Вложили около $400 в автопром: объясняем свой выбор

Вложили около $400 в автопром: объясняем свой выбор Инвестиции

Машиностроение как объект инвестирования

 Машиностроение как объект инвестирования


Инвестиции в машиностроение: ставка на быструю отдачу и высоколиквидную
продукцию
На прошлой неделе заметно активизировалась инвестиционная деятельность
российских машиностроительных предприятий. АО «Стрелец», объединяющее ряд
предприятий ВПК, и КамАЗ приступили к выпуску мощных автокранов на базе
грузовиков автозавода. КамАЗ, кроме того, принял радикальную программу
переориентации на учет требований рынка. НПО «Энергия» заключило контракт с
американской фирмой Rockwell International на разработку узлов для системы
Shattle.
Эти признаки оживления вызваны тем, что в последнее время в машиностроении
создалась благоприятная инвестиционная обстановка. Воспользоваться ей могут и
инвесторы, располагающие капиталом в несколько десятков миллионов рублей.
Три аргумента в пользу инвестиций
Картина обвального — почти трехкратного — сокращения капиталовложений в
машиностроение отпугивает потенциальных инвесторов. С их точки зрения, такой
спад — сигнал о бегстве порядочных предпринимателей из отраслей комплекса.
Однако на самом деле нынешнюю инвестиционную ситуацию здесь отличает ряд
благоприятных конъюнктурных особенностей, характерных только для этого
комплекса.
Во-первых, на инвестора, как это ни парадоксально, работает щадящая
инфляционная среда. На рынке инвестиционных товаров для машиностроения уже
почти полгода сохраняются относительно низкие темпы инфляции (см.
диаграмму 1). Иными словами, в отличие от многих других отраслей, реализация
какого-либо проекта в машиностроении обойдется лишь немного дороже, чем в
начале года.
Как считают эксперты, такая ситуация — результат сравнительно вялого роста
цен на инвестируемое в машиностроительный комплекс металлообрабатывающее
оборудование (станки, линии и кузнечно-прессовые машины), а также приборы, на
которые приходится большая часть общих вложений в оборудование —
соответственно 45% и 10%. В 1992 году рост цен на металлообрабатывающее
оборудование в среднем почти в два раза отставал от динамики подорожания
машинотехнических изделий в целом. Это явилось логичной реакцией рынка на
перепроизводство, причем не только архаичных станков с ручным управлением, но
и современных автоматизированных, однако с крайне ненадежной элементной базой
(диаграмма 2).
Во-вторых, к настоящему времени в машиностроении много незагруженных
мощностей. Их потенциал оказался невостребованным как из-за общего спада
инвестиционного спроса, так и в результате его структурных подвижек в
направлении дешевых видов оборудования и машин с универсальной сферой
применения (трактора, погрузчики и т. д.). К настоящему времени уровень
использования мощностей машиностроения на волне углубления кризиса опустился,
пожалуй, до самой низкой среди всех отраслей отметки — 61%. В ряде
подотраслей комплекса, например, в электротехнической промышленности он
оказался еще ниже — 50%.
Это значит, что даже с учетом 10-процентного резерва парка оборудования
(консервации на случай неожиданного изменения конъюнктуры) около 25—30%
недозагруженных, но хорошо обеспеченных инфраструктурой мощностей
потенциально пригодны для перепрофилирования. А поскольку необходимая
инфраструктура уже готова, организация нового производства требует
минимальных расходов на дорогую строительную компоненту инвестиций. При этом
наличие в простаивающем парке металлообрабатывающего оборудования
универсальных станков (до 70—80% парка) дает возможность сэкономить и на
вложениях в активную часть фондов.
Очевидно, что предприятиям держать на балансе неиспользуемую часть
производственного потенциала становится все более накладно. Издержки по его
содержанию ложатся на цены выпускаемой продукции (в ряде случаев достигая
20—30% цены), что сдерживает и без того плохой сбыт.
Поэтому уже в ближайшее время следует ожидать активного поиска
производственниками партнеров для загрузки простаивающих мощностей, а также
распродажи части лишнего оборудования по доступным ценам.
В-третьих, к настоящему времени накоплен потенциал разработок, не
востребованных машиностроением. Многие из них не требуют крупных
капитальных затрат и конкурентоспособны из-за низкой стоимости
квалифицированного конструкторского труда.
Быстрая отдача
Стратегия вложений в машиностроение зависит от того, намерен ли
предприниматель сосредоточиться на получении краткосрочной и относительно
небольшой прибыли или ориентирован на длительную перспективу с большой
«суммой игры». Совершенно очевидно, что в сегодняшних экономических условиях
большинство независимых инвесторов, предполагающих вкладывать средства в
машиностроение, нацелено исключительно на краткосрочные выгоды.
Быструю отдачу при вложении капитала способны дать ремонтный сервис и
производство запасных частей для обслуживания парков отдельных видов техники:
подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта,
сельскохозяйственной техники и т. п. Необходимость поддерживать в
работоспособном состоянии порядком изношенные фонды предприятий, в условиях
постоянного их недоинвестирования, обеспечивает машиностроительным
предприятиям ремонтного цикла устойчивый сбыт продукции на рынке. Не
случайно, что, несмотря на углубляющийся спад в промышленности, мощности
машиностроения, связанные с производством запчастей, сегодня используются
наиболее интенсивно — на уровне 80—85%.
Исключительно надежны с конъюнктурных позиций и вложения в машиностроительные
предприятия, связанные с выпуском высоколиквидных инвестиционных товаров. Это
главным образом грузовые и легковые автомобили, другая мобильная техника с
широкими функциональными возможностями и сферой применения. Относительно
устойчивые позиции сбыта данной продукции на внутреннем рынке во многом
связаны с особенностями реакции различных секторов инвестиционного рынка на
предпринимаемые попытки инфляционного разогрева производства.
В условиях высокой инфляции покупателей  — а именно этот тип инфляции
устоялся в российской экономике после ликвидации платежного кризиса — первый
и наиболее сильный импульс конъюнктурного расширения инвестиционного спроса
приходится на производство высоколиквидных машинотехнических изделий.
Подобную реакцию отчетливо продемонстрировала биржа: сразу после
восстановления в конце сентября платежеспособности предприятий цены
предложения на мобильную технику выросли на 50—70%. Кстати, производство
данного товара, несмотря на более чем двукратное сжатие инвестиционного
спроса и неустойчивость хозяйственной конъюнктуры, оказалось сегодня в
наименьшей степени подвержено кризису. Это наглядно представлено на примере
грузовых и легковых автомобилей (см. таблицу).
Производство грузовых и легковых автомобилей в 1992 г.
(годовые темпы снижения, в %)
Январь—март Январь—июнь Январь—сентябрь
Машиностроение в целом -11.4 -12.2 -15.8
В том числе:
грузовые автомобили -9 -7 -7
легковые автомобили -6 -7 -5
Отметим, что вложения в реальные активы (основной капитал) машиностроительных
производств, выпускающих ликвидную продукцию, весьма капиталоемки. Поэтому
мелким и средним инвесторам целесообразно ориентироваться на производственные
ниши, связанные с материально-техническим обеспечением головных (сборочных)
производств, главным образом с выпуском соответствующих комплектующих узлов и
изделий. Дефицит и неритмичность поставок таких предприятий постоянно
лихорадит сборку, а низкий технический уровень изделий препятствует активному
продвижению их на мировой рынок.
Оценка минимального объема инвестиций в сервисные, ремонтные и
вспомогательные околомашиностроительные службы варьирует в границах 10—20
млн рублей. Однако в случае экономии на уже готовой пассивной части основных
фондов (здания, сооружения, инфраструктура) эта сумма может быть уменьшена
как минимум в 2 раза.
Приблизительные расчеты показывают, что срок окупаемости проектов, связанных
с производством малогабаритной техники (малогабаритные краны, универсальные
погрузчики, асфальтосмесительные установки) для небольших строительных фирм,
составляет около одного года. При этом гарантируется надежность вложений:
высокий и стабильный спрос на коттеджи, дачи и прочее малогабаритное
строительство обеспечивает возврат средств и защиту их от инфляции.
Срок отдачи вложений в ремонтный сервис еще короче, в особенности в тех
случаях, когда сервис ориентирован на обслуживание производства продукции
инфляционного спроса. Например, инвестиция в штамповку нестандартных форм
(скажем, деталей кузова для автомобилей иномарок) способом дуалпрессостнастки
окупается, по расчетам экспертов, за 3—6 месяцев.
Кстати, подобная схема подстройки под нужды крупных сборочных производств
вполне вписывается в общую логику формирования в недавнем прошлом
разветвленной кооперационной сети поставщиков — преимущественно мелких и
мобильных фирм — окружающих сборочные производства крупных промышленных
корпораций. Именно так организовано производство в центре американского
автомобилестроения в Детройте. Настоятельная потребность в кооперационном
сотрудничестве существует сегодня и в отечественном машиностроении. Об этом
свидетельствуют, в частности, активно налаживаемые КамАЗом связи с оборонным
машиностроением, на базе свободных производственных ресурсов которого
намечается развернуть выпуск комплектующих узлов и современных материалов для
автомобилестроения.
Перспективными с позиций текущей конъюнктуры могут быть инвестиции в
машиностроительные сектора, имеющие госзаказ. Это прежде всего отдельные
подотрасли тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, а также
машиностроительные импортозамещающие производства, восполняющие дефицит машин
и оборудования на внутреннем рынке после обособления бывших союзных
республик. Подобные вложения могут быть весьма эффективными, так как
государство-заказчик денег сегодня особенно не считает. Однако важно иметь в
виду, что устойчивость дохода инвестора в этом случае жестко обусловлена
состоянием бюджета, которое в обозримой перспективе будет оставлять желать
много лучшего. Поэтому минимизация риска при расчете на государственные
капиталовложения должна быть обоснована точным прогнозом, отвечающим на
вопрос: останется ли данная отрасль в числе приоритетных для государства?
Частичной альтернативой этому может стать страхование проекта.
Долгосрочные вложения
При выборе другой стратегии инвестирования — вложения средств с целью прочно
утвердиться в машиностроении на будущее (с вероятной потерей части доходов в
настоящем) важно учесть два обстоятельства: правительственные меры по
либерализации экономики и общие закономерности развития (или деградации)
машиностроения в рамках фаз воспроизводственного цикла.
Ключевым звеном в макроэкономическом творчестве правительства по-прежнему
остается регулирование цен на энергоносители. Его ближайшим результатом
станет адаптация экономики к новым ценовым масштабам со всеми вытекающими
отсюда ценовыми выигрышами и потерями тех или иных предприятий. Здесь важно
точно сориентироваться на те машиностроительные сектора, потребителями
изделий которых являются производства со сравнительно устойчивым финансовым
положением и, соответственно, способностью приспосабливаться к меняющейся
хозяйственной обстановке. Прежде всего к ним относятся отрасли, сбыт
продукции которых сегодня меньше всего подавлен ограниченными
платежеспособными возможностями потребителей. Подобные индифферентные к
инвестиционному кризису товары относятся главным образом к разряду сырья и
материалов, обеспечивающих элементарную жизнедеятельность предприятий. В их
числе металлы машиностроительного назначения, цветные металлы, продукция
химии.
Кроме того, в относительно устойчивом положении окажется машиностроение,
работающее на отрасли из зоны «государственного патернализма» — льготного
кредитования и субсидирования. В первую очередь к ним относится все,
связанное с нефтью: добыча, переработка, хранение, транспортировка. Эти
отрасли способны довольно непринужденно воспринимать подорожание
инвестиционных ресурсов, перекладывая рост своих издержек на бюджет.
Соответственно, не останется внакладе и работающее на них производство
технологического оборудования для топливной, химической и нефтехимической
промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также для
отдельных добывающих отраслей.
Если же в какой-то момент вдруг наступит экономическое оживление, первый
эшелон инвестиционного спроса придется на станкостроение, приборостроение и
электротехническую промышленность — для технического перевооружения самого
машиностроения. Узкое место здесь — низкий технический уровень элементной
базы приборов и станков, делающий их крайне ненадежными. Если не удастся
подтянуть ее до мирового уровня, потребители и дальше будут отдавать
предпочтение зарубежной технике.
АЛЕКСАНДР Ъ-ВОДЯНОВ, АНДРЕЙ Ъ-ШМАРОВ
Около 30% хорошо обеспеченных инфраструктурой мощностей не загружены, но
потенциально пригодны для перепрофилирования.
Мелким и средним инвесторам целесообразно ориентироваться на вспомогательные
производства.

Комментарии


Печать

Про бизнес:  Инфраструктурные инвестиции: проблемы и перспективы
Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий