Теория и практика инвестирования регионального развития
Инвестирование является важнейшим источником развития базы воспроизводства в стране в целом, фактором положительных изменений в ее народном хозяйстве и в различных субъектах экономики. При этом индивидуальные особенности ведения хозяйства любого из субъектов экономики сохраняются. Это достигается путем инвестирования в те ареалы хозяйствования на территории, которые представляют наибольший интерес в данный конкретный период времени.
Осуществление инвестиций как на уровне государства, так и в отдельном регионе приводит к развитию производственного потенциала, инфраструктуры, создает новые рабочие места.
Исследуя инвестиционное обеспечение региона, следует определить, что понимать под этим понятием.
В Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. №803 регион определен как «часть Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий[1]». Регион — это целостная система, имеющая собственную структуру, функции, связи с внешней средой, историю, культуру, условия жизни населения. В рамках региона существует множество различных подсистем, которые связаны между собой. Несомненно, регион как таковой, как система не может быть объектом инвестирования. Объект инвестирования подразумевает более конкретную единицу[2]. В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами6. Следовательно, для настоящего исследования в качестве объекта инвестирования следует рассматривать какое- либо имущество, собственность, принадлежащая региону. Применительно к теме данной работы инвестором является государство, в роли которого выступает администрация субъекта Российской Федерации. В последние годы ставится задача привлечения частных инвесторов в те сферы экономики региона, куда традиционно направлялись бюджетные средства.
Следует отметить, что значение региональных инвестиций не зависит от формы устройства государства (федеративное или унитарное). Инвестиции могут быть использованы в нескольких направлениях. Во- первых, инвестиции направляются на решение задач выравнивания уровня социально-экономического развития территорий; во-вторых, на решение других специфических задач, которые связаны с проблемами конкретных регионов; в-третьих, на улучшение экономической ситуации в стране в целом.
Инвестиционная политика оказывает серьезное влияние на экономику страны в целом, а также на деятельность субъектов предпринимательства. Мероприятия инвестиционной политики должны быть направлены на создание благоприятных для всего бизнеса условий интенсификации инвестиционной деятельности, на развитие экономики, рост эффективности производства, решение социальных проблем. Но основная задача инвестиционной политики — это создание благоприятных условий для роста инвестиционного потенциала страны, то есть такой среды деятельности для отечественных и иностранных инвесторов, которая позволит повысить прибыли, минимизировать риски, и одновременно повысить уровень жизни населения.
Конечно, необходимо, прежде всего, создавать условия выгодного инвестирования для внутренних инвесторов. После этого в страну придут и иностранные инвестиции.
Нельзя не отметить, что, несмотря на обнадеживающие перспективы вложения средств в российскую экономику (высокая прибыльность производства, благоприятная конкурентная среда, широкий рынок сырья и рабочей силы), иностранные инвесторы осторожно относятся к возможности реальных вложений в отрасли национальной промышленности. И в этом большую роль играют такие факторы, как несовершенство законодательства, противоречивая трактовка прав собственности, не всегда совпадающая с ее пониманием в Римском праве, высокая волатильность курса рубля, постоянные колебания налоговой политики, а также такие факторы, как степень кредитных рисков, экономические санкции против России и ее партнеров по бизнесу, общемировая геополитическая ситуация.
Меры государственного воздействия, направленные на привлечение иностранных инвестиций, можно условно разделить на две категории. В первую можно включить мероприятия, направленные на замедление темпов инфляции, гарантированная оплата внешних долгов, действия по сокращению рисков для иностранных инвесторов. Ко второй можно отнести снижение налогов и улучшение условий таможенного законодательства.
Эффективность инвестиционной политики во многом зависит от того, насколько она учитывает стратегические направления развития страны и ее инвестиционных программ, от умения власти активизировать инвестиционную деятельность субъектов бизнеса путем вложения собственных средств предприятий, от непрерывного мониторинга реализации инвестиционной политики и анализа ее положительных и отрицательных результатов.
Важным условием осуществления выбранной инвестиционной политики является механизм ее реализации, включающий такие инструменты, как поиск и продуманный отбор источников инвестиций и методов их финансирования, установление реальных сроков реализации, определение органов, ответственных за осуществление инвестиционной политики, формирование адекватной нормативно-правовой базы, нацеленной на привлечение инвестиций, налаживание условий, способствующих развитию рынка инвестиций.
Что же касается инвестиций, которые проводятся самим регионом, то их задача в первую очередь — развитие данного региона.
Инвестиционный климат региона складывается под влиянием инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.
Инвестиционный потенциал региона представляет собой возможности территории развивать свое хозяйство, и важнейший фактор развития этих возможностей — это готовность принимать инвестиции и предоставлять инвесторам гарантии сохранения их вложений и получения и перевода прибыли. Среди частных потенциалов региона, составляющих его общий потенциал, можно назвать такие, как наличие различных ресурсов — сырьевого, трудового (с учетом образовательного уровня и цены), производственного, инновационного (уровень развития науки и возможности внедрения результатов исследований), институционального (насколько развиты институты рыночной экономики), инфраструктурного (развитие инфраструктуры региона), финансового (уровень прибыльности региона и его налоговая база), потребительского (покупательная способность населения на данной территории).
Инвестиционный риск, то есть вероятность утраты капитала, складывается из многих составляющих. Среди них экономический риск (неблагоприятные тенденции экономических процессов в регионе), законодательный риск (правовые условия осуществления инвестиций), политический риск (определяется авторитетностью региональной власти), социальный риск (его показывает степень социальной напряженности в регионе), экологический риск (степень загрязнения окружающей среды), криминальный риск (коррупция, уровень преступности), природно-климатический (особенно важен в аграрном секторе хозяйства). Следует особенно выделить финансовый риск региона, который возникает вследствие неточной информации о финансовом по- тенциале региона, о других рисках деятельности в регионе .
Благоприятный инвестиционный климат в регионе складывается под влиянием различных факторов. Как показывает опыт, существенное влияние на инвестиционный климат региона оказывает законодательство в области земельных отношений, финансовых инструментов, инвестиций (в том числе иностранных), амортизационной политики. Важно умело использовать особенности географического положения по отношению к рынкам сбыта товаров, производимых в регионе. Большое значение имеет увеличение емкости регионального рынка, первоочередное развитие высокотехнологичных, инновационных производств.
С одной стороны, региональная инвестиционная политика выступает как составная часть государственной инвестиционной политики. Более того, рациональная организация и эффективное управление инвестиционной деятельностью территорий — это одна из самых важных задач социально-экономического развития государства.
Однако с другой стороны региональная инвестиционная политика имеет свою специфику и направлена в первую очередь на реализа- [3]
цию интересов всего региона и на эффективное и целесообразное использование инвестиций в интересах его населения и инвесторов.
Разные регионы имеют свои особенности в инвестиционной политике, которые обусловлены объективными условиями жизнедеятельности территории. Среди них такие, как природно-климатические условия и состояние окружающей среды, производственный потенциал, запасы и разработанность энергосырьевых ресурсов, внутренняя конкурентная среда, демографическая ситуация, геополитическое положение, наконец, социально-экономическая политика, избранная руководством региона. Эти особенности во многом определяют привлекательность региона для инвесторов.
Региональные инвестиции представляют собой суммарное количество затрат субъектов бизнеса, управленческих структур, населения данной территории, которые имеют долгосрочный характер и реализуются в определенном регионе. Они обычно имеют определенные цели, перед ними поставлены конкретные задачи.
Постановка целей и задач инвестирования в конкретном регионе целесообразна на основе стратегии развития данного региона, с учетом сильных и слабых сторон территории, а также собственного инвестиционного потенциала Необходима также разработка целевых комплексных программ развития территории, которые реализуют различные меры по привлечению инвестиций (организационно-технические, маркетинговые и другие). Для разработки инвестиционной программы региона необходимо создавать банк данных свободных или неэффективно используемых производственных мощностей, которые могут быть вовлечены в инвестиционный процесс, банк данных имущества, которое может быть передано в лизинг. Важную роль могут сыграть программы стимулирования отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства. Следует также разрабатывать бизнес-профили по отдельным предприятиям и отраслям.
Региональные инвестиции чаще направляются на решение таких важных для региона задач, как развитие наиболее прибыльных предприятий, усиление самостоятельности региона с точки зрения его экономического роста, устранение диспропорционального развития отраслей, совершенствование производственной структуры, формирование основ для финансовой самостоятельности территории, решение социальных проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы населения).
Как правило, региональное инвестирование происходит путем осуществления капиталовложений за счет источников самого региона или помощи федерального уровня. Однако в ряде случаев возникает необходимость привлечения сторонних инвестиций, в том числе иностранных.
Регион представляет собой сложную систему, в которой инфраструктура является показателем благоустройства в самом широком смысле. Это городской и междугородный транспорт, дороги, коммуникации, системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение населения и иные системы, определяющие доступность и качество среды мегаполиса. В настоящее время именно инфраструктура стала показателем успешного города и региона в целом. Однако совершенствование инфраструктуры приводит к ее удорожанию, а это повышает стоимость жизни населения и приводит к росту затрат бизнеса. В связи с этим важным направлением развития инфраструктуры становится экономия на издержках имеющейся инфраструктуры и внедрение новых технологий, замещающих старые в области инфраструктурного обеспечения.
Необходимость развития инфраструктуры региона на местах не всегда очевидна центру, в поле зрения и финансового обеспечения которого находятся макро- и мегаинвестиционные проекты, которые, как правило, связаны с производством и транспортировкой за рубеж сырьевых ресурсов. Даже крупный по масштабам территории проект, который может дать региону заметный социально-экономический эффект, например, дополнительные рабочие места, рост налоговых платежей, развитие смежных отраслей, для чиновника федерального уровня остается неприоритетным.
Федеральные ведомства проявляют невысокий интерес к развитию региональных инфраструктур, особенно сейчас, когда существуют немалые проблемы обеспечения бюджетной сбалансированности. Между тем ресурсы, а также полномочия и ключевые инструменты развития территорий находятся в основном в руках центральных органов власти.
И, как правило, только в тех случаях, когда развитие городской инфраструктуры вписывается в федеральные программы, регион получает финансирование на развитие своей, региональной инфраструктуры. Например, развитие здравоохранения в регионах и муниципальных образованиях, осуществляемое в рамках национального проекта «Здоровье», финансируется за счет средств федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования. За счет федерального центра финансируются частично расходы городов, связанные с реализацией федеральной программы развития жилищно-коммунального хозяйства и решения жилищной проблемы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 г. №47 утверждено распределение 30 млрд, межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2022 г. бюджетам Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках «Приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Среди инфраструктурных проблем регионов немало проблем социальных и экологических, многие из которых либо не дают коммерческой выгоды вообще, либо не дают ее в приемлемые сроки. Более того, оказывается, что коммерческая выгодность и общественная значимость таких проектов находятся в обратно пропорциональной зависимости. При этом общественный контроль над реализацией этих проектов имеет гораздо более широкий характер, чем в иных проектах коммерческих организаций, что снижает их привлекательность для коммерческих организаций.
В этой ситуации поиски путей развития территорий целесообразно направить на создание механизма проведения инвестиционной региональной политики в области инфраструктуры, формирование региональной властью собственных путей и инструментов развития территории, поощрение капиталовложений предпринимателей в инфраструктуру города, формирование механизма сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов власти территории на взаимовыгодных условиях.
В условиях бюджетного дефицита в отдельных регионах в последнее время наблюдается активность органов власти по реализации совместных предпринимательских проектов, направленных на решение ключевых задач социально-экономического развития, в частности, стал развиваться механизм государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), в настоящее время его правильнее называть публично-частное партнерство (далее — ПЧП).
Главным аргументом, обосновывающим необходимость развития государственно-частного партнерства, по мнению В. Кабашкина, является тот факт, что «и государственный, и частный секторы экономики обладают собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых формируются условия эффективных действий и достигаются наилучшие результаты. По этой причине выстраивание взаимодействия частного и государственного секторов экономики становится на ближайшие годы одной из важнейших задач для региональных и местных органов власти ». [4]
Проекты ГЧП, как справедливо указывает М. Дерябина, «представляют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Во- вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Наконец, частный партнер, как всякий нормальный предприниматель, преследует цель максимизации прибыли[5]».
Использование ПЧП для развития инфраструктуры региона важно потому, что до настоящего времени роль инфраструктуры территории недооценена, отсутствует пропорциональность между развитием хозяйства и инфраструктуры (инфраструктура отстает), имеет место несбалансированность различных видов инфраструктур, во многих случаях инфраструктура финансируется по остаточному принципу, подавляющая часть объектов инфраструктуры крайне изношена.
Сегодня партнерство хозяйствующих субъектов и региональной власти можно рассматривать как перспективный инструмент привлечения инвестиций в такие отрасли, как электроэнергетика, строительство, коммунальное хозяйство, социальная инфраструктура и др. Преимуществом ПЧП является повышение экономической эффективности использования имущества в условиях, когда право собственности сохраняется за местной властью, а частному сектору передается право владения и использования. Пока еще немногочисленные удачные примеры привлечения частных партнеров к совместным проектам в российских регионах уже имеются в Красноярске при строительстве многоуровневых автопарковок, в Улан-Удэ (строительство детских садов), в Перми (развитие малой энергетики) и др.
При использовании ПЧП стороны партнерства представлены как региональным или муниципальным, так и частным сектором экономики, а их взаимоотношения фиксируются в официальных документах (договорах, контрактах и др.); вклады партнеров объединяются, а затраты и доходы распределяются между ними.
Одним из таких эффективных инструментов может стать контракт жизненного цикла (далее — КЖЦ), который также постепенно начинает использоваться на региональном и муниципальном уровнях.
Специфика КЖЦ особенно хорошо проявляется именно в области инфраструктуры, где предметом контракта является не объект инфраструктуры, а предоставление сервиса на протяжении всего срока жизни объекта. Именно поэтому контракты жизненного цикла иногда называют сервисными контрактами. Если говорить о дорожной инфраструктуре, то сервис в этом случае — это доступная для использования дорога. Если говорить о строительстве муниципальной больницы, то это само полностью функционирующее здание.
Существенно, что при использовании механизма КЖЦ заказчик формулирует лишь требования к сервису, который хочет получить от объекта инфраструктуры. Заказчик не занимается созданием детальной проектно-сметной документации и не берет, таким образом, на себя материальную ответственность за возможные ошибки. Частный партнер при этом имеет полную свободу выбора методов решения технических проблем при разработке проектно-сметной документации, строительстве и эксплуатации объекта. Функциональные требования, сформулированные в контракте, могут выглядеть следующим образом: требуется дорога из пункта А в пункт Б с пропускной способностью 20 000 автомобилей в сутки, скорость транспортного потока должна быть не ниже 60 км/ч, ремонты не должны снижать скорость потока ниже 40 км/ч, допустимое количество дорожно-транспортных происшествий на дороге не должно быть выше 30 в месяц и так далее.
Как указывалось ранее, частная фирма — сторона КЖЦ самостоятельно финансирует все работы до момента предоставления сервиса в использование. Региональная или муниципальная власть начинает платить лишь за работающий сервис, равными частями (например, раз в квартал) на протяжении всего жизненного цикла объекта. Размер оплаты зависит от уровня соответствия выставленным требованиям к объекту. Так, например, если уровень дорожно-транспортных происшествий на этой дороге выше, чем в техническом задании, или на дороге часто ведутся ремонтные работы, то сумма платежа уменьшается. И, наоборот, чем выше уровень сервиса, например, количество ДТП меньше допустимого контрактом значения, тем больше платежи за счет поощрительных бонусов.
Контракты жизненного цикла могут применяться не только при строительстве дорог, но и при строительстве других объектов жилищно-коммунального хозяйства. К ним относится водопровод, газопровод, канализационные ответвления, система теплоснабжения и электроснабжения, жилые дома, больницы, школы, детские сады, архитектурные объекты и многое-многое другое.
В целом международная практика показывает, что публичночастное и муниципально-частное партнерство, в том числе и в форме КЖЦ, успешно развивается в области городской инфраструктуры, при этом приоритетными направлениями считаются такие, как транспортная и производственная инфраструктуры (строительство дорог и их эксплуатация, управление движением городского транспорта, организация и эксплуатация парковок, эксплуатация электрических сетей), жилищно-коммунальное хозяйство (эксплуатация водопровода и канализации, уборка улиц, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов), строительство и обслуживание муниципальных жилых домов и зданий общественного назначения, строительство, оборудование и эксплуатация образовательных и медицинских учреждений, повышение квалификации и переподготовки кадров.
Контракты жизненного цикла делают первые шаги в российских городах. Пока можно привести немного примеров реализуемых в настоящее время проектов КЖЦ в области инфраструктуры городов и других муниципальных образований. Это комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия, модернизация существующего полигона твердых бытовых отходов в Магаданской области, ряд проектов на Алтае (строительство газотурбинной электростанции в с. Майма, строительство малой электростанции «Чибит» на реке Чуя Улаганского района, строительство малой электростанции «Мульта-4» на реке Мульта Усть-Коксинского района), в Республике Татарстан (создание и эксплуатация гемодиализного центра в г. Бугульме, создание и эксплуатация межрайонного центра амбулаторного гемодиализа в г. Казани), в Вологодской области (реконструкция и строительство детских садов в г. Вологде, строительство здания общеобразовательной школы в Верховажском муниципальном районе). Имеются и другие проекты внедрения КЖЦ в практику российского хозяйствования. Так, в городе Выкса такую модель предлагает внедрить ООО «Транспроект», в Республике Саха (Якутия) на условиях КЖЦ формируется четыре проекта. Предполагается конкурс на право заключения долгосрочного контракта в формате КЖЦ на содержание, ремонт и эксплуатацию участков автодороги «Дон». В ряде регионов внедрение КЖЦ только обсуждается.
Существенным моментом в продвижении контрактов жизненного цикла становится то обстоятельство, что в контракт жизненного цикла включаются субъекты малого предпринимательства, развитие которого является одной из приоритетных задач муниципальных образований в регионе. Именно малые предприятия, особенно те, которые действуют в слабо развитых на территории сферах деятельности и представляют интерес для сбалансированного ее развития, несут социальную нагрузку и обеспечивают решение социальных проблем, именно такие малые предприятия должны стать и становятся сторонами контрактов жизненного цикла.
Опыт показывает, что крупные проекты в области инфраструктуры принимают на реализацию крупные предприятия, имеющие собственные ресурсы либо возможности на получение госгарантий или необходимой кредитной поддержки от банков. Представляется, что в ряде случаев в рамках технологической возможности и целесообразности возможно разделение крупного проекта на несколько относительно небольших подпроектов, которые под силу предприятиям малого бизнеса. Это, с одной стороны, уменьшит финансовую нагрузку на основного крупного партнера муниципальной власти, с другой — даст дополнительный стимул к развитию и поддержке малого предпринимательства, что также весьма важно для развития экономики города в регионе. Возможно, что при реализации муниципальной программы социально-экономического развития города крупный по городским масштабам проект целесообразно раздробить на проекты разного масштаба и заключить КЖЦ с рядом частных структур, обеспечив при этом баланс в развитии крупного, среднего и малого предпринимательства.
Контракты жизненного цикла превращают региональную и муниципальную власть в активного творца условий для развития малого бизнеса. Муниципальные органы власти, заключая КЖЦ с субъектами малого бизнеса, формируют реальные условия для его развития, так как обеспечивают малые предприятия рынком сбыта продукции на весь период жизненного цикла объекта, встраивают их в программы социально-экономического развития города, в ряде случаев имеют возможность обеспечить их деятельность необходимыми ресурсами. Долгосрочность КЖЦ исключительно важный момент для малых предприятий, так как они получают как бы «якорного» клиента, дающего им объем работ на длительный срок.
В разных городах внутри региона, в зависимости от ключевых проблем развития, структурных особенностей экономики, обеспеченности ресурсами отдельных видов предпринимательства, уровня развития сфер деятельности, в которых действуют субъекты малого бизнеса, возможны акценты в различных областях малого предпринимательства. Это могут быть КЖЦ в наименее развитых в данном городе видах деятельности (например, определенных видах услуг), в сферах, важных для конкретного города в силу особенностей его географического положения, традиций ремесел, развития тех или иных направлений экономики (например, в области туризма, народных промыслов, сельского хозяйства и производства продуктов его переработки, в области инноваций), КЖЦ с малыми предприятиями, деятельность которых направлена на решение важных социальных проблем (например, обеспечение занятости лиц с ограниченными возможностями, решение проблемы безработицы в моногородах). В зависимости от этого формируется круг субъектов малого бизнеса — реальных или потенциальных сторон КЖЦ.
Важный вопрос развития КЖЦ в городах — оценка их эффективности. Пока можно говорить в основном о возможных позитивных последствиях внедрения этой формы публично-частного и муниципально-частного партнерства (далее — МЧП), причем говорить в большей степени об эффекте, не всегда поддающемся количественному измерению. Это относится в первую очередь к оценке эффекта от КЖЦ в обществе, то есть о его социальной оценке.
Так, публично-частное и муниципально-частное партнерство в форме КЖЦ является важным инструментом в борьбе с коррупцией и мошенничеством, фирмами-однодневками, что особенно актуально для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Подрядчик не получает авансовых платежей, у него исчезает стремление выполнить контракт подешевле и сэкономить средства, так как последствием может стать неполучение платежей из-за несоответствия предоставляемых по контракту услуг параметрам контракта. Ведь низкое качество выполненных работ, несоответствие их оговоренным в контракте параметрам при исполнении КЖЦ влечет за собой неполучение или приостановление получения регулярного многолетнего финансового вознаграждения. В этой связи очевидно, например, что на заключение КЖЦ не пойдут фирмы-однодневки, которые обычно рассчитывают на получение серьезного финансового авансирования работ по проекту и их выполнение на низком уровне либо вообще невыполнение.
Публично-частное и муниципально-частное партнерство, в том числе и в форме КЖЦ, в области инфраструктуры города, способствует общему социально-экономическому развитию региона и входящих в него муниципальных образований. Так, строительство и четкое функционирование дорожной сети, четкое функционирование коммунальных сетей делает территорию более привлекательной для инвесторов, приводит к созданию новых торговых точек, обслуживающих производств, повышает стоимость недвижимости.
Использование потенциала малого и среднего бизнеса в проектах КЖЦ и других видах ПЧП и МЧП, инициируя развитие малого и среднего предпринимательства и усиливая его позиции, повышает занятость и уровень доходов населения, делает их более стабильными, повышает уверенность занятых в завтрашнем дне.
Улучшается качество предоставления многих социальных услуг, например здравоохранения (ускоряются сроки ввода в действие ряда медицинских объектов, улучшается их оснащенность медицинской техникой и расходными материалами), образования (ускоряются сроки строительства детских садов, школ, улучшается их коммунальное обслуживание), способствует развитию спорта (строятся бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы).
Муниципальные власти в регионе, финансовые возможности которых весьма ограничены, получают возможность улучшить социальную обстановку в городе благодаря реализации проектов, имеющих социальную направленность, и при этом у них нет необходимости одномоментно отвлекать большие средства из бюджета города на создание объектов, которые будут пущены в эксплуатацию через два-три года и более.
Участие малого бизнеса в публично-частном и муниципальночастном партнерстве, в том числе в виде КЖЦ, формирует благоприятную предпринимательскую среду, развивает рыночную экономику, приносит рост объемов производства, способствует развитию инфраструктуры малого предпринимательства, малые предприятия находят стабильных партнеров, которые обеспечивают сбыт их продукции, доступ к финансовым ресурсам и помещениям, информационную поддержку.
На уровне города, как уже подчеркивалось, участие субъектов предпринимательства, в том числе малого и среднего, в публичночастном и муниципально-частном партнерстве в форме контрактов жизненного цикла, дает серьезную экономию бюджетных средств, о чем упоминалось выше. Кроме этого, рост производственной активности приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.
Как было отмечено выше, контракт жизненного цикла — одна из форм публично-частного партнерства, система долгосрочных договорных отношений между государственными (публичными) и частными контрагентами с привлечением заемного финансирования. КЖЦ заключается на весь комплекс работ, связанных с проектированием, строительством, финансированием и содержанием объекта. Поэтому его можно рассматривать как инструмент, посредством которого региональные власти используют возможности бизнеса для решения задач инвестиционного обеспечения развития региона.
Однако многие положительные качества публично-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе и КЖЦ, сопровождаются проблемами, связанными со специфическими условиями их реализации в российских городах.
Прежде всего, это отсутствие у региональных органов власти четкой политики по использованию этой формы интеграции власти и бизнеса, недостаточная квалификация специалистов, работающих в городских органах власти. Во многих случаях выбор конкретных форм ПЧП не сопровождается технико-экономическим обоснованием, подтверждающим использование именно этого инструмента. Так, практически везде заключаются договора концессии, хотя во многих случаях гораздо более выгодным может быть применением контрактов жизненного цикла — менее затратной для бюджета формы ПЧП.
Публично-частное партнерство не увязывается с социально- экономическими программами развития регионов, возможность использования контрактов жизненного цикла не связывается с проблемами малого предпринимательства на конкретной территории. В региональных администрациях нет специалистов, а тем более специализированных структур, которые целенаправленно занимаются изучением возможностей взаимодействия власти и бизнес-сообщества, их современными формами, которые давно оправдали себя в мировой практике.
Развитие ПЧП могло бы быть более успешным, если бы механизмы ПЧП увязывались с потребностями субъектов малого бизнеса.
Важный вопрос — оценка эффективности партнерства региональной власти и бизнеса. Эта оценка должна включать как количественные, так и качественные показатели. Опыт показал, что финансовая поддержка малого бизнеса путем предоставления средств на организацию предприятия в большинстве случаев неэффективна, так как условия ведения малого бизнеса таковы, что многие предприятия просто разоряются через какое-то время. Представляется, что в том случае, когда местная власть будет соучаствовать в организации бизнеса не только путем предоставления на льготных условиях помещений и кредитования начального капитала, но и давая гарантии сбыта продукции и услуг малого предприятия в течение длительного периода времени — в этом случае можно рассчитывать на продолжительную жизнь малого предприятия. Это наиболее очевидно на примере малых предприятий в сфере ЖКХ, если они заключают контракт жизненного цикла с органами городской власти. Например, такое предприятие осуществляет замену или ремонт кровли многоквартирных домов и очистку кровли от снега в зимнее время, гарантируя отсутствие протечек. Или малое предприятие осуществляет замену асфальтового покрытия внутридворовых территорий, гарантируя их долговечность в течение нормативного срока и качество исполнения. Поскольку условия КЖЦ предполагают оплату только в случае отсутствия претензий к результатам работы предприятия, оно будет заинтересовано в качественной работе своих рабочих, привлечет квалифицированных работников, будет жестко контролировать качество исполнения заказа, проводить постоянный мониторинг состояния кровли (или асфальта) и текущий ремонт предмета контракта.
Эффект такого КЖЦ разносторонний. Прежде всего это экономия и более эффективное использование бюджетных средств. Имеется множество примеров, когда работы в сфере ЖКХ выполняются некачественно, в результате чего приходится финансировать дополнительные ремонты за счет бюджета. Успешное функционирование малых предприятий приносит дополнительные средства в казну в форме налоговых поступлений. Растет постоянная занятость населения, работающего в малых предприятиях. Важный аспект — повышение качества исполнения работ и услуг в сфере ЖКХ, на которые имеется множество нареканий жителей.
Таким образом, имеются многие основания для расширения использования контрактов жизненного цикла для развития инфраструктуры города.
Следует, однако, отметить, что описанные выше контракты жизненного цикла отличаются от понятия КЖЦ по п. 16 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон №44-ФЗ). Действительно, Закон №44-ФЗ — это, по сути, первый законодательный акт, в котором появился термин «контракт жизненного цикла». Ранее на государственном уровне контракт жизненного цикла упоминался в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2022-2022 годах, где Президент указывал на необходимость осуществления инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контракта жизненного цикла.
Однако предлагаемый в Законе №44-ФЗ контракт жизненного цикла является, по сути, просто комплексным контрактом, включающим в совокупности несколько контрактов по проектированию, созданию и эксплуатации объекта, который приобретается в публичную собственность. Отсутствует основная особенность КЖЦ, как это понимается за рубежом. А именно: заказчик не оплачивает проектирование, строительство и эксплуатацию объекта. Это — вопрос предпринимателя. Заказчик начинает платить, причем частями, только после того, как объект пущен в эксплуатацию и отвечает заранее определенным потребительским характеристикам. Оплата включает постепенное погашение затрат на создание объекта и сервисные расходы на его функционирование. Суть в том, что государство платит, во-первых, не сразу, во-вторых, частями. Это дает существенную экономию бюджетных средств, обеспечивает удешевление инвестиционного развития региона для государства, что особенно важно в нынешних экономических реалиях. Важно и то, что бизнес-участник контракта жизненного цикла заинтересован в его качественном исполнении, чтобы снизить эксплуатационные затраты на его функционирование