Инвестиционная деятельность в Республике Башкортостан: состояние, динамика, тенденции – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Инвестиционная деятельность в Республике Башкортостан: состояние, динамика, тенденции – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Инвестиции

Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал на примере регионов центрального федерального округа рф

Муноз Андраде Луис Фернандо
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
аспирант

Библиографическая ссылка на статью:
Муноз А.Л.Ф. Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал на примере регионов Центрального федерального округа РФ // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://biznes-bolika.ru/issues/2021/06/83248 (дата обращения: 16.07.2021).

Введение

В настоящее время имеется большое количество отечественных работ по анализу динамики и структуре иностранных инвестиций в экономику России и ее регионов [1-13].

Аналогичный анализ осуществлялся применительно к инвестициям в основной капитал [14-17]. В тоже время отсутствуют работы, которые бы изучали динамику доли иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал. Восполним этот пробел на примере инвестиций в регионы Центрального федерального округа (ЦФО) РФ.

Основные результаты исследования

На основе материалов Росстата за 2005-2021 гг. для всех регионов ЦФО России были собраны данные по иностранным инвестициям и инвестициям в основной капитал. Рублевые инвестиции в основной капитал были пересчитаны в долларовые, согласно среднегодового курса Центрального банка России (табл. 1).

Таблица 1. Среднегодовые курсы доллара, 2005-2021 гг.

200520062007200820092021202120212021

28,30

27,17

25,58

24,86

31,83

30,36

29,39

31,08

31,85

На основе вышеуказанных данных была рассчитана доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал (табл. 2).

Таблица 2. Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал России и регионов Центрального федерального округа

 Регион

2005

2006

2007

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн. рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн. рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн. рублей

%

Российская Федерация

53651,0

1518323,3

3611109,0

42,0

55109,0

1497311,5

4730023,0

31,7

120941,0

3093670,8

6716222,0

46,1

Центральный федеральный округ

28930,0

818719,0

964158,0

84,9

30100,0

817817,0

1225593,0

66,7

78722,0

2021708,8

1779599,0

113,2

Белгородская область

21,0

594,3

35022,0

1,7

84,0

2282,3

52073,0

4,4

537,0

13736,5

83510,0

16,4

Брянская область

18,0

509,4

8496,0

6,0

6,0

163,0

12462,0

1,3

17,0

434,9

21010,0

2,1

Владимирская область

206,0

5829,8

17327,0

33,6

336,0

9129,1

22253,0

41,0

483,0

12355,1

37775,0

32,7

Воронежская область

53,0

1499,9

28652,0

5,2

108,0

2934,4

38867,0

7,5

160,0

4092,8

65319,0

6,3

Ивановская область

1,0

28,3

12068,0

0,2

100,0

2717,0

14734,0

18,4

43,0

1099,9

17416,0

6,3

Калужская область

25,0

707,5

13624,0

5,2

127,0

3450,6

18297,0

18,9

381,0

9746,0

35012,0

27,8

Костромская область

215,0

6084,5

14083,0

43,2

99,0

2689,8

11821,0

22,8

28,0

716,2

13919,0

5,1

Курская область

5,0

141,5

17864,0

0,8

24,0

652,1

23241,0

2,8

32,0

818,6

33523,0

2,4

Липецкая область

44,0

1245,2

30312,0

4,1

137,0

3722,3

44565,0

8,4

199,0

5090,4

64707,0

7,9

Московская область

2737,0

77457,1

181260,0

42,7

4661,0

126639,4

236931,0

53,4

5250,0

134295,0

401143,0

33,5

Орловская область

20,0

566,0

9610,0

5,9

44,0

1195,5

12715,0

9,4

49,0

1253,4

24119,0

5,2

Рязанская область

7,0

198,1

23629,0

0,8

10,0

271,7

25945,0

1,0

119,0

3044,0

33630,0

9,1

Смоленская область

30,0

849,0

14371,0

5,9

39,0

1059,6

16029,0

6,6

31,0

793,0

25178,0

3,1

Тамбовская область

6,0

169,8

14698,0

1,2

8,0

217,4

19667,0

1,1

39,0

997,6

30861,0

3,2

Тверская область

1,0

28,3

23845,0

0,1

13,0

353,2

24326,0

1,5

78,0

1995,2

36384,0

5,5

Тульская область

236,0

6678,8

20804,0

32,1

276,0

7498,9

24361,0

30,8

177,0

4527,7

36208,0

12,5

Ярославская область

77,0

2179,1

42466,0

5,1

42,0

1141,1

37143,0

3,1

226,0

5781,1

44203,0

13,1

г. Москва

25228,0

713952,4

456025,0

156,6

23986,0

651699,6

590163,0

110,4

70873,0

1812931,3

775682,0

233,7

 Регион

2008

2009

2021

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн. рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн. рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн.

рублей

%

Российская Федерация

103769,0

2579697,3

8781616

29,4

81927,0

2607736,4

7976013

32,7

114746,0

3483688,6

9152096

38,1

Центральный федеральный округ

55393,0

1377070,0

2278329

60,4

49436,0

1573547,9

1928138

81,6

76700,0

2328612,0

2099824

110,9

Белгородская область

2400,0

59664,0

104218

57,2

48,0

1527,8

73127

2,1

46,0

1396,6

96313

1,5

Брянская область

43,0

1069,0

25298

4,2

35,0

1114,1

26858

4,1

25,0

759,0

41989

1,8

Владимирская область

674,0

16755,6

45056

37,2

531,0

16901,7

51546

32,8

765,0

23225,4

50088

46,4

Воронежская область

120,0

2983,2

94168

3,2

196,0

6238,7

94788

6,6

280,0

8500,8

125826

6,8

Ивановская область

112,0

2784,3

26051

10,7

84,0

2673,7

31956

8,4

68,0

2064,5

29961

6,9

Калужская область

1503,0

37364,6

66270

56,4

1133,0

36063,4

60349

59,8

1194,0

36249,8

74489

48,7

Костромская область

40,0

994,4

16848

5,9

38,0

1209,5

11334

10,7

20,0

607,2

15100

4,0

Курская область

1,0

24,9

46752

0,1

3,0

95,5

41183

0,2

20,0

607,2

46093

1,3

Липецкая область

1763,0

43828,2

88089

49,8

331,0

10535,7

84317

12,5

854,0

25927,4

101600

25,5

Московская область

6686,0

166214,0

481617

34,5

4528,0

144126,2

380061

37,9

6207,0

188444,5

394284

47,8

Орловская область

30,0

745,8

27242

2,7

3,0

95,5

19791

0,5

86,0

2611,0

21451

12,2

Рязанская область

297,0

7383,4

53231

13,9

90,0

2864,7

38036

7,5

101,0

3066,4

40622

7,5

Смоленская область

93,0

2312,0

37562

6,2

254,0

8084,8

34633

23,3

293,0

8895,5

48833

18,2

Тамбовская область

36,0

895,0

42701

2,1

3,0

95,5

48795

0,2

15,0

455,4

53980

0,8

Тверская область

117,0

2908,6

50222

5,8

220,0

7002,6

70047

10,0

113,0

3430,7

82618

4,2

Тульская область

430,0

10689,8

55363

19,3

489,0

15564,9

61518

25,3

366,0

11111,8

71526

15,5

Ярославская область

210,0

5220,6

55174

9,5

133,0

4233,4

57377

7,4

63,0

1912,7

72291

2,6

г. Москва

40838,0

1015232,7

962468

105,5

41317,0

1315120,1

742422

177,1

66184,0

2009346,2

732761

274,2

 Регион

2021

2021

2021

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции

Инвестиции в основной капитал

Доля иностранных инвестиций

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн.

рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн.

рублей

%

Млн. долл. США

Млн. рублей

Млн.

рублей

%

Российская Федерация

190643,0

5602997,8

11035652

50,8

154570,0

4804035,6

12586090

38,2

170180,0

5420233,0

13255537

40,9

Центральный федеральный округ

136253,0

4004475,7

2458312

162,9

91913,0

2856656,0

2961584

96,5

111359,0

3546784,2

3287363

107,9

Белгородская область

3316,0

97457,2

125994

77,4

48,0

1491,8

136820

1,1

1448,0

46118,8

129137

35,7

Брянская область

45,0

1322,6

48014

2,8

57,0

1771,6

46551

3,8

99,0

3153,2

60798

5,2

Владимирская область

519,0

15253,4

59769

25,5

754,0

23434,3

61013

38,4

547,0

17422,0

65292

26,7

Воронежская область

796,0

23394,4

155245

15,1

645,0

20046,6

182334

11,0

600,0

19110,0

216775

8,8

Ивановская область

267,0

7847,1

32373

24,2

87,0

2704,0

28762

9,4

85,0

2707,3

31601

8,6

Калужская область

932,0

27391,5

77354

35,4

1099,0

34156,9

95970

35,6

1329,0

42328,7

89849

47,1

Костромская область

49,0

1440,1

17648

8,2

56,0

1740,5

21169

8,2

39,0

1242,2

22250

5,6

Курская область

63,0

1851,6

58521

3,2

83,0

2579,6

66639

3,9

48,0

1528,8

70742

2,2

Липецкая область

530,0

15576,7

112531

13,8

1588,0

49355,0

93327

52,9

1063,0

33856,6

101050

33,5

Московская область

5460,0

160469,4

449666

35,7

4627,0

143807,2

516872

27,8

6336,0

202101,6

574601

35,1

Орловская область

16,0

470,2

34072

1,4

5,0

155,4

40429

0,4

9,0

286,7

43636

0,7

Рязанская область

105,0

3086,0

53163

5,8

105,0

3263,4

66705

4,9

13,0

414,1

70860

0,6

Смоленская область

359,0

10551,0

56872

18,6

334,0

10380,7

56435

18,4

382,0

12166,7

55869

21,8

Тамбовская область

12,0

352,7

68302

0,5

2,0

62,2

82921

0,1

16,0

509,6

98068

0,5

Тверская область

138,0

4055,8

94276

4,3

211,0

6557,9

80464

8,2

147,0

4682,0

80524

5,8

Тульская область

505,0

14842,0

77703

19,1

192,0

5967,4

84059

7,1

1145,0

36468,3

89965

40,5

Ярославская область

57,0

1675,2

80386

2,1

465,0

14452,2

81019

17,8

274,0

8726,9

74262

11,8

г. Москва

123084,0

3617438,8

856424

422,4

81555,0

2534729,4

1220097

207,7

97779,0

3114261,2

1412086

220,5

Как видим, единственным регионом ЦФО РФ, в котором эта доля превышает 100% является г. Москва. Это связано с тем, что в столицу России иностранные инвестиции идут, в основном, в спекулятивные секторы экономики (торговля, финансовая деятельность). Из таблицы 2 мы сделали выборку областей ЦФО по годам, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30% (за исключением г. Москва) (табл. 3).  Из этой таблицы видим, что из 17-ти областей ЦФО РФ не более 3-5 областей имеют долю иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышающую 30%.

Таблица 3. Области ЦФО РФ, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%

2005

2006

2007

Костромская

43,2

Московская

53,4

Московская

33,5

Московская

42,7

Владимирская

41,0

Владимирская

32,7

Владимирская

33,6

Тульская

30,8

Тульская

32,1

2008

2009

2021

Белгородская

57,2

Калужская

59,8

Калужская

48,7

Калужская

56,4

Московская

37,9

Московская

47,8

Липецкая

49,8

Владимирская

32,8

Владимирская

46,4

Владимирская

37,2

Московская

34,5

2021

2021

2021

Белгородская

77,4

Липецкая

52,9

Калужская

47,1

Московская

35,7

Владимирская

38,4

Тульская

40,5

Калужская

35,4

Калужская

35,6

Белгородская

35,7

Московская

35,1

Липецкая

33,5

Распределение встречаемости областей, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%, на девятилетнем интервале времени показано в таблице 4. Из нее видим, что высокая встречаемость соответствует Московской, Владимирской и Калужской областям, низкая – Тульской, Липецкой и Белгородской областям, очень низкая – Костромской области.

Таблица 4. Встречаемость областей, в которых доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал превышает 30%, на девятилетнем интервале времени (2005-2021 гг.)

Про бизнес:  Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций, Законодательные и нормативные документы, Учет долгосрочных инвестиций, Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций - Бухгалтерский учет и анализ

Заключение

При расчете доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал для всех регионов ЦФО РФ за период с 2005 по 2021 год было показано что единственным регионом этого округа, в котором эта доля превышает 100% является г. Москва. Это связано с тем, что в столицу России иностранные инвестиции идут, в основном в спекулятивные секторы экономики (торговая, финансовая деятельность).

Из 17-ти регионов ЦФО РФ не более 3-5 областей имеют долю иностранных инвестиций в основной капитал превышающую 30%.

Библиографический список

  1. Трещевский Ю. И., Круглякова В. М. Анализ динамики иностранных инвестиций в регионы России // Пространство экономики. 2021. №1-2. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  2. Щетинцева И. А. Иностранные инвестиции в инновационной экономике России: анализ, динамика и состояние // Пространство экономики. 2021. №2-3. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  3. Квашнина И.А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №12. URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  4. Семенова А.Ю. Об иностранном инвестировании в России: сравнительный анализ // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2021. №2-1. URL: (дата обращения: 16.12.2021).
  5. Наумова Т.С., Олейник Г.С. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии экономики РФ // Проблемы современной экономики. 2021. №2 (54). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  6. Абрамова К.А. Инвестиционная стратегия россии и ее влияние на объем и структуру иностранных инвестиций // Cтратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: Cборник статей Международной научно- практической конференции (10 марта 2021 г., г. Челябинск). В 2 ч. Ч.1 – Уфа: АЭТЕРНА, 2021
  7. Субботин С.Д. Инвестиционный климат России  // Economics.  2021 № 3 (12) С. 15-20 URL: (дата обращения: 16.12.2021).
  8. Харламова Т.Н., Краснопеева А.Ю. Проблема привлечения инвестиций и их оттока в экономике России // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. №5. URL: (дата обращения: 16.12.2021).
  9. Федотова И.К. Иностранные инвестиции в Российской Федерации и их роль в экономике региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. №3. URL: (дата обращения: 12.12.2021)
  10. Мякшин В.Н. Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие Северо-Арктического региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. №44 (303). URL: (дата обращения: 12.12.2021)
  11. Муноз А.Л.Ф., Московкин В.М. Мера близости региональных отраслевых и географических структур иностранных инвестиций к аналогичным страновым структурам (на примере ЦФО РФ) //Инновации и Инвестиции. -2021. -№ 3. – С.100-105
  12. Муноз А.Л.Ф., Московкин В.М. Аналитический инструмент для идентификации отраслевых приоритетов иностранного инвестирования на региональном уровне: на примере областей центрального федерального округа РФ //Научно-практический журнал «Экономика, предпринимательство и право». – 2021. – № 5(3). – С. 95-108
  13. Муноз А.Л.Ф. Сравнительный анализ инвестиционной активности субъектов Центрального федерального округа РФ в докризисный и после // Наука, технология и жизнь. – 2021. – 6 с.
  14. Решетова М.В. Инвестиции в модернизацию основного капитала // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. №8 (225). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  15. Олейник Е.Б., Захарова А.П. Анализ и прогнозирование объема инвестиций в основной капитал // Экономика региона. 2021. №1. URL: (дата обращения:12.12.2021).
  16. Аблеева А.М. Инвестиции в основной капитал: структурно-динамический аспект // Ученые записки РГСУ. 2021. №6 (122). URL: (дата обращения: 12.12.2021).
  17. Гаджиев Ю.А., Акопов В.И., Канев В.Н. Динамика инвестиций в основной капитал экономики северных регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. №1 (37). URL: (дата обращения: 12.12.2021).


Количество просмотров публикации:

Please wait

Все статьи автора «Fernando»

Иностранные инвестиции в свердловской области в контексте присоединения россии к вто

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Капустина Л.М.

В статье анализируются динамика и структура привлекаемых в экономику Свердловской области иностранных инвестиций. Рассматриваются последствия присоединения России к ВТО с точки зрения изменения объемов привлечения иностранных инвестиций. Определены направления многостороннего регулирования инвестиционных мер на основе международных договоренностей.

В современных условиях глобализации и увеличения масштабов международного перемещения капитала возрастает роль иностранных инвестиций как дополнительного источника капиталовложений в развитие экономического потенциала регионов. Наряду с прямыми инвестициями в регион поступают иностранные технологии, результаты научно-технических исследований и разработок, воплощаемых в новой технике, оборудовании, патентах, лицензиях, ноу-хау, начинает применяться новый организационный и управленческий опыт. Рациональнее используются местные сырьевые ресурсы. Вложения капитала стимулируют развитие производства, в котором регион имеет конкурентное преимущество, способствуют расширению экспорта, росту поступлений иностранной валюты, налоговых платежей. В результате повышаются уровень занятости населения, квалификация работников и производительность труда, модернизируется инвестиционный потенциал региона.

Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается за счет привлечения капитала в экспортоориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг, инновационные секторы. Между внутренними и зарубежными инвестициями существует тесная связь: увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста национальных инвестиций. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Свердловской области. В начале XXI века объемы привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций растут высокими темпами, за 2003 год они увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2003 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиций приходится на прочие инвестиции, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2003 г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г. В первом квартале 2004 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 9% от общего объема прямых инвестиций в России. Портфельные инвестиции в последние годы остаются на низком уровне и в 2003 г. составляли лишь 0,4 млрд. долларов.

Иностранные инвестиции распределены по регионам РФ неравномерно, тяготеют к крупным городам с развитой инфраструктурой. Центральный федеральный округ концентрирует около половины (47%), в том числе Москва — более трети всех накопленных

иностранных инвестиций. Второе место у Северо-Западного федерального округа (11,3%), третье — у Сибирского округа. На Уральский федеральный округ приходится около 10% всех накопленных иностранных инвестиций (рис. 1).

О Центральный ФО ■ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО И Приволжский ФО

■ Уральский ФО ■ Сибирский ФО

□ Дальневосточный ФО_

Рис. 1. Распределение накопленных иностранных инвестиций по федеральным округам за 1995 — 2002 гг., %

В последние годы темпы прироста иностранных капиталовложений в экономику УрФО превышали прирост инвестиций в среднем по стране. В 2003 г. в Уральский федеральный округ поступило 5,6 млрд. долларов иностранных капиталовложений, что в 2 раза больше, чем в 2002г., и округ переместился на 2-е место после Центрального федерального округа.

В 2003 г. объем иностранных инвестиций в экономику Свердловской области составил более 1,3 млрд долл., однако структура инвестиций с каждым годом ухудшается, растет доля прочих инвестиций и уменьшается удельный вес прямых вложений капитала. На прямые инвестиции приходится 5,9 % всех привлеченных инвестиций, на портфельные — 1,2%, прочие — 92,9%. (табл. 1)

Таблгща 1

Иностранные инвестиции в РФ и Свердловской области в 2003 г.

Виды инвестиций Российская Федерация Свердловская область

млрд. долларов % млн. долларов %

Прямые 6,8 22,8 77,8 5,9

Портфельные 0,4 1,4 15,4 1,2

Прочие 22,5 75,8 1224,3 92,9

Всего 29,7 100,0 1317,5 100,0

Составлено по: www.minfin.ru; Информационно-аналитическое издание Правительства Свердловской области. 2004. С.8.

Доля Свердловской области в общих зарубежных инвестициях в Россию увеличивается и в 2003 г. составила 4,4% (рис. 2).

Рис. 2. Доля Свердловской области в иностранных инвестициях в РФ

по видам в 2003г., %

Область опережает другие субъекты Федерации в составе УрФО по темпам роста зарубежных инвестиций (рис. 3).

О 500 1000 1500 2000 2500 3000

млн. долларов

Fue. 5. Динамика иностранных инвестиции в VpUHJ и Свербловскои области

в 1998 — 2002гг., млн. дот. Наиболее высокие темпы инвестиционной деятельности характерны для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, промышленности строительных материалов области. В отраслевой структуре иностранных инвестиций за 1995 — 2004 гг. произошли существенные изменения. Относительно уменьшились

■ Свердловская

область □ УрФО

удельные веса традиционных отраслей экономики, в частности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлю-лозно-бумажной промышленности. Возросли иностранные капиталовложения в коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. Стабильным сохраняется удельный вес связи, транспорта в общем объеме иностранных инвестиций, сокращается доля химической и нефтехимической промышленности, строительства, финансов, кредита и страхования. Свердловская область наибольшие объемы зарубежного капитала привлекает в цветную металлургию, пищевую промышленность, в посредническую деятельность по торговле металлоломом и металлами (табл. 2).

Таблица 2

Поступление иностранных инвестиций в предприятия Свердловской области

по отраслям экономики в 2002 г., млн. долл.

Отрасли экономики Поступило всего В том числе

прямых портфельных прочих

Всего 936,5 78,7 4,0 853,8

Промышленность, в том числе: 430,0 76,9 4,0 349,1

черная металлургия 63,2 2,9 4,0 56,3

цветная металлургия 339,3 47,1 — 292,2

химическая и нефтехимическая ОД ОД — —

машиностроение и металлообработка 0,9 0,9 — —

промышленность стройматериалов 0,5 — — 0,5

стекольная ОД ОД — —

пищевая 25,4 25,4 — —

Транспорт и связь 1,5 1,5 — —

Торговля и общепит 1,5 0,2 — 1,3

Оптовая торговля товарами производственно-технического назначения 0,2 — — 0,2

Заготовительные конторы по сбору металлолома 503,2 — — 503,2

Другие отрасли ОД ОД — —

Источник: Инвестиционная деятельность предприятий и организаций Свердловской области/ Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2002. С. 13.

Основными инвесторами в Свердловскую область в 2003 г. были Германия (39%), Нидерланды (27%), Кипр (13%) и Великобритания (10%).

Влияние присоединения к ВТО на объем привлечения иностранных инвестиций. Многие иностранные компании, представители иностранных государств, российские ученые считают, что вступление в ВТО станет катализатором притока иностранных инвестиций в Россию. Действительно, в связи с присоединением к ВТО российское законодательство в области внешней торговли и инвестиций станет более стабильным и предсказуемым, что должно привлечь иностранных инвесторов. Мировой опыт показывает, что вступление в ВТО обычно сопровождается ростом прямых иностранных инвестиций. Это хорошо видно на примере Китая, где приток иностранного

капитала сразу после присоединения к организации в 2001 г. вырос на 20%, а также стран Центральной и Восточной Европы, которые стали членами ВТО после 1995 года. Например, прямые иностранные инвестиции в Болгарии увеличились за следующий после вступления год почти в 4 раза, в Словении и Эстонии — в 2 раза.

Однако насколько велико будет влияние вступления в ВТО на приток прямых иностранных инвестиций в Свердловскую область — предсказать трудно. Более того, размер фактического притока будет зависеть от экономической ситуации в стране. Если экономическая политика в целом будет благоприятной для иностранных инвесторов, то вступление России в ВТО приведет к значительному всплеску инвестиций, возможно, в два или три раза. Но нельзя исключать и ситуацию, когда риски для вложения капитала в РФ для иностранных инвесторов уменьшатся незначительно, и эффект от вступления в ВТО будет небольшой. Российский рынок по факту и так уже является одним из самых открытых рынков в мире. Парадоксально, но может случиться так, что строгое следование правилам и процедурам ВТО в случае вступления нашей страны в эту организацию может даже затруднить доступ некоторых иностранных товаров на российский рынок, а это будет стимулировать приток иностранного капитала в Россию.

Про бизнес:  Бюджетные инвестиции, порядок предоставления бюджетных инвестиций, финансирование государством

Свердловская область имеет хорошие позиции среди других регионов страны, располагая мощным экспортоориентированным производством и отличаясь относительно невысокой зависимостью от импорта. Так, на потребительском рынке области доля импортных товаров в среднем составляет 13 — 15%, и, как прогнозируется, снижение импортных пошлин на товары в условиях членства в ВТО не окажет существенного влияния на масштабы замещения отечественных товаров иностранными. Либеральная торговая политика РФ способствовала быстрому открытию регионального рынка для международных компаний и иностранных товаров и услуг, поэтому после присоединения России к торговой организации маловероятен существенный рост импорта. В то же время улучшается инвестиционный климат и потенциал Свердловской области, увеличиваются объемы привлекаемого иностранного капитала. Предсказать точный объем зарубежных инвестиций после присоединения к ВТО сложно, но в связи с этим можно отметить два аспекта.

Во-первых, в рамках работы по приведению законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО в нормативные акты вносятся изменения и дополнения, которые отвечают ключевым принципам ВТО: национального режима, режима наибольшего благоприятствования, транспарентности. Следование этим принципам создает более благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса в области, в том числе и иностранного. Кроме того, будут разработаны схемы по предоставлению гарантий, страхованию иностранных инвестиций, которые являются ключевыми в вопросе привлечения инвесторов в Россию и регионы.

Во-вторых, соглашения ВТО непосредственно не регулируют инвестиционный климат. Только Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, оказывает ограничительное влияние на решения правительств стран-реципиентов иностранного капитала. Под его действие подпадают действующие на территории Российской Федерации соглашения о разделе продукции и некоторые инвестиционные проекты в автомобильной промышленности. После присоединения к ВТО изменится ряд положений соответствующих нормативных актов, что, безусловно, окажет воздействие на объем инвестиций, но оно, скорее всего, будет незначительным. Это связано с тем, что на сегодняшний момент доля вкладываемых в эти проекты иностранных средств является несущественной в общем объеме инвестиций в Российскую Федерацию.

Негативно на привлечении прямых зарубежных инвестиций может сказаться удорожание энергоносителей и повышение цен на газ к 2021 г. в два раза. Это обязательство Россия взяла на себя в ответ на требования ЕС увеличить внутренние цены до уровня мировых, что стало условием Евросоюза на присоединение РФ к ВТО. Инфляция издержек уменьшит конкурентоспособность российской продукции и сделает менее привлекательным размещение в стране филиалов транснациональных корпораций. В этой связи представители черной и цветной металлургии России опасаются, что вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства и не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей.

Современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в любой стране мира. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их поле деятельности. Поэтому вступление России в ВТО существенно не изменит поведение международных корпораций и объем импортируемых ими в Россию прямых инвестиций.

Основная сложность присоединения к ВТО заключается в низкой адаптационной способности российских отраслей и в очень слабой мобильности ресурсов, как трудовых, так и финансовых. Особенно тяжело придется градообразующим предприятиям и монопроизводственным городам Свердловской области, которым придется перепрофилироваться. Рост безработицы неизбежен, но ее можно ограничить и по масштабам, и по продолжительности, обеспечив государственную поддержку межотраслевого и межрегионального перелива рабочей силы. Это более эффективный путь, чем субсидирование малоперспективных предприятий. Главным результатом станет расширение конкуренции, что вынудит промышленность региона повысить эффективность производства.

Таким образом вступление России в ВТО приведет к изменению институциональных условий хозяйствования, приведению законодательства к нормам ВТО. Эффект от растущей открытости экономики в мирохозяйственных связях будет проявляться постепенно, что в конечном итоге отразится на последовательном улучшении инвестиционного климата. Ключевыми факторами, определяющими темпы иностранных инвестиций, будут, прежде всего, факторы внутриэкономического характера. Здоровая и устойчивая макроэкономика является очевидным и основным фактором при принятии инвестиционных решений. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий.

Вступление в ВТО может благоприятно сказаться на экономике, но только при условии, что определены четкие приоритеты экономического и социального развития Свердловской области и России в целом. Без определения приоритетов невозможно эффективно взаимодействовать с ВТО — организацией, в которой за внешней экономической справедливостью скрываются национальные интересы конкретных стран.

Соглашение ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. С 1995 г. в ВТО действует принятое под давлением ТНК Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), которое на многосторонней основе увязывает некоторые меры, применяемые в торговых и инвестиционных отношениях стран. В преамбуле Соглашения указывается, что оно призвано «способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций,

чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции».

Соглашение ТРИМС состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны-члены ВТО не приметать в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части называются конкретные меры в этой области. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами.

В Приложении к Соглашению содержится перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как не совместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:

• требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного производства в определенных объемах или по стоимости («потребление местного компонента»);

• требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции («требование в отношении сбалансированной торговли»);

• требование об ограничении импорта товаров для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте («требование в отношении баланса иностранной валюты»);

• требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции («требование экспортного компонента»).

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например, в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны). В то же время ст. 3 Соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, подпадающие под категорию так называемых общих исключений, по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

Остальные статьи Соглашения имеют процедурно-организационный характер. В частности, предусматривается дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней о всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания соглашения с ВТО.

В переходный период страны-члены ВТО не должны изменять условия применения связанных с торговлей инвестиционных мер, о которых они уведомили Секретариат, в сторону их ужесточения. В то же время разрешается применение мер в отношении новых инвестиций, чтобы не ставить в невыгодное положение ранее созданные предприятия с иностранным капиталом, производящие аналогичные товары, к которым приметаются такие меры.

Большое значение в Соглашении (ст. 6) придается гласности и «прозрачности» всех связанных с торговлей инвестиционных мер. Этой цели служит обязательная публикация информации о мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и местном уровнях и соответствующее уведомление Совета по торговле товарами. Контроль за выполнением требований Соглашения возложен на специально учрежденный Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Общая оценка последствий ТРИМС. Рассматриваемое соглашение включает элементы большей предсказуемости и дисциплины в практику применения связанных с торговлей инвестиционных мер, а потому содействует созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в странах-членах ВТО. Вместе с тем необходимо отметить, что в Соглашении нет четкого определения понятия «связанные с торговлей инвестиционные меры». Это открывает возможность для различной интерпретации даже тех запрещенных мер, которые приведены в перечне Приложения.

После заключения Соглашения о ТРИМС многие страны уклоняются от его выполнения. Например, в Японии, Южной Корее, Тайване и Китае экономический рост происходит при сохранении государственной поддержки отраслей, еще не достигших возможности самостоятельного развития в условиях инвестиционной либерализации и потому остающихся объектом сильного протекционизма. В этих странах либерализация инвестиционного режима коснулась только тех отраслей и секторов, которые завоевали сильные конкурентные позиции на мировом рынке.

На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на втором и седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению). Констатировалось, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований. Поскольку правовая доктрина России предусматривает приоритет положений международных договоров перед отечественным правом, то присоединение страны к ВТО связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. Россия получила в свое распоряжение обширный и систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом, что в современных условиях является одним из важных преимуществ присоединения России к ВТО. Возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и, прежде всего, особенностями его международного регулирования. России необходимо избегать запрещенных ТРИМС мер, в том числе на уровне субъектов Федерации.

Про бизнес:  Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства | ГАРАНТ

Либерализация инвестиционного процесса в РФ может отрицательно сказаться на усилении региональной дифференциации, что требует выделения этих вопросов в специальный проблемный блок, подлежащий самостоятельному рассмотрению в ВТО, вследствие сильно различающихся местных условий. От улучшения внешних условий торговли выиграют экспортоориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции. Металлургия Свердловской области может оказаться в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на продукцию предприятий региона. В целом можно ожидать, что выполнение условий ТРИМС будет стимулировать приток зарубежных капиталовложений на Средний Урал и инвестиций российских предпринимателей за рубежом.

Проект ВТО многостороннего регулирования инвестиционных мер (МСИ).

Переговоры ВТО по вопросу инвестиций, которые ведутся в рамках раунда Доха, направлены на расширение соглашения TRIMs с целью рассмотрения других типов мер, таких как экспроприация и меры, равнозначные экспроприации. Это соглашение касается только тех инвестиционных мер, которые нарушают или ограничивают международную торговлю. Однако по вопросам регулирования условий приема иностранных инвестиций на конференции ВТО в Канкуне (2003г.), в которой участвовали 146 стран-членов ВТО, так и не удалось заключить многостороннее соглашение о торговле, инвестициях и конкуренции. Предложенный руководством ВТО проект многостороннего регулирования инвестиционных мер развивающиеся страны отказались даже обсуждать, сочтя его неприемлемым.

Проект защищает права транснациональных инвесторов, кульминацией которых является «право» корпораций оспаривать законы, нормативные акты и существующую практику стран, подписавших соглашение, если они ограничивают возможность инвестора для извлечения максимальной прибыли. Проект ставит вне закона практически все регулирующие требования к иностранным инвесторам, предоставляя последним право требовать компенсацию за потенциальную потерю прибыли в будущем. В этом случае пострадавшая корпорация получает право подать иск в суд как жертва «мер, приравненных к экспроприации». Произвольные и «скользкие» определения «экспроприации» еще более расширили арсенал юридических средств корпораций и изменили само значение регулирования. Роль государства, на территории которого действует корпорация, сводится к освобождению иностранного капитала от налогообложения и охраны силами полиции свободных экономических зон, а также maquiladoras — зон, где действуют соглашения о беспошлинном импорте компонентов для последующего производства и реэкспорта готовой продукции. Евросоюз публично проводит в жизнь более мягкий вариант — «инвестиции в развитие», которые, на первый взгляд, позволяют правительствам самим определять секторы, которые они хотят отдать на откуп транснациональным инвесторам. Однако европейское лобби, защищающее интересы инвесторов, проводит в жизнь полную программу МСИ. Среди развитых стран — членов ВТО распространено мнение, что соглашение ВТО об инвестициях следует заключить в рамки существующих высоких стандартов по защите инвестиций и возможности решения конфликтов, предусмотренных двусторонними соглашениями об инвестициях. Как минимум, оно должно включать гарантии, признающие и защищающие существующие двусторонние соглашения.

Международная Торговая палата, фактически написавшая проект соглашения, заявила, что «одной из главных целей соглашения ВТО об инвестициях должно быть обеспечение сильной и эффективной защиты инвесторов от национализации, экспроприации и мер, приравненных к экспроприации». С позиции развивающихся стран истинной целью этих инвестиционных режимов является не защита от экспроприации, а радикальное ограничение возможности правительств поддерживать государственный сектор и вводить в действие законодательство по защите окружающей среды, а также здоровья и безопасности трудящихся и потребителей. Определив ограничения как экспроприацию, они подрывают возможности правительств по введению ограничений на деятельность международных корпораций. Развивающиеся страны обоснованно полагают, что соглашение в области инвестиций создаст новые возможности для корпоративных инвесторов из богатых стран, в том числе, за счет ограничения возможностей для развивающихся стран проводить самостоятельную экономическую политику. Всту-

пив в ВТО, Россия будет участвовать в принятии или изменении предлагаемого проекта Соглашения ВТО по многостороннему регулированию инвестиционных мер исходя из своих национальных интересов.

Влияние на иностранные инвестиции ГАТС и ТРИПС. Иностранные инвестиции подвергаются некоторому регулированию в рамках Соглашения ВТО по торговле услугами и Соглашения по правам интеллектуальной собственности в сфере торговли, действующих с 1 января 1995 г. В соответствии с положениями ГАТС, если страна разрешила допуск иностранного поставщика услуги на свою территорию, если перевод капитала является непременным условием оказания такой услуги, то государство должно разрешить и перевод капитала. Требование резервирования Центрального банка РФ в отношении кредитов в иностранной валюте, которые по сути являются долгосрочными инвестициями, и операций, связанных с приобретением прав на внутренние ценные бумаги (портфельные инвестиции), будет противоречить требованиям ГАТС. Валютное законодательство не должно содержать никаких ограничений. При создании иностранного банка на территории РФ идет передача акций и перемещение денежных средств, что не подпадает под какие-то государственные ограничения.

Расширение допуска иностранного капитала на рынок услуг, особенно финансовых, является одним из основных требований к России в рамках переговоров по вступлению в ВТО. Что касается квот присутствия иностранного банковского капитала, то Россия стремится закрепить ее после присоединения к ВТО на уровне 25%. До сих пор максимальная доля иностранного капитала в уставном капитале российских банков не превышала 7%. Россия отстаивает запрет на образование прямых филиалов иностранных банков на территории страны. Опыт стран ЦВЕ показал, что неоправданное открытие рынка финансовых услуг приводит к частичной утрате суверенитета национальных банков.

В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.

Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Кардинально возрастет защищенность прав интеллектуальной собственности. Все это, несомненно, должно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе ее банковского сектора.

По различным оценкам, доступ иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70% положительного эффекта от присоединения России к ВТО. Либерализация рынка услуг сопровождается созданием новых рабочих мест. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов спо-

собен оказать положительное стимулирующее воздействие. Правда, за удобства потребителей в этой сфере придется расплатиться многим отечественным производителям и финансовым институтам.

Свердловская область испытывает потребность в кредитных и инвестиционных ресурсах для финансирования капиталовложений, поддержки экономического роста, структурной перестройки экономики, развития внутреннего рынка. Наиболее инвестиционно привлекательными отраслями области остаются оптовая и розничная торговля, посредничество в торговле металлами, пищевая промышленность, цветная металлургия. Вместе с тем, сложилась парадоксальная ситуация, когда дефицит инвестиционных ресурсов сочетается с нехваткой инвестиционных проектов, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам. Поэтому необходимо обеспечить постоянный мониторинг и отбор, рекламу наиболее эффективных и значимых для экономики области инвестиционных проектов. Главное сейчас — целенаправленная подготовка к вступлению в ВТО со стороны бизнеса и власти.

Законодательная подготовка к вступлению в ВТО включает, в том числе, пересмотр и отмену тех положений, которые дискриминируют отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Значительная работа предстоит в сфере стандартизации и сертификации, сформировавшейся в России еще в ту пору, когда основным покупателем и приемщиком товаров и услуг было государство.

Поскольку основные игроки глобальных рынков — это экономически мощные корпорации, крупные промышленные концерны, инновационные лидеры в соответствующих сферах технологии и организации бизнеса, то стратегической задачей является создание в регионе крупных конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных корпораций в металлургии и машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, торговле.

Необходимо более активно формировать институциональную структуру государственного содействия экспорту среднеуральских предприятий, прежде всего экспорту товаров высокой степени обработки, высоко- и среднетехнологичной продукции гражданского назначения, а также создать особые механизмы, стимулирующие экспортную активность малого и среднего бизнеса. Привлечение прямых иностранных инвестиций не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортозамещения, но и увеличивало экспортный потенциал Свердловской области и страны в целом.

Немалая роль отводится проведению кампаний по созданию позитивного инвестиционного имиджа Свердловской области; сотрудничеству с международными организациями, иностранными торгово-промышленными палатами, ассоциациями и союзами в области инвестиционной деятельности. Требует совершенствования организация непосредственной работы с потенциальными и реальными иностранными инвесторами, предусматривающая разработку и осуществление административных процедур по началу и ведению хозяйственной деятельности с участием иностранных инвесторов, включая осуществление процедур регистрации предприятий с иностранными инвестициями по принципу «одного окна», предоставление консультационных услуг, обеспечение единства принципов и подходов к работе с инвесторами; содействие инвесторам в решении вопросов, связанных с ведением и — в случае необходимости — завершением инвестиционной деятельности на территории Свердловской области. Для привлечения инвестиций стоит улучшить инфраструктуру. Высококачественная телефонная связь,

доступ к Интернет, развитая транспортная сеть являются важными условиями привлечения иностранного капитала.

Безусловно, предприятия Свердловской области нуждаются в иностранном капитале. Это не только финансовые ресурсы, это еще и технологии, и совершенно другой уровень менеджмента организации производства или сферы услуг и иная корпоративная культура. Это как раз те направления, по которым Россия и ее регионы пока существенно отстают от развитых стран. Тем не менее следует обосновать необходимость особого инвестиционного режима для тех отраслей и сфер бизнеса Свердловской области, которые могут столкнуться с подавляющей иностранной конкуренцией, и отраслей, без которых невозможно полноценное функционирование регионального рынка, обеспечение экономической безопасности.

Оцените статью
Бизнес Болика