Батычко В.Т. Международное частное право: Понятие иностранных инвестиций

Батычко В.Т. Международное частное право: Понятие иностранных инвестиций Инвестиции

.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

Одно из оснований, по которому можно провести классификацию инвестиций, — имущественный или неимущественный их характер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных схем; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т.е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности.

Другим основанием классификации инвестиций можно считать участие или неучастие инвестора в управлении объектом инвестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции.

Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестирования иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией).

Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

Как показывает практика, наиболее значительные прямые инвестиции осуществляются в экономику ведущих развитых стран, что связано прежде всего с хорошо отлаженным механизмом правовых гарантий иностранным инвестициям. Но эти страны характеризуются высоким уровнем конкуренции, поэтому более высокий потенциал получения прибыли у стран с развивающейся экономикой, хотя там выше риск для иностранного инвестора.

И наконец, в зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), и частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами.

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров, и 2) внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства.

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется, как уже было сказано, путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.;

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями — МБРР, ЕБРР, ЕС).

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами была подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)

] В соответствии с Конвенцией при МБРР был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров между государствами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве иностранных инвесторов — с другой.

Развитие новых форм экономического сотрудничества привело к созданию более действенного механизма защиты иностранных инвестиций — страхованию. В сентябре 1985 г. в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее — Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.). [Алексеев С.С.

Общая теория права. М., 1981. Т. 1] Основная идея Конвенции — предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Цель всех видов страхования — стимулирование потока капитала в менее развитые страны путем снижения риска для определенного круга инвесторов в связи с финансированием ими отдельных проектов в развивающихся странах. Агентство в этих случаях выступает гарантом того, что обязательства перед инвестором будут соблюдаться.

Для достижения поставленных целей Агентство: а) предоставляет гарантии, включая сострахование и перестрахование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов (п. «а» ст. 2); б) проводит соответствующую дополнительную деятельностьпо оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними (п. «в» ст. 2); а также в) пользуется такими другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для выполнения поставленных целей (п. «с» ст. 2).

В зависимости от того, какие некоммерческие риски покрываются Агентством, можно выделить следующие виды страхования, упомянутые в Конвенции.

  1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу, капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. По данному виду страхования инвестору гарантируется защита на случай задержек с получением конвертируемой валюты в связи с действием или бездействием правительства принимающего государства; неблагоприятным изменением законов по обмену валют; ухудшением условий, влияющих на обмен и возможность вывоза иностранной валюты.

    При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты. На этот счет ст. 11 Конвенции содержит следующее положение: «По совместному заявлению инвестора и принимающей Стороны Совет директоров… может утвердить расширение сферы охвата настоящей статьи на конкретные некоммерческие риски… но ни при каком случае не риск девальвации или обесценивания валюты».

  2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или административных действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от такого капиталовложения».

    Под «любыми законодательными или административными действиями» следует понимать действия, предпринимаемые исполнительными органами, но ни в коем случае не действия судебных органов при исполнении своих функций. При этом в ст. 11 указывается, что под действие настоящего положения не подпадают общеприменимые меры недискриминационного характера, обычно принимаемые правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории. Это прежде всего меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.д.

    Страхование возможно как от частичной, так и от полной экспроприации.

  3. Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражданских беспорядков. Этот риск включает в себя революции, восстания, государственные перевороты и другие аналогичные акты, которые не могут регулироваться правительством принимающего государства. Приведенное положение по общему правилу не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.

    Таким образом, пп. I, II, IV ч. «а» ст. 11 Конвенции предусматривают покрытие по трем общепризнанным категориям некоммерческих рисков: риск, связанный с переводом валют; риск, связанный с экспроприацией, и риск войны и гражданских беспорядков.

  4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны правительства принимающего государства. Компенсация предоставляется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращению к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.

Про бизнес:  Дача у моря. Спрос на недвижимость в Крыму вырос после открытия моста |

Застраховать свои инвестиции может любой инвестор любой страны-члена, кроме той страны, в которую вкладываются средства (ст. 13). Однако из этого правила есть одно исключение. Право на получение гарантии может быть распространено на физическое лицо, которое является гражданином принимающей страны, или юридическое лицо принимающей страны.

Это исключение не случайно. Состоятельные граждане многих развивающихся государств предпочитают жить за границей, где имеют значительные финансовые средства. А основная задача Агентства, как уже говорилось, — усиление потока инвестиций в развивающиеся страны с целью повышения уровня их экономического развития.

В настоящее время страхование иностранных инвестиций привлекает все большее внимание как принимающих государств, так и частных инвесторов. Свидетельством тому — проходившая в Атлантик-Сити (США) первая российско-американская конференция «Страхование инвестиций: законодательство и перспективы в СНГ». [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2]

Примером региональных соглашений в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г. [Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права.

Императивные нормы JUS COGENS. Тбилиси, 1982] В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности; придерживаться в рамках своего законодательства согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением иностранных займов и инвестиций из государств, не являющихся участниками Соглашения, и международных организаций для осуществления проектов, отвечающих общей заинтересованности сторон, с предоставлением таким иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, пользование землей, аренду имущества,
а также с заключением концессионных договоров и созданием свободных экономических зон и других форм деятельности; сотрудничать между собой для устранения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках.

Иностранными инвесторами в соответствии со ст. 2 Соглашения являются юридические и физические лица государств-участников, а также сами государства-участники и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования.

Включение в состав субъектов инвестиционной деятельности самих государств-участников позволяет сделать вывод о том, что Соглашение распространяется не только на частное иностранное инвестирование, но и на государственное.

Иностранным инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае национализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в государства-участники прибыли, полученной от инвестиционной деятельности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин и налогов на имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20). [Ануфриева Л.П. Действительность документов, применяемых за границей // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. № 9]

В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принимается Конвенция о защите прав инвестора, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. [Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т. М., 2001. Т. 3]

Согласно Конвенции для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, которые определяются национальным законодательством принимающего государства). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства (ст. 5); защиты инвестиций от национализации (ст. 9); использования доходов (ст. 12).

Инвесторам предоставляется право приобретать акции и иные ценные бумаги, в том числе и государственные (ст. 14); участвовать в приватизации (ст. 15); приобретать вещные права на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество в соответствии с законодательством принимающего государства (ст. 18); заключать концессионные договоры и соглашения о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства (ст. 19).

Споры по осуществлению инвестиций в рамках указанной Конвенции могут рассматриваться судами или арбитражными судами, или международными арбитражными судами стран — участниц спора.

В целом Конвенция посвящена институту гарантий и может быть успешно использована в будущем в качестве основы для заключения двусторонних соглашений между государствами-участниками [Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М.: БЕК, 2000. Т. 2].

В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1992 г.

Соглашения обращают внимание на следующие моменты: установление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвестиционных споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права — режим наибольшего благоприятствования.

В случае нанесения ущерба капиталовложениям инвесторов на территории одной из сторон соглашения в результате войны, других вооруженных конфликтов; введения чрезвычайного положения или других чрезвычайных обстоятельств предусматривается компенсация убытков путем восстановления имущества, возмещения ущерба, компенсации.

Предусматривается компенсация за такие действия принимающего государства, как национализация или экспроприация, которые могут проводиться в общественных интересах в установленном законом порядке и которые не должны носить дискриминационный характер.

При этом такие меры должны сопровождаться своевременной, достаточной и эффективной компенсацией.
Инвестиционные споры между принимающим государством и иностранным инвестором могут рассматриваться арбитражем ad hoc или институционными арбитражами.

Таким образом, цель двусторонних соглашений о защите иностранных капиталовложений, заключаемых повсеместно, — обеспечить на территории одного договаривающегося государства в отношении капиталовложений другого договаривающегося государства режим не менее благоприятный, чем в отношении капиталовложений инвесторов третьих стран; предоставить гарантии беспрепятственного вывоза валютной части прибыли совместных предприятий и гарантии от некоммерческих рисков.

Помимо двусторонних соглашений о защите иностранных капиталовложений инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной мере способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения были заключены СССР с Великобританией, Канадой, Испанией, Кипром, Италией, Бельгией, Нидерландами, Данией, Норвегией, Францией, Финляндией, Швецией, Швейцарией, Австрией, Японией, ФРГ, Малайзией, Индией.

Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговых вопросах термины, установить круг доходов, облагаемых налогами в нескольких государствах, установить налоговый режим, приемлемый для обеих сторон, и, наконец, определить порядок оказания взаимной помощи в вопросах налогообложения. Все это создает дополнительные гарантии для иностранного инвестирования.

Действующие международные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

Инвестиционное законодательство принимающих стран, используя этот механизм и эти принципы, носит комплексный характер и, как правило, представлено специальными инвестиционными законами, законами в области валютного регулирования и валютного контроля, трудовым законодательством, регулирующим отношения с иностранным элементом, и другими специальными законами.

В принимающих государствах иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При национальном режиме иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением.

При режиме наибольшего благоприятствования иностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный режим (режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т.д. для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в слаборазвитых отраслях экономики, труднодоступных регионах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала.

Про бизнес:  Аннотация • Экономическая оценка инвестиций, Староверова Г.С., 2006

Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.

Государства, проводящие активную политику привлечения иностранных инвестиций, имеют и более развитое инвестиционное законодательство (КНР, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика и др.).

По мнению экспертов ЮНКТАД, стремление транснациональных компаний усилить свою активность в развивающихся странах определяют следующие моменты: высокие темпы экономического роста; низкие издержки на рабочую силу, в том числе высокой квалификации; дешевое сырье; улучшающаяся инфраструктура; становление структуры промышленного производства; региональная интеграция; либеральный режим для инвестиций; благожелательная для предпринимательства политика правительства; создание легальных рынков капитала и бирж; проводимая приватизация.

Правовая база для иностранного инвестирования в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства.

Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением.

Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г., когда был принят первый российский закон об иностранных инвестициях.

Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; защиты от неблагоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестиционной деятельностью; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 5-15).

Закон 1999 г., так же как и Закон 1991 г., предусматривает в исключительных случаях возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Рассмотрим данный вопрос несколько подробнее. Термин «национализация» означает огосударствление, т.е. переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д.

Право государств на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время право это общепризнанно и не вызывает сомнений. Спорным остается лишь вопрос о выплате компенсации при национализации.

В ходе дискуссии по данной проблеме четко обозначились три концепции. Согласно первой концепции, имеющей значительное распространение среди юристов-международников развивающихся стран, в настоящее время не существует правовой нормы — ни договорной, ни обычной, — обязывающей быстро и эффективно компенсировать убытки иностранного инвестора при национализации. [Арбитражная практика за 1996–1997 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 1998]

Однако положение о компенсации содержится и в резолюции 1803/XVII/ Генеральной Ассамблеи ООН «О неотъемлемом суверенитете над природными ресурсами», и в Хартии экономических прав и обязанностей государств, согласно которой государство, осуществляющее национализацию иностранной собственности, «должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом соответствующих законов и постановлений и всех обязательств, которое это государство считает уместным» (ст. 2).

В целом придерживающийся этой концепции Э. Хименес де Аречага считает, однако, что обязанность выплачивать компенсацию вытекает из принципов справедливости и недопустимости несправедливого обогащения. [Базанов И.А. Унификация частного права // Труды V съезда Русских академических организаций за границей в Софии 14–21 сентября 1930 г. София, 1932. Ч. I]

В основном же эта концепция признает право иностранных инвесторов на компенсацию в случае национализации, но это право не является бесспорным.

Согласно второй концепции выплата компенсации при национализации является обязательной, и норма эта носит обычно-правовой характер. Такой точки зрения придерживается большинство юристов в Европе и Северной Америке, например И. Делупис, М.

Суть этой концепции состоит в том, что компенсация при национализации обязательна, однако нельзя вести речь о срочной, быстрой, эффективной и адекватной компенсации, а данные жесткие формулировки сделать более гибкими, мягкими, осторожными — «справедливая», «соответствующая», «частичная» компенсация.

Согласно третьей концепции, которая является наиболее распространенной, условия компенсации определяются национализирующим государством в соответствии с его национальным правом и с учетом конкретных обстоятельств. Никто не вправе обязать суверенное государство выполнять те или иные условия при проведении им своей внутренней политики, осуществлении своих внутренних функций.

В настоящее время не существует обычно-правового принципа компенсации, вопрос этот находится в сфере ведения внутригосударственного права, что следует из принципа суверенного равенства государств.

Законы об иностранных инвестициях были приняты практически во всех странах — бывших республиках СССР. Согласно им иностранные инвестиции пользуются полной правовой защитой и им предоставляется национальный режим. Как правило, законами не допускается проведение национализации иностранных инвестиций (например, законами Узбекистана, Казахстана, Эстонии).

В случае изъятия инвестиций в связи со сложившимися чрезвычайными обстоятельствами (стихийными бедствиями, авариями, эпидемиями и т.п.) инвестору выплачивается эффективная и адекватная компенсация. Принятие инвестиционных законов в государствах СНГ способствовало созданию более благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и показало их заинтересованность в притоке иностранных инвестиций.

.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

В настоящее время в ООН зафиксированы более тридцати различных наименований свободных экономических зон, представляющих собой обособленную территорию государства, на которой для решения конкретных экономических задач путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами созданы особые условия хозяйствования.

Понятие «.свободная экономическая зона» (СЭЗ) является собирательным и охватывает в зависимости от целевой, отраслевой направленности такой зоны и от государства, в котором она создается, разные названия. Это могут быть свободные таможенные зоны (Болгария, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Болгария), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (страны Азии и Африки), экспортно-производственные зоны (страны Азии и Латинской Америки), зоны свободного предпринимательства (США), свободные порты (Германия), технополисы (США).

Про бизнес:  История Нижегородского кредитного союза

Все вышеперечисленные СЭЗ можно условно разделить на три вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного производства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые (технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.).

Свободные промышленные зоны преимущественно создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, в пределах которых действует льготный правовой режим в области торгового, валютного, налогового и таможенного регулирования для расположенных в них предприятий.

Внешнеторговые зоны предназначены в основном для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создания консигнационных складов, сдачи в аренду помещений для выставок, перевалки транзитных грузов и т.п. и имеются практически во всех странах.

Наибольшее распространение они получили в Западной Европе, в частности в ФРГ, на территории которой находятся шесть городов-портов, являющихся свободными (Бремен, Бремерхафен, Кукехафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах можно производить погрузку, разгрузку, перегрузку, хранение, сортировку товаров, заниматься выставочной деятельностью.

Там же осуществляется продажа товаров, организуются торги, предоставляются банковские, страховые услуги. Основной характеристикой торговых портов ФРГ является невзимание торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость товара в результате улучшения его потребительских свойств.

Технологические парки и технополисы способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальной науки с целью разработки новых наукоемких технологий и готовой продукции и расширения их экспорта.

В зависимости от целей деятельности СЭЗ можно разделить на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируемой валюте (например, СЭЗ Китая), и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой.

Среди наиболее важных задач, стоящих перед СЭЗ, необходимо выделить задачу привлечения в экономику страны, где создается свободная экономическая зона, иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, т.е. всего того, что традиционно входит в понятие «иностранные инвестиции».

Как показывает законодательная практика, именно в СЭЗ для иностранных инвестиций создаются наиболее благоприятные условия. Льготы в области внешнеэкономической деятельности дополняются бюджетными кредитами на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры.

В ряде стран были приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ. Такие законы существуют в США (1934 г. с последующими изменениями), Мексике (1946 г.), Южной Корее (1970 г.), Румынии (1978 г.)

Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным законодательством, но и международными договорами (например, Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.), а также унифицированными правовыми нормами.

В частности, в странах — членах ЕС (ЕЭС) действует постановление Совета Сообщества от 25 июля 1988 г. «О свободных таможенных зонах и складах», которое устанавливает порядок помещения товаров, ввезенных из стран, не являющихся членами ЕС, в подобных зонах и складах, определяет режим деятельности таможенных учреждений, предприятий и организаций страны, на территории которой находится зона или склад, а также предусматривает порядок вывоза (экспорта) товаров из зон (складов).

В области создания СЭЗ наиболее привлекателен опыт КНР. Решение о создании СЭЗ было принято в Китае в 1980 г., и на сегодняшний день существует три разновидности свободных экономических зон — специальные экономические зоны (Шень-чжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямынь в провинции Фуцзян и островная провинция Хайнань), открытые приморские города (Шанхай, Далянь, Тяньцзинь и Гуанчжоу) [Абдуллин А.И.

Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)] и районы экономического развития. [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1]

Достаточно интересен механизм правового регулирования деятельности СЭЗ Китая. Формула экономической политики КНР такова: от простого, очевидного — к сложному; от практики, опыта — к их законодательному воплощению. Как правило, процесс правового обеспечения экономических нововведений начинается с принятия временных подзаконных актов. По мере наработки опыта они заменяются постоянными. Лишь когда жизнь подтвердит правильность принятых решений, начинается разработка соответствующего закона.

Создание трех первых специальных экономических зон было юридически регламентировано в августе 1980 г. принятием Положения «О специальных экономических зонах провинции Гуандун». Этот документ впоследствии стал основой регулирования деятельности СЭЗ и в других районах Китая.

Законодательным органам провинций было предоставлено право принимать в развитие установок Положения юридические акты, регулирующие конкретные стороны деятельности зон. Они должны были исходить из основных принципов, установленных соответствующими законами и указами, и учитывать конкретные условия и реальные потребности СЭЗ в каждой из провинций.

Что касается Российской Федерации, то краткие положения в отношении СЭЗ были изложены еще в Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. содержал раздел, посвященный правовому регулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ.

Кроме закона об иностранных инвестициях на сегодняшний день деятельность свободных экономических зон на территории РФ регулируется постановлениями Правительства РФ. Так, например, в отношении СЭЗ «Находка» действует Положение о свободной экономической зоне в районе г.

Находка Приморского края, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г.; правовое положение СЭЗ «Янтарь» (Калининградская область) определило постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г., впоследствии был принят Закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» 1996 г. и т.д.

Таможенный кодекс РФ содержит положения, в соответствии с которыми появилась возможность создания свободных таможенных зон, способствующих расширению внешнеэкономической и производственной деятельности. В Москве были созданы три такие СЭЗ: «Шереметьево», «Московский Франко-Порт», «Франко-Порт Терминал».

В большинстве стран, в которых созданы СЭЗ, действует законодательство, предусматривающее, за некоторыми исключениями, следующие льготы функционирующим в СЭЗ предприятиям (как иностранным, так и местным с участием иностранного капитала): отмену пошлин и других ограничений на импорт материалов, машин и оборудования, необходимых для развития экспортного производства; освобождение от налогообложения на определенный период (так называемые «налоговые каникулы») или снижение на более длительное время ставок прямых и косвенных налогов; свободу от валютного контроля; гарантии возврата вложенного капитала и неограниченного перевода прибыли; компенсацию предпринимателям расходов на обучение кадров; уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощение процедуры создания предприятий; предоставление скидок за пользование коммунальными, транспортными и другими услугами; предоставление различного рода кредитов.

В настоящее время СЭЗ является дополнительным рычагом в деле привлечения иностранных инвестиций. В современном мире идет острая конкурентная борьба за привлечение иностранных капиталовложений, и в связи с этим одной из приоритетных задач в области создания и функционирования СЭЗ является создание таких условий хозяйствования, которые были бы привлекательными для иностранного инвестора.

Вопрос привлечения иностранных инвестиций на сегодняшний день в РФ является одним из актуальных. Именно при помощи СЭЗ можно было бы обеспечить более широкий доступ иностранным предпринимателям к внутреннему рынку России.

Оцените статью
Бизнес Болика