Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций на примере Норвегии – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Мировая практика привлечения иностранных инвестиций в условиях финансового кризиса

ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА

СапароваБ.С1., Сапарова А. А.2

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Инвестиционная активность и соответственно экономический рост во многих странах поддерживаются и усиливаются участием иностранного капитала. В странах с открытой рыночной экономикой международный перелив капитала привел к усилению интеграции хозяйственной жизни и углублению процессов международного разделения труда. Вложения иностранного капитала, а вместе с ним и иностранных технологий, опыта управления, открытие доступа к новым рынкам являются жизненно необходимыми для реорганизации производства в любой стране переходного типа.

При разработке политики привлечения иностранных инвестиций Казахстан опирался на мировой опыт, который показывает, что наибольших успехов достигают те страны, которые рассматривают привлечение инвестиций как приоритетную цель для страны, используя при этом наибольший набор инструментов [12].

Распределение инвестиционных потоков между регионами и отдельными странами в 2009 г. характеризовалось следующими показателями: больше всего в условиях мирового финансового кризиса пострадали инвестиционные проекты Румынии (более чем на 60% уменьшился объем инвестиций в новые проекты). На 1/3 уменьшились объемы прямых инвестиций в Китае и России в 2009 г. Инвестиции в США, Великобританию, Канаду, Ирландию и Гонконг практически не пострадали, поскольку эти страны специализируются в секторах экономики, которые жизнеспособны и устойчивы к экономическим спадам и представляют наименьшие риски для инвестиций. Прежде всего это медицина и оборудование для здравоохранения, технологии и оборудование в сфере альтернативной энергетики и охраны окружающей среды, креативные индустрии, электроэнергетика. Лидером среди регионов по привлечению прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) в проекты «с нуля» по итогам 2009 г. является Азиатско-Тихоокеанский регион с объемом ПИИ более 3 млрд долл. Далее следует Западная Европа с объемом ПИИ около 2250 млрд долл. Замыкает ряд африканский континент с объемом ПИИ около 400 млн долл. Среди стран лидером по привлечению ПИИ в проекты «с нуля» является США — около 875 млрд долл., далее следует Китай — чуть более 800 млрд долл. Россия занимает восьмую позицию -около 300 млрд долл. Африка стала в 2008-2009 гг. самым быстрорастущим в мире регионе по показателям ПИИ. В странах Среднего и Ближнего Востока инвестиции в новое строительство преобладали в ОАЭ, в частности в Дубае. Дубай был также в первой пятерке городов по показателям внешних инвестиций. Наиболее быстрорастущей страной по внутренним инвестициям был Оман. В соответствии с «Докладом о мировых инвестициях» Конференции ООН по торговле и развитию Китай на протяжении последних 9 лет прочно удерживает первенство среди развивающихся стран по объему иностранных инвестиций. Они являются одним из важнейших факторов его экономического роста, о чем ярко свидетельствуют темпы экономического развития КНР. В настоящее время 400 из 500

1 Ботагоз Сергазиевна Сапарова, профессор кафедры «Финансы» А.О «Финансовая Академия» докторант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, канд. экон. наук, e-mail: Saparova2004@yandex.ru

2 Алтынай Арманжановна Сапарова, докторант Евразийского Национального Университета им Л.Н.Гумилева г. Астана, канд.экон.наук, e-mail: Saparova2004@yandex.ru

ведущих мировых транснациональных корпораций имеют свои предприятия на территории Китая. Иностранные инвестиции в Китае по отношению к ВВП составили около 30%, хотя большая часть этих инвестиций является капиталом представителей китайской диаспоры, вернувшихся в страну через Гонконг.

В этой связи полезно проанализировать зарубежную практику привлечения и использования иностранных инвестиций. В частности, одним из действенных инструментов государственной инвестиционной политики в мире является создание и функционирование свободных экономических зон (СЭЗ) [3-5, 10]. Обязательное условие функционирования СЭЗ — привлечение иностранного капитала. Мировой опыт показывает, что основными мерами для привлечения иностранного капитала являются освобождение от таможенного обложения ввозимой из-за границы продукции; снижение (отмена) налогов; льготы при предоставлении аренды территории и объектов инфраструктуры; ускоренная амортизация основных фондов; снижение платы за ресурсы; предоставление более привлекательных условий кредитования и страхования; упрощение выдачи виз; создание современной инфраструктуры; доступность сырья; наличие достаточно квалифицированной рабочей силы; возможность благоприятного местоположения с учетом внешних потребителей. СЭЗ — это инструмент региональной структурной перестройки и катализатор инвестиционной политики в регионе [1, с. 3].

Интересен опыт Чешской Республики. Мощный приток прямых иностранных инвестиций благодаря созданию промышленных зон позволил восстановить традиционные отрасли и начать производство конкурентоспособной продукции в пищевой, автомобилестроительной, фармацевтической и других отраслях. Отличительной особенностью чешских промышленных зон является наличие крупных стратегических инвесторов, в которых заинтересованы местные органы власти. Правительство частично или полностью финансирует создание современной инфраструктуры (от первоклассных транспортных магистралей до коммуникационных систем), а Чешское инвестиционное агентство оказывает иностранным инвесторам полный спектр информационно-сопроводительных услуг. Успех китайских СЭЗ основан на факторах, присущих только данной стране. Такой инструмент инвестиционной политики, как создание СЭЗ, начинает использоваться и в Казахстане.

Несмотря на кризисное положение в мире наблюдается рост развивающихся индустрий, в частности экологических технологий. За последние 10…20 лет благодаря достаточно крупным капитальным вложениям в использование возобновляемых ресурсов, а также законодательным и политическим актам, принятым в отдельных странах и на межгосударственном уровне, обеспечен переход систем на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) от стадии НИОКР к стадии промышленного и коммерческого использования [8, с. 24]. Количество ПИИ в проекты в области альтернативной и возобновляемой энергии с 2003 по 2008 г. возросло в 10 раз. Сегодня существует понимание того, что природные ресурсы не бесконечны, что загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности превышает экологически допустимые нормы. Уже более 60% природных экосистем нашей планеты претерпели изменения в результате техногенных воздействий, а неблагополучная среда обитания отражается на жизни каждого третьего жителя [9, с. 31]. Ожидается, что сектор возобновляемой энергии (см. [5]), здравоохранение, пищевая промышленность, авиакосмическая промышленность, сфера профессиональных услуг, угле, нефте- и газодобывающая промышленность останутся на ближайшее десятилетие стабильными источниками проектов с привлечением ПИИ .

Про бизнес:  Интерактивное представление актуальных статистических данных «Прямые инвестиции по инструментам, институциональным секторам экономики, субъектам Российской Федерации» | Банк России

В докладе ООН, посвященном международным инвестициям, подчеркивается, что более половины стран — членов международного сообщества уже ощутили на себе последствия инвестиционного кризиса, тем не менее лидером по сделкам слияния и поглощения является США (менее 300 млрд долл.), далее следует Китай (170 млрд долл.). Россия занимает 15-ю позицию (около 50 млрд долл.). Сравнительно с третьим кварталом 2008 г. Китай опередил двух лидеров (Великобританию и Германию), заняв 2-е место после США. Так, в 2009 г. в Европе наиболее растущей локацией ПИИ была Турция, за ней Россия и Сербия. Россия стала 6-й локацией в мире по количеству проектов ПИИ нового строительства.

Основными факторами, способствовавшими снижению объемов внешних инвестиций, стали нестабильный экономический рост и неясные прогнозы по выздоровлению мировой экономики, по крайней мере в краткосрочной перспективе [7, 11, 12]. Снизилось и число корпоративных слияний, что также не могло не повлиять на инвестиционный климат. Однако в целом объем иностранных инвестиций на новые рынки стран Центральной и Восточной Европы и новых независимых государств оценивается как небольшой — в 20042008 гг. всего 15% от общего мирового притока капитала в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Чистый приток намного ниже, а для некоторых стран даже отрицателен, если учесть расходы по обслуживанию долга и отток инвестиций за рубеж. Например, утечка капитала из России в 2008 г. оценивается примерно в 130 млрд долл. Прямые иностранные инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы и новые независимые государства составили всего 6,5 млрд долл., что эквивалентно общему объему капитала, полученного Малайзией и Таиландом. С учетом сравнительно небольшого роста иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой их целесообразно использовать для создания более привлекательных условий функционирования национального частного капитала, проведения рыночных и структурных преобразований, повышающих конкурентоспособность этих стран на международных рынках.

Принцип национального режима в развитых странах с рыночной экономикой является основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено в документе Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.) и в таких документах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), как «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.). В частности, декларация рекомендует странам — членам ОЭСР «… предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена, режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной практикой, учитывающий международное право, и не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям». Одновременно декларация рекомендует странам-членам ОЭСР распространять национальный режим и на капиталовложения из третьих стран.

Деятельность иностранных инвесторов на Западе регулируется, в основном, национальными законами, постановлениями и административными процедурами, предназначенными для всех местных предпринимателей как национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, существуют лишь некоторые административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. Специальные законы и кодексы существуют лишь в некоторых средиземноморских странах и бывших британских колониях.

В развитых странах с рыночной экономикой государственные гарантии прав и интересов иностранных инвесторов оформлены на трех уровнях: а) на основе конституций этих стран; б) через двусторонние межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций; в) через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

Хотя страны Запада придерживаются принципа национального режима в отношении иностранных инвесторов, это не означает, что в них не существует ограничений для иностранных предпринимателей. Подобные ограничения действуют во всех западных странах, хотя и наблюдается тенденция к смягчению и отмене многих из них. Так, на Западе по-разному подходят к вопросу о необходимости предварительного разрешения на осуществление прямых инвестиций на их территории. В ряде стран такое разрешение требуется только в некоторых случаях, преимущественно для вложений в отрасли, где присутствие иностранных компаний ограничивается. В других странах предварительное разрешение требуется и в некоторых других случаях. И, наконец, существуют страны, где в

Про бизнес:  Конкурентоспособность это что? Роль, уровни, отрасли...

большинстве случаев необходимо предварительное разрешение, исключение делается для небольших по размерам инвестиций (Австралия, Бельгия, Греция, Испания, Ирландия, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция). Так, в Австралии предварительное разрешение требуется на инвестиции объемом в 10 млн австралийских долларов и более, в Ирландии — не менее 1 млн ирландских фунтов, в Канаде — не менее 5 млн канадских долларов.

Там, где требуется разрешение на осуществление прямых иностранных инвестиций, существуют национальные органы, контролирующие создание и деятельность компаний с иностранным участием. В одних странах — это центральный банк и (или) министерство торговли и промышленности, финансов, экономики и другие центральные органы, которые наряду с выполнением основных функций занимаются также компаниями с иностранным участием. В некоторых странах существуют органы, специально созданные для контроля за иностранными инвестициями.

Функции специальных органов могут быть довольно ограниченными, как в Финляндии, где Совещательная комиссия по иностранным капиталовложениям при Министерстве торговли и промышленности рассматривает только случаи, когда иностранцы претендуют на основной пакет акций создаваемой компании. Противоположная ситуация в Португалии. Здесь Институт внешней торговли помогает иностранным инвесторам информацией, обеспечивает им необходимые контакты, наблюдает за соблюдением Кодекса иностранных инвестиций, помогает в составлении, прохождении и согласовании заявок от иностранных инвесторов. Отметим, что во многих западных странах существуют национальные организации, оказывающие содействие иностранным инвесторам. В Британии и Канаде — это государственные «Invest in Britain Bureau» и «Investment Canada» , в Шотландии и Ирландии — полугосударственные «Locate in Scotland» и «Industrial Development Authority». Причем, если в Британии и Шотландии это преимущественно консультационно-информационные организации, то в Канаде и Ирландии это одновременно и регулирующие органы.

Во всех странах есть отрасли, где ограничены или запрещены иностранные капиталовложения. В разных странах круг этих отраслей неодинаков, но чаще всего это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг, особенно банковское и страховое дело, транспорт и связь. Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных компаний. В других случаях доступ туда разрешен только после получения предварительного разрешения. В большинстве развитых стран существуют отрасли, где разрешено функционировать только национальным государственным или полугосударственным организациям и компаниям. Это преимущественно почта, телеграф, телефон, теле- и радиовещание, транспорт, энергетика, табачная и винно-водочная промышленность. К ограничениям можно отнести существующие в ряде отраслей некоторых стран требования взаимности, т. е. выдачи разрешения на иностранные инвестиции только в том случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов из первой страны. Однако на практике эти требования применяются редко, являясь скорее потенциальным средством воздействия на иностранных партнеров. Так, ЕС сохраняет за собой право требовать взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов, прежде чем разрешить им открывать компании в финансовой сфере и размещать свои ценные бумага на биржах стран ЕС.

В большинстве развитых стран нет запрета на размещение компаниями с иностранным участием своих ценных бумаг на местных рынках, они могут наравне с местными компаниями брать кредиты на месте. Однако в ряде стран подобные ограничения существуют, что является одной из причин активного развития в последние три десятилетия евровалютного рынка, ставшего важным каналом финансирования иностранных инвестиций, особенно для ТНК.

В Латинской Америке наиболее удачным является чилийский опыт привлечения иностранных инвестиций. Обратим внимание на то, что в основной своей массе инвестиции направляются в добывающую отрасль промышленности и сферу услуг. Пока преобладают прямые капиталовложения, однако их доля уменьшается в пользу портфельных инвестиций. Это в первую очередь связано с завершением приватизации в стране. Почти 90% экспорта

Чили составляет медь и ее продукты, оставшиеся 10% приходятся на продукты пищевой промышленности (различные концентраты, рыбные консервы, полуфабрикаты и т. д.), т. е. налицо моноэкспортная экономика, хотя в последние годы в стране растет объем добычи золота.

В Латинской Америке и Карибском регионе за 2008-2009 гг. лидером по количеству проектов ПИИ была Мексика, а по объему инвестированного капитала — Бразилия. Далее шли Аргентина, Колумбия и Чили. Эти пять ведущих стран сформировали 3/4 объема ПИИ региона. Самой быстрорастущей страной по показателям ПИИ была Перу, а звезда прошлого Коста-Рика пережила самый большой спад, хотя с учетом размера страны она остается достаточно успешной в привлечении ПИИ.

Республика Казахстан после обретения независимости получила возможность выйти на мировой рынок в качестве самостоятельного субъекта. Помимо прочего, очень большое внимание в настоящий момент уделяется финансовым потокам. Низкий уровень внутренних сбережений в Казахстане вынуждает привлекать в республику иностранный капитал, в том числе и прямые иностранные инвестиции.

Весьма полезно для Казахстана изучение опыта Чили по привлечению иностранных инвестиций в экономику. При этом надо учитывать национальные особенности республики и современное состояние мирового рынка капиталов, поскольку сегодня Казахстан занимает лидирующее положение среди стран СНГ по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения. О благоприятном инвестиционном климате и имидже нашей страны свидетельствует факт включения Казахстана в двадцатку наиболее привлекательных стран мира по версии Всемирного банка. В 2008 г. по индексу ведения бизнеса Казахстан поднялся на 10 позиций вверх — с 80-го на 70-е место, в 2009 г. — на 64-е, а в 2022 г. — на 63-е. Тем не менее рейтинг Казахстана ниже, чем у Эстонии, Венгрии, Словакии, Польши, Грузии и

Про бизнес:  Как выбрать недвижимость по дате рождения: астрологический метод | 5 СФЕР

3

других развивающихся стран.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. — 2007. — № 1(11). — С. 3-7.

2. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. — 2009. — № 2(20). — С. 3-7.

3. Асаул, В. В. Вернутся ли в Россию свободные экономические зоны? / В. В. Асаул // Экономическое возрождение России. — 2005. — № 4(6). — С. 18-24.

4. Асаул, В. В. Вернутся ли в Россию свободные экономические зоны? / В. В. Асаул // Экономическое возрождение России. — 2006 — № 1(7). — С. 30-34.

5. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. — 2008. — № 3(17). — С. 47-55.

6. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение — условие и фактор экономического возрождения / Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 2(8). — С. 8-15.

7. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис — некоторые истоки и уроки / Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. — 2009. — № 2(20). — С. -42-49.

8. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. — 2006. -№ 2(8). — С. 21-26.

9. Ерофеев П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России — 2006. -№3(9) — С. 31-32.

10. Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны как фактор стимулирования занятости населения / М. Ю. Неучева // Экономическое возрождение России. — 2022. — № 2(24). — С. 13-19.

11. Серов, В. М. О глобальном кризисе национальной экономики и его преодолении / В. М. Серов, Д. Н. Земляков // Экономическое возрождение России. — 2022. — № 2(28). — С. 7-15.

12. Филатов, К Иностранные инвестиции в экономику Казахстана/ К. Филатов// Статистическое обозрение. — 2008. — №2. — С. 59-61.

3 Данные пресс-релиза Национального банка «Международная инвестициионная позиция Казахстана по секторам экономики», 2022

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Special economic zones in Russia / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. — 2007. -№ 1 (11). — P. 3-7.

2. Asaul, A. N Russia’s financial crisis: causes and consequences / A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. — 2009. — № 2 (20). — P. 3-7.

3. Asaul, V. V. Back to Russia whether free economic zones? / V. V. Asaul / / Russia’s economic recovery. — 2005. — № 4 (6). — P. 18-24.

4. Asaul, V V Back to Russia whether free economic zones? / V. V. Asaul / / Russia’s economic recovery. — 2006. -№ 1 (7). — P. 30-34.

5. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in pre-entrepreneurship / D. A. Gordeev / / Economic revival of Russia. — 2008. — № 3 (17). — P. 47-55.

6. Danilevich, J. B. Energy — saving — The condition factor and economic recovery / J. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Economic revival of Russia. — 2006. — № 2 (8). — P. 8-15.

7. Dubenetsky, Y. N. Financial crisis — some of the origins and lessons / Y. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. — 2009. — № 2 (20). — P. 42-49.

8. Erofeev, P. Ju. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development / P. Yu. Erofeev / / Economic revival of Russia. — 2006. — № 2 (8). — P. 21-26.

9. Erofeev, P. Yu. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development / P. Yu. Erofeev / / Economic revival of Russia -2006. — № 3 (9) — P. 31-32.

10. Neucheva, M. Yu. Special Economic Zones as a factor of stimulate employment / M. Yu. Neucheva // Economic revival of Russia. — 2022. — № 2 (24). — P. 13-19.

11. Serov, V. M. On the global crisis of the national economy and overcoming / V. M. Serov, D. N. Zemliakov // Economic revival of Russia. — 2022. — № 2 (28). -P. 7-15.

12. Filatov, K. Foreign investment in Kazakhstan’s economy/ K. Filatov. Statistical Review. — 2008. -№ 2. — P. 59-61.

Оцените статью
Бизнес Болика