приложение n 1. единый отраслевой порядок взаимодействия при организации проектного финансирования при реализации проектов организаций госкорпорации "росатом" | гарант
Единый отраслевой порядок
взаимодействия при организации проектного финансирования при реализации проектов организаций Госкорпорации «Росатом»
(утв. приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 30 декабря 2021 г. N 1/1317-П)
1. Назначение и область применения
Цель настоящего Единого отраслевого порядка взаимодействия при организации проектного финансирования при реализации инвестиционных проектов организаций Госкорпорации «Росатом» (далее — «Порядок взаимодействия») заключается в унификации, стандартизации и оптимизации процесса взаимодействия при организации привлечения долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, погашение которых предполагается исключительно за счет будущих денежных потоков таких проектов (далее — «Проектное финансирование») для предприятий отрасли.
Задачами Порядка взаимодействия являются:
обеспечение согласованности действий между основными участниками группы процессов «Управление инвестиционной деятельностью» и процесса «Управление финансированием проектов» группы процессов «Корпоративные финансы» при управлении инвестиционным проектом с привлечением Проектного финансирования;
обеспечение своевременного финансирования инвестиционной деятельности организаций Госкорпорации «Росатом»;
установка унифицированных требований к инвестиционным проектам для организации Проектного финансирования;
определение порядка работы с финансовыми и кредитными организациями при организации Проектного финансирования;
определение порядка взаимодействия в процессе обслуживания привлеченного Проектного финансирования.
Основными пользователями настоящего Порядка взаимодействия являются работники структурных подразделений Госкорпорации «Росатом» и организаций Госкорпорации «Росатом», являющихся участниками группы процессов «Управление инвестиционной деятельностью», процесса «Управление финансированием проектов» группы процессов «Корпоративные финансы», работники смежных групп процессов, руководители и кураторы проектов.
При обмене документами, составляющими коммерческую тайну, в рамках данной процедуры по организации Проектного финансирования участники должны обеспечить надлежащий порядок передачи и неразглашения полученных сведений, содержащих коммерческую тайну, с соблюдением соответствующих требований законодательства Российской Федерации, локальными нормативными актами Корпорации по организации защиты коммерческой тайны, посредством заключения соответствующих соглашений о конфиденциальности.
Положения настоящего Порядка взаимодействия не распространяются на работу с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
2. Термины и сокращения
В настоящем Порядке используются следующие термины и сокращения:
Сокращение | Расшифровка |
Банк | Кредитная организация, финансовая организация или инвестор, предоставляющий Проектное финансирование |
Государственная программа | Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования и иные государственные программы, направленные на поддержку инвестиционной деятельности |
ЕОСЗ | Единый отраслевой стандарт закупок Корпорации, утвержденный решением наблюдательного совета Корпорации от 07.02.2021 N 37 |
ИК | Инвестиционный комитет |
Инициатор проекта | Организация Корпорации, инициирующая и реализующая проект. Инициатор проекта несёт ответственность за качественное управление Проектом и за достижение промежуточных и конечных целей проекта |
КИР | Располагаемый (консолидированный) инвестиционный ресурс: совокупные контролируемые ресурсы (финансовые) Корпорации и ее организаций, включаемые в консолидированные показатели Корпорации, которые могут быть направлены на осуществление вложений в объекты реального и финансового инвестирования. Порядок и условия его формирования и расчета определяет директор по экономике и финансам Корпорации |
Конфигурация проекта | Набор технических и экономических характеристик и параметров проекта |
Корпорация | Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» |
Кредитный договор | Договор, по которому Банк обязуются предоставить денежные средства заёмщику (Проектной компании), а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. В тексте настоящего документа понимается как основной договор, по которому предоставляется Проектное финансирование |
Кредитный комитет | Коллегиальный орган Банка, осуществляющий принятие решений о выдаче кредитов, займов для целей реализации инвестиционных проектов |
КТ | Коммерческая тайна |
ЛНА | Локальный нормативный акт |
Методические указания по оценке проектов | Единые отраслевые методические указания по оценке соответствия концепции и конфигурации инвестиционных проектов требованиям банков для организации Проектного финансирования |
Методические указания по формированию кредитной заявки | Единые отраслевые методические указания по формированию кредитных заявок при привлечении проектного финансирования организациями Корпорации |
Оператор ПФ | АО «АтомКапитал» |
ОПИР | Для целей настоящего документа орган принятия инвестиционного решения:, ИК Корпорации, подкомитеты (ИК 1-го уровня), организованные при ИК Корпорации, инвестиционные комитеты организаций Корпорации (ИК 2-го уровня) |
ОРД | Организационно-распорядительные документы |
Основные участники проекта | Заинтересованные стороны Проекта, непосредственно вовлеченные в реализацию Проекта, в том числе Инициатор проекта/Проектная компания, Оператор ПФ, Банк, а также лица, предоставляющие обеспечение для получения Проектного финансирования (Поручитель, Залогодатель) |
Оценка проекта | Оценка соответствия концепции и конфигурации Проекта требованиям банков при организации ПФ |
Паспорт проекта | Пакет документов, содержащий информацию об основных параметрах проекта (в том числе, о сроках, стоимости, целях реализации проекта) и аналитические документы для принятия инвестиционных решений, состав и форма которых регламентируется Едиными отраслевыми методическими указаниями по формированию паспортов проектов |
Потенциальный рейтинг проекта | Классификация проекта, полученная в результате Оценки проекта в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов, к завершению этапа 3 стандартного жизненного цикла проекта (к выходу на ТПР В2). |
Проектная компания | Юридическое лицо, в рамках которой реализуется Проект и на которую привлекается Проектное финансирование для реализации Проекта и которая выступает стороной кредитного договора с Банком для получения ПФ |
ПФ | Проектное финансирование |
Рекомендуемые мероприятия | Перечень мероприятий, рекомендованных Оператором ПФ Инициатору проекта для повышения инвестиционной привлекательности Проекта для Банков |
Текущий рейтинг проекта | Классификация проекта, полученная в результате Оценки проекта, в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов, на момент проведения Оценки проекта |
Терм-шит | Документ, содержащий основные условия предоставления Банком ПФ, включая размер кредита, ставку, срок кредита, требуемые гарантии/поручительство, иные ковенанты и т.п. |
ТПР | Точка принятия решений стандартного жизненного цикла проекта |
ТПР В1 | Точка принятия решения «Решение о переходе к инвестиционной фазе проекта» |
ТПР В2 | Точка принятия решения «Решение о начале реализации/строительства» |
Этап 3 | Разработка/реализация проекта. Этап проекта от ТПР В1 до ТПР В2 стандартного жизненного цикла проекта, на котором происходит детальная разработка документации проекта |
3. Описание порядка взаимодействия при организации ПФ
Ключевым участником подпроцесса по организации ПФ является Проектная компания, которая является получателем ПФ, консолидирует все денежные потоки по Проекту (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности), и, как правило, исключает все денежные потоки, не связанные с Проектом, на ее балансе находятся все активы, необходимые для генерации прибыли по Проекту, либо передаются на ее баланс в ходе реализации Проекта. При работе над организацией ПФ необходимо учитывать, что в некоторых случаях, в особенности, когда под Проект создается новое обособленное юридическое лицо, Проектная компания может не совпадать с Инициатором проекта.
Организация ПФ включает в себя следующие процедуры:
Инициация ПФ — проработка возможности организации ПФ для Проекта, выработка концепции финансирования Проекта, проработка структуры взаимодействия Основных участников проекта, формирование предварительных условий ПФ;
Подготовка кредитной заявки — формирование Кредитной заявки, в соответствии с Методическими указаниями по формированию кредитной заявки;
Получение решения банка по ПФ Проекта — направление в Банк(и) Кредитной заявки, проведение переговорного процесса с Банками, подготовка дополнительных материалов и документов по запросу Банка, получение подтверждения Банка (решения Кредитного комитета) о готовности предоставить ПФ с указанием индикативных условий предоставления ПФ;
Получение и обслуживание ПФ — заключение Кредитного договора на ПФ и договоров по обеспечению Кредитного договора, получение денежных средств в рамках заключенного Кредитного договора, контроль выполнения обязательств по Кредитному договору.
3.1. Инициация ПФ
Данная процедура осуществляется в доинвестиционной фазе жизненного цикла Проекта до принятия инвестиционных решений ОПИР в ТПР В1*.
Входом является необходимость определения схемы финансирования Проекта и оценка возможности применения ПФ для данного Проекта, на основе одобренной концепции Проекта. Результатом процедуры (выходом) являются Оценка проекта; верифицированная Оператором ПФ Оценка проекта; Рекомендуемые мероприятия. Наличие Оценки проекта согласно Методическим указаниям по оценке проекта, является критерием выхода к ТПР В1. Помимо этого, для Проектов с финансированием, превышающим 1 млрд руб., критерием выхода к ТПР В1 является наличие верификации результатов Оценки проекта Оператором ПФ.
Для определения возможности применения ПФ при реализации Проекта осуществляется оценка соответствия его концепции и Конфигурации требованиям Банков. Для проведения Оценки проекта Инициатором проекта самостоятельно заполняется специальная форма, в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов, на основании которой определяется Текущий и Потенциальный рейтинг проекта, выраженный в баллах.
3.1.1. Оценка проекта осуществляется Инициатором проекта самостоятельно в ходе работы над концепцией и Конфигурацией Проекта в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов. Наличие Оценки проекта устанавливается в качестве критерия выхода ТПР для всех проектов, претендующих на использование ПФ.
3.1.2. В случае если в результате Оценки проекта на этапе 3.1.1. Потенциальный рейтинг проекта — на уровне не ниже умеренного, то данный Проект может быть заявлен для принятия инвестиционного решения на ОПИР в ТПР В1 как Проект, предполагающий использование ПФ. Для Проектов, имеющих Потенциальный рейтинг проекта ниже умеренного, при проведении экспертизы Проекта Оператором ПФ выносится отрицательное экспертное заключение о возможности привлечения на Проект ПФ. В случае если в результате Оценки проекта получен отрицательный Текущий рейтинг проекта, Проект не может быть реализован с использованием Проектного финансирования без внесения существенных изменений в концепцию и Конфигурацию проекта. Инициатор проекта может в консультативном порядке обратиться к Оператору ПФ для получения рекомендаций по изменению концепции Проекта с целью приближения его Конфигурации к критериям, установленным в Оценке проекта, для получения более высокого уровня Текущего рейтинга проекта при повторной Оценке проекта.
В случае если Потенциальный рейтинг проекта ниже умеренного и структура финансирования предполагает привлечение ПФ, концепция Проекта требует доработки путем включения в Проект мероприятий, повышающих Потенциальный рейтинг проекта до уровня не ниже умеренного, либо путем изменения структуры финансирования Проекта и отказа от привлечения ПФ.
Проекты, имеющие Потенциальный рейтинг проекта на уровне умеренный и выше рекомендуются к дальнейшей реализации с использованием ПФ.
3.1.5. Для Проектов, имеющих Потенциальный рейтинг проекта на уровне умеренный и выше, Инициатор проекта имеет право инициировать получение предварительных индикативных условий финансирования от Банков до выхода на ОПИР для принятия инвестиционных решений на доинвестиционной фазе Проекта. Инициатор проекта может осуществить запрос самостоятельно или с привлечением Оператора ПФ. Получение предварительных индикативных условий финансирования от Банков осуществляется Оператором ПФ по запросу Инициатора Проекта для Проектов, имеющих Текущий рейтинг проекта не ниже умеренного. Индикативные условия финансирования получаются Оператором ПФ в течение 45 рабочих дней с момента предоставления соответствующего запроса и всех необходимых документов, входящих в состав Кредитной заявки, по Проекту.
3.2. Подготовка Кредитной заявки
3.2.1. Для Проектов, имеющих Текущий и Потенциальный рейтинги проекта не ниже умеренного на этапе 3 стандартного жизненного цикла Проекта после прохождения ТПР В1* до выхода к ТПР В2 Инициатор проекта формирует Кредитную заявку в соответствии с Методическими указаниями по формированию кредитной заявки, Подготовка Кредитной заявки осуществляется на основе документов, входящих в утвержденный Паспорт проекта, а также по мере готовности Проектной документации, заключения основных договоров по Проекту, проведения маркетинговых, технологических и иных экспертиз, получения необходимых разрешений и лицензий, подготовки иных документов и мероприятий, в соответствии со спецификой Проекта (согласно пп. 3.2.4. — 3.2.8 настоящего документа).
3.2.2. При реализации мероприятий по Проекту в ходе подготовки Кредитной заявки Инициатор проекта должен стремиться к достижению максимального Текущего и Потенциального рейтингов проекта. Инициатор проекта самостоятельно проводит повторно Оценку проекта в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов. При необходимости выработки мер направленных на повышение Текущего и Потенциального рейтингов проекта Инициатор вправе обратиться за консультацией к Оператору ПФ.
3.2.3. После проработки концепции Проекта и получения в результате Оценки проекта Потенциального рейтинга проекта на уровне не ниже умеренного, в соответствии с Методическими указаниями по оценке проектов, Инициатор проекта вправе направить Кредитную заявку в Банк для принятия решения Банком о возможности предоставления ПФ на Проект. Инициатор проекта может направить Кредитную заявку в Банк самостоятельно либо с привлечением Оператора ПФ. При привлечении Оператора проекта для взаимодействия с Банком по организации ПФ, в состав Кредитной заявки Инициатором проекта в этом случае включается Оценка проекта.
3.2.4. Если реализация Проекта предусмотрена на базе Проектной компании, подлежащей созданию, то до момента подачи Кредитной заявки Инициатор проекта осуществляет получение необходимых решений Комитета по стратегическим партнерствам, альянсам, слияниям и поглощениям Корпорации, ОПИР, необходимых решений органов корпоративного управления, на создание и регистрацию Проектной компании, в соответствии с существующими ЛНА Корпорации и ее организаций, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.5. Если Инициатор проекта осуществляет привлечение ПФ самостоятельно (без участия Оператора ПФ), то до начала переговорного процесса с Банками, в соответствии с Финансовой политикой, он обязан получить согласование от Казначейства Корпорации на инициирование прямых переговоров с Банками.
3.2.8. С целью соблюдения существующих Требований финансовой документации организаций Корпорации, касающихся объемов привлеченного долгового финансирования в контуре АО «Атомэнергопром», на период инвестиционной фазы жизненного цикла Проект*, контрольный пакет акций/долей Проектной компании может быть передан на баланс Оператора ПФ, на основании решения корпоративных органов управления при одобрении данного решения Комитетом по стратегическим партнерствам, альянсам, слияниям и поглощениям Корпорации при условии соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, а также ЛНА Корпорации и организаций Корпорации. Условия, сроки такой передачи, а также цена и условия оплаты акций/долей согласовываются сторонами соответствующего договора отдельно и утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, а также ЛНА Корпорации и организаций Корпорации.
В случае если Инициатор проекта не является держателем контрольного пакета акций/долей в Проектной компании, в целях сохранения высокого уровня заинтересованности и ответственности за результаты проекта Инициатора проекта, необходимо заключение договора на управление Проектом между Проектной компанией и Инициатором проекта. Контроль Инициатора проекта за ходом Проекта посредством участия в таком договоре на управление Проектом, позволит консолидировать финансовые результаты деятельности в рамках Проекта в управленческом учете в контуре дивизиона, частью которого является Инициатор проекта, при условии соблюдения требований ЕОСЗ.
3.3. Получение решения Банка по ПФ
Данная процедура осуществляется в инвестиционной фазе жизненного цикла Проекта после принятия решений ОПИР Корпорации в ТПР B1* для Проектов, имеющих Текущий и Потенциальный рейтинги проекта не ниже умеренного, перед вынесением Проекта на ОПИР Корпорации по переходу к ТПР В2.
Начало процедуры связано с подготовкой всей Проектной документации и окончательным формированием Кредитной заявки. Входом является Кредитная заявка. Результатом (выходом) является получение положительного решения Кредитного комитета о готовности предоставить ПФ и Терм-шит. Положительное решение Кредитного комитета о готовности предоставить ПФ и Терм-шит является критерием выхода к ТПР В2* для Проектов, предполагающих привлечение ПФ.
3.3.1. Если Инициатор проекта осуществляет привлечение ПФ самостоятельно (без привлечения Оператора ПФ), то после согласования с Казначейством Корпорации инициирования прямых переговоров с Банками, в соответствии с Финансовой политикой, дальнейший процесс взаимодействия с Банком устанавливается Инициатором проекта самостоятельно, в соответствии с ЛНА Инициатора проекта.
3.3.2. Если Инициатором проекта планируется привлечение ПФ через Оператора ПФ, и Оператор ПФ привлечен Инициатором проекта в качестве консультанта на договорной основе, то Кредитная заявка с приложением всех входящих в ее состав документов направляется Оператору ПФ для подачи в Банк. В этом случае предоставление любой документации по Проекту и ПФ и взаимодействие с Банками осуществляется через Оператора ПФ, кроме исключительных случаев (например, предоставление подлинников документов Проектной компании в региональные филиалы), которые оговариваются Оператором ПФ отдельно.
При организации ПФ Кредитная заявка и прилагаемые документы должны быть направлены не менее чем в три Банка, при этом, как минимум, два из них должны отвечать требованиям, содержащимся в действующей на момент направления Кредитной заявки редакции ЕОСЗ и приложений к нему.
В процессе рассмотрения Кредитной заявки, у Инициатора проекта/Проектной компании могут быть запрошены дополнительные разъяснения и документы, учитывающие специфику Проекта. Такие дополнительные документы готовятся Инициатором проекта в максимально сжатые сроки.
По мере необходимости и по усмотрению Оператора ПФ, работники Инициатора проекта могут привлекаться Оператором ПФ для обсуждения Проекта с Банками.
3.3.3. Подготовленные Банком индикативные условия ПФ до вынесения на Кредитный комитет Банка обсуждаются и согласовываются в рабочем порядке с Оператором ПФ и Казначейством Корпорации, в соответствии с Финансовой политикой, а также с учетом Требований финансовой документации организаций Корпорации.
3.3.4. Полученные положительные решения Кредитных комитетов Банков с Терм-шитами, включаются Инициатором проекта в состав документов Паспорта проекта, направляемого для принятия инвестиционного решения ОПИР в ТПР В2.
3.4. Получение и обслуживание ПФ
Входом для данной процедуры является решение ОПИР в ТПР В2*, положительное решение Кредитного комитета о предоставлении ПФ, Терм-шита. Результатами (выходом) являются Кредитный договор на ПФ, непосредственное получение денежных средств по Кредитному договору, выполнение обязательств по Кредитному договору.
3.4.1. После принятия инвестиционного решения ОПИР в ТПР В2 по Проекту Инициатор проекта/Проектная компания получают необходимые корпоративные одобрения Кредитного договора и связанной с ним документации, осуществляют проведение необходимых закупочных процедур, в соответствии с ЕОСЗ, при этом, для проведения ценового анализа используются Терм-шиты Банков, полученные в рамках этапа «Получение решения Банка по ПФ», в том числе Терм-шиты, полученные позднее, но содержащие более экономически эффективные индикативные условия, с учетом соответствующих положений ЕОСЗ, касающихся закупки финансовых услуг. Окончательный выбор Банка, предоставляющего ПФ, должен осуществляться в рамках согласования сделки по ПФ с Казначейством Корпорации, в соответствии с Финансовой политикой, на основании аналитической записки с обоснованием выбора варианта совершения сделки и анализом предложений наиболее привлекательных Терм-шитов других Банков при условии соблюдения требований ЕОСЗ и действующего законодательства Российской Федерации.
3.4.2. В случае если условиями Кредитного договора предусмотрено предоставление обеспечения в виде залога имущества, доли/акций Проектной компании, выручки по доходным договорам Проекта, поручительства третьей стороны и иных форм обеспечения, Инициатор проекта/Проектная компания обеспечивает заключение соответствующих договоров обеспечения, с соблюдением необходимых процедур в соответствии с ОРД Корпорации, действующим законодательством РФ, и получением необходимых корпоративных одобрений обеспечительной документации.
В случае, если условия финансирования предусматривают требования по предоставлению поручительства (на весь срок или часть срока кредита), такое поручительство оформляется в порядке, предусмотренном ОРД Корпорации.
3.4.3. После выполнения п.п. 3.4.1-3.4.2 Инициатор проекта/Проектная компания заключают Кредитный договор с Банком.
3.4.4. В случае, если условиями Кредитного договора предусмотрено выполнение дополнительных отлагательных условий, Инициатор проекта/Проектная компания обеспечивают их выполнение.
3.4.5. После заключения Кредитного договора Инициатор проекта/Проектная компания осуществляет выборку средств в рамках лимита Кредитного договора в объемах и сроки предусмотренных Конфигурацией Проекта, со строгим соблюдением целевого использования средств, полученных в рамках лимита, установленного Кредитным договором.
3.4.7. Процедура контроля целевого использования кредитных средств по Проекту, достижения запланированных экономических показателей, соблюдения ковенант по предоставленному ПФ, выполнения обязательств по Кредитному договору, соблюдения графика исполнения ключевых мероприятий по Проекту (Обслуживание привлеченного ПФ) помимо осуществляемых в группе процессов «Управление инвестиционной деятельностью»**, и, в случае применимости, с соблюдением Единого отраслевого порядка мониторинга соблюдения организациями Корпорации требований, предусмотренных Финансовой документацией, также осуществляется в форме запросов, направляемых Оператором ПФ Проектной компании ежеквартально (или ежемесячно, в случае необходимости, на усмотрение Оператора ПФ). В случае обнаружения угрозы невыполнения или несвоевременного выполнения обязательств по Обслуживанию привлеченного ПФ, Оператор ПФ формирует и доводит до сведения Инициатора проекта/Проектной компании рекомендации с перечнем компенсирующих мероприятий по снижению риска невыполнения или несвоевременного выполнения обязательств по Обслуживанию ПФ, с обязательным информированием Казначейства Корпорации.
4. Нормативные ссылки
В настоящем Порядке взаимодействия использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной Корпорации по атомной энергии «Росатом»;
Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2021 N 1044;
Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Корпорации от 07.02.2021 N 37;
Единый отраслевой порядок мониторинга соблюдения организациями Госкорпорации «Росатом» требований, предусмотренных финансовой документацией, утвержденный приказом Корпорации от 11.12.2021 N 1/1206-П;
Типовая отраслевая финансовая политика Госкорпорации «Росатом», утвержденная приказом Корпорации от 08.08.2021 N 1/712-П;
Временное положение о системе управления инвестиционной деятельностью Госкорпорации «Росатом» и ее организаций, утвержденное приказом Корпорации от 15.01.2021 N 1/9-П;
Структура группы процессов «Управление инвестиционной деятельностью», утвержденная приказом Корпорации от 02.12.2021 N 1/1315-П;
Структура группы процессов «Корпоративные финансы», утвержденная приказом Корпорации от 07.05.2021 N 1/467-П;
Единый отраслевой регламент процесса «Управления портфелем проектов Госкорпорации «Росатом», утвержденный приказом Корпорации от 02.10.2021 N 1/1061-П;
Единый отраслевой порядок взаимодействия при принятии инвестиционных решений по проекту Госкорпорации «Росатом» и ее организаций, утвержденный приказом Корпорации от 02.10.2021 N 1/1060-П;
Единые отраслевые методические указания по формированию паспортов проектов Госкорпорации «Росатом», утвержденные приказом Корпорации от 02.10.2021 N 1/1062-П;
Единые отраслевые методические указания по расчету заявки на консолидированный инвестиционный ресурс Госкорпорации «Росатом», утвержденные приказом Корпорации от 23.10.2021 N 1/1130-П;
Единые отраслевые методические указания по подготовке проектов Госкорпорации «Росатом» и ее организаций к принятию инвестиционных решений, утвержденные приказом Корпорации от 30.05.2021 N 1/509-П;
Порядок совершения сделок с акционерным капиталом, утвержденный приказом Корпорации от 19.04.2021 N 1/328-П;
Единые отраслевые методические указания по оценке соответствия концепции и конфигурации проектов требованиям банков при организации проектного финансирования для целей реализации инвестиционных проектов Госкорпорации «Росатом» и её организаций, утвержденные приказом Корпорации от __.__._____ N ________;
Единые отраслевые методические указания по формированию кредитных заявок при привлечении проектного финансирования организациями Госкорпорации «Росатом», утвержденные приказом Корпорации от __.__._____ N _______.
* В соответствии с Приложением к Единому отраслевому порядку взаимодействия при принятии инвестиционных решений по проекту Корпорации и ее организаций
** См. Единый отраслевой регламент процесса «Управления Портфелем проектов Корпорации» и Единый отраслевой порядок взаимодействия для принятия решений по проекту Корпорации и ее организации
5. МЕСТО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА
Назначение раздела — сопоставление вариантов, отбор и обоснование наиболее предпочтительного земельного участка из числа предложенных органами местной администрации для размещения намечаемого к строительству объекта, на основе анализа экономических и стоимостных показателей изымаемых земель, протяженности транспортных сетей и инженерных коммуникаций до точек их присоединения (подключения) к существующим сетям и коммуникациям, оценки экономических условий, социально-экономической структуры и других факторов, сложившихся в районе размещения объекта.
Рекомендуемые состав и краткое содержание подразделов Раздела 5 «Место размещения объекта» приведены в таблице 2.5.1.
Примерное содержание Раздела 5 «Место размещения объекта»
Таблица 2.5.1
Номер подраздела | Наименование подраздела | Краткое содержание подраздела | Источники данных и сведений |
1 | 2 | 3 | 4 |
5.1 | Характеристика района и участка строительства | Оценка развитости транспортной сети и инженерных коммуникаций, экологических и санитарно-эпидемиологических условий, социально-политической обстановки и др. факторов района строительства | |
Результаты социологических опросов, встреч на сходах с населением района, референдума (если они проводились) об отношении жителей к будущему объекту | |||
Оценка характеристик земельных участков, предложенных органами местной администрации для размещения намечаемого к строительству объекта (табл. 5.1) | |||
5.2 | Обоснование места (трассы) размещения объекта | Оценка возможности (приемлемости) размещения объекта в данном районе на выделенных площадках (отсутствие факторов, способных оказать негативное воздействие на технологический процесс и качество продукции) | |
Подбор участка, обеспечивающего минимум затрат по его освоению и эксплуатации (минимальная протяженность подлежащих строительству транспортных и инженерных коммуникаций, необходимость устройства и содержания дренажного хозяйства и строительства других защитных инженерных сооружений, удаленность площадки от мест проживания потенциальных работников, удаленность и мощность базы стройиндустрии и др.) | |||
Обоснование выбранного места размещения объекта, трассы сооружения, размеров земельного участка, санитарной (охранной) зоны, схем прокладки трасс и коммуникаций. | |||
Краткая характеристика выбранного варианта; основные критерии его оптимальности | |||
5.3 | Плата за землю | Общая потребность земель, включая ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут) для прокладки транспортных и инженерных коммуникаций. Анализ целевого назначения земель, отчуждаемых под строительство. Расчет убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, причиненных изъятием или временным занятием земель, включая упущенную выгоду. Оценка рыночной стоимости прав собственности (аренды) земли и ежегодных плат за землю, включая сервитут (табл. 5.2) | |
5.4 | Состав исходно-разрешительной документации. Затраты по оформлению отвода земельного участка | Уточнение состава исходно-разрешительной документации, требуемой для оформления землеотвода в соответствии с Порядком предоставления земельного участка под строительство объектов, действующим в регионе | |
Изложение принципиальных условий и требований служб местной администрации и территориальных органов государственного надзора к объекту строительства; меры предусмотренные в соответствующих разделах Обоснований инвестиций (сделать ссылки), по их выполнению. (Примерный состав условий и требований, подлежащих согласованию с органами и службами местной администрации и государственного надзора, приведен в таблице 2.5.4) | |||
Описание результатов работы по оформлению Акта выбора земельного участка и Распорядительного документа о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении права на проведение проектно-изыскательских работ. Основные требования к заказчику (из Акта) при освоении земельного участка | |||
Оценка затрат по оформлению и отводу земельного участка (табл. 5.3) |
Характеристика района (участка) строительства
Таблица 5.1
Примечания: 1. Графа 12. Специфические грунты: вечномерзлые, просадочные, набухающие, засоленные, элювиальные и т.д.
2. Графа 13. Опасные геологические процессы: карст, склоновые процессы (оползни, обвалы), сели.
3. Графа 15. Опасные гидрометеорологические процессы: наводнения (затопления, подтопления), цунами, ураганные ветры, снежные лавины, снежные заносы, гололед, переработка берегов рек, озер, водохранилищ, абразия морских берегов.
4. Если предполагается осуществлять строительство на нескольких участках, например, возведение объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения, строительство водозаборных, гидротехнических, очистных сооружений и т.д. то в таблицу вносятся показатели по каждому участку.
5. Форма таблицы может быть использована для сопоставления вариантов при отборе наиболее предпочтительного участка для строительства объекта. При этом оценку характеристик можно осуществить путем ранжирования по значимости по балльной системе или на основе стоимостной оценки дополнительных инженерных мероприятий (устройство подпорных стенок, уплотнение, цементация основания, переход на свайные фундаменты, сооружение дренажных систем, возведение защитных дамб и т.д.), позволяющих обеспечить нормальную работу объекта.
Характеристика использования земель и плата за землю
Таблица 5.2
NN пп | Наименование показателя | Значение показателя | Кадастровая стоимость | Рыночная стоимость прав | |||
собственности (аренды) земли | |||||||
Единицы | Всего | ||||||
Собственность или постоянное (бессрочное) пользование | Срочное пользование, аренда земли | Собственность или постоянное (бессрочное) пользование | Срочное пользование, аренда земли | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Общая потребность земель, включая земли санитарной (охранной) зоны (га) | ||||||
из них: | |||||||
1.1. | Собственность или постоянное (бессрочное) пользование | ||||||
1.2. | Срочное пользование, в том числе аренда | ||||||
1.3. | Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут) | ||||||
2. | Целевое назначение земель, отчужденных под строительство объекта | ||||||
2.1. | Земли сельскохозяйственного назначения | ||||||
2.2. | Земли населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов) | ||||||
2.3. | Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения | ||||||
2.4. | Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения | ||||||
2.5. | Земли лесного фонда | ||||||
2.6. | Земли водного фонда | ||||||
2.7. | Земли запаса | ||||||
ИТОГО по строкам 2.1-2.7 |
NN пп | Наименование показателя | Государственная пошлина | Расходы на юридическое оформление сделки | Ежегодные платы за землю | |||
Единицы | |||||||
Налог | Арендная плата | ||||||
До изъятия и предоставления | После предоставления | До изъятия и предоставления | После предоставления | ||||
1 | 2 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Общая потребность земель, включая земли санитарной (охранной) зоны (га) | ||||||
из них: | |||||||
1.1. | Собственность или постоянное (бессрочное) пользование | ||||||
1.2. | Срочное пользование, в том числе аренда | ||||||
1.3. | Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут) | ||||||
2. | Целевое назначение земель, отчужденных под строительство объекта | ||||||
2.1. | Земли сельскохозяйственного назначения | ||||||
2.2. | Земли населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов) | ||||||
2.3. | Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения | ||||||
2.4. | Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения | ||||||
2.5. | Земли лесного фонда | ||||||
2.6. | Земли водного фонда | ||||||
2.7. | Земли запаса | ||||||
ИТОГО по строкам 2.1-2.7 |
NN пп | Наименование показателя | Ежегодные платы за землю | Примечание | ||||
Всего | Сервитут | ||||||
Налог | Арендная плата | ||||||
До изъятия и предоставления | После предоставления | До изъятия и предоставления | После предоставления | ||||
1 | 2 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. | Общая потребность земель, включая земли санитарной (охранной) зоны (га) | ||||||
из них: | |||||||
1.1. | Собственность или постоянное (бессрочное) пользование | ||||||
1.2. | Срочное пользование, в том числе аренда | ||||||
1.3. | Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут) | ||||||
2. | Целевое назначение земель, отчужденных под строительство объекта | ||||||
2.1. | Земли сельскохозяйственного назначения | ||||||
2.2. | Земли населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов) | ||||||
2.3. | Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения | ||||||
2.4. | Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения | ||||||
2.5. | Земли лесного фонда | ||||||
2.6. | Земли водного фонда | ||||||
2.7. | Земли запаса | ||||||
ИТОГО по строкам 2.1-2.7 |
Примечания: 1. Расчет убытков собственников земли, землевладельцев, арендаторов, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий, осуществляется в соответствии с Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77.
2. Форма таблицы может быть использована для минимизации инвестиционных затрат при оценке целесообразности приобретения земли в собственность (постоянное, бессрочное пользование) или в срочное пользование (в аренду), а также при сопоставлении вариантов и отбора наиболее предпочтительного участка для строительства объекта.
3. Для сопоставления вариантов земельных участков и отбора наиболее предпочтительного для строительства объекта при оценке протяженности транспортных и инженерных коммуникаций целесообразно воспользоваться формой таблицы 6.1 (показатели 8-17).
4. Итоговые данные граф 7-10 являются одними из слагаемых издержек строки 2, таблицы 10.1, а итоговые данные граф 15-19 учитываются в строках 3 и 16 таблицы 7. (Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбора для финансирования; утв. Госстроем России, Минэкономикой России, Госкомпромом России 31 марта 1994 года N 7-12/47, приложение 7)
Примерный состав условий и требований, подлежащих согласованию со службами местной администрации и территориальных органов государственного надзора в ходе оформления Акта выбора земельного участка.
Таблица 2.5.2
NN пп | Вид условий, требований | Состав условий, требований, подлежащих согласованию в ходе выбора площадки (трассы) для строительства |
1 | 2 | 3 |
1 | Заключение о согласовании условий природопользования | 1.1. Условия спецводопользования |
1.2. Условия использования подземных вод | ||
1.3. Условия выброса загрязняющих веществ в атмосферу | ||
1.4. Условия на предоставление недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых | ||
1.5. Условия осуществления строительства на участках залегания полезных ископаемых | ||
1.6. Условия строительства подземных сооружений (хранение нефтепродуктов, газа, отходов и др., не связанных с добычей полезных ископаемых) | ||
1.7. Условия по рекультивации и землеванию малопродуктивных угодий | ||
1.8. Условия, регламентирующие охрану животного мира | ||
1.9. Условия, регламентирующие охрану лесных ресурсов | ||
1.10. Условия, регламентирующие охрану растительного мира | ||
1.11. Условия по защите особо охраняемых природных объектов (заказников, заповедников, памятников природы) | ||
1.12. Требования по охране памятников истории и культуры | ||
2 | Заключение о согласовании санитарно — гигиенических условий | 2.1. Условия водопользования (качество питьевой воды) |
2.2. Условия по ограничению загрязнения атмосферного воздуха | ||
2.3. Условия по ограничению загрязнения почв (санитарно-эпидемиологическое состояние почв) | ||
2.4. Условия по ограничению шумового режима | ||
3 | Заключение о согласовании социально — экономических и инженерно — технических условий функционирования объекта | 3.1. Требования к архитектурным решениям объекта |
3.2. Технические условия на теплоснабжение | ||
3.3. Технические условия на газификацию | ||
3.4. Технические условия на связь и радиофикацию | ||
3.5. Технические условия на присоединение объекта к железнодорожным путям | ||
3.6. Технические условия на строительство подъездных автомобильных дорог | ||
3.8. Технические условия на электроснабжение | ||
3.9. Технические условия водопользования (подключение к существующим сетям) | ||
3.10. Технические условия канализации (подключение к существующим сетям) | ||
3.11. Технические условия по гражданской обороне | ||
3.12. Требования и условия освещения высотных сооружений | ||
3.13. Использование спецконтингента |
Примерный состав исходно-разрешительных документов; затраты по оформлению отвода земельного участка.
Таблица 5.3
NN пп | Стадия проектирования, вид проектной документации | Наименование исходно-разрешительной документации, оформление которой осуществляется на соответствующей стадии проектирования | Затраты на подготовку, оформление, рассмотрение, согласование, выдачу документов | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Предпроектные стадии | |||
1.1 | Декларация о намерениях | 1. Задание на разработку Обоснований инвестиций (бизнес-плана, архитектурной концепции и т.д.) | Согласовываются при необходимости | |
1.2 | Коммерческое предложение, инвестиционное предложение | 2. Геотопоподоснова (м 1:2000 или м 1:500) по материалам инженерных изысканий прошлых лет | ||
3. Ситуационный план (с указанием возможных земельных участков) | ||||
4. Распорядительный документ о предоставлении права проектирования | ||||
1.3 | Обоснование инвестиций (бизнес-план, архитектурная концепция, проектное предложение, форпроект) | 1. Задание на разработку эскизного проекта, ТЭО (проекта), рабочего проекта | ||
2. Архитектурно-планировочное задание, Градостроительное заключение (задание) | ||||
3. Историко-архитектурный опорный план | При необходимости | |||
4. Реставрационное задание | Для памятников архитектуры | |||
5. Технические условия присоединения к инженерным сетям и коммуникациям со схемой, согласованной в установленном порядке | ||||
6. Инженерно-геологическое заключение (отчет) | ||||
7. Инженерное заключение с результатами обследования и диагностики состояния строительных конструкций, инженерных систем, сетей и сооружений, связанных с объектом | При реконструкции | |||
8. Комплексная оценка недвижимости (земли, существующих объектов) | ||||
9. Справки по экологическим характеристикам территории | ||||
10. Материалы согласований или заключения экспертных органов (экологическое и санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение по условиям труда) | ||||
11. Акт выбора земельного участка и его санитарной (охранной) зоны (Акт о выборе площадки (трассы) для строительства, Акт резервирования земельного участка) | ||||
12. Вариант А. Распорядительный документ о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении права проведения проектно-изыскательских работ | ||||
Вариант Б. Распорядительный документ о предоставлении права проведения проектно-изыскательских работ (строительство нового объекта; реконструкция, реставрация действующего объекта) на территории с ранее оформленными правами землепользования | ||||
13. Распорядительный документ заказчика (инвестора) об утверждении Обоснований инвестиций, Бизнес-плана и т.д. | ||||
2. | Проектные стадии | |||
2.1 | Эскизный проект | |||
2.2 | ТЭО, проект, рабочий проект (утверждаемая часть) | 1. Материалы дополнительных согласований (в случае отступления от требований, установленных в Технических условиях) | ||
2. Комплексное экспертное заключение, включая материалы экологической, санитарно-эпидемиологической экспертизы и экспертизы условий труда | ||||
3. Распорядительный документ об изъятии ранее согласованного земельного участка и предоставлении его под строительство | ||||
4. Договор купли-продажи прав собственности на земельный участок (прав аренды земельного участка) | ||||
5. Свидетельство права собственности на землю или договор аренды земельного участка | ||||
6. Регистрация сервитута в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество | ||||
2.3 | Рабочая документация, рабочий проект (рабочие чертежи) | |||
ИТОГО: |
Примечания:
1. Итоговые данные затрат на подготовку и оформление исходно-разрешительной документации, связанной с получением земельного участка под строительство объекта, являются одним из слагаемых затрат при заполнении строки 2, таблицы 10.1.
2. Величины расходов на оформление документов принимаются по прейскурантам услуг, оказываемых службами местной администрации и территориальными органами государственного надзора.
3. Номенклатура исходно-разрешительной документации и названия документов могут уточняться в соответствии с порядкам предоставления земельных участков под строительство объектов, утвержденным субъектом Российской Федерации на его территории.
8. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. КАДРЫ
Назначение раздела — определение структуры предприятия, численности, квалификационного состава, условий труда и специального обеспечения работников, порядка их набора, а также расходов, связанных с оплатой труда, обучением и переподготовкой кадров.
Рекомендуемый состав и краткое содержание подразделов Раздела 8 «Структура предприятия. Кадры» приведены в таблице 2.8.1.
Примерное содержание Раздела 8 «Структура предприятия. Кадры»
Таблица 2.8.1
Номер подраздела | Наименование подраздела | Краткое содержание подраздела | Источник данных и сведений |
1 | 2 | 3 | 4 |
8.1. | Структура предприятия | Выбор и обоснование организационной структуры управления предприятием. Определение состава функциональных подразделений 1). Административная подчиненность и функциональные связи между подразделениями. Системы прямой и обратной связи. Предложения по автоматизации управленческих работ, обработка информации, созданию комплексной системы управления качеством продукции (услуг) | |
8.2. | Условия и характер труда на предприятии | Краткая характеристика системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия 2). Стоимостная оценка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда Предложения по комплектации и определение затрат на оснащение рабочих мест руководителей, специалистов и служащих оргтехникой, вычислительной и множительной техникой, мебелью и инвентарем | Система стандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.001-82 и др. |
8.3. | Потребность в трудовых ресурсах и расходы на их содержание | Определение потребности в трудовых ресурсах по категориям работников: рабочие, ИТР, служащие, сотрудники аппарата управления (табл. 8.1). Требования к квалификации рабочих, ИТР, специалистов и служащих | Данные расчета фонда рабочего времени, данные о трудоемкости производственной программы; комплексные нормы выработки. паспортные данные технологических процессов и оборудования о кол-ве рабочих мест; нормы обслуживания; объекты-аналоги |
Установление сроков создания административного аппарата, последовательности комплектации предприятия трудовыми ресурсами. Определение расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды (табл. 8.2) | |||
Определение заводских и административных накладных расходов (табл. 8.3 и 8.4) | |||
8.4. | Порядок удовлетворения потребности в трудовых ресурсах. Социальное обеспечение работающих | Оценка наличия свободной рабочей силы в районе строительства, ее квалификационного и профессионального состава и достаточности для покрытия полной потребности в трудовых ресурсах. Рассмотрение альтернативных вариантов найма работников: | Формы государственной статистической отчетности: N 1-Т (трудоустройство) «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» (квартал, год); N 2-ТН «Сведения о высвобождаемых работниках, нуждающихся в помощи по трудоустройству»; N 1 — Карточка персонального учета гражданина, ищущего работу |
осуществление оргнабора из других регионов (в том числе иностранных рабочих и специалистов), использование вахтового метода, возможное применение комбинированного варианта | |||
Оценка инвестиционных затрат, связанных с обустройством привлекаемых работников (строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры) | |||
Потребность инвестиций в строительство (реконструкцию) транспортных коммуникаций и определение затрат, связанных с доставкой работников к месту работы | |||
Предложения по обеспечению занятости членов семей привлекаемых работников: на действующих предприятиях, объектах, социальной инфраструктуры, на организуемых дополнительных производствах | |||
Стоимость оценки вариантов и обоснование выбранного порядка удовлетворение потребности предприятий в трудовых ресурсах | |||
8.5. | Переподготовка и обучение кадров | Определение технологических процессов, механизмов, подъемно-транспортного и технологического оборудования, требующих специальной подготовки эксплуатационного персонала | |
Предложения по системе профессионального обучения; определения численности работников, требующих специальной подготовки и затрат, связанных с обучением и переподготовкой кадров |
Примечания:
1. Состав и численность функциональных подразделений зависит от типа производства, сложности выпускаемой продукции, численности производственного персонала, уровня автоматизации управленческих работ и степени интеграции обработки информации. При этом должно быть обеспечено решение следующих задач:
— оперативное управление производством;
— управление технической подготовкой производства и технологическими процессами;
— перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, экономический анализ;
— организация производства, труда и управления;
— обеспечение кадрами;
— организация работ по стандартизации и метрологическому обеспечению;
— технический контроль и испытания;
— маркетинг и сбыт продукции;
— гарантийный ремонт и обслуживание;
— материально-техническое обеспечение;
— капитальное строительство;
— организация финансовой деятельности.
2. При разработке мероприятий по обеспечению безопасности условий труда необходимо руководствоваться следующими требованиями:
2.1. Психофизиологическими (ограничение нервно-психических, эмоциональных и зрительных нагрузок; повышение интеллектуально-творческого содержания труда; предупреждение монотонии и гипокинезии и т.п.).
2.2. Динамическими (рациональное чередование периода работы с перерывами на отдых).
2.3. Санитарно-гигиеническими (микроклимат: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха; допустимая интенсивность теплового облучения на постоянных и временных рабочих местах, уровень освещенности, допустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, ионизирующего излучения, содержания вредных веществ и т.д.).
Среднесписочная численность работающих
Таблица 8.1
Для справки: Необлагаемый налогом на прибыль размер расходов на оплату труда — 6 (8, 9)-кратный размер установленной законодательством минимальной оплаты труда в Российской Федерации (ненужное зачеркнуть).
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды
Таблица 8.2
Заводские накладные расходы (ЗНР)
Таблица 8.3
NN пп | Основные виды затрат | Единица измерения | Затраты в стоимостном выражении по периодам производства | ||||||||
1 | 2 | 3 | … | 15 | |||||||
MB | ИВ | MB | ИВ | MB | ИВ | MB | ИВ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Заработная плата основная и дополнительная с отчислениями на социальные нужды рабочих и служащих, не занятых непосредственно в производстве | ||||||||||
2 | Заработная плата с отчислениями на социальные нужды персонала неуправленческого характера | ||||||||||
3 | Содержание аппарата управления цехами (заработная плата отчисления на социальные нужды канцелярские расходы) | ||||||||||
4 | Содержание зданий, сооружений производственного назначения, складов, инвентаря (заработная плата отчисления на социальные нужды вспомогательные материалы), включая коммунальные услуги | — | |||||||||
5 | Транспортные расходы, связанные с производственными процессами (маттехснаб, внутризаводской транспорт и т.п.) | ||||||||||
6 | Ремонт зданий, сооружений производственного назначения, складов инвентаря | ||||||||||
7 | Затраты по охране окружающей среды, затраты на переработку, утилизацию, удаление отходов | ||||||||||
8 | Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ | ||||||||||
9 | Затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общих лабораторий, расходы на изобретательство и рационализацию | ||||||||||
10 | Аренда отдельных объектов основных производственных фондов | ||||||||||
11 | Оплата работ по сертификации продукции | ||||||||||
12 | Охрана труда | ||||||||||
13 | Текущая подготовка кадров | ||||||||||
14 | Организованный набор рабочей силы | ||||||||||
15 | Всего заводские накладные расходы, в том числе: | ||||||||||
15.1 | — постоянные | ||||||||||
15.2 | — переменные |
Примечания: 1. Амортизационные отчисления в состав заводских накладных расходов не включаются.
2. При отсутствии необходимых данных расчет отдельных статей затрат и в целом ЗНР производится по укрупненным нормативам и показателям аналогичных эффективно работающих предприятий.
Административные накладные расходы (АНР)
Таблица 8.4
NN пп | Основные виды затрат | Единица измерения | Затраты в стоимостном выражении по периодам производства | ||||||||
1 | 2 | 3 | … | 15 | |||||||
MB | ИВ | MB | ИВ | MB | ИВ | MB | ИВ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Страхование собственности (имущества) | ||||||||||
2 | Затраты на содержание служебного автомобильного транспорта | ||||||||||
3 | Аренда земли и другие выплаты за земельный участок | ||||||||||
4 | Оплата лицензий на право деятельности, оплата гонораров | ||||||||||
5 | Содержание аппарата управления предприятием (зарплата основная и дополнительная с отчислениями на социальные нужды) | ||||||||||
6 | Содержание узлов связи, МСС, ВЦ и обеспечивающих их лабораторий | ||||||||||
7 | Содержание конструкторских служб | ||||||||||
8 | Расходы на командировки и перемещения | ||||||||||
9 | Расходы на отопление, освещение, канализацию, водоснабжение и содержание в чистоте административных зданий | ||||||||||
10 | Содержание пожарной и военизированной охраны | ||||||||||
11 | Канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы | ||||||||||
12 | Платежи по кредитам банков в пределах ставок, установленных законодательством | ||||||||||
13 | Федеральный и территориальный налог на реализацию ГСМ | ||||||||||
14 | Налог на пользователей автомобильных дорог | ||||||||||
15 | Налог с владельцев транспортных средств | ||||||||||
16 | Уплата местных налогов | ||||||||||
17 | Представительские расходы | ||||||||||
18 | Издержки на социальное обслуживание: | ||||||||||
18.1 | — жилье | ||||||||||
18.2 | — здравоохранение (медпункт, амбулатории и т.п.) | ||||||||||
18.3 | — столовые, кафетерии | ||||||||||
18.4 | — продовольственные магазины | ||||||||||
18.5 | — прочие объекты социального обслуживания | ||||||||||
19 | Всего административные накладные расходы: | ||||||||||
в том числе: | |||||||||||
19.1 | — постоянные | ||||||||||
19.2 | — переменные |
Примечания: 1. В административные накладные расходы не включаются амортизационные отчисления.
2. При отсутствии необходимых данных расчет отдельных статей затрат и АНР в целом производится по укрупненным нормативам и показателям аналогичных эффективно работающих предприятий.