Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ Инвестиции

Вклад в имущество

Денежные вклады в имущество российской дочерней компании без увеличения уставного капитала — более «быстрый» способ финансирования по сравнению с вкладом в уставный капитал. Для этого иностранному участнику достаточно принять решение (организовать проведение общего собрания участников) и перевести средства.

Полученный от иностранной компании — участника денежный вклад в имущество не облагается налогом на прибыль у российской компании(также как и при получении его от российского участника).

https://www.youtube.com/watch?v= 1T-grSAzWss

Напомним, что освобождение от налогообложения вкладов в имущество возможно по двум основаниям в зависимости от доли участия иностранной компании в российской:

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

При данном способе финансирования «возврат» инвестиций возможен:

Вклад в уставный капитал

Вклад в уставный капитал допустим, если иностранная компания имеет долю в уставном капитале российского получателя инвестиций. Вклад в уставный капитал, в отличие от заемного финансирования, является невозвратным вложением денежных средств для участника.Если точнее, «возвратность» в этом случае является косвенной — в форме дивидендов после получения компанией прибыли.

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

При выплате дивидендов всегда удерживается налог у источника. Размер налога зависит от наличия Соглашения и его условий.

При отсутствии налогового соглашения — действует обычная ставка 15 %. То есть российская компания должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет РФ 15% от всей суммы выплачиваемых иностранному участнику дивидендов.

Это правило чаще всего корректируется нормами двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. С 2021 года были пересмотрены условия соглашений с рядом популярных государств (Кипр, Мальта, Люксембург), а с 2022 года вероятнее всего прекратит применяться и Соглашение с Нидерландами.

Пожалуй, вклад в уставный капитал является самым трудоемким способом вложения денежных средств в плане оформления.

Для вложения денежных средств в уставный капитал уже созданной компании необходимо провести процедуру увеличения уставного капитала российской компании, это значит:

Вклад в уставный капитал как способ финансирования от иностранной компании будет оправданным, если:

Заемное финансирование

Изменения правил налогообложения по Соглашениям об избежании двойного налогообложенияимеем в виду изменения с 2021 года Соглашений с рядом стран — Кипр, Мальта, Люксембург коснулись не только доходов в виде дивидендов, но и процентов по займам.

Ранее проценты по долговым обязательствам либо вовсе не подлежали обложению налогом у источника (Кипр, Люксембург), либо облагались налогом у источника в размере 5% (Мальта). Однако теперь проценты, выплачиваемые на Кипр, Мальту, в Люксембург, подлежат обложению налогом у источника в РФ по ставке 15% (если иностранный получатель этих процентов имеет статус ФПД) (п.2 ст.11 Соглашений с Кипром, Мальтой, Люксембургом).

В то же время новыми правилами Соглашений с указанными государствами предусмотрено, что:

Минфин разъяснил (информация Минфина РФ от 17.02.2021 «Разъяснение Минфина России о применении льготной ставки по СИДН со странами»), что под зарегистрированной фондовой биржей (где должны котироваться облигации/акции) в Соглашениях имеются в виду только биржи, учрежденные и регулируемые странами-участницами соответствующего Соглашения.

Условия налогообложения процентов, выплачиваемых резидентам других стран, необходимо сверять по соответствующим Соглашениям.

Таким образом, выплачиваемые российскими заемщиками проценты по займам стали облагаться налогом «у источника». Одновременно понизился «градус напряжения» в оценке налоговых рисков — учитывая, что 15 % уже поступили в бюджет в виде «налога у источника», величина дополнительных налоговых притязаний снизилась.

Заемное финансирование применимо в том случае, если доподлинно известно, что полученные деньги необходимо будет вернуть к определенному сроку, заплатив при этом конкретную цену за пользование (проценты). При этом кредитором может быть не только участник российского общества.

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

Заём как способ оформления инвестиций не подойдет, если денежные средства передаются российской компании в целях инвестирования в капитальное строительство или развитие нового рискованного долгосрочного проекта, проекта с длительным сроком окупаемости.

Дело в том, что российский заемщик сможет уменьшать свой налог на прибыль на сумму начисленных процентов по займу. Там, где имеет место возможность снизить свои налоговые обязательства, имеет место скрупулезный налоговый контроль.

Обозначим налоговые риски, которые сопровождают заемное финансирование от иностранного кредитора.

Во-первых, это риск переквалификации заемных отношений в инвестиционные. Как следствие, исключение начисленных процентов и курсовых разниц из расходов с автоматическим начислением налога на прибыль российскому заемщику.

В связи с повышением ставки «налога у источника» по подавляющему большинству займов от иностранных компаний до 15 %, величина потенциальных налоговых доначислений по этому основанию снизится. Попробуем предположить вектор изменения подхода налогового органа.

Ранее, когда проценты в пользу иностранного заемщика не облагались в России, в случае переквалификации заемных отношений в инвестиционные, налоги начислялись по двум основаниям:

— налог на прибыль (налог по УСН) в связи с исключением расходов в виде процентов из базы по налогу на прибыль. Возьмем наиболее распространенную ситуацию: начислялся налог на прибыль по ставке 20 %;

— налог на дивиденды, выплаченные иностранному кредитору, в связи с переквалификацией отношений. Наиболее распространенный вариант: 5-10 %.

По действующим с 2021 года правилам «налог у источника» при выплате как процентов, так и дивидендов — одинаков и составляет 15 %. Таким образом, по второму основанию налог не будет доначислен. При этом налог на прибыль в связи с исключением процентов из расходов по налогу на прибыль составит все те же 20 %.

Кратко обозначим, когда претензии налоговых органов будут обоснованными, а когда — нет.

Претензии налоговых органов суды признают обоснованным при следующих обстоятельствах (Постановление АС ВВО от 16.04.2022 по делу № А29-2527/2022 (ЗАО «Нэм Ойл»); Постановление 13 ААС от 16.01.2022 по делу N А26-2254/2022, Определение ВС РФ от 23.04.2022 по делу N А50-6340/2022, Постановление 12 ААС от 14.08.2020 по делу N А06-75/2022).:

Про бизнес:  ТОП-33 лучших и реальных идей

При такой совокупности условий как налоговый орган, так и суд придут к следующим негативным для российского заемщика выводам:

Во-вторых, риски неправильного применения правил «тонкой капитализации» (нормирование процентов)

Если заемный характер отношений сторон не оспаривается налоговым органом, в учете всех или части процентов могут отказать со ссылкой на так называемые правила «тонкой капитализации» (п. 2-4 ст.269 НК РФ).

Правила «тонкой капитализации» применяются, если заимодавцем является участник — иностранное лицо с прямой/ косвенной долей более 25 % в уставном капитале или взаимозависимое лицо такого иностранного участника (используется термин «сестринская компания»).

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

Размер займа от такого кредитора не должен превышать трехкратную величину чистых активов российской компании-заемщика. В противном случае возникает так называемая «контролируемая задолженность» перед иностранной организацией и обязанность определять предельный размер процентов, которые могут быть учтены в составе расходов. Остальная часть выплаченных процентов подлежит переквалификации в дивиденды.

Для того, чтобы определить сумму процентов, которую можно включить в расходы, необходимо:

  1. Найти коэффициент капитализации, который определяется делением величины контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале российской организации, и далее – делением полученного результата на три.
  2. Рассчитать предельную величину процентов, признаваемых расходом, для чего необходимо сумму фактических процентов, начисленных в отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, разделить на полученный коэффициент капитализации.
  3. Сравнить сумму фактически начисленных процентов и вычисленную предельную сумму процентов. Если по результатам сравнения окажется, что сумма фактически начисленных процентов превышает предельную величину процентов, признаваемых расходом, то к предельной сумме процентов применяется общее правило налогообложения (уменьшают налогооблагаемую прибыль), а разница между двумя суммами процентов приравнивается к дивидендам с удержанием в России налога на прибыль с дивидендов.
  4. В случае, когда величина собственного капитала организации отрицательна или равна нулю (в том числе при убыточности деятельности компании-заемщика), налогоплательщик (заемщик) полностью лишается возможности учесть в составе внереализационных расходов начисленные иностранному участнику проценты. (письма Минфина РФ от 30.05.2022 N 03-03-06/1/319, 16.07.2022 N 03-03-06/1/465, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ; Определение Верховного суда РФ от 18.08.2022 г. № 305-ЭС140518; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 г. по делу № А56-63031/2022). Произвести расчет коэффициента капитализации в этом случае не представляется возможным, то есть предельный размер процентов равен нулю.

Рассмотрим на условных данных баланса условной компании «А», единственный участник которой, зарегистрированный в Республике Кипр выдал ей заём:

Раздел I и II (Активы) — 269 203 000 руб.

Раздел III (капитал и резервы) — 2 880 000 руб.

Раздел IV (Долгосрочные обязательства) — 0 руб.

раздел V (краткосрочные обязательства) — 266 323 000 руб.

1 шаг: определяем величину чистых активов (собственный капитал): 269 203 000 руб. — 266 323 000 руб. = 2 880 000 руб.

2 шаг: устанавливаем, есть ли превышение размера задолженности над величиной собственного капитала более чем в три раза:

Расчет: 266 323 000 руб./2 880 000 руб.= 92,47.

Так образом, величина задолженности более чем в три раза превышает величину чистых активов (в 92,47 раза). Следовательно, проценты, подлежащие начислению на сумму займа, подлежат нормированию.

3 шаг: рассчитываем коэффициент капитализации: КК = КЗ/СК*доля ИК/3:

Расчет: (266 323 000 руб./2 880 000 руб.*100%)/3=30,82.

Это означает, что подлежащие начислению проценты по договору займа между российским заемщиком и кипрской компанией подлежат делению на 30,82

Полученная путем деления сумма подлежащих начислению процентов составляет предельную величину процентов, которую можно учесть в расходах для целей уменьшения налога на прибыль.

Остальная часть процентов будет выплачиваться за счет чистой прибыли и не может уменьшать налог на прибыль.

По правилам п. 6 ст. 269 НК РФ сумма процентов, превышающая предельный размер, в случае фактической выплаты приравнивается к дивидендам.

Как мы уже упоминали, в связи с изменениями ряда двусторонних Соглашений, если займодавец — резидент Кипра, Мальты или Люксембурга, то нормирование процентов не влечет изменения налоговых последствий в части доначисления налога у источника — заемщик в любом случае должен удержать налог у источника по ставке 15% как с процентов, так и с перечисляемых дивидендов.

В-третьих, риски, связанные с трактовкой концепции «фактического получателя дохода»

Правила налогообложения доходов иностранной компании в виде процентов по займу регулируются Соглашениями. Если страна регистрации кредитора не имеет такого Соглашения с Россией, то действует общее правило — доход в виде процентов считается полученным на территории России, в связи с чем удерживается «налог у источника» по ставке 20 %.

Однако, для применения льготных условий по налогообложению процентов, также как по дивидендам, их получателю необходимо подтвердить свое «фактическое право» на эти доходы. Иными словами, что он является конечным выгодоприобретателемвыплачиваемого дохода, а не промежуточным звеном (посредником, подставным лицом).

Вероятность налоговых доначислений по этому основанию снизилась, ведь российские заемщики в любом случае должны удержать «налог у источника» 15%. В связи с этим, потенциальная величина налогового риска именно по этому основанию — 5 % от суммы выплаченных процентов.

Наконец, в-четвертых, надо учитывать правила налогообложения контролируемых иностранных компаний в части нераспределенной прибыли

Если контролируемая иностранная компания получает преимущественно пассивные доходы, к числу которых относятся и проценты по займу, и ее прибыль за год составит более 10 млн.руб., то российском бенефициару с суммы нераспределенной прибыли необходимо будет заплатить НДФЛ (13%) в России.

С учетом того, что при перечислении части доходов (в том числе процентов по займу) уже удержан «налог у источника», сумма налога с прибыли КИК уменьшается на величину удержанного налога. (Подп.11 ст.309.1 НК РФ)

Подробно порядок и условия налогообложения в отношении нераспределенной прибыли КИК рассматриваем ЗДЕСЬ.

Таким образом, использование займа как самого оперативного способа финансирования и предоставляющего возможность уменьшить налог на прибыль на сумму процентов, сопряжено с необходимостью отслеживания целого ряда правил, несоблюдение каждого из которых грозит налоговыми доначислениями.

Про бизнес:  IRR инвестиционного проекта: что это такое, как рассчитать, формулы и примеры внутренней нормы доходности

Ниже мы свели в таблице все основания описанных налоговых рисков, связанных с использованием договора займа для получения финансирования от иностранной компании:

Статья 9.  Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации | ГАРАНТ

Предпринятые изменения в Соглашения об избежании двойного налогообложения с наиболее популярными юрисдикциями, через которые направлялись корпоративные инвестиции в российские проекты, без сомнения достигнут цели. Налоговые поступления повысятся, ведь со всей суммы дивидендов и процентов по займам необходимо удержать «налог у источника» 15 %.

В связи с этим налоговые преимущества займа существенно снизятся, что повлияет на общую структуру оснований привлечения инвестиций.

Полагаем, что рассмотренные способы не должны исключать друг друга, а, наоборот, должны дополнять с учетом показателей конкретного инвестиционного проекта, на который направляются денежные средства.

Законом №4015-1 ограничения введены для:

  • дочерних обществ иностранных инвесторов;
  • компаний, имеющих определенную долю иностранного инвестора в уставном капитале (градация доли иностранного инвестора от 49% до 51%).

В банковской сфере ограничения (дополнительные требования) установлены Федеральным законом от 02.12.1990 г. №395-1. Так, ст.18 Закона №395-1 введены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов).


При достижении квоты (предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале — 50 процентов) Банк России может отказать в регистрации такой организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

На сегодняшний день в законодательстве действуют и иные ограничения для иностранных инвесторов.

Ограничения касаются запрета на приобретение иностранными юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся на приграничных территориях (п.3 ст.15 ЗК РФ). 

МОГУТ ЛИ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ ИЛИ ИНОСТРАННЫЕ ФИРМЫ ПОКУПАТЬ ЗЕМЛЮ В РОССИИ?


Ограничения предусмотрены на учреждение средств массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание (ст.19.1 Закона от 27.12.1991 г. №2124-1).

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ФИЛИАЛА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ 

Кабмин утвердил правила сделок с иностранными компаниями из недружественных стран

Москва. 7 марта. biznes-bolika.ru — Все сделки и операции российских компаний с гражданами и фирмами из недружественных России стран теперь будут одобряться Правкомиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

«Постановление, устанавливающее такой порядок, подписал председатель правительства Михаил Мишустин», — сообщила пресс-служба правительства РФ.

Согласно документу, российская компания-резидент или иностранная фирма из списка недружественных стран должны обратиться с заявлением о разрешении на сделку.

«Там должна содержаться исчерпывающая информация о заявителе, включая документ о бенефициарных владельцах компании. На основе анализа поступивших документов и характера будущего соглашения, будет приниматься решение об одобрении или отказе в его реализации», — отмечается в сообщении пресс-службы.

При этом может выдаваться разрешение на проведение сделки, с обозначением условий ее исполнения.

«Главная цель этой работы — обеспечение финансовой стабильности страны в условиях внешнего санкционного давления», — подчеркнули в пресс-службе.

Кроме того, отдельным распоряжением Мишустин расширил состав Правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. «В нее включены представители Центрального банка и администрации президента», — отмечается в сообщении.

Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом

В Законе №160-ФЗ установлены жесткие ограничения на участие компаний с иностранными учредителями. Целью таких ограничений является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.4 Закона №160-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 29.04.2008 г. №57-ФЗ установлен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ. 

Ограничения для иностранных инвесторов

Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.biznes-bolika.ru обязательна

В целях
обеспечения защиты национальных
интересов Российской Федерации и формирования в России предсказуемого и
прозрачного делового климата для иностранных инвесторов были приняты Федеральный закон «О порядке
осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства»
от 29.04.2008 N 57-ФЗ (далее — «Закон») и Федеральный закон «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления
иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое
значение для обороны страны и безопасности государства»
от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

Закон устанавливает ограничения на участие
иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных
обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и
безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также
регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых
иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными
обществами (ст. 2 Закона).

Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности
России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной
страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами,
радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и
боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью,
космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена
деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах
которой проживает население, составляющее половину или более численности
населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического
печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не
менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая
субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в
месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на
рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети
«Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным
законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной
телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов
и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим
субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые
другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с
полезными ископаемыми и природными ресурсами:
геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных
ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных
биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на
гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Про бизнес:  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 03.10.2018 года № 124 Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области | Суховское сельское поселение

Законом установлены
разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля
иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура
зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов,
позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над
Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной
правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для
иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате
совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более
чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли),
составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать
единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального
исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность
избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или
иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона).
К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки,
совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также
находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо
или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего
количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие
уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать
решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в
отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых
иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над
50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные
правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих
геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на
участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более
жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст.
15 Закона).

Иностранный инвестор должен
уведомлять о любой сделке, в результате которой
приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе
(ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со
дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о
владении им 5 и более процентовакций
(долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных
до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).

Обращаем внимание на то, что положения Закона
применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они
касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц
над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на
отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные
другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке
международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на
сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).

Помимо перечисленных выше
положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного
общества под контролем (ст. 5 Закона),
дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру
предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)

Федеральным законом от 29
апреля 2008 г.
N 58-ФЗ действующее законодательство приводится в соответствие с новым Законом.
Внесены изменения в Закон «О недрах», федеральные законы «Об
оперативно-розыскной деятельности»
, «О континентальном шельфе
РФ»
, «Об акционерных обществах», «Об обществах с
ограниченной ответственностью»
, «Об иностранных инвестициях в
РФ»
, «О связи», «О защите конкуренции», «О государственном
регулировании развития авиации»
, а также в Кодекс об Административных
нарушениях
и в Арбитражно-процессуальный кодекс.

Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»

NULL

Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены в банковской и страховой сферах.


Так, Федеральным законом РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 введен запрет на занятие определенными видами страхового дела в зависимости от доли участия иностранных инвесторов в уставном капитале капитала компании.

Особенности составления отчетности компаний с иностранным капиталом

Должны ли компании с иностранным капиталом вести бухгалтерский учет и формировать российскую бухгалтерскую отчетность? На сегодняшний день никаких особенностей для формирования отчетности таких компаний не установлено (п.2 ст.13 Федерального закона от 06.12.2022 г. №402-ФЗ).

Закон №402-ФЗ позволяет не вести бухгалтерский учет находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

В этом случае представительство иностранной организации вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ. 

Правовое регулирование деятельности

Особенности работы в России компаний с иностранным капиталом регулируются Федеральным законом от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также международными договорами РФ. Действие Закона №160-ФЗ не распространяется на инвестиции в кредитные и страховые компании, некоммерческие организации (п.2 ст.1 Закона №160-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Установленный перечень является закрытым и включает в себя 45 видов деятельности, среди которых (ст.6 закона №57-фз):

  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
  • использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении НИОКР.
Оцените статью
Бизнес Болика