ФАС России

ФАС России Инвестиции

Статья 2. основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;(в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 409-ФЗ)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 19.07.2022 N 248-ФЗ)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.(в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 409-ФЗ)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков: (в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица; (в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;(в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица. (в ред. Федерального закона от 31.05.2022 N 122-ФЗ)

Статья 21. создание, открытие на территории российской федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц(в ред. федерального закона от 05.05.2022 n 106-фз)

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения (далее — деятельность в области гражданской авиации), на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.

Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, а также об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

3. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

За осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Про бизнес:  Лизинг как форма финансирования капитальных вложений -

4. Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) приостанавливается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если этим иностранным юридическим лицом не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Принятие решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если этим иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации (принятия решения об аккредитации), внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации (далее — решение о приостановлении), но не более чем на пятнадцать рабочих дней.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Решение о приостановлении принимается в пределах срока, предусмотренного соответственно для осуществления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации. При этом течение указанного срока прерывается.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

В решении о приостановлении должны быть указаны непредставленные документы, необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации, либо представленные документы, не соответствующие утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, в качестве основания, по которому принято решение о приостановлении, и предельный срок, до окончания которого иностранному юридическому лицу или иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области гражданской авиации, необходимо представить недостающие или надлежащим образом оформленные документы для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

5. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

неустранение в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

документы для аккредитации представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации прекращено действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

если руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

ввиду отсутствия полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

наличие у иностранного юридического лица или иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на первое число месяца, в котором подано заявление об аккредитации, недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в совокупности превышающих 3 тыс. рублей (с учетом имеющихся излишне уплаченных сумм по таким обязательным платежам), с учетом имеющихся у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений об их погашении на дату получения заявления об аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

5.1. Отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, установленных абзацами вторым, четвертым, восьмым пункта 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется при наличии основания, установленного абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, установленном главой 2.

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) либо его филиала или представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, либо его представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:

филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;

вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций, филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих филиалов и представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

Про бизнес:  Что такое ВВП? Показатели экономического роста

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий, а также в Центральный банк Российской Федерации в отношении филиалов иностранных страховых организаций.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.

Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения соответствующей записи в реестр документ о внесении такой записи, документ о постановке на учет в налоговом органе в отношении аккредитованного филиала иностранной страховой организации направляются (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в Центральный банк Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 97-ФЗ)

Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 97-ФЗ)

Фас россии

О российском бизнес-климате, законодательстве и маркетинговых задачах, которые сегодня необходимо решать в целях привлечения иностранных инвестиций, в эксклюзивном интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказал Андрей ЦЫГАНОВ, заместитель руководителя ФАС России.

– Насколько, по-вашему, Россия сегодня привлекательна для инвесторов из-за рубежа?

– Россия очень привлекательна для иностранных и российских инвесторов, поскольку у российской экономики колоссальный потенциал: богатейшие недра, разнообразие климатических зон, выход к крупнейшим транснациональным глобальным транспортным цепочкам по всем сторонам света и, конечно, такой важный ресурс, как наличие квалифицированных кадров. Кроме того, Россия – это большой по объему рынок: 150 млн потребителей в нашей стране и около 200 млн с учетом стран ближнего зарубежья.

За последние 20 лет реформ созданы все институциональные и правовые условия для комфортного и безопасного инвестирования в нашу экономику. В России есть развитая правовая база, устоявшееся законодательство. В мировых рейтингах защиты прав собственности и защиты инвестиций мы занимаем достойное место. По показателям Doing Business Россия поднимается ежегодно на несколько позиций и сегодня, например, имеет лучший показатель среди стран БРИКС.

Более того, до настоящего времени некоторые ресурсы России недооценены, например, земля, производственные ресурсы, рабочая сила. Очевидно, что при умелом инвестировании эта ситуация создает потенциальную возможность для получения дополнительной прибыли.

– В какие еще отрасли, кроме топливно-энергетического комплекса, Россия может и должна привлекать зарубежных инвесторов?

– Природные ресурсы ограничены и поэтому уникальны и особенно ценны, отсюда их первоочередная привлекательность. Речь не только о нефти и газе. Где еще есть, например, столько земельных запасов, находящихся в благоприятных природно-климатических условиях как в России? Или такое разнообразие элементов таблицы Менделеева, как в российских недрах?

– В каких странах проявляется наибольший интерес к российскому рынку?

– Глобальный рынок инвестиций устроен так, что невозможно говорить о каких-то четких национальных или географических приоритетах. Национальная принадлежность там практически не работает.

Инвестиционные компании – это глобальные игроки, они вкладывают в разные страны и регионы и в разные отрасли. Это, как правило, пенсионные и страховые фонды, частные инвестиции и сбережения корпораций, банковские деньги. Ими управляют умелые менеджеры, которые исходят из вполне конкретного математического и прагматического принципа, решают, удобно или неудобно, рационально или нерационально вкладывать в конкретную экономику в конкретное время.

– Если вернуться к отраслям, топливно-энергетический и сырьевой рынок достаточно разработан? Какие новые возможности и предложения сейчас пытается генерировать российский рынок?

– Земля – это новый ресурс, до недавнего времени у нас и законодательное регулирование обращения земли как товара было достаточно сложным и несовершенным. Сейчас ситуация меняется.

Если говорить о промышленности, тут все очень точечно. Есть очень привлекательные объекты, есть такие, которые без серьезной подготовки не очень интересны. Надо понимать, что далеко не всегда иностранный или российский инвестор покупает российскую компанию для того, чтобы продолжить тот вид деятельности, которым она занимается. Было множество примеров приобретения предприятий, которые работали в Москве или Санкт-Петербурге в центре города, но инвестор приобретал их под снос и немедленно строил на их месте бизнес-центры, торговые комплексы или жилые дома. Также мы часто встречались с тем, что иностранные инвесторы покупали российский бизнес специально с целью уничтожения конкурента. Приобретали и закрывали или перепрофилировали, чтобы сохранить собственную позицию на рынке. Типичный пример еще из 1990-х – знаменитая фабрика швейных машин (еще дореволюционный «Зингер»), которая находилась в Подольске. Она была выкуплена и закрыта, а бренд просто перестал существовать.

– Как обстоят дела с инвестициями в сфере ОПК? Есть ли конкретные примеры успешных сделок в этой области?

– Оборонка – это очень привлекательное поле для зарубежных инвесторов. Есть успешные примеры инвестиций, если не в те предприятия, которые непосредственно производят конечный продукт, то в предприятия высокотехнологичных отраслей, выпускающие узлы, детали и комплектующие или изделия двойного назначения. В компаниях, работающих в сфере оптики, средств связи, электронных компонентов и материалов, довольно обширный круг иностранных акционеров, порой даже владельцев контрольного пакета.

Сделок, которые связаны с инвестициями непосредственно в сфере ОПК, с предприятиями, которые изготавливают конечное изделие, немного, но примеры есть. Вот Тверской вагоностроительный завод и Siemens. Сначала пакет акций завода приобрела компания Alstom, потом в большой международной сделке акции Alstom купила компания Siemens, включив в свой бизнес Тверской и Брянский вагоностроительные заводы. Это диверсифицированные предприятия, которые работают и на гражданку,

и на оборонку. Эта сделка недавно успешно прошла Правительственную комиссию по контролю иностранных инвестиций. Сделка с иностранным инвестором прошла и на Окской судоверфи, которая тоже работает, в том числе для спецнужд. Работающий на ОПК НИИ Стали тоже имеет иностранный капитал. Кировский шинный завод куплен компанией Pirelli. Этот перечень можно продолжать.

– Правительство поставило задачу диверсифицировать оборонные производства. Концерны, в свою очередь, сталкиваются с рядом проблем при решении этой задачи, в частности, с нехваткой средств, ведь для того чтобы освоить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, необходимы серьезные вложения в НИОКР и модернизацию. Как вы считаете, может привлечение зарубежных инвесторов в ОПК помочь в решении этих задач?

– Конечно. Причем именно в форме прямых инвестиций. Вы упомянули НИОКР, попробуйте найти какой-нибудь российский банк, который даст деньги под НИОКР. Вряд ли это возможно. Банки в современных российских условиях работают на более коротких деньгах, поэтому предприятия могут тратить на разработки только собственные средства.

На международном рынке ситуация примерно такая же – учитывая еще риски санкционной политики в своей собственной юрисдикции, мало кто из зарубежных банков пойдет на финансирование НИОКР российских предприятий, да еще и в оборонном секторе. Капитал в виде инвестиций путем покупки доли акций в российском предприятии гораздо более защищен, в том числе и от санкционного воздействия, что очевидно, исходя из норм как российского, так и международного права. Это более перспективная и безопасная модель взаимодействия.

– Однако там есть много нюансов, в том числе законодательство ограничительного характера. Что делается для того, чтобы инвесторы не боялись вкладываться в предприятия ОПК?

– У нас институционально в стране все хорошо, есть законодательство, опыт правоприменения, судебная практика, есть институты поддержки бизнеса, Фонд развития промышленности и Российский фонд прямых инвестиций. Основные проблемы не на макроуровне, а скорее на уровне самих предприятий.

Надо понимать, что иностранного инвестора нужно привлекать, умело, долго, вдумчиво, с применением международного стратегического маркетинга. Проекты, которые уже существуют, нужно уметь продавать и продвигать. Это та тема, которой хорошо и много лет занимается, например, «Рособоронэкспорт», может, у них стоит поучиться.

В ВТС мы умеем продавать конечную продукцию. Похожие схемы и навыки продаж нужно использовать и в привлечении инвестиций, создании совместных предприятий, организации совместных исследований.

– С Индией и ОАЭ давно уже ведутся переговоры о совместных разработках новейших истребителей, надо сказать, с переменным успехом. Видите ли вы в подобном подходе (совместных разработках) один из способов привлечения инвесторов? Чего не хватает российским предприятиям, чтобы активизировать бизнес-процессы?

– Умения продавать, владения классическими приемами международного маркетинга. На многих оборонных предприятиях его практически нет. Эта отрасль так устроена, у таких предприятий десятилетиями был один заказчик – государство. Сейчас есть возможность и необходимость работать не только на одного заказчика, диверсифицировать портфель заказов и список партнеров.

Важно отметить, что любой проект сначала нужно создать, чтобы потом можно было продать его хотя бы на полуготовом уровне. Лифт, который поднимал бы проект от сумасшедшей идеи стартапера или ученого до реализации хотя бы на уровне опытного образца, пока не очень работает.

Кроме того, нужно менять впечатление о России как о партнере в принципе. Это факт. Потому что даже в профессиональных кругах представление о России как об объекте инвестиций, о месте ведения бизнеса очень сильно недоформировано или сформировано неправильно. Россию в мире почти не знают.

Про бизнес:  Что такое диверсификация инвестиционного портфеля: агрессивный портфель и какой портфель считается оптимальным, что такое ребалансировка

– То есть мнение о России и, в частности, о деловом климате в нашей стране сформировано, можно сказать, на основе стихийных информационных потоков, домыслов, недоговоренностей. Что нужно делать, чтобы изменить эту ситуацию?

– Нужна пропаганда страны как пространства, где ученые занимаются исследовательской деятельностью, корпорации растут, производства работают, бизнес умножает капиталы, работники повышают квалификацию, государство заботится о деловом климате. Нужна пропаганда страны как страны бизнеса.

– Но ведь для этого созданы государственные проекты. В частности, Сколково и еще целый ряд фондов, единственная задача которых – поддержка инновационных стартапов. Что-то пошло не так?

– Бывает, что в этих проектах побеждает форма, а не содержание, когда кластеры, зоны, технопарки создают вокруг и внутри себя не работу, а «движуху». Поэтому, например, не так давно правительство приняло решение о закрытии нескольких проектов особых экономических зон. Но есть и очень удачные примеры.

– Может быть, еще есть недоверие молодежи к государственным институциям, поэтому молодые просто не идут со своими проектами к государству?

– Конечно, есть. Над имиджем государства надо работать не только за рубежом, но и внутри страны. Образ государства, с которым лучше не связываться, к сожалению, складывался десятилетиями, поэтому менять его очень сложно, но крайне необходимо.

– Как сделать инвестора довольным? Какие опасности или неожиданности могут возникнуть на его пути? Страдает ли репутация европейского инвестора при взаимодействии с Россией?

– Конечно, риски существуют. Во-первых – это глобальные экономические риски неправильного вложения средств, плохо просчитанных инвестиционных ожиданий. И политические риски тоже всегда есть. Это не специфически российские риски, а международные. Современная история показывает, что мира без санкций не бывает, мы еще с советских времен научились жить и работать в этой ситуации. И кстати, рискуют не только те, на кого эти санкции распространяются, но и те, кто их внедряет.

– Можно ли поставить вопрос таким образом: если мы будем активнее привлекать иностранных инвесторов, их приход на российский рынок станет более масштабным и повторяемым, расширится география бизнес-взаимодействия, то это станет и одним из факторов стабилизации и улучшения международных политических отношений?

– Разумеется, чем больше иностранных инвесторов, тем менее выгодно продолжать санкционную политику. Наращивание диалога и бизнес коммуникаций – это путь к стабилизации взаимоотношений на глобальном уровне. Привлечение иностранных инвестиций – не событие, а нормальная обыденная практика, постоянная работа. Важно отметить, что привлечение иностранных инвестиций – это не только деньги, но и расширение компетенций, как управленческих, так и технологических. Появление в совете директоров нового представителя западного топ менеджмента – это привлечение его профессионального опыта и заинтересованного желания сделать бизнес более успешным, быстрее вернуть вложенные средства. Интеграция любого российского бизнеса в систему связей глобальной экономики помогает ему расти и актуализироваться.

– В одном из интервью вы сказали, что за 10 лет применения закона («О порядке осуществления иностранных инвестиций…») поступило 516 ходатайств, из них 216 были одобрены Правительственной комиссией. Получается в среднем – 20 одобренных сделок в год. На первый взгляд, это не очень большая цифра для такой большой страны, как Россия. Почему? И почему отказывали?

– Двадцать одобренных сделок в среднем в год – это только то, что входит непосредственно в сферу применения федерального закона, то есть только те сделки, которые касаются вопросов обороны страны и безопасности государства. Во всех остальных случаях сделки вообще не требуют рассмотрения Правительственной комиссии. Из 516 сделок одобрено 216 – это не про отказы. Просто часто бизнес перестраховывается и подает документы для одобрения сделок, когда их не надо подавать на комиссию. Фактически за 10 лет было всего 14 отказов. Это около 5% от общего количества рассмотренных ходатайств.

– «Представляется неправильным, когда государственные органы своими актами ухудшают режим осуществления инвестиций, препятствуя тем самым формированию привлекательной инвестиционной среды». Это ваши слова, чтобы вы имели в виду?

– Я имел в виду проблему управленческую, даже скорее мировоззренческую. Есть мнение, что чиновник должен быть с большим кулаком, громким голосом и гневным взглядом. Это такой, казалось бы, стереотипный, анекдотический образ начальника из журнала «Крокодил», который появился из реальной жизни, к сожалению. И этот образ надо менять, потому что криком и хамством не добиться никаких результатов.

Каким образом подобное недальновидное поведение проявляется в правовой плоскости? Это, например, акт, которым какой-нибудь местный начальник закрывает свободное движение продукции в свою область для товаров из соседней. Подобные меры не просто ограничивают конкуренцию, а буквально ломают бизнес-среду.

То же можно сказать о произвольном изменении налоговых режимов, о раздаче «любимчикам» неоправданных льгот на основе непонятных принципов. Мы ежегодно рассматриваем по несколько тысяч дел о нарушении антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и принимаем меры, чтобы предпринимательство свободно развивалось, инвесторы приходили, бизнес жил лучше, конкуренция не ограничивалась.

Вторая проблема – это определенная нестабильность. На что сетуют иностранные инвесторы? Они говорят, что неважно, какой в стране налоговый режим. Когда привлекательна страна и отрасль инвестирования, они готовы хоть 50% налогов платить, только бы правила не меняли каждый год. Сделайте так, чтобы мы могли стоить планы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, понимать, что нас ждет, – вот основной посыл любого вдумчивого бизнесмена разумному законодателю.

– После внесения в 2022 году изменений в закон №160-ФЗ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, могут быть вынесены на рассмотрение Правительственной комиссии в соответствии с процедурой, предусмотренной законом № 57-ФЗ. Постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 430 и 431 от 09.04.2022 г. была нормативно закреплена процедура реализации вышеуказанной нормы. В чем суть этих Постановлений?

– Закон №57-ФЗ содержит перечень видов деятельности и отраслей, которые относятся к стратегическим. Понятно, что любой перечень несовершенен. Возникают пограничные ситуации, когда понятно, что какая-то сделка с высокой вероятностью может причинить ущерб обороне страны и безопасности государства в силу конкретных ее особенностей, а в перечень она не вполне вписывается. У нас возникло несколько таких прецедентных случаев, на основе их анализа и были подготовлены поправки в закон. Постановлениями Правительства регламентируется сам процесс вынесения сделки на Правительственную комиссию. Они связаны с процедурой внесения сделки на рассмотрение комиссии и порядком подготовки и принятия решения по этому вопросу.

– Каким образом информация о предстоящей сделке доходит до сведения председателя Правительственной комиссии? Если вид деятельности предприятия не обозначен в перечне, как становится известно о предстоящей сделке с иностранным инвестором?

– Все сделки, соответствующие определенным критериям, попадают в ФАС России, поскольку мы их проверяем в первую очередь исходя из исполнения закона о конкуренции, чтобы крупные слияния и поглощения, причем не только в стратегических отраслях, не приводили к усилению доминирующего положения на рынке и ограничению конкуренции.

К нам ежегодно приходит несколько тысяч сделок, мы их внимательно анализируем, исходя из наших внутренних регламентов, в том числе проверяем, чтобы не было угрозы обороноспособности страны и безопасности государства. Наш сигнал может стать основанием для вынесения сделки на рассмотрение Правительственной комиссией. Мы предупреждаем в первую очередь предприятие, чтобы они были в курсе статуса предстоящей сделки.

– Какие задачи Правительство Российской Федерации ставит перед управлением ФАС России, возглавляемым вами?

– Президент поставил задачу увеличить долю инвестиций от 15 до 25% (не только иностранных, любых). Иностранные инвестиции, безусловно, наиболее выгодны, часто сопряжены с новыми компетенциями, знаниями, опытом продвижения товаров, с выходом на новые рынки. Несмотря на то, что вроде бы закон №57-ФЗ носит ограничительный характер, он направлен не на ограничение, а на привлечение иностранных инвестиций и одновременно на анализ и локализацию возможных угроз. Поэтому у нас, по статистике, более 200 случаев положительных решений по поводу привлечения иностранных инвестиций, около 200 случаев, когда компаниям и не надо было приходить на Правительственную комиссию, и всего менее 20 случаев, когда была выявлена угроза.

– Какие мероприятия проводятся ФАС России с целью привлечения иностранных инвесторов в Россию, возможно, именно в рамках помощи предприятиям?

– Знание – сила. Мы стараемся доносить знание законодательства в сфере иностранных инвестиций и до российских предпринимателей, и до иностранных инвесторов. Пропаганда и агитация работают.

– С чего надо начинать, чтобы наращивать инвестиции?

– И у нас, и за пределами нашей страны необходимо просвещение. Важно донести до участников рынка особенности инвестиционного законодательства, чтобы компании понимали, с чего надо начинать, к чему быть готовыми, что такое российский бизнес-климат. За границей много, кстати, людей, которые не просто не знают этого, но, хуже того, постоянно выдумывают какие-то сказки. До сих пор иногда представления о России бывают на уровне, что у нас тут казаки с медведями ходят по улицам и бесконечно пьют водку, а иноземцев обирают до нитки или сажают в тюрьму. Осведомленность о нашей стране в принципе очень обрывочна, а знания о ней как об объекте ведения бизнеса вообще туманны.

– Петербургский Международный экономический форум – 2022 прошел очень масштабно и успешно, с участием внушительного числа иностранных делегаций. Но там обсуждаются глобальные вопросы бизнеса, актуальные вопросы макроэкономики, вопросы будущего. На подобных мероприятиях очень высокий уровень дискуссии, в принципе для тех, кто все понимает. Может быть, надо спуститься на более средний, не философский, а прикладной уровень?

– Мы сейчас завершаем работу над постатейными комментариями по российскому инвестиционному законодательству. Создается этот проект при помощи юристов, у которых существует обширная практика работы с иностранными инвесторами. Это и международные, и российские юридические фирмы. Они – наши партнеры в этом проекте. После того как будут готовы эти комментарии, мы планируем собрать иностранных и российских юристов и предпринимателей, работников дипломатических представительств на специальной конференции. Это важный шаг. Необходимо общение как с российским, так и с иностранным бизнесом.

Справка

Законом №57-ФЗ предусмотрены ограничения для иностранных инвесторов при участии в капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, заключающиеся в предварительном согласовании сделок Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. На сегодняшний день насчитывается 47 стратегических видов деятельности (ядерная и атомная сферы, военно-промышленный комплекс, космическая отрасль, субъекты естественных монополий, недропользователи и т.д.).

Частные инвесторы согласуют установление контроля над «стратегами». Инвесторы, находящиеся под контролем иностранных государств, а также инвесторы, не раскрывающие информацию о своих бенефициарах и контролирующих лицах, не вправе устанавливать контроль над стратегическими хозяйственными обществами и согласуют возможность блокировать решения органов управления «стратегов». Кроме того, подлежит согласованию приобретение имущества стратегических обществ, стоимость которого составляет 25% и более от балансовой стоимости активов.

Особые пороговые значения участия иностранных инвесторов в капитале установлены для хозяйствующих субъектов-недропользователей. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Примеры иностранных инвестиций в российские диверсифицированные производства

– Приобретение компанией Siemens AG (ФРГ) прав, позволяющих определять решения органов управления ОАО «Тверской вагоностроительный завод»,

АО УК «Брянский машиностроительный завод», АО ХК «Коломенский завод» (2022);

– Приобретение компанией Palfinger CIS GmbH (Австрийская Республика) 60% долей ООО «ВЕЛМАШ-Сервис» (2022);

– Приобретение АО «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары» (Республика Казахстан) 33,3% акций ЗАО «Международная космическая корпорация «Космотрас» (2022);

– Приобретение компанией Zartel Limited (Республика Кипр) 73,5% ОАО «Нижнекамскшина» (2022);

– Приобретение компанией «SUBUR Finance Luxembourg S.a.r.l.» 100% акций ОАО «Ярославский шинный завод» (2022);

– Приобретение ООО «Компания корпоративного управления «Концерн тракторные заводы» 100% акций ОАО «Научно-исследовательский институт стали» (2022);

– Установление компанией Vаsial Trading Limited (Республика Кипр) контроля над ОАО «Промсинтез».

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

2022, август, № 4 (51)

Оцените статью
Бизнес Болика