Влияние инвестиций на реальный сектор экономики — Роль инвестиций в современной экономике

Влияние инвестиций на реальный сектор экономики - Роль инвестиций в современной экономике Инвестиции

Основной капитал к врп

Доля инвестиций с 2021 года по 2021 год в каждом субъекте РФ:

 ВРП в текущих ценах, миллионов рублейИнвестиции в основной капитал, миллионов рублейСколько % ВРП составляют ИОК
2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.2021г.
Центральный федеральный округ20866362226637582413999026123248294119463570432357818637954224241519499801817,115,815,716,217,0
Белгородская область61967869337972908478525486597912065814721414379214269313455119,521,219,718,215,5
Брянская область242722271783281131305259328814660666225568195551215891827,222,924,318,117,9
Владимирская область328064368489393775412943440543739277151370717785277350222,519,418,019,016,7
Воронежская область71766780597081728386829194359624027226466027099228365227678533,532,833,232,729,3
Ивановская область151877180518178896184807197840330752571323287303152936021,814,213,016,414,8
Калужская область326460339761372345415967465988997869270784445890309113830,627,322,721,419,6
Костромская область146732160580158128166945180287275122734526430216392231318,717,016,713,012,4
Курская область29828733699936239438731042844173695737459365910089512073524,721,925,826,128,2
Липецкая область39846544899448365350634158050410558811613412789114240712853326,525,926,428,122,1
Московская область2742886318092536623003780063420216964483062391862117669991894542423,519,617,018,522,5
Орловская область178823208238215357215147230706475804798143596436704805826,623,020,220,320,8
Рязанская область295612323132334299360932383110605585419050893622866274120,516,815,217,316,4
Смоленская область234710256707263302291483312857565875504358728574967090024,121,422,319,722,7
Тамбовская область28565731721429774029879133163111059711764110503311107310623038,737,135,337,232,0
Тверская область31661332961636152238752544165484039734629342710074410450126,522,325,826,023,7
Тульская область4111224775385186875567736361349523510562911256112856415475223,222,121,723,124,3
Ярославская область391463443054472344511137560578885417543788363857828439722,617,018,716,815,1
г. Москва12779526135208631423775115688281178815161541884154360117122392007708248517612,111,412,012,813,9
Северо-Западный федеральный округ594531172047957726085811470890151901406454143747917423741883300230891423,720,022,623,225,6
Республика Карелия191192212050231438251836280012334003273834700415684811617,515,415,016,517,2
Республика Коми48416752840354766557565266573620213216993620026113415213647441,532,236,623,320,5
Архангельская область54269562769868048272600581924715772017222116943221549319835729,127,424,929,724,2
в т.ч. Ненецкий авт. округ18701022719425485225882830521478952114503857031065789104142,250,433,641,229,8
Архангельская область без Ненецкого авт. округа35568640050542563146717751403378768577188372910891510731622,114,419,723,320,9
Вологодская область387212478893477220508768582630797328711411415513828215342820,618,223,927,226,3
Калининградская область31408834981938549941728746085563716690158946213039815988020,319,723,231,234,7
Ленинградская область703326849617916453963804110443617050222591526421333767451116424,226,628,835,046,3
Мурманская область328292401583432363442610482548858451004188549511326915574426,125,019,825,632,3
Новгородская область209304234076243393252650262008613696933678742708326153029,329,632,428,023,5
Псковская область123826135240145554151519164229298082736327272292673129724,120,218,719,319,1
г. Санкт-Петербург2661210338741836660183824578419349052333148342367864267236585292319,714,318,517,620,3
Южный федеральный округ414621246363164999317536286758489351383658129620011528321443288145580333,428,023,126,924,9
Республика Адыгея75623843069038499496108418171551575619134208453060022,718,721,221,028,2
Республика Калмыкия466815195961403713587369222609166059139112231242348,432,014,915,716,9
Республика Крым18943926597132773934610039129926447475827479519619329642314,017,922,856,775,8
Краснодарский край1784834193351220766042227576234462175023658690343509550324351531742,030,421,022,622,0
Астраханская область29631932230334677942060255339611685611316911799914666011028039,435,134,034,919,9
Волгоградская область71541074045874679577262485202918279820019118364219171018309725,627,024,624,821,5
Ростовская область1007759118914412837481352322144622726417330943629448132390326487126,226,022,924,018,3
г. Севастополь30149486636586472790792553385655818547495124279411,213,528,268,054,0
Северо-Кавказский федеральный округ1577952170905117793741828865194185749428647585748600249609254455731,327,827,327,128,0
Республика Дагестан52813156929758290159185062506320224519757219955618734720000738,334,734,231,732,0
Республика Ингушетия5190850091522025270855457161991975920632211982235931,239,439,540,240,3
Кабардино-Балкарская Республика116886120529135417138346145658221482832836235348273547218,923,526,825,224,4
Карачаево-Черкесская Республика6532767483713827564677046221841964820555210322268634,029,128,827,829,4
Республика Северная Осетия-Алания125961126051125197128161130043310012545725533272393143524,620,220,421,324,2
Чеченская Республика148942154401169380178944193077574485884460543643877436838,638,135,736,038,5
Ставропольский край54079762119864289566321171551114306112625012294914006215823026,520,319,121,122,1
Приволжский федеральный округ9185550100686771032670311061308124674742384349246334624380812428836249120526,024,523,622,020,0
Республика Башкортостан1260010131659813379781410203167369628354531776435510927859226792922,524,126,519,816,0
Республика Марий Эл143396171690158717166159177729472284033227265240292732132,923,517,214,515,4
Республика Мордовия173873180352202116215349227288474855275152629585355230927,329,226,127,223,0
Республика Татарстан1661414186725919330922139810246921754278161712863649463761262973132,733,032,929,825,5
Удмуртская Республика450549518000531856552304631118915718184687129837069697920,315,816,415,215,4
Чувашская Республика237447251307260566275272297774534575572550140523655643422,522,219,219,019,0
Пермский край974193106378010959691191441131847320759722621423939024514024361321,321,321,820,618,5
Кировская область254089282191293083307059332556614485576057001578615950824,219,819,418,817,9
Нижегородская область1009460110464311607821261939136754427682023506723202124526825939327,421,320,019,419,0
Оренбургская область731278774962765333823856100064415397916924316727918487720810521,121,821,922,420,8
Пензенская область295239343329348877366720400517820798904264945720508710627,825,918,619,621,7
Самарская область1149148126491012703261349095151051932176030288425677625954426498928,023,920,219,217,5
Саратовская область56664662517764312566859371254513742114012914133714516415486424,322,422,021,721,7
Ульяновская область278808304479325284333509347854771787946170576840948292427,726,121,725,223,8
Уральский федеральный округ81193439063072946132110656996127547802368498235790126880392833094296666329,226,028,426,623,3
Курганская область170310179436189790197755213032327622784229254228512715119,215,515,411,612,7
Свердловская область1659784182283519908372130910227757637163134996432840332021137866222,419,216,515,016,6
Тюменская область529534958515586009561697521287904431736244176285721320942291141230585732,830,135,532,826,2
в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра2860499315405930681493492525444747673386776607079925392021793072125,724,326,126,320,9
Ямало-Ненецкий автономный округ1633382179182620255082453552308354575418777940610930821069620102150246,243,554,043,633,1
Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт. округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт. округа)8014679056749159051029135125942324819121738123975930133435363331,024,026,229,328,1
Челябинская область993901120924312711331353120147372822786121723819828919899125499322,918,015,614,717,3
Сибирский федеральный округ571268963711036621272728735483324261378170127062913261721413000157325624,119,920,019,418,9
Республика Алтай3919242166442654489850567138931218512561124501478335,428,928,427,729,2
Республика Тыва459484729052769594466877417795129441064099881309238,727,420,216,819,0
Республика Хакасия158373170413196322207531235311395852994027237238433427525,017,613,911,514,6
Алтайский край4460244879035018895134645499739968078538752858784410715122,316,115,017,119,5
Красноярский край1410720166704117457431899226228002636395639686542593242088642178025,823,824,422,218,5
Иркутская область916318100171810664211194672139293521442220607524795427001931878723,420,623,322,622,9
Кемеровская область7520248433458653251058430124159923095117047016566621523724866530,720,219,120,320,0
Новосибирская область911219102164310468791148428125225919317116444016305917560919711421,216,115,615,315,7
Омская область6026056181286215036503096816209536094220934539865912138515,815,215,015,217,8
Томская область430267471457480156510950579363109357104953104385984669622325,422,321,719,316,6
Дальневосточный федеральный округ36348514033863418364243635935204117916798101758911199241288173144359725,225,226,829,527,7
Республика Бурятия186493202823198230202115226135367403622033445422144852719,717,916,920,921,5
Республика Саха (Якутия)658140747602862695916685108455618117219803227557638679040357427,526,531,942,237,2
Забайкальский край234841247666277101301051326866695057628285702963249001229,630,830,932,027,5
Камчатский край145761175405197068202168236484251282285037298390074030117,213,018,919,317,0
Приморский край64242371761073924477633783402313430113920813050013093514452320,919,417,716,917,3
Хабаровский край53933859579262740764839571064012869211400812009112118514370623,919,119,118,720,2
Амурская область2320532773802710972704743010697637610221412981619246925118432,936,847,971,283,4
Магаданская область96937125798148387156830170723407226066641798438925764042,048,228,228,033,8
Сахалинская область799165837495748696769249117966920548924146424001121181522959525,728,832,127,519,5
Еврейская автономная область4194844555460155274855809102881202112929110421715424,527,028,120,930,7
Чукотский автономный округ577516173667705682437814383861463312757125001738114,523,718,818,322,2
Про бизнес:  Сравнительный финансовый анализ Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области (поиск по ИНН)

Топ-5 по инвестициям в 2021 году:

Инновационная модель взаимодействия государства и частного капитала по привлечению финансирования в реальный сектор в условиях кризиса

Инновации

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

С.С. ЖУКОВА, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета

В статье автором предлагается инновационный механизм организации привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики в условиях финансового кризиса. Необходимость инноваций в формах осуществления инвестиций обусловлена несовершенством и наличием ограничений действующих источников привлечения долгосрочного капитала. Инновация основана на организации механизма частно-государственного партнерства, реализации потенциала государственных корпораций, кредитно-финансовых институтов, частных и институциональных инвесторов. Эффект от реализации предлагаемой инновации заключается в развитии предприятий реального сектора и повышении финансовой устойчивости экономики региона и страны в период финансового кризиса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновационная модель, долгосрочные инвестиции, кризис, реальный сектор, стратегия развития до 2020 г., государственные корпорации, кредитно-финансовые учреждения, инвесторы, риски, фондовый рынок.

Определенный Правительством Тюменской области стратегический вектор развития экономики региона до 2020 года в качестве одного из приоритетных направлений интенсификации роста включает углубление специализации экономики, направленное на диверсификацию ее структуры и

А.В. СМИРНОВ, соискатель,

заместитель управляющего Надымским отделением № 8028 Сбербанка России ОАО

снижение зависимости от нефтегазового сектора. При этом перспективы создания кластеров Тюменской области (кроме уже сформированного — нефтегазового) органы исполнительной власти Тюменской области определяют в 5 отраслях: лесопромышленном комплексе, АПК, пищевой промышленности, строительстве, включая промышленность строительных материалов, а также горнодобывающей промышленности полярного и приполярного Урала [9].

Развитие данных отраслей народного хозяйства и формирование в них полноценных кластеров региона обуславливают внедрение в производство передовых инновационных технологий, максимизацию производительности труда, повышение эффективности управления производственными процессами, обеспечение мировых стандартов качества продукции. Реализация данных направлений обеспечит существенное повышение конкурентоспособности экономики Тюменской области, опережающий рост ВРП и увеличение его доли в совокупном объеме ВВП Российской Федерации.

Если перспективы формирования кластера горнодобывающей промышленности полярного и приполярного Урала практически в полной

мере предопределены стратегическими планами развития государственной корпорации «Урал промышленный — Урал полярный» (предполагающий инвестиции в размере порядка 400 млрд руб), то, проанализировав текущее состояние развития 4 перспективных отраслей (АПК, ЛПК, пищевая промышленность и строительство), необходимо отметить наличие в них множества проблем, существенно сдерживающих темпы формирования и развития кластеров. Так, коэффициент локализации данных отраслей (за исключением производства отдельных видов строительных материалов) находится ниже эмпирически определенного минимального порогового значения (1,25), что свидетельствует о фактической неконкурентоспособности производства [9]. При этом, по состоянию на 01.01.2008, десятая часть основных фондов «перспективной четверки» полностью изношена и требует замены, а темпы прироста данного показателя с учетом амортизации составляют лишь 3 % в год, что является неприемлемым уровнем и свидетельствует о стагнации отраслей. При сохранении имеющихся темпов развития основных отраслевых капиталов до 2020 г. прирост основных фондов предприятий, формирующих фундамент развития анализируемых отраслей, не превысит 30 млрд руб. (или 43 %). Учитывая, что при реализации любого из имеющихся вариантов развития экономики России (инерционный, энерго-сырьевой, инновационный) увеличение валового внутреннего продукта страны к 2020 г. составит от 160 % (при инерционном сценарии) до более чем 600 % (при инновационном), сложившаяся динамика роста отраслей Тюменского региона не позволит ни обеспечить межрегиональную конкурентоспособность и рентабельность данных видов производств, ни сформировать кластеры Тюменской области [11].

Анализируя причины стагнации перспективных отраслей Тюменского региона, необходимо выделить несколько ключевых проблем: непроизводительное оборудование, низкий уровень внедрения инноваций в производство и менеджмент, отсутствие профессиональных кадров, имеющих современные знания по отрасли. Все эти проблемы являются следствием одной главной проблемы развития перспективных отраслей — низкого объема инвестиций в основной капитал и инфраструктуру развития отраслей в Тюменской области.

Несмотря на двукратный рост объемов капиталовложений в «перспективную четверку» отраслей на протяжении последних 3 лет, их доля в общем объеме инвестиций в Тюменской области на

01.04.2008 составляет только 12 %. При этом 10,1 % из них приходится на инвестиции в строительство. С 2004 г. совокупная доля инвестиций в АПК, ЛПК и пищевую промышленность увеличилась лишь на 2,2 п. п. и составила 2,8 % от всего объема инвестиций в основной капитал экономики Тюменской области. Бесспорно, данные показатели характеризуются как крайне низкие.

Анализ структуры инвестиций в перспективные отрасли подтверждает их низкую привлекательность: половина вложений обеспечена за счет собственных средств предприятий (в частности, сельское хозяйство — 49 %, строительство — 55 %), что, к сожалению, обусловлено не наличием значительных объемов прибыли и прочих фондов организаций, а несущественными объемами заимствований [5;7;8].

Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию, в которой в настоящее время приходится функционировать экономике Тюменской области (и российской экономике в целом), характеризующейся глобальным дефицитом ликвидности, а также внешнеэкономическими последствиями Южноосетинского конфликта, серьезной угрозой развития 4 перспективных отраслей региона является риск оттока инвестированного иностранного капитала. Несмотря на то, что доля иностранных инвестиций в экономику региона составляет 14 % (в строительстве — 15 %) или порядка 107 млрд руб., их изъятие из хозяйственного оборота окажет существенное негативное влияние на темпы развития перспективных отраслей и формирование кластеров Тюменской области [8].

В связи с этим для обеспечения реализации перспективных планов формирования в анализируемых отраслях кластеров Тюменской области существенного увеличения объемов долгосрочных инвестиций в экономику, а также повышения устойчивости экономики Тюменской области и снижения финансовой зависимости от иностранного капитала необходимо оценить потенциальные возможности и эффективность применения различных инструментов аккумуляции и перераспределения капиталов между отраслями и секторами экономики.

Сложившаяся на уровне 18 % доля финансирования отраслей кредитно-банковской системой (6,2 %) и за счет бюджетных средств (11,8 %) свидетельствует о низкой эффективности действующих инструментов как ссужения стоимости, так и организации бюджетного финансирования [1;4]. Учитывая нереализованный внутренний потенци-

ал России по мобилизации и перераспределению ресурсов из секторов экономики, испытывающих избыток, в секторы с дефицитом капиталовложений, наиболее актуальным является развитие инновационной деятельности, направленной на оптимизацию взаимодействия основных участников рынка, а также разработка и внедрение инновационных механизмов и инструментов эффективного перераспределения капитала.

В настоящее время привлечение инвестиций в развитие кластеров Тюменской области возможно из следующих источников:

— средства физических лиц;

— иностранный капитал;

— размещение ценных бумаг;

— ресурсы кредитно-банковской системы;

— государственная поддержка.

Среди выделенных способов привлечения заемных средств целесообразно определить наиболее реальные из них.

Рассматривая средства физических лиц в качестве источника долгосрочных инвестиций в перспективные отрасли, необходимо отметить, что потенциальный объем ресурсов данного сегмента является достаточно существенным. В 2007 г. превышение денежных доходов населения Тюменской области над расходами (включающими расходы на покупку товаров и услуг, налоги, проценты за кредиты и др.) составило более 118 млрд руб., по итогам 5 месяцев текущего года данный показатель составил порядка 48 млрд руб. При этом в течение последних 3 лет отмечается увеличение темпов роста денежных доходов, остающихся в распоряжении населения, на 3 п. п., до 112,8 %, что свидетельствует об относительной надежности и привлекательности данного источника инвестиций [7].

Однако, несмотря на наличие ряда преимуществ, «прямое» привлечение средств населения в перспективные отрасли (т. е. в виде займов, взносов в уставный капитал и пр.) в указанных объемах практически невозможно. Малодоступность ресурсов обусловлена наличием в отраслях высоких рисков, не приемлемых для населения, невысокой доходностью, а также наличием множества альтернативных направлений инвестирования. В частности, средства менее рискованно вкладывать в производные финансовые инструменты — их легче вернуть при необходимости либо в банковский депозит — имеется гарантия возврата агентством по страхованию вкладов до 100 тыс. руб. Кроме того, уровень доверия населения даже к банковскому сектору, с его достаточно развитой системой минимизации рисков,

крайне низкий, так что рассчитывать на прямые инвестиции в перспективные отрасли экономики региона нецелесообразно. Привлечь их в реальный производственный оборот будет возможно только через достаточно длительный период времени, определяемый сроками восстановления доверия населения к денежно-финансовой системе страны.

Иностранный капитал, несомненно, является привлекательным для рассмотрения его в качестве источника инвестиций, так как по сравнению с привлечением займов в российской кредитно-банковской системе стоимость иностранного капитала значительно ниже (в 1,5 и более раз меньше стоимости ресурсов внутренних источников), а возможный длительный срок привлечения позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Однако мировой кризис ликвидности, начавшийся в 2007 г., привел к серьезным последствиям в банковском секторе развитых и развивающихся стран, в том числе и российском. Несмотря на то, что прямой вклад иностранных заимствований банков в формирование ликвидности финансовой системы России составляет в среднем около 10 % обязательств банков, с учетом иностранных заимствований предприятий, а также предоставлением Банком России ликвидности экономике страны посредством операций по купле-продаже иностранной валюты, можно сказать, что основным каналом пополнения ликвидности являлся приток капитала.

Учитывая, что в Тюменской области доля иностранных инвестиций в основной капитал составляет 14 %, высоки риски снижения темпов развития экономики в случае потери значительного объема инвестированного капитала [5].

Масштабы оттока иностранного капитала из России увеличиваются (только в августе текущего года, по данным Банка России, отток составил 5 млрд долл. США) [10], что обусловливает вы-сокорискованность привлечения данного вида инвестиций, не обеспечивающую стабильности формирования и развития кластеров в Тюменской области.

Оценивая потенциал фондовых рынков как инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику перспективных отраслей, необходимо также отметить высокую зависимость стоимости ценных бумаг от состояния мировой экономики. Значительное снижение ликвидности мировой экономики повлекло за собой значительное снижение котировок ценных бумаг предприятий всех эшелонов.

Кроме того, падение индексов ведущих бирж снизило привлекательность проведения публичного размещения организациями ценных бумаг. Так, в I полугодии 2008 г. проведено только 13 IPO, что почти в 2 раза меньше количества IPO, проведенных в аналогичном периоде прошлого года (24). При этом стоимостный объем сделок IPO в анализируемых периодах снизился более чем в 10 раз: с 20,2 млрд долл. (I полугодие 2007 г.) до 1,9 млрд долл. [12;13].

Учитывая мировые масштабы кризиса ликвидности, объемы списаний убытков международных организаций, составивших на 01.07.2008 порядка 500 млрд долл., а также понимая, что разрешение кризиса как в мировом масштабе, так и в России может затянуться на несколько лет, результативности и желаемого объема инвестиций от размещения ценных бумаг в отрасли в среднесрочной перспективе ожидать не придется.

В настоящее время в банковской системе России доля долгосрочных активов, сформированных за счет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, со сроком погашения свыше 1 года составляет 50 % от общего объема [2]. Однако по Тюменской области данный показатель сложился на более низком уровне — 22 %, в том числе по кредитам свыше 3 лет — не многим более 7 % [3]. При этом темпы прироста длинных активов (44 %) значительно уступают темпам прироста всех активов банков Тюменского региона (67 %). Среди основных причин низкой доли долгосрочного кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо отметить недостаточные объемы долгосрочной ресурсной базы, влекущие за собой ограничения, наложенные Банком России в рамках регулирования долгосрочной ликвидности (предельно допустимое значение норматива Н4). В связи с этим кредитные организации вынуждены ориентироваться на предоставление юридическим лицам краткосрочных (до 1 года) кредитов, которые, соответственно, не могут быть использованы предприятиями и организациями в качестве инвестиционных ресурсов.

Про бизнес:  Оценка эффективности инвестиционного проекта

Кроме того, необходимо отметить, что 20 % пассивов двадцатки крупнейших банков России (формирующих более половины (52 %) пассивов всей банковской системы, без учета Сбербанка России) сформированы за счет привлечения международного капитала [6]. По региональным банкам Тюменской области данный показатель составляет 33 %, что обусловливает высокие риски снижения темпов развития экономики региона в случае оттока иностранного капитала.

Таким образом, оценив напряженность ситуации на мировом, российском и региональном финансовых рынках, а также проанализировав пределы возможностей использования имеющихся инструментов привлечения инвестиций, необходимо оценить потенциал государственного сектора в реализации стратегии инновационного развития страны, Тюменского региона, в том числе формирования кластеров экономики в перспективных отраслях. Учитывая целевой характер средств бюджетов всех уровней, наиболее реальными для привлечения в качестве инвестиций являются перераспределенные между Резервным фондом, Фондом национального благосостояния (ФНБ), а также государственными корпорациями средств Стабилизационного фонда РФ.

В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации стратегией использования средств образованных Резервного фонда и ФНБ, основная их часть может быть инвестирована в высоконадежные, имеющие наивысшие ранги мировых рейтинговых агентств, зарубежные ценные бумаги государственных и международных финансовых организаций. Несмотря на проведение государством низкорискованной инвестиционной политики, две проинвестированные в объеме 1млрд долл. за счет золотовалютных резервов Банка России американские корпорации (ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac) находятся в критическом финансовом состоянии.

Таким образом, Российская Федерация, обладая значительным запасом резервов (свыше 750 млрд долл. средств Резервного фонда, ФНБ и ЗВР) [10; 15], не направляет их на покрытие внутрироссийского дефицита ликвидности, а фактически направляет основную часть средств на приобретение иностранной валюты. Тем не менее стоит отметить, что инвестиции в российскую экономику хоть и рискованны, но зато более контролируемы и возврат средств практически гарантирован и управляем. В настоящее время у российского государства достаточно инструментов и опыта для организации эффективной системы мониторинга в данной сфере. В Правительстве РФ уже обсуждаются возможности вложения в капитал российских компаний средств Пенсионного фонда и ФНБ. Однако, чтобы не форсировать инфляционных процессов, целесообразно инвестировать реальный сектор не полностью за счет государственных ресурсов, а лишь в определенной их части, необходимой для обеспечения экономической эффективности того или иного проекта, финансируемого с участием частного капитала. Таким образом, высокие перспективы

развития должно получить государственно-частное партнерство (ГЧП), которое в настоящее время активно развивается.

Помимо ресурсов указанных фондов эффективным способом привлечения средств в перспективные отрасли российской экономики является развитие форм ГЧП с привлечением государственных средств созданных в Российской Федерации государственных корпораций (ГК). В частности, одним из основных принципов ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» является участие в реализации инвестиционных проектов на основе ГЧП, способствующее привлечению в экономику частного капитала.

Инновации в сфере ГЧП должны быть направлены на создание механизмов финансирования, обеспечивающих привлечение на 1 руб. государственных средств, 5 и более рублей частного капитала [14]. В зависимости от целей создания, территориального охвата и принадлежности к определенным отраслям экономики практически все госкорпорации (в том числе: «Урал Промышленный — Урал Полярный», «Фонд содействия развитию ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии») за счет развития имеющихся и создания новых инновационных механизмов ГЧП могут обеспечить наиболее эффективное использование государственных ресурсов.

Таким образом, в сложившейся экономической конъюнктуре, характеризующейся дефицитом ликвидности на внешних и внутреннем рынках, наличием существенных валютных рисков, а также низким уровнем доверия населения к финансовой системе, при решении задачи привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику необходимо минимизировать участие иностранного капитала как высокорискованного инструмента, способного оказать негативное влияние на темпы развития и снижение устойчивости экономики Тюменской области.

©I-

Государственные корпорации

Л

Структурное подразделение ГК по развитию ГЧП в ЛПК

Кредитно-финансовые учреждения региона

О

Предприятия ЛПК

Структурное подразделение ГК по развитию ГЧП в АПК

Кредитно-финансовые учреждения региона

<5 1 ©

Предприятия АПК

Л

о

Рис. 1. Схема взаимодействия государства и кредитных учреждений по развитию приоритетных отраслей экономики Тюменской области (1-й этап)

Основное внимание необходимо уделить развитию инновационных механизмов оптимизации частного инвестиционного потенциала региона, а также организовать привлечение средств государственных корпораций (и государственных фондов) в проекты инфраструктурного развития области, способствующих формированию эффективного ГЧП между частным капиталом, финансово-кредитной системой, госкорпорациями, и реализации инновационной политики Тюменской области.

С целью реализации указанных положений автором разработан инновационный механизм взаимодействия государства, финансового сектора и частного капитала, который может стать наиболее эффективным рычагом развития предприятий реального сектора перспективных отраслей экономики региона.

Механизм представлен в виде инновационной модели, предполагающей последовательное проведение 2 этапов организации финансирования инвестиционных процессов. На первом этапе (рис. 1) предполагается создание специальных организаций, обеспечивающих запуск функционирования инновационного механизма долгосрочного финансирования предприятий и организаций.

Участники реализации механизма:

— государственные корпорации — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России, отличается преобладающим государственным участием;

— структурное подразделение ГК по развитию ГЧП в перспективных отраслях: внутреннее структурное подразделение ГК, либо ее дочерняя организация со 100 %-ным государственным капиталом, уполномоченная на проведение финансовых операций на финансовых и фондовых рынках Российской Федерации;

— кредитно-финансовые учреждения: банковские и небанковские кредитные учреждения,

осуществляющие кредитование предприятий реального сектора экономики за счет собственных и/или привлеченных средств;

— предприятия перспективных отраслей — юридические и физические лица — индивидуальные предприниматели, хозяй-

Структурное подразделение ГК по развитию ГЧП в пищепроме

■I- ® т

Кредитно-финансовые учреждения региона

Предприятия пищепрома

Структурное подразделение ГК по развитию ГЧП в строительстве

Т?ГТ

о

Кредитно-финансовые учреждения региона

Предприятия строительства

44

Финансы и кредит

ственная деятельность которых сосредоточена в отраслях ЛПК, АПК, пищевой промышленности и строительстве.

Схема функционирования первого этапа инновационной модели заключается в следующем.

1. Государство в лице и за счет средств государственных корпораций создает структурные подразделения ГК по развитию ГЧП предприятий в 4 перспективных отраслях реального сектора экономики. Создание нескольких структурных подразделений будет эффективнее, чем создание одного подразделения на все рассматриваемые отрасли экономики, так как распределение рабочей нагрузки среди нескольких подразделений позволит более эффективно использовать предлагаемую модель.

Учитывая, что в настоящее время в ряде государственных корпораций уже происходит процесс создания дочерних организаций для решения определенных задач, затруднений по формированию уставного капитала структурных подразделений ГК по развитию ГЧП реального сектора экономики быть не должно. Использование средств ФНБ, а также ЗВР Банка России в этих целях также являлось бы достаточно эффективным и прибыльным источником, способствующим, помимо реализации программ по восстановлению реального сектора экономики, получению дополнительных доходов в бюджет.

Основным направлением деятельности подразделений ГК по развитию ГЧП в перспективных отраслях должно являться обеспечение ликвидности кредитно-финансовых учреждений, предоставляющих долгосрочные кредиты отраслевым предприятиям.

2. Кредитно-финансовые учреждения предоставляют в установленном порядке долгосрочные кредиты предприятиям реального сектора. Источниками формирования данных кредитов могут быть собственные и привлеченные средства кредитных организаций. Причем по сроку привлеченные средства необязательно должны быть долгосрочными. При использовании краткосрочных привлеченных средств обеспечение ликвидности российских кредитных учреждений должны обеспечить создаваемые подразделения ГК по развитию ГЧП в перспективных отраслях.

3. Обеспечение ликвидности банков — участников реализации прграммы будет происходить путем покупки прав требований по предоставленным предприятиям кредитными организациями кредитам. Допустима также покупка закладных, оформленных по предоставленным предприятиям кредитам.

Покупка прав требований (факторинг) на стадии реализации первого этапа модели осуществляется за счет собственных средств структурных подразделений ГК.

4. После выполнения п. 3 первого этапа обязательство предприятия, привлекшего кредит в кредитном учреждении, переходит к структурному подразделению ГК. Таким образом, кредитные риски по исполнению требований переходят от кредитных организаций к структурным подразделениям ГК.

Реализация первого этапа инновационной модели позволит:

— обеспечить возможность привлечения долгосрочных инвестиций в формирование базы для создания кластеров Тюменской области;

— использовать краткосрочные финансовые ресурсы в долгосрочном кредитовании;

— обеспечить привлекательность кредитования банками реального сектора экономики, заключающуюся в наличии гарантий обеспечения рентабельности и получения прибыли от данного вида операций;

— сохранить ликвидность российской банковской системы в условиях дефицита имеющихся в распоряжении банков «длинных» денежных ресурсов;

— использовать государственные средства в кредитовании реального сектора без создания государственной специализированной кредитной организации;

— обеспечить положительный уровень маржи на вложенные государственные средства за счет разницы между ценой кредита и ценой факторинга;

— реализовать стратегические инициативы Тюменской области по формированию полноценных кластеров в сфере АПК, ЛПК, пищевой промышленности и строительства, ключевые положения инновационной политики региона;

— диверсифицировать экономику области, уменьшив тем самым отраслевую зависимость от базового сектора;

— доказать, что ГЧП является наиболее эффективным методом оптимизации взаимодействия реального, финансового и государственного секторов Тюменской области.

Однако после реализации первого этапа инновационного развития механизма ГЧП неизбежно наступит ситуация, при которой наращивание объемов кредитования, а равно и ускорение развития отраслей остановится. Причиной этого послужит ограниченность финансовых ресурсов

структурных подразделений ГК. При реализации данной модели на практике объем кредитования реального сектора экономики не будет превышать совокупного объема уставного капитала созданных государством структурных подразделений ГК. Наличие просроченной задолженности в дальнейшем будет снижать эффективность данной модели, уменьшая предельную величину объемов факторинговых операций.

В связи с этим с целью обеспечения дальнейшего роста объемов долгосрочного кредитования предприятий реального сектора необходимо начать реализацию второго этапа инновационной модели, связанного с организацией привлечения частных инвестиций в финансирование отраслей.

Второй этап модели, по сути, является продолжением функционирования первого этапа, однако здесь принципиально меняется схема привлечения финансирования инвестиций.

Основным источником долгосрочных ресурсов при реализации 2-го этапа внедрения инновационной модели становятся средства частных инвесторов, привлекаемых в отрасли опосредованно через инструменты фондовых рынков. Это позволит использовать дополнительные негосударственные инвестиционные ресурсы, тем самым в значительной степени оптимизировав финансовый потенциал Тюменской области. Кроме того, степень реализации 2-го этапа инновационной модели окажет существенное влияние на повышение эффективности ГЧП, посредством увеличения соотношения вложенных средств частных инвесторов на единицу государственных инвестиций.

Схема функционирования 2-го этапа представляется следующим образом. Как и при реализации 1-го этапа, кредитные учреждения предоставляют в установленном порядке долгосрочные кредиты предприятиям реального сектора (1). Структурные

Рис. 2. Схема привлечения частных инвесторов в реализацию проектов развития перспективных отраслей Тюменской области (2-й этап)

подразделения ГК в целях привлечения частного капитала в реализацию проектов инвестирования организуют выпуск облигационных займов и обеспечивают тем самым привлечение средств хозяйствующих субъектов — инвесторов (2).

Для минимизации рисков невозврата средств по данным облигациям, в случае реализации определенных стресс-факторов, а также с целью повышения интереса инвесторов к данным облигациям государство в лице Правительства РФ, Минфина России, а также Правительства Тюменской области предоставляют гарантии на выпущенные структурным подразделением облигации (3).

С целью исключения кассовых разрывов между удовлетворением требований и обязательств структурных подразделений ГК срок облигации, от даты выпуска до даты погашения, должен соответствовать или быть больше даты погашения кредита, выкупленного подразделением ГК у кредитных учреждений.

Далее, на привлеченные подразделениями ГК средства от размещения облигаций выкупаются требования у кредитных учреждений по обязательствам предприятий-заемщиков. Выкуп требований может осуществляться подразделением как путем переуступки (факторинг) так и путем покупки закладной, оформленной по кредитному договору (4).

После погашения обязательства заемщика (5) подразделение ГК погашает свое обязательство перед инвестором — держателем облигации ГК (6).

Про бизнес:  Новостройки на этапе проектирования в Москве и Подмосковье

В процессе использования предложенного метода возможно получение двух результатов.

1-й результат: если размещать ценные бумаги, эмитированные подразделением ГК с выигрышем, соответствующим эффективной стоимости кредита, то финансовый результат деятельности структурных подразделений будет равен нулю. Конечно, если учесть расходы на содержание сети созданных подразделений ГК, а также инфляцию,

то неизбежно будут убытки. Но эти убытки, квалифицируемые как государственные расходы, будут считаться минимальными вложениями средств в достижение максимальных результатов развития реального сектора экономики.

2-й результат: если размещать эмитированные ценные

бумаги с выигрышем, ниже эффективной ставки процента за кредит на величину, необходимую для возмещения понесенных государством расходов, а также получения заданной прибыли, то финансовый результат деятельности структурных подразделений будет положительным. Это принесет в государственный бюджет дополнительную прибыль только от деятельности структурных подразделений ГК, не говоря уж об увеличении налоговых поступлений от предприятий реального сектора экономики, увеличивших свои показатели за счет производства и реализации своей продукции и за счет привлечения и эффективного использования кредитных ресурсов.

Привлечение структурным подразделением ресурсов за счет выпуска облигаций на срок, не меньший, чем срок погашения кредита, выкупленного у кредитной организации, обеспечивает минимизацию рисков для гаранта по выпущенным облигациям — государства, в лице его уполномоченных органов. Основной причиной наступления случая исполнения государством своих обязательств как гаранта может послужить наличие разрыва по срокам до погашения привлекаемых подразделением ГК под государственные гарантии заимствований и по срокам гашения выкупаемых кредитов и/или закладных.

Как правило, предприятиям для обновления основных фондов и прочих капитальных вложений требуются инвестиции на срок 5 — 7 лет. Этот срок вполне реален в сложившихся российских экономических условиях, чтобы осуществить запланированные капитальные ремонты, обновления, закупки или строительства предприятий, приступить к их эксплуатации и получить доход, как минимум, достаточный для удовлетворения своих накопившихся обязательств.

Облигации, которые будут выпускать структурные подразделения ГК под гарантию государства, вполне реально размещать на срок до восьми лет. Тем самым предполагаемый риск по наступлению «кассового разрыва» по срокам привлекаемых заимствований и выкупаемых кредитов и/или закладных, по которому государственная корпорация будет обязана возместить убытки подразделения, сводится к минимуму.

Необходимо отметить, что интерес потенциальных инвесторов к облигациям госкорпораций можно прогнозировать на высоком уровне, так как с позиции рискованности вложений в финансовые инструменты, особенно в период финансовых кризисов, выгоднее вкладываться в госкорпорации, имеющие гарантии правительства, чем в конкрет-

ные предприятия, чья хозяйственная деятельность сопряжена с многочисленными видами и разновидностями рисков.

Также важным, с точки зрения развития инновационного механизма ГЧП, является наличие и реализация 1-го этапа модели. Инвесторы в сомнительные активы собственные ресурсы не инвестируют. Лишь увидев, что ГК в действительности интенсивно развивают и сами инвестируют собственные средства и имеются положительные сдвиги в развитии отраслей экономики, в которых действуют государственные корпорации, у частных инвесторов будет достаточно оснований для принятия решений об участии в развитии перспективных отраслей.

Таким образом, рассмотрев два этапа разработанной инновационной модели, необходимо описать всю последованность действий по реализации инновационного механизм ГЧП в повышении эффективности экономики Тюменского региона.

1-й шаг. Государственные корпорации создают (определяют) структурные подразделения, ответственные за кредитование реального сектора экономики. Наличие нескольких структурных подразделений (отдельно для каждой отрасли) необходимо для обслуживания каждой отдельной отрасли реального сектора (ЛПК, АПК, пищевая промышленность, строительство). Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, характеризующуюся оттоком иностранного капитала, наличием серьезных проблем с ликвидностью в банковской системе, формирование уставного капитала создаваемых структурных подразделений ГК возможно и вполне реально за счет средств непосредственно самих государственных корпораций, а также средств ФНБ.

2-й шаг. В рамках реализации предложенного механизма кредитные организации размещают в установленном законом порядке долгосрочные кредиты (5 — 7 лет) среди промышленных предприятий. Причем средства, выделяемые кредитными организациями на указанные долгосрочные кредиты, могут быть в том числе сформированы из имеющихся краткосрочных ресурсов. Для обеспечения минимального необходимого уровня ликвидности банков, использующих «короткие» ресурсы в долгосрочных кредитах, и должны быть созданы структурные подразделения ГК.

3-й шаг. Структурные подразделения ГК эмитируют облигации со сроком погашения 5-6 лет и размещают их на фондовом рынке среди корпоративных и частных внутренних и внешних инвес-

торов. Эмитируемые облигации обеспечиваются гарантией государства, в лице его уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти, что обуславливает снижение до минимума рисков инвесторов, размещающих средства в данные ценные бумаги.

4-й шаг. Структурные подразделения ГК выкупают у кредитных организаций долгосрочные кредиты, предоставленные отраслевым предприятиям в рамках реализации данного механизма, либо закладные, держателем которых является кредитная организация. Выкуп осуществляется за счет средств, предоставленных в качестве уставного капитала подразделения, а в дальнейшем, при исчерпании указанных средств, за счет средств, полученных от размещения на фондовом рынке облигаций.

5-й шаг. Предприятия-заемщики за счет привлеченных от кредитных организаций средств реализуют свои инвестиционные проекты. За счет полученного от реализации указанных капитальных проектов дохода предприятия погашают свои обязательства перед выкупившими их (обязательства) структурными подразделениями, с учетом предусмотренных кредитным договором сроков, эффективной стоимостью и другими условиями.

6-й шаг. Получив денежные средства в счет погашения выкупленного у кредитных учреждений обязательства от предприятий-заемщиков, структурное подразделение направляет их на дальнейшее рефинансирование кредитной задолженности предприятий перед кредитными учреждениями, в рамках данного механизма, либо погашают свои обязательства перед инвесторами, которые разместили свои средства в ценные бумаги государственных корпораций, в соответствии с установленной датой погашения.

Таким образом, для продолжения действия указанного механизма по привлечению средств и рефинансированию кредитных учреждений структурными подразделениями ГК должна быть организована работа по эмиссии и размещению ценных бумаг и выкупу обязательств предприятий реального сектора экономики у их держателей — кредитных организаций.

Для подтверждения практичности предлагаемой инновационной модели автором произведен расчет и проанализирована прогнозная эффективность реализации предлагаемого механизма ГЧП.

Предположим, что развитие российской экономки до 2020 г. будет осуществляться по инновационному сценарию, предполагающему увеличение объема ВВП по отношению к текущему

уровню на 600 % [11]. Соответственно темпы роста экономики Тюменской области, в том числе в каждой из перспективных отраслей, должны быть как минимум аналогичными.

Таким образом, для обеспечения заданных темпов развития в перспективные отрасли региона объем инвестиций с текущих 84 млрд руб. должен увеличиться в 6 раз и составить более 500 млрд руб. в год. В том числе в сельском хозяйстве уровень инвестиций должен быть на уровне 100 млрд руб.

Учитывая сложившиеся темпы развития отрасли, структуру инвестиций, а также текущее состояние и динамику прироста основных фондов, совокупный объем внешних инвестиций в сельское хозяйство за последующие 12 лет должен составить порядка 600 млрд руб.

В случае пропорционального распределения объемов инвестиций в течение рассматриваемого периода, среднего срока окупаемости инвестиций в (5 — 6 лет), процесс инвестирования условно можно разделить на 2 этапа. Соответственно, инвестиции кредитно-финансового сектора региона должны составлять:

— на 1-м этапе (2009 — 2021 гг.) — 300 млрд руб.;

— на 2-м этапе (2021 — 2020 гг.) — 300 млрд руб.;

Допустим, что созданное в рамках реализации

предложенной инновационной модели структурное подразделение государственной корпорации наделено уставным капиталом в размере 50 млрд руб.

Предположим, что средняя эффективная процентная ставка по размещаемым кредитно-финансовыми организациями предприятиям отрасли составит 12,5 %

Фондирование кредитных операций осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, привлеченных на срок до 12 мес. (1 год), имеющих среднюю стоимость 7 %.

По истечении одного года со дня выдачи кредитов в рамках реализации 1-го этапа инвестиционного процесса для исполнения обязательств по привлеченным средствам и обеспечения ликвидности кредитно-финансовой системы производится переуступка прав требований по выданным кредитам структурному подразделению ГК, которое за счет собственных средств выкупает обязательства предприятий у кредитных организаций на 50 млрд руб.

Доходы кредитно-финансовой системы от операций составили 6,2 млрд руб., расходы по привлеченным ресурсам — 3,5 млрд руб. Процентная маржа по данным операциям составила 5,8 %, процентная прибыль — 2,7 млрд руб.

По истечении срока кредитов, погашении основного долга и процентов предприятиями перед структурным подразделением ГК доходы подразделения составят порядка 13 млрд руб.

Для реализации 2-го этапа инновационного механизма дополнительно ко всем условиям структурное подразделение ГК эмитирует и размещает на фондовом рынке облигации номинальной стоимостью займа в 250 млрд руб., сроком обращения 5 лет, доходностью 10 % годовых.

Финансовые показатели кредитно-финансовых организаций: процентная маржа по операциям — 6,4 %, процентная прибыль — 19 млрд руб.

Показатели структурного подразделения ГК определены следующим образом. Доходы от погашения кредитов — 169 млрд руб., расходы по выплате процентов по облигациям — 125 млрд руб., среднегодовая валовая прибыль — 9 млрд руб.

Доходы инвесторов на вложенные средства в ценные бумаги будут соответствовать расходам эмитента по выплате процентов (125 млрд руб.).

Таким образом, при реализации инновационной модели получены следующие результаты:

1. Предприятия отрасли за счет привлеченных долгосрочных ресурсов реализовали свои капитальные программы развития;

2. Кредитно-финансовая система обеспечила свою ликвидность;

3. Инвесторы, вложившие свои средства в ценные бумаги подразделения ГК, получили доходы, соответствующие условиям облигации.

4. Структурное подразделение ГК в рамках реализации механизма получило положительную процентную прибыль.

5. Расходы на содержание структурных подразделений ГК компенсируются за счет прибыли, полученной от реализации инновационного механизма.

Таким образом, рассмотрев на примере действие предлагаемой модели взаимодействия государства и частного капитала по привлечению финансирования в реальный сектор, можно утверждать, что использование данного механизма позволит:

— решить проблему нехватки долгосрочных ресурсов для кредитования перспективных отраслей экономики;

— вывести предприятия реального сектора из стагнации в зону динамичного развития, восстанавливающего конкурентные позиции предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

— эффективно использовать краткосрочные финансовые ресурсы кредитных учреждений в

долгосрочном кредитовании предприятий;

— обеспечить получение прибыли структурными подразделениями ГК, что, соответственно, позволит свести к минимуму государственные расходы на содержание данных подразделений;

— повысить эффективность системы ГЧП, обеспечивающую привлечение на 1 руб. государственных средств более 10 руб. частного капитала;

— получить дополнительные поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации за счет результативной деятельности созданных структурных подразделений государственных корпораций;

— реализовать стратегические задачи по формированию кластеров Тюменской области на базе приоритетных отраслей экономики.

Список литературы

1. Бюллетень банковской статистики № 1(176) / Центральный Банк России. Москва, 2008.

2. Бюллетень банковской статистики № 7(182) / Центральный Банк России. Москва, 2008.

3. Бюллетень общеэкономической и банковской статистики № 2 (43) / ГУЦБ по Тюменской обл. Тюмень, 2008.

4. Бюллетень общеэкономической и банковской статистики № 4 (41) / ГУЦБ по Тюменской обл. Тюмень, 2008.

5. Инвестиции в Тюменской области (2001 — 2005) / Территориальный орган фед. службы гос. статистики по Тюменской обл. Тюмень, 2006.

6. Обзор развития банковского сектора РФ в 2007 г. и положения на нем Сбербанка России: аналитический бюллетень / Управление стратегического планирования Сбербанка России. Москва, 2008.

7. Социально-экономическое положение Тюменской области в январе — июне 2008 г.: статистический доклад / Территориальный орган фед. службы гос. статистики по Тюменской обл. Тюмень, 2008.

8. Социально-экономический мониторинг регионов Уральского федерального округа в январе — июле 2008 г.: статистический доклад / Территориальный орган фед. службы гос. статистики по Тюменской обл. Тюмень, 2008.

9. Стратегия развития Тюменской области до 2020 г. / ФГУП Рос. научно-исслед. и проект. институт Урбанистики. Спб. , 2005.

10. URL: http://www. cbr. ru.

11. URL: http://www. finam. ru.

12. URL: http://www.mergers.ru, www.offerings.ru.

13. URL: http://www.merit-ural.ru.

14. URL: http://www.veb.ru.

15. URL: http://www1.minfin.ru.

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий