Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов

Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов Инвестиции

Введение

Крупномасштабными региональными инвестиционными проектами являются те проекты, реализация которых оказывает существенное долгосрочное влияние на социальную, экономическую и экологическую ситуацию в регионе. При этом последствия реализации таких проектов могут иметь как положительный, так и отрицательный характер для региона.

Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов затрагивает различные сферы экономической системы региона, влияет на развитие производственной и транспортной инфраструктуры, усиливает инвестиционную активность в регионе, изменяет региональный деловой климат.

Реализация данных проектов требует, как правило, привлечения значительных трудовых ресурсов, что не может не сказаться на уровне жизни населения территории. С другой стороны, возможно нарушение привычного уклада, разрушение территорий проживания коренного населения, усиление антропогенного воздействия на окружающую среду.

Социально-экономические эффекты реализации крупномасштабных проектов имеют как прямой, так и косвенный, опосредованный характер. При этом, косвенные эффекты часто гораздо более значимые чем прямые.

Все сказанное обусловливает необходимость оценки социально-экономической эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов для региона их реализации.

Основные положения предлагаемого подхода к оценке социально-экономической эффективности инвестиционных региональных проектов

Под социально-экономической эффективностью инвестиционного проекта в данной статье понимается соответствие социально-экономических последствий его реализации целям устойчивого социально-экономического развития региона.

Предлагаемый методический подход к оценке социально-экономической эффективности инвестиционных проектов базируется на следующих принципах:

  • обеспечение полноты учета эффектов, появляющихся в экономике и социальной сфере региона при реализации инвестиционного проекта, носящих как положительный, так и отрицательный характер;
  • проведение оценки инвестиционного проекта во взаимосвязи с особенностями территории его реализации и взаимодействии с другими инвестиционными проектами, реализуемыми в регионе;
  • обеспечение учета не только прямых, но и косвенных эффектов реализации проекта.

Все эффекты от реализации проекта можно разделить на прямые и косвенные. Прямые эффекты – это те эффекты, которые порождаются непосредственно самим проектом без учета межотраслевых взаимосвязей. К прямым социально-экономическим эффектам от реализации проекта можно отнести следующие:

  • объем товаров, работ и услуг, произведенных и выполненных в рамках проекта;
  • добавленная стоимость, создаваемая проектом;
  • количество созданных в рамках реализации проекта рабочих мест;
  • средняя заработная плата работников, занятых в проекте;
  • объем налоговых поступлений в региональный бюджет от реализации проекта;
  • величина экономии ресурсов в результате реализации проекта;
  • социальная и транспортная инфраструктура, созданная в рамках проекта;
  • прямой экологический ущерб, обусловленный реализацией проекта (нарушение земель, истощение ресурсной базы, выбросы загрязняющих веществ и т. д.).

Количество и состав прямых эффектов определяется особенностями и спецификой самого проекта. Социально-экономические эффекты могут быть как универсальными, возникающими при реализации любого инвестиционного проекта, так и специфическими, обусловленными определенными типами проектов и особенностями региона, на территории которого реализуется проект. Однако, чем масштабнее проект, тем больше и значительные прямые и косвенные эффекты его реализации.

Косвенные эффекты возникают в результате опосредованного влияния проекта на социально-экономическую систему региона через воздействие на другие проекты и отрасли экономики региона. Косвенный эффект также возникает вследствие направления налоговых поступлений от реализации проекта на развитие социальной сферы, транспортной инфраструктуры, приоритетных сфер экономической деятельности и т.д.

Следует также отметить, что социально-экономические эффекты, возникающие вследствие реализации проекта могут носить как положительный, так и отрицательных характер. Так социально-экономическими издержками реализации проекта могут, например, выступать:

  • разрушение природных комплексов и истощение природно-ресурсного потенциала;
  • рост социального неравенства в результате повышения доходов у работников, занятых в проекте;
  • разрушение исторически сложившихся территориальных общностей населения и изменение привычных условий жизни населения, проживающего на территории реализации проекта;
  • обострение социальных проблем вследствие привлечения для реализации проекта значительного количества вахтовиков и временных занятых;
  • увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру;
  • ухудшение экологической ситуации на территории реализации проекта.

Таким образом, оценка социально-экономической эффективности инвестиционного проекта предполагает:

  • Сопоставление социально-экономических выгод и издержек реализации проекта. В случае если социально-экономические издержки реализации проекта превышают его социально-экономические выгоды, то проект следует признать неэффективным с точки зрения интересов региона.
  • Выявление соответствия результатов реализации проекта целям социально-экономического развития региона. Иными словами, необходимо оценить, насколько реализация проекта способствует достижению социально-экономической системой региона целевых индикаторов.

Учитывая все сказанное, проведение комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и обоснование их государственной поддержки предлагается осуществлять на основе имитационной экономико-математической модели.

Предлагаемая модель включает в себя три основных блока:

  • блок инвестиционных проектов, позволяющий учитывать особенности отдельных инвестиционных проектов;
  • блок социально-экономической системы региона;
  • блок целевых показателей социально-экономического развития региона и расчета полного социально-экономического эффекта.

Блок инвестиционного проекта моделирует финансовые потоки проекта и позволяет оценить коммерческую эффективность проекта и прямые социально-экономические эффекты от его реализации.

Модель позволяет рассчитать такие широко применяемые показатели коммерческой эффективности проекта, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности и дисконтированный срок окупаемости.

При этом в необходимых случаях оценка коммерческой эффективности проекта проводится в двух вариантах: с учетом и без учета государственной поддержки проекта.

На социально-экономическую эффективность реализации инвестиционного проекта влияет ряд факторов, обусловленных, с одной стороны, особенностями самого инвестиционного проекта, с другой – особенностями территории, на которой данный проект реализуется.

Предлагаемая модель позволяет учесть следующие  особенности инвестиционного проекта, определяющие социально-экономические последствия его реализации:

  • ресурсоемкость проекта (необходимые для его реализации трудовые, природные и финансовые ресурсы);
  • сфера реализации проекта;
  • срок реализации проекта;
  • применяемая технология создания инвестиционного объекта;
  • особенности технологического цикла;
  • планируемая к использованию производственная технология;
  • субъект реализации проекта.

Каждый инвестиционный проект включается в общую модель в виде отдельного подблока. При этом, модель позволяет провести оценку социально-экономической эффективности реализации проекта во взаимосвязи с другими инвестиционными проектами, реализуемыми на территории региона.

Косвенные социально-экономические эффекты от реализации проекта предлагается оценивать с помощью имитационной модели социально-экономической системы региона, в которой учитываются соответствующие взаимосвязи инвестиционного проекта с различными подсистемами социально-экономической системы региона.

Про бизнес:  Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 97 “Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий”

Предлагаемый методический подход позволяет учитывать следующие направления воздействия инвестиционного проекта на социально-экономическую систему региона:

  • финансовое воздействие, проявляющееся в изменении доходной базы бюджета региона, влиянии на бюджетные расходы и изменении финансовых ресурсов предприятий, функционирующих на территории региона;
  • экономическое воздействие, связанное с влиянием на валовой региональный продукт, расширением спроса на местные товары и услуги, ростом занятости, активизацией производственной деятельности в сопряженных отраслях, развитием региональной инфраструктуры, повышением инвестиционной активности в регионе;
  • социальное воздействие, в результате которого возможно целенаправленное решение конкретных социальных проблем региона (повышение уровня жизни населения, расширение услуг социальной сферы и.т.п.) или же появление новых проблем и обострение старых;
  • экологическое воздействие, проявляющиеся либо в уменьшении природно-ресурсного потенциала региона и усилении антропогенной нагрузки на окружающую среду, либо, наоборот, в снижении вредного воздействия вследствие применения более прогрессивных и экологичных технологий.

Косвенные социально-экономические эффекты реализации проекта в модели отражены посредством межотраслевых взаимосвязей и через механизм мультипликатора.

Исходные данные модели разделяются на три типа:

  • показатели, отражающие текущие состояние социально-экономической системы региона, а также некоторые макроэкономические показатели (неизменяемые параметры);
  • входные характеристики предполагаемых к реализации инвестиционных проектов;
  • варьируемые параметры, отражающие будущие внешние условия и внутренние характеристики (уровень цен, ставки налогообложения и.т.д.). С помощью варьируемых переменных задаются также управленческие решения по повышению социально-экономической эффективности предполагаемых к реализации инвестиционных проектов.

С помощью модели социально-экономической системы региона осуществляется прогноз регионального развития без учета реализации проекта (базовый вариант) и с учетом реализации проекта. Изменение целевых показателей в варианте с учетом реализации проекта по сравнению с базовым вариантом и представляет собой количественную оценку социально-экономических эффектов проекта.

Оценка полного социально-экономического эффекта реализации проекта и его соответствия целям ресурсно-инновационного развития региона осуществляется в третьем блоке модели.

Результирующие показатели модели отражают общее влияние реализации инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие региона по различным направлениям воздействия.

В модель встроены следующие целевые показатели социально-экономического развития региона:

  • экономические – отражающие величину ВРП в расчете на душу населения региона, а также долю добавленной стоимости, созданную в приоритетных секторах экономики;
  • социальные – включающие размер среднедушевых доходов населения, уровень занятости и размер бюджетных доходов в расчете на душу населения, который отражает общую способность региональных властей решать социально-экономические проблемы территории;
  • экологические – характеризующие состояние окружающей среды региона.

Критериальные показатели социально-экономической эффективности проекта являются расчетными коэффициентами, характеризующими степень достижения целевых показателей ресурсно-инновационного развития региона:

K(t) = F(t)/Ц, где

K(t) – критериальный показатель социально-экономической эффективности проекта в t-ом году; F(t) – фактический показатель социально-экономического эффекта от реализации проекта в t-ом году; Ц – соответствующий целевой показатель ресурсно-инновационного развития региона.

Таким образом, комплексная оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов предполагает осуществление следующих этапов:

  • определение основных параметров инвестиционного проекта (необходимые ресурсы, применяемая технология и т.п.);
  • анализ текущего состояния социально-экономической системы региона и прогноз ее развития без учета влияния инвестиционного проекта;
  • оценка коммерческой эффективности проекта для частного инвестора;
  • определение совокупности прямых социально-экономических эффектов реализации проекта;
  • оценка косвенного воздействия проекта на социально-экономическую систему региона;
  • сопоставление положительных и отрицательных эффектов реализации инвестиционного проекта и получение интегрированной оценки социально-экономической эффективности проекта;
  • оценка соответствия проекта целям ресурсно-инновационного развития региона;
  • разработка мероприятий, позволяющих снизить или нивелировать отрицательные последствия реализации проекта и повышающих положительные социально-экономические эффекты реализации проекта;
  • проведение оценки социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта с учетом предлагаемых мероприятий.
  • Принятие окончательного решения.

При этом, инвестиционный проект может быть одобрен к реализации на региональном уровне только в случае его положительной оценки, то есть тогда, когда социально-экономические выгоды существенно превышают социально-экономические издержки реализации данного проекта с учетом реализации всех мер по повышению его социально-экономической эффективности.

Предлагаемый подход был апробирован для оценки социально-экономической эффективности некоторых крупномасштабных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края.

Анализ бюджетов, связанных с проектом

Фундаментом для прогнозирования стоимости проекта служат плановые данные бюджетов доходов и расходов (БДР) и поступлений и списаний денежных средств (БДДС). Потенциал «1С:Управление холдингом» дает возможность осуществить планирование бюджетных форм БДДС и БДР отдельно для любого проекта. Для формирования бюджетной формы сразу на весь календарный год создан инструмент «Сводная таблица».

Система автоматически считает главные коэффициенты эффективности проекта, опираясь на бюджетные данные, а также показывает их и в диаграмме Ганта, и в карточке проекта – в столбце «План».

При вступлении проекта на этап инвестиционной фазы, важным моментом является своевременный и оперативный мониторинг его исполнения.
Актуализировать, обновлять и изменять ход проекта в системе можно как по плановым данным, так и вне плана, при учете случившихся изменений.

Прикладное решение «1С:Управление холдингом» представляется комфортной платформой для эффективного менеджмента инвестиционных проектов, расчета финансовых показателей и оценки стоимости проекта инвестиций. Система дает возможность дать качественную оценку проекту, определить приемлемую и оптимизированную инвестиционную программу, содержит в себе полный набор работающих инструментов для ее исполнения и мониторинга, а также адекватную для чтения и анализа отчетность.

Внутренняя норма прибыли

Внутренняя норма прибыли (IRR) – это определенный уровень ставки дисконтирования, при которой чистый приведенный доход равен нулю. Формула расчета внутренней нормы прибыли:

где:

  • CF (CashFlow) – денежный поток, который генерируется объектом инвестиций;
  • IRR – внутренняя норма прибыльности;
  • CF0 – денежный поток на этапе инвестиционной фазы.

Если принимать WACC за ставку дисконтирования. заключение по проекту будет таким:

  • IRR > WACC – вложенный в инвестиционный проект капитал будет создавать доходность выше, чем стоимость вложенного капитала. Такой проект подлежит реализации;
  • IRR = WACC – проект не принесет ни убытков, ни дохода в будущем периоде и такой проект следует отложить, либо пересмотреть параметры;
  • IRR

Дисконтированный срок окупаемости

Дисконтированный срок окупаемости (DPP) – период, в продолжение которого проект находится на стадии самоокупаемости. Формула расчета срока окупаемости:

где:

  • IC (InvestCapital)– капитальные вложения участников;
  • CF (CashFlow) – финансовый поток;
  • r – ставка дисконтирования;
  • t – период.

Преимущество этого коэффициента – возможность учитывать в расчете временную стоимость денег за счет инфляционных процессов, что серьезно повышает достоверность оценки времени окупаемости вложенного капитала.

Про бизнес:  Что такое рентабельность и как ее посчитать | Блог Совкомбанка

К недостаткам критерия относится прогнозный характер определения будущих денежных потоков и неточная оценка ставки дисконтирования. Ставка подлежит изменению на всех стадиях проекта вследствие воздействия различных экономических, политических, производственных факторов.

Индекс прибыльность инвестиций

Индекс прибыльность инвестиций (PI) применяют для оценки инвестиций и эффективности инвестиционных вложений, проводя оценку относительной доходности различных вложений средств. Индекс прибыльности вычисляется как отношение сумм дисконтированного дохода к инвестированному капиталу, обозначает, сколько прибыли принес нам каждый рубль, который мы вложили. Форма расчета индекса рентабельности:

где:

  • NPV – стоимость дисконтированных входящих инвестиционных потоков;
  • I – совокупность капитальных вложений.

Трактовка результатов:

  • PI
  • PI = 1 ⇒ прибыль с проекта равна финансовым потокам, для запуска бизнес-процессов требуется серьезная доработка проекта.
  • PI > 1 ⇒ проект перспективен.

Заказать консультацию по автоматизации инвестиционной деятельности

Если давать сравнительную оценку нескольких проектов, то целесообразно реализовать тот, у которого PI выше, поскольку это означает более высокий потенциал прибыльности.

Методы оценки эффективности инвестиционного проекта

Эффективность инвестиционного проекта – это такая мера соответствия стартапа ожидаемым целям, задачам и выгодам всех хозяйствующих сторон, которые принимают участие в его оценки и реализации.

Блок «Инвестиционные проекты» на базе «1С:Управление холдингом» предоставляет ресурс для автоматизации абсолютно всех фаз жизненного цикла стартапа, начиная с инвестиционной фазы, далее – выхода на проектную мощность, и заканчивая анализом итоговых достижений проекта

Расчет показателей

В роли ресурсов инвестиционных проектов служат разные справочники конфигурации (например, «Сотрудники», «Номенклатура»). Для них есть возможность указать стоимостные и натуральные форматы.

В качестве одного из критериев оценки при вынесении решения о разумности реализации используют следующие показатели эффективности:

  • Чистая приведенная стоимость (NPV)
  • Внутренняя ставка рентабельности (IRR)
  • Дисконтированный срок окупаемости (DPP)
  • Свободный денежный поток (FCF)
  • Индекс прибыльности (PI)

В рамках подсистемы «Администрирования инвестиционных проектов» перечисленные показатели можно вычислить для любого проекта автоматически, на основе данных запланированной стоимости. Для осуществления этого необходимо:

  • составить виды отчетов, которые соответствую бюджетам по инвестиционному проекту;
  • в настройках параметров следует установить параметры расчета коэффициентов эффективности проекта (валюту, автоматическое обновление информации по проектам);
  • запланировать движения по бюджетам. Для этого нужно ввести экземпляры отчетов. Формируется напрямую из проекта.

Для каждого из видов бюджетов (БДДС, БДР) требуется установить параметры:

  • Вид отчета – элемент справочника «Виды отчетов», который содержит данные по соответствующему бюджету;
  • Поступления – показатель вида отчета, сохраняющий сумму поступивших денежных средств по данному виду бюджета;
  • Списания – показатель вида отчета, в котором хранится сумма списаний по данному виду бюджета.

Настроим 1С:Управление холдингом для корректной оценки инвестиций

Существующий методический инструментарий оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов

На сегодняшний день вопрос об оценке социально-экономической эффективности реализации крупных инвестиционных проектов не получил достаточного методического и научного обоснования. Так, например, в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов наиболее разработанными являются вопросы оценки коммерческой и бюджетной эффективности проектов.

Более детальное развитие проблема оценки социально-экономической эффективности крупных региональных инвестиционных проектов получила  в «Методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 30.10.2009 № 493.

  1. показатели экономической эффективности – рассчитываются как часть суммарного за все годы реализации инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте РФ, который может быть обеспечен в результате реализации указанного проекта;
  2. показатели финансовой эффективности – определяются как чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности проекта;
  3. показатели бюджетной эффективности – определяются как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, обусловленных реализацией данного проекта, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.
  4. показатели социального эффекта – определяются как повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; улучшение состояния окружающей среды; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства [2].

Несмотря на попытку систематизации и количественной оценки социально-экономических эффектов реализации крупных региональных инвестиционных проектов, следует указать на ряд существенных недостатков данной методики: предложенные показатели охватывают далеко не все социально-экономические эффекты реализации инвестиционных проектов, не выделена группа показателей экологической эффективности, методика не учитывает отрицательные социально-экономические последствия реализации инвестиционных проектов, а также косвенные эффекты.

В методике, предлагаемой Е.М. Синдяшкиной, значительное внимание уделяется оценки отдельных видов социально-экономических эффектов реализации инвестиционных проектов. Однако оценка интегральной социально-экономической эффективности в большей мере носит формализованный характер [3].

Т.С. Новикова использует для оценки общественной эффективности проекта такие же показатели, что и для коммерческой эффективности: чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости, индекс доходности и внутреннюю норму доходности. При этом денежные потоки проекта, на основе которых оценивается его коммерческая эффективность, корректируются на теневые цены, перераспределительные, внешние и косвенные эффекты.

Аналогичную методику оценки общественной эффективности проекта на основе скорректированных денежных потоков предлагают П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц и С.А. Смоляк [5]. Однако, представляется, что оценка коммерческой эффективности и оценка социально-экономической эффективности проекта преследуют разные цели.

Оценка коммерческой эффективности призвана оценить отдачу на вложенный капитал для частного инвестора, в то время как оценка социально-экономической эффективности должна оценить экономические, социальные и экологические последствия реализации проекта для территории. В связи с этим оценки этих двух видов эффективности должны производиться по различным методикам.

Наиболее комплексной в плане учета прямых и косвенных эффектов от реализации инвестиционного проекта является методика, разработанная коллективом ученых ИЭ и ОПП СО РАН. Авторы этой методики предлагают оценивать влияние реализации крупного инвестиционного проекта на основе модифицированной динамической оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели, расширенной за счет учета проекта.

Данная методика позволяет оценить экономические эффекты от реализации проекта на региональном и национальном уровне с выделением изменения объемов валового внутреннего продукта, валового регионального продукта,  выпуска продукции каждой отрасли, конечного потребления, объемов межрегиональных и внешнеэкономических связей [6]. Однако следует отметить, что в данной методике в недостаточной мере учитываются социальные эффекты от реализации проекта.

Про бизнес:  Минэкономики Республики Мордовия

Таким образом, несмотря на значительное количество работ по вопросам регулирования инвестиционной деятельности, инвестиционной политики и стимулирования инвестиционной активности в регионе, проблеме оценки региональной социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, на наш взгляд, уделено недостаточное внимание.

В связи с вышеизложенным требуется дальнейшее развитие  методических подходов к оценке социально-экономической эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов для региона их реализации.

Чистый дисконтированный доход

Чистый дисконтированный доход (NPV) или чистая приведенная стоимость – это совокупность предстоящих ожидаемых финансовых потоков, которые генерирует проект, приведенных к актуальному отрезку времени. Дает инвестору представление о том, что он получит от вложений в инвестиции.

где:

  • n, t – число периодов;
  • CF (cash flow) – денежный поток;
  • C – начальные вложения;
  • R (rate) – ставка дисконтирования.

Заключение по проекту:

  • NPV > 0 ⇒ проект прибыльный, целесообразен к реализации.
  • NPV
  • NPV = 0 ⇒ нулевая окупаемость (уровень безубыточности), проект теряет целесообразность. Требуемые действия: а) сворачивание проекта; б) разработка плана по повышению его прибыльности.
  • NPV1>NPV2 Сравнение NPV одного проекта с NPV другого, свидетельствует о большей привлекательности первого.

Этапы анализа

Любой инвестиционный проект можно рассматривать в качестве совокупности определенных последовательных стадий (этапов). Каждый имеет собственные задачи и цели. Допустимо разделять следующие ступени инвестиционного проекта:

  • Прединвестиционная;
  • Инвестиционная;
  • Эксплуатационная;
  • Ликвидационная.

Если совокупность капитальных затрат на проект в компании велика, то также возможна более подробная детализация каждой ступени проекта.

Для отдельного проекта или этапа формируется карточка проекта (этапа), куда вносится вся главная информация о проекте: реквизиты проекта (этапа), основные показатели, а также представляется возможным прикрепить туда документы бюджетирования. Напрямую из карточки можно развернуть БДДС, БДР или ДР проекта, диаграмму Ганта, а также обновить информацию проекта.

Диаграмма Ганта служит комфортным способом наглядно продемонстрировать очередность стадий проекта и их временной промежуток, а также дает возможность обновлять и изменять сроки и коэффициенты эффективности в режиме онлайн.

Этапы оценки

Под эффективностью инвестиционного проекта, как уже упоминалось, преимущественно подразумевает уровень его согласованности с ожидаемой отдачей и выгодами партнеров. В целях определения этого уровня и применяется оценка. Можно оценивать проект по двум показателям:

Эффективность проекта в целом

Оценка продуктивности инвестиционного проекта в целом осуществляется с общественной и коммерческой позиции, но необходимо отметить, что обе позиции предполагают наличие единственной стороны, организующей стартап за счет собственных вложений.

Цели оценки эффективности проекта в целом:

  • Установление ожидаемой привлекательности для участвующих сторон;
  • Определение источников привлечения денежных средств.

Виды инвестиционных оценок эффективности в целом:

  • Общественная (социально-экономическая) эффективность инвестиций;
  • Коммерческая эффективность.

Заключение

Таким образом, предлагаемый методический подход позволяет провести комплексную оценку региональной социально-экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом прямых и косвенных эффектов и оценить соответствие проекта целям устойчивого социально-экономического развития региона с помощью количественных показателей.

На основе результатов полученной оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов возможно принятие обоснованного решения об отнесении анализируемого проекта к приоритетным и о его государственной поддержке на региональном уровне, а также разработка мероприятий по повышению положительных социально-экономических эффектов реализации проекта и снижению отрицательных.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 №ВК 477.
  2. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 30.10.2009 №493.
  3. Синдяшкина Е.Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов // Проблемы прогнозирования — №1. С.140-147.
  4. Новикова Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2005. – 221с.
  5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 1104с.
  6. Михеева Н.Н., Новикова Т.С., Суслов В.И. Оценка инвестиционных проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 78-90.

References 

  1. Methodical recommendations about the estimation of investment projects efficiency [Metodicheskie rekomendacii po ocenke ehffektivnosti investicionnyh proektov]. Are approved by Ministry of Economics of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the State committee of the Russian Federation on building, architectural and housing politics 21.06.1999. No. BK 477.
  2. A method of calculation of indicators and using criteria of efficiency of the regional investment projects applying for getting the state support within budgetary appropriations of the Investment fund of the Russian Federation [Metodika rascheta pokazatelej i primeneniya kriteriev ehffektivnosti regional’nyh investicionnyh proektov, pretenduyushchih na poluchenie gosudarstvennoj podderzhki za schet byudzhetnyh assignovanij Investicionnogo fonda Rossijskoj Federacii]. Is approved by the order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation. 30.10.2009. No. 493.
  3. Sindyashkina E. N. The questions of estimation of social effect types of realization of investment projects [Voprosy ocenki vidov social’nogo ehffekta pri realizacii investicionnyh proektov]// Problems of prognostication. 2022. No. 1. P. 140-147.
  4. Novikova T. S. Analysis of social efficiency of investment projects [Analiz obshchestvennoj ehffektivnosti investicionnyh proektov]. – Novosibirsk: Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, 2005. – 221 p.
  5. Vilensky P. L., Livshits V. N., Smolyak S.A. The estimation of investment projects efficiency: Theory and practice: textbook [Ocenka ehffektivnosti investicionnyh proektov: Teoriya i praktika: uchebnoe posobie.]. – Moscow.: The publishing house «Business» ANH, 2008. – 1104 p.
  6. Mikheyeva N. N., Novikov T. S., Suslov of V. I. The estimation of investment projects on the basis of complex of cross-industry interregional models [Ocenka investicionnyh proektov na osnove kompleksa mezhotraslevyh mezhregional’nyh modelej] // Problems of prognostication. 2022. No. 4. P. 78-90.
Оцените статью
Бизнес Болика