Иностранные инвестиции. Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российские отрасли экономики, имеющие стратегическое значение

Иностранные инвестиции. Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российские отрасли экономики, имеющие стратегическое значение Инвестиции

Курсовая работа (теория): правовое регулирование иностранных инвестиций

Введение

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов, как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений.

Как заявил на заседании Совета по иностранным инвестициям Президент РФ В.В. Путин: «России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причем не просто капиталы, а так называемые «умные» инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест». Он призвал зарубежных инвесторов развивать бизнес в России и стать лидерами ее экономики, назвав страну «одним из ключевых рынков мира».

Иностранные инвестиции (особенно в российское производство) в любом случае благо для экономики. Этот процесс делает ее более открытой. Однако при привлечении иностранных инвестиций в коммерческие организации возникает целый ряд проблем, связанных с относительной новизной для российской правовой системы самих институтов инвестирования. В значительной мере эти проблемы связаны с пробелами в праве и неоднозначностью толкования норм действующего законодательства. На сложившуюся ситуацию следует обратить большее внимание в силу того, что по мере внедрения в современную российскую рыночную экономику сфера иностранного инвестирования становится более заметным и значимым полем деятельности для всех субъектов хозяйствования и даже для государства в целом.

Целью написания данной контрольной работы является исследование правовых основ регулирования инвестиционной деятельности иностранных лиц в России.

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

)исследовать содержание действующих международно-правовых и национально-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

)рассмотреть режим существующих государственных гарантий защиты инвестиций;

)выявить особенности допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности иностранными лицами на территории РФ.

Предметом исследования выступают правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

1.Правовое регулирование иностранных инвестиций

.1 Международные правовые акты об иностранных инвестициях

инвестиция иностранный правовой экономика

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам [1]. Поэтому рассмотрение источников правового регулирования иностранных инвестиций необходимо начать с международно-правовых документов.

Из международных конвенций наибольшую значимость для регулирования иностранных инвестиций имеют Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее — МИГА или Сеульская конвенция), в которой участвует Россия (ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г.), и Вашингтонская конвенция о разрешении споров 1965 г., подписанная, но не ратифицированная Россией. Кроме того, международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется рядом региональных международных договоров и двусторонних соглашений между государствами и государствами и международными организациями.

Вашингтонская конвенция была принята с целью защиты инвесторов (физических и юридических лиц) от «иммунитета» государства-реципиента (на территории которого находится объект инвестирования). Данная защита предусматривает изъятие инвестиционных споров из-под действия национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного, под эгидой Международного банка реконструкции и развития Международного центра по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID) [8, С. 291].

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств подписана Россией 16 июня 1993 года, но до настоящего времени не ратифицирована.

Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государства — реципиента инвестиций, однако наличие механизма международного примирения и арбитража является важной гарантией защиты иностранных инвестиций путем предоставления возможности независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и частным иностранным инвестором, что играет немаловажную роль в развитии иностранных инвестиций.

Сеульская конвенция принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих рисков (политических). Была учреждена межгосударственная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, — Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, — которая занимается страхованием инвесторов. Цель всех видов страхования заключается в стимулировании инвестиционной активности в менее развитых странах. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента [5, С. 201].

Агентство может гарантировать подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в результате одного или нескольких видов риска: перевод валюты, экспроприация или аналогичные меры, нарушение договора, война и гражданские беспорядки.

В 2022 году общее число членов МИГА составило 177 стран, в том числе индустриально-развитые государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия и т.д., а также развивающиеся государства, в числе которых Российская Федерация, Украина, Беларусь, Грузия, Бразилия, Китай, Индия, Корея и т.д.

Важная цель российской политики — продолжение сотрудничества и сохранение тесных связей экономического и социально-экономического характера с республиками, входившими в состав СССР. Для выполнения этой цели Российская Федерация участвовала в ряде региональных международных договоров СНГ. Один из них — Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в Ашхабаде 24 декабря 1993 г. В его положениях закреплены гарантии полной и безусловной правовой защиты инвестиций государством по месту инвестирования; запрет национализации и реквизиции, кроме исключительных, предусмотренных законами случаев и с выплатой инвесторам сторон быстрой, адекватной и эффективной компенсации; предоставление права инвесторам сторон на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам; гарантия инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов беспрепятственного перевода в государства — участники настоящего Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями [7, С. 165].

Другое соглашение в рамках СНГ, посвященное гарантиям инвестиций, — Конвенция о защите прав инвестора, заключенная в Москве 28 марта 1997 г. В Конвенции устанавливались такие важные принципы международной защиты инвестиций, как предоставление безусловной правовой защиты, обеспеченной настоящей Конвенцией, национальным законодательством сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются, гарантии защиты инвестиций от национализации, реквизиции (кроме стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным Законом (Конституцией) страны-реципиента), от решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора, предусмотрена выплата инвестору адекватной компенсации при национализации; выплата компенсации за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции.

Про бизнес:  Нетто-результат эксплуатации инвестиций - Международные отношения -

Однако Российская Федерация на основании распоряжений Президента РФ от 04.03.2002 г. №84-РП «О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» и от 16.04.2007 г. №166-РП «О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» прекратила применять данные Соглашения и отказалась быть их участником. В распоряжении №84-РП такое решение объясняется следующим: «Отношения РФ с другими государствами — участниками СНГ в этой области (т.е. инвестиционной деятельности) осуществляются на двусторонней основе». Положительная роль такого решения видится в том, что двустороннее регулирование является более гибким и позволяет полнее учитывать все специфические особенности отношений инвестора и реципиента инвестиций. В то же время инвестиционное сотрудничество можно было бы эффективно организовать на основе единого многостороннего акта СНГ в целях обеспечения гораздо большей стабильности и единообразия регулирования, который дополняли бы двусторонние соглашения по специальным вопросам.

Основная цель двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений состоит в обеспечении благоприятного режима в отношении капиталовложений, установления возможности беспрепятственного вывоза части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

В Соглашении России с Казахстаном предусматривается, прежде всего, обеспечение открытости и доступности законодательства, относящегося или затрагивающего инвестиции; недопущение экспроприации, национализации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации; гарантия беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с инвестициями после выполнения ими всех налоговых обязательств без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием той договаривающейся стороны, на чьей территории инвестиции осуществлены.

В Соглашении с Украиной присутствуют практически идентичные положения об обеспечении открытости и доступности законодательства, недопущении экспроприации или национализации, беспрепятственном переводе за границу платежей в связи с инвестициями.

Весьма схожие позиции есть и в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Японии.

Таким образом, в двусторонних соглашениях Российской Федерации о взаимном поощрении и защите капиталовложений с другими странами прослеживается явная закономерность применения некоторых общих гарантий инвестирования, связанных, в частности, с защитой от национализации и переводами платежей.

Другая форма стимулирования иностранных капиталовложений — соглашения об избежании двойного налогообложения, призванные разделить налоговую юрисдикцию. Такие соглашения заключены бывшим СССР и Россией со многими странами.

1.2 Нормативно-правовые акты РФ об иностранных инвестициях

Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Период конца 1990-х и начала 2000-х гг. в российской правовой системе действительно обозначил существенное и прогрессивное развитие инвестиционного законодательства. Этот этап для России охарактеризован либерализацией внешнеэкономической деятельности и активной ролью государства в осуществлении инвестиционной политики. Ярчайшим событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] и от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Закон №160-ФЗ наряду с закреплением национального режима содержит изъятия для иностранных инвесторов, связанные с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Определенные ограничения существуют в отношениях участия иностранных инвесторов в приватизации предприятий, имеющих социальное или оборонное значение для Российской Федерации, а также при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в приграничных территориях. Закон предусматривает перечень мер, обеспечивающих определенные гарантии капиталовложений иностранным инвесторам. К их числу относятся правовая защита деятельности иностранных инвесторов на территории России, возможность использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории нашей страны, компенсация при национализации и реквизиции имущества, защита от неблагоприятных для иностранного инвестора изменений законодательства Российской Федерации, возможность использования на территории России и перевода за ее пределы доходов и другие гарантии [6, С. 24].

Однако, несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Например, пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона 1995 г. «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты некоторые важные законопроекты (например, «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»). Нерешенным остался и вопрос создания правовой базы и программы по перестрахованию иностранных инвестиций посредством гарантий для снижения юридических и политических рисков. Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты.

Такого рода пробелы демонстрируют инвесторам отношение органов власти к привлечению и защите инвестиций и инвесторов. Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство. Базовым компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принять дополнительные меры, льгот и преференций в отношении инвесторов, реализующих приоритетные проекты.

Несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается.

В большинстве стран, в том числе в России, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов (по существу, речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными); предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое (обычно такие льготы включают в себя освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов); предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций; освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченным на контрактных началах; освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции; защита от политических рисков (по сути, оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации); положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил.

Про бизнес:  Тинькофф Инвестиции - подробный обзор: регистрация, как пользоваться, зарабатывать, какие есть подарки и налоги.

Однако подобных общих декламаций недостаточно. Для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.

2. Правовые гарантии иностранных инвесторов в РФ

Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

ØГарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

ØГарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (глава 24 ГК РФ).

ØГарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

ØГарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства РФ.

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

ØГарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором.

ØГарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования с соблюдением положений пункта 2 статьи 4 Закона или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

ØГарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.

ØГарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг.

Статья 13 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

ØГарантия участия иностранного инвестора в приватизации.

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

ØГарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

ØЛьготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления [3].

3. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики

В соответствии с общемировой тенденцией в 2005 г. Президент Российской Федерации отметил необходимость определить «сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала… разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономики». Результатом работы в этом направлении стало принятие Федерального закона от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», получившего крайне противоречивые оценки в научной среде [4].

Несмотря на реформу, направленную на либерализацию Закона, конкретизацию его отдельных положений, в Законе остается нерешенным ряд проблем, в отношении которых существует неопределенность. Так, в Меморандуме европейского бизнеса в России (весна — лето 2022) отмечаются следующие оставшиеся нерешенными проблемы:

) слишком обширный список видов деятельности, затрагивающих оборону и безопасность страны (стратегические отрасли);

) необходимость четкого определения доли участия в хозяйственном обществе, при наличии которой закон будет признавать установление контроля над обществом, например, установить равной 10 — 20%, соответственно закрепить, что нижеуказанного уровня контроля над обществом нет с точки зрения Закона;

) необходимо детально разъяснить, при каких условиях Закон будет применяться к приобретению иностранными обществами контроля над другими иностранными обществами, имеющими стратегически значимые предприятия в России;

) необходимо четко определить, в каких случаях требуется предварительное одобрение Правительственной комиссии, если иностранный инвестор собирается учредить дочернюю компанию, которая будет вести стратегическую деятельность с момента своего основания, и ряд других проблем [9, С. 16].

Закон содержит два основных правила для иностранных частных инвесторов / группы лиц, намеревающихся инвестировать через участие в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение. Первое правило: необходимость предварительно согласовать сделку / установление контроля с уполномоченным органом исполнительной власти (ст. 7 Закона); второе правило: необходимость уведомить уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14 Закона). Уполномоченным органом исполнительной власти в смысле Закона является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, действующая на основании Постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. №510.

Про бизнес:  Иностранный инвестор, будь начеку: охрана «стратегов» усиливается

Возглавляет Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, Председатель Правительства РФ, который руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач. Персональный состав Правительственной комиссии определяется распоряжениями Правительства РФ. При этом информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительственной комиссии осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, а организационно-техническое — аппарат Правительства РФ.

Необходимость предварительно согласовать с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделку или установление контроля возникает:

Øпри приобретении иностранным инвестором десяти и более процентов уставного капитала российской компании, осуществляющей пользование участками недр федерального значения, или 50 и более процентов уставного капитала компании, относящейся к перечню, установленному ст. 6 Закона №57-ФЗ;

Øсогласование требуется и в случае, когда иностранный инвестор получает лишь косвенный контроль за акциями или долями участия в капитале российского хозяйственного общества, причем даже если эти сделки осуществляются за рубежом;

Øв случае, когда иностранный инвестор прямо или косвенно получает возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение (10% и более процентов для обществ имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения), и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% (10% и более процентов для обществ, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения) состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

Øесли иностранный инвестор представляет собой организацию, находящуюся под контролем иностранного государства, то при приобретении 25 и более процентов российской компании, входящей в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства от 06.07.2008 №510, и / или при приобретении 5 и более процентов компании, осуществляющей пользование участком недр, такой иностранный инвестор должен обратиться за предварительным согласованием сделки в указанную Правительственную комиссию;

Øпри заключении договоров об осуществлении иностранным инвестором либо входящей в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

Øпри заключении иных сделок, направленных на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.

Порядок уведомления установлен Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. №795 и предусматривает раскрытие информации не только непосредственно о компании, которой принадлежат акции (доли) российского хозяйственного общества, но и о лицах, под чьим контролем оно находится. Санкций за не уведомление о совершении сделки Закон не предусматривает.

Статья 15 Закона устанавливает последствия несоблюдения иностранным инвестором/ группой лиц порядка совершения сделок по приобретению доли участия в хозяйственном обществе или совершения иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Заключение

Привлечение иностранных инвестиций в экономику является одной из приоритетных задач любого государства, но несмотря на развитие инвестиционного законодательства в РФ, в нем сохраняются многочисленные пробелы, которые демонстрируют инвесторам отношение органов власти к привлечению и защите инвестиций и инвесторов. Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство.

Несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается. Для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий — защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Совершенствование существующей правовой базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

Список использованных источников

1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ);

2.Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

.Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2022 №409-ФЗ);

.Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. от 16.11.2022 №322-ФЗ);

.Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. — М.: Статут, 2022. — С. 201;

.Деревякин А.А. Правовое регулирование инвестиционных отношений в России (историко-правовой анализ): автореф. диссертации к.ю.н.: / А.А. Деревякин. — Саратов, 2022. — 24 с.;

.Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие. — М.: Феникс 2022. — С. 165;

.Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник. — М.: Проспект, 2022. — С. 291;

.Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2022. №3. — С. 16.

Оцените статью
Бизнес Болика