Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) — ПАРАГРАФ-WWW

Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) - ПАРАГРАФ-WWW Инвестиции

Новые подходы к регулированию сферы торговли услугами в рамках евразийского экономического союза

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 января 2021 г. предусматривает обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

          В настоящее время услуги являются важным компонентом взаимной торговли стран Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП). Фактически услуга является тем же товаром, только нематериального типа. 

Доля сектора услуг в экономике стран составляет более половины ВВП (Республика Беларусь – 44,8%, Республика Казахстан – 54,2%, Российская Федерация – 59,7%). 

Усиливается роль услуг во взаимной и внешней торговле стран ТС и ЕЭП. К примеру, в Казахстане по итогам 2021 г. доля услуг во внешнеторговом обороте достигла 11%. 

При этом основу внешнеторгового оборота услугами составляют транспортные услуги. В 2021 г. экспорт транспортных услуг из Казахстана достиг $2 866 млн. 

Такие данные свидетельствуют о том, что в рамках создания ЕАЭС взаимная торговля услугами имеет существенный потенциал для динамичного развития. Этому также будет способствовать реализация и развитие транзитного потенциала ЕАЭС, в том числе через создание евразийских транспортных коридоров. 

Действующее регулирование

В настоящее время взаимная торговля услугамив рамках ТС и ЕЭП регулируется Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах — участникахЕдиного экономического пространства от 9 декабря 2021 г. 

Соглашением предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима поставщикам услуг государств-членов, а также четыре способа торговли услугами. 

Вместе с тем данные обязательства приняты Сторонами не в полном объеме. Соглашением предусмотрен ряд изъятий, перечень которых зафиксирован в соответствующих приложениях. Многие из них носят дискриминационный характер и препятствуют развитию взаимной торговли услугами. При этом страны ТС и ЕЭП не приняли на себя обязательства по снятию данных ограничений, по многим позициям срок действия изъятий не определен. 

Положения действующего Соглашения не затрагивают права получателей услуг. В ряде случаев предприниматели также выступают в качестве услугополучателей и нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны поставщиков. 

Стоит отметить, что в рамках вступления в ВТО Российская Федерация стала участницей Генерального соглашения ВТО о торговле услугами. Республика Казахстан также находится на пороге вступления в ВТО и примет на себя обязательства в сфере торговли услугами. Поэтому правовые и нормативные рамки регулирования торговли услугами на территории ЕЭС должны также учитывать обязательства Сторон перед ВТО. 

Регулирование в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе

С 1 января 2021 г. регулирование взаимной торговли услугами будет осуществляться на основании Приложения №16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций» Договора о Евразийском экономическом союзе. 

При этом услуги в сфере транспорта, финансовых рынков, естественных монополий, энергетики будут регулироваться соответствующими отраслевыми разделами Договора. 

Это объясняется спецификой оказания данных услуг. Порядок, условия и этапность либерализации транспортных услуг будет определяться отдельными международными договорами. К примеру, к 1 июля 2021 г. государства-члены примут программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена. 

Гармонизацию законодательства в сфере финансового рынка планируется завершить к 2025 г. В конечном итоге такая гармонизация приведет к взаимному признанию лицензий и разрешений в финансовом секторе, соответственно открытию рынка финансовых услуг. 

Особенности нового регулирования рынка услуг

Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций предусматривается концептуально новый подход к регулированию рынка услуг. 

Основной целью при разработке Протокола является обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций. Максимальная степень свободы торговли услугами характеризуется понятием «Единый рынок услуг». 

Единый рынок услуг – состояние рынка услуг в рамках конкретного сектора услуг, в рамках которого каждое государство-член предоставляет поставщикам услуг любого другого государства-члена право: 

1) поставки и получения услуг на условиях национального режима и режима наибольшего благоприятствования; 

2) поставки услуг посредством филиала без дополнительного учреждения в форме юридического лица; 

3) поставки услуг посредством филиала на основании разрешения на поставку услуг, полученного таким поставщиком услуг на территории своего государства-члена; 

4) на признание профессиональных квалификаций персонала поставщика услуг. 

Государства-члены будут стремиться к созданию и обеспечению функционирования Единого рынка услуг в максимальном количестве секторов услуг. 

При этом государства-члены не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли услугами. 

Принцип четырех «корзин»

Формирование единого рынка услуг – сложный и многоплановый процесс. Очевидно, что одномоментно открыть весь спектр услуг ни одна из Сторон не готова. В связи с этим либерализация рынка услуг будет осуществляться поэтапно. 

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в настоящее время формируются четыре «корзины» секторов услуг в зависимости от степени их либерализации: 

1) сектора услуг, в которых с 1 января 2021 г. начнет функционировать единый рынок услуг;

2) сектора услуг, по которым формирование единого рынка услуг будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода); 

3) индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий; 

4) «горизонтальные» ограничения, сохраняемые государствами-членами в отношении всех секторов и видов деятельности. 

Изначально в ходе разработки Договора планировалось, что все «корзины» услуг будут утверждены в качестве приложений к Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. 

Вместе с тем, очевидно, что категоризация секторов услуг по степени либерализации. Принимая во внимание ограниченные сроки подготовки проекта Договора, в том числе по инициативе Национальной палаты предпринимателей РК, было принято решение принять утвердить первую–третью «корзины» после подписания Договора. 

Договором была утверждена только четвертая «корзина» – перечень «горизонтальных» ограничений. 

В соответствии с Рабочем планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, первая–третья «корзины» будут утверждены Высшим Евразийским экономическим советом до 31 декабря 2021 г. 

В настоящее время государствами-членами формируются предложения по наполнению данных «корзин». 

Сектора услуг Единого рынка услуг

Либерализация рынка услуг может быть осуществлена в секторах услуг, которые не регулируются государством, т.е. там, где отсутствует обязательство получения лицензий и разрешений. 

Создание единого рынка услуг в регулируемых секторах экономики потребует времени и принятия соответствующих планов либерализации в трехстороннем формате. 

В первую «корзину» услуг могут быть включены следующие сектора услуг: 

— услуги в области налогообложения; 

— услуги в области ландшафтной архитектуры; 

— консультационные услуги в области архитектуры; 

— компьютерные и связанные с ними услуги; 

— услуги в области исследований и разработок (в области общественных и гуманитарных наук); 

— услуги по аренде и лизингу без операторов; 

— услуги по исследованию рынка и выявлению общественного мнения; 

— консультационные услуги по вопросам управления; 

— услуги по размещению и подбору персонала; 

— услуги по организации развлечений (театры, концерты, цирк); 

— уборка помещений, фотоуслуги, перевод и др.

При этом Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан неоднократно обращала внимание на риски, связанные с ускоренной либерализацией отдельных секторов услуг, таких как оптовая и розничная торговля, услуги гостиниц и общественного питания, услуги в сфере сельского хозяйства и др. 

Во вторую «корзину» предложено включить отдельные подсектора строительных услуг. Учитывая различия в регулировании строительной отрасли в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реформирование нормативно-правовой базы Республики Казахстан в сфере жилищного строительства, считаем, что гармонизация законодательства в строительной отрасли может быть осуществлена к 2025 г. В настоящее время в Республике Казахстан деятельность в сфере строительства лицензируется, а в России и Беларуси допуск на все виды работ в области строительства предоставляется через саморегулируемые организации. 

Третья «корзина» услуг (национальные перечни ограничений) может быть сформирована на основе Приложения IV действующего Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства. 

Поэтапная реализация норм проекта Договора о Евразийском экономическом союзе позволит выйти на новый уровень интеграции в сфере торговли услугами. 

Как результат, Стороны вправе ожидать роста взаимной торговли услугами. Наряду с торговлей товарами, в перспективе перемещение услуг может стать ключевым показателем евразийской интеграции. 

Для этого необходимо обеспечить функционирование рынка услуг без дискриминационных изъятий и ограничений. 

В этом аспекте важно отметить необходимость совершенствования ведения статистики взаимной торговли услугами. В настоящее время статистика внешней торговли услугами отражается в платежном балансе. Однако в платежном балансе учитываются не все сектора услуг. Ведение статистики имеет ключевое значение в оценке эффективности принимаемых мер по либерализации рынка услуг. 

В целом, обеспечение свободы движения услуг в рамках ЕАЭС, как одного из основополагающих принципов интеграции, является залогом развития предпринимательской активности в данной сфере. 

Рахим Ошакбаев, Член правления, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан

Приложение 2 [к: протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций]
— последняя редакция | база нпа

Приложение N 2
к Протоколу о торговле услугами,
учреждении, деятельности
и осуществлении инвестиций Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) - ПАРАГРАФ-WWW

ПЕРЕЧЕНЬ
СОХРАНЯЕМЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ «ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ»
ОГРАНИЧЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВСЕХ СЕКТОРОВ
И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) - ПАРАГРАФ-WWW

Основания для применения ограничения (пункты приложения N 16 к Договору)
Основание для применения ограничения (нормативный правовой акт)
1. Условия и порядок доступа, включая ограничения такого доступа к субсидиям и иным мерам государственной поддержки, устанавливаются законодательством Республики Беларусь и применяются в полной мере, но без ущерба для положений разделов XXIV и XXV Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор)
Бюджетный кодекс Республики Беларусь,
Налоговый кодекс Республики Беларусь,
законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на соответствующий год,
Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. N 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям»,
нормативные правовые акты Республики Беларусь, республиканских и местных государственных органов
2. Земельные участки могут находиться у иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только на праве аренды
Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»,
Кодекс Республики Беларусь о земле
3. Процедура отбора концессионера и перечень существенных условий концессионного соглашения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Деятельность или право владения и пользования объектом концессии на основе концессионного договора, в том числе определение его условий
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2021 г. N 63-З «О концессиях»,
Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»,
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2021 г. N 53-З «Об инвестициях»
4. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире»
5. Землеустройство (мероприятия по инвентаризации земель, планированию землепользования, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства, проведению других землеустроительных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель) осуществляется только государственными организациями, подчиненными (входящими в систему) специально уполномоченному органу государственного управления
пункты 16, 17, 23, 26 и 31
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»,
Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»
6. Техническая инвентаризация и государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляются только государственными организациями, подчиненными (входящими в систему) специально уполномоченному органу государственного управления
пункты 16,17, 23, 26 и 31
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»,
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
7. Оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий осуществляется государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность, а также организациями, подчиненными (входящими в систему) специально уполномоченному органу государственного управления
пункты 16, 17, 23, 26 и 31
Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. N 615 «Об оценочной деятельности»
8. Геодезические и картографические работы, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое назначение, осуществляются только государственными организациями, подчиненными (входящими в систему) специально уполномоченному органу государственного управления
пункты 16, 17, 23, 26 и 31
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»
1. Условия и порядок доступа, включая ограничения такого доступа к субсидиям и иным мерам государственной поддержки, устанавливаются законодательством Республики Казахстан и органами власти и применяются в полной мере, но без ущерба для положений разделов XXIV и XXV Договора
Бюджетный кодекс Республики Казахстан,
законы Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год, нормативные правовые акты Республики Казахстан, республиканских и местных государственных органов
2. В частной собственности иностранных лиц не могут находиться земельные участки, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства предоставляется иностранным лицам на срок до 10 лет
Земельный кодекс Республики Казахстан
3. Не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан, а также в границах морских портов, в частную собственность иностранцам и иностранным юридическим лицам.
Земельный кодекс Республики Казахстан,
Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. N 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан»,
Закон Республики Казахстан от 16 января 2021 г. N 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан»
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающие (трехкилометровая зона) к охранной зоне Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан на праве временного землепользования до их делимитации и демаркации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан о Государственной границе Республики Казахстан
4. Право постоянного землепользования не может принадлежать иностранным землепользователям
Земельный кодекс Республики Казахстан
5. В отношении контрактов на недропользование между Правительством Республики Казахстан и недропользователем, заключенных в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. N 291-IV «О недрах и недропользовании» до даты вступления в силу Договора, применяются условия таких контрактов <1>
пункты 16, 17, 23, 26, 31, 33 и 35
Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. N 291-IV «О недрах и недропользовании»,
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г., Закон Республики Казахстан «О нефти» от 28 июня 1995 г.
6. В отношении контрактов на недропользование между Правительством Республики Казахстан и недропользователем, заключенных в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. N 291-IV «О недрах и недропользовании» после вступления в силу Договора <1>:
пункты 16, 17, 23, 26, 31, 33 и 35
Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. N 291-IV «О недрах и недропользовании»,
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г., Закон Республики Казахстан «О нефти» от 28 июня 1995 г.
6.1. Республика Казахстан сохраняет право требовать от инвесторов в соответствии с инвестиционным контрактом закупки услуг у юридических лиц Республики Казахстан:
6.1.1. в отношении разведки и добычи твердых полезных ископаемых — не более 50% от всех закупаемых таким инвестором услуг в связи с реализацией инвестиционного контракта
6.1.2. в отношении разведки и добычи углеводородного сырья:
6.1.2.1. до 1 января 2021 г. — не более 70% от всех закупаемых таким инвестором услуг в связи с реализацией инвестиционного контракта
6.1.2.2. с 1 января 2021 г. до даты присоединения Республики Казахстан к ВТО — не более 60% от всех закупаемых таким инвестором услуг в связи с реализацией инвестиционного контракта
6.1.2.3. с даты присоединения Республики Казахстан к ВТО — не более 50% от всех закупаемых таким инвестором услуг в связи с реализацией инвестиционного контракта
6.2. в течение 6 лет после вступления Республики Казахстан в ВТО при проведении инвестором конкурса на привлечение субподрядчика инвестор условно уменьшает на 20% цену конкурсной заявки, представленной юридическим лицом Республики Казахстан, если по крайней мере 75% квалифицированных работников этого субподрядчика являются гражданами Республики Казахстан, при условии, что юридическое лицо Республики Казахстан отвечает стандартам и качественным характеристикам, установленным в конкурсной документации
6.3. по истечении 6 лет с момента вступления Республики Казахстан в ВТО при проведении инвестором конкурса на привлечение субподрядчика инвестор условно уменьшает на 20% цену конкурсной заявки, представленной юридическим лицом Республики Казахстан, если по крайней мере 50% квалифицированных работников этого субподрядчика являются гражданами Республики Казахстан, при условии, что юридическое лицо Республики Казахстан отвечает стандартам и качественным характеристикам, установленным в конкурсной документации
6.4. при установлении условий проведения конкурса на предоставление права недропользования Республика Казахстан не будет устанавливать минимальное казахстанское содержание в кадрах или услугах, превышающее 50%, с учетом следующего:
6.4.1. казахстанское содержание в кадрах, привлекаемых инвестором, которому было предоставлено право недропользования (далее — инвестор), будет рассчитываться как пропорция в равных долях на основе количества руководителей, менеджеров и специалистов, в соответствии со значением этих терминов, определенным для целей въезда и временного пребывания лиц, переводимых в рамках внутрикорпоративного перевода, в Перечне специфических обязательств Республики Казахстан в рамках ВТО по доступу на рынок услуг (далее — квалифицированные работники), являющихся гражданами Республики Казахстан
6.4.2. казахстанское содержание во всех услугах, которые оказываются инвестору, определяется как доля общей годовой суммы платежей (затрат) за оказание услуг по всем контрактам, которые были оплачены юридическим лицам Республики Казахстан <2>. Однако сумма, уплаченная юридическому лицу Республики Казахстан, должна быть уменьшена на любую сумму, которая была выплачена за оказание услуг на основе договора субподряда на любом уровне организациям, не являющимся юридическими лицами Республики Казахстан
6.4.3. при определении победителя конкурса на предоставление права недропользования Республика Казахстан не должна учитывать тот факт, что потенциальный инвестор может предложить уровень казахстанского содержания в кадрах и услугах больше 50%
6.5. Республика Казахстан сохраняет право требовать от инвесторов в соответствии с инвестиционным контрактом закупки товаров в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 раздела II перечня к приложению N 28 к Договору
7. В отношении закупок Фондом Национального благосостояния «Самрук-Казына» (ФНБ) и организациями, 50% и более голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет ФНБ «Самрук-Казына», а также в компаниях, которые прямо или косвенно принадлежат государству (доля государства в которых составляет 50% и более) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 февраля 2021 г. N 550-IV «О фонде национального благосостояния» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2009 г. N 787 «Об утверждении Типовых правил закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых национальным управляющим холдингом, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, 50 и более процентов акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании», изъятие в отношении местного содержания сохраняется и применяется на условиях и в порядке, предусмотренном пунктом 6 раздела II перечня к приложению N 28 к Договору <1>
пункты 16, 17, 23, 26, 31, 33 и 35
Закон Республики Казахстан от 1 февраля 2021 г. N 550-IV «О фонде национального благосостояния», постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2009 г. N 787 «Об утверждении Типовых правил закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых национальным управляющим холдингом, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании»
8. Государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения заявителю на совершение сделок по использованию стратегических ресурсов и (или) использованию, приобретению стратегических объектов Республики Казахстан, если это может повлечь за собой концентрацию прав у одного лица или группы лиц из одной страны. Соблюдение данного условия обязательно и в отношении сделок с аффилированными лицами. В целях обеспечения национальной безопасности Правительством Республики Казахстан устанавливаются ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Республики Казахстан. В том числе в целях реализации соответствующего решения (акта) Правительства Республики Казахстан эмитент, контрольный пакет акций которого прямо или косвенно принадлежит национальному управляющему холдингу, при размещении акций на организованном рынке ценных бумаг не вправе продавать акции иностранным гражданам и (или) юридическим лицам, а также лицам без гражданства
пункты 15, 16, 23, 26, 31 и 33
Закон Республики Казахстан от 6 января 2021 г. N 527-IV «О национальной безопасности»,
Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. N 461 «О рынке ценных бумаг»
9. Процедура отбора концессионера и перечень существенных условий концессионного соглашения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сохраняется право назначать исключительного концессионера. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентами
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 г. N 167-3 «О концессиях»
10. Могут вводиться ограничения в отношении деятельности в пределах континентального шельфа Республики Казахстан
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. N 291-IV «О недрах и недропользовании»
11. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается юридическим лицам и гражданам Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. N 593-II «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»
III. Российская Федерация
1. Условия и порядок доступа, включая ограничения такого доступа к субсидиям и иным мерам государственной поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными органами власти и применяются в полной мере, но без ущерба для положений разделов XXIV и XXV Договора
2. Иностранная собственность на сельскохозяйственные земли и земли приграничных территорий запрещается и может быть ограничена для других типов земель. Аренда земельных участков разрешена на период до 49 лет
3. Российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц (либо их совокупная доля) составляет более чем 50%, могут владеть земельными участками сельскохозяйственного назначения исключительно на праве аренды. Срок такой аренды не может превышать 49 лет
4. Операции с землями традиционного проживания и осуществления экономической деятельности коренных малочисленных народов и малых этнических групп, а также земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации, могут быть ограничены или запрещены в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
Федеральный закон от 1 февраля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
5. В отношении торговли услугами посредством способов поставки услуг, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 22 пункта 6 приложения N 16 к Договору, юридические лица Российской Федерации имеют преимущественное право на участие в реализации соглашения о разделе продукции в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами
6. Учреждение лицами любого другого государства-члена юридических лиц, открытие филиалов и представительств, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на территории закрытого административно-территориального образования в Российской Федерации, приобретение лицами любого другого государства-члена доли участия в капитале юридических лиц, зарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования, а также деятельность юридических лиц, зарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования (в том числе с иностранным капиталом), филиалов и представительств может быть ограничена или запрещена в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
Федеральный закон от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»
7. Могут вводиться ограничения в отношении деятельности в пределах континентального шельфа Российской Федерации
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
8. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается юридическим лицам и гражданам Российской Федерации
9. В отношении заключения соглашений о разделе продукции, которые были заключены до 1 января 2021 г. (далее соглашения) <3>:
условиями аукциона на заключение соглашения должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации
соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:
предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами
привлечению работников — граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан Российской Федерации соответствующей квалификации
приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70% общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. При этом оборудование, технические средства и материалы считаются российского происхождения при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50% в стоимостном выражении произведенных на территории Российской Федерации российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации.
Государства-члены должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70% технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением
10. Процедура отбора концессионера и перечень существенных условий концессионного соглашения устанавливаются в соответствии законодательством Российской Федерации. Сохраняется право назначать исключительного концессионера. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом
пункты 15 — 17, 23, 26, 31 и 33
11. Сделка, совершаемая лицом любого другого государства-члена и влекущая за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, осуществляющими хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, требует получения разрешения уполномоченного органа Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
пункты 15, 16, 23, 26, 31 и 33
Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем лица, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, осуществляющими хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.
Иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в уполномоченный орган информацию о приобретении 5 или более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, осуществляющих хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
12. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций
1. Только юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством Республики Армения, имеют право на субсидирование независимо от того, кто является собственником капитала
Закон Республики Армения «О бюджетной системе Республики Армения» от 24 июня 1997 г. N ЗР-137,
Решение Правительства Республики Армения от 24 декабря 2003 г. N 1937-Н
2. Правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом. Срок аренды земельных участков, являющихся государственной и (или) муниципальной собственностью, не может быть более 99 лет, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, срок аренды которых устанавливается до 25 лет
Конституция Республики Армения,
Земельный кодекс Республики Армения
3. Пользователем недр может быть только юридическое лицо, в том числе коммерческая организация иностранного государства
Кодекс о недрах Республики Армения
4. Картоведением, геодезией, учетной записью и землеустройством могут заниматься только граждане Республики Армения, получившие сертификат квалификации от государственного уполномоченного органа
Закон Республики Армения «О государственной регистрации прав на имущество» от 14 апреля 1999 г. N ЗР-295,
Решение Правительства Республики Армения от 29 сентября 2021 г. N 1441-Н
1. Условия и порядок доступа к субсидиям и иным мерам государственной поддержки устанавливаются законодательством Кыргызской Республики и органами власти и применяются в полной мере, но без ущерба для положений разделов XXIV и XXV Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2021 года
Закон Кыргызской Республики от 11 июня 1998 г. N 78 «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»,
Закон Кыргызской Республики от 31 октября 1998 г. N 140 «О субсидиях и компенсационных мерах»,
законы Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год,
нормативные правовые акты Кыргызской Республики, республиканских и местных государственных органов
2. В частной собственности иностранных лиц не могут находиться земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства
Земельный кодекс Кыргызской Республики
3. Иностранным лицам земельные участки вне населенных пунктов, за исключением сельскохозяйственных угодий и земель, предоставляемых для пользования недрами, могут предоставляться Правительством Кыргызской Республики на праве срочного (временного) пользования
Земельный кодекс Кыргызской Республики
4. На приграничных территориях Кыргызской Республики, имеющих особый статус, запрещается совершение гражданско-правовых сделок, связанных с отчуждением любых видов объектов недвижимости независимо от форм собственности в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, за исключением кайрылманов
Земельный кодекс Кыргызской Республики,
Закон Кыргызской Республики от 26 июля 2021 г. N 145 «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии»
5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, за исключением кайрылманов, не могут предоставляться на праве срочного (временного) пользования земельные участки, находящиеся на приграничных территориях
Земельный кодекс Кыргызской Республики,
Закон Кыргызской Республики от 26 июля 2021 г. N 145 «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии»
6. Право бессрочного землепользования не может принадлежать иностранным землепользователям
Земельный кодекс Кыргызской Республики
7. В отношении соглашений на недропользование между Правительством Кыргызской Республики и недропользователем, заключенных в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 9 августа 2021 г. N 160 «О недрах», если победителем аукциона или конкурса на право пользования недрами либо лицом, с которым решено вести прямые переговоры, будет признано иностранное юридическое лицо, оно обязано открыть в Кыргызской Республике дочернюю компанию со 100-процентным долевым участием для оформления лицензии на право пользования недрами
(в отношении подпунктов 5 и 6 пункта 30)
Закон Кыргызской Республики от 9 августа 2021 г. N 160 «О недрах»,
Закон Кыргызской Республики от 10 апреля 2002 г. N 49 «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании»
8. Государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения заявителю на совершение сделок по использованию стратегических ресурсов и (или) использованию, приобретению стратегических объектов Кыргызской Республики. В целях обеспечения национальной безопасности Правительством Кыргызской Республики устанавливаются ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Кыргызской Республики
Закон Кыргызской Республики от 23 мая 2008 г. N 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики»
9. В соглашении о разделе продукции при недропользовании (далее — Соглашение), заключенном до 1 января 2021 г., предусматриваются обязательства инвестора:
по предоставлению юридическим лицам Кыргызской Республики преимущественного права на участие в работах по Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвестором;
по привлечению работников — граждан Кыргызской Республики, количество которых должно составлять не менее 80 процентов всех привлеченных работников; привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан Кыргызской Республики соответствующих квалификаций; по размещению заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых и переработки добытого минерального сырья, в объеме не менее 50 процентов общей стоимости таких заказов, размещаемых юридическими лицами Кыргызской Республики и иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики
(в отношении подпунктов 3 и 7 пункта 30), 33 и 35
Закон Кыргызской Республики от 10 апреля 2002 г. N 49 «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании»
10. В случае передачи в концессию имущества акционерного общества право решающего голоса в акционерном обществе и распоряжения объектами концессионного договора сохраняется за Правительством Кыргызской Республики.
Объектом концессионного договора может выступать имущество акционерных обществ, в которых государство владеет не менее двух третей акций, при условии принятия решения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики
(в отношении подпунктов 3, 5 и 6 пункта 30)
Закон Кыргызской Республики от 6 марта 1992 г. N 850-XII «О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республике»
11. Обязанность лиц других государств — членов Евразийского экономического союза по получению согласия уполномоченного органа на приобретение в собственность жилых помещений, расположенных на территории Кыргызской Республики
Жилищный кодекс Кыргызской Республики
12. Покупателями жилых помещений при приватизации могут быть только граждане Кыргызской Республики
Жилищный кодекс Кыргызской Республики

———————————

Про бизнес:  Помогите с задачкой, пожалуйста.... Экономика страны описывается следующими данными: ВВП... - Ответ

<1> Данные изъятия сохраняются и применяются в порядке и на условиях, предусмотренных протоколом о присоединении Республики Казахстан к ВТО.

<2> Контракты с юридическим лицом Республики Казахстан не будут приниматься во внимание, если это лицо не осуществляет согласованный вид деятельности на территории Республики Казахстан. Понятие «юридическое лицо Республики Казахстан» включает также индивидуальных предпринимателей.

<3> Данные ограничения сохраняются и применяются в порядке и на условиях, предусмотренных Протоколом от 16 декабря 2021 года о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.

Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к договору о евразийском экономическом союзе от 29 мая 2021 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

к Договору о Евразийском

экономическом союзе

ПРОТОКОЛ
о торговле услугами, учреждении, деятельности
и осуществлении инвестиций

изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.)

I. Общие положения

1. Настоящий Протокол разработан в соответствии со статьями 65 — 69 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) и определяет правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах.

2. Положения настоящего Протокола применяются к любым мерам государств-членов, затрагивающим поставку и получение услуг, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций.

Особенности правоотношений, возникающих в связи с торговлей услугами электросвязи, определяются согласно приложению № 1 к настоящему Протоколу.

«Горизонтальные» ограничения, сохраняемые государствами-членами в отношении всех секторов и видов деятельности, определены согласно приложению № 2 к настоящему Протоколу.

Индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий (далее — национальные перечни), предусмотренные пунктами 15 — 17, 23, 26, 28, 31, 33 и 35 настоящего Протокола, утверждаются Высшим советом.

3. Положения настоящего Протокола применяются к созданным, приобретенным, контролируемым юридическим лицам государств-членов, открытым филиалам, представительствам, зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, продолжающим существовать на дату вступления в силу Договора, а также к созданным, приобретенным, контролируемым юридическим лицам государств-членов, открытым филиалам, представительствам, зарегистрированным индивидуальным предпринимателям после вступления Договора в силу.

Несмотря на положения пунктов 15 — 17, 21, 24, 27, 30 и 32 настоящего Протокола, государства-члены сохраняют за собой право принимать и применять любые меры в отношении новых услуг, то есть не существующих на дату вступления настоящего Договора в силу.

В случае принятия или применения меры, которая затрагивает новую услугу и несовместима с положениями указанных пунктов, государство-член информирует другие государства-члены и Комиссию о такой мере не позднее 1 месяца с даты ее принятия или применения в зависимости от того, что наступило раньше. Соответствующие изменения в национальный перечень такого государства-члена утверждаются решением Высшего совета.

4. В отношении способов поставки услуг, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 22 пункта 6 настоящего Протокола, положения настоящего Протокола не применяются к правам перевозки воздушным транспортом и услугам, непосредственно относящимся к правам перевозки, за исключением ремонтного и эксплуатационного обслуживания самолетов, поставки и маркетинга авиатранспортных услуг, а также услуг компьютерной системы резервирования.

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий