- Заемные и привлеченные инвестиции (основные характеристики)
- Венчурное финансирование
- Виды лизинговых сделок (плюсы и минусы лизинговых операций для лизингополучателя)
- Внутренние источники финансирования малого бизнеса
- Вопрос 2. бюджетное финансирование инвестиций
- Задачи финансирования инвестиций
- Источники по продолжительности использования
- Источники по форме собственности
- Источники финансирования организации
- Косвенные источники инвестиций
- Методы финансирования инвестиционной деятельности
- Недостатки кредитов как источников финансирования
- Оборудование по договору лизинга
- Особенности государственного регулирования ифкв
- Откуда финансируются капитальные вложения
- Позиция независимого инвестора
Заемные и привлеченные инвестиции (основные характеристики)
Заемные средства – это деньги, которые занимают, берут в виде займа у банка, государства, частных и иных лиц. К ним причисляют разного рода кредиты: банковские бюджетные, кредитных организаций, физлиц, юрлиц. Эти средства подлежат обязательному возврату.
Привлеченные инвестиции могут предоставлять на конкретных условиях разные источники, но возвращать их не требуется. Наглядный пример: субсидии и дотации от государства.
Венчурное финансирование
Это долговременные инвестиции (на срок до 5-7 лет) частного капитала в акционерный капитал небольших, но перспективных компаний либо венчурных предприятий. Деньги вкладывают в развитие, расширение подобных компаний, чтобы извлечь прибыль от прироста стоимости этих вложений.
Важно! Такие инвестиции всегда связаны с высоким риском, т. к. в них изначально заложена большая вероятность (больше 50%) утраты вложенных средств.
Достаточная прибыль от них возможна, но только при высокой отдаче и при удачном вложении.
Виды лизинговых сделок (плюсы и минусы лизинговых операций для лизингополучателя)
На практике применяется:
- Простая сделка, которая включает:
- Заключение договора.
- Поставку объекта лизинга.
- Оплату этой поставки и собственно лизинга.
- Многосторонняя сделка, включающая, помимо оформления договора лизинга:
- Получение кредита на покупку объекта лизинга.
- Оплату и последующую продажу данного объекта.
- Страхование и поставку объекта лизинга адресату.
- Оплату лизинга.
Общая сумма лизинговых платежей оговаривается договором на весь срок его действия. По сравнению с кредитами банка она достаточно высока. Но плюсов лизинга значительно больше. Благодаря ему, можно:
- Приобрести нужное имущество без крупных разовых расходов, без залога.
- Быстро оформить договор на условиях, подходящих даже для средних и малых структур.
- Впоследствии выкупить объект лизинга.
Внутренние источники финансирования малого бизнеса
Внутренние ИФ — это персональные ресурсы компании, то есть фонды, образованные за счет собственных либо приравненных к ним средств предприятия. К таким ИФ относятся:
- прибыль;
- амортизационные отчисления;
- уставный капитал;
- кредиторская задолженность;
- реализация продукции, имущества и проч.
Компании зачастую самостоятельно перераспределяют полученную ими прибыль. Чем больше величина полученной прибыли, тем большее количество средств направляется на внутренние ИФ, и, соответственно, тем меньше потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов.
Внутренние ИФ исключает дополнительные издержки организации малого бизнеса на привлечение капитальных вложений извне, что влечет к сохранению контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.
Однако величина прибыли после уплаты налогов не всегда позволяет воспользоваться ей в полной мере, поэтому в современных условиях большинство организаций, относящихся к СМП, не ограничиваются внутренними ИФ.
Вопрос 2. бюджетное финансирование инвестиций
Лекция 3. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1. Классификация источников финансирования
2. Бюджетное финансирование инвестиций
3. Внебюджетные источники финансирования инвестиций
4. Иностранные инвестиции
Вопрос 1. Классификация источников финансирования
Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. Система финансового обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования.
Инвестиционный процесс –способ принятия инвестором решения при выборе инструментовинвестирования, объемов и сроков вложения.
Финансирование может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на:
-централизованные (бюджетные);
— децентрализованные (внебюджетные).
К централизованным источникам относят средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В последние годы доля централизованных источников финансирования сокращается.
К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.
К собственным источникам финансирования относятся:
— прибыль;
— амортизационные отчисления;
— внутрихозяйственные резервы;
— средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствии и другие средства.
В последние годы доля собственных средств предприятий увеличилась. В то же время удельный вес таких источников, как заемные и привлеченные средства, средства иностранных инвесторов и внебюджетных инвестиционных фондов значительно сократилась. Заметно возросла доля индивидуальных застройщиков в финансировании инвестиционного процесса.
Вопрос 2. Бюджетное финансирование инвестиций
Получателями государственных инвестиций могут быть:
— предприятия, находящиеся в государственной собственности;
— юридические лица, участвующие в реализации государственных программ.
Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном – региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
Бюджетному финансированию присущи ряд принципов:
— получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
— целевой характер использования бюджетных ресурсов;
— предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражает в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Для государства в качестве критерия эффективности выступает прирост валового чистого национального продукта, национального дохода.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.
Бюджетные ресурсы, как правило, предоставляются стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана. Распорядителем этих средств является заказчик.
§
Безвозвратноефинансирование, как правило, осуществляется:
1. с целью развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей;
2. на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других подобных объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.
Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта.
Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень объектов и строек для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.
Для открытия финансирования федеральные органы исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти – государственные заказчики — представляют в Министерство финансов РФ информацию о перечне строек и объектов, подлежащих финансированию, с указанием объемов финансирование и государственные контракты (договоры подряда) по строительству этих объектов. Открытие финансирования осуществляется в течение месяца после утверждения перечня объектов, подлежащих возведению, путем перечисления выделенных средств государственными заказчиками либо по их поручению другими органом, входящим в данную систему.
Для получения выделенных финансовых ресурсов на безвозвратной основе заказчики (застройщики) представляют в банки, осуществляющих финансирование, следующие документы:
— титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
— государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
— сводные сметные расчеты стоимости строительства;
— заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
— уточненные объемы капитальных вложений и СМР по переходящим стройкам.
Объекты финансируются в соответствии с фактически произведенными затратами. С этой целью федеральное органы исполнительной власти — государственные заказчики -ежемесячно представляют информацию в Министерство финансов РФ о фактическом использовании выделенных средств.
Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, предоставляются Министерству финансов РФ в пределах кредитов, выделяемых Центральным банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Полученные средства Министерство финансов РФ распределяет/между заказчиками (застройщиками) через коммерческие банки. С этой целью оформляется договор займа между застройщиком, Министерством финансов РФ и / российским банком, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ.
Средства федерального бюджета, предоставляемые заемщикам на возвратной основе, выделяются под обеспечение. В качестве такового выступает залог имущества заемщика (здания, сооружения, оборудование, незавершенное производство, высоколиквидные ценные бумаги и другие ценности).
Коммерческие банки, отобранные для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, за счет средств федерального бюджета на возвратной основе выделяют полученные ресурсы заемщикам (застройщикам) на основе договоров. Условия трехсторонних договоров сохраняются на весь период действия договора. При заключении договоров заемщики представляют в обслуживающие их банки следующие документы:
— выписки из перечня объектов и строек для федеральных государственных нужд;
— государственные контракты (договоры подряда);
— расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств, на проектную мощность;
— расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним;
— заключения государственной вневедомственной и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
— документы, подтверждающие платежеспособность заемщика и возвратность средств.
Перечень банков, уполномоченных осуществлять финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, определяется правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики по представлению Министерства финансов РФ с учетом мнения Центрального банка РФ и заинтересованных министерств и ведомств.
В том случае, когда средства федерального бюджета предоставляются на возвратной основе, банком проводится анализ кредитоспособности заемщика.
Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством РФ. Проценты за пользовании ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между ЦБ РФ и Минфином РФ.
§
Основная роль финансовых рынков — трансформировать сбережения в производственные инвестиции. Без финансовых рынков предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их развития.
Одним из важнейших ресурсов мобилизуемых на финансовом рынке, является банковский кредит. При этом немаловажное значение для заемщика имеет уровень учетного процента, который определяется спросом и предложением на ссудный капитал, величиной процента по депозитам, уровнем инфляции в стране, ожиданиями инвесторов относительно перспектив развития экономики. Проценты, взимаемые банками, дифференцируются в зависимости от сроков и размеров предоставленных кредитов, их обеспеченности, формы кредитования, степени кредитного риска и т. д. В настоящее время инвесторы привлекают кредит в те сферы предпринимательской деятельности, которые дают быструю отдачу.
Кредитыпо срокам кредитования классифицируются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Долгосрочный кредит в основные фонды предприятия обычно называют инвестиционным. Необходимость долгосрочного кредита объективно вытекает из несоответствия имеющихся у предприятия средств и потребностей в них для расширенного воспроизводства. Именно в этих условиях возникают кредитные отношения долговременного характера. Это дает возможность заемщику получить деньги раньше, чем он сможет их извлечь из обращения после реализации товара. Преимущество кредитного метода финансирования капитальных вложений связано с возвратностью средств. Это предполагает взаимосвязь между фактической окупаемостью капитальных затрат и возвратом долгосрочного кредита в срок. Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с бюджетным финансированием, долгосрочный кредит не получил широкого распространения в народном хозяйстве России. Инвестиции в реальную экономику пока преимущественно ограничиваются кредитованием торгово-закупочных и посреднических операций, уровень доходности которых превышает банковские процентные ставки.
Объектами банковского кредитования капиталовложений предприятий всех форм собственности являются затраты по:
— строительству, расширению и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения;
— приобретению движимого и недвижимого имущества (строек, оборудования и т. д.);
— образованию новых предприятий с участием иностранных инвесторов;
— созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности.
Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одною года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками.
В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:
-сумма выдаваемого кредита;
-сроки и порядок его использования;
-процентные ставки и другие платежи по кредиту;
— обязанности и экономическая ответственность сторон;
— формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручительство и др.);
— перечень документов, представляемых банку для оформления кредита.
При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание:
— окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;
— платежеспособность предприятия;
— уровень кредитного риска;
— возможность ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.
Для получения долгосрочной ссуды заемщик представляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:
— бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
— отчет о прибылях и убытках;
— ТЭО (чаще всего бизнес-план).
Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосрочного кредита оплачиваются проектные и строительно-монтажные работы, поставки оборудования и других необходимых ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные в договоре. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.
Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:
1) по вновь начинаемым стройкам и объектам — после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные в кредитном договоре;
2) по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях, — ежемесячно с даты получения этих средств.
Задачи финансирования инвестиций
Финансирование инвестиций решает следующие задачи:
- Обеспечение реализации проектов, на которые выделены деньги.
- Снижение инвестиционных рисков и собственных трат.
Важно! Нерациональный подход к выполнению поставленных задач может привести к неэффективному использованию вложений, затормозить реализацию инвестиционного проекта, а то и вовсе его сорвать.
Источники по продолжительности использования
Бывают:
- Краткосрочными. Их используют сразу, в течение нескольких месяцев до, максимум, 2 лет для решения первоочередных вопросов. Это могут быть, к примеру: кредиты, собственная прибыль либо деньги резервного фонда.
- Среднесрочными. Используются для решения задач в ближайшем будущем: года через 2 и до лет 5. Например, для покрытия амортизационных издержек. Среднесрочными является: госсубсидирование, займ, ЧП.
- Долгосрочными. Предназначены для решения задач, актуальных через 4–5 л. Так, предприятие может выпускать облигации для их продажи сразу на несколько лет, тем самым решая вопрос с предполагаемыми издержками в будущем.
Источники по форме собственности
В этом случае денежные средства поступают из собственных резервов, а также таких частных источников, как лизинг, кредитование, фрайчайзинг. Получить нужные средства можно также за счет господдержки либо привлечения иностранного капитала.
Источники финансирования организации
Источниками финансирования (ИФ) называют различные каналы получения предприятием денежных средств, которые будут направлены на развитие бизнеса и на ведение СМП финансово-хозяйственной деятельности.
Источники финансирования деятельности организации классифицируются следующим образом:
- По месту возникновения финансовые ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.
- По источникам формирования выделяют ресурсы, образуемые за счет:
- собственных средств предприятия;
- привлеченных средств финансового рынка;
- финансов, полученных в порядке распределения.
Еще одна классификация систематизирует происхождение финансирования как внутреннее (прибыль — чистая или от реализации продукции, амортизация и проч.), привлеченное (инвестиции от иностранных компаний), заемное (кредит, лизинг и т. п.) и смешанное (комплексное).
Косвенные источники инвестиций
Основными являются три:
- Лизинг – получение имущества (сырья, оборудования) в кредит за определенную помесячную плату. После полной выплаты лизингополучатель вправе оформить предмет лизинга в собственность и использовать его далее для извлечения дохода.
- Франчайзинг (франшиза, коммерческая концессия) – одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) право на конкретный вид бизнеса. Франчайзи обретает право безгранично действовать от своего имени, использовать уже применяемую бизнес-модель, а также знак, известный бренд, технологию работы и все остальное, что ранее принадлежало франчайзеру.
- Факторинг – по большей части выкуп специализированной компанией кратковременной дебиторки (A/R), которой обычно не более 180 дн. Став кредитором, компания осуществляет деятельность по извлечению прибыли в собственную пользу.
Методы финансирования инвестиционной деятельности
Общеприменяемыми и основными методами признаются:
- Полное самофинансирование (своими силами, за счет своих внутренних средств).
- Акционирование (выпуск, продажа акций на сумму стоимости проекта).
- Заемное финан-ние (за счет различных кредитов).
- Госфинансирование (безмездно либо на возвратной основе, в рамках федеральных программ, гос. внешние заимствования).
- Проектное финан-ние (за счет денежных потоков, генерируемых проектом).
- Венчурное финан-ние (особые инвестиции для наукоемких продуктов, реализации в сфере инноваций).
Недостатки кредитов как источников финансирования
Кредитование сопряжено с некоторыми трудностями, особенно при оформлении. В их числе:
- Предоставление долгосрочных кредитов на короткий срок до 3 лет, и на условиях, оговаривающих строгие ограничения по загашению.
- Обязательная выплата процентов по полученному кредиту.
- Оформляя кредит, нужно предоставить определенные гарантии возврата кредита, вплоть до залога имущества, если иных способов не имеется.
- Повышение финансовых рисков. Не выполнение условий договора, неуплата могут даже привести к банкротству.
При недостаче денег кредитная организация может затребовать у предприятия акции.
Оборудование по договору лизинга
Правовые и организационно–экономические особенности лизинга определяет:
- ФЗ РФ № 164 «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998.
- Ст. 665 ГК РФ, о заключении договора лизинга (либо финансовой аренды).
Согласно названым правовым актам оформляется лизинг оборудования. Это значит, что арендодатель, если иное не предусмотрено договором лизинга, обязан:
- Купить в собственность оборудование, выбранное арендатором у конкретного продавца.
- Предоставить его арендатору за определенную плату во временное пользование (владение) для предпринимательских целей.
Особенности государственного регулирования ифкв
Действующее законодательство устанавливает формальный вид и методологию государственного регулирования ИФКВ путем:
- обеспечения благоприятных условий для развития и распространения инвестиционной деятельности — улучшение актуальной налоговой системы, антимонопольные мероприятия, переоценка ОС в соответствии с текущим уровнем инфляции и проч.;
- прямого воздействия государства на инвестиционную политику, реализуемого в форме капвложений — запуск проектов, финансируемых за счет ФБ и бюджетов субъектов РФ, разработка стандартов и постоянный контроль над их внедрением и т. д.
Средства ФБ и субъектных бюджетов предоставляются на срочной, возвратной и возмездной основах, а стоимость (процент) ИФ определяется текущими бюджетными законодательными актами.
Средства ФБ для капвложений выделяются из составных частей бюджетов развития, которые, в свою очередь, формируются из внутренних и внешних инвестиционных займов, доходов от продажи, приватизации, использования федерального имущества, отчислений от доходной части размещения государственных ценных бумаг и проч.
Субсидии из бюджета развития выдаются только на конкурсной основе и при обязательном выполнении следующих условий:
- возвратность;
- срочность;
- платность.
Капитальные вложения также могут управляться органами местного самоуправления в соответствии с аналогичными методами регулирования.
Откуда финансируются капитальные вложения
Источник финансирования бюджетного учреждения может быть бюджетным и внебюджетным.
Бюджетные ИФ — это субсидии, выделяемые на выполнение учреждением государственного (муниципального) задания, бюджетные субсидии на цели, не связанные с выполнением ГЗ, МЗ, в которые входят субсидии на иные цели и на приобретение капвложений. В зависимости от ИФ, бюджетное учреждение финансируется за счет средств федерального, субъектного или местного бюджета.
Внебюджетные источники финансирования — это денежные средства, которое БУ получает от ведения предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельности. На данный вид поступлений также распространяется необходимость начисления и уплаты налогов, после чего внебюджетные ИФ могут использоваться для целей и нужд финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Источники финансирования здравоохранения включают:
- суммы ОМС;
- поступления из бюджетов всех уровней;
- доходы от внебюджетной деятельности — оказание платных медицинских услуг;
- доходы целевых фондов по охране здоровья населения;
- часть поступлений от акцизов на алкогольные и табачные изделия;
- иные источники в соответствии с действующим законодательством РФ.
Позиция независимого инвестора
Внешние инвестиции для предприятия на многих этапах его развития (при реструктурировании) могут иметь решающее значение. Учитывая это, потенциальные инвесторы, оценив все доступные инвестиционные инструменты, коих на сегодня предостаточно, могут сформировать оптимальный и безопасный инвестиционный портфель. Активными кредиторами могут стать даже частники, покупая у предприятий их облигации.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение: