- Инвестиции и иностранные инвестиции
- Контролируемые иностранные организации
- Налоговое регулирование иностранных инвестиций в рф
- Налогообложение иностранных инвестиций
- Например
- Обязательство уведомления российского налогового резидента
- Ооо с иностранными инвестициями
- Особенности обложения налогом на прибыль для зарубежных организаций
- Порядок исчисления налога
- Проблемы налогообложения иностранных инвестиций
- Удержание налога из доходов зарегистрированной за рубежом компании
- Филиал и представительство иностранной организации
- Штрафы за невыполнение законодательных норм
- Итоги
Инвестиции и иностранные инвестиции
Важность инвестиционной деятельности особенно возросла за последние несколько лет, так как экономическая и политическая нестабильность захватила большую часть стран мира. Многие взаимозависимые компании уже не могут существовать только на своих внутренних ресурсах, они требуют финансовых влияний извне, для создания конкурентных преимуществ.
Инвестиции предполагают хороший доход, и возможность получения большей прибыли, каждое предприятие на рынке самостоятельно ищет пути инвестирования и выбирает направление.
Понятие «инвестиции» плотно укоренилось в бизнесе, инвестиционная деятельность неотъемлемой элемент политики компаний. Без инвестиций нет развития предприятия или даже целой страны. Вложение ценностей во что-либо предполагает определенную отдача, с экономической точки зрения такая отдача – это прибыль.
Инвестиции различны по срокам вложения, по целевому назначению, по видам и т.д. Иностранными инвестициями принято считать все ценности, которые вкладывают инвесторы в инвестиционные проекты страны или отдельные предприятия. Иностранные инвестиции еще называют внешними, то есть те, которые поступают в страну изза границы.
Контролируемые иностранные организации
Зарубежным компаниям, которые контролируются российским собственником/собственниками, посвящена новая глава 3.4 в Налоговом Кодексе. Как уже было сказано, изменения, вносимые в российское налоговое законодательство по контролируемым иностранным компаниям, связаны с деоффшоризацией.
Так, отныне все российские собственники обязаны уведомлять о наличии компаний, приносящих доход за рубежом, а с 2022 года – и уплачивать налоги с получаемого за границей дохода. Причем в зависимости от репутации страны, в которой расположен этот бизнес, можно будет избежать двойного налогообложения или уменьшить налоговое бремя, либо же уплачивать налог со всех доходов полностью в России.
См. также:
Налоговое регулирование иностранных инвестиций в рф
Машиностроительная продукция Экспорт Импорт Сальдо 190,7 1 074,0 -883,3 15748,2 800,1 14 948,1 1 061,9 6 796,4 -5 734,5 667,7 2 792,7 -2 125,0
ИТОГО: Экспорт Импорт Сальдо 10 989,0 129 477,5 -118 488,5 182 889,4 37 876,8 145 012,6 4 643,3 51 726,2 -47 082,9 18 727,5 12 146,2 6 581,3
Мамаева У.Б.
Налоговое регулирование иностранных инвестиций в РФ
На процесс привлечения и использования иностранного капитала существенное воздействие оказывает система финансового регулирования деятельности зарубежных инвесторов. Эта система включает в себя использование бюджета развития, налоговое, таможенное и кредитное регулирование, условия страхования и арендной платы. Из всего комплекса этих инструментов регулирования основополагающим является система налогообложения.
В настоящее время для иностранных инвесторов предусмотрена система налогов, включающая налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество предприятия, акцизы, местные налоги, отчисления на государственное социальное страхование российских и иностранных работников. В большинстве стран иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в приоритетных отраслях и направлениях принимающей экономики, предоставляются налоговые льготы не только по сравнению с национальными капиталами, но и по сравнению с налоговым режимом в странах, которые могут стать конкурентами в привлечении иностранных инвесторов.
Аналогичный режим должны получить и иностранные инвесторы в России, осуществляющие инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях и регионах российской экономики. На сегодняшний день налоговый режим, предусмотренный для иностранных инвесторов в России, практически соответствует национальному, т.е. налоговому режиму, предусмотренному для российских предприятий, что подразумевает, что иностранные инвесторы функционируют в условиях, аналогичных тем, в которых работают российские предприятия.
Для привлечения иностранных инвесторов требуется прежде всего стабильность всех систем, включая налоговую. В России система налогообложения подвержена значительным изменениям и остается нестабильной. Это является одной из причин слабой привлекательности российской экономики для иностранного инвестирования и негативного влияния на состояние инвестиционного климата в России.
Осознавая необходимость более активного привлечения иностранного капитала. Указом Президента от 23 мая 1994 г. для предприятий с иностранными инвестициями были введены налоговые льготы. В соответствии с этим указом все предприятия с иностранным капиталом, занимающиеся производственной деятельностью и имеющие оплаченную долю в уставном фонде не менее 30 % и в эквивалентной сумме не менее 10 млн. долл., приравнивались к малым предприятиям и первые два года налог на прибыль не уплачивали, а третий и четвертый годы ставка налогообложения составляла соответственно 25 % и 50 % . На них одновременно распространялась практика действующего для всех российских предприятий освобождения от налогообложения прибыли, направляемой во-первых, на финансирование долевого участия в капиталовложениях производственного и непроизводственного назначения и погашения кредитов, использованных на эти цели; во-вторых, на проведение предприятиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и увеличение финансовой базы Российского фонда технологического развития; в-третьих, на развитие конкуренции и страновых резервов по страхованию жизни; в-четвертых, на создание резервных фондов.
Исследования показывают, что действительная величина российского налога, которым облагаются иностранные предприятия, рассчитанная по принятым в международной практике правилами достаточно велика. Например, в России 35 %-ная ставка налога на прибыль номинально на 15 % ниже, чем в Германии. Однако, нередко иностранные инвесторы вынуждены выплачивать по этому налогу суммы, превосходящие величину получаемой прибыли. Другими словами, чаще всего создается ситуация, когда при одинаковом доходе компания, работая, например, в Германии и выплачивая более высокую ставку налога,
остается с прибылью, а действующая в России оказывается с убытком. Этот налоговый парадокс объясняется тем, что фактически ставки российского налога на прибыль, рассчитанные по правилам западной бухгалтерии, составляют не 35, а от 60 до 150 % .
Успешная реализация налогового регулирования иностранных инвестиций сдерживается несоответствием российской практики формирования себестоимости зарубежной. В России запрещено включать в себестоимость проценты, выплачиваемые иностранным инвесторам за кредит на приобретение оборудования, расходы на рекламу, страхование и т.д. Эти ограничения в значительной мере сдерживают возможность предприятий с иностранным капиталом расширять масштабы своей деятельности, не позволяют им активно использовать кредиты, проводить крупные рекламные компании, финансировать большое капитальное строительство. Если не произойдет изменения в этой области, то усилия по переориентации иностранного инвестирования в выгодные для нашей страны сферы экономики будут всегда мало эффективными.
На иностранное инвестирование негативно сказывается несовершенство налогового законодательства применительно к отечественным предприятиям. Высокие налоги препятствуют инвестициям российских предприятий, а это в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на иностранное инвестирование, так как оно во многих случаях в значительной мере зависит от жизнеспособности и надежности отечественных партнеров по кооперации и российских поставщиков и заказчиков.
Много нареканий иностранных инвесторов к практике работы российских налоговых служб. В частности их не устраивает то, что соглашение об избежании двойного налогообложения не применяется автоматически. Иностранным предприятиям предоставляются льготы или их освобождают от уплаты налога у источника только в случае, если есть разрешение российской налоговой инспекции, получение которого растягивается на длительное время и может длиться больше года. Такая практика вызывает озабоченность у иностранных инвесторов и неуверенность в получении необходимого разрешения.
Однако, в практике нашего государства сложилось явно неэффективное налогообложение отраслей промышленности. Уровень налоговой нагрузки, при которой доля отрасли в ВНП превышает долю в налоговых поступлениях, имеет тенденцию снижаться в последнее время, включая торговлю, это свидетельствует о несовершенстве налогообложения.
Действующая система регулирования иностранных инвестиций в России связана со значительным риском для потенциальных инвесторов в силу своей нестабильности. Фактором, способным изменить эту ситуацию в лучшую сторону, является система гарантий.
В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо активнее проводить политику дифференциации налогообложения иностранных инвестиций, представления значительных льгот иностранным инвесторам, которые направляют свои капиталы в модернизацию производства, используя новейшие открытия и технологии. Это необходимо быстро делать, так как ситуация в 1998 г. с внутренним и внешним инвестированием не улучшается, а напротив, ухудшается. Такой вывод следует из того, что стратегические внутриотраслевые финансовые вложения крупных западных компаний в отечественные предприятия остаются на низком уровне и их доли в 1997 г. еще уменьшились. Из -за широко распространившихся в России неплатежей, взаимозачетов, долгов в федеральный бюджет появляющиеся на предприятиях живые деньги идут не на реконструкцию производства и обновления основных фондов, а на погашение долгов, что не может не сдерживать притока иностранных инвестиций. Другая причина снижения притока иностранного капитала связана с ослаблением позиций России на мировом рынке. После того, как цены и затраты на многие виды продукции, включая продукцию ТЭК, сравнялись с мировыми, а российский экспорт сырья и полуфабрикатов потерял свою демпинговую агрессивность, приток западных инвестиций в эти предприятия уменьшился.
До тех пор, пока отечественные предприятия испытывают существенный недостаток в собственных капиталовложениях (амортизации и прибыли) и в заемных средствах (кредитах отечественных банков), следует активнее привлекать зарубежные капиталы. При решении этой задачи неприемлемой является модель высокоразвитых стран, где, как уже отмечалось, главным источником финансирования выступают внутренние источники. Очевидно, нашей стране более подходит опыт развивающихся стран, в которых внешние источники доминируют. Так,например,их доля в капиталовложениях Индии составила свыше 60 %, а в республике Конго — даже 87%.
Не останавливаясь на других аспектах налогового регулирования иностранного инвестирования, хотелось бы подчеркнуть, что в сложившейся ситуации наша страна должна использовать систему налогообложения иностранных инвестиций исключительно в качестве стимулирующего фактора, одного из путей преодоления инвестиционного кризиса. Эта система должна быть стабильной, содержать дифференцированный подход, учитывать приоритетность отраслей и сфер экономики и динамику их развития. Наряду с другими инструментами налоговое регулирование должно способствовать переходу от торгово-
коммерческой доминанты в иностранном инвестировании к воспроизводственно-инвестиционной модели, обеспечивают большую привлекательность вложений, их нацеленность на более низкие трансакционные издержки.
Махтибеков Э.А., Джамбулатов И. Д.
Направления совершенствования банковской системы Республики Дагестан
Анализ становления банковской системы Дагестана свидетельствует о том, что основной причиной финансовых неудач региональных банков является неквалифицированное управление и отсутствие стратегического планирования, а дестабилизирующими факторами служат кредитный риск, риск ликвидности, отсутствие финансового менеджмента.
Вместе с тем, сохранение и развитие региональных коммерческих банков (КБ) и самой банковской системы для Дагестана имеет принципиальное значение. Во-первых, региональные КБ адекватно реагируют на экономические особенности республики. Во-вторых, (очень важно) региональная банковская система создает экономическую и финансовую основу для политических соглашений с другими регионами (государствами).
Банковская система РД в перспективе может быть представлена в мировой банковской системе несколькими банками с наибольшим уставным капиталом.
На наш взгляд, экономические условия, сложившиеся в республике, не способствуют динамичному развитию банковской системы. Свидетельством тому является отсутствие каких-либо значительных инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, высокая себестоимость продукции по причине отсталой технологии, низкая покупательная способность населения, отсутствие маркетинга и, наконец, откровенное и бесконтрольное расхищение средств.
Внесение некоторых корректив в деятельность Национального банка РД значительно увеличило бы эффективность регулирования деятельности КБ; представляется, что основная задача Национального банка состоит не только и не столько в надзоре за деятельностью последних, сколько в совершенствовании инфраструктуры финансового рынка региона с целью создания благоприятных условий для развития региональных КБ. Последнее предполагает создание в Национальном банке соответствующей структуры (управление, отдел), которая занималась бы вышеуказанными вопросами.
Важнейшим шагом, который значительно приблизил бы достижение данной цели, явилось бы, на наш взгляд, создание Ассоциации Банков Дагестана (АБД), стратегической целью деятельности которой должно стать развитие региональной банковской системы. Создание АБД требует принятия таких законодательных решений органов власти, которые стимулировали бы развитие банковского сектора экономики.
В качестве одного из таких решений можно рассматривать освобождение региональных банков от налога на прибыль в части республиканского бюджета или предоставление налоговых «каникул» и направление равными частями этих средств через АБД на финансирование программ развития банковской системы и, в отдельных случаях, непосредственно банкам на собственное развитие.
Неоценимую помощь региональным КБ окажет правовое обслуживание и практическая помощь, которые также станут функциональной обязанностью АБД. Кроме того, АБД будет способствовать решению ряда перспективных задач: установление деловых связей с банками Ближнего Востока, Европы и, в первую очередь, стран СНГ.
Здесь же отметим, что региональные банки остро нуждаются в необходимости создания межбанковского страхового общества. Стабилизирующая роль подобного общества особенно актуальна для такого депрессивного региона, каким является Республика Дагестан.
Региональной особенностью финансового рынка Дагестана является то, что при сравнительно ограниченных финансовых ресурсах велика степень концентрации банков.
В настоящее время в республике действует 52 коммерческих банка, из них: у 20-ти имеется достаточно разветвленная филиальная сеть. В то же время происходит ежегодное сокращение числа региональных банков (рис.1), а, начиная с 1994 г., появление вновь образующихся банков прекратилось.
Налогообложение иностранных инвестиций
Надо отметить, что на сегодняшний день сами инвестиции не подлежат налогообложению, а подлежит только доход, который получает инвестор от вложенного капитала. Специальных режимов налогообложения для иностранных инвесторов нет, в рамках Налогового Кодекса РФ доход иностранного инвестора подлежит следующим возможным налогам:
- местные налоги;
- региональные налоги;
- федеральные налоги.
То есть иностранный инвестор находится на той же ступени налогообложения, что и российский инвестор, единственное, все операции иностранного инвестора тщательнее контролируются, так как идет отток капитала из страны.
Например
В гл. 21 НК РФ для филиалов и представительств иностранных компаний предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре. Так, в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Данное правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (ст. 149 НК РФ).
Совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении аккредитованных в Российской Федерации граждан и (или) организаций которых применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации.
Однако важно иметь в виду, что все без исключения иностранные организации, в том числе их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Светлана Гаврилова, эксперт — юрист компании «РосКо – Консалтинг и аудит», специально для «ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА»N 35 , 2022 года
Обязательство уведомления российского налогового резидента
Плательщики налога – резиденты РФ должны уведомить о наличии доли участия в контролируемой иностранной фирме либо о том, что они являются контролирующими лицами.
Уведомление о наличии доли участия в зарубежных компаниях должно предоставляться в ИФНС в течение месяца после появления такого права, и не позже 20 числа марта месяца того года, который следует за отчетным, в случае если доля прибыли такой зарубежной компании подлежит учету у лица, ее контролирующего, в России (п. 3 ст. 25.14 НК).
Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс:
Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Ооо с иностранными инвестициями
Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией — юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (п. 6 ст.
Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, такими как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон N 160-ФЗ.
Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются гарантии правовой защиты. Полная и безусловная защита прав и интересов обеспечивается Федеральным законом N 160-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Например, иностранные инвесторы имеют такие гарантии, как использование различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и пр.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ РОССИЙСКОЕ ООО СЧИТАЕТСЯ КОМПАНИЙ С ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ?
Особенности обложения налогом на прибыль для зарубежных организаций
Зарубежные компании, которые в рамках налогового законодательства приравнены к российским, обязаны придерживаться всех норм гл. 25 НК РФ (далее по тексту – НК) по исчислению и уплате налога на прибыль, как и российские плательщики налога.
Зарубежные организации, которые имеют доход от источников в РФ и ведут свою хозяйственную деятельность через постоянные представительства, признаются плательщиками налога в РФ (п. 1. ст. 246 НК). Причем если такие компании не осуществляют свою деятельность через официальные представительства в России, но имеют доход от источников в РФ, то они подлежат обложению налогом в соответствии со ст. 309 НК.
С 2022 года в налоговом законодательстве России появился новый термин – контролируемые иностранные организации. Изменения в налоговое кодифицированное законодательство, связанные с появлением нового субъекта налогообложения, были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в I и II части НК РФ» 24.11.2022 № 376-ФЗ.
Экперты КонсультантПлюс разработали пошаговую инструкцию об особенностях налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании:
Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Порядок исчисления налога
Налоговой базой для исчисления налога на прибыль служит доход контролируемой заграничной фирмы, подтвержденный ее финансовой отчетностью и, при наличии, заключением аудитора. Все эти документы должны быть переведены на русский язык. Они предоставляются вместе с налоговой декларацией контролирующего их юрлица.
Аудиторское заключение обычно требуется составлять вместе с финотчетностью в соответствии с личным законом иностранной компании (т. е. налоговом законодательством, действующим в стране регистрации такой компании).
Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). При подсчете прибыли контролируемой зарубежной компании суммируются доходы, перечисленные в п. 4 ст. 309.1 НК, за исключением сумм, указанных в п. 3 данной статьи.
См. также статью «Как правильно заполнять декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов»
Сумма налога на прибыль уменьшается на суммы удержания с этой прибыли, уже взысканные в другом государстве, а также в РФ. Для подтверждения уплаты налога предоставляется соответствующее документальное подтверждение (п. 11 ст. 309.1 НК).
При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщик – контролирующее лицо учитывает доход контролируемой заграничной организации лишь тогда, когда он превысил 10 млн руб. в эквиваленте (п. 7 ст. 25.15 НК).
Проблемы налогообложения иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции помогают в большинстве случае развитию страны и ее потенциалу, поэтому есть необходимость привлечения большего количества инвестиций.
Но есть ряд проблем, связанных с тем, что иностранные инвесторы не хотят вкладывать капитал в российские инвестиционные проекты, в частности:
- из-за быстро и часто меняющегося налогового законодательства;
- непрозрачности налогообложения;
- высоких процентов по налоговым ставкам;
- отсутствие льгот для иностранных инвесторов;
- отсутствие специальных режимов налогообложения для иностранных инвесторов.
Таким образом, причины, по которым иностранные инвесторы не желают вкладывать свой капитал в России достаточно серьезные. Из-за этого страна теряет потенциальных инвесторов, что в целом плохо отражается на экономических процессах страны. Для решения существующих проблем необходимо в корне пересматривать налоговое законодательство для инвесторов иностранцев, делать его более лояльным и гибким, лучшим решением будет разработка налоговых льгот по определенным видам деятельности.
Данные мероприятия позволят повысить инвестиционную привлекательность страны и привлечь больше иностранных инвестиций, то есть улучшить экономических фон во многих отраслях хозяйства страны.
Удержание налога из доходов зарегистрированной за рубежом компании
Доходы зарубежных компаний от источников в России, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ, определяются в соответствии со ст. 309 НК. Налог на прибыль с таких доходов удерживается российской компанией, которая осуществляет выплату полученного контрагентом дохода (п. 1 ст. 310 НК).
При этом важно, заключен ли международный договор по вопросам налогообложения между РФ и страной, где зарегистрирована эта зарубежная фирма. Ссылка на приоритетность норм международного соглашения содержится в ст. 7 НК.
Чтобы налоговый агент применял специальные нормы в соответствии с заключенным РФ международным договором для исключения двойного налогообложения, зарегистрированная за рубежом компания должна предоставить ему сведения о месте своей регистрации, переведенные на русский язык. Все такие специальные нормы прописаны в ст. 312 НК.
Филиал и представительство иностранной организации
Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий «филиал» и «представительство» раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.
Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (ч. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419).
Возможность создания представительства иностранной организации на территории Российской Федерации Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты (ч. 1 ст. 55 ГК РФ).
Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия «филиал» или «представительство». В п. 2 ст. 11 НК РФ закреплено понятие «обособленное подразделение организации» — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).
Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.
В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.
Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).
Штрафы за невыполнение законодательных норм
В случае неуведомления об участии в зарубежных фирмах или о том, что юрлицо является контролирующей организацией в соответствии с гл. 3.4 НК, на нарушителя накладывается штраф в размере 50 000 руб. и 100 000 руб. соответственно (ст. 129.6 НК).
Непредоставление в ИФНС декларации по налогу на прибыль и приложений в составе с финотчетностью контролируемой организации и другими обязательными документами либо предоставление таких документов с искаженными сведениями грозит наложением штрафа в сумме 100 000 руб. (п. 1.1 ст.126 НК).
См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»
Неполная уплата либо полная неуплата налога на прибыль с дохода контролируемой заграничной компании грозит наложением на контролирующее лицо штрафа в размере 20% от суммы налога, при этом минимум составляет 100 000 руб. (ст. 129.5 НК).
Итоги
Особые нюансы для исчисления налога на прибыль для иностранных организаций появляются лишь в случаях, когда:
- Нерезидент не имеет постоянного представительства в РФ, но имеет доход от источников, находящихся на территории России. Налог на прибыль удерживается налоговым агентом, производящим выплату дохода.
- Зарубежная компания является контролируемой собственником (собственниками), находящимся на территории России. При этом доля участия такого российского владельца не должна быть менее 25%. Либо группа российских совладельцев, доля каждого из которых не менее 10%, обладают мажоритарным пакетом (более 50% доли участия в зарубежной компании). В общих ситуациях исчисление налога на прибыль контролируемой организации производится из суммы прибыли зарубежной компании за вычетом уплаченного налога с нее за границей. Ставка налогообложения в России составляет 20%.
В других случаях заграничные компании (у которых есть постоянное представительство в РФ и источник дохода находится на территории России) признаются как российские налогоплательщики. Они исчисляют и уплачивают налог на прибыль, как и все остальные налогоплательщики в России.