Нетарифный барьер – Финансовая энциклопедия

Нетарифный барьер – Финансовая энциклопедия Инвестиции

Введение

Международная
торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых
стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие
друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия
государства на торговые отношения с другими странами с помощью тарифов и
нетарифных методов регулирования. При этом государство преследует цель создания
наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики.

Несмотря на
членство в ВТО, развитые страны используют все возможные способы и методы
получения дополнительных выгод от международной торговли, путем ведения
протекционистских  мер. Немало произошло торговых войн по этому поводу, 
размеры потерь исчисляются десятками миллиардов долларов.

В данной работе
предстоит рассмотреть сущность торговых барьеров, применение их развитыми
странами, также в целом понятие и назначение внешнеторговой политики.

В первой главе
излагается теоретическая часть темы, общие понятие, сущность, характеристика
торговой политики, тарифных и нетарифных барьеров.

Вторая глава
посвящена анализу внешнеторговой политики развитых стран на примере ЕС, Японии
и США, также излагаются виды торговых барьеров и методы защиты внутреннего
рынка, также последствия введения торговых барьеров.

Третья глава
посвящена основным аспектам внешнеторговой политики Кыргызской Республики, виды
торговых барьеров, последствия вступления в ВТО и дальнейшие  перспективы
республики.

Глава 1

Cущность и цели  регулирования международной
торговли

1.1. Понятие и
виды  внешнеторговой политики государства

Внешнеторговая
политика
государства – деятельность государственных органов по созданию оптимального
соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое
развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды.1

В сфере внешней
торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти
призвано:

o
защищать
общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического
развития и роста;

o
улучшать
положение страны в международном разделении труда;

o
защищать
интерес национальных производителей и потребителей;

o
способствовать
улучшению структуры экспорта,

o
следить
за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением
производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами,

o
повышать
бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов
государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

Некоторые задачи
имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения
данной страны в междуна­родное разделение труда. Другие же цели могут быть
достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема
экспорта или импорта.

Существует два
основных направления внешнеторговой политики:

 · политика
свободной торговли;

 ·
протекционизм.

Политика свободной
торговли (free trade) в
чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного
воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регуля­тора.1
Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это
направление хозяйственной деятельности. Оно за­ключает договоры с другими
странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим
субъектам.

Свободная торговля
приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае
страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно,
снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение
политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от
международного экономического обмена в основном странам экономически более
развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту
отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики
свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных
сил, поскольку предпола­гается, что экономический потенциал и
конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому
свободное дейст­вие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых
стран.

Его основные
формы3:

1. односторонний
протекционизм – регулирование внешней торговли без согласования с партнером;

2. двусторонний
протекционизм – согласование выдвигаемых мер с партнером;

3. многосторонний
протекционизм – участие в разработке торговой политики ряда стран.

В своей крайней
форме протекционизм принимает форму эконо­мической автаркии, при которой
страны стремятся ограничить им­порт только теми товарами, производство которых
в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он
обес­печивает необходимый импорт.

Политика автаркии,
так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится.
Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня
экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно
проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в от­ношении
различной продукции.

Общая тенденция развития внешнеторговой политики
— ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных
объединений. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в
условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия
международного и регионального регулирования, ослабевает национальное
регулирование.

1.2. Классификация торговых барьеров.

Чаще всего в условиях развитых рыночных
отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство,
воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет
хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с
целями государственной политики.

Торговые барьеры делятся на экономические и
административные, валютно-финансовые. В частности, к барьерам экономического
характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина),
компенсационные. К барьерам административного характера можно отнести эмбарго —
запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения,
лицензирование.

Валютно-финансовые методы проявляются в валютном контроле.
Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных
курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным
курсам, в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует
обмена валюты по самому невыгодному курсу.

 В целом
инструменты торговой политики делятся на  тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Классическим и
основным инструментом внешнеторговой поли­тики являются таможенные тарифы.

Таможенный
тариф (customstariff) — в зависимости от контекста может
определяться как :

·  
 систематизированный
перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через
таможенную границу;

·  
инструмент
торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при
его взаимодействии с мировым рынком;

·  
конкретная
ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного
товара на таможенную территорию страны.1

Таможенный тариф
любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые
используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная
пошлина- (customs duty)-обязательный
взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и
являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные
пошлины выполняют три основные функции:

·
фискальную, которая относится и к
импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной
части государственного бюджета;

·
протекционистскую
(защитную),
относящуюся к импортным пошлинам;

·
балансировочную,
которая
относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения
нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным
причинам ниже мировых.2

По способу
взимания классифицируются:

·
адвалорные-
начисляются
в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

·
специфические- начисляются в установленном
размере за единицу облагаемого товара;

·
комбинированные- сочетают оба названных вида
таможенного обложения.

По объекту
обложения:

·
импортные- на импортные товары для
защиты национальных производителей;

·
экспортные- на экспортные товары при
выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне
редко и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

·
транзитные- накладываются на товары,
перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

·
сезонные- применяются для оперативного регулирования
международной торговли продукцией сезонного характера;

·
антидемпинговые- применяются в случае ввоза на территорию
страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей
стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;

Про бизнес:  Роль прямых иностранных инвестиций в развитии национальных экономик – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

·
компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при
производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт
наносит ущерб национальным производителям таких товаров.3

По происхождению:

·
автономные – вводимые на основании односторонних решений
органов государственной власти страны;

·
конвенционные
(договорные )-
устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;

·
преференциальные- имеющие более низкие ставки по сравнению с
обычно действующим таможенным тарифом.

По типам ставок:

·  
постоянные- таможенный тариф, ставки которого
единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться
в зависимости от обстоятельств;

·  
переменные- ставки которого могут изменяться в установленных
органамми государственной власти случаях.

По  способу вычисления:

·
номинальные- тарифные ставки, указанные в таможенном
тарифе;

·
эффективные- реальный уровень таможенных пошлин на
конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные
узлы и детали этих товаров.4

Нетарифные
барьеры
(всего около 800)  подразделяются на четыре  группы:

1.Количественные
ограничения —
(quantitive restrictions)- административная форма нетарифного регулировнаия торгового
регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру
товаров, разрешенных к экспорту или импорту1.

Квота — количественная нетарифная мера
ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на
определенный промежуток времени.

Квоты
классифицируются на:

o  
экспортные-
вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями,
устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо
правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на
внутреннем рынке;

o  
импортные-
вводятся национальным правительством для защиты местных производителей,
достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и
предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную
политику других государств;

o  
глобальные-
устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный
период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления
потребления;

o  
индивидуальные-
установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или
импортирующей товар;

o  
сезонные
квоты – устанавливаются на импорт сельскохозяйственной продукции на
определенное время года.

В международной
практике также используются тарифные квоты, по которым импорт товаров в
пределах установленных объемов осуществляется без взимания таможенных пошлин,
при превышении квоты импортер выплачивает более высокие пошлины.

Контингентирование-
ограничение
государством номенклатуры («контингента») товаров в пределах установленных
импортных или экспортных квот в стоимостном или натуральном выражении на
определенный период времени. 1

Контингентирование
непосредственно связано с лицензированием, поскольку выдача квот сопровождается
предоставлением соответствующей лицензии.

Лицензирование (licensing)- регулирование внешнеэкономической
деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт
или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток
времени.

Формы лицензии2:

o  
разовая
лицензия-
письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое
правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

o  
генеральная
лицензия- разрешение
на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений
количества сделок;

o  
глобальная
лицензия- разрешение
ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток
времени без ограничения количества или стоимости;

o  
автоматическая
лицензия- разрешение,
выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки,
которая не может быть отклонена государственным органом.

«Добровольное»
ограничение экспорта (voluntary export restraint-
VER)- количественное ограничение
экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле
ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках
официального межправительственного или неофициального соглашения об
установлении квот на экспорт товара.

2.Скрытые
методы торговой политики- разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые
на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.3

Существует
несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут
в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

o  
Технические
барьеры-
требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов
качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о
соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая мероприятия по
охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и
требований законов о защите потребителей и многие другие.

o  
Внутренние
налоги и сборы,  направленные на повышение внутренней цены импортного товара
и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

o  
Политика
в рамках государственных закупок- скрытый метод, требующий от
государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у
национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже
импортных.

o  
Требование
о содержании местных компонентов- скрытый метод торговой политики
государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая
должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт
предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3.Финансовые
методы торговой политики предусматривают дискриминацию против иностранных компаний в
пользу национальных производителей и экспортеров4.
Наиболее распространенными финансовыми методами являются:

Субсидия – денежная выплата, направленная на
поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
Субсидии делятся на:

o
Прямые- непосредственные выплаты
экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его
издержек и полученного им дохода, это дотации производителю при его выходе на
внешний рынок.

o
Косвенные
— скрытое
дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные
условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и
пр.

o
Внутренняя
субсидия —
наиболее замаскированный финансовый метод торговой и дискриминационной торговой
политики против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование
производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

o
Экспортная
субсидия —
финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные
выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем
самым экспорт.

Принципиальное
различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта заключается в том,
что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в
то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены
экспортных товаров.

Но может быть и такая ситуация, когда импортный тариф
приводит к падению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения
его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа, ка
применение экспортной субсидии может привести к падению внутренней цены на
экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом
рынке. Такая ситуация именуется как парадокс Метцлера5.

Экспортное
кредитование-
метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий
финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное
кредитование может иметь форму6:

o  
субсидированных
кредитов национальным экспортерам- кредитов, выдаваемых государственными
банками под ставку процента ниже рыночной;

o  
государственных
кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только
у фирм страны, представившей такой кредит (связанный кредит);

o  
страхования
экспортных рисков национальных экспортеров, которые включает коммерческие риски
(неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные
действия правительства, не позволяющие импортеру выполнять свои обязательства
перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

o  
краткосрочными-
на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских
товаров и сырья;

o  
среднесрочными-
на срок от 1 года до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и
оборудования;

o  
долгосрочными-
на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных
товаров и больших проектов.

Демпинг- метод финансовой нетарифной
торговой политик, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок по ценам
ниже себестоимости или, по крайней мере, по более низкой цене, чем на
внутреннем рынке, т.е. демпинг является формой международной ценовой
дискриминации.

o  
Спорадический
демпинг-
эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным
ценам.

Про бизнес:  7 способов получать пассивный доход в 2021 году | Rusbase

o  
Преднамеренный
демпинг (хищнический) — временное умышленное снижение экспортных цен с целью
вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

o  
Постоянный
демпинг-
постоянный  экспорт товаров по цене ниже справедливой.

o  
Обратный
демпинг-
завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на
внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных
колебаний курсов валют.

o  
Взаимный
демпинг-
встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.3

В основе демпинга обычно лежит рыночная
ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем
на внешнем.

4.
Неэкономические методы регулирования, включающие правовые инструменты и прежде всего
торговые договоры.

Отношения,
возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических
связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного
сотрудничества, урегулированного нормами международного права., в международных
экономических отношениях выработаны и применяются специальные или отраслевые
принципы, действие которых направлено в первую очередь на формирование
торгово-политических режимов1. Широкое признание получили следующие
специальные отраслевые принципы:

Ø
 принцип
наибольшего благоприятствования;

Ø
принцип
национального режима;

Ø
ринцип
преференциального режима;

Ø
принцип
свободы транзита;

Ø
принцип
гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип наиболее
благоприятствуемой нации (РНБ) означает в его общем понимании право каждого
договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми
преимуществами, которое другое договаривающееся государство предоставляет любым
третьим государствам по согласованному кругу отношений.

Принцип
национального режима наряду с РНБ подразумевает предоставление государством
иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного
тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары, 
услуги и т.п.2

Принцип свободы
транзита включает в себя РНБ и его значимость состоит  в обеспечении
стабильного доступа товаров к рынкам любой страны и не дискриминационного
доступа всех субъектов к транспортным инфраструктурам на равных наиболее
выгодных условиях.3

Принцип гласности
внешнеторгового законодательства является важнейшей нормой, исполнение которой
позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных
препятствий, которые могут появиться в связи  с изменение внешнеторгового
законодательства       (законы, правила, судебные решения и административные
распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для
таможенных целей, ставок пошлин и других сборов, запрещений).4

Принцип
преференциального режима состоит в предоставлении развивающимся странам
преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран.

Наиболее
распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации,
который предоставляет всем участникам равные условия.

Фиксация особенностей сотрудничества
конкретных государств, применение принципов международного экономического 
права, закрепление обязательств в области торгово-политического регулирования
обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.

Многостороннее
регулирование осуществляется:

o
в рамках
интеграционных объединений, в частности Европейского союза (ЕС) в составе 25
государств;

o
на основе
международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (типа
ОПЕК);

o
регулирование
международной торговли осуществляется специализированными международными
организациями — Всемирной торговой организацией (ВТО) и Конференцией ООН по
торговле и развитию (ЮНКТАД).

Таможенные тарифы
имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе
Гармонизированной системы описания  и кодирования товаров, что существенно
облегчает использование тарифов на разных языках и сопоставление ставок пошлин
на одинаковые товары.

Определяющее значение имеют уровень экономического
развития страны, степень обработки товаров и другие факторы. Чем выше уровень
экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин.             Кроме
того, страны стремятся установить высокие пошлины на трудоемкие изделия,
поскольку активная иностранная конкуренция на внутреннем рынке этих товаров
может привести к закрытию предприятий с большим числом работников.

В международной
практике сложились два основных направления развития таможенного тарифа.1
В первом случае для каждого товара (независимо от страны происхождения)
устанавливается единый  размер ставки. Во втором – по одним и тем же товарам в
зависимости от страны происхождения устанавливается несколько видов ставок.

В
этом случае ставка тарифа может быть высокой и низкой. Высокая ставка
устанавливается на товары, поставляемые странами, с которыми не заключены
торговые договоры и соглашения. Низкая ставка применяется к товарам тех стран,
которым предоставлен РНБ.

Основой для
определения размера тарифа является таможенная стоимость товара. Определение таможенной стоимости производится с
использованием следующих методов2:

• по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

• по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

• по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

• вычитания стоимости (метод 4);

• сложения стоимости (метод 5);

• резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по
цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый после­дующий метод может
применяться, если не может быть использован пре­дыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически упла­ченная
цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции
совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в ча­стности, юридически
признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей
собственности не менее 5 % в уставном капита­ле другого участника, прямо или
косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо
либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго метода в качестве базы для определения
таможенной стоимости принимаетсяцена сделки с идентичными това­рами.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношени­ях
с оцениваемыми товарами по следующим параметрам3:

• назначение и характеристики;

• качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

• страна происхождения;

• производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для
определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну,
ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же
коммерческих условиях и в тех же количествах.

Метод оценкипо цене с однородными товарами предполагает ис­пользование
в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным
с импортируемым товарам.

Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются
одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и со­стоят из
схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые
товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми3.

При определении однородности товаров учитываются их характери­стики,
назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рын­ке, страна
происхождения.

Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при
возникновении у экспортера расходов на территории импортера и вклю­чении этих
расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычи­таются, если они могут
быть выделены, расходы на выплату комиссион­ных вознаграждений, на
транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на
территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов,
сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при исполь­зовании
метода оценкина основе сложения стоимости принимается цена,
рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с
доставкой товара до места таможенного оформления, прибы­ли, обычно получаемой
экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом
в результате последовательного применения пяти указанных ме­тодов, она
устанавливается резервным методом с учетом мировой тамо­женной практики.

В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть

использованы4:

o
цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;

o
цена на товары отечественного происхождения;

o
цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи
страны;

o
произвольно установленная или достоверно не
подтвержденная це­на.

Про бизнес:  Уоррен Э. Баффетт, знаменитые цитаты, стр. 3.

Глава 2

Практика применения торговых
барьеров развитыми странами

2.1. Анализ
внешнеторговой политики  ЕС, Японии и США

Развитые страны
сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же
время извлекают из него наибольшие выгоды. В
течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокраще­нии тарифов был
одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний
уровень составлял около 40 %.

В итоге работы шестого «Кеннеди раунда»
(1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время
«Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате
этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию
составил 4,7%.

Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель
сокра­щения тарифов на 30 %. Во время нового раунда торговых переговоров в
Дохе, начатом в 2001 г.,  были намечены цели дальнейшей либерализации торговли
и отмены государственного субсидирования.

Несмотря на снижение
таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности
различных стран остается значитель­ной.

В выработке международных норм торговой
политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из
отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются2. Если
им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции,
они его не либерализуют.

Если им выгодно обеспечить проникновение своих
изделий  на рынки третьих стран и облегчить  торговлю между собой, они добиваются
устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять
развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в
мировой экономике и политике.

Все развитые страны активно участвуют в
мировой торговле. Основная  доля  в мировом товарообмене  приходится на
торговлю между самими развитыми странами(60%).

Государственное регулирование конкурентной среды на основе устранения входных барьеров на рынки

Приоритетами государственного регулирования конкурентной среды и устранения входных барьеров на рынки для субъектов хозяйствования являются следующие.

  • 1. Устранение входных барьеров на основе реализации экономических мероприятий:
    • — контроль за ценообразованием с целью выявления и пресечения монопольно высоких, монопольно низких и демпинговых цен;
    • — устранение препятствий для свободного перемещения товаров и стимулирования спроса;
    • — стимулирование активизации инвестиционно-инновационной деятельности;
    • — обеспечение организациям равных условий доступа к факторам производства и инвестиционным ресурсам;
    • — определение эффективных механизмов приобретения или аренды земли и недвижимости;
    • — совершенствование механизма налогообложения и льгот;
    • — совершенствование таможенно-тарифной политики при регулировании внешнеэкономической деятельности;
    • — осуществление мер по поддержке малого предпринимательства.
  • 2. Устранение входных барьеров на основе совершенствования нормативно-правовых актов в области:
    • — нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности;
    • — законодательных механизмов в сфере авторского права и смежных прав;
    • — правовых норм в сфере рекламной деятельности;
    • — антимонопольного законодательства, регулирования тарифов и цен на продукцию монополистов;
  • — нормативной базы внешнеэкономической деятельности.
  • 3. Устранение входных барьеров на основе реализации организационных мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры:
    • — направление государственных и привлечение частных инвестиций в эффективные сектора экономики;
    • — содействие внедрению новой техники и технологий, совершенствованию организации производства и управления в инфраструктурных отраслях;
    • — обеспечение доступности преимуществ инфраструктуры для всех хозяйствующих субъектов.
  • 4. Устранение входных барьеров на основе реализации мероприятий информационного характера:
    • — формирование банка данных по состоянию товарных рынков и обеспечение доступа заинтересованных организаций к имеющейся информации;
    • — организация информационных совещаний, семинаров, ярмарок;
    • — оказание информационно-методической помощи при формировании пакета документации для предпринимателей, оказание консультационных услуг.
  • 5. Устранение входных барьеров на основе административных методов государственного регулирования, включающих:
    • — упрощение, унификацию и кодификацию законодательства, обеспечение его стабильности и непротиворечивости;
    • — совершенствование законодательной базы регулирования предпринимательства;
    • — повышение квалификации и ответственности административного аппарата.
  • 6. Устранение входных барьеров на рынки на основе совершенствования законодательства и практики его применения для устранения экономических преступлений путем:
    • — недопущения и пресечения злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;
    • — контроля слияний, поглощений, приводящих к монополии и необоснованной эмиссии акций;
    • — контроля за действиями органов власти в сфере предоставления льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам;
    • — активизации борьбы с преступностью;
    • — выявления и пресечения фактов криминогенного характера в экономике;
  • — выявления и пресечения фактов недобросовестной конкуренции.
  • 7. Устранение входных барьеров на рынки на основе вступления страны в ВТО. Чрезмерный физический и моральный износ отечественного оборудования требует проведения принципиально новой инвестиционной политики и иностранных инвестиций, поступления которых в страну зависят от инвестиционного климата. Поэтому, наряду с участием Беларуси в Таможенном союзе и создании Единого экономического пространства (Россия, Республика Беларусь и Казахстан), а также и в других союзах, актуальным является вступление Республики Беларусь в ВТО.

Исследование проблемы вступления Республики Беларусь в ВТО показывает, что этот шаг может иметь ряд следующих положительных и отрицательных последствий.

  • 1. От вступления в ВТО выигрывает рядовой покупатель, так как прозрачность границ усиливает конкурентную борьбу и тем самым снижает на отечественном рынке цены товаров и услуг. При вступлении в ВТО будут созданы условия для устранения монополизма банков, страховых компаний, транспортных организаций, которые традиционно диктуют свои условия отечественным клиентам.
  • 2. Вступление страны в ВТО откроет доступ ее организациям к более дешевым комплектующим изделиям и сырью.
  • 3. Будучи членом ВТО, у экспортеров появится возможность защиты их прав на внешних рынках. Сократится количество антидемпинговых исков отечественным организациям. В международных арбитражных судах, где подобные меры оспариваются, отношение к члену ВТО является относительно лояльным.
  • 4. Правила ВТО защищают иностранных инвесторов и авторские права, что способствует притоку иностранных инвестиций в страну — члена ВТО. Защита интеллектуальной собственности будет содействовать развитию рынка программного обеспечения, новых товаров и технологий. Поэтому вступление в ВТО требует от государства принятие ряда законов, защищающих права инвесторов и авторские права. Привидение законодательства и стандартов в соответствие с международными правилами улучшит инвестиционную привлекательность нашей страны.
  • 5. Встраивание страны в глобальную экономику путем вступления в ВТО содействует развитию международных отношений. Торговля и взаимные инвестиции делают торгующие страни экономически зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают агрессивность внешней политики.

В целом экономика Республики Беларусь может выиграть от вступления в ВТО, но отдельные отрасли при этом могут «проиграть». Так, первый год членства в ВТО (после увеличения поступления в страну импорта) может привести к падению производства низкоконкурентной продукции отечественной пищевой промышленности и ряда производств машиностроения. Поэтому правительству предстоит в процессе переговоров выбрать приоритетные отрасли, оговорить отсрочку открытия отдельных отечественных рынков для импорта. Отказ же от присоединения к ВТО не снимает необходимости решать проблему структуризации и конкурентоспособности экономики страны. Поэтому нужны срочные меры по созданию условий для существенного расширения спроса на внутреннем рынке, а главное — предстоит решить ряд проблем в области повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики. Только после этого экономика может стать полностью открытой, тогда сильные организации получат дополнительные выигрыши, а организации, не использовавшие свой шанс, могут оказаться в стадии банкротства.

Таким образом, модель государственного регулирования конкурентной среды и конкурентоспособности организаций главным образом должна включать:

  • ? разработку и совершенствование законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для конкуренции, осуществления структурной перестройки и повышения конкурентоспособности организаций;
  • ? контроль за соблюдением хозяйственного законодательства;
  • ? распределение ресурсов на конкурсной основе;
  • ? создание благоприятного инвестиционного климата;
  • ? повышение качества управления конкурентными преимуществами отечественных организаций.
Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий