НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций Инвестиции

Общая экономическая эффективность инновационного проекта

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект.

2. Индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности.

4. Период окупаемости.

1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает большей ценностью.

С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени.

Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

Коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы, так как в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра.

Рассмотрим условный пример. Если сегодня вы инвестируете в инновации 1 млрд. рублей, рассчитывая получить 10% дохода, то через год стоимость ваших инвестиций составит 1,1 млрд. рублей — это будущая стоимость ваших инвестиций, а ее текущая современная стоимость составляет 1,0 млрд. рублей.

Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью является дисконтом.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле:

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.1)

где

i – процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);

tp – год приведения затрат и результатов (расчетный год);

t – год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы.

Рассмотрим условный пример: определить современную величину 20 млрд. рублей, которые должны быть выплачены через 4 года. В течение этого периода на первоначальную сумму начислялись сложные проценты по ставке 8% годовых.

Отсюда современная величина составит:

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

Величина процентной ставки, по которой производится дисконтирование, и современная величина находятся в обратной зависимости, то есть чем выше процентная ставка, тем меньше современная величина при прочих равных условиях.

Чем ниже ставка процента и меньше период времени (t), тем выше дисконтированная величина будущих доходов.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.2)

где

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

αt – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.

Механизм отбора проекта рассмотрим на примере.

Пример 1. Первоначальная сумма инвестиций в проект 480 млн. рублей. Ежегодный приток наличности в течение 3-х лет 160 млн. рублей. Процентная ставка 10% (i).

В нашем примере коэффициенты дисконтирования составят:

для первого года – НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

для второго года – НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

для третьего года – НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

Следовательно, чистая текущая стоимость за годы реализации проекта равна: (160 * 0,909) (160 * 0,826) (160 * 0,751) = 398 млн. рублей.

Для принятия решения о целесообразности инвестиций в проект нужно найти разность между чистой текущей стоимостью и первоначальной суммой инвестиций.

Рассматриваемый нами проект невыгоден, так как доход меньше, чем первоначальные инвестиции в проект:

(398 — 480) = -82 млн. рублей.

Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом», чистым современным значением (NPV).

Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора.

Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется отношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен.

Рассматривая роль ставки процента в принятии решения об инновациях, мы подспудно предполагаем отсутствие инфляции. Если имеет место инфляция, то существуют различия между номинальной и реальной процентной ставкой.

Номинальная ставка — это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции или иначе это просто процентная ставка, выраженная в рублях(долларах США) по текущему курсу.

Реальная ставка – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.

Например, номинальная годовая ставка равна 9%, ожидаемый темп инфляции 5% в год, отсюда реальная ставка будет равна 4% (9 — 5).

Это различие важно учитывать при сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно проводить с реальной, а не номинальной ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная ставка имеет важное значение при принятии решения об инновациях.

2. Индекс рентабельности инноваций Jr. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.3)

где

JR – индекс рентабельности

Дj – доход в периоде j

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе — величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.4)

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, норма возврата инвестиций, внутренняя норма прибыльности (IRR).

За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.

Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.

Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.

В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

4. Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в нашей практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула периода окупаемости

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.5)

К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные денежные доходы (сумма годовой амортизации и годовой чистой прибыли).

Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления превысят величину инвестиций.

В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течение которого

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций (9.6)

где Рk – чистый денежный доход в год k, обусловленный инвестициями, рассчитывается как сумма годовой амортизации в k–й год и годовой чистой прибыли за k–й год;

I – величина инвестиций.

Этот метод имеет ряд существенных недостатков:

1) Он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам;

2) Не учитывает доходов последних периодов, то есть периодов времени после погашения суммы инвестиций.

Рассмотрим на примерах методику расчета экономического эффекта от внедрения новой техники.

Пример 1. Внедряется в производство новый агрегат по упаковке тары. Определить экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.

Показатели            
 
Результаты
Затраты
Коэфф. Диск. 0,9091 0,8264 0,7513 0,683 0,6209 0,5645

Решение: находим дисконтированные результаты и дисконтированные затраты по годам расчетного периода, то есть в течение 6 лет внедрения агрегата

1. Р = (14260 * 0,9091) (15812 * 0,8264) (16662 * 0,7513) (18750 * 0,6830) (26250 * 0,6209) (28750 * 0,5645) = 12963,8 13067,0 12518,22 12806,3 16298,6 16229,4 = 83883,3 д. е.

2. З = (996 * 0,9091) (4233 * 0,8264) (10213 * 0,7513) (18140 * 0,6830) 18396 * 0,6209) (20218 * 0,5645) = 905,5 3498 ,2 7673 12389,6 11422 11373,5 = 47261,8 д.е.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

То есть, экономический эффект от использования агрегата по упаковке тары составит 36621,5 = (83883,3 — 47261,8).

Величина удельных затрат определяется по формуле

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инновацийНОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

Пример 4. Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельное.

  Инвестиции (К) Предполагаемый доход
446,5 640,2
750,6 977,5
1250,0 1475,5

Решение. Определим индекс доходности

По первому изобретению НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

По второму изобретению НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

По третьему изобретению НОУ ИНТУИТ | Лекция | Оценка эффективности инноваций

При рассмотрении альтернативных проектов в деловой практике применяют следующие направления анализа:

1. Сравнивается индекс рентабельности проектов со средней ставкой банковского кредита.

2. Сравниваются периоды окупаемости инвестиций.

3. Сравнивается потребность в инвестициях.

4. Учитывается стабильность поступлений.

5. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления проекта.

6. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия инвестиционных решений:

1. Отсутствие более выгодных альтернатив.

2. Краткость срока окупаемости.

3. Относительная дешевизна проекта.

4. Обеспечение стабильности поступлений.

5. Высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, оценка эффективности инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности.

§

Научно-техническая продукция — это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка — это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка — это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

Про бизнес:  Распределение строительных фирм по объему инвестиций характеризуется. Рассчитать показатели вариации

§ в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

§ в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

§ в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

§ он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

§ он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

§ он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

§ потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);

§ поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

§ в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

§ трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

§ нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

§ отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

§ проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

§ сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

§

В условиях перехода к «экономике знаний» рынок научно-технической продукции превращается в один из наиболее важных секторов мирового рынка; общий объем этого сектора составляет порядка 2,5 трлн долл. в год. Качественная специфика рынка научно-технологической продукции определяется растущей ролью факторов конкурентоспособности, обусловленных степенью воплощения в свойствах реализуемой продукции достижений научно-технического процесса. Особенности информационных форм богатства выступают в роли некоммерческих источников информации, которые, однако, в тех или иных аспектах могут иметь экономическое значение. Это относится к публикациям в научных журналах, выступлениям на конференциях, материалам научной и учебной литературы, справочникам, обзорам, компьютерным банкам данных, каталогам и проспектам выставок и другим источникам открытой информации. Их влияние на экономические процессы проявляется, в частности, в том, что мировой рынок научно-технологической продукции растет быстрее, чем рынки других видов товаров, и в то же время быстрее национальных рынков научной продукции.

Структура мирового рынка научно-технической продукции характеризуется его субъектами, объектами и формами связей между ними. В качестве субъектов выступают государства, фирмы, научные и учебные центры, научные фонды (в том числе международные), отдельные лица. Объектами этого рынка являются овеществляемые и не овеществляемые формы научно-технической информации, знаний, интеллектуальной собственности. На уровне фирм выделяются две основные группы покупателей новых технологий: дочерние фирмы, которым предоставляется возможность приобретения принципиально новой научно-технологической информации, и прочие покупатели, которым предлагается уже известная и ранее воплотившаяся в товарных формах продукция.

По функциональному признаку выделяются следующие сегменты мирового научно-технологического рынка: рынки патентов и лицензий; наукоемких и высокотехнологичных товаров; наукоемкого и высокотехнологичного оборудования; наукоемких услуг; наукоориентированного венчурного капитала; рынок научно-технических специалистов. Ключевое значение имеет рынок патентов и лицензий, объем которого — порядка 35—40 млрд долл. в год. На высокоразвитые страны приходится 90% мирового рынка научно-технологической продукции, в том числе 60% — на 5 стран: США, Японию, Великобританию, Германию и Францию. В общем объеме продаж наукоемкой продукции доля США составляет 39%, Японии — 30, Германии — 16% (доля России на этом рынке — менее 1%). По количеству патентования изобретений лидирует Япония — здесь подается до 450 тыс. заявок в год, выдается 150 тыс. патентов, в том числе 130 тыс. — отечественным заявителям. Наибольшее количество товарных знаков регистрируется в США — до 250 тыс. в год. Положительное сальдо по внешнеторговому обороту научно-технологической продукции имеют США, Великобритания, Швейцария; отрицательное — Япония, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия.

Функционирование мирового рынка научно-технической продукции регулируется правовыми и иными международно признанными нормами. Объектами правового регулирования выступают объекты авторского права (в том числе программы для ЭВМ и базы данных), объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки и т.д.), ноу-хау. Существует ряд международных соглашений, регулирующих рынок научно-технологической продукции: это Международный кодекс поведения в области передачи технологий, Соглашение ВТО по аспектам прав на интеллектуальную собственность, ряд документов Всемирной организации интеллектуальной собственности и Комитета по передаче технологий Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

§

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

— комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

— правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

— комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

— правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: — справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности — при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: — бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: — банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры.

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП.

ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования.

Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство.

Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса — от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Про бизнес:  Что такое инвестиции и какие виды инвестирования существуют

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно–технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах» с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ «Гомель-Ратон» — это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Брест» — расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ «Минск» — повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» — развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ «Гродноинвест» — трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Центр трансфера технологий – организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

§

Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) – создан в мае 2003 г. при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Задачи РЦТТ:

— создание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера;

— обеспечение доступа клиентов РЦТТ к сети ЮНИДО и другим международным базам технологического трансфера и научно-технической информации;

— оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;

— подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;

— организация региональных инновационных структур РЦТТ с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий;

— содействие международному научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.

РЦТТ оказывает услуги:

— субъектам инновационной деятельности Республики Беларусь;

— зарубежным фирмам и инвесторам.

Услуги, оказываемые РЦТТ субъектам инновационной деятельности Республики Беларусь:

— поиск технологий, специалистов, партнеров и инвесторов в республике и за рубежом, оказание помощи в подготовке контрактов и создании совместных предприятий;

— помощь в разработке инновационных и инвестиционных проектов. Размещение информации о проектах в форматах ЮНИДО и IRC на портале РЦТТ, международных базах данных, в частности, в «UNIDO Exchange», Российской сети трансфера технологий (RTTN), европейской сети IRC, зарубежных информационных агентствах и изданиях;

— разработка бизнес-планов и финансового обоснования инвестиционных проектов, отвечающих требованиям ЮНИДО и Министерства экономики Республики Беларусь;

— организация участия клиентов РЦТТ в выставках, конференциях, семинарах и др. мероприятиях в области инновационной деятельности;

— организация и проведение курсов и семинаров по повышению квалификации в области инновационной деятельности для персонала научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, малых и средних предприятий.

Услуги, оказываемые РЦТТ зарубежным фирмам и инвесторам:

— поиск технологий, партнеров и специалистов требуемой квалификации на территории Беларуси, оказание помощи в подготовке контрактов и создании совместных предприятий;

— предоставление информации о проектах, предлагаемых белорусскими организациями;

— размещение информации о проектах, предлагаемых зарубежными партнерами на портале РЦТТ в форматах ЮНИДО и IRC;

— организация переговоров с белорусскими партнерами;

— подготовка индивидуальных программ для деловых поездок в Беларусь.

§

Свободные экономические зоны являются инструментом инвестиционной политики для привлечения отечественных и иностранных инвестиций с целью создания новых производств, внедрения перспективных, в том числе высоких технологий, создания современных экспортоориентированных и импортозамещающих производств, обеспечения благоприятных условий для экономического роста в Республике Беларусь.

Резиденты СЭЗ имеют существенные таможенные преференции и налоговые льготы: в течение пяти лет с них не взимается налог на прибыль с момента ее объявления, а затем он уплачивается лишь в половинном размере. И что здесь особенно важно: высвобождаемая прибыль не связана с каким-либо нормативным распределением, НДС уплачивается в половинном размере, а значит, у предприятий-резидентов СЭЗ есть возможность пополнять оборотные средства, направлять полученную прибыль на модернизацию производства, освоение новых технологий. Нет также налога на недвижимость, а следовательно, в условиях СЭЗ отсутствует и проблемная ситуация, когда чем дороже оборудование и чем быстрее идет обновление основных фондов, тем больше налог на недвижимость. Действует и ряд других льгот, о чем многие обычные предприятия и фирмы, стремящиеся заниматься научно-инновационной деятельностью, могут пока лишь мечтать.

Технопарки РБ

На данный момент в РБ функционируют следующие технопарки.

1. Национальный инфопарк: http://www.infopark.by/

2. Парк высоких технологий: http://www.park.by/

3. Технологический парк «Метолит»: http://www.metolit.by/ru/

4. Технологический парк «Могилев»: http://www.technopark.by/

1. Национальный инфопарк

Ассоциация является добровольным объединением предприятий – разработчиков информационных технологий. Ее деятельность направлена на поддержку текущей деятельности своих членов и содействие их стратегическому развитию, которое предполагает формирование и становление конкурентоспособной национальной системы разработки информационных технологий.

Направления деятельности ассоциации.

1. В тесном взаимодействии с национальной системой образования и Национальной Академией наук обеспечение членов ассоциации профессионалами посредством увеличения количества профессионалов, их оптимальной внутренней и внешней миграции.

2. Содействие экономическому развитию членов ассоциации, особенно путем создания необходимых экономических, правовых и организационных условий.

3. Содействие членам ассоциации в повышении до мирового уровня содержания и качества их услуг, в том числе посредством увеличения инновационной составляющей в их деятельности.

4. Развитие необходимой технологической инфраструктуры и технологических услуг, включая создание специализированных научно-технологических парков и развитие компьютерной телекоммуникационной инфраструктуры.

5. Взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и объединениями юридических лиц по всем вопросам реализации национального экспортного потенциала в сфере разработки информационных технологий и, в первую очередь, для формирования и реализации отраслевой государственной политики.

6. Привлечение потенциальных зарубежных заказчиков и содействие действующим, за исключением непосредственного коммерческого посредничества.

7. Организация международного сотрудничества, в том числе с родственными ассоциациями. На сегодняшний день партнерами ассоциации являются ассоциация «Infobalt» (Литва), ассоциация «Руссофт» (Россия), LITTA (Латвия), Форт-Росс (Россия), АП КИТ (Россия).

8. Проведение отраслевых исследований, направленных на поиск и реализацию факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества как членов ассоциации, так и всей отрасли.

Цели ассоциации

1. Выражение и защита коллективных интересов членов Ассоциации в рамках их профессиональной деятельности связанной с разработкой программного обеспечения.

2. Влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации и содействие ее эффективной реализации.

3. Противодействие монополизму в деятельности по реализации и производству программных продуктов на территории Беларуси.

4. Защита интересов национальных предприятий, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования.

5. Совместное решение общих вопросов и проблем для членов Ассоциации, компаний, работающих с иностранными заказчиками.

6. Организация процессов сертификации и лицензирования компаний, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования.

7. Утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции.

8. Содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации.

9. Повышение квалификации сотрудников компаний, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования;

10. Борьба с недобросовестными компаниями, подрывающими имидж индустрии оффшорного программирования в Беларуси и за рубежом.

11. Представление интересов всех членов Ассоциации в международных организациях.

12. Координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации, представление и защита их общих имущественных интересов.

13. Объединение конструктивных усилий для прогресса индустрии оффшорного программирования в Беларуси.

2.Парк высоких технологий

Деятельность Парка высоких технологий регулируется Положением о Парке высоких технологий (Декрет Президента Республики Беларусь 22.09.2005 № 12).

Направлениями деятельности Парка высоких технологий являются:

— разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики;

— экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения;

— другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, представившие в администрацию Парка соответствующие документы и осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности:

— анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;

— деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;

— фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;

— другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Между резидентом Парка высоких технологий и администрацией Парка заключается договор, в котором устанавливаются права и обязанности резидента Парка высоких технологий. Администрации Парка, определяются сроки и условия предоставления резиденту зданий, сооружений, помещений, иного имущества на территории этого Парка, порядок их использования, иные положения по согласованию сторон.

3.Технологический парк «Метолит»

Организация УП «Технопарк БНТУ «Метолит» создана с целью:

— создания благоприятных условий (включая материально-техническую и информационную базу) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;

— осуществления инновационного процесса: поиск новшества — выпуск инновационного продукта — реализация.

На сегодняшний день Технопарк решает следующие задачи:

— создание конкурентной, импортозамещающей продукции как научно-технического, так и производственного назначения;

— создание эффективной системы, способствующей развитию научно-технического потенциала, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики;

— создание и поддержка малых инновационных предприятий, а также привлечение их к процессу освоения и выпуска наукоемкой продукции;

— анализ рынка, маркетинговые исследования и поддержка информационно-маркетинговой сети ВУЗов Республики Беларусь;

— поддержка центров трансфера технологий при университетах Республики Беларусь; — продвижение научно-технических разработок путем организации и участия в выставках и кооперационных биржах;

— организация дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов.

Технологический парк «Метолит» имеет разветвленную организационную структуру, одним из наиболее значимых элементов которой является Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок (МЦМ НИР) — структурное подразделение Инновационного республиканского унитарного предприятия «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит». Центр создан 27 июля 1998 года в соответствии с решением коллегии Министерства образования Республики Беларусь.

Про бизнес:  Самарская область в цифрах

Целью деятельности МЦМ НИР является создание постоянно действующей системы сбора и обработки маркетинговой информации в области научно-исследовательских разработок для классификации и анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, предназначенной для использования ее специалистами по маркетингу НИР в ВУЗах и Министерстве образования при планировании действий на рынке научно-технической продукции.

4.Технологический парк «Могилев»

ЗАО «Технологический парк Могилев» (ЗАО «ТПМ») в настоящее время выполняет ряд функций и одновременно является: инкубатором малого инновационного предпринимательства, бизнес инновационным центром, центром трансфера технологий, стимулируя различными способами продвижение в экономику региона отечественных и зарубежных идей, знаний, опыта, НИОКР, технологий, оборудования и инвестиций.

Основной механизм инкубирования в ЗАО «ТПМ» — существенное снижение ставок арендной платы для молодых инновационных предприятий в первые годы их функционирования

Кроме льготирования арендной платы менеджмент технопарка бесплатно консультирует свои молодые предприятия и оказывает им деловую поддержку по многим направлениям их деятельности.

В ЗАО «ТПМ» функции инкубирования и предоставления услуг разделены: в инкубаторе предприятиям предоставляются на льготных условиях по арендной плате помещения, а в бизнес-инновационном центре — предприятия, находящиеся в технопарке и вне его, получающие доступ к услугам разного характера:

— специально оборудованные помещения совместного использования;

— информационные и консультационные услуги;

— поддерживающие и сопровождающие услуги;

— услуги информационно-компьютерного центра.

Задачи центра трансфера технологий:

— выполнение работ по передаче технологий в экономику региона и их сопровождение;

— разработка и сопровождение бизнес-планов;

— содействие в поиске и оптимизации путей финансирования инвестиционных проектов;

— формирование технологического маркетинга;

— исследование и анализ рынков сбыта;

— поиск партнеров, установление контактов;

— организация международного консалтинга.

§

В ВУЗах функционируют: центры трансфера технологий по направлениям – при технических ВУЗах, а при классических университетах — региональные маркетинговые, инновационные и бизнес центры а именно:

— центр трансфера технологий по направлению энергосбережение, строительство, металлургия и заготовительное производство Белорусского национального технического университета (БНТУ);

— центр трансфера технологий возобновляемые источники энергии Международного экологического университета (МЭУ),

— центр трансфера технологий по направлению переработка промышленных и бытовых отходов УП «Метолит» БНТУ,

— центр трансфера технологий по направлению пищевая промышленность Могилевского государственного университета продовольствия (МГУП);

— Брестский центр трансфера технологий по направлению строительство (БГТУ);

— центр трансфера технологий по направлению деревообработка, лесное хозяйство Белорусского государственного технологического университета (БГТУ);

— центр трансфера технологий по направлению радиоэлектроника Белорусского государственного института информатики и радиоэлектроники (БГУИР);

— центр трансфера технологий по направлению легкая промышленность Витебского государственного технологического университета (ВГТУ);

— инновационный центр Полоцкого государственного университета (ПГУ);

— Гродненский региональный бизнес-центр (ГрГУ);

— Гомельский региональный маркетинговый центр (ГГУ);

— Брестский региональный маркетинговый центр (БрГУ);

— центр трансфера технологий в БелГУТе (ЦТТ «Транспорт»);

— центр трансфера технологий в Белорусско-Российском университете (Машиностроение»).

— научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк» (БГУ).

Благодаря объединению, с одной стороны, научно-исследовательских подразделений ВУЗов – генераторов идей, открытий, изобретений, а с другой стороны, малых и средних предприятий с их мобильной и гибкой структурой, на которых исследователи и разработчики в максимально короткий срок могли бы внедрять результаты своего труда, механизм трансфера технологий стал бы более эффективным. Однако, на данный момент, сотрудничество научных организаций с инновационными предприятиями во внедрении разработок в большинстве случаев не приносит существенной выгоды. Для успешной работы в первую очередь не хватает финансовых, кадровых и информационных ресурсов, недостаточно развита материально-техническая база.

§

Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) образован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998г. №1739, для усиления государственной поддержки инновационной деятельности в республике и является государственной, некоммерческой организацией в ведении Государственного комитета по науке и технологиям. Белинфонд входит в состав НАН Беларуси с правами юридического лица.

Белинфонд осуществляет:

— финансовую поддержку инновационных проектов на возвратной основе;

— финансирование промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народнохозяйственное значение;

— содействие организации эффективного взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики в развитии научно-технического потенциала Республики Беларусь;

— повышение экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектов и разработок на основе использования современных организационно-финансовых методов управления развитием науки и техники;

— содействие созданию и развитию в стране производств, основанных на новых и высоких технологиях;

— поддержку развития инфраструктуры рынка технологий, научно-инновационного предпринимательства;

— стимулирование внешнеэкономической деятельности, включая участие в реализации лицензионных соглашений;

— проведение выставок, ярмарок научно-технической продукции, семинаров, конференций, симпозиумов и др. научно-практических мероприятий;

— финансовую поддержку информационного обеспечения инновационной деятельности, издание научно-технической и научно-методической литературы (включая периодические издания, каталоги инновационных проектов).

Формирование средств Белинфонда производится за счет: бюджетных средств, добровольных взносов министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций, средств, перечисленных юридическими лицами в счет погашения обязательств по возврату денежных средств, вкладов иностранных фирм и организаций, поступлений от уставной деятельности, других доходов, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Инновационные проекты субъектов хозяйствования различных форм собственности финансируются из средств фонда на конкурсной основе.

Обобщённый опыт работы Белинфонда за четыре года показывает, что при реализации научно-технических разработок и освоении научно-технической продукции в производстве, механизм финансирования проектов на возвратной основе эффективен и востребован разработчиками научно-технической продукции.

Однако активной и продуктивной деятельности фонда препятствует целый ряд проблем, наиболее значимыми из которых являются:

— тяжелое финансовое положение или даже банкротство ранее успешных предприятий или организаций, заключивших договора на выполнение проектов;

— несовершенство нормативно-правовой базы, в которой не предусмотрены дополнительные стимулы для производителей наукоемкой инновационной продукции (в виде налоговых льгот, как производителям инновационной продукции, так и их потенциальным инвесторам);

— невозможность в настоящее время использовать бюджетные средства для решения вопросов, связанных с освоением, выпуском и продвижением инновационной продукции на рынке;

— ориентация потенциальных исполнителей проектов на заказчиков, которые могут предоставить 50 или 100 – процентную предоплату;

— многие организации пытаются решать задачи своего развития и выполнения перспективных разработок в рамках государственных программ различного уровня и получать поддержку от государства на безвозвратной основе;

— несвоевременная оплата выполненных (актированных) этапов работ через управление Государственного Казначейства. На практике сроки задержки выплат нередко достигают шести и более месяцев;

— некоторые организации (в основном негосударственной формы собственности) считают очень сложной схему получения финансовой поддержки.

Анализ опыта выполнения инновационных проектов говорит о необходимости совершенствования системы их отбора. Основными направлениями улучшения системы отбора проектов являются:

— безусловное совпадение тематики работ с приоритетами научно-технической деятельности в республике;

— большая ориентация на проблемы основных бюджетообразующих предприятий страны;

— сокращение периода подготовки проектов.

Необходимо совместно с Комитетом по науке и технологиям усовершенствовать систему отбора научно-технических инновационных проектов для финансирования из средств республиканского бюджета, имея в виду, исключение случайных малозначащих проектов. Центральное место в экспертизе проектов на возвратной основе должно быть сосредоточено на определении их приоритетности для страны и оценке «надежности» потребителя в смысле стабильности его работы, хотя бы в 3-5 летней перспективе, и обеспечении гарантий возврата средств.

На данном этапе, несмотря на достаточно большую разветвленность инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, существует ряд проблем связанных с ее реальной работоспособностью.

1. Государство сосредоточило сейчас свое внимание на объектах инновационной инфраструктуры, в то время как остальные вопросы затрагиваются в меньшей степени или вообще не рассматриваются. Например, финансовые институты сейчас не готовы вкладывать деньги в рискованный инновационный бизнес, так как нет эффективно работающего законодательства, регулирующего деятельность субъектов хозяйствования в этой сфере, налоговое бремя как на малое предпринимательство, так и на субъекты инновационной инфраструктуры достаточно тяжело.

2. Сегодня отношения между субъектами хозяйствования и университетом имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер.

Сложившаяся ситуация обусловлена следующими доминирующими факторами.

Во-первых, это низкий уровень рекламно-информационной активности университета на региональном рынке научно-технической продукции.

Второй причиной, препятствующей развитию научно-технического сотрудничества университета с предприятиями региона, является низкая инновационная восприимчивость самих предприятий ввиду средней и низкой и отсутствием профессиональной готовности собственных кадров к внедрению научно-технических инноваций.

Следующей причиной слабой инновационной восприимчивости предприятий выступает нехватка собственных финансовых ресурсов в условиях неразвитости системы коммерческого кредитования НИОКР и отсутствия в Республике венчурных фондов.

Последней причиной является консерватизм (приверженность всему существующему и нежелание рисковать), а также зачастую личная заинтересованность управленцев, которая, как правило, противоречит целям развития собственных предприятий.

3. В Беларуси функционирует 40 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 9 бизнес-инкубаторов малого предпринимательства. Пока деятельность указанных формирований разрознена и оказывает незначительное влияние на инновационную активность предприятий. К услугам ЦПП обращается небольшое число малых инновационных предприятий.

4. Важная роль при формировании национальной инновационной системы принадлежит развитию малого инновационного предпринимательства. В настоящее время в Беларуси имеется около 300 малых инновационных предприятий. На протяжении длительного периода времени число малых инновационных предприятий и численность работающих на них имеет стабильную тенденцию к снижению, а также уменьшается численность работающих в данной области. Только за 1997-2003 гг. количество малых инновационных предприятий сократилось в 2,3 раза, при сокращении численности работающих в данной области более чем в 3 раза. Таким образом, наблюдается тенденция сокращения количества малых инновационных предприятий с уменьшением численности работающих на одном предприятии. Это связано с отсутствием достаточной поддержки данных предприятий на государственном уровне.

5. В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы предпринимательского инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области.

Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и другие), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития.

Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.

6. Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).

Таким образом, для создания реально функционирующей инновационной системы в республике предстоит решить ряд проблем, однако большая работа по созданию самих объектов инновационной инфраструктуры уже выполнена.

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий