Типовые задания для подготовки к экзамену задание
Типовые задания для подготовки к экзамену
Задание 1 на утечки и инъекции Определить параметры утечек из потока «доходы-расходы» и инъекций, вливающихся в поток «доходы-расходы» , если имеется следующая информация о состоянии открытой экономики в условных денежных единицах: инвестиции- 250 сбережения домашних хозяйств — 600 государственные расходы — 220 налоговые платежи домашних хозяйств — 90 расходы домашних хозяйств на приобретение импортных товаров — 210 доходы предпринимателей от экспорта — 310 n
Решение задания 1 n n К утечкам из потока «доходы-расходы» относятся сбережения домашних хозяйств, налоговые платежи домашних хозяйств и расходы домашних хозяйств на приобретение импортных товаров (600 90 210 =900). К инъекциям, вливающимся в поток «доходы-расходы» , относятся инвестиции, государственные расходы и доходы предпринимателей от экспорта (250 220 310= 780).
Задание 2 на ВВП по добавленной стоимости n Фермер, выращивает пшеницу, которую продает мельнику за 100 ден. ед. Мельник, перемалывает пшеницу в муку, которую продает пекарю за 150 ден. ед. Пекарь выпекает из муки хлеб, который продает потребителям за 180 ден. ед. Потребители съедают этот хлеб. На сколько увеличится ВВП в результате этих совокупных действий?
Решение задания 2 В результате этих действий ВВП увеличится на: 100 (150 -100) (180 -150) =180 ден. ед n
Задание 3 на взаимосвязь макроэкономических показателей Известны следующие показатели национальной экономики (в ден. ед. ): ВВП – 450 объем валовых инвестиций — 80 объем чистых инвестиций — 30 государственные закупки -80 Определить ЧВП n
Решение задания 3 n n n ЧВП отличается от ВВП на величину потребления основного капитала. На эту же величину разнятся валовые и чистые инвестиции. Величину потребления основного капитала: 80 -30= 50. ЧВП = 450 -50=400
Задание 4 на дефлятор ВВП n Определить параметры дефлятора ВВП, если номинальный ВВП в текущем году составил 12000 усл. ден. ед, а реальный ВВП в ценах базисного года составил 10000 усл. ден. ед.
Решение задания 4 Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП/Реальный ВВП = = 12000/10000 = 1, 2 n
3 адание 5 на среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережению n Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны составил 200 ден. ед. , а величина потребительских расходов — 160. Определите среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережениям склонность к потреблению.
Решение задания 5 n n Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение размеров потребления к размеру дохода: АРС = С /Y = 160/200 =0, 8; Средняя склонность к сбережению АРS = 1 — АРС =1 -0, 8 = 0, 2
Задание 6 на предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению n Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны увеличился с 800 до 900 ден. ед. При этом потребительские расходы населения выросли с 750 до 840 ден. ед. Определите предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению
Решение задания 6 n n Предельная склонность к потреблению (МРС) – это отношение изменения в потреблении к вызвавшему его изменению дохода: МРС = ∆С /∆Y = 840 -750/900 -800 = 90/100 =0, 9 Предельная склонность к сбережению МРS= 1 — МРС= 10, 9=0, 1
Задание 7 на функцию потребления n Функция потребления имеет вид С =170 0, 6 Y. Определите предельную и среднюю склонность к потреблению(АРС) при уровне дохода Y = 1000.
Решение задания 7 n n Коэффициент 0, 6 определяет предельную склонность к потреблению (МРС=0, 6). Средняя склонность к потреблению- это отношение размеров потребления к размеру дохода: АРС= С/Y. Отсюда АРС= 170 0, 6 1000/1000 = 770/1000= 0, 77
Задание 8 на функцию сбережений n Функция сбережения имеет вид S = -150 0, 5 Y. Определите величину автономного (независимого от текущего дохода) автономного потребления.
Решение задания 8 n Коэффициент 150 определяет автономные сбережения со знаком «минус» и автономное потребление со знаком «плюс» .
Задание 9 на мультипликативные эффекты n Определите предельную склонность к сбережению (МРS) и мультипликатор (m), если произошло пятикратное по сравнению с первоначальными государственными инвестициями увеличение дохода.
Решение задания 9 n n Мультипликатор инвестиций – это коэффициент, на который нужно помножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода. Произошло пятикратное по сравнению с первоначальными государственными инвестициями увеличение дохода и мультипликатор равен 5. Общая формула мультипликатора имеет вид: m = 1/МРS =1/1 — МРС. Из данной формулы следует, что 5 = 1/ МРS, откуда МРS= 1/5= 0, 2
Задание 10 на мультипликативные эффекты n Определите, на какую величину нужно увеличить инвестиции (в млн. руб. ), чтобы ВВП увеличился на 40 мнл. руб. , если предельная склонность к потреблению равна 0, 5.
Решение задания 10 Зная, что мультипликатор инвестиций m =1/1 -МРС = ∆Y/ ∆I , находим m = 1/1 -0, 5 = 2. Мультипликатор может быть представлен следующим образом: m = ∆Y/ ∆I. Откуда: 2 = ∆Y/ ∆I; 2 = 40/ ∆ I; ∆ I = 20 мнл. руб. n
Задание 11 на макроэкономическую динамику n Денежная масса в экономике страны А в начале года составляла 172. ден. ед. , скорость обращения в рассматриваемом периоде не менялась и была равна 0, 8. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1, 5 раза, Определите величину роста (спада) экономики в процентах.
Решение задания 11 Решение: 150% n
Задание 12 на реальный доход n Как изменится реальный доход, если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%?
Решение задания 12 n Снизится на 2%
Задание 13 на уровень безработицы Известно, что структурный состав населения страны характеризуется следующими данными (в млн. чел. ): общая численность населения – 208 численность нетрудоспособного населения – 63 численность трудоспособных, но не желающих работать – 15 численность трудоспособных, желающих работать, но не имеющих работы -10 численность занятых в процессе производства – 120 Определить уровень безработицы. n
Решение задания 13 n Уровень безработицы = безработные/занятые и безработные = 10/120 10= 8%.
Задание 14 на последствия безработицы n С помощью закона Оукена определите объем недопроизводства ВВП, если известно, что реальный ВВП равен 750 млрд. руб. Реальная безработица в стране 7, 5 %, а естественный уровень безработицы 4, 5%.
Решение задания 14 n n Превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВНП ) на 2 %. При уровне реальной безработицы в 7, 5% и ее естественном уровне в 4, 5% недополученный объем ВВП составит (7, 5 — 4, 5) х 2, 0 = 6, 0 %. Объем недопроизводства ВВП составляет 6, 0% или 45 млрд. руб.
Задание 15 на состояние государственного бюджета Известны следующие показатели национальной экономики (в ден. ед. ): ВВП – 500 чистые инвестиции частного сектор – 75 государственные закупки -80 потребление домашних хозяйств -250 поступление в государственный бюджет прямых налогов – 30 поступление в государственный бюджет косвенных налогов – 20 субсидии предпринимателям -25 Определить состояние государственного бюджета n
Решение задания 15 n n Состояние государственного бюджета характеризуется разностью между государственными расходами и поступлениями в бюджет: (80 25)- (30 20) = 55 Государственные расходы превышают бюджетные доходы, что указывает на дефицит государственного бюджета.
Задание 16 на денежный (кредитный) мультипликатор n Определите значение денежного (кредитного) мультипликатора, если известно, что денежная масса (MS) составляет 5000 у. е, денежная база (МВ) определяется 1000 у. е. , а норма обязательных резервов коммерческих банков (rr) составляет 5, 0%.
Решение задания 16 Значение денежного (кредитного) мультипликатора: m = MS /МВ = 5000/1000 = 5. n
Задание 17 на банковский (депозитный) мультипликатор n Определите значение банковского мультипликатора, если известно, что норма обязательных резервов коммерческих банков (rr) составляет 5, 0% и 2/3 денежной массы определяют депозиты.
Решение задания 17 n Значение банковского мультипликатора: m = 1/ rr = 1/0, 05 = 20
Задание 18 на воздействие стимулирующей бюджетноналоговой политики на равновесие n Предположим, что функционирование национальной экономике представлено следующей моделью IS-LM, где IS 0 описывается уравнением i=10 — 2 Y , IS 1 описывается уравнением i=12 — 2 Y и LM 0 описывается уравнением i= 2 0, 5 Y. Постройте графики IS и, LM и определите масштабы эффекта вытеснения (значительнее или незначительные) в модели IS-LM.
Задание 19 на абсолютные преимущества во внешней торговле n Производство товаров Х и У в единицу времени в странах А и Б составляет: Страны Продукт А В Х, кг, в час 10 1 У, шт. ва час 1 6 Оцените, в производстве какого товара страна А имеет абсолютное преимущество? В производстве какого товара страна Б имеет абсолютное преимущество? Почему?
Решение задания 19 n Из условия задачи видно, что страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара Х, так как производительность труда в производстве данного товара здесь выше (10 кг. /час), чем в стране Б (1 кг/час). Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве товара У, так как производительность труда в производстве данного товара здесь свыше ( 6 шт. /час), чем в стране А ( 1 шт. /час).
Задание 20 на сравнительные преимущества во внешней торговле n Ниже представлена таблица производственных возможностей страны Х и У по выпуску автомобилей и риса: Страны Продукт Х У Автомобили, млн. шт. 10 20 Рис, млн. т 15
Решение задания 20 Страна Х: относительная цена автомобиля = 1, 5 т. риса (15: 10), а относительная цена риса = 0, 7 автомобиля (10 : 15). n Страна У: относительная цена автомобиля = 1, 3 т риса (20: 15) а относительная цена риса = 0, 75 автомобиля (15 : 20). n Специализация страны целесообразна на товаре, относительная цена которого в данной стране ниже, чем в другой стране. Таким образом, страна Х специализируется на производстве риса, а страна У – на производстве автомобилей. n
Задание 21 на платежный баланс Базируясь на данных платежного баланса (все цифры в млрд. долл. ), рассчитайте величину сальдо счета движения капитала: товарный экспорт 40 товарный импорт — 30 экспорт услуг 15 импорт услуг -10 чистые доходы от инвестиций -5 чистые денежные переводы 10 приток капитала 10 отток капитала -40 официальные резервы 10 n
Решение задания 21 Счет текущих операций состоит из статей Товарный экспорт ( 40) , Товарный импорт (-30), Экспорт услуг ( 15), Импорт услуг (-10) Чистые доходы от инвестиций ( -5), Чистые денежные переводы ( 10). Сальдо счета текущих операций равно : 40 -30 15 -10 -5 10 = 20 млрд. долл. n
Задание 22 на платежный баланс Базируясь на данных платежного баланса (все цифры в млрд. долл. ), рассчитайте величину сальдо счета движения капитала: товарный экспорт 40 товарный импорт — 30 экспорт услуг 15 импорт услуг -10 чистые доходы от инвестиций -5 чистые денежные переводы 10 приток капитала 10 отток капитала -40 официальные резервы 10 n
Решение задания 22 Счет движения капитала состоит из статей Приток капитала ( 10) и Отток капитала (-40). Сальдо счета движения капитала составит 10 -40= -30 млрд. долл. n
Задание 23 на платежный баланс По приведенному ниже перечню внешнеэкономических операций страна А составьте платежный баланс: покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм — 70 ден. ед. ; импорт товаров и услуг в страну А – 115 ден. ед. ; экспорт товаров и услуг из страна А -135 ден. ; денежные переводы от фирм в страну А – 50 ден. ед. ; продажа ценных бумаг страны А иностранцам — 75 ден. ед. ; импорт золота в страну А — 75 ден. ед. n
Решение задания 23 Статья Дебет Кредит Импорт 115 Экспорт 135 Покупка ценных бумаг 70 Продажа ценных бумаг 75 Денежные переводы 50 Импорт золота 75 Итого 260 n
Задание 24 на валютный курс Предположим, что существует система золотого стандарта. Доллар США имеет фиксированное золотое содержание при цене 20, 67 долл. за унцию, а британский фунт стерлингов – 4, 25 ф. ст. за 1 унцию золота. Каков обменный курс доллара на фунт стерлингов? Что выгоднее при обменном курсе 6 долл. за 1 фунт стерлингов, имея 85 фунтов стерлингов, купить золото в Великобритании или конвертировать фунты в доллары и купить золото в США? n
Решение задания 24 n n Курс доллара = 20, 67 : 4, 25 = 4, 86 долл. за 1 фунт стерлингов (за 1 фунт стерлингов можно купить 4, 86 долл. ). 85 ф. ст. : 4, 25 = 20 унций золота; 85 ф. ст. х 6 = 510 долл. ; 510 : 20, 67 = 24, 67 унций золота (выгоднее купить золото в США, конвертировав фунты в доллары).
Задание 25 на реальный валютный курс n Два одинаковых по своим качествам товара – российский и американский – стоят соответственно 300 тыс. руб. и 20 тыс. дол. номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. / 1 дол. Каким при этом будет реальный обменный курс?
Решение задания 25 n Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте: 300 тыс. руб. : 480 тыс. руб. = 0, 6 (поскольку 1 долл. = 24 руб. то 20 тыс. долл. = 480 тыс. руб. ).
Задание 26. на паритет покупательной способности n В потребительскую корзину входят продукты А, Б и С в количестве 5, 25 и 40 единиц при следующих ценах: Продукты Цена А Б С В долларах 3 1 0, 5 В рублях 45 25 15 Рассчитайте паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.
Решение задания 26 n n ППС это соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров в форме потребительской корзины. Для этого необходимо рассчитать наборы товаров в заданных количествах с ценами в рублях и долларах. Потребительская корзина в долларах: 3 х 5 1 х 25 0, 5 х 40 = 60 долл. Потребительская корзина в рублях: 45 х 5 25 х 25 15 х 40 = 1450 руб. Паритет покупательной способности (ППС) доллара к рублю = 1450 : 60 = 24, 2 рубля.
Задание 27. на паритет покупательной способности Допустим, что цена потребительской корзины страны А составляет 136 швейцарских франков, этот же показатель в стране Б равен 100 долл. Определите , что произойдет с обменным курсом доллара, если в стране А в два раза возрастут товарные цены, а в экономике страны Б положение останется прежним? n
Решение задания 27. Соотношение курсов валют определяется путем сопоставления валютных курсов каждой из стран (цены национальных денежных единиц): 100 долл. = 136 франков. Цена 1 доллара страны Б равна 1, 36 франка страны А. С учетом роста цен на товары в стране А произойдут следующие изменения: 136 франков х 2 = 272 франка (новая цена потребительской корзины в стране А); 272 франка = 100 долл. Цена 1 доллара страны Б удвоилась по сравнению с первоначальными условиями и будет равна 2, 72 франка. n