- Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза
- Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в сидн с мальтой.
- В каких случаях возникает двойное налогообложение
- В каких случаях действует соглашение
- Двойное налогообложение в россии
- Договоры об избежании двойного налогообложения
- Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (кипр и другие страны)
- Ндфл – 2020 от операций с иностранными ценными бумагами: отвечает налоговый консультант
- Особенности определения максимальной суммы платежей
- По каким причинам образуется двойное налогообложение?
- Разновидности двойного налогообложения
- Распоряжение правительства рф о подписании протокола с люксембургом
- Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
- Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза
Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:
- налоговая декларация другой страны;
- банковская платежка;
- выписка со счета о том, что деньги заплачены.
Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.
Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.
Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в сидн с мальтой.
01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.
Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.
Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,
Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.
В каких случаях возникает двойное налогообложение
ДН возникает в следующих случаях:
- Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
- Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
- Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.
Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.
В каких случаях действует соглашение
Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.
Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.
Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:
- иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
- американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
- компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.
Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.
Двойное налогообложение в россии
Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.
В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов.
В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.
О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2022-2022 годы».
Договоры об избежании двойного налогообложения
Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.
Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.
Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2022 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (кипр и другие страны)
Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.
Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.
№ п/п | Иностранное государство — партнер по СДН | Вид документа | Дата подписания СДН | Дата вступления СДН в законную силу | Дата начала применения СДН в России | Дата начала применения СДН в стране-партнере | ||
1 | Австрийская Республика | Конвенция | 13.04.2000 | 30.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
2 | Королевство Бельгия | Конвенция | 16.06.1995 | 26.01.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
3 | Республика Болгария | Соглашение | 08.06.1993 | 24.04.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
4 | Венгерская Республика | Конвенция | 01.04.1994 | 03.11.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
5 | Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | Конвенция | 15.02.1994 | 18.04.1997 | 01.01.1998 | 01–06.04.1998 | ||
6 | Греческая Республика | Конвенция | 26.06.2000 | 20.12.2007 | 01.01.2008 | 01.01.2008 | ||
7 | Республика Германия | Конвенция | 29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007) | 30.12.1996 | 01.01.1997 | 01.01.1997 | ||
8 | Королевство Дания | Конвенция | 08.02.1996 | 27.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
9 | Итальянская Республика | Конвенция | 09.04.1996 | 30.11.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
10 | Ирландия | Соглашение | 29.04.1994 | 07.07.1995 | 01.01.1996 | 01–06.04.1996 | ||
11 | Королевство Испания | Конвенция | 16.12.1998 | 13.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
12 | Республика Кипр | Соглашение | 05.12.1998 (в ред. от 07.10.2022) | 17.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
13 | Великое Герцогство Люксембург | Соглашение | 28.06.1993 (в ред.от 21.11.2022) | 07.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
14 | Мальта | Конвенция | 24.04.2022 | 22.05.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
15 | Королевство Нидерланды | Соглашение | 16.12.1996 | 27.08.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
16 | Португальская Республика | Конвенция | 29.05.2000 | 11.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
17 | Республика Польша | Соглашение | 22.05.1992 | 22.02.1993 | 01.01.1994 | 01.01.1994 | ||
18 | Румыния | Конвенция | 27.09.1993 | 11.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
19 | Республика Словения | Конвенция | 29.09.1995 | 20.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
20 | Словацкая Республика | Соглашение | 24.06.1994 | 01.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
21 | Французская Республика | Конвенция | 26.11.1996 | 09.02.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
22 | Финляндская Республика | Соглашение | 04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000) | 14.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
23 | Республика Хорватия | Соглашение | 02.10.1995 | 19.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
24 | Чешская Республика | Конвенция | 17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007) | 18.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
25 | Королевство Швеция | Конвенция | 15.06.1993 | 03.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
26 | Латвийская Республика | Соглашение | 20.12.2022 | 06.112022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
27 | Литовская Республика | Соглашение | 29.06.1999 | 05.05.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2006 | ||
28 | Королевство Норвегия | Конвенция | 26.03.1996 | 20.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
29 | Швейцарская Конфедерация | Соглашение | 15.11.1995 (в ред.от 24.09.2022) | 18.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
30 | Республика Албания | Конвенция | 11.04.1995 | 09.12.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
31 | Республика Исландия | Конвенция | 26.11.1999 | 21.07.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
32 | Республика Македония | Соглашение | 21.10.1997 | 14.07.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
33 | Сербия и Черногория (бывшая Югославия) | Конвенция с Союзной Республикой Югославией | 12.10.1995 | 09.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
34 | Республика Мали | Конвенция | 25.06.1996 | 13.09.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
35 | Мексика | Соглашение | 07.06.2004 | 02.04.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2009 | ||
36 | Республика Куба | Соглашение | 14.12.2000 | 15.11.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
37 | Федеративная Республика Бразилия | Конвенция | 22.11.2004 | В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2022 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется | ||||
38 | Аргентинская Республика | Конвенция | 10.10.2001 | 15.10.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
39 | Республика Ботсвана | Конвенция | 08.04.2003 | 23.12.2009 | 01.01.2022 | 01.07.2022 | ||
40 | Боливарианская Республика Венесуэлла | Конвенция | 22.12.2003 | 19.01.2009 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
41 | Республика Чили | Конвенция | 19.11.2004 | 23.03.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
42 | США | Договор | 17.06.1992 | 16.12.1993 | 01.01.1994 | 01.01.1994 | ||
43 | Канада | Соглашение | 05.10.1995 | 05.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
44 | Катар | Соглашение | 20.04.1998 | 05.09.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
45 | Исламская Республика Иран | Соглашение | 06.03.1998 | 05.04.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
46 | Арабская Республика Египет | Соглашение | 23.09.1997 | 06.12.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
47 | Государство Израиль | Конвенция | 25.04.1994 | 07.12.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
48 | Алжирская Народная Демократическая Республика | Конвенция | 10.03.2006 | 18.12.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2009 | ||
49 | Государство Кувейт | Соглашение | 09.02.1999 | 03.01.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
50 | Ливанская Республика | Конвенция | 08.04.1997 | 16.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
51 | Королевство Саудовская Аравия | Конвенция | 11.02.2007 | 01.02.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
52 | Сирийская Арабская Республика | Соглашение | 17.09.2000 | 16.01.2009 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
53 | Турецкая Республика | Соглашение | 15.12.1997 | 31.12.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
54 | Республика Индонезия | Соглашение | 12.03.1999 | 17.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
55 | Республика Индия | Соглашение | 25.03.1997 | 11.04.1998 | 01.01.1999 | 01.04.1999 | ||
56 | Социалистическая Республика Вьетнам | Соглашение | 27.05.1993 | 21.03.1995 | 01.01.1997 | 01.01.1997 | ||
57 | Япония | Конвенция | 18.01.1986 | 27.11.1986 | 01.01.1987 | 01.01.1987 | ||
58 | Королевство Таиланд | Конвенция | 23.09.1999 | 15.01.2009 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
59 | Республика Филиппины | Конвенция | 26.04.1995 | 12.12.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
60 | Монголия | Соглашение | 05.04.1995 | 22.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
61 | Королевство Марокко | Соглашение | 04.09.1997 | 31.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
62 | Китайская Народная Республика | Соглашение | 13.10.2022 (в ред.от 08.05.2022) | 09.04.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
63 | Республика Корея | Конвенция | 19.11.1992 | 24.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
64 | КНДР | Соглашение | 26.09.1997 | 30.05.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
65 | Малайзия | Соглашение с СССР | 31.07.1987 | Информация отсутствует | 01.01.1989 | 01.01.1989 | ||
66 | Республика Сингапур | Соглашение | 09.09.2002 (в ред.от 17.11.2022) | 16.01.2009 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
67 | ЮАР | Соглашение | 27.11.1995 | 20.06.2000 | 01.01.2001 | 01.09.2000 | ||
68 | Республика Намибия | Конвенция | 31.03.1998 | 23.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
69 | Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка | Соглашение | 02.03.1999 | 29.12.2002 | 01.01.2003 | 01.04.2003 | ||
70 | Австралия | Соглашение | 07.09.2000 | 17.12.2003 | 01.01.2004 | 01.07.2004 | ||
71 | Новая Зеландия | Соглашение | 05.09.2000 | 04.07.2003 | 01.01.2004 | 01.04.2004 | ||
72 | Республика Узбекистан | Соглашение | 02.03.1994 | 27.07.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
73 | Республика Таджикистан | Соглашение | 31.03.1997 | 26.04.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
74 | Туркменистан | Соглашение | 14.01.1998 | 10.02.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
75 | Республика Молдова | Соглашение | 12.04.1996 | 06.06.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
76 | Киргизская Республика | Соглашение | 13.01.1999 | 05.07.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
77 | Республика Армения | Соглашение | 28.12.1996 (в ред.от 24.10.2022) | 17.03.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
78 | Азербайджанская Республика | Соглашение | 03.07.1997 | 03.07.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
79 | Украина | Соглашение | 08.02.1995 | 03.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
80 | Республика Беларусь | Соглашение Протокол | 21.04.1995 (протокол — 24.01.2006) | 21.01.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
81 | Республика Казахстан | Конвенция | 18.10.1996 | 29.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
82 | ОАЭ | Соглашение | 07.12.2022 | 23.06.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
83 | Специальный административный район Гонконг КНР | Соглашение | 18.01.2022 | 29.07.2022 | 01.01.2022 | 01.01.2022 | ||
Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.
Ндфл – 2020 от операций с иностранными ценными бумагами: отвечает налоговый консультант
Снижение ставок по депозитам и активное продвижение инвестиционных продуктов привело к значительному притоку частных инвесторов на рынок ценных бумаг. Зарубежные фондовые рынки могут обеспечить большую доходность нежели российский рынок, который часто находится под давлением, что приводит к снижению финансового результата. В отношении некоторых доходов от операций с иностранными ценными бумагами необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию и уплачивать налоги. Об особенностях налогообложения – далее.
Брокерский счет открыт в России, должен ли клиент платить налоги по доходам от операций с ценными бумагами самостоятельно?
В таком случае российский брокер (депозитарий) выступает в роли налогового агента, а значит самостоятельно рассчитает доход и сумму налога и перечислит его в бюджет по большинству операций с ценными бумагами, включая операции с иностранными ценными бумагами. Но есть ситуации, когда клиент должен уплатить налоги самостоятельно:
- сумма налога, рассчитанного брокером (депозитарием) за налоговый период (календарный год) была не полностью перечислена в бюджет РФ. Такие ситуации случаются, когда на счете клиента недостаточно денежных средств в рублях. Например, на брокерском счете хранятся денежные средства только в иностранной валюте, а налоговый агент, напомним, может удержать налог только из денежных средств в рублях (Письмо Минфина России от 2 октября 2022 г. № 03-04-06/495514). Если клиент до 31 января текущего года (для налогообложения за 2020 год) не зачислит на брокерский счет денежные средства в рублях для перечисления налоговым агентом в бюджет, то налоговый агент передаст информацию о сумме неудержанного налога в налоговые органы. В таком случае обязанность по уплате налога ляжет на физическое лицо. Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ при этом подавать не нужно. Налоговый орган пришлет уведомление об уплате налога, который необходимо будет уплатить до 1 декабря 2021 года;
- получены дивиденды по иностранным акциям. В этом случае у физического лица возникает обязанность по декларированию доходов в виде дивидендов самостоятельно, путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговые органы. Это необходимо сделать до 30 апреля 2021 года. Однако, не всегда будет необходимо уплатить налог с суммы дивидендов в размере 13%, поскольку эмитент акций удерживает налог у источника по ставкам страны, выпустившей акции и при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, налог, уплаченный в иностранном государстве, может быть зачтен против суммы налога, подлежащей уплате в РФ.
ПРИМЕР
Рассмотрим ситуацию на примере получения дивидендов по американским акциям.
Ставка налога у источника при выплате дивидендов в США составляет 30%.
При применении норм соглашения об избежании двойного налогообложения между США и Россией, ставка налога у источника при выплате дивидендов для российских налоговых резидентов будет составлять 10%. Для применения норм соглашения необходимо заполнить специальную форму W-8BEN, подписать ее и передать брокеру. Сделать это необходимо до получения дохода в виде дивидендов. Форма W-8BEN заполняется для каждого брокера, у которого открыт счет.
Если был удержан налог в размере 10%, то по декларации необходимо доплатить условно 3% налога.
Когда же было удержано 30% налога от суммы дохода в виде дивидендов в США, скорее всего, налог в РФ уплачивать не придется. Однако, налоговым органам необходимо заявить сумму полученного дохода и сумму удержанного налога. Если декларация с подтверждением 0 руб. суммы налога к уплате не подана, то обязанность по уплате 13% налога с суммы полученных дивидендов в РФ сохраняется. При этом налог рассчитывается с суммы дивидендов до налогообложения в США.
Что такое двойное налогообложение доходов, и как его избежать?
Двойное налогообложение доходов – это ситуация, при которой две страны имеют право на взыскание налога с одного и того же дохода. Такая ситуация возникает, когда резидент РФ получает доход от источников за рубежом, в частности доход от операций с иностранными ценными бумагами.
Для устранения казуса двойного налогообложения страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.
Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами. Соглашения с каждой страной имеет свои особенности, но большинство из них основаны на модельной конвенции ОЭСР.
Базовые принципы налогообложения доходов от ценных бумаг на основании модельной конвенции ОЭСР, следующие:
- доходы от реализации ценных бумаг облагаются только в РФ;
- доходы в виде купонов по облигациям облагаются только в РФ для большинства популярных инвестиционных юрисдикций (например, США, Великобритания, Германия, Швейцария,), иные страны устанавливают пониженную ставку налога от 5 до 15%;
- доходы в виде дивидендов облагаются в стране, являющейся источником доходов по сниженной по соглашению ставке (5%, 10% или 15%, зависит от условий каждого соглашения), но также облагаются и в РФ (при этом применяется механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве).
Перед приобретением иностранной ценной бумаги рекомендую удостоверится, что соглашение об избежании двойного налогообложения со страной выпуска ценных бумаг ратифицировано документ открыть. В противном случае возникнет двойное налогообложение доходов, которое может повлечь значительное снижение доходности по ценным бумагам. Например, сравним налогообложение купонного дохода по облигации Перу с купоном 7% и облигации Белоруссии с аналогичным купоном (7%).
Соглашение об избежании двойного налогообложения с Белоруссией есть, а вот с Перу такое соглашение не подписано.
Налог с купона от иностранных облигаций для российского налогового резидента будет взыматься РФ и страной происхождения дохода.
В Перу ставка налога на доход для налоговых нерезидентов составляет 30%. В Белоруссии предусмотрена ставка 10% на основании соглашения об избежании двойного налогообложения.
При этом, в случае наличия соглашения работает механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный ст. 232 Налогового Кодекса. Таким образом, в Белоруссии будет уплачено 10%, а в РФ будет необходимо доплатить только условно 3%.
А вот по облигациям Перу будет необходимо уплатить 30% подоходного налога Перу и 13% налога на доходы РФ. Налог в РФ будет взыматься с дохода до удержания налога в Перу.
Для более наглядного представления приведем расчеты в таблице:
Страна выпуска облигации | Вложено в пересчете на российские рубли | Ставка купона | Доход за год, руб. | Налог в РФ, % | Налог у источника, % | Ставка по соглашению, % | Сумма налога в РФ, руб. | Сумма налога в стране или по соглашению, руб. | Зачет налога возможен | Сумма чистого дохода, руб. |
Перу | 1000 | 7% | 70 | 13% | 30% | Нет | 9,10 | 21,00 | Нет | 70,00 – 9,10 – 21,00 = 39,90 |
Белоруссия | 1000 | 7% | 70 | 13% | 13% | 10% | 9,10 | 7,00 | Да | 70,00 – 9,10 = 60,90 |
Суммы налога, уплаченного в иностранном государстве можно найти в брокерском или налоговом отчете. Такие формы предоставляют как российские, так и иностранные брокеры.
Как перевести в рубли доходы по иностранным ценным бумагам, которые получают в валюте?
Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка Росии на дату фактического получения дохода, то есть зачисления дохода на счет (п. 5 ст. 210 НК РФ).
Если я торгую иностранными ценными бумагами через иностранного брокера, должен ли я платить налоги в России?
Доход от иностранных ценных бумаг является доходом от источников за пределами территории России. Налогообложение таких доходов возникает у налоговых резидентов страны. Налоговые резиденты РФ – это физические лица, которые провели на территории России более 183 дней в году (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, если вы проживаете на территории России более 183 дней в году и торгуете иностранными ценными бумагами, вы должны платить налог с данного дохода в РФ.
При этом иностранный брокер не выступает налоговым агентом, поэтому уплата налога должна быть осуществлена налогоплательщиком самостоятельно. Для этого необходимо заполнить и подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы и оплатить сумму налога, указанную в декларации. За 2020 год декларацию необходимо подать до 30 апреля, а уплатить налог, указанный в декларации, – до 15 июля.
Как рассчитать доход от операций с ценными бумагами и определить налог?
Принципы определения налоговой базы по ценным бумагам для физических лиц закреплены в ст. 214.1 НК РФ.
Базовое правило определения налоговой базы: доходы уменьшаются на величину расходов.
Доход определяется, как суммы, полученные от продажи ценных бумаг и купонные/процентные выплаты.
Расходы – суммы, уплаченные за приобретение ценных бумаг, комиссии, а также иные виды сопутствующих расходов. Полный перечень видов расходов закреплен в п. 10 ст. 214.1. НК РФ.
Если доходы или расходы осуществлены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день получения дохода или осуществления расхода.
При этом стоит помнить, что финансовый результат определяется по следующим видам налоговых баз:
- по обращающимся ценным бумагам;
- по не обращающимся ценным бумагам;
- по обращающимся производным финансовым инструментам;
- по не обращающимся производным финансовым инструментам.
Финансовые результаты, полученные в рамках одной налоговой базы, не суммируются с финансовыми результатам другой налоговой базы.
Например, если получен убыток по налоговой базе с обращающимися ценными бумагами, то он не может уменьшить прибыль по налоговой базе с необращающимися ценными бумагами.
Доход в виде дивидендов не относится к налоговым базам по операциям с ценными бумагами, и, соответственно, не может быть уменьшен на расходы.
Ставка налога установлена в размере 13% для всех видов доходов, получаемых налоговыми резидентами РФ, указанных в данной колонке. Налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку налога.
Как российские налоговые органы могут узнать о моих доходах за рубежом?
Россия присоединилась к Международной конвенции ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией.
В рамках автоматического обмена налоговые органы стран, соединившихся к конвенции, передают информацию об иностранных счетах налоговых резидентов соответствующих государств.
В рамках обмена передается следующая информация:
- данные о банке, в котором открыт счет;
- номер счета;
- данные о физическом лице, владельце счета;
- данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также обороты за год;
- данные о доходах, полученных на счетах учета ценных бумаг (счета депо).
В 2021 году автоматический обмен информации будет проведен с 79 государствами и 12 территориями.
Список государств и территорий содержится в Приказе Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2020 г. № ЕД-7-17/788@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией«.
Налоговый орган может проверить данные, полученные в рамках автоматического обмена и доначислить суммы недоплаченного налога. При этом НК РФ предусмотрены следующие виды штрафов и пени, которые придется уплатить сверх уплаты суммы налога:
Особенности определения максимальной суммы платежей
Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:
- Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
- Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
- Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.
Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.
По каким причинам образуется двойное налогообложение?
Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:
- Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
- Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
- Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
- Источник дохода находится в несколько государствах.
Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.
Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.
Разновидности двойного налогообложения
Существует два вида двойного налогообложения:
- Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
- Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.
ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.
Распоряжение правительства рф о подписании протокола с люксембургом
08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.
Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.
Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).
Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.
Номер опубликования: 0001202022080016 – Люксембург.
Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.
Сравнительная Таблица Налогообложения дивидендов и процентов по Соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) Между Россией и Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами
Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:
- О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.
Определением ВАС от 07.11.2022 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии.
В определении ВАС от 26.03.2022 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2022 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.
Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».
- О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.
В постановлении ФАС МО от 15.02.2022 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.
Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».
О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».
И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».
- О ежегодном предоставлении подтверждений.
В постановлении ФАС МО от 17.01.2022 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.
- О проставлении апостиля.
В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г.
Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей.
Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.
В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.
Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.
В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.
Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:
- заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве ( перевод на русский);
- документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.
Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».
Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.
На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.