Изменения в Соглашениях об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

Изменения в Соглашениях об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой,
Люксембургом и Нидерландами с 2021 года Инвестиции

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в сидн с мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

В каких случаях действует соглашение

Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.

Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Двойное налогообложение в россии

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2022-2022 годы».

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2022 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

№ п/п

Иностранное государство — партнер по СДН

Вид документа

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

1

Австрийская Республика

Конвенция

13.04.2000

30.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

2

Королевство Бельгия

Конвенция

16.06.1995

26.01.2000

01.01.2001

01.01.2001

3

Республика Болгария

Соглашение

08.06.1993

24.04.1995

01.01.1996

01.01.1996

4

Венгерская Республика

Конвенция

01.04.1994

03.11.1997

01.01.1998

01.01.1998

5

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Конвенция

15.02.1994

18.04.1997

01.01.1998

01–06.04.1998

6

Греческая Республика

Конвенция

26.06.2000

20.12.2007

01.01.2008

01.01.2008

7

Республика Германия

Конвенция

29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)

30.12.1996

01.01.1997

01.01.1997

8

Королевство Дания

Конвенция

08.02.1996

27.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

9

Итальянская Республика

Конвенция

09.04.1996

30.11.1998

01.01.1999

01.01.1999

10

Ирландия

Соглашение

29.04.1994

07.07.1995

01.01.1996

01–06.04.1996

11

Королевство Испания

Конвенция

16.12.1998

13.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

12

Республика Кипр

Соглашение

05.12.1998 (в ред. от 07.10.2022)

17.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

13

Великое Герцогство Люксембург

Соглашение

28.06.1993 (в ред.от 21.11.2022)

07.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

14

Мальта

Конвенция

24.04.2022

22.05.2022

01.01.2022

01.01.2022

15

Королевство Нидерланды

Соглашение

16.12.1996

27.08.1998

01.01.1999

01.01.1999

16

Португальская Республика

Конвенция

29.05.2000

11.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

17

Республика Польша

Соглашение

22.05.1992

22.02.1993

01.01.1994

01.01.1994

18

Румыния

Конвенция

27.09.1993

11.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

19

Республика Словения

Конвенция

29.09.1995

20.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

20

Словацкая Республика

Соглашение

24.06.1994

01.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

21

Французская Республика

Конвенция

26.11.1996

09.02.1999

01.01.2000

01.01.2000

22

Финляндская Республика

Соглашение

04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)

14.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

23

Республика Хорватия

Соглашение

02.10.1995

19.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

24

Чешская Республика

Конвенция

17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)

18.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

25

Королевство Швеция

Конвенция

15.06.1993

03.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

26

Латвийская Республика

Соглашение

20.12.2022

06.112022

01.01.2022

01.01.2022

27

Литовская Республика

Соглашение

29.06.1999

05.05.2005

01.01.2006

01.01.2006

28

Королевство Норвегия

Конвенция

26.03.1996

20.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

29

Швейцарская Конфедерация

Соглашение

15.11.1995 (в ред.от 24.09.2022)

18.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

30

Республика Албания

Конвенция

11.04.1995

09.12.1997

01.01.1998

01.01.1998

31

Республика Исландия

Конвенция

26.11.1999

21.07.2003

01.01.2004

01.01.2004

32

Республика Македония

Соглашение

21.10.1997

14.07.2000

01.01.2001

01.01.2001

33

Сербия и Черногория (бывшая Югославия)

Конвенция с Союзной Республикой Югославией

12.10.1995

09.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

34

Республика Мали

Конвенция

25.06.1996

13.09.1999

01.01.2000

01.01.2000

35

Мексика

Соглашение

07.06.2004

02.04.2008

01.01.2009

01.01.2009

36

Республика Куба

Соглашение

14.12.2000

15.11.2022

01.01.2022

01.01.2022

37

Федеративная Республика Бразилия

Конвенция

22.11.2004

В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2022 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется

38

Аргентинская Республика

Конвенция

10.10.2001

15.10.2022

01.01.2022

01.01.2022

39

Республика Ботсвана

Конвенция

08.04.2003

23.12.2009

01.01.2022

01.07.2022

40

Боливарианская Республика Венесуэлла

Конвенция

22.12.2003

19.01.2009

01.01.2022

01.01.2022

41

Республика Чили

Конвенция

19.11.2004

23.03.2022

01.01.2022

01.01.2022

42

США

Договор

17.06.1992

16.12.1993

01.01.1994

01.01.1994

43

Канада

Соглашение

05.10.1995

05.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

44

Катар

Соглашение

20.04.1998

05.09.2000

01.01.2001

01.01.2001

45

Исламская Республика Иран

Соглашение

06.03.1998

05.04.2002

01.01.2003

01.01.2003

46

Арабская Республика Египет

Соглашение

23.09.1997

06.12.2000

01.01.2001

01.01.2001

47

Государство Израиль

Конвенция

25.04.1994

07.12.2000

01.01.2001

01.01.2001

48

Алжирская Народная Демократическая Республика

Конвенция

10.03.2006

18.12.2008

01.01.2009

01.01.2009

49

Государство Кувейт

Соглашение

09.02.1999

03.01.2003

01.01.2004

01.01.2004

50

Ливанская Республика

Конвенция

08.04.1997

16.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

51

Королевство Саудовская Аравия

Конвенция

11.02.2007

01.02.2022

01.01.2022

01.01.2022

52

Сирийская Арабская Республика

Соглашение

17.09.2000

16.01.2009

01.01.2022

01.01.2022

53

Турецкая Республика

Соглашение

15.12.1997

31.12.1999

01.01.2000

01.01.2000

54

Республика Индонезия

Соглашение

12.03.1999

17.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

55

Республика Индия

Соглашение

25.03.1997

11.04.1998

01.01.1999

01.04.1999

56

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение

27.05.1993

21.03.1995

01.01.1997

01.01.1997

57

Япония

Конвенция

18.01.1986

27.11.1986

01.01.1987

01.01.1987

58

Королевство Таиланд

Конвенция

23.09.1999

15.01.2009

01.01.2022

01.01.2022

59

Республика Филиппины

Конвенция

26.04.1995

12.12.1997

01.01.1998

01.01.1998

60

Монголия

Соглашение

05.04.1995

22.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

61

Королевство Марокко

Соглашение

04.09.1997

31.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

62

Китайская Народная Республика

Соглашение

13.10.2022 (в ред.от 08.05.2022)

09.04.2022

01.01.2022

01.01.2022

63

Республика Корея

Конвенция

19.11.1992

24.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

64

КНДР

Соглашение

26.09.1997

30.05.2000

01.01.2001

01.01.2001

65

Малайзия

Соглашение с СССР

31.07.1987

Информация отсутствует

01.01.1989

01.01.1989

66

Республика Сингапур

Соглашение

09.09.2002 (в ред.от 17.11.2022)

16.01.2009

01.01.2022

01.01.2022

67

ЮАР

Соглашение

27.11.1995

20.06.2000

01.01.2001

01.09.2000

68

Республика Намибия

Конвенция

31.03.1998

23.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

69

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Соглашение

02.03.1999

29.12.2002

01.01.2003

01.04.2003

70

Австралия

Соглашение

07.09.2000

17.12.2003

01.01.2004

01.07.2004

71

Новая Зеландия

Соглашение

05.09.2000

04.07.2003

01.01.2004

01.04.2004

72

Республика Узбекистан

Соглашение

02.03.1994

27.07.1995

01.01.1996

01.01.1996

73

Республика Таджикистан

Соглашение

31.03.1997

26.04.2003

01.01.2004

01.01.2004

74

Туркменистан

Соглашение

14.01.1998

10.02.1999

01.01.2000

01.01.2000

75

Республика Молдова

Соглашение

12.04.1996

06.06.1997

01.01.1998

01.01.1998

76

Киргизская Республика

Соглашение

13.01.1999

05.07.2000

01.01.2001

01.01.2001

77

Республика Армения

Соглашение

28.12.1996 (в ред.от 24.10.2022)

17.03.1998

01.01.1999

01.01.1999

78

Азербайджанская Республика

Соглашение

03.07.1997

03.07.1998

01.01.1999

01.01.1999

79

Украина

Соглашение

08.02.1995

03.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

80

Республика Беларусь

Соглашение Протокол

21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)

21.01.1997

01.01.1998

01.01.1998

81

Республика Казахстан

Конвенция

18.10.1996

29.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

82

ОАЭ

Соглашение

07.12.2022

23.06.2022

01.01.2022

01.01.2022

83

Специальный административный район Гонконг КНР

Соглашение

18.01.2022

29.07.2022

01.01.2022

01.01.2022

         
Про бизнес:  Минфин России :: Документы :: Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации за 2019 год

Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.

Ндфл – 2020 от операций с иностранными ценными бумагами: отвечает налоговый консультант

Снижение ставок по депозитам и активное продвижение инвестиционных продуктов привело к значительному притоку частных инвесторов на рынок ценных бумаг. Зарубежные фондовые рынки могут обеспечить большую доходность нежели российский рынок, который часто находится под давлением, что приводит к снижению финансового результата. В отношении некоторых доходов от операций с иностранными ценными бумагами необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию и уплачивать налоги. Об особенностях налогообложения – далее.

Брокерский счет открыт в России, должен ли клиент платить налоги по доходам от операций с ценными бумагами самостоятельно?

В таком случае российский брокер (депозитарий) выступает в роли налогового агента, а значит самостоятельно рассчитает доход и сумму налога и перечислит его в бюджет по большинству операций с ценными бумагами, включая операции с иностранными ценными бумагами. Но есть ситуации, когда клиент должен уплатить налоги самостоятельно:

  • сумма налога, рассчитанного брокером (депозитарием) за налоговый период (календарный год) была не полностью перечислена в бюджет РФ. Такие ситуации случаются, когда на счете клиента недостаточно денежных средств в рублях. Например, на брокерском счете хранятся денежные средства только в иностранной валюте, а налоговый агент, напомним, может удержать налог только из денежных средств в рублях (Письмо Минфина России от 2 октября 2022 г. № 03-04-06/495514). Если клиент до 31 января текущего года (для налогообложения за 2020 год) не зачислит на брокерский счет денежные средства в рублях для перечисления налоговым агентом в бюджет, то налоговый агент передаст информацию о сумме неудержанного налога в налоговые органы. В таком случае обязанность по уплате налога ляжет на физическое лицо. Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ при этом подавать не нужно. Налоговый орган пришлет уведомление об уплате налога, который необходимо будет уплатить до 1 декабря 2021 года;
  • получены дивиденды по иностранным акциям. В этом случае у физического лица возникает обязанность по декларированию доходов в виде дивидендов самостоятельно, путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговые органы. Это необходимо сделать до 30 апреля 2021 года. Однако, не всегда будет необходимо уплатить налог с суммы дивидендов в размере 13%, поскольку эмитент акций удерживает налог у источника по ставкам страны, выпустившей акции и при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, налог, уплаченный в иностранном государстве, может быть зачтен против суммы налога, подлежащей уплате в РФ. 

ПРИМЕР

Рассмотрим ситуацию на примере получения дивидендов по американским акциям. 

Ставка налога у источника при выплате дивидендов в США составляет 30%.

При применении норм соглашения об избежании двойного налогообложения между США и Россией, ставка налога у источника при выплате дивидендов для российских налоговых резидентов будет составлять 10%. Для применения норм соглашения необходимо заполнить специальную форму W-8BEN, подписать ее и передать брокеру. Сделать это необходимо до получения дохода в виде дивидендов. Форма W-8BEN заполняется для каждого брокера, у которого открыт счет. 

Если был удержан налог в размере 10%, то по декларации необходимо доплатить условно 3% налога. 

Когда же было удержано 30% налога от суммы дохода в виде дивидендов в США, скорее всего, налог в РФ уплачивать не придется. Однако, налоговым органам необходимо заявить сумму полученного дохода и сумму удержанного налога. Если декларация с подтверждением 0 руб. суммы налога к уплате не подана, то обязанность по уплате 13% налога с суммы полученных дивидендов в РФ сохраняется. При этом налог рассчитывается с суммы дивидендов до налогообложения в США.

Что такое двойное налогообложение доходов, и как его избежать?

Двойное налогообложение доходов – это ситуация, при которой две страны имеют право на взыскание налога с одного и того же дохода. Такая ситуация возникает, когда резидент РФ получает доход от источников за рубежом, в частности доход от операций с иностранными ценными бумагами.

Про бизнес:  До конца 2023 года 15 тысяч жителей Прикамья будут обеспечены сотовой связью за счет краевых средств | ComNews

Для устранения казуса двойного налогообложения страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами. Соглашения с каждой страной имеет свои особенности, но большинство из них основаны на модельной конвенции ОЭСР.

Базовые принципы налогообложения доходов от ценных бумаг на основании модельной конвенции ОЭСР, следующие:

  • доходы от реализации ценных бумаг облагаются только в РФ;
  • доходы в виде купонов по облигациям облагаются только в РФ для большинства популярных инвестиционных юрисдикций (например, США, Великобритания, Германия, Швейцария,), иные страны устанавливают пониженную ставку налога от 5 до 15%;
  • доходы в виде дивидендов облагаются в стране, являющейся источником доходов по сниженной по соглашению ставке (5%, 10% или 15%, зависит от условий каждого соглашения), но также облагаются и в РФ (при этом применяется механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве).

Перед приобретением иностранной ценной бумаги рекомендую удостоверится, что соглашение об избежании двойного налогообложения со страной выпуска ценных бумаг ратифицировано документ открыть. В противном случае возникнет двойное налогообложение доходов, которое может повлечь значительное снижение доходности по ценным бумагам. Например, сравним налогообложение купонного дохода по облигации Перу с купоном 7% и облигации Белоруссии с аналогичным купоном (7%). 

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Белоруссией есть, а вот с Перу такое соглашение не подписано.

Налог с купона от иностранных облигаций для российского налогового резидента будет взыматься РФ и страной происхождения дохода.

В Перу ставка налога на доход для налоговых нерезидентов составляет 30%. В Белоруссии предусмотрена ставка 10% на основании соглашения об избежании двойного налогообложения.

При этом, в случае наличия соглашения работает механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный ст. 232 Налогового Кодекса. Таким образом, в Белоруссии будет уплачено 10%, а в РФ будет необходимо доплатить только условно 3%.

А вот по облигациям Перу будет необходимо уплатить 30% подоходного налога Перу и 13% налога на доходы РФ. Налог в РФ будет взыматься с дохода до удержания налога в Перу. 

Для более наглядного представления приведем расчеты в таблице:

Страна выпуска облигации

Вложено в пересчете на российские рубли

Ставка купона

Доход за год, руб.

Налог в РФ, %

Налог у источника, %

Ставка по соглашению, %

Сумма налога в РФ, руб.

Сумма налога в стране или по соглашению, руб.

Зачет налога возможен

Сумма  чистого дохода, руб.

Перу

1000

7%

70

13%

30%

Нет

9,10

21,00

Нет

70,00 – 9,10 – 21,00 = 39,90

Белоруссия

1000

7%

70

13%

13%

10%

9,10

7,00

Да

70,00  – 9,10 = 60,90

 
Суммы налога, уплаченного в иностранном государстве можно найти в брокерском или налоговом отчете. Такие формы предоставляют как российские, так и иностранные брокеры.

Как перевести в рубли доходы по иностранным ценным бумагам, которые получают в валюте?

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка Росии на дату фактического получения дохода, то есть зачисления дохода на счет (п. 5 ст. 210 НК РФ).

Если я торгую иностранными ценными бумагами через иностранного брокера, должен ли я платить налоги в России?

Доход от иностранных ценных бумаг является доходом от источников за пределами территории России. Налогообложение таких доходов возникает у налоговых резидентов страны. Налоговые резиденты РФ – это физические лица, которые провели на территории России более 183 дней в году (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, если вы проживаете на территории России более 183 дней в году и торгуете иностранными ценными бумагами, вы должны платить налог с данного дохода в РФ. 

При этом иностранный брокер не выступает налоговым агентом, поэтому уплата налога должна быть осуществлена налогоплательщиком самостоятельно. Для этого необходимо заполнить и подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы и оплатить сумму налога, указанную в декларации. За 2020 год декларацию необходимо подать до 30 апреля, а уплатить налог, указанный в декларации, – до 15 июля. 

Как рассчитать доход от операций с ценными бумагами и определить налог?

Принципы определения налоговой базы по ценным бумагам для физических лиц закреплены в ст. 214.1 НК РФ.

Базовое правило определения налоговой базы: доходы уменьшаются на величину расходов. 

Доход определяется, как суммы, полученные от продажи ценных бумаг и купонные/процентные выплаты.

Расходы – суммы, уплаченные за приобретение ценных бумаг, комиссии, а также иные виды сопутствующих расходов. Полный перечень видов расходов закреплен в п. 10 ст. 214.1. НК РФ.

Если доходы или расходы осуществлены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день получения дохода или осуществления расхода.

При этом стоит помнить, что финансовый результат определяется по следующим видам налоговых баз:

  • по обращающимся ценным бумагам;
  • по не обращающимся ценным бумагам;
  • по обращающимся производным финансовым инструментам;
  • по не обращающимся производным финансовым инструментам.

Финансовые результаты, полученные в рамках одной налоговой базы, не суммируются с финансовыми результатам другой налоговой базы.

Например, если получен убыток по налоговой базе с обращающимися ценными бумагами, то он не может уменьшить прибыль по налоговой базе с необращающимися ценными бумагами.

Доход в виде дивидендов не относится к налоговым базам по операциям с ценными бумагами, и, соответственно, не может быть уменьшен на расходы. 

Ставка налога установлена в размере 13% для всех видов доходов, получаемых налоговыми резидентами РФ, указанных в данной колонке. Налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку налога.

Как российские налоговые органы могут узнать о моих доходах за рубежом?

Россия присоединилась к Международной конвенции ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией. 

В рамках автоматического обмена налоговые органы стран, соединившихся к конвенции, передают информацию об иностранных счетах налоговых резидентов соответствующих государств. 

В рамках обмена передается следующая информация: 

  • данные о банке, в котором открыт счет;
  • номер счета;
  • данные о физическом лице, владельце счета;
  • данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также обороты за год;
  • данные о доходах, полученных на счетах учета ценных бумаг (счета депо).

В 2021 году автоматический обмен информации будет проведен с 79 государствами и 12 территориями.

Список государств и территорий содержится в Приказе Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2020 г. № ЕД-7-17/788@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией«.

Налоговый орган может проверить данные, полученные в рамках автоматического обмена и доначислить суммы недоплаченного налога. При этом НК РФ предусмотрены следующие виды штрафов и пени, которые придется уплатить сверх уплаты суммы налога:

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.
Про бизнес:  Стоимость обслуживания брокерского счета в Тинькофф банке

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

Распоряжение правительства рф о подписании протокола с люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202022080016 – Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Сравнительная Таблица Налогообложения дивидендов и процентов по Соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) Между Россией и Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2022 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии.

В определении ВАС от 26.03.2022 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2022 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2022 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2022 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г.

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей.

Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве ( перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Оцените статью
Бизнес Болика