулируют развитие производства, в котором регион имеет конкурентное преимущество, способствуют расширению экспорта, росту поступлений иностранной валюты, налоговых платежей. В результате повышаются уровень занятости населения, квалификация работников и производительность труда, модернизируется инвестиционный потенциал региона.
Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается за счет привлечения капитала в экспортоориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг, инновационные секторы. Между внутренними и зарубежными инвестициями существует тесная связь: увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста национальных инвестиций. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.
Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Свердловской области. В начале XXI века объемы привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций растут высокими темпами, за 2003 год они увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2003 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиций приходится на прочие инвестиции, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2003 г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г. В первом квартале 2004 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 9% от общего объема прямых инвестиций в России. Портфельные инвестиции в последние годы остаются на низком уровне и в 2003 г. составляли лишь 0,4 млрд. долларов.
Иностранные инвестиции распределены по регионам РФ неравномерно, тяготеют к крупным городам с развитой инфраструктурой. Центральный федеральный округ концентрирует около половины (47%), в том числе Москва — более трети всех накопленных
иностранных инвестиций. Второе место у Северо-Западного федерального округа (11,3%), третье — у Сибирского округа. На Уральский федеральный округ приходится около 10% всех накопленных иностранных инвестиций (рис. 1).
О Центральный ФО ■ Северо-Западный ФО
□ Южный ФО И Приволжский ФО
■ Уральский ФО ■ Сибирский ФО
□ Дальневосточный ФО_
Рис. 1. Распределение накопленных иностранных инвестиций по федеральным округам за 1995 — 2002 гг., %
В последние годы темпы прироста иностранных капиталовложений в экономику УрФО превышали прирост инвестиций в среднем по стране. В 2003 г. в Уральский федеральный округ поступило 5,6 млрд. долларов иностранных капиталовложений, что в 2 раза больше, чем в 2002г., и округ переместился на 2-е место после Центрального федерального округа.
В 2003 г. объем иностранных инвестиций в экономику Свердловской области составил более 1,3 млрд долл., однако структура инвестиций с каждым годом ухудшается, растет доля прочих инвестиций и уменьшается удельный вес прямых вложений капитала. На прямые инвестиции приходится 5,9 % всех привлеченных инвестиций, на портфельные — 1,2%, прочие — 92,9%. (табл. 1)
Таблгща 1
Иностранные инвестиции в РФ и Свердловской области в 2003 г.
Виды инвестиций Российская Федерация Свердловская область
млрд. долларов % млн. долларов %
Прямые 6,8 22,8 77,8 5,9
Портфельные 0,4 1,4 15,4 1,2
Прочие 22,5 75,8 1224,3 92,9
Всего 29,7 100,0 1317,5 100,0
Составлено по: www.minfin.ru; Информационно-аналитическое издание Правительства Свердловской области. 2004. С.8.
Доля Свердловской области в общих зарубежных инвестициях в Россию увеличивается и в 2003 г. составила 4,4% (рис. 2).
Рис. 2. Доля Свердловской области в иностранных инвестициях в РФ
по видам в 2003г., %
Область опережает другие субъекты Федерации в составе УрФО по темпам роста зарубежных инвестиций (рис. 3).
О 500 1000 1500 2000 2500 3000
млн. долларов
Fue. 5. Динамика иностранных инвестиции в VpUHJ и Свербловскои области
в 1998 — 2002гг., млн. дот. Наиболее высокие темпы инвестиционной деятельности характерны для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, промышленности строительных материалов области. В отраслевой структуре иностранных инвестиций за 1995 — 2004 гг. произошли существенные изменения. Относительно уменьшились
■ Свердловская
область □ УрФО
удельные веса традиционных отраслей экономики, в частности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлю-лозно-бумажной промышленности. Возросли иностранные капиталовложения в коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. Стабильным сохраняется удельный вес связи, транспорта в общем объеме иностранных инвестиций, сокращается доля химической и нефтехимической промышленности, строительства, финансов, кредита и страхования. Свердловская область наибольшие объемы зарубежного капитала привлекает в цветную металлургию, пищевую промышленность, в посредническую деятельность по торговле металлоломом и металлами (табл. 2).
Таблица 2
Поступление иностранных инвестиций в предприятия Свердловской области
по отраслям экономики в 2002 г., млн. долл.
Отрасли экономики Поступило всего В том числе
прямых портфельных прочих
Всего 936,5 78,7 4,0 853,8
Промышленность, в том числе: 430,0 76,9 4,0 349,1
черная металлургия 63,2 2,9 4,0 56,3
цветная металлургия 339,3 47,1 — 292,2
химическая и нефтехимическая ОД ОД — —
машиностроение и металлообработка 0,9 0,9 — —
промышленность стройматериалов 0,5 — — 0,5
стекольная ОД ОД — —
пищевая 25,4 25,4 — —
Транспорт и связь 1,5 1,5 — —
Торговля и общепит 1,5 0,2 — 1,3
Оптовая торговля товарами производственно-технического назначения 0,2 — — 0,2
Заготовительные конторы по сбору металлолома 503,2 — — 503,2
Другие отрасли ОД ОД — —
Источник: Инвестиционная деятельность предприятий и организаций Свердловской области/ Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2002. С. 13.
Основными инвесторами в Свердловскую область в 2003 г. были Германия (39%), Нидерланды (27%), Кипр (13%) и Великобритания (10%).
Влияние присоединения к ВТО на объем привлечения иностранных инвестиций. Многие иностранные компании, представители иностранных государств, российские ученые считают, что вступление в ВТО станет катализатором притока иностранных инвестиций в Россию. Действительно, в связи с присоединением к ВТО российское законодательство в области внешней торговли и инвестиций станет более стабильным и предсказуемым, что должно привлечь иностранных инвесторов. Мировой опыт показывает, что вступление в ВТО обычно сопровождается ростом прямых иностранных инвестиций. Это хорошо видно на примере Китая, где приток иностранного
капитала сразу после присоединения к организации в 2001 г. вырос на 20%, а также стран Центральной и Восточной Европы, которые стали членами ВТО после 1995 года. Например, прямые иностранные инвестиции в Болгарии увеличились за следующий после вступления год почти в 4 раза, в Словении и Эстонии — в 2 раза.
Однако насколько велико будет влияние вступления в ВТО на приток прямых иностранных инвестиций в Свердловскую область — предсказать трудно. Более того, размер фактического притока будет зависеть от экономической ситуации в стране. Если экономическая политика в целом будет благоприятной для иностранных инвесторов, то вступление России в ВТО приведет к значительному всплеску инвестиций, возможно, в два или три раза. Но нельзя исключать и ситуацию, когда риски для вложения капитала в РФ для иностранных инвесторов уменьшатся незначительно, и эффект от вступления в ВТО будет небольшой. Российский рынок по факту и так уже является одним из самых открытых рынков в мире. Парадоксально, но может случиться так, что строгое следование правилам и процедурам ВТО в случае вступления нашей страны в эту организацию может даже затруднить доступ некоторых иностранных товаров на российский рынок, а это будет стимулировать приток иностранного капитала в Россию.
Свердловская область имеет хорошие позиции среди других регионов страны, располагая мощным экспортоориентированным производством и отличаясь относительно невысокой зависимостью от импорта. Так, на потребительском рынке области доля импортных товаров в среднем составляет 13 — 15%, и, как прогнозируется, снижение импортных пошлин на товары в условиях членства в ВТО не окажет существенного влияния на масштабы замещения отечественных товаров иностранными. Либеральная торговая политика РФ способствовала быстрому открытию регионального рынка для международных компаний и иностранных товаров и услуг, поэтому после присоединения России к торговой организации маловероятен существенный рост импорта. В то же время улучшается инвестиционный климат и потенциал Свердловской области, увеличиваются объемы привлекаемого иностранного капитала. Предсказать точный объем зарубежных инвестиций после присоединения к ВТО сложно, но в связи с этим можно отметить два аспекта.
Во-первых, в рамках работы по приведению законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО в нормативные акты вносятся изменения и дополнения, которые отвечают ключевым принципам ВТО: национального режима, режима наибольшего благоприятствования, транспарентности. Следование этим принципам создает более благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса в области, в том числе и иностранного. Кроме того, будут разработаны схемы по предоставлению гарантий, страхованию иностранных инвестиций, которые являются ключевыми в вопросе привлечения инвесторов в Россию и регионы.
Во-вторых, соглашения ВТО непосредственно не регулируют инвестиционный климат. Только Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, оказывает ограничительное влияние на решения правительств стран-реципиентов иностранного капитала. Под его действие подпадают действующие на территории Российской Федерации соглашения о разделе продукции и некоторые инвестиционные проекты в автомобильной промышленности. После присоединения к ВТО изменится ряд положений соответствующих нормативных актов, что, безусловно, окажет воздействие на объем инвестиций, но оно, скорее всего, будет незначительным. Это связано с тем, что на сегодняшний момент доля вкладываемых в эти проекты иностранных средств является несущественной в общем объеме инвестиций в Российскую Федерацию.
Негативно на привлечении прямых зарубежных инвестиций может сказаться удорожание энергоносителей и повышение цен на газ к 2021 г. в два раза. Это обязательство Россия взяла на себя в ответ на требования ЕС увеличить внутренние цены до уровня мировых, что стало условием Евросоюза на присоединение РФ к ВТО. Инфляция издержек уменьшит конкурентоспособность российской продукции и сделает менее привлекательным размещение в стране филиалов транснациональных корпораций. В этой связи представители черной и цветной металлургии России опасаются, что вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства и не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей.
Современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в любой стране мира. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их поле деятельности. Поэтому вступление России в ВТО существенно не изменит поведение международных корпораций и объем импортируемых ими в Россию прямых инвестиций.
Основная сложность присоединения к ВТО заключается в низкой адаптационной способности российских отраслей и в очень слабой мобильности ресурсов, как трудовых, так и финансовых. Особенно тяжело придется градообразующим предприятиям и монопроизводственным городам Свердловской области, которым придется перепрофилироваться. Рост безработицы неизбежен, но ее можно ограничить и по масштабам, и по продолжительности, обеспечив государственную поддержку межотраслевого и межрегионального перелива рабочей силы. Это более эффективный путь, чем субсидирование малоперспективных предприятий. Главным результатом станет расширение конкуренции, что вынудит промышленность региона повысить эффективность производства.
Таким образом вступление России в ВТО приведет к изменению институциональных условий хозяйствования, приведению законодательства к нормам ВТО. Эффект от растущей открытости экономики в мирохозяйственных связях будет проявляться постепенно, что в конечном итоге отразится на последовательном улучшении инвестиционного климата. Ключевыми факторами, определяющими темпы иностранных инвестиций, будут, прежде всего, факторы внутриэкономического характера. Здоровая и устойчивая макроэкономика является очевидным и основным фактором при принятии инвестиционных решений. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий.
Вступление в ВТО может благоприятно сказаться на экономике, но только при условии, что определены четкие приоритеты экономического и социального развития Свердловской области и России в целом. Без определения приоритетов невозможно эффективно взаимодействовать с ВТО — организацией, в которой за внешней экономической справедливостью скрываются национальные интересы конкретных стран.
Соглашение ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. С 1995 г. в ВТО действует принятое под давлением ТНК Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), которое на многосторонней основе увязывает некоторые меры, применяемые в торговых и инвестиционных отношениях стран. В преамбуле Соглашения указывается, что оно призвано «способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций,
чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции».
Соглашение ТРИМС состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны-члены ВТО не приметать в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части называются конкретные меры в этой области. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами.
В Приложении к Соглашению содержится перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как не совместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:
• требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного производства в определенных объемах или по стоимости («потребление местного компонента»);
• требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции («требование в отношении сбалансированной торговли»);
• требование об ограничении импорта товаров для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте («требование в отношении баланса иностранной валюты»);
• требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции («требование экспортного компонента»).
Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например, в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны). В то же время ст. 3 Соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, подпадающие под категорию так называемых общих исключений, по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.
Остальные статьи Соглашения имеют процедурно-организационный характер. В частности, предусматривается дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней о всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания соглашения с ВТО.
В переходный период страны-члены ВТО не должны изменять условия применения связанных с торговлей инвестиционных мер, о которых они уведомили Секретариат, в сторону их ужесточения. В то же время разрешается применение мер в отношении новых инвестиций, чтобы не ставить в невыгодное положение ранее созданные предприятия с иностранным капиталом, производящие аналогичные товары, к которым приметаются такие меры.
Большое значение в Соглашении (ст. 6) придается гласности и «прозрачности» всех связанных с торговлей инвестиционных мер. Этой цели служит обязательная публикация информации о мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и местном уровнях и соответствующее уведомление Совета по торговле товарами. Контроль за выполнением требований Соглашения возложен на специально учрежденный Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.
Общая оценка последствий ТРИМС. Рассматриваемое соглашение включает элементы большей предсказуемости и дисциплины в практику применения связанных с торговлей инвестиционных мер, а потому содействует созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в странах-членах ВТО. Вместе с тем необходимо отметить, что в Соглашении нет четкого определения понятия «связанные с торговлей инвестиционные меры». Это открывает возможность для различной интерпретации даже тех запрещенных мер, которые приведены в перечне Приложения.
После заключения Соглашения о ТРИМС многие страны уклоняются от его выполнения. Например, в Японии, Южной Корее, Тайване и Китае экономический рост происходит при сохранении государственной поддержки отраслей, еще не достигших возможности самостоятельного развития в условиях инвестиционной либерализации и потому остающихся объектом сильного протекционизма. В этих странах либерализация инвестиционного режима коснулась только тех отраслей и секторов, которые завоевали сильные конкурентные позиции на мировом рынке.
На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на втором и седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению). Констатировалось, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований. Поскольку правовая доктрина России предусматривает приоритет положений международных договоров перед отечественным правом, то присоединение страны к ВТО связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. Россия получила в свое распоряжение обширный и систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом, что в современных условиях является одним из важных преимуществ присоединения России к ВТО. Возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и, прежде всего, особенностями его международного регулирования. России необходимо избегать запрещенных ТРИМС мер, в том числе на уровне субъектов Федерации.
Либерализация инвестиционного процесса в РФ может отрицательно сказаться на усилении региональной дифференциации, что требует выделения этих вопросов в специальный проблемный блок, подлежащий самостоятельному рассмотрению в ВТО, вследствие сильно различающихся местных условий. От улучшения внешних условий торговли выиграют экспортоориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции. Металлургия Свердловской области может оказаться в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на продукцию предприятий региона. В целом можно ожидать, что выполнение условий ТРИМС будет стимулировать приток зарубежных капиталовложений на Средний Урал и инвестиций российских предпринимателей за рубежом.
Проект ВТО многостороннего регулирования инвестиционных мер (МСИ).
Переговоры ВТО по вопросу инвестиций, которые ведутся в рамках раунда Доха, направлены на расширение соглашения TRIMs с целью рассмотрения других типов мер, таких как экспроприация и меры, равнозначные экспроприации. Это соглашение касается только тех инвестиционных мер, которые нарушают или ограничивают международную торговлю. Однако по вопросам регулирования условий приема иностранных инвестиций на конференции ВТО в Канкуне (2003г.), в которой участвовали 146 стран-членов ВТО, так и не удалось заключить многостороннее соглашение о торговле, инвестициях и конкуренции. Предложенный руководством ВТО проект многостороннего регулирования инвестиционных мер развивающиеся страны отказались даже обсуждать, сочтя его неприемлемым.
Проект защищает права транснациональных инвесторов, кульминацией которых является «право» корпораций оспаривать законы, нормативные акты и существующую практику стран, подписавших соглашение, если они ограничивают возможность инвестора для извлечения максимальной прибыли. Проект ставит вне закона практически все регулирующие требования к иностранным инвесторам, предоставляя последним право требовать компенсацию за потенциальную потерю прибыли в будущем. В этом случае пострадавшая корпорация получает право подать иск в суд как жертва «мер, приравненных к экспроприации». Произвольные и «скользкие» определения «экспроприации» еще более расширили арсенал юридических средств корпораций и изменили само значение регулирования. Роль государства, на территории которого действует корпорация, сводится к освобождению иностранного капитала от налогообложения и охраны силами полиции свободных экономических зон, а также maquiladoras — зон, где действуют соглашения о беспошлинном импорте компонентов для последующего производства и реэкспорта готовой продукции. Евросоюз публично проводит в жизнь более мягкий вариант — «инвестиции в развитие», которые, на первый взгляд, позволяют правительствам самим определять секторы, которые они хотят отдать на откуп транснациональным инвесторам. Однако европейское лобби, защищающее интересы инвесторов, проводит в жизнь полную программу МСИ. Среди развитых стран — членов ВТО распространено мнение, что соглашение ВТО об инвестициях следует заключить в рамки существующих высоких стандартов по защите инвестиций и возможности решения конфликтов, предусмотренных двусторонними соглашениями об инвестициях. Как минимум, оно должно включать гарантии, признающие и защищающие существующие двусторонние соглашения.
Международная Торговая палата, фактически написавшая проект соглашения, заявила, что «одной из главных целей соглашения ВТО об инвестициях должно быть обеспечение сильной и эффективной защиты инвесторов от национализации, экспроприации и мер, приравненных к экспроприации». С позиции развивающихся стран истинной целью этих инвестиционных режимов является не защита от экспроприации, а радикальное ограничение возможности правительств поддерживать государственный сектор и вводить в действие законодательство по защите окружающей среды, а также здоровья и безопасности трудящихся и потребителей. Определив ограничения как экспроприацию, они подрывают возможности правительств по введению ограничений на деятельность международных корпораций. Развивающиеся страны обоснованно полагают, что соглашение в области инвестиций создаст новые возможности для корпоративных инвесторов из богатых стран, в том числе, за счет ограничения возможностей для развивающихся стран проводить самостоятельную экономическую политику. Всту-
пив в ВТО, Россия будет участвовать в принятии или изменении предлагаемого проекта Соглашения ВТО по многостороннему регулированию инвестиционных мер исходя из своих национальных интересов.
Влияние на иностранные инвестиции ГАТС и ТРИПС. Иностранные инвестиции подвергаются некоторому регулированию в рамках Соглашения ВТО по торговле услугами и Соглашения по правам интеллектуальной собственности в сфере торговли, действующих с 1 января 1995 г. В соответствии с положениями ГАТС, если страна разрешила допуск иностранного поставщика услуги на свою территорию, если перевод капитала является непременным условием оказания такой услуги, то государство должно разрешить и перевод капитала. Требование резервирования Центрального банка РФ в отношении кредитов в иностранной валюте, которые по сути являются долгосрочными инвестициями, и операций, связанных с приобретением прав на внутренние ценные бумаги (портфельные инвестиции), будет противоречить требованиям ГАТС. Валютное законодательство не должно содержать никаких ограничений. При создании иностранного банка на территории РФ идет передача акций и перемещение денежных средств, что не подпадает под какие-то государственные ограничения.
Расширение допуска иностранного капитала на рынок услуг, особенно финансовых, является одним из основных требований к России в рамках переговоров по вступлению в ВТО. Что касается квот присутствия иностранного банковского капитала, то Россия стремится закрепить ее после присоединения к ВТО на уровне 25%. До сих пор максимальная доля иностранного капитала в уставном капитале российских банков не превышала 7%. Россия отстаивает запрет на образование прямых филиалов иностранных банков на территории страны. Опыт стран ЦВЕ показал, что неоправданное открытие рынка финансовых услуг приводит к частичной утрате суверенитета национальных банков.
В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.
Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Кардинально возрастет защищенность прав интеллектуальной собственности. Все это, несомненно, должно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе ее банковского сектора.
По различным оценкам, доступ иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70% положительного эффекта от присоединения России к ВТО. Либерализация рынка услуг сопровождается созданием новых рабочих мест. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов спо-
собен оказать положительное стимулирующее воздействие. Правда, за удобства потребителей в этой сфере придется расплатиться многим отечественным производителям и финансовым институтам.
Свердловская область испытывает потребность в кредитных и инвестиционных ресурсах для финансирования капиталовложений, поддержки экономического роста, структурной перестройки экономики, развития внутреннего рынка. Наиболее инвестиционно привлекательными отраслями области остаются оптовая и розничная торговля, посредничество в торговле металлами, пищевая промышленность, цветная металлургия. Вместе с тем, сложилась парадоксальная ситуация, когда дефицит инвестиционных ресурсов сочетается с нехваткой инвестиционных проектов, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам. Поэтому необходимо обеспечить постоянный мониторинг и отбор, рекламу наиболее эффективных и значимых для экономики области инвестиционных проектов. Главное сейчас — целенаправленная подготовка к вступлению в ВТО со стороны бизнеса и власти.
Законодательная подготовка к вступлению в ВТО включает, в том числе, пересмотр и отмену тех положений, которые дискриминируют отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Значительная работа предстоит в сфере стандартизации и сертификации, сформировавшейся в России еще в ту пору, когда основным покупателем и приемщиком товаров и услуг было государство.
Поскольку основные игроки глобальных рынков — это экономически мощные корпорации, крупные промышленные концерны, инновационные лидеры в соответствующих сферах технологии и организации бизнеса, то стратегической задачей является создание в регионе крупных конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных корпораций в металлургии и машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, торговле.
Необходимо более активно формировать институциональную структуру государственного содействия экспорту среднеуральских предприятий, прежде всего экспорту товаров высокой степени обработки, высоко- и среднетехнологичной продукции гражданского назначения, а также создать особые механизмы, стимулирующие экспортную активность малого и среднего бизнеса. Привлечение прямых иностранных инвестиций не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортозамещения, но и увеличивало экспортный потенциал Свердловской области и страны в целом.
Немалая роль отводится проведению кампаний по созданию позитивного инвестиционного имиджа Свердловской области; сотрудничеству с международными организациями, иностранными торгово-промышленными палатами, ассоциациями и союзами в области инвестиционной деятельности. Требует совершенствования организация непосредственной работы с потенциальными и реальными иностранными инвесторами, предусматривающая разработку и осуществление административных процедур по началу и ведению хозяйственной деятельности с участием иностранных инвесторов, включая осуществление процедур регистрации предприятий с иностранными инвестициями по принципу «одного окна», предоставление консультационных услуг, обеспечение единства принципов и подходов к работе с инвесторами; содействие инвесторам в решении вопросов, связанных с ведением и — в случае необходимости — завершением инвестиционной деятельности на территории Свердловской области. Для привлечения инвестиций стоит улучшить инфраструктуру. Высококачественная телефонная связь,
доступ к Интернет, развитая транспортная сеть являются важными условиями привлечения иностранного капитала.
Безусловно, предприятия Свердловской области нуждаются в иностранном капитале. Это не только финансовые ресурсы, это еще и технологии, и совершенно другой уровень менеджмента организации производства или сферы услуг и иная корпоративная культура. Это как раз те направления, по которым Россия и ее регионы пока существенно отстают от развитых стран. Тем не менее следует обосновать необходимость особого инвестиционного режима для тех отраслей и сфер бизнеса Свердловской области, которые могут столкнуться с подавляющей иностранной конкуренцией, и отраслей, без которых невозможно полноценное функционирование регионального рынка, обеспечение экономической безопасности.