- Что предусматривает национальный режим
- Что такое инвестиции?
- Основные объекты инвестирования
- энциклопедия решений. ограничения для иностранных инвесторов | гарант
- Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики
- Банковская деятельность
- В добыче алмазов
- В зависимости от их доходности
- В зависимости от направления применения капитала
- В зависимости от показателей ликвидности
- В зависимости от предмета вклада
- В зависимости от совместимости
- В зависимости от степени риска
- В инвестировании медиа-бизнеса
- В сфере землепользования
- В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования
- Внутригосударственное регулирование инвестиций
- Инвестирование в стратегические общества
- Иностранные инвестиции в россии
- Иностранный инвестор: определение
- Использование доходов от инвестиций
- Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций
- Компенсация при реквизиции или национализации
- Кто может быть инвестором
- Льготы для вкладчиков
- Льготы для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности
- Международно-правовое регламентирование вкладов
- Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон
- Нюансы
- О правах иностранных инвесторов
- Правовой статус иностранного инвестора в рф
- Преимущества и недостатки иностранных инвестиций
- Применение стабилизационной оговорки
- Пример употребления на «секрете»
- Принципы налогообложения иностранных инвесторов
- Проблема
- Реальные инвестиции
- Роль иностранных инвестиций
- Способы разрешения споров в россии
- Суброгация
- Участие в страховом бизнесе
- Факторы определяющие инвестиционную привлекательность
- Факты
- Финансовые инвестиции
Что предусматривает национальный режим
Согласно Конвенции о защите прав инвестора, подписанной 28 марта 1997 г., на иностранных вкладчиков распространяется национальный режим. Принцип этого юридически обязательного положения устанавливается международными договорами и соглашениями, а также федеральными законодательными актами.
Национальный режим, предоставляемый для иностранных инвесторов в РФ, предполагает, что подданные другой страны, лица без гражданства и юридические лица обладают такими же правами и обязанностями, как российские граждане и компании.
Этот принцип закреплен в Гражданском Кодексе и Конституции РФ.
При определении правового статуса иностранных инвесторов национальный режим является главным принципом. Чаще всего он применяется в отношении:
- авторских и смежных прав;
- хозяйственной деятельности иностранных вкладчиков;
- товаров иностранного производства;
- свободного доступа в судебные органы;
- правовой помощи;
- социального обеспечения.
Правительство устанавливает границы применения этого принципа с учетом интересов страны, а также с целью исключить злоупотребление иностранными вкладчиками своими правами. Различают следующие виды изъятий для иностранных инвесторов: изъятия стимулирующего и ограничительного характера. Указанные меры и льготы устанавливаются российским законодательством.
Что такое инвестиции?
Инвестиции – это вложение денег (ценные бумаги, предприятия и прочее) с целью получения средств. Это могут быть:
- вклады в банковские учреждения;
- паи;
- ценные бумаги;
- оборудование;
- кредитование;
- интеллектуальная собственность;
- предпринимательские проекты.
Компания может вкладывать деньги в такие отрасли, как промышленность, транспортная сфера, сельское хозяйство.
Краудфандинг как альтернативный способ привлечения инвестиций в предпринимательскую деятельность
Основные объекты инвестирования
Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.
Принято разделять инвестиции на:
- Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
- Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
- Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).
Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).
Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.
Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России — соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.
Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:
- условия сотрудничества;
- порядок раздела продукции;
- срок предоставления прав на ведение работ;
- обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.
Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).
СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи). На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства. Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.
энциклопедия решений. ограничения для иностранных инвесторов | гарант
Ограничения для иностранных инвесторов
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», далее — Закон об иностранных инвестициях).
Ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).
Так, например, установлены запреты:
— для определенных категорий иностранных инвесторов совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»);
— для иностранных инвесторов выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Также установлены иные ограничения по установления контроля иностранных инвесторов над указанными субъектами (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»);
— для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также организаций, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, выступать в качестве участника частной охранной организации (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).
Ограничения для иностранных инвесторов могут быть связаны с необходимостью получения предварительного согласия уполномоченного органа на совершение определенных сделок, действий. Такое согласие, в частности, требуется:
— в случаях, установленных ст. 7 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
— в отношении сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества (часть четвертая ст. 6 Закона об иностранных инвестициях);
— по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, принимаемому в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (части пятая — седьмая ст. 6 Закона об иностранных инвестициях).
На участие иностранного капитала в банковской системе РФ Банком России устанавливается квота (ст. 18 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности»).
Ограничения могут быть связаны и с осуществлением определенных видов деятельности. Так, например, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации некоторые виды страхования, например, страхование жизни, обязательное страхование, страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций (п. 3 ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Организации, находящиеся под контролем иностранного инвестора, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении таких лиц установлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 2 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Также ограничения для иностранных инвесторов могут заключаться в запрете на владение (ограничении титула владения) определенным имуществом.
Так, для ряда иностранных инвесторов установлен запрет на совершение сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов такого хозяйственного общества (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»). Иные иностранные инвесторы такие сделки должны предварительно согласовывать с уполномоченным органом (ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Также установлен запрет для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на владение на праве собственности земельными участками:
— находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен указом Президента РФ от 09.01.2022 N 26 (п. 3 ст. 15 ЗК РФ);
— в границах морского порта (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Указанные лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Иностранные инвесторы не могут быть владельцем аудиовизуального сервиса. Кроме того, в установленных законом случаях может понадобиться согласование с правительственной комиссией на владение, управление либо контроль прямо или косвенно в отношении более чем двадцати процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса (ч. 7 ст. 10.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики
Зарубежные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство РФ. Это означает, что они не будут допускать возникновение нечестной конкуренции и ограничительной деловой практики. К подобным действиям относятся:
- создание коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиала заграничного юридического лица для производства товара, пользующегося повышенным спросом, и последующая самоликвидация с целью внедрить на рынок аналогичный товар иностранного происхождения;
- злонамеренное соглашение о ценах/распределении рынков сбыта товара/участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Банковская деятельность
Российские власти не возражают против вложения средств нерезидентов и иностранных компаний в уставной капитал отечественных банков. Однако если раньше максимальная доля капитала достигала 50%, то с января 2022 года, согласно порядку, указанному в ст.
Некоторые иностранные инвестиции не учитываются при определении квоты. Как сообщает Центробанк России, доля участия иностранного капитала будет рассчитываться ежегодно.
В добыче алмазов
Территории, на которых находятся месторождения алмазов, входят в перечень участков недр федерального значения, поэтому получить право на разработку смогут только лицензированные компании.
Как следует из поправок в федеральный закон «О недрах», доступ к месторождениям предоставляется компаниям, в которых инвесторы из-за границы контролируют не более 25% капитала.
Раньше этот порог составлял 10%, но чтобы привлечь стратегических зарубежных вкладчиков в добывающие отрасли, пришлось пойти на уступки. Хотя увеличение доли заграничных инвесторов в управлении компанией не позволит им принимать ключевые решения, эти изменения позволят стимулировать процесс изучения недр и производства минерально-сырьевой базы РФ.
В зависимости от их доходности
В большинстве случаев доходность вклада можно просчитать. Выделяют следующие типы инвестиций:
- Высокодоходные. Предполагает доходность выше среднего показателя.
- Среднедоходные. Предполагаемый доход соответствуют среднему уровню.
- Низкодоходные. Доход ниже среднего уровня.
- Бездоходные. Не предполагают получение дохода. Выполняются с целью экологической и социальной пользы.
Чем выше доходность инвестиций, тем они более рискованные. Наиболее надежные вклады отличаются низкой доходностью.
В зависимости от направления применения капитала
Вклады подразделяются на виды в зависимости от того, какие именно средства вкладываются. Рассмотрим разновидности инвестиций:
- Первичные. Предполагают использование средств, аккумулированных из собственных финансов или займов.
- Реинвестиции. Предполагают вклад средств, которые появились от доходов ранее выполненной инвестиции.
- Дезинвестиции. Это изъятие ранее вложенных средств из оборота. При этом средства не будут инвестироваться в дальнейшем.
Вид вклада позволяет определить характер инвестирования.
В зависимости от показателей ликвидности
Ликвидность – это возможность продать активы по рыночной цене или по стоимости, приближенной к рыночной. Инвестиции классифицируются в зависимости от степени их ликвидности:
- Высоколиквидные. Данные инвестиции можно быстро обратить в деньги по рыночной стоимости.
- Среднеликвидные. Это вклады, которые можно конвертировать в деньги без утраты их стоимости в течение 1-6 месяцев.
- Низколиквидные. Это те инвестиции, которые нельзя конвертировать в деньги самостоятельно.
Компаниям рекомендуется запастись высоколиквидными инвестициями. Они позволят быстро пополнить баланс организации в случае необходимости. Один из показателей ликвидности – востребованность объекта инвестиции на рынке.
В зависимости от предмета вклада
Выделяют следующие виды инвестиций в зависимости от предмета вклада:
- Физические активы.
- Нематериальные активы (к примеру, право пользования).
- Инновационные инвестиции (к примеру, вклад средств в обучающие системы).
- Нетто-инвестиции (покупка новой компании).
- Брутто-инвестиции (покупка новых средств производства).
Тип инвестиций определяется в зависимости от их предположительных характеристик. Большинство свойств вкладов можно предугадать. Это сроки получение прибыли, риски, ликвидность и прочее.
В зависимости от совместимости
Как правило, у компаний есть множество инвестиций. Они могут быть связаны между собой. Рассмотрим эти разновидности вкладов:
- Взаимозависимые. Порядок вкладов определяется очередностью и зависит от состояния прежних объектов инвестиции.
- Независимые. Средства вкладываются в автономные объекты, которые не зависят от прочих объектов инвестирования.
- Взаимоисключающие. Это вклады с похожими характеристиками.
В последнем случае инвестору на выбор предоставляется несколько вариантов. Из представленного перечня нужно выбрать один вариант. Взаимоисключающие вклады отличаются такими характеристиками, как низкая ликвидность, продолжительность владения. Перед приобретением взаимоисключающих вкладов нужно провести инвестиционный анализ.
В зависимости от степени риска
Риск – это одна из основных характеристик инвестиций. Рассмотрим виды вкладов с этой точки зрения:
- Безрисковые. Риск отсутствует полностью. Инвестор гарантированно получит доход.
- Низкорисковые. Риск ниже средних показателей.
- Среднерисковые. Риск соответствует средним значениям по рынку.
- Высокорисковые. Риск значительно превышает средние показатели.
К безрисковым и низкорисковым инвестициям можно отнести банковские вклады, покупку акций крупных предприятий. К высокорисковому виду относятся спекулятивные инвестиции.
В инвестировании медиа-бизнеса
С 2022 года вступили в силу поправки в законе о средствах массовой информации. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в российских СМИ не может превышать 20%, хотя до этого времени она составляла 50%.
Действие этих поправок затронуло около 1 000 СМИ с иностранными акционерами. Ограничение вынудило крупные компании пересмотреть структуру акционеров или сменить собственников. Изменения коснулись холдинга «СТС Медиа», печатной прессы (российского издания Forbes, «Ведомостей», The Moscow Times). Рынок покинули NBC Universal и AMC Network.
В сфере землепользования
Принцип национального режима распространяется и на вопросы права собственности. В целом, инвесторы могут покупать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, владеть и пользоваться им на тех же условиях, что российские граждане и юридические лица, но при некоторых ограничениях.
Как правило, эти ограничения затрагивают право собственности на землю. В главе 1 Закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что такие лица не могут приобретать в собственность земельные участки, входящие в перечень земель сельхозназначения.
В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования
В отличие от национального режима, стирающего грань между правами заграничных и отечественных инвесторов, принцип наибольшего благоприятствования уравнивает положение зарубежных организаций и иностранных граждан. В то же время привилегированный правовой режим, в частности, предоставляет иностранным инвесторам одной страны те же права, что получили вкладчики другого государства. Все они вправе рассчитывать на льготы при ввозе оборудования и сырья, освобождение от таможенных налогов и пошлин и т.д.
Воспользоваться преимуществами этого режима могут инвесторы, вкладывающие средства в слаборазвитые отрасли экономики, предприятия, расположенные в труднодоступных регионах со слаборазвитой инфраструктурой и требующие крупных капиталовложений.
Внутригосударственное регулирование инвестиций
Зарубежные вкладчики обладают почти такими же правами, что и резиденты РФ. Государственные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России регламентируются Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 18.07.2022) «Об иностранных инвестициях в РФ».
Национальное регулирование основывается на использовании норм административного и гражданского права, а также специальных законов, регулирующих инвестиционную деятельность.
Российское законодательство предоставляет прямым иностранным инвесторам гарантии с учетом взаимных интересов, обеспечивает отсутствие дискриминации, содержит многочисленные положения о защите от разного рода рисков, подробно оговаривает условия национализации частной собственности, предоставляет благоприятные налоговые, таможенные и административные льготы.
Следует также упомянуть, какие гарантии прав иностранных инвесторов содержит Конституция РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 15 этого документа, международные договоры — составная часть правовой системы страны. Это значит, что гарантировать заграничных вкладчиков призваны договоры с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией, и другие нормативные акты.
Инвестирование в стратегические общества
Российское законодательство не запрещает вкладчикам осуществлять инвестиции в виде покупки долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ (ХО) со стратегическим значением, и совершении других сделок, предоставляющих им контроль над такими обществами.
- согласовывать сделку с Правительственной комиссией (ст. 7);
- уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14).
Порядок уведомления содержится в постановлении Правительства РФ от 27.10. 2008 № 795 и предусматривает передачу данных о компании, обладающей акциями (долями) в ХО, и о лицах, контролирующих его.
Иностранные инвестиции в россии
Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:
- подавление местного производства;
- деградация традиционных отраслей экономики;
- отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
- нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.
И в то же время на экономику России положительно влияют:
- рост объема капиталовложений;
- эффективное использование природных ресурсов;
- увеличение числа рабочих мест;
- расширение ассортимента продукции;
- приток валюты;
- дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
- укрепление международной репутации РФ;
- заинтересованность новых инвесторов и т.д.
Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.
Иностранный инвестор: определение
Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал. В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором — о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом.
Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:
- частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
- государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).
Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:
- валюты;
- недвижимости;
- движимого имущества;
- имущественных или корпоративных прав;
- совместного с российскими вкладчиками предприятия;
- интеллектуальной собственности;
- ценных бумаг;
- прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
- услуг;
- информации.
Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено. То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств.
Использование доходов от инвестиций
Иностранный инвестор может свободно использовать свои доходы и прибыли на территории РФ для любых не противоречащих российскому законодательству целей. Перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других полученных средств в иностранной валюте, а также реинвестирование полученной прибыли инвесторами нерезидентами относится к основным правам вкладчиков.
Доходами от инвестиций считаются:
- прибыль, дивиденды, проценты;
- денежные суммы, полученные во исполнение обязательств по договорам и другим сделкам;
- средства, полученные вкладчиком после ликвидации компании или отчуждения вложенного имущества, имущественных прав и интеллектуальных прав;
- компенсации, предусмотренные ст. 8 закона об иностранных инвестициях.
Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций
В связи с возможным возникновением проблем в инвестиционном праве законодательство РФ регулирует правоотношения в сфере вложения заграничного капитала. Зарубежные инвесторы и коммерческие организации, получившие инвестиции, подчиняются общим и специальным нормам налогового законодательства России (Налоговый Кодекс, федеральные законы, инструкции МНС и Госналогслужбы России.).
Правоотношения в этой сфере также координируются международными договорами. При этом нужно учитывать, что нормы международных соглашений важнее требований российского законодательства.
Компенсация при реквизиции или национализации
В целом имущество вкладчиков нельзя изъять, реквизировать или национализировать. Инвесторы вкладчики вправе требовать возмещения убытков, понесенных из-за незаконных действий или бездействия государственных органов и должностных лиц.
При реквизиции или национализации имущества иностранному инвестору выплачивается полная стоимость реквизируемого имущества и другие убытки. Если обстоятельства, в связи с которыми производится реквизиция, больше не действуют, зарубежный вкладчик может обратиться в суд с требованием возвратить сохранившееся имущество. При этом он обязан вернуть полученную сумму компенсации, учитывая потери от снижения стоимости собственности.
Компенсация за изъятие инвестиций, предоставленных иностранными инвесторами, должна выплачиваться в предельно короткие сроки, без необоснованной задержки.
Кто может быть инвестором
На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.
Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.
Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.
Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:
- Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
- Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
- Экспорт товаров.
- Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.
Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения.
Льготы для вкладчиков
Налоговые льготы — очередной способ стимулирования зарубежных владельцев капитала. Предоставление иностранным инвесторам льготных кредитов или гарантий по кредитам является для них отличной финансовой мотивацией.
Размер и условия предоставления льгот зависят от доли вкладчика в уставном капитале организации. Согласно ст. 5. закона «Об иностранных инвестициях в РФ», если инвестор владеет 10% и более доли в уставном капитале организации, то при реинвестировании он может пользоваться всеми льготами, перечисленными в этом законе. Аналогичные условия распространяются на российские компании, получающие статус организации с заграничными вкладами.
Кроме того, льготы для иностранных инвесторов могут быть нетарифного характера. Например, если капитал компании на 30% состоит из зарубежных инвестиций, она вправе экспортировать произведенную продукцию без лицензии.
Льготы для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности
Ст. 16. закона об инвестициях содержит перечень льгот при уплате таможенных платежей и другие уступки. Чтобы их получить, инвесторы должны реализовать приоритетные инвестиционные проекты (крупные вложения в производственную и социальную инфраструктуру, высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности) в согласии с таможенным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
Так, ввоз в РФ оборудования и запчастей к нему не облагается налогами, если это имущество является вкладом в уставной капитал организации.
Международно-правовое регламентирование вкладов
Главными документами в сфере инвестиционной деятельности считается Вашингтонская конвенция (18.03.1965) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами» и Сеульская конвенция (11.10.1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».
Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции позволяет им застраховать свои вклады в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) от утраты инвестиций в результате:
- войн/гражданских беспорядков;
- национализации;
- нарушения договора государством-реципиентом (в области концессионных соглашений);
- запрета государства на конвертацию местной валюты в свободно конвертируемую.
В случае наступления указанных условий МАГИ выплачивает инвестору компенсацию и перенимает право требования к принимающему государству. Частноправовой конфликт становится публично-правовым спором между агентством и страной-реципиентом. Объем страхового возмещения определяется условиями договора страны с МАГИ.
Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон
Как сообщается на сайте Минэкономиразвития РФ, для резидентов особых экономических зон предусмотрены специальные льготы. Так, они облагаются пониженными налоговыми ставками на прибыль, на 5-10 лет (в зависимости от зоны) освобождаются от уплаты налога на имущество, если оно создано или куплено для ведения бизнеса на территории зоны, находится и используется в пределах этой зоны;
Некоторые субъекты РФ освобождают резидентов от уплаты транспортного налога.
На федеральном уровне вкладчики на срок от 5 до 10 лет могут быть освобождены от уплаты земельного налога, если участок находится на территории особой зоны.
Кроме того, некоторые инвесторы могут получить дополнительные льготы в виде ускоренной амортизации и пониженных тарифов страховых взносов.
Нюансы
Пример положительного эффекта прямых иностранных инвестиций: политика Саудовской Аравии, направленная на диверсификацию её доходов от нефти и газа, привела к существенному росту ПИИ в обрабатывающие отрасли промышленности, а также в инфраструктуру и в сферу услуг.
В то же время существуют и отрицательные эффекты:
О правах иностранных инвесторов
Зарубежный вкладчик обладает немалой свободой действий на территории РФ. Например, он
вправе приобретать акции коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, принимать участие в приватизации объектов собственности, арендовать земельные участки, использовать недвижимость и природные ресурсы страны. Более того, в российском законодательстве содержатся основные гарантии прав заграничных вкладчиков на территории государства.
В соответствии с законами РФ, иностранный инвестор имеет право вывезти из страны имущество и информацию, первоначально ввезенные в Россию в качестве иностранной инвестиции.
В этом случае на него не распространяются принципы квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Рассмотрим подробнее основные права зарубежных вкладчиков.
Правовой статус иностранного инвестора в рф
Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:
- самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
- заключать договора с другими инвесторами;
- владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
- передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
- контролировать целевое использование средств;
- беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
- объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.
Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:
- определяет меры по контролю деятельности субъектов;
- ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
- решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
- регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
- создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.
Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.
К наиболее значимым можно отнести п. 4 ст.1 части первой ГК РФ от 30.11.1994, ст. 210 АПК РФ от 5.05.1995 и ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11.06.1964.
Кроме того, существуют еще и международные (зачастую двусторонние) соглашения, которые оговаривают аспекты взаимного признания прав и обязанностей юридических лиц, определяют их статус, режимы функционирования.
Принято выделять два главных типа режимов: абсолютные и относительные, но чаще используется вторая классификация. Самыми распространенными схемами можно считать национальный режим и принцип наибольшего благоприятствования.
Преимущества и недостатки иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи: 1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства. 2.
Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами. 3.
Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры. 4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга. 5.
Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью. 6.
Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции. 8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты. 9.
Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения. 10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ. 11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.
Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести: — подавление местных производителей и ограничение конкуренции; — усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности; — репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны; — увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов; возможная деформация структуры национальной экономики; — упадок традиционных отраслей национальной экономики; — ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости; — ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.
Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
Применение стабилизационной оговорки
Для налогообложения инвесторов характерно действие «стабилизационной оговорки» — важной гарантии инвестиций, направленной против ужесточения налогового бремени. Эта особенность налогообложения учитывается и применяется судами, рассматривающими споры, связанные с защитой иностранных инвесторов.
Применение стабилизационной оговорки к иностранному инвестору защищает интересы вкладчика от ужесточения законов страны-реципиента, регулирующих режим инвестиций. Если национальное законодательство изменяется в неблагоприятном для инвестора направлении, он может рассчитывать на отсрочку применения этих изменений.
Впервые стабилизационная оговорка обсуждалась в ст. 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ее применение в новом Законе об иностранных инвестициях зависит от ряда условий. Этот принцип:
- распространяется на коммерческие организации с заграничными инвестициями в объеме не менее 25% в уставном капитале и на инвесторов/организации, вложивших средства в приоритетные проекты.
- применяется при ужесточении совокупной налоговой нагрузки или режима запретов и ограничений в отношении зарубежных вкладов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на дату начала финансирования проекта;
- гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет со дня начала инвестирования капитала в проект).
Пример употребления на «секрете»
«По итогам года Россия потеряла несколько позиций в списке 20 самых привлекательных для инвестиций стран Европы, опустившись с восьмого на 11-е место. Тем не менее EY отметило, что уменьшение числа проектов с прямыми иностранными инвестициями было характерно для всего мира в целом, так что РФ не одинока в этой отрицательной динамике».
(Из новости 2021 года.)
Принципы налогообложения иностранных инвесторов
Как указано в ст. 246 Налогового кодекса РФ, инвесторы, ведущие бизнес в России через представительство и получающие доход, должны уплачивать налог на прибыль. Налоговые агенты обязаны вовремя перечислять налоги в бюджеты или внебюджетные фонды, информировать налоговиков о невозможности взыскать налог с налогоплательщика, учитывать выплаченные налогоплательщикам доходы и т. д.
Юридические лица, который получают инвестиции из-за рубежа, должны своевременно предоставлять в Банк России данные о прямых инвестициях, в том числе идентификационный код прямого инвестора в иностранном государстве и другие сведения о предприятии прямого инвестирования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей считается нарушением законодательства РФ.
Чтобы привлечь инвестиции и увеличить налогооблагаемую базу, некоторые субъекты РФ (Новгородская и Тверская области, Чувашия, Татарстан, Санкт-Петербург и Екатеринбург) практикуют налоговые каникулы для иностранных инвесторов — полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный период после вложения средств.
Ознакомьтесь подробнее с информацией о налогообложении иностранных юридических лиц.
Проблема
За показателями ПИИ в России скрываются несколько негативных особенностей:
По оценкам экономиста РАН Бориса Хейфеца, до введения западных санкций в середине 2022-х и старта государственной кампании по деофшоризации от 60% до 80% прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на офшоры (например, Британские Виргинские Острова), куда они были до этого отправлены из России же.
По итогам 2022 года РФ вошла в пятёрку стран — крупнейших инвесторов в офшорные зоны, писали экономисты РАНХиГС. Несмотря на то что с 2022 года поступление ПИИ в российскую экономику из офшорных зон значительно сократилось, офшорный сектор по-прежнему составляет её весомую часть. Примерно половина инвестиционного обмена России приходится на офшорные зоны.
Широкое распространение офшорных схем может свидетельствовать о неудовлетворительных условиях ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах ради минимизации налогов и пр. Эксперты прямо указывают на то, что офшоризация российской экономики отрицательно влияет на состояние её инвестиционного климата.
Реальные инвестиции
Реальные инвестиции (РИ) предполагают вложение денег в материальные и нематериальные объекты. Это могут быть как физические (техника, транспорт и прочее), так и нефизические (патенты) объекты. РИ подразделяются на эти виды:
- Вклад в увеличение эффективности производства компании. Функции этих инвестиций: снижение затрат на замену оборудования, модернизация.
- Вклад в увеличение производства. Функции: повышение объемов производства.
- Вклад в формирование нового производства. Это может быть также реконструкция.
- Инвестиции в другие фирмы.
- Вклады, необходимость которых связана с требованием государственных структур. Функции: обеспечение безопасности товара, соблюдение стандартов.
Как правило, РИ являются долгосрочными. То есть прибыль от вклада можно получить только спустя год или спустя более длительное время.
Роль иностранных инвестиций
Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается: — в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики); — в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; — в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; — в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов; — в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; — в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя; — в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.
Способы разрешения споров в россии
Если у заграничных вкладчиков возникают споры относительно осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разбирательства проводятся согласно международных договоров Российской Федерации и федеральных законов в:
- суде;
- арбитражном суде;
- международном арбитраже (третейском суде).
Нужно учитывать, что нет единой международной процедуры, регулирующей рассмотрение инвестиционных споров, а также общепризнанного и общеприменимого права.
Суброгация
Главная проблема международного инвестиционного права — обеспечение защиты вкладов. Ни один инвестор, вкладывающий капитал в нестабильную российскую экономику, не застрахован от применения ограничений или мер принудительного изъятия: национализации, реквизиции и т.д.
В какой-то мере защитить права иностранного инвестора может принцип суброгации, который действует в инвестиционном законодательстве праве отдельных стран и международном праве.
Риски могут быть политическими/некоммерческими (военные действия, гражданские беспорядки, национализация и другие формы принудительного изъятия собственности). Обычно страхованием инвестиций в этом случае занимаются государственные или международные страховые организации, действующие от имени страны-экспортера капитала.
Схема гарантирования инвестиций на национальном и международном уровнях подразумевает заключение страхового договора между инвестором и гарантирующим органом.
Участие в страховом бизнесе
Страхование — особая отрасль экономики, цель которой состоит не только в защите имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, но и в создании прочной хозяйственной среды, без которой невозможен экономический рост. Страховой бизнес способствует укреплению финансовой системы РФ за счет постоянных инвестиций в экономику, в том числе иностранных.
Государство строго регламентирует деятельность зарубежных субъектов в страховой отрасли, органы страхового надзора контролируют объем рынка данных услуг (квоты на допустимый размер доли иностранных инвестиций).
Квота рассчитывается как отношение размера вклада инвестора и их дочерних обществ в уставном капитале страховых компаний (СК), к совокупному уставному капиталу СК. Как указывается в п.3 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в РФ», если указанная квота составляет более 50%, органы страхового надзора не лицензируют деятельность СК, являющихся дочерними обществами по отношению к основным организациям-инвесторам или те, у которых доля инвесторов в уставном капитале превышает 49%.
Этот же документ гласит, что оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций страховых компаний может осуществляться только в российских рублях.
Факторы определяющие инвестиционную привлекательность
Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы: — богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.); — огромный внутренний рынок; — относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы; — отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей; — кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении; — возможность получения быстрой сверхприбыли.
Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.
Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.
Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.
Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.
Факты
Согласно подсчётам Ernst&Young (EY), в 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 141 проект на территории России (11-е место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы).
В 2020 году, по сравнению с 2022-м (191 проект), объём ПИИ в РФ сократился в 4 раза из-за пандемии, высокой базы прошлых лет и санкционных рисков в отношении РФ (индекс геополитического риска страны в 2020 году составил 126 пунктов, что на 11% выше среднего уровня за предыдущие 10 лет).
Тройка стран-лидеров, активнее всего инвестировавших в российскую экономику в 2020 году: Германия (26 проектов), Китай и США (по 15), а также Италия (13). Более половины американских компаний, как и немецкий бизнес, инвестировали в агропродовольственный сектор.
Производство — самая привлекательная отрасль для иностранных инвестиций в России (107 проектов). Благодаря импортозамещению и продовольственному эмбарго лидер по объёму вложений зарубежных средств — агропродовольственный сектор (42).
Самые востребованные у иностранных инвесторов регионы: Москва и Московская область (41 проект), Санкт-Петербург и Ленинградская область (16) и Татарстан (10).
Финансовые инвестиции
Финансовые инвестиции – это вклад денег в финансовые инструменты: ценные бумаги, драгоценные металлы, валюта. ФИ подразделяются на эти разновидности:
- Частные. Это инвестиции, выполняющиеся частными лицами.
- Государственные. Это вклады местных или центральных органов управления или же предприятий, являющихся государственными.
- Иностранные. Это инвестиции, которые делаются иностранными компаниями или государствами.
- Совместные. Это вклады, которые выполняются совместными усилиями частных лиц, государств, компаний.
Финансовые и реальные вклады – это основные типы инвестиций. Некоторые инвесторы предпочитают оперировать финансовыми инструментами, другие – вкладывать средства в реальные объекты. Первый вариант является более распространенным.