База данных информационно-аналитических материалов государственной думы
1.Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности
Правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов.
Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года)- единственный Федеральный закон, полностью посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относится Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.
Особое значение придается двусторонним и многосторонним соглашениям в области защиты иностранных инвестиций. Заключение международного соглашения является одной из самых действенных гарантий для иностранного инвестора и служит средством дополнительной защиты его интересов. Это объясняется тем, что правовые нормы, которые содержатся в международных соглашениях, не только имеют прямое действие, но и обладают приоритетом по сравнению с нормами национального права.
Как отмечалось в юридической литературе, до принятия в 60-е годы XX века законов об иностранных инвестициях проблемы, связанные с этим вопросом, обычно решались путем предоставления иностранным лицам дипломатической защиты.
Интенсивное развитие международных экономических отношений после Второй Мировой войны вызвало необходимость принятия специальных норм регулирования иностранных инвестиций и выработки мер по защите прав и интересов частных и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в иностранном государстве.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью заключения которых является защита иностранных инвестиций на международном уровне (Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 1985 г.; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, 1965 г.); региональные международные договоры (например, в рамках СНГ); а также двусторонние соглашения (о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о содействии капиталовложений).
Среди международных договоров, относящихся к регулированию инвестиций, наиболее распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Заключая такие соглашения, обычно преследуют следующие цели. Во-первых, каждое государство, подписавшее такой договор, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, для иностранного инвестора, который конечно же несет определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В особенности — гарантию применения предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от могущих произойти в стране-реципиенте изменений, в том числе и в законодательстве.
Одной из характерных особенностей двусторонних инвестиционных договоров является то обстоятельство, что они заключаются, как правило, экономически и политически неравными партнерами: между экономически развитым государством — экспортером капитала и развивающимся государством, стремящимся привлечь зарубежные капиталовложения. Что касается стран с развитой экономикой, то практика заключения таких соглашений между ними не получила своего развития в связи с общим благоприятным инвестиционным климатом.
Двусторонние межгосударственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций получили распространение за рубежом с конца 1940-х годов. Следуя мировой практике, СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада. Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. Если говорить о крупных странах, то в том же 1989 году ее примеру последовали Великобритания, ФРГ, Канада и Италия. В следующем, 1990 году двусторонние аналогичные договоры были заключены еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея), а также с Китаем и Турцией.
Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами. Форсированное движение СССР по направлению к такой новой форме двустороннего сотрудничества объяснялось не только стремлением скорее влиться на правах равного партнера в мировой экономический интеграционный процесс, но и отсутствием полноценного внутригосударственного инвестиционного законодательства. Первые 14 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений были заключены в тот период, когда страна только вступала в рыночные отношения и не было еще опыта подготовки такого рода двусторонних международных договоров. Этим объясняется наличие разных вариаций в названии, структуре и содержании заключенных в этот период межгосударственных договоров в сфере защиты иностранных инвестиций.
Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 года, Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций Министерство иностранных дел Российской Федерации в декабре 1991 года подписало ноту, в которой подтвердило свое правопреемство по этим договорам.
Второй этап в практике заключения двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций наступил в 1992 году, когда Российская Федерация как самостоятельное государство начинает заключать соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Важнейшими соглашениями, подписанными в 1992 году, стал Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 года, ставшие своего рода новой вехой в создании благоприятных условий для привлечения зарубежных капиталовложений. Второй этап завершился в 1993 году, когда Российской Федерацией были заключены шесть соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений — с Кубой, Болгарией, Грецией и др.
В заключенных в 1992-1993 гг. двусторонних соглашениях можно заметить попытки некоторой унификации международных договоров. Этому способствовало то, что 11 июня 1992 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации 395 О заключении соглашений между правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений . Данным Постановлением Правительство Российской Федерации одобрило в качестве основы для переговоров Типовой проект соглашений. Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года 625 были внесены некоторые изменения и дополнения в Постановление от 11 июня 1992 года. Однако, Постановление РФ от 11 июня 1992 года не могло сразу заработать в полную силу. Неслучайно исследуемые международно-правовые акты, заключенные в 1992-1993 гг., еще свободны от стандартов Типового проекта, одобренного данным Постановлением Правительства РФ, так как к тому моменту их тексты уже прошли согласительные процедуры.
С 1994 года начинается использование Типового проекта Правительства Российской Федерации как основы для переговоров между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (третий этап). За период с 1994 года до 1 января 1999 года Российская Федерация заключила двусторонние международные договоры по защите иностранных инвестиций еще с 18 государствами, в том числе с Чехией, Кувейтом, Индией, Норвегией и т.д. Последней могущественной в инвестиционном отношении страной в этом списке стала Япония.
К настоящему времени Россия является участницей более 50 соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений (в том числе с государствами СНГ), 14 из них подписаны от имени СССР.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеют особое значение в условиях известной незавершенности и нестабильности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования. В силу конституционного принципа приоритетного применения правил международных договоров указанные соглашения оказывают непосредственное регулирующее воздействие на соответствующие отношения, позволяя компенсировать недостатки российского законодательства.
Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, в основном отвечают общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций, и охватывают сходный круг вопросов. Тем не менее каждый двусторонний договор Российской Федерации в этой сфере специфичен в том смысле, что он отражает характер инвестиционной политики и законодательство обеих сторон.
§
2. Внутренняя структура и основные понятия соглашений о взаимной защите капиталовложений
Основными элементами структуры двусторонних международных договоров Российской Федерации в области иностранных инвестиций являются: наименование договора, преамбула (вступительная часть), центральная часть, которая содержит нормативные положения по существу регулируемых отношений, и заключительные положения (о порядке вступления договора в силу, способах толкования и т.п.).
Цель международного договора указывается в преамбуле. В общем соглашения по защите иностранных инвестиций ставят перед собой следующие цели:
1) создать благоприятный режим для инвестиций и связанной с ними деятельности;
2) обеспечить надлежащую защиту иностранной собственности;
3) предоставить инвесторам возможность беспрепятственного перевода доходов, полученных от инвестиционной деятельности;
4) гарантировать рассмотрение споров в международном арбитраже.
Основная часть соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений состоит из статей, их количество варьируется в пределах от 10 до 15. В большинстве соглашений статьи озаглавлены, что облегчает из визуальное восприятие.
В структурном отношении все двусторонние договоры построены, в принципе, по одинаковой схеме. Во всех соглашениях первые статьи посвящены определению основных понятий.
Содержание основных понятий в соглашениях о взаимной защите капиталовложений можно определить следующим образом.
Инвестиция (капиталовложение) — это все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной из стран-участниц соглашения вкладывают на территории другой страны-участницы в соответствии с законодательством последней.
В законодательных актах и международных договорах, как правило, дается примерный, а не исчерпывающий перечень видов (форм) иностранных инвестиций, поскольку понятие инвестиции охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. К таким ценностям могут относиться, в частности:
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
денежные средства, а также акции и другие формы долевого участия;
права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, либо услугам, имеющим экономическую ценность;
авторские права, права на изобретения, технологию и ноу-хау , промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, полезные модели, а также good will (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей);
другие имущественные ценности, признаваемые в качестве таковых законодательством стран-участниц соглашения, на территории которых осуществляется капиталовложение.
В конечном итоге вопрос о том, что относится к имущественным ценностям, определяется законодательством страны, на территории которой осуществляется капиталовложение. На практике правовая защита предоставляется любым видам имущественных ценностей, связанных с капиталовложением, и правам, имеющим к ним отношение.
Однако понятие инвестиция не распространяется на правоотношения по традиционным внешнеторговым сделкам, а также не включает в себя права, не имеющие имущественной ценности. К существенным признакам этого понятия согласно договорной практике некоторых стран относится то, что имущественная ценность должна быть предметом долгосрочной хозяйственной деятельности, в результате которой образуется прибыль либо возникают убытки.
Инвесторами могут быть: любое физическое лицо, являющееся гражданином договаривающей стороны; любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством договаривающейся стороны (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики, Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии).
В некоторых соглашениях предусматривается, что юридические и физические лица должны в соответствии с законодательством своей страны иметь право осуществлять инвестиции на территории другого государства (например, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии).
Некоторые соглашения предусматривают, что инвесторами могут быть только юридические и (или) физические лица, имеющие реальные связи с одной из договаривающихся сторон и (или) имеющие в ней резиденцию (например, отдельные соглашения Германии, Бельгии, Швеции).
Ключевым вопросом соглашений о поощрении и защите капиталовложений является определение общего правового режима для инвестирования.
Действующее типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 июня 2001 года предусматривает предоставление иностранным инвесторам режима не менее благоприятного, чем режим, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.
Иностранный инвестор, как правило, выбирает национальный режим, так как в условиях этого режима иностранцы имеют те же права и возможности, что и отечественные инвесторы.
Вместе с тем Перечень специфических обязательств по услугам, принятый распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года 1608-р в качестве основы для начала двусторонних переговоров с членами ВТО, содержит значительное количество изъятий для деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Изъятия из национального режима являются предметом двусторонних переговоров с членами ВТО и отражают баланс интересов сторон. Подавляющее большинство участников ВТО и в первую очередь основные торговые партнеры Российской Федерации сделали широкомасштабные изъятия из национального режима в отношении доступа на рынок и деятельности поставщиков услуг в различных секторах, включая изъятия в отношении инвестиций.
Важнейшим аспектом соглашения о поощрении и защите капиталовложений являются гарантии, предоставляемые государством, принимающим инвестиции. Традиционно в связи с соглашением принимающая сторона предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии.
Во-первых, компенсации ущерба, нанесенного в результате войны или других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения или подобных обстоятельств в том же режиме, который предоставлен собственным инвесторам, и, возможно, с применением принципа наибольшего благоприятствования. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии, заключенное в Москве 13 ноября 1998 года, предусматривает, что указанный режим применяется в отношении любых мер, включая возмещение, компенсацию или другое стоимостное выражение. В таком случае платежи должны быть практически осуществимыми, свободно конвертироваться и переводиться.
Во-вторых, выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации на недискриминационной основе в установленном законодательством порядке в случае полной или частичной экспроприации (национализации) или индигенизации (передача собственности национальным лицам принимающего государства). Например, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 9 апреля 1996 года установлено, что компенсация выплачивается без необоснованной задержки и в любом случае в течение трех месяцев с даты, когда был определен размер компенсации. С момента экспроприации и до момента выплаты экспроприации на сумму компенсации начисляются проценты по официальной учетной ставке центрального банка страны, на территории которой капиталовложения осуществлены.
В-третьих, права беспрепятственного перевода за границу в свободно конвертируемой валюте как всех доходов, полученных при осуществлении деятельности связанной с капиталовложением (после выплаты законно установленных налогов), так и сумм первоначального капиталовложения.
Международные инвестиционные договоры России с другими государствами в зависимости от содержания механизма регулирования перевода доходов иностранных инвесторов подразделяются на следующие группы:
— Соглашения, в которые предоставляется гарантия беспрепятственного перевода доходов в ходе осуществления инвестиционной деятельности в свободно конвертируемой валюте в соответствии с механизмом, предусмотренным международным соглашением (с Австрией, США, Японией).
— Соглашения, в которых регулирование перевода платежей устанавливается в соответствии с национальным валютным законодательством (с Испанией, Ливаном и др.).
— Соглашения, в которых данная гарантия предусматривается без указания механизма ее реализации (с Вьетнамом, Кубой). В этой группе договоров определение правил перевода платежей предлагается осуществлять используя механизм применения режима наибольшего благоприятствования.
В-четвертых, гарантия признания правомерности суброгации. Основная роль двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений состоит в том, что развитые страны обеспечивают своим инвесторам возможность получения более надежной гарантии от политических рисков, чем способно предоставить нестабильное национальное законодательство стран, принимающих инвестиции.
В двусторонних инвестиционных договорах закрепляется важная международно-правовая норма, в соответствии с которой если государственный орган одного государства дает гарантию против политических рисков для инвестиций, осуществляемых на территории другого государства и вынужден произвести платеж по указанной гарантии, то другое государство (его государственные органы) обязано признавать права первого государства (его государственных органов) на соответствующую компенсацию (суброгация). Данная договорная норма позволяет перевести правоотношения между частным инвестором и государством на уровень международных публично-правовых отношений, что усиливает защиту иностранных инвестиций от политических рисков, поскольку в большинстве случаев возникновения политических рисков частные инвесторы не способны защитить свои права способами, предоставленными для частных лиц.
Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции от 19 апреля 1995 года устанавливает: Если Договаривающаяся Сторона или уполномоченный ею орган произведет выплату компенсации любому из своих инвесторов на основе гарантии, данной в отношении капиталовложения, осуществленного на территории другой Договаривающейся Стороны, последняя Договаривающаяся Сторона признает передачу первой Договаривающейся Стороне или уполномоченному ею органу все права инвестора .
В статьях, завершающих основную часть двусторонних договоров, регулируются проблемы разрешения инвестиционных споров. Заключительные положения всех соглашений юридически закрепляют условия вступления договоров в силу, срок их действия и прекращения.
Некоторые соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеют приложения в виде дополнительных протоколов и писем. Дополнительные протоколы сопровождают, например, соглашения о взаимной защите инвестиций с Германией, США, Бельгией, Словакией, Польшей, Болгарией. Обмен правительственными письмами сопровождают договоры с Австрией, Кубой, Финляндией.
§
3. Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Двусторонние инвестиционные соглашения, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими типовых соглашений, которые содержат определенный стандартный перечень гарантий защиты иностранных инвесторов, в том числе гарантий, связанных с разрешением споров между частным инвестором иностранного государства и государством, принимающим иностранные инвестиции, — так называемых «диагональных» инвестиционных споров.
Типовые модельные соглашения позволяют обеспечить единообразие их содержания. Существуют подобные типовые соглашения у ФРГ, США, Великобритании. Швейцарии, Нидерландов и ряда других стран.
Россия при заключении подобных договоров руководствовалась типовым соглашением согласно правительственному постановлению 1992 года (с изменениями и дополнениями от 1995 года). 9 июня 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации 456 были принят новый типовой проект соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
В целом, повторяя положения аналогичного типового соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1992 г. 395, нынешняя редакция соглашения содержит ряд новых положений, касающихся механизма разрешения «диагональных» инвестиционных споров.
Прежде всего, в числе арбитражных институтов, на рассмотрение которых может быть передан такой инвестиционный спор, впервые назван Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, далее — ИКСИД), учрежденный в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, открытой для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г.
В прежней редакции типового соглашения в качестве институционального арбитражного института для разрешения споров между Россией и частными инвесторами иностранных государств был указан Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, который, относясь к числу наиболее авторитетных в мире институтов международного коммерческого арбитража, тем не менее не является арбитражным центром, специализирующимся на разрешении инвестиционных споров. В новом типовом соглашении возможность обращения сторон в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты не предусмотрена.
Представляется, что указание в типовом соглашении арбитражного института, созданного специально для урегулирования «диагональных» инвестиционных споров, является для иностранного инвестора более предпочтительным.
Помимо арбитража ИКСИД новое типовое соглашение называет две другие инстанции, возможность обращения в которые была предусмотрена в прежней редакции соглашения и которые являются традиционными для двусторонних инвестиционных соглашений России с иностранными государствами — это арбитражный суд «ad hoc» (арбитраж, формируемый на временной основе для разрешения конкретного спора) в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и компетентный суд или арбитраж государства, на территории которого осуществлены капиталовложения.
Нынешняя редакция типового соглашения о поощрении и защите капиталовложений содержит еще одно принципиально новое положение: выбор инстанции для рассмотрения инвестиционного спора предоставляется инвестору (п. 2 ст. 8). Включение в двусторонние соглашения положения об определении арбитражного института по выбору инвестора обеспечивает иностранным инвесторам реальную возможность добиться передачи возникшего спора в ИКСИД и создает предпосылки для появления в практике ИКСИД конкретных арбитражных прецедентов по делам с участием Российской Федерации.
Наконец, новая редакция типового соглашения предусматривает, что арбитражное решение, принятое одной из перечисленных инстанций, является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре и что каждая договаривающаяся сторона обязуется обеспечить выполнение такого решения в соответствии со своим законодательством.
Соглашение в прежней редакции ограничивалось лишь перечислением инстанций, которые могут рассматривать инвестиционный спор. Отсутствие указания на окончательный и обязательный характер решения делало положения типового соглашения о порядке разрешения инвестиционных споров и соответствующие статьи двусторонних соглашений, заключенных в соответствии с ним, в значительной степени декларативными.
Подписанные двусторонние соглашения остаются в силе в течение 15 лет. После окончания этого срока его действие автоматически продлевается на очередные пятилетние сроки.
Переговоры с иностранными государствами о заключении таких межправительственных соглашений поручено вести Министерству экономического развития и торговли совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Следует заметить, что несмотря на имеющийся стандартный документ в типовое соглашение могут вноситься изменения и дополнения, естественно с взаимного письменного согласия сторон.
В связи с тем, что юридически соглашения строятся на принципе формальной взаимности и являются результатом переговоров между сторонами, соглашения, заключенные с различными государствами даже на базе типового соглашения, часто существенно разнятся.
§
В последнее время динамически развиваются российско-болгарские отношения в области инвестиционного сотрудничества. При этом в силу объективных причин его наиболее перспективным направлением является расширение присутствия российского капитала в болгарской экономике.
Российские инвестиции в болгарскую экономику составляют около 500 млн. долл. США. В основном перспективы расширения присутствия российского капитала на территории Республики Болгария связаны с участием наших организаций в приватизации и реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего, в энергетической сфере.
К инвестиционным проектам в газовой области, потенциально интересным для российских организаций, относятся: бытовая газификация регионов Болгарии, строительство новых газотурбинных электростанций и парогазовых надстроек на ТЭЦ, снабжающих теплом крупные болгарские города.
Определенный интерес представляют объекты химической промышленности, занимающиеся производством удобрений. В настоящее время продукция болгарских предприятий из этой отрасли является неконкурентоспособной.
Болгарские инвестиции в России составляют около 70 млн. долл. и представляют собой оборудование, технологии и материалы в совместных предприятиях, главным образом в табачной, пищевой, фармацевтической отраслях промышленности. Болгарское долевое участие в данных проектах предусматривает использование оригинальных технологий, оборудования из Болгарии, подключение местных специалистов для осуществления контроля производства и обучения российского персонала.
Двустороннее сотрудничество в области инвестиционного сотрудничества регулируется Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 июня 1993 года и Протоколом к нему от 2 марта 2003 года. Данные документы были ратифицированы Народным Собранием Республики Болгария (Договор — в 1994 году, Протокол — в 2003 году).
Федеральный закон О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений принят Государственной Думой 17 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и был отклонен Президентом Российской Федерации 19 июня 1996 года.
Президент Российской Федерации отметил, что ратификация Договора с заявлением, предложенным Государственной Думой, создаст проблемы с вступлением его в силу, так как фактически это заявление является оговоркой, изменяющей юридическое действие соответствующих положений не только в применении к России, но и к Болгарии. Заявление существенно изменяет содержание сформулированного в Договоре термина инвестор , против чего на переговорах по подписанию Договора возражала болгарская сторона.
Квалификация в качестве инвесторов только тех лиц, которые правомочны согласно законодательству своей Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны , ограничивает определяемый Договором круг инвесторов. Реализация этой оговорки на практике возлагала бы, по мнению Президента РФ, на лиц, которые будут претендовать на преимущества в соответствии с Договором, обязанность доказывания того, что они обладают правом на осуществление инвестиций за рубежом в соответствии с законодательством своего государства.
Президент Российской Федерации отмечал, что Договор уже ратифицирован Болгарией. Оговорка к нему потребует принятия ее болгарской стороной, которая может расценить эту оговорку как новое предложение о возобновлении переговоров между правительствами двух стран относительно условий Договора. В результате она может быть не принята и Договор вообще не вступит в силу.
Необходимо также, указывалось в письме Президента Российской Федерации, иметь в виду, что в последнее время Россией заключен целый ряд соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, содержащих аналогичную формулировку. Таким образом, оговорка создавала бы впечатление, что отношение к болгарским инвесторам иное, чем к инвесторам других государств. Это не согласуется со статьей 3 Договора, предоставляющей инвесторам другой Договаривающейся Стороны режим деятельности в связи с капиталовложениями не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (в зависимости от того, какой из них является более благоприятным).
Практика оговорок к двусторонним международным договорам весьма ограничена, отмечал Президент Российской Федерации. Неосмотрительное формулирование Российской Федерацией оговорок к двусторонним договорам может привести к тому, что другие страны будут поступать в отношении российской стороны аналогичным образом, а это не отвечает интересам России.
В связи с изложенным Президент РФ просит Государственную Думу рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона в редакции, предложенной при внесении Договора на ратификацию.
Одновременно с Договором на ратификацию в Государственную Думу внесен Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии к Договору между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Протокол направлен на уточнение и дополнение отдельных положений Договора в части защиты интересов российских и болгарских инвесторов в целях активизации инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Болгария.
Так, в целях уточнения пункта 1 статьи 1 Договора установлено, что капиталовложения осуществляются в соответствии с законодательством принимающей Договаривающейся Стороны.
Статья 1 Договора дополнена пунктом 5, в котором уточняется, что термин законодательство Договаривающейся Стороны означает законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и законы и нормативные правовые акты Республики Болгария.
Протоколом вносятся также дополнения в положение об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования (пункт 4 статьи 3 Договора), оставляющие за Россией право не распространять на болгарских инвесторов преимущества, которые она предоставляет или предоставит в будущем в силу соглашений с государствами, ранее входившими в состав Союза Советских Социалистических Республик.
Протокол адаптирует Договор к особенностям предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), а Республики Болгария — к Европейскому союзу. Так, в Протоколе зафиксировано, что после присоединения России к ВТО режим, предоставляемый иностранным инвесторам и их капиталовложениям на основе Договора от 8 июня 1993 г., будет не более благоприятным, чем режим, предоставляемый в рамках ГАТС/ВТО. Также Протокол отражает необходимость выполнения будущих обязательств Договаривающихся Сторон в случае присоединения Болгарии к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
_________________________
ГАТС — Генеральное соглашение о торговле услугами. Является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе ВТО.
В Протоколе уточняются механизмы компенсации национализированных капиталовложений (пункт 2 Статьи 4 Договора). В частности, указывается, что суммы компенсации национализированных капиталовложений, осуществленных в национальной валюте Договаривающейся Стороны, выплачиваются в национальной валюте Договаривающейся Стороны, конвертируемой по выбору инвестора в любую иностранную валюту по рыночному курсу на дату конвертации. С момента национализации до момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты.
Протокол является неотъемлемой частью Договора, вступает в силу одновременно с ним и заключается на срок его действия.
§