Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК

Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК Инвестиции

Статья 2. основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе / консультантплюс

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2022 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

30 крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в россии

Если посмотреть на топ-30 крупнейших инвестиционных проектов РФ, составленный аналитическим центром холдинга «ЕвроМедиа», бросается в глаза не только их отраслевая направленность (добыча, транспортировка и переработка полезных ископаемых), но и география: самые дорогие реализуются в восточной части страны — в Сибири и на Дальнем Востоке. Это иллюстрация не только распределения полезных ископаемых на карте России, но и смещения основных мировых рынков потребления ресурсов в сторону Китая и Юго-Восточной Азии.

В 2020 году инвестиционная активность в России не порадовала: впервые за последние пять лет объем вложений в основной капитал сократился. Как отмечают представители Центра развития НИУ ВШЭ, подготовившие специальное исследование, виной тому сразу несколько факторов, но главный — пандемия и последовавшее за ней падение мирового спроса на природные ресурсы. В итоге, по заявлению руководителя Минэкономразвития РФ Максима Решетникова, отечественная экономика прошла год достойно, выйдя к его концу на вполне приличные цифры. «Нам удалось добиться существенной поддержки инвестиций. Мы оцениваем их сокращение на уровне 4,3%, и это в текущих условиях хороший результат», — признался министр, выступая перед депутатами Госдумы в феврале.

Однако уже к концу прошлого года наметилась позитивная динамика, когда инвестиционное падение замедлилось, а с начала текущего года показатель пошел в рост. Согласно оценке Центробанка, инвестиции в основной капитал РФ во втором квартале 2021 года увеличились на 12,3%, и это позволяет надеяться на то, что падение минувшего года будет с лихвой компенсировано по итогом года нынешнего.

Как подчеркивают эксперты, государство активно пытается восстанавливать инвестактивность, основные направления — добыча полезных ископаемых и запуск крупных инфраструктурных проектов. Правительство считает частные инвестиции основным драйвером роста экономики к 2030 году — к этому сроку объем инвестиций должен вырасти на 70% по сравнению с 2020 годом (до 20,1 трлн рублей).

Мощная ресурсная база. Самые масштабные проекты современной России сосредоточились преимущественно в сферах добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых. Самым дорогим проектом, инвестиционная емкость которого оценивается в 10 трлн рублей, является «Восток Ойл». Он включает ресурсную базу крупнейших месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного), а также перспективных нефтеносных площадок на севере Красноярского края, таких как Паяхская группа месторождений и Западно-Иркинский участок. Инвестором выступает «Роснефть», но приглашен и целый ряд международных корпораций, поскольку очевидно, что подобный масштаб инвестиций компании, даже с учетом господдержки, не потянуть. Всего в рамках проекта будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, 800 км магистральных труб. Потенциально ресурсная база месторождений на севере Красноярского края может достигать 5 млрд тонн нефти.

Про бизнес:  Макроэкономическое равновесие в условиях открытой экономики и инфляционное и дефляционное воздействие чистого экспорта | Студент-Сервис

Проект «Восточная газовая программа», стартовавший в 2007 году, включает формирование новых центров газодобычи (Сахалинского, Якутского, Иркутского и Камчатского), а также создание в нескольких регионах единой транспортной системы для внутреннего газоснабжения и экспорта в страны АТР. Программа позволит освоить колоссальные ресурсы востока России, которые составляют более 52 трлн куб. метров на суше и еще около 15 трлн куб. метров на морском шельфе. Запасы газа по А В С1 С2 на лицензионных участках самого «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке превышают 5 трлн кубометров.

Недвижимость разбавила нефтегаз. Два проекта стоимостью свыше 1 трлн рублей реализуются в промышленном секторе и тоже связаны с нефтегазом. Речь идет о строительстве и развитии заводов по сжижению природного газа «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».

«Ямал СПГ» — флагманский проект ПАО «НОВАТЭК», который оно реализует совместно с компаниями из специально созданного международного консорциума (Total, CNPC, Фонд Шелкового пути). Главными объектами проекта являются завод по производству сжиженного природного газа мощностью около 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы газа в котором оцениваются в 926 млрд куб. метров, и морской порт Сабетта для погрузки продукции на СПГ-танкеры. Нынешним летом «НОВАТЭК» ввел в эксплуатацию четвертую технологическую линию СПГ-завода производительностью 0,95 млн тонн в год. Примечательно, что она полностью построена на российском оборудовании по впервые примененной собственной запатентованной технологии «НОВАТЭКа» «Арктический каскад».

Проект «Арктик СПГ-2» предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн тонн СПГ и до 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год. Ресурсной базой «Арктик СПГ-2» является месторождение «Утреннее», расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. «Применение технологической концепции строительства на ОГТ, а также обширная локализация производства оборудования и материалов в России позволят существенно снизить капитальные затраты на тонну производимого СПГ в рамках данного проекта. Это обеспечит низкую себестоимость производимой продукции и максимальную конкурентоспособность на всех рынках СПГ», — прокомментировали в пресс-службе «НОВАТЭКа».

Еще один проект в топ-5 нашего рейтинга — международный деловой центр «Москва-Сити», инвестиции в который превысят 1 трлн рублей. На территории больше 3 тыс. га планируется построить 5 млн кв. метров различной недвижимости, также предусмотрены новые объекты транспортной инфраструктуры и рекреации, строительство и реконструкция 74 км дорог, обустройство и озеленение 24 км набережных. В настоящее время часть департаментов российской столицы и ряд федеральных министерств либо переехали, либо находятся в стадии переезда в центры на территории «Сити».

Инвестиционная деятельность в дорожном строительстве. перспективы развития платных дорог

Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНЫХ ДОРОГ

В мае 2004 г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором был рассмотрен проект Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог России до 2005 г.
При этом, в частности, отмечалось, что половина автодорог России в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. В регионах Дальнего Востока и Сибири сеть дорог вообще не получила какого-либо развития, что затрудняет вовлечение в хозяйственный оборот крупных территорий со значительными природными ресурсами. Около 50 тысяч населенных пунктов России практически не имеют автомобильного сообщения с соседними регионами. Причин создающегося положения много, но главная-недостаток финансирования. В 2003 году оно сократилось до 1,5% ВВП, хотя три года назад составляло 2,9% ВВП. Если эта негативная тенденция сохранится, то к 2022 году из-за плохих дорог количество дорожно-транспортных происшествий может возрасти на 40-45%, а протяженность автодорог сократится в четыре раза. Особая сложность передвижения будет наблюдаться в крупных промышленных центрах и прилегающих к ним территориях, при этом скорость движения на дорогах сократится в среднем на 20%. Практически прекратится строительство многих приоритетных объектов.

На заседании правительства прозвучало, что выход может быть найден в строительстве платных дорог. Хотя это мнение было высказано с некоторой оговоркой, что, скорее всего, наиболее возможные участки будущих платных дорог будут располагаться возле Москвы и Санкт-Петербурга, Курортных центров, возле государственных границ, через которые проходят крупные транспортные потоки, т.е. в зоне с наибольшей финансовой окупаемостью осуществленных инвестиционных вложений.

При этом, однако, необходимо заметить, что, если ранее, при озвучивании мнений о необходимости строительства платных дорог, со всех правительственных уровней подчеркивалось, что платные дороги будут развиваться только там, где есть альтернативная бесплатная региональная или муниципальная дорога. Теперь это требование было почему-то забыто. По-видимому, было условлено, что о развитии альтернативных дорог пусть думают сами территории.

Но, как показывает практика, в территориях обстановка с инвестиционными вложениями вообще и с инвестициями в дорожное строительство в частности, обстоит далеко не блестяще. Так, например, во Владимирской области в 2003 году было введено всего 5,3 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Но и это можно считать достижением, ведь в 2002 г. было построено вообще 4,1 км автодорог. Кроме того в 2003 г. предприятиями управления автомобильных дорог администрации Владимирской области отремонтировано 97,9 км территориальных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (73,5% к 2002 г.). Затраты на содержание автодорог и сооружений на них составили 365,5 млн.рублей (в 2002 г. – 293 млн.рублей), на ремонт 239,7 млн.рублей (в 2002 г. – 198,2 млн.рублей), из них – 120,0 млн. рублей из средств Федерального бюджета (по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней»).

Эти показатели свидетельствуют о том, что основной инвестиционный источник – бюджеты всех уровней не справляется с возрастающими проблемами в автодорожной отрасли.

Подобным же образом обстоит дело и с инвестициями в основной капитал в целом по области включая и другие отрасли народного хозяйства. На развитие экономики и социальной сферы в 2003 г. предприятиями всех форм собственности использовано 9319,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% меньше уровня 2002 г.

Рост инвестиций имеет место только по двум позициям – по линии общественных организаций на 166,6 %, но доля их в общем объеме равна всего 0,5% и по линии муниципальных органов власти, доля которых увеличилась до 9,2%. Все остальные инвесторы финансирование по своей линии сократили, включая государство на 16,4 %, российские предприятия на 35,7%, совместные предприятия на 0,2%, иностранных инвесторов на 9,1%. Но самое главное – инвестиции сокращаются по линии частных лиц, которые во всем мире являются основными нетто-поставщиками инвестиций. Финансирование из этих источников, составлявшее 44,5% от общего объема, сократилось на 4,8%. Поэтому отдельно имеет смысл рассмотреть перспективу вложения частных инвестиций в дорожное строительство. До настоящего времени существовал единый источник финансирования дорожного строительства – бюджет всех уровней. В федеральном бюджете на 2004 год заложено на эти цели 80 млрд.руб., что явно не достаточно.

Второй источник инвестиций — частные лица вкладывать свои деньги в отрасль явно не спешат, поскольку не считают ее инвестиционно привлекательной. Одна из причин этого заключается в отсутствии необходимой базы для работы в дорожном строительстве частных компаний. Например, не приняты до сих пор Законы о концессиях, платных автодорогах, земельных отношениях в дорожном строительстве и хозяйстве.

Если будет принято необходимое законодательство, то, как считается, в управление частным инвесторам можно будет передавать на длительный срок дороги и придорожные территории. Это позволить снизить сроки окупаемости дорог развить придорожную инфраструктуру. Однако до настоящего времени этот вопрос является дискуссионным.

В чем причина нежелания частных инвесторов идти в дорожную отрасль? Специалисты считают, что большинство автодорожных проектов окупается плохо и долго, а еще потому, что у долгосрочных вложений в России очень высокая степень риска. Сравнение проектов российских платных дорог с зарубежными показывает, что удельные инвестиционные расходы на строительство дорог у нас и на западе равны. По данным Росдорнии 1 км автомобильной дороги обходится как минимум 1 млн. долларов, но у наших дорог показатели интенсивности движения ниже, чем у западных, более чем в два раза. Реальная плата за проезд по российским платным дорогам будет в 2-2,5 раза ниже, чем на западноевропейских дорогах – от 20 до 100 рублей. Поэтому создавать окупающиеся платные дороги, возможно, лишь в пределах мегаполисов и вдоль некоторых крупных автомагистралей. В списке дорог, которые могут окупиться за счет взимания платы за проезд находятся трасса Москва – Санкт – Петербург с объездом Клина, шоссе Минеральные воды (аэропорт) – Кисловодск, порт Зарубино – госграница КНК, МКАД – Кашира, МКАД – Серпухов, участки федеральной дороги «Кавказ» в Ставропольском крае, Ростов – на – Дону – Азов, мостовые переходы через реку Малая Вятка в Воронежской области, через Северную Двину в Архангельской области и ряд, где интенсивность движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки. В «Росавтодоре» существует документ, где названы более ста дорожных объектов в стране пользование которыми потенциально может стать платными для автовладельцев. Из этого списка было исследовано около 30 объектов. Был сделан вывод о том, что некоторые из них действительно могут эффективно эксплуатироваться на коммерческой основе. Однако объектов, готовых функционировать полностью на частной основе, очень мало. Поэтому по большей части речь может идти либо о модернизации старых дорог путем улучшения их характеристик и перевода их на платную основу, либо о завершении уже начатого дорожного строительства.

Про бизнес:  32. Собственные источники финансирования инвестиций. Инвестиции

Еще один фактор, отпугивающий инвесторов от российских дорог юридические риски, связанные с особенностями конкретной страны, в связи с чем длительные сроки окупаемости, создают дополнительные риски. Средний срок окупаемости дорожных инвестиций в мировой практике составляет от десяти до тридцати лет. При этом главная проблема для любого инвестора – готовность принимать общие риски, связанные с конкретной страной, на эти сроки. До сих пор деньги в Россию на срок десять лет и больше приходили только от единичных финансовых организаций. Даже десять лет это большой срок и инвесторы должны быть абсолютно уверены в отсутствии юридических рисков и в наличии защиты их интересов со стороны государства. В условиях, когда госчиновники постоянно намекают, что решения, принятые властями десять лет назад (в отношении итогов приватизации, налоговых льгот, соглашений о разделе продукции) могут быть пересмотрены, надеяться на защиту интересов инвестора не приходится. Показательно, что в результате деятельности региональных органов власти уровень юридических, политических и социальных рисков может иметь значительные расхождения. Для примера возьмем три схожих по своим возможностям области Центральной России – Ярославскую, Новгородскую и Владимирскую. Законодательный, политический и социальный риски в них расположены на следующих местах. Ярославская – 1 место по минимальности законодательного риска, 14 по значению политического и 5 – социального. Новгородская 2; 34; и 7 соответственно. Владимирская – 22; 71 и 23 также соответственно.

В тоже время производственный потенциал Ярославской области находится на 31 месте, инвестиционный на 23, инфраструктурный, свидетельствующий о развитости дорог в том числе, на 29. Новгородской области на 54; 54 и 30 соответственно. Владимирской области на 39; 22 и 13.

Это говорит о том, что регионам, обладающим лучшим производственным научным и инфраструктурным потенциалом нужно больше внимания уделять развитию регионального инвестиционного законодательства для того чтобы, используя собственные производственные возможности, сделать регион наиболее привлекательным, с наименьшими рисками для инвесторов, в том числе и в сферу автодорожного строительства.

Поэтому следует постоянно помнить, что любой инвестор прежде чем принять решение об инвестировании очень скрупулезно оценивает риски и в первую очередь юридические. А они достаточно высоки в дорожной сфере. С чем это связано? Ну, во-первых, здесь до сих пор не определено понятие концессий и не ясно, как это вообще будет выглядеть в перспективе. По сложившейся практике на западе, например, концессиональных соглашениях подобного рода прописываются не только сроки и объемы работ, но и определенные гарантии со стороны государства по последующей загрузке дорог, чтобы инвестор мог получить в течение оговоренного срока концессии отдачу на свои вложения. Гарантия загрузки дороги подразумевает наличие долгосрочного плана развития экономики и производства в данном конкретном регионе. У нас же, к сожалению, долгосрочное планирование, как правило, сводится к наборам общих фраз и благих пожеланий, а все конкретные решения лишь ущемляют интересы инвесторов. Примером могут служить существующие в настоящее время нормативные документы, например, в виде Постановления правительства РФ 1999 года о платных дорогах. Его применение на практике не обеспечивает потенциальным инвесторам не то что получение прибыли, но и возмещения затрат на строительство дорог и дорожных объектов. Например, из текста постановления следует, что стоимость проезда по платной дороге устанавливается государством, а на самом деле Росавтодором, «с учетом потребительского спроса». Стоимость проезда, по мнению чиновников, должна учитывать необходимость полного, «а если невозможно – частичного, покрытия затрат организацией, эксплуатирующей частные дороги». Это означает, что Федеральный орган может установить плату за проезд, при которой инвестор не только не получит прибыль, но и не покроет расходов на реализацию проекта. Следует отметить, что в течение 90х годов в России предпринимались попытки создать платные дороги. Первым проектом в этом направлении стало строительство в 1993 году и последующая эксплуатация на коммерческой основе моста через реку Дон в Воронежской области. В течение семи лет взимаемая плата позволила компенсировать лишь 30% стоимости его содержания. Позднее при строительстве автомобильной дороги Воронеж – Тамбов был создан платный участок в районе Воронежа. Несмотря на то, что при реализации проекта были учтены многочисленные ошибки первого опыта, сбор платы за проезд покрывал не более 40% стоимости его эксплуатации. Впоследствии были реализованы проекты по введению оплаты проезда по мостам через реки в Барнауле и Воронеже, по путепроводу в Саратове, однако на один из проектов не позволил окупить затраты на строительство. Это значит, что частный инвестор больше не станет при таких условиях финансировать строительство дорог. Поднятие же цены за проезд также весьма проблематично, потому что большая часть автовладельцев не в состоянии ее оплачивать, тем более, если пользоваться дорогой приходится регулярно. Поэтому предлагается более мягкий для инвесторов вариант вложения денег и в реальности более осуществимый – это смешанная модель, предусматривающая партнерство государства и частного бизнеса.

Необходимо отметить, что подобная практика широко распространена в восточноевропейских и латиноамериканских странах, где нет развитой дорожной сети. К тому же низкая загруженность магистралей не позволяет полностью переводить их на платную основу – ввиду отсутствия устойчивого спроса на такие услуги. Поэтому высказывается мнение, что проекты по созданию платных дорог следует начинать со взимания платы за проезд по государственным дорогам, а через определенное время, когда основные параметры проекта (интенсивность движения, величина платы за проезд и др.) будут подтверждены практикой, можно будет передать государственную платную дорогу в концессию частным инвесторам, возместив произведенные инвестиции. Полученные от концессионеров средства могут быть направлены на строительство новых платных дорог. При этом возможны различные варианты взаимного участия государства и частного капитала. Например, придорожные территории отдаются в концессию инвесторам, которые осуществляют совместное с государством инвестирование в строительство дороги. Однако следует отметить, что такая возможность имеется не везде, лишь возле крупных городов, где значительный спрос на заправки, пункты питания и техобслуживания, торговые центры.

По данным экспертов, лишь 2-3% российских автодорог могут заинтересовать частных инвесторов. Поэтому 97-98 процентов дорог должно финансировать государство. Во всем мире действует правило – инфраструктура – забота власти, потому, что она сама является необходимым условием финансирования бизнеса. Если государство хочет иметь экономический рост, привлекать инвестиции в экономику, оно должно обеспечить бизнесу инфраструктуру.

Но представители государства заявляют, что после ликвидации Федерального дорожного фонда в 2003 г. денег на дороги не хватает. Однако эксперты продолжают утверждать, что дело не всегда в нехватке денег, а в их нерациональном использовании и недостаточной эффективности вложений.

Все проблемы возникают от того, что бюджетное законодательство не предусматривает конкретизацию целевых расходов. В итоге 50 процентов бюджетных средств, выделяемых регионам федеральным бюджетом на дорожное хозяйство используется не по назначению. Имеется масса примеров, когда эти деньги вместо дорожного строительства идут на газификацию районов, ремонт спортсооружений, жилищно-коммунальное хозяйство, проведение спортивно – оздоровительных мероприятий, строительство взлетно-посадочных полос. Санкции за нецелевое использование субвенций и дотаций, предусматривающие прекращение выделения финансирования и возврат перечисленных ранее средств, как правило, не применяются.

Не эффективно используются средства в дорожном строительстве еще и потому, что отрасль не прозрачна. Очень много денег просто разворовывается при ремонте и строительстве дорог. Расценки за проведение дорожных работ даже в соседних регионах расходятся в разы. Занимаются дорожными работами ГУПы и МУПы, которые почти всегда выигрывают конкурсы на строительство и ремонт за счет не конкурентных преимуществ. Получая бесплатную технику от государства, они ремонтируют дороги якобы в кредит. На самом деле выставляют потом бюджету счета, которые существенно больше, чем счета за аналогичные работы от частных компаний. Или же ГУПы и МУПы, благодаря тому, что пользуются оборудованием бесплатно, наоборот, занижают стоимость работ по сравнению с частными структурами. В результате и качество оказывается соответствующим. Чтобы у нас дороги стали нормальными, нужна конкуренция, а для этого необходимо, чтобы конкурсы проводились адекватно, тогда и частные компании смогут дороги строить, а расценки на дорожные работы снизятся.

Автор (источник): Доничев О.А. профессор ВлГУ, д.э.н.

Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК

Кризис добрался до Азии

Европейский долговой кризис распространяется как круги по воде на другие регионы. Несмотря на заверения экономи­стов о «незаразном» характере проблем Старого Света, они уже начали негативно сказываться и на азиатском деловом климате. Бизнесмены Сингапура на 72% сократили заявки на получение новых кредитов, связанные с расширением бизнеса, из-за опасений снижения заказов со стороны европейских потребителей. Меньше привлекают заемных средств и производители из других стран региона. Но главной жертвой европейских неурядиц за пределами ЕС наверняка станет Китай … [далее>>]

Про бизнес:  Иностранные инвестиции, иностранные инвестиции в Россию | Банки.ру

Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК

Итоги работы здравоохранения Владимирской области в 2008 году и стратегия развития отрасли на 2009-2022 годы

… Опыт работы владимирского здравоохранения в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества и доступности медицинской помощи, не только внес существенный вклад в процесс подготовки Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу, но и изменил менталитет всей медицинской общественности, получил высокую оценку Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В условиях экономического кризиса наши медицинские учреждения «защищены» так называемым одноканальным финансированием в системе ОМС. Это перспективное направление лишь будет внедряться на территории Российской Федерациив ближайшие годы, а мы работаем в этом режиме уже с 2007 года … [далее>>]


Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями — РБК

Экономика дошла до точки

Практически все показатели экономической активности достигли уровня 2007 года. Тогда российская экономика стояла на пороге перегрева, закончившегося кризисом. Теперь все иначе: производство стагнирует, издержки растут, и предприятия готовятся переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей. Это классический пример стагфляции, говорят эксперты … [далее>>]

Весь список статей >>

Механизмы поддержки российского бизнеса на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой

В настоящее время правительство России предпринимает широкий спектр мер для поддержки российского бизнеса за рубежом. На сегодня соглашения о сотрудничестве с МИД заключили Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России», Ассоциация российских банков, Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Московская международная бизнес-ассоциация, а также Внешэкономбанк, компании «РЖД», «Роснанотехнологии», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель».

Тем не менее дипломатическое сотрудничество не может служить исчерпывающим инструментом для поддержки российского бизнеса на развивающихся рынках. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и программы в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) дополняют программы в сфере СМР, реализуемые Россией и другими донорами, а также способствуют формированию схожих социально-экономических эффектов.

Государственно-частное партнерство. Одним из наиболее эффективных способов расширения масштабов работы российских ТНК в этой группе стран может стать сотрудничество с российскими институтами развития, поддерживающими бизнес на зарубежных рынках, в том числе через механизмы ГЧП. Данные механизмы могут стать эффективным инструментом для интеграции бизнеса в правительственные проекты, связанные с СМР.

ГЧП – один из наиболее эффективных способов расширения масштабов участия российских ТНК в государственных проектах, направленных на СМР. Несмотря на разнообразную и уникальную природу, проекты в сфере ГЧП имеют высокий потенциал для достижения Целей развития тысячелетия и выполнения международной повестки развития на период после 2022 г.

Более того, сотрудничество с частным сектором в рамках ГЧП является одной из форм реализации Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития (18–22 марта 2002 г.) в части, касающейся диверсификации финансов для решения проблем, связанных с развитием.

Отметим положительные моменты использования ГЧП в сфере СМР. Во-первых, проекты ГЧП решают проблему неэффективности государственного регулирования, провалов рынка, а также снижают риски, связанные с финансированием программ в сфере развития. Таким образом, ГЧП выступает в качестве альтернативного способа решения проблем развития.

Во-вторых, использование механизмов ГЧП в сфере СМР представляет собой новый способ объединения ресурсов и компетенций традиционных и новых участников СМР. Механизмы ГЧП позволяют им в равной мере разделять риски и выгоды, связанные с реализацией проектов, не предполагающих иерархию, сохраняя при этом собственные цели и задачи.

В-третьих, проекты ГЧП генерируют дополнительную стоимость через оптимизацию и эффекты, связанные с синергией, которых невозможно было бы достичь при раздельной работе партнеров. Использование инструментов ГЧП в сфере СМР, по сути, способствует появлению уникального нового продукта, который в краткосрочной перспективе позволяет решить проблемы беднейших стран, а в долгосрочной – сформировать факторы устойчивого развития.

В последнее время в сфере СМР можно отметить тенденцию трансформации традиционных форм ГЧП и появления многосторонних партнерств, объединяющих представителей государственного сектора, частных компаний и неправительственных организаций. Появлению такого рода партнерств зачастую способствует комплексность процесса СМР, который связан с множественностью целей экономического развития беднейших стран, вероятностью отрицательного значения показателя чистой приведенной стоимости проекта, необходимостью укрепления национальных институтов для обеспечения преемственности результатов реализации проектов в сфере СМР в долгосрочной перспективе.

Корпоративная социальная ответственность. Другим направлением участия бизнеса в СМР может стать реализация проектов в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО). Бизнес рассматривает реализацию программ в сфере КСО в качестве одного из инструментов снижения социальных рисков, а также сохранения лояльности существующих и потенциальных клиентов в развивающихся странах.

Государственный сектор связывает программы корпоративной социальной ответственности бизнеса со снижением экологических и социальных рисков (на этом также делают акцент многосторонние и двусторонние доноры). В связи с этим деятельность бизнеса и доноров в странах, принимающих помощь, часто пересекается именно по линии КСО.

В международной практике реализация практик КСО в развивающихся странах, в первую очередь, связана с имплементацией бизнесом ряда международных принципов, регулирующих социально-ответственное финансирование. Прежде всего, речь идет о принципах, рекомендованных международными банками развития – Всемирным банком (МФК и МБРР)

В практике отечественного бизнеса вопросам социально-ответственного финансирования уделяется наименьшее внимание. Это связано как с отсутствием массовой культуры реализации таких практик и несовершенством национального регулирования программ КСО и социально-ответственного инвестирования, так и со слабой представленностью российского бизнеса на рынках развивающихся стран.

Для преодоления сложившихся барьеров российским компаниям необходимо расширить сотрудничество с НКО, которые владеют более полной информацией о проблемах населения беднейших стран. Деятельность российских и зарубежных НКО способна усилить программы в сфере КСО коммерческих компаний.

Инвестиционным институтам необходимо диверсифицировать портфели инвестиций с расширением сегмента микрокредитования в развивающихся странах. Такая практика часто снижает финансовую нагрузку международного бизнеса в части, касающейся реализации программ в сфере КСО, поскольку получателем микрокредитов оказывается мелкий бизнес, деятельность которого связана с решением социальных и экологических проблем на местном уровне.

Российский бизнес за рубежом

Начиная с 2000-х годов российский бизнес вошел в число крупнейших экспортеров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [1]. За последние семь лет глобальный рынок ПИИ сократился почти вдвое по сравнению с докризисным уровнем в 1,9 трлн долл. и составил 1 трлн долл.

Тем не менее с 2009 г. Российская Федерация стала чистым экспортером прямых иностранных инвестиций и заняла восьмое место в списке крупнейших мировых экспортеров ПИИ [1]. В 2022 г. объем экспортированных Россией ПИИ превысил 51 млрд долл., в то время как приток ПИИ в российскую экономику составил 18,6 млрд долл.

Основными направлениями оттока ПИИ стали Кипр (34,1%), Нидерланды (14,7%), Сент-Китс и Невис (6,8%), Британские Виргинские острова (6,3%), Швейцария (5,8%), Беларусь (4,8%), США (2,5%) и Великобритания (1,8%). Ключевыми получателями российских ПИИ являются офшорные страны и территории, которые предоставляют транзитную платформу для дальнейшего движения капитала в другие страны.

Зарубежные активы крупнейших российских компаний сконцентрированы в государствах ЕС (46%) и СНГ (22%), США и Канаде (19%), причем преимущественно в добывающем секторе экономики. Среди ведущих экспортеров ПИИ – компании «ЛУКОЙЛ» (23%), «Газпром» (19%) и «Норильский никель» (15%) [7] (см. табл. 1).

Таблица 1.Российские компании по объему активов за рубежом (2022 г.)

Российская компанияЗарубежные активы, млн долл.Иностранное государствоОбъем инвестиций из России, накопленных за рубежом, млн долл.
ЛУКОЙЛ20805Кипр29553
Газпром17236Швейцария8020
Норильский никель12843США7760
Евраз6221Великобритания5901
Северсталь5130Беларусь5901
РУСАЛ4533Люксембург4944
МТС3812Виргинские острова (Брит.)4820
Вымпелком3572Австрия1574
Новолипецкий металлургический комбинат1594Украина1461

Источник: Росстат, Московская школа управления «Сколково», собственные расчеты автора.

Российские компании недостаточно представлены на рынках развивающихся стран. Доля капитала российского бизнеса в беднейших государствах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии остается низкой. К примеру, этот показатель не превышает 8% в странах Тропической Африки и 1% в странах Ближнего Востока и Северной Африки [2].

На развивающихся и быстро растущих рынках российских инвесторов активно теснят конкуренты из США, Китая, Австралии. По данным ЮНКТАД, в 2022 г. 10 из 20 крупнейших стран-получателей ПИИ относились к развивающимся экономикам [3]. Увеличение объемов ПИИ связано, в первую очередь, с быстрым экономическим ростом государств Азии, Латинской Америки, Африки.

Латинская Америка традиционно воспринималась российским бизнесом как достаточно удаленная территория с высокими институциональными и коммерческими рисками. Именно этим во многом объясняется относительно невысокий уровень российских активов и проектов в регионе.

Тем не менее в посткризисный период обозначился интерес российских компаний к бразильским рынкам нефти и металлургии. Объем инвестиций в эти секторы составил: «Мечел» – 200 млн долл., «Северсталь» – 49 млн долл., «ТНК BP» – 1 млрд долл. [3]

Что касается Африки, работающие здесь российские компании («РУСАЛ», «Ренова», «ЛУКОЙЛ» и др.) сталкиваются с операционными и институциональными проблемами. В то же время российский бизнес активно расширяет свое присутствие в добывающей промышленности.

Интеграция российского бизнеса в систему мирохозяйственных отношений связана с его более интенсивным участием в цепочках формирования стоимости, что, в свою очередь, предполагает расширение производства и на рынках развивающихся стран в зависимости от наличия дефицитных факторов производства.

Тем не менее политические риски, неэффективная система предоставления государственной поддержки экспортерам капитала, в которой центр тяжести смещен в сторону компаний с участием государства в акционерном капитале, значительно усложняют задачу расширения присутствия отечественного бизнеса на рынках этих стран.

Оцените статью
Бизнес Болика