Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Инвестиции

История привлечения иностранных инвестиций в экономику рф

ИСТОРИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РФ

Л.М. Шевченко

Одной из важнейших проблем российской экономики является использование иностранных инвестиций. Особое место в сфере интересов иностранного капитала в России занимала кредитнобанковская система: многие иностранные банки участвовали в капитале российских коммерческих банков и промышленных предприятий. Большую роль иностранный капитал играл в самых передовых по тем временам отраслях промышленности — энергетической, электротехнической, химической. В течение первых 14 лет XX в. в российскую экономику было вложено более 100 млн руб. иностранного капитала. После революции 1917 г. стали вырисовываться конкретные государственно-правовые основы будущей концессионной политики. Основное число концессионных соглашений было подписано с компаниями девяти стран: США, Германией, Англией, Францией, Японией, Польшей, Австрией, Швецией, Ираном. В 2003-2006 гг. наблюдается существенный рост потока иностранных инвестиций в сравнении с послекризисным уровнем предыдущих лет. Таким образом, использование иностранных инвестиций сегодня — это одна из важнейших проблем российской экономики и основной путь увеличения капитальных вложений в российскую экономику.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные капиталовложения, концессия.

Обращаясь к истории финансово-экономических отношений в области иностранных инвестиций, следует отметить, что в дореволюционной России иностранный капитал занимал достаточно прочные позиции. Значительный приток зарубежных инвестиций в экономику России отмечался в середине XIX в. Царское правительство поощряло приток иностранных капиталов в страну. Начиная с 1886 г. ежегодно учреждалось более десятка иностранных промышленных предприятий, чему способствовала высокая норма прибыли, гарантированные заказы из государственного казначейства, льготные таможенные пошлины. Кроме того, введенная золотая валюта обеспечивала устойчивость курса рубля. Одними из первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские предприниматели, которые вложили значительные средства в создание металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Немецкие капиталы концентрировались в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели специализировались на добыче и переработке нефти.

Особое место в сфере интересов иностранного капитала занимала кредитно-банковская система России. Российская банковская система не могла удовлетворять растущие потребности отечественного промышленного капитала в финансовых ресурсах. Возникавшие акционерные общества были вынуждены обращаться за кредитами к фран-

цузским, английским, германским банкам. Для кредитования российской экономики на Западе образовывались банковские консорциумы. Одним из условий предоставления кредитов было участие иностранного банка в акционерном капитале российских коммерческих банков и промышленных предприятий. По расчетам профессора В.С. Зива, до 1917 г. при общем объеме иностранных инвестиций в российскую промышленность 1436 млн руб., в горную было вложено 775 млн руб., в металлообработку и машиностроение — 354 млн руб., химическую — 80 млн руб., тогда как в текстильную промышленность — 126 млн руб., а в пищевую — 36 млн руб. Кроме того, в коммунальное хозяйство (городской транспорт, освещение, водопроводные и канализационные сети и т. д.) было вложено 229 млн руб., в кредитные учреждения — 225 млн руб., торговлю — 80 млн руб., транспортные и страховые предприятия — 35 млн руб. Таким образом, общая сумма иностранных инвестиций в экономику дореволюционной России, по оценке Зива, до 1917 г. составляла 2007 млн руб. [1].

Иностранные капиталовложения в промышленность дореволюционной России приведены в таблице 1.

Значительный объем, а также целеустремленность иностранного капитала позволили ему завоевать важные позиции в производстве средств производства в России. В 1914-1915 гг. его доля в группе А составляла 60 %, в то время как в группе Б — лишь

18 % [2].

Таблица 1

Иностранные капиталовложения в промышленность России до 1913 г. (тыс. руб.) [1]

Страна-инвестор Иностранный капитал, допущенный к операциям в России Иностранный капитал в русских акционерных компаниях Всего

Англия 154412,5 72050,0 226462,5

Бельгия 135620,0 8812,5 144432,5

Франция 141214,6 112108,5 253323,1

Франция и Бельгия совместно 224275,0 224275,0

Германия 90988,7 287120,0 378108,7

Америка 13500,0 13500,0

Швейцария 12241,7 12241,7

Голландия 1408,9 1408,9

Австрия 1307,4 1307,4

Италия 805,9 805,9

Другие страны 79982,0 79982,0

Итого 559113,0 784348,0 1343461,0

Еще большую роль иностранный капитал играл в самых передовых по тем временам отраслях промышленности — энергетической, электротехнической, химической. Более того, инициатива создания их в России и подавляющая часть вложенного в них капитала принадлежала другим странам, прежде всего Германии. Старейшим предприятием и одновременно первой в России иностранной компанией в этой области, было германское «Общество электрического освещения 1886 г.»

Определенное участие в электрификации России приняли также бельгийские и французские капиталы (около 16 млн и 3,5 млн руб. соответственно). Таким образом, только в течение первых 14 лет XX в. в российскую энергетику было вложено более 100 млн руб. иностранного капитала, притом что общий размер инвестиций ненамного превышал эту сумму. Строительство в России первых электростанций, постепенное развертывание энергетических сетей и, следовательно, перевод промышленных предприятий и коммунального хозяйства на более прогрессивный вид энергии были, по сути, делом рук исключительно иностранного капитала.

По общему правилу создававшиеся иностранцами предприятия горнодобывающей промышленности насыщали прежде всего рынок самой России и только потом — мировой, именно мировой, а не рынок конкретных стран-инвесторов. Так, если южнорусский горнодобывающий и металлургический комплекс был создан на франко-бельгийские капиталы, то вывоз оттуда железной руды приходился главным образом на Германию, Великобританию и Голландию.

Про бизнес:  Рентабельность инвестиций

После революции 1917 г. стали вырисовываться конкретные государственно-

правовые основы будущей концессионной политики. В части, касавшейся концессий, были изложены следующие условия: концессии предоставлялись лишь для создания новых предприятий с учетом общего плана развития народного хозяйства страны; территориальное их распределение не создавало сферы влияния иностранных держав в России; концессионеры соблюдали советское законодательство, продавали часть произведенной продукции правительству РСФСР по рыночным ценам; за Советским государством оставалось право участия в доходах и выкупа предприятий по истечении определенного срока.

В 1918 г. комиссия Совнаркома, специально созданная в этих целях, разработала на основе правительственной программы от 26 мая «Тезисы об условиях привлечения иностранного капитала в товарной форме». Они повторяли в основном программу, но включали в себя и новые положения, в т. ч. о льготах законодательного порядка по отношению к концессионному предприятию, о гарантиях выплаты иностранным предпринимателям процентов на затраченный капитал, о привлечении заграничного капитала для организации государственных предприятий с предоставлением ему в качестве компенсации права на аренду неиспользованных естественных богатств России.

Основное число концессионных соглашений было подписано с компаниями девяти стран: США, Германией, Англией, Францией, Японией, Польшей, Австрией, Швецией,

Ираном. Общее число концессионных предложений, поступивших с 1921 по 1929 гг., составило более 2200. Соискателями концессий в большинстве случаев выступали мелкие и средние предприниматели, однако много предложений делалось также крупнейшими компаниями и промышленнофинансовыми группами: «Юнкерс», «Форд», «Дженерал моторз», «Саламандер», «Крупп» и др. Однако по решению пленума ЦК ВКП(б) в 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического строительства и с конца 20-х гг. началась ускоренная ликвидация существующих концессий.

Как представляется, ответ на вопрос, почему концессии не прижились на советской почве, состоит в следующем. Выявилась принципиальная разница интересов: в то время как государство, выражаясь ленинским языком, стремилось «заманить» концессионеров в наиболее капиталоемкие отрасли с замедленным оборотом капитала (горную, лесную, сельскохозяйственную), эти отрасли оказались непривлекательными для них; и наоборот, туда, куда концессионеры стремились (производство предметов народного потребления, торговля), их не допускали.

Инвестирование иностранного капитала всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного экономического развития. В XVШ-XIX вв. власти метрополий, осознав, что собственных сил для разработки месторождений природных богатств в колониях недостаточно, стали стимулировать приток иностранных инвестиций в колонии, заключая для этого двусторонние договоры с другими государствами или концессионные договоры с частными иностранными инвесторами. Однако международно-правовое регулирование в этот период сводилось к минимуму.

В современном мире ситуация изменилась коренным образом, характерными ее чертами стали глобальная взаимозависимость, интернационализация международных экономических связей. После окончания Второй мировой войны для этого были созданы материальные предпосылки. В результате внедрения новейших технологий время и затраты на транспорт и связь настолько сократились, что практически перестали служить естественными барьерами на пути мировых торговых и финансовых потоков. Информационные системы изменили харак-

тер международного рынка, существенно повлияли на развитие деловых отношений. Правительства и частные компании осознали, что в данных условиях именно инвестиционные отношения являются действенным средством эффективного международного экономического развития. В 80-90-е гг. в мире резко активизировалась политика привлечения иностранных инвестиций, что привело к небывалому росту межгосударственных потоков капиталов. Одновременно происходит быстрая либерализация инвестиционной политики большинства стран. В целях привлечения иностранных капиталовложений многие страны стали модернизировать национальное законодательство. Характерно, что в 1997 г. 90 % всех изменений были направлены на либерализацию или содействие привлечению иностранных инвестиций [3]. Изменения, направленные на либерализацию или содействие привлечению иностранных инвесторов, включили в себя обеспечение более льготного режима функционирования осуществляемых капиталовложений, расширение поощрительных мер, либерализацию регулирования прав собственников капитала, упрощение разрешительных процедур, ослабление различных форм контроля. Максимальная степень либерализации была достигнута в рамках Европейского союза — в его пределах создано и эффективно функционирует единое инвестиционное пространство. Аналогичные предпосылки были созданы в Северной Америке в связи с подписанием в 1992 г. трехстороннего соглашения между США, Канадой и Мексикой о свободной торговле (НАФТА).

В развивающихся странах переход к мерам по либерализации инвестиционной политики заметно обозначился с середины 80-х гг. Раньше других он начался в Восточной и Юго-Восточной Азии и в ряде стран Латинской Америки. Результатом политики либерализации и роста объемов международного движения инвестиций явились разработка и заключение соглашений, гарантирующих необходимый минимум стандартных условий, обеспечивающих нормальный, признанный международным правом инвестиционный режим в масштабах двух договаривающихся стран (двусторонние соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений) либо в пределах группы стран (соглашения об

инвестиционных мерах торгового характера НАФТА 1992 г., ВТО 1994 г. и др.).

В период плановой экономики сообщение нашего хозяйства с системой мирового хозяйства осуществлялось только с помощью внешней торговли. Отсутствие притока свежей «крови» (капиталов, технологий, управленческого опыта) замедляло жизненные процессы в советской экономике. Значительные бреши в ней пробили указы и постановления 1986-1987 гг. о новых формах внешнеэкономического сотрудничества, в т. ч. по линии совместных предприятий. Затем было достигнуто очень полезное для нормализации мировой экономической жизни соглашение об установлении отношений между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. Таким образом, Россия вступила в новый этап инвестиционного процесса.

Про бизнес:  Бизнес-идеи которых нет в России 2022 года

Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены идеологические ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капитало-

вложений на федеральном и региональных уровнях. Хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существующих в России основных форм собственности видное место занимают смешенная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20 % основного капитала промышленности [4]. Исследования показывают, что на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства — производительность труда, фондоотдача — выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано с использованием более современной технологии и оборудования, методов управления, подбора и расстановки кадров, с финансовой «прозрачностью». При этом при оценке роли и места иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.

В период реформ наиболее высокими темпами наблюдался спад и свертывание производства в базовых отраслях промышленности и составляющих конкуренцию иностранным фирмам на мировых рынках — электронике, электротехнике, приборостроении,

станкостроении, энергетике и др. (табл. 2). В результате усилилась деградация структуры промышленного производства в пользу сырьевых отраслей, что лишает страну значительных источников дохода от экспорта. Создалась реальная угроза потери отечественной промышленности высоких технологий.

Таблица 2

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по отраслям экономики (%)

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Всего 100 100 100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,8 5,6 3,1

Добыча полезных ископаемых 6,5 13,2 2,5

Обрабатывающие производства: в том числе 22,9 16,4 14,7

Химическое производство 5,0 1,1 2,9

Металлургическое производство 0,2 0,1 0,1

Производство машин и оборудования 0,5 0,5 0,4

Строительство 7,3 2,1 1,5

Транспорт и связь 26,3 36,4 54,1

Финансовая деятельность 0,9 0,8 0,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 9,7 5,2 5,9

Г осударственное управление и обеспечение военной безопасности 1,1 0,3 0,7

Образование 2,2 1,9 2,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,9 2,7 2,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,7 0,6 1,4

Прочие 8 13,1 7,5

За период 2000-2005 гг. основной отраслью — получателем иностранных инвестиций явилась промышленность — более 40 %. Причем здесь выделяются топливная промышленность (20 %), нефтедобывающая — более

19 %, а также торговля и общественное питание — более 32 %. Крупными получателями иностранных капиталовложений являются также черная и цветная металлургия — по 7 % от общего объема [4].

Однако для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд долл. При этом одному топливно-энергетическому комплексу России потребуется 100-140 млрд долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд долл., для этого необходимо перераспределять в нашу пользу примерно десятую часть прямых международных инвестиций.

Оптимистические оценки исходят даже из возможности вовлечения в Россию в перспективе до 10 % объема мирового рынка капитала, что составляет 30 млрд долл. [4]. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60 %, т. е. к порогу, за которым начинается распад производственного потенциала, возникает угроза разрушения производительных сил страны. Средний срок службы активной части основного капитала в российской промышленности превышает 15 лет, что выше аналогичного показателя промышленности развитых стран в 2-2,5 раза. Кризисная ситуация в промышленности влияет на конкурентоспособность страны на мировых товарных рынках. Согласно данным экспертов, издержки производства промышленной продукции в России были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США — в 2,7 раза, Франции, Германии, Италии — в 2,3, Великобритании — в 2 раза. Почти две трети производственного оборудования, использовавшегося в России, находится в эксплуатации более 15 лет. Другими словами, для поддержания производственных мощностей промышленности на уровне 1999 г., инвестиции в активную часть основных фондов должны были возрасти к 2004 г. примерно в 3 раза.

Текущая потребность в иностранных инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В целом по стране износ ос-

новных производственных фондов составляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике — более 50 %, в нефтепереработке — 75 %, в газопереработке — 80 % К 2006 г. выработали ресурс 17 % мощностей электростанций России. Если доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране равна 12,55 %, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38 %.

Тем не менее, сегодня Россия имеет инвестиционный потенциал. По объемам разве -данных запасов минерального сырья она занимает ведущее место в мире. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России оценивается в 30 трлн долл., а прогнозируемый потенциал — в 150 трлн долл. [5]. В настоящее время в России сохраняется достаточно высокий общеобразовательный уровень экономически активного населения. Почти треть населения имеет высшее и среднее специальное с образование.

Про бизнес:  7.2. Отражение вложений в дочерние компании в консолидированной

В настоящее время 2/3 международного потока иностранных инвестиций сосредотачиваются в 10 странах, возглавляющих список получателей этих инвестиций. На другом полюсе — 100 стран из нижней части этого списка, на них приходится всего 1 % общемирового потока иностранных инвестиций. Что касается главных экспортеров капитала, то ими по-прежнему являются США, Германия, Великобритания, Япония, Франция. При этом они выступают одновременно и главными мировыми инвесторами, вложив в экономику других государств более 270 млрд долл., и главными получателями инвестиций извне -более 203 млрд долл. [6].

Россия существенно отличается от других государств по масштабам экономики и специализации, по сложности решаемых проблем. Это влияет на объемы, динамику и структуру привлекаемых инвестиций. Для России характерна четко выраженная неравномерность в динамике, отраслевой и региональной направленности иностранных инвестиций. В 2003-2006 гг. отмечается существенный прирост притока прямых иностранных инвестиций по сравнению с низким посткризисным уровнем предыдущих лет. В результате Россия опередила другие страны Центральной и Восточной Европы по годовым притока ПИИ и догнала ведущие из них по накопленному объему.

Наиболее важный вывод из всего вышесказанного заключается в том, что привлечение иностранных инвестиций рассматривается сегодня как одна из важнейших проблем российской экономики. Собственные возможности капиталовложений российских предприятий за счет прибыли и средств на амортизацию ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции, а поступления из бюджета незначительны. В этих условиях активизация инвестиционного процесса за счет притока иностранного капитала представляется разумным способом наращивания капитальных вложений в экономику России.

1. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 21.

2. Богданов Н.П. Соч. С. 42.

3. Двусторонние соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений в контексте привлечения иностранных инвестиций в Россию (аналитический доклад) // Министерство экономического развития и торговли. Бюро экономического анализа. М., 1999. С. 1.

4. Воронина Л.А., Горецкая Е.О. Иностранные инвестиции как источник финансирования

российской экономики // Финансы и кредит. 2007. № 9 (249). С. 7.

5. Андрианов В.Д. Россия экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999. С. 31.

6. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000. С. 103.

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Shevcenko L.M. The history of attracting foreign investments into the Russian economy. The use of foreign investments is one of important problems of the Russian economy. Special place in the field of foreign capital in Russia belonged to credit — bank system, i.e. part of foreign bank in share capital of Russian commercial banks and industry. The foreign capital played the major role in the most advanced branches in those years — energy, electrical and chemical industry. Only during the first 14 years of XXth century 100 million rubles were invested into the Russian economy. After the Revolution 1917 the actual state-legal basis of future concession policy began to appear. Many concession agreements were concluded with companies of 9 countries: the USA, Germany, England, France, Japan, Poland, Austria, Sweden and Iran. In 2003-2006 we could observe the substantial increase of direct foreign investment compared with the low after-crisis level in previous years. So, use of foreign investment is one of the major problems of the Russian economy today and the reasonable way of increasing capital enclosures in Russian economy.

Key words: investments, foreign capital investment, concession.

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАНЫ

Н.С. Хорошавина

В статье рассмотрен механизм реализации частно-государственного партнерства в развитии производственной и социальной инфраструктуры страны. Определены его преимущества для государства и частного сектора экономики. Выделены формы сотрудничества государства с бизнесом.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство; производственная и социальная инфраструктура; инвестиции.

Последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в отраслях, которые до этого неизменно находились в государственной собственности и управлении. Власти все активнее привлекают посредством механизма частно-государственного партнерства (ЧГП) к решению стратегически важных для государства задач частный бизнес. Россия не стала исключением.

Связанно это прежде всего с недостающими денежными ресурсами у государственного сектора, неэффективностью его экономической политики и неспособностью нести бремя за взятые когда-то на себя обязательства перед населением и страной в целом.

В этих условиях на помощь может придти частный сектор экономики с недостающим капиталом, эффектным управлением и

Оцените статью
Бизнес Болика