«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития» | Вести образования

«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития»  | Вести образования Инвестиции

«пеленочный детерминизм» и выученная беспомощность – синдромы ошибок воспитания

«Воспитание – это социальное страхование рисков детства».

Иногда педагог так старается защитить детей, с которыми работает, от опасностей и рисков окружающего мира, что напрочь лишает их самостоятельности, индивидуальности, а иногда и желаний.

Александр Асмолов рассказывает: «Есть такой термин – “пеленочный детерминизм”. Когда вас настолько спеленывают, что шаг в сторону рассматривается как побег, а прыжок на месте – как попытка улететь. Если ребенок с самого начала связан, он вырастает пассивным. Это один из рисков жесткого авторитарного воспитания».

Где-то рядом с пеленочным детерминизмом в списке ошибок воспитателя стоит гиперконтроль. «Каждый раз, когда мы говорим, что все должны сделать за ребенка, мы лишаем его индивидуальности и хотим навязать ему другую жизнь», – обращает внимание профессор.

Стасис Красаускас в иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Эра» воплощает образ, к которому стоит стремиться в воспитании: руки взрослых, из которых вырастает ребенок. Они не закрывают его от мира, не сжимают в кулак. Руки взрослых как бы обнимают ребенка, поддерживают его и придут на помощь в случае необходимости.

Вложения в человеский капитал. как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

Специально для https://vk.com/stepan_demura Инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех. Экономика государства и дошкольное образование не настолько далеки друг от друга, как могло бы показаться на первый взгляд. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. При этом наибольший эффект достигается при работе с детьми из семей в трудной социально-экономической ситуации.

Это известное исследование по сути перевернуло взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета. Более категоричные ученики Хекмана, которые изучали эластичность вложений в когнитивные и некогнитивные навыки детей, пришли к выводу, что инвестировать в то, насколько человек станет сообразительным в будущем, имеет смысл только до достижения ребенком 5-летнего возраста. Однако вкладываться в детей в расчете на то, что они вырастут самостоятельными в принятии решений, хорошими коллегами, ответственными и этичными работниками, можно всегда.

Говоря о цифрах, довольно любопытно изучить результаты исследований, которые в разное время проводились в США и Великобритании. Особый интерес представляют долгосрочные исследования, когда эффект от программ раннего детского развития прослеживается на сроках до 40 лет.

Такие программы показывают высокий уровень возврата вложенных средств (см. график 1). К примеру, программа дошкольного образования Перри наглядно демонстрирует, что каждый вложенный в ребенка доллар вернулся в шестнадцатикратном размере через 40 лет. Это позволяет сделать вывод о том, что подобные государственные инвестиции дают значимый и длительный эффект. В пересчете на доллары и рубли он включает в себя, в том числе, меньшую зависимость населения от социального обеспечения в будущем, более высокую занятость и заработную плату, высокие государственные доходы и пониженные расходы, а также снижение уровня преступности.

«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития»  | Вести образования

Дети и ВВП
Наиболее авторитетные тесты PISA, TIMSS, PIRLS в которых Россия участвует с 2000 года, подтверждают, что каждый дополнительный год дошкольного образования приносит дополнительные баллы школьникам 4-х и 8-х классов. Но по итогам этих тестов проводятся и экономические исследования. Так, например, в США посчитали, что если бы 75% школьников, баллы которых находятся в нижней части распределения, достигли бы результатов 25% самых успешных сверстников по математической и естественнонаучной грамотности PISA, то за 35 лет ВВП страны мог бы увеличиться на 10%.

Про бизнес:  Новые подходы к комплексному развитию территорий России: как будет работать механизм | Минстрой России

При этом простое выравнивание достижений школьников США со средними по ОЭСР значениями повысило бы ВВП страны на 1,7% за 35 лет. Поскольку дошкольное образование является предиктором высоких достижений — как когнитивных, так и некогнитивных, можно утверждать, что инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех.

Россия вкладывает достаточно высокую долю ВВП в дошкольное образование по сравнению со странами ОЭСР — в 2022 году она приближаясь к уровню в 1%. Отчасти это объясняется массовыми инвестициями в рамках капиталоемкой программы по реализации майских указов и наращиванием охвата от 3 до 7 лет.

Однако в последние годы вложения в образовательную систему в России, выраженные в доле ВВП, сокращаются. Так в 2022 году общие расходы на образование (и дошкольное, и школьное, и высшее) снизилась до 3,6%, в то время как страны ЕС вкладывали 4,9%, а США — более 6% ВВП. Снижение трат на российскую систему образования пропорционально сказалось и на вложениях в дошкольное образование.

«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития»  | Вести образования

С прицелом на будущее
Внимание к дошкольному образованию позволило международной общественности включить этот уровень образования в перечень целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Так, согласно задаче 4.2, к 2030 году страны ООН должны добиться, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественному дошкольному образованию и имели возможность подготовиться к начальной школе.

Россия, приняв новый закон об образовании и включив дошкольное образование в официальный перечень уровней образования, по сути, вошла в клуб стран с повышенным вниманием к детям раннего возраста и приняла обязательства по выполнению этой цели. Международным экспертам, в число которых входят и российские ученые, еще предстоит определиться с индикаторами этой цели, но сам факт ее постановки является важной вехой в развитии стран.

Таким образом, российская система образования сделала важнейший шаг в сторону укрепления самого эффективного и позитивного института развития человеческого капитала — дошкольного образования. Однако для повышения отдачи от системы дошкольного образования России еще многое предстоит достичь.

Одной из ключевых задач является дальнейшее развития системы, которое предполагает расширение ее охвата на детей возрастом от 0 до 3 лет, особенно на ребят из семей в трудном материальном положении. Системе дошкольного образования также необходимо решить проблему адаптации и интеграции детей из семей с неродным русским языком. Кроме того, требуются шаги по обеспечению полноценной инклюзии, чтобы доступ к образованию могли получить дети с инвалидностью и особенными возможностями здоровья. Все это требует повышенного внимания политиков – не только чиновников в сфере образования, но и представителей законодательной и исполнительной власти.

Источник

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Воспитываем не ребенка, а добродетели

«Стоит задать вопрос об образе любимого человека, и не надо избыточно-научных умозаключений. Ваше сердце подсказывает вам тот ансамбль добродетелей и достоинств, которые для вас ценны. Конструирование такого человека, общение с ним – это и есть счастье».

Когда взрослые пытаются представить, кого они хотят воспитать, получается «портрет идеального дошкольника XXI века» с определенной социальной, гражданской, патриотической позицией. Но стоит немного изменить угол зрения и спросить: «Какие добродетели и достоинства вы бы хотели видеть в любимом вами человеке – любимом друге, любимом ребенке?», на первый план выходят совершенно другие вещи. Личность описывают не установки, а ценностные черты и характеристики.

Про бизнес:  Изменения равновесного ВВП н мультипликатор - Энциклопедия по экономике

По этому направлению идет педагогика достоинства. Понятие ввел Александр Асмолов в общении с писателем Владимиром Тендряковым в конце 60-х годов.

Педагогика достоинства предполагает, что взрослый не транслирует детям готовые ответы и формулы адаптации к любым условиям жизни, а раскрывает добродетели, которые позволят выбирать из множества возможностей переменчивого мира.

Библия педагогики достоинства – книга педагога-гуманиста Януша Корчака «Как любить ребенка». Корчак понимает любовь именно как разрешение ребенку сделать выбор. «Человек делает выбор, а выбор делает человека, формирует личность», – заключает Александр Асмолов.

ФГОС дошкольного образования также подчеркивает важность уважения личности ребенка, его выборов. Кстати, откуда в нем эти идеи?

Какую образовательную программу вы больше любите?

Бывает, что педагоги грешат излишним дидактизмом: они выбирают программу, по которой работают, и четко придерживаются ее инструкций. Но основной принцип подбора программ в дошколке: «инвариативность ценностей при вариативности средств» – то есть любая методика нацелена на воспитание примерно одних и тех же качеств, ценностей и достоинств маленького человека.

Почему же тогда они разные? Александр Асмолов говорит: «Это не дети разные, а вы разные. В каждой программе есть то важное, что помогает открывать в человеке человеческое». Нужно стараться брать лучшее из каждого подхода, самое удачное для решения конкретных задач. Это поможет открыть новые грани профессии, выйти за рамки привычного процесса работы.

Черпать новые идеи, вдохновляться можно также, читая книги из списка, приведенного ниже. Он подобран Асмоловым как раз для педагогов, которые не останавливаются в профессиональном поиске.

Книги для тех, кому «больше всех надо»:

  • Януш Корчак. «Как любить ребенка»
  • Николай Поддьяков. «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты»
  • Владимир Тендряков. «Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства»
  • Мария Тендрякова. «Игровые миры»
  • Людмила Петрановская. «Всё-всё-всё о воспитании детей», «Тайная опора»
  • Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать», «Свобода от воспитания», «(Не)зачем (не) идти в школу»

Елена Головачева

От гадких лебедей к синей птице: дать ребенку счастье

«Детство – это, как бы сказали мы через призму Выготского, культурно-психологическая характеристика, в центре которой – ответственность за судьбу».

Образ гадкого утенка появляется в одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена. Асмолов называет сказку «гениальным произведением о драмах человеческого развития». Сюжет известен всем: маленького утенка не принимают сородичи и высмеивают обитатели птичьего двора, он проходит через множество испытаний, прежде чем выясняется, что он – прекрасный лебедь, который просто не знал о себе этого.

Отсылку к образу мы встречаем и в повести 1967 года «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. В ней мир изменился настолько, что дети ушли от собственных родителей, потому что их не слышали и не понимали. Распалась связь времен. Воспитателю под силу не допустить этого, потому что педагогика – наука о понимании между поколениями:

Александр Асмолов предлагает понимать воспитание как «очеловечивание человека», приобщение к идеалам, ценности и нормам достойного образа жизни через содействие и сопереживание, заботу о других людях и себе самом.

Любой «гадкий утенок» мечтает раскрыться. Ответственность взрослых за судьбу ребенка в том, чтобы помочь этому и тем самым привести ребенка к счастью.

Это уже история про «Синюю птицу» Метерлинка: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей», – поют главные герои. Асмолов уверен: «Важно сделать так, чтобы ребенок стал не просто сильным, не просто интеллектуальным, а чтобы у него было счастье».

Про бизнес:  Как начать инвестировать? Первые шаги | Тинькофф Инвестиции

Что же все-таки воспитывать и как, если желаешь ребенку счастья?

Рафаэль писал «прекрасную садовницу». совпадение? не думаем

«Сад – это самая уникальная метафора нашей жизни, которая, к сожалению, у нас затерта, спрятана, ей не учат ни в одном педагогическом институте. Нигде не дается сам образ сада».

Эту книгу никто не читает, когда говорят о дошкольном образовании. Ведь «Поэзия садов» Д.С. Лихачева была задумана как пособие по истории садово-парковых ансамблей и выращиванию садовых культур. Но «культура» здесь – ключевое слово. Священник и философ Павел Флоренский считал, что «культура есть среда, растящая и питающая личность».

«Меня как током ударило, когда я был в Эрмитаже, куда привезли “Прекрасную садовницу” Рафаэля Санти, – рассказывает профессор. – Те, кто был рядом со мной, спросили: вы что, остолбенели? Я сказал: “Вы что, не видите? Это же воспитатель детского сада!

”» Мадонна на картине предстает очень человечной. Это женщина, от которой идет тепло, доброта, отзывчивость и забота. «Если в вашей жизни наступит момент самоопределения, вот тот образ, к которому я хотел бы, чтобы вы всегда стремились», – говорит Асмолов.

В «Поэзии садов» Дмитрий Лихачев подчеркивает, что мастера садов искали сочетания редких соцветий. Так хороший педагог отталкивается от индивидуальности ребенка: раскрывает его качества, склонности, таланты.

«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития. Как только вы забываете, что неповторимы, и верите в принцип “незаменимых нет”, начинается омертвение души», – подчеркивает психолог.

У Хорхе Луи Борхеса в рассказе «Сад расходящихся тропок» сад дан как аллегория времени, в котором возможно бесконечное множество вариантов будущего. Ребенок волен выбрать любую тропку. Задача воспитателя – показать возможные направления, которые приведут ребенка к счастью.

Фгос дошкольного образования: при чем здесь руссо и гете?

«Ключевая миссия воспитания – это привести в действие дар каждого человека».

Установки ФГОС дошкольного образования включают в себя пункты про сохранение уникальности и самоценности личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей и т.д. Это читали все педагоги, но мало кто задумывался, откуда в государственном стандарте столько эмоциональных понятий и духа свободы.

А между тем эти идеи мы находим в «Общественном договоре» Жан-Жака Руссо: «Если бы каждый и мог совершить отчуждение от самого себя, то он не может этого сделать за своих детей; они рождаются людьми и свободными; их свобода принадлежит им, и никто кроме них не вправе ею распоряжаться.

Установки ФГОС не дидактические, не нравоучительные. Они лишь заостряют внимание на ключевой миссии воспитания, которую почти исчерпывающе сформулировал философ Мартин Бубер в труде «Путь человека»: «Каждый в мире сем неповторим и нов, и свойство свое должен довести до совершенства… Эта Единственность и Неповторимость как раз и есть то, что каждому поручено развить и привести в действие. Каждый таит в себе некий дар, которого нет у другого».

Эволюция в своей первооснове – это процесс движения к разнообразию, к уникальности. Обезличивание, по мнению Александра Асмолова, – это «обезрадование».

Подобная идея встречается и у Гете: «Великий закон, проходящий через всю жизнь, более того – являющийся основой жизни и всех ее радостей – закон востребованного разнообразия».

Для педагогов это значит, что нельзя и не нужно воспитывать усредненного «правильного человека». Нужно дать возможность ребенку стать самим собой. А излишняя опека и контроль могут привести даже к негативным последствиям.

Оцените статью
Бизнес Болика