ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ — Вестник Алтайской академии экономики и права (научный журнал)

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - Вестник Алтайской академии экономики и права (научный журнал) Инвестиции

Формирование благоприятных условий привлечения иностранных инвестиций регионами российской федерации

УДК: 330.322:332.1 DOI: 10.12737/24803

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ РЕГИОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Букалова С.В.1

В статье рассматриваются значимые факторы привлечения субъектами РФ прямых иностранных инвестиций. Статья акцентирует внимание на внешнеполитических аспектах привлечения иностранных инвестиций, оценивая инструменты, используемые региональными администрациями, и направление международных связей субъектов РФ.

Рамки исследования охватывают три соседние региона Центрального федерального округа — Курскую, Брянскую и Орловскую области. Автор приходит к выводу, что как география международных контактов, так и сферы привлечения инвестиций, рассматриваемые как перспективные, лежат в стороне от магистральных потоков иностранных инвестиций в российскую экономику. Указанные обстоятельства ставят перед региональными властями задачу анализа и продвижения конкурентных преимуществ своих субъектов.

Ключевые слова: международные связи субъектов РФ, региональное управление, прямые иностранные инвестиции, Брянская область, Курская область, Орловская область.

FORMATION OF FAVORABLE CONDITIONS OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS BY REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

BUKALOVA S.V. — Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), е-mail: stl1612@yandex.ru

The article discusses some important factors of attracting entities of the Russian Federation of direct foreign investment. The article focuses on the foreign policy aspects of attracting foreign investment, evaluating tools used by the regional administration and the direction of international relations of the Russian Federation. The scope of the study covers three adjacent regions of the Central Federal District — the Kursk, Bryansk and Orel regions. The author concludes that both the geography of international contacts and spheres of attraction of investments regarded as promising, lie on the side of the main flow of foreign investments into the Russian economy. These circumstances set the task before the regional authorities to analyze and promote the competitive advantages of their subjects.

Keywords: international relations of the entities of the Russian Federation, regional management, foreign direct investment, Bryansk region, Kursk region, Orel region.

Процессы глобализации, развитие международных финансовых и экономических институтов создали глобальный рынок товаров и капитала, сделав суверенные государства и их регионы субъектами международной конкуренции за привлечение инвестиций. Только привлекая глобальные технологические потоки, сопровождаемые потоками капиталов, государства могут обеспечить своим гражданам занятость и благосостояние.

Важным элементом международных экономических связей субъектов РФ являются прямые иностранные инвестиции — долгосрочные вложения зарубежных инвесторов в реальный сектор экономики. Их значение определяется острой необходимостью фундаментальной мо-

Букалова Светлана Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028 г. Орел, б. Победы, д. 5а, е-mail: stl1612@yandex.ru

дернизации региональной экономики, её реиндустриализации и создания конкурентоспособных отраслей, замещения трудоемких производств капиталоемкими, внедрения передовых ресурсосберегающих энергоэффективных технологий; создания прибавочной стоимости. Масштаб внешнеэкономических связей региона обнаруживает тесную корреляцию с его общим финансовым положением. Исходя из этого, задачей региональных властей становится проведение комплексного анализа потенциала развития территории, результатом которого должен стать выбор перспективных направлений повышения благосостояния населения региона, в том числе за счет расширения международных экономических связей.

Однако на рубеже ХХ-XXI веков сложились и стабилизировались различия субъектов Федерации по масштабам и структуре участия в международных экономических отношениях. В 1999 г. на долю первой десятки пришлось 75,5% иностранных инвестиций, в том числе 83,9% прямых. Тогда крупнейшими получателями прямых иностранных инвестиций стали Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, нефте- и газодобывающие регионы -Тюменская и Сахалинская области, Республика Коми, крупнейшие промышленные регионы -Свердловская, Челябинская, Волгоградская области и Республика Татарстан1.

Спустя 17 лет география распределения прямых инвестиций по территории России в разрезе регионов по-прежнему неравномерна. На десять субъектов Российской Федерации приходится 4/5 иностранных инвестиций. Наибольший объём инвестиций привлекают Москва и Санкт-Петербург с прилегающими областями. В число лидеров входят Тюменская область, Калужская область, Республика Татарстан, Сахалинская область, Архангельская область, Приморский край. На остальные 75 субъектов Российской Федерации приходится примерно 20% от общего объёма иностранных инвестиций в российскую экономику2. Для большинства российских регионов характерна «глубинная» модель международных связей, которая характеризуется эпизодическими международными контактами, малым объёмом иностранных инвестиций, незначительной долей продукции, поставляемой на экспорт.

Немаловажную роль в инвестиционной привлекательности российских регионов играет и общероссийский тренд иностранных инвестиций. Согласно Докладу о мировых инвестициях, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в странах с переходной экономикой поток прямых иностранных инвестиций сократился на 54%. Этот спад связывают с конфликтами и снижением цен на сырьевые товары. До 2022 г. прямые инвестиции в российскую экономику были сопоставимы с поступлениями в другие страны группы БРИКС; на фоне усложнения геополитической ситуации, введения антироссийских санкций и падения цен на энергоносители ПИИ в экономику России сократились на 1/3. В 2022 году экономика России продемонстрировала наибольшее сокращение ПИИ в группе стран с переходной экономикой -на 92%3.

Национальной особенностью иностранного инвестирования остаётся также популярность репатриации оффшорных средств российских предприятий. В 2022 году более половины инвестиций в реальный сектор экономики России поступили с Кипра, Бермудских, Багамских и Британских Виргинских островов4. В качестве ведущих стран-инвесторов в экономику России выступают Кипр, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Германия, Великобритания и Фран-

1 Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. А.Г. Гранберга. — М., 2001. — С.164.

2 Нам нужны инвестиции // Российское инвестиционное агентство https://investment-in-russia.com/site/page?view=NAM-NUZHNY-INVESTICII

3 Топ-10 стран по объёму иностранных инвестиций // Вести-экономика 21.01.2022 http://www.vestifinance.ru/artides/66544.

4 Доклад об экономике России: Долгий путь к восстановлению экономики / Группа Всемирного Банка. — №35. — 2022. — С. 80.

Про бизнес:  Инвестиционная деятельность - что это? Виды, цели и порядок осуществления |

ция. Их доля в общем объеме накопленных иностранных инвестиций достигла 4/5, в то время как в глобальном масштабе крупнейшими странами-инвесторами являются США, Япония, Китай, Швейцария, Германия, Канада1.

По оценкам экспертов, около половины всех инвестиций, поступающих из-за рубежа и официально считающихся иностранными, являются российскими по своему происхождению. «Репатриированный» российский капитал, в отличие от «истинных» иностранных инвестиций, не сопровождается передовыми технологиями. Инвестиции в сложное производство, необходимые для экспорта в развитые страны, могут подстегнуть рост всей экономики. Для того чтобы максимально усилить эффект обогащения новыми технологиями за счёт ориентированных на экспорт инвестиций, России необходимо повышать свою конкурентоспособность в технологически ёмких отраслях2. Однако, согласно данным Росстата, по привлечению иностранных инвестиций лидируют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых (54%), оптовая и розничная торговля (18%), а также финансовая деятельность (12%)3.

Регионы Центральной России занимают менее выигрышное положение в отношении иностранных инвестиций, что повышает требования к региональным властям по созданию благоприятного инвестиционного климата, наработке портфеля зарубежных связей, поиску и развитию уникальных конкурентных преимуществ своего региона. Составной частью решения этой задачи стала работа по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Он является совместным проектом четырех деловых объединений (РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России») и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Оценка проводится по 45 показателям в рамках 4 направлений: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства»4. Таким образом, положение региона в рейтинге отчасти отражает такие критерии его инвестиционной привлекательности, как первоначальные условия при создании производства (регистрация, выделении земли, технические условия для подключения к различным сетям), а также наличие рисков (административных, политических, экологических и др.).

В 2022 году рейтинг впервые охватил 86 субъектов Российской Федерации. На Петербургском международном экономическом форуме были озвучены результаты Национального инвестиционного рейтинга первой 20-ки субъектов РФ. Администрации остальных регионов получили данные по всем показателям. Тройку лидеров стабильно составляют Республика Татарстан, Белгородская и Калужская области5.

Далее проведём сравнительный анализ региональных стратегий привлечения иностранных инвестиций на примере трёх соседних областей Центрального федерального округа -Орловской, Брянской и Курской. Несмотря на то, что Брянская область имеет общую границу с Белоруссией и Украиной и является приграничной, все эти три региона демонстрируют «глубинную» модель внешнеэкономических связей, не располагая привлекательными для иностранных инвесторов факторами. Значительный удар по международным связям этих субъек-

1 Чайка О. Рейтинг наиболее инвестиционно привлекательных стран и крупнейших стран-инвесторов (2022). http://world-economic.com/ru/ar1icles_wej-350.html

2 Доклад об экономике России… С.86

3 Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. -2022. — №12. -С. 170.

4 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив http://asi.ru/investclimate/rating/

5 Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации // Министерство

экономического развития Российской Федерации — URL: hltp/ecor1oтygcvJuminec¡’actVitySecta^sCliтa1elmF:rc^Jrerllt202204200

тов нанесло замораживание отношений с Украиной, на долю которой приходилось значительное число как экономических, так и гуманитарных связей приграничных и близлежащих областей.

Для стимулирования внешнеэкономических связей на региональном уровне могут создаваться специализированные институты. В Курской области к таковым относятся Комитет Администрации Курской области по развитию внешних связей и Агентство по привлечению инвестиций Курской области (ОАО) образованное в 2022 году. В целях формирования благоприятного инвестиционного климата действует подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области» государственной программы «Развитие экономики и внешних связей Курской области»1. Однако Курская область не вошла в число топ-20 Национального инвестиционного рейтинга. Как явствует из материалов официального сайта Администрации Курской области, профильный Комитет за истекший 2022 год не проводил и не принимал участия в каких-либо мероприятиях, способных привлечь иностранных инвесторов в регион.

В качестве приоритетных направлений внешних связей Курской области были выбраны страны Восточной Европы — Сербия, Венгрия, Болгария; постсоветские республики -Белоруссия, Молдавия и Казахстан, а также Вьетнам. С этими государствами Администрация области подписала соглашения о международных связях и протоколы о намерениях2. Нельзя не отметить, что экономическое положение в большинстве из стран — инвестиционных партнёров Курской области позволяет рассматривать их в качестве объектов, но не источников инвестирования. Как будет показано ниже, столь нетривиальная логика в выборе внешнеэкономических контрагентов получила широкое распространение в выстраивании международных связей и других рассматриваемых регионов.

География иностранных инвестиций в экономику Курской области также весьма традици-онна: постсоветские страны (Украина и Казахстан), оффшорные зоны — Гибралтар, Кипр, Люксембург, Панама, а также компании Венгрии, Вьетнама, Германии, Италии, Польши и США.

Брянская область также не попала в Национальный инвестиционный рейтинг. Нет здесь и специализированных органов, управляющих международными связями региона. Их функции возложены на Группу по внешнеэкономическим и межрегиональным связям Департамента экономического развития Брянской области и Брянскую торгово-промышленную палату3. В рамках V Славянского Международного экономического форума 26 августа 2022 года был организован Тематический модуль «Международное экономическое сотрудничество -важнейший фактор дальнейшего развития регионального производства и экспорта», однако вопросы привлечения иностранных инвестиций в экономику области не вошли в круг рассматриваемых проблем, сконцентрированных вокруг мер поддержки экспорта промышленных предприятий области.

Странами — основными инвесторами в экономику Брянской области — выступают Белоруссия, Германия, Кипр, Молдавия и Чехия4.

Рассмотренные регионы не обладают какими-либо уникальными преимуществами или ре-

1 Инвестиционный потенциал Курской области// Среднерусский экономический форум-2022 http://www.akm.rU/rus/conferences/120615/region.jsp

2 Итоги работы по развитию международных связей Курской области за I полугодие 2022 года // Портал внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru/news/21010.html

3 Программа V Славянского Международного экономического форума «Экономика: от сотрудничества к развитию» // Правительство Брянской области http://www.bryanskobl.ru/news/2022/08/23/5220

Про бизнес:  Понятие и оценка эффективности социальных инвестиций

4 Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в Брянскую область, по видам экономической деятельности за 2022 год // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области http://bryansk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/resources/b5fD5a004d6fD0af9eaddfP457e5dd07/1invest_2022.htm

сурсами, способными привлечь инвесторов. Сферами экономики, перспективными для привлечения инвестиций, определены агропромышленный комплекс, производство стройматериалов, машиностроение1 — направления, необходимые для гармонизации экономической жизни региона, но не принадлежащие к приоритетным сферам иностранного инвестирования. Регионы предлагают схожие инструменты привлечения иностранных инвестиций — создание индустриальных парков, международные экономические форумы, продвижение оптово-розничных торговых площадок — «Коренская ярмарка» (Курск), «Свенская ярмарка» (Брянск), тем самым конкурируя друг с другом в условиях значительного снижения объёма прямых иностранных инвестиций.

Орловская область вошла в двадцатку Национального инвестиционного рейтинга, заняв 13-е место. В прошлом году она была 27-й в рейтинге. Т.о., положительная динамика составила 14 пунктов, это один из выдающихся показателей. Граничащая с Орловской Калужская область — признанный лидер в сфере привлечения иностранных инвестиций -отступила на шаг, переместившись со второй на третью позицию. Соседняя Тульская область заняла почётное 4-е место, поднявшись с 10-го. Соседями орловцев по рейтингу стали Томская область (12-е место) и Чеченская Республика (14-е место). Географическая соседка Орловщины — Липецкая область, занимает 16-ю строчку рейтинга. Её динамика ещё более впечатляющая: год назад она занимала 34-е место ( 18 пунктов).

Вложение зарубежного капитала в экономику Орловской области в расчете на душу населения в 2022 г. составило 11,9 долл. Среди регионов Центрального федерального округа Орловская область по данному показателю заняла 17-е место, опережая только Рязанскую область.

Влияние кризиса на экономическую ситуацию Орловской области оказалось особенно глубоким и продолжительным на фоне её более благополучных соседей. В 2022 году Орловская область попала в число самых проблемных регионов, где сокращаются все пять секторов экономики, имеющих нулевой индекс региональной экономической активности2. В этих условиях Правительство Орловской области в последние годы развернуло активную деятельность, нацеленную именно на привлечение иностранных инвестиций. Создан Инвестиционный портал Орловской области, Орловский региональный центр поддержки экспорта; в составе Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области работает Отдел международных и межрегиональных связей.

В основе международных связей Орловщины — четвертьвековой опыт взаимодействия с французской провинцией Шампань-Арденн. Столь же давние и прочные связи область имеет с Германией. В посольстве ФРГ состоялся диалог с Губернатором Орловской области с участием Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германии, председателя Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты и руководителей крупных немецких компаний. Наряду с этим работа команды нового губернатора направлена на расширение географии международных контактов. В течение 2022-2022 годов состоялись встречи губернатора Орловской области с послами Белоруссии и Ирана. Орловскую область посетили официальные делегации Индонезии, Бенина и Кубы во главе с послами этих

1 Инвестиционная привлекательность Брянской области: приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые на территории области // V Славянский Международный экономический форум http://slavyanskyforum.com/investicionnye-proekty/

2 Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА) // Комментарии о Государстве и Бизнесе: Бюллетень Центра развития НИУ ВШЭ. — 26 ноября-15 декабря 2022 года. — С. 3.

государств. Также Орловщину посетили делегации деловых кругов Словении и Саудовской Аравии, принятые на высшем уровне.

Неоднократно организовывались презентации инвестиционного потенциала Орловской области: в посольстве Франции и Японии, на Первом Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине, бизнес-неделе России в Королевстве Саудовская Аравия, Инвестиционном форуме в Милане.

Состоялся визит в Орловскую область Советника — посланника по экономическим вопросам Посольства КНР в Российской Федерации. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между Правительством Орловской области и Администрацией городского округа Наньнин Гуанси-Чжуанского автономного района, Правительством города Чунцин. Заключено Соглашение о намерениях по осуществлению сотрудничества с Хейлунцзянской главной компанией по объединенному развитию экономики и технологий1.

Таким образом, насущной задачей становится выбор целей регионального развития, адекватных стратегическим внешним и внутренним национальным интересам, и определение эффективных современных методов их достижения. Поставленные цели должны учитывать наличные внутренние ресурсы и геополитические интересы государства.

Введённые в 2022 году антироссийские санкции ограничивают инвестирование в финансовый сектор и топливную отрасль, что повышает привлекательность альтернативных направлений инвестирования, таких как телекоммуникации, фармацевтика, сельскохозяйственное производство и переработка сельхозпродукции. До настоящего времени, в условиях экономической нестабильности и внешнеполитической неопределённости, зарубежных инвесторов продолжают привлекать те виды экономической деятельности и индустрии, которые обеспечат доход в короткий срок. Между тем малый объём накопленных инвестиций в регионы Центральной России означает колоссальный потенциал для роста их экономики и относительно легкий вход для инвесторов на эти региональные рынки. Актуальной задачей для региональных властей остаётся достижение совпадения интересов международных инвесторов и приоритетных задач развития региона.

Библиография/References:

1. Буланкова Л.В., Юрченко Ю.Ф. Оценка инвестиционной привлекательности Брянской области // Международный научный журнал «Символ науки». — 2022. — № 4. — С. 191-193.

2. Внешнеэкономическая деятельность. Межрегиональные связи // Инвестиционный портал Орловской области. — URL: http://invest-orel.ru/articles/ved (дата обращения:13.12.2022).

3. Доклад об экономике России: Долгий путь к восстановлению экономики // Группа Всемирного Банка. — 2022. — № 35 . — 88 с.

4. Инвестиционный потенциал Курской области // Среднерусский экономический форум-2022. — URL: http://www.akm.ru/rus/conferences/120615/region.jsp (дата обращения:13.12.2022).

5. Итоги работы по развитию международных связей Курской области за I полугодие 2022 года // Портал внешнеэкономической информации. — URL: http://www.ved.gov.ru/news/21010.html (дата обращения: 13.12.2022).

6. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Гранберга. — М.: Научная книга, 2001. — 349 с.

7. Нам нужны инвестиции // Российское инвестиционное агентство. — URL: http: //investment-in-russia.com/site/page?view=NAM-NUZHNY-INVESTICII (дата обращения: 13.12.2022).

1 Внешнеэкономическая деятельность. Межрегиональные связи // Инвестиционный портал Орловской области URL — http://invest-orel.ru/articles/ved

8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив. — URL: http://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 13.12.2022).

Про бизнес:  ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции / Инвестиции: конспект лекций

9. Обзор Национального рейтинга 2022 и методологии расчёта. — М.: АСИ, 2022.

10. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в Брянскую область, по видам экономической деятельности за 2022 год // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. — URL: http://bryansk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/resources/b5f05a004d6f00af9eaddf0457e 5dd07/1invest_2022.htm (дата обращения:13.12.2022).

11. Программа V Славянского Международного экономического форума «Экономика: от сотрудничества к развитию» // Правительство Брянской области. — URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2022/08/23/5220 (дата обращения:13.12.2022).

12. Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской Федерации. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/202204200 (дата обращения:13.12.2022).

13. Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА) // Комментарии о Государстве и Бизнесе: Бюллетень Центра развития НИУ ВШЭ.- 26 ноября-15 декабря 2022 года. — С.3-6.

14. Топ-10 стран по объёму иностранных инвестиций // Вести-экономика 21.01.2022. — URL: http://www.vestifinance.ru/articles/66544 (дата обращения:13.12.2022).

15. Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. — 2022. — №12. — С. 169-174.

16. Социально-экономическое положение Орловской области за 2022 год. — Орёл: Орёлстат, 2022. — 78 с.

17. Чайка О. Рейтинг наиболее инвестиционно привлекательных стран и крупнейших стран-инвесторов // Мировой Экономический Журнал. — 2022. — URL: http://world-economic.com/ru/articles_wej-350.html (дата обращения:13.12.2022).

18. Инвестиционные возможности Орловской области // Форум инвесторов и международных инвестиционных проектов — URL: http://fimip.ru/project/1610 (дата обращения:13.12.2022).

19. Инвестиционная привлекательность Брянской области: приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые на территории области // V Славянский Международный экономический форум. — URL: http://slavyanskyforum.com/investicionnye-proekty/ (дата обращения:13.12.2022).

20. Инвестиционная стратегия Орловской области на период до 2020 г. // Инвестиционный портал Орловской области. — URL: http://invest-orel.ru/public_ docs/the_i nvestment_strategy_of_the_oryol_order_of_th e_n_363_from_031013_pdf. (дата обращения:13.12.2022).

1. Bulankova, L.V., lurchenko, Iu.F. (2022) Otsenka investitsionnoi privlekatel’nosti Brianskoi oblasti [Bryansk region investment attraction estimating] // Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Simvol nauki». — № 4. — P. 191-193. (In Russ.)

2. Vneshneekonomicheskaia deiatel’nost’. Mezhregional’nye sviazi [Foreign Economic activity & International relationships] // Investitsionnyi portal Orlovskoi oblasti. — URL: http://invest-orel.ru/articles/ved (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

3. Doklad ob ekonomike Rossii: Dolgii put’ k vosstanovleniiu ekonomiki [Report on Russian economy: A long way to recovery] // Gruppa Vsemirnogo Banka. — 2022. — № 35 . — 88 p. (In Russ.)

4. Investitsionnyi potentsial Kurskoi oblasti [Kursk region investment potential] // Srednerusskii ekonomicheskii forum-2022. — URL: http://www.akm.ru/rus/conferences/120615/region.jsp (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

5. Itogi raboty po razvitiiu mezhdunarodnykh sviazei Kurskoi oblasti za I polugodie 2022 goda The results of the development the international relationships of Kursk region in the first 6 months of 2022] // Portal vneshneekonomicheskoi informatsii. — URL: http://www.ved.gov.ru/news/21010.html (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

6. Mezhdunarodnye i vneshneekonomicheskie sviazi sub»ektov Rossiiskoi Federatsii [International and Foreign Economic relationships of the Russian Federation regions]: Ucheb. posobie / Pod red. A.G. Granberga. — M.: Nauchnaia kniga, 2001. — 349 p. (In Russ.)

7. Nam nuzhny investitsii [We need investments] // Rossiiskoe investitsionnoe agentstvo. -URL: http: //investment-in-russia.com/site/page?view=NAM-NUZHNY-INVESTICII (data obrashcheniia: 13.12.2022). (In Russ.)

8. Natsional’nyi reiting sostoianiia investitsionnogo klimata v sub»ektakh RF [The national rating of the investment climate conditions in the Russian Federation regions] // Agentstvo strategicheskikh initsiativ. — URL: http://asi.ru/investclimate/rating/ (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

9. Obzor Natsional’nogo reitinga 2022 i metodologii rascheta [Overview of National rating 2022 and methodology of it calculation]. — M.: ASI, 2022. (In Russ.)

10. Obshchii ob»em inostrannykh investitsii, postupivshikh v Brianskuiu oblast’, po vidam ekonomicheskoi deiatel’nosti za 2022 god [The whole volume of the foreign investment in Bryansk region in 2022 by the types of economic activities] // Territorial’nyi organ Federal’noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Brianskoi oblasti. — URL: http://bryansk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/resources/b5f05a004d6f00af9eaddf0457e 5dd07/1invest_2022.htm (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

11. Programma V Slavianskogo Mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma «Ekonomika: ot sotrudnichestva k razvitiiu» [The program of the V Slavic International Economy Forum The economy from partnership to developement] // Pravitel’stvo Brianskoi oblasti. — URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2022/08/23/5220 (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

12. Rezul’taty Natsional’nogo reitinga sostoianiia investitsionnogo klimata v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii [The results of national rating of the investment climate conditions in the Russian Federation regions] // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/202204200 (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

13. Svodnyi indeks regional’noi ekonomicheskoi aktivnosti (REA) [The consolidated index of the regional economic activity REA] // Kommentarii o Gosudarstve i Biznese: Biulleten’ Tsentra razvitiia NIU VShE.- 26 noiabria-15 dekabria 2022 goda. — P.3-6. (In Russ.)

14. Top-10 stran po ob»emu inostrannykh investitsii [Top-10 of states for the volume of foreign investments] // Vesti-ekonomika 21.01.2022. — URL: http://www.vestifinance.ru/articles/66544 (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

15. Ponomareva, I. V. (2022) Inostrannye investitsii v ekonomike Rossii: dinamika, analiz, problemy [Foreign investments in Russian economy dynamics, analyzes, problems] // Molodoi uchenyi [The young scientist]. — №12. — P. 169-174. (In Russ.)

16. Sotsial’no-ekonomicheskoe polozhenie Orlovskoi oblasti za 2022 god [The social-economic situation in Orel region during 2022]. — Orel: Orelstat, 2022. — 78 p. (In Russ.)

17. Chaika, O. (2022) Reiting naibolee investitsionno privlekatel’nykh stran i krupneishikh stran-investorov [Rating of the most investment-attractive countries and the largest countries-investors] //

Mirovoi Ekonomicheskii Zhurnal[World Economic Journal]. — URL: http://world-economic.com/ru/articles_wej-350.html (data obrashcheniia: 13.12.2022). (In Russ.)

18. Investitsionnye vozmozhnosti Orlovskoi oblasti [Investment opportunities of Orel region] // Forum investorov i mezhdunarodnykh investitsionnykh proektov — URL: http://fimip.ru/project/1610 (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

19. Investitsionnaia privlekatel’nost’ Brianskoi oblasti: prioritetnye investitsionnye proekty, realizuemye na territorii oblasti [Investment attractment of Bryansk region investment projects priorities in region] // V Slavianskii Mezhdunarodnyi ekonomicheskii forum. — URL: http://slavyanskyforum.com/investicionnye-proekty/ (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

20. Investitsionnaia strategiia Orlovskoi oblasti na period do 2020 g. [Investment strategy of Orel region till 2020] // Investitsionnyi portal Orlovskoi oblasti. — URL: http://invest-orel.ru/public_ docs/the_investment_strategy_of_the_oryol_order_of_the_n_363_from_031013_pdf. pdf. 2 (data obrashcheniia:13.12.2022). (In Russ.)

Оцените статью
Бизнес Болика