Инвестиции в человеческий капитал — основная проблема качественного экономического роста – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Инвестиции в человеческий капитал — основная проблема качественного экономического роста

определение механизма функционирования организационной системы через набор правил, целей, критериев и функций, регламентирующих функционирование системы и ее отдельных элементов — целе-тюлагания, управления, иерархии активных элементов. В качестве последнего замечания методологического характера остановимся на необходимых предпосылках создания методов проектирования механизмов управления экономическими системами: разработке систем планирования, оценки функционирования и учета изменений трансформируемой системы. Таким образом, отсутствие надежных методов проектирования эффективных механизмов на основе применения современных подходов, в том числе и теории активных систем, определяет сложность применения устоявшихся теоретических конструкций и требует их дальнейшей адаптации и совершенствования в направлении обоснования исследования и построения механизмов систем управления.

Библиографический список

1 Большие системы: моделирование организационных механизмов / 13.Н. Бурков, Б. Данев, А.К. Еналеев, В.В. Конд-

ратьев, Т.Б. Нанева, A.B. Щепкин. Институт проблем управления. — М.: Наука, 1989 (III). — 15л. ISBN 5-02-006561-7.

2. Экономические механизмы / Кульман А.. — М.: Наука, 1993. — 121с.

3. Механизмы функционирования организационных систем / Бурков В.Н., Кондратьев В.В. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. — 384 с.

4. Пермичев Н.Ф. Методология формирования механизма стратегического управления предприятием. — Н. Новгород — 2003.

5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.

6. Игнатьева A.B., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебн. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 157 с. ISBN 5-238-00213-0.

ЁЛКИН Станислав Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», докторант.

Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Ёлкин С. Е.

УДК 331.52 Л. А. ЛАВРОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ИНВЕСТИЦИИ

В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ -ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Ключевым фактором современного экономического роста становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала — об этом свидетельствует опыт многих стран. Инвестиции в человеческий капитал создают условия для устойчивого экономического роста, постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым направлениям научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект.

Вопрос о приоритетной роли человеческого капитала активно обсуждается политическим руководством страны и правительственными экспертами на протяжении последних двух лет. Эта проблематика нашла отражение в посланиях Прези-

дента РФ Федеральному собранию РФ.

Стратегия развития России на период до 2022 года определяет «…восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ». При этом боль-

I шинство программ федерального и регионального уровня, реализуемых в нашей стране, предусматривает реформирование системы управления и финансирования в системе образования, здравоохранения, в сфере социального обеспечения нуждающихся, а

. также в области стимулирования занятости и поддерж-

II ки самозанятости активного в деловом отношении

населения. Основным результатом проведения такого рода мероприятий становится развитие институциональных ресурсов, модернизация современной системы их воспроизводства и саморазвития, а также совершенствование совокупного трудового, биофизического, интеллектуального, организационно-предпринимательского и культурно-нравственного капитала населения страны [1, с. 10].

В целом для того, чтобы перевести экономику страны в качественно новое состояние, обеспечить конкурентоспособность, гибкость и последующий экономический рост, нужны значительные инвестиции [2, с. 19].

Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации

Человечески й капитал

ГИПЕРУРОВЕНЬ мировое хозяйство

е

ЭР ори,ц,

макроуровень

федерация (государство)

!йнйа

ш

Коммерческий успех и экономический рост

Рис. 1. Концентрация инвестиций, способствующая повышению темпов экономического роста (пунктирная линия — корректировка автора)

в сочетании с всевозрастающими ресурсами человеческого капитала должно привести к концентрации инвестиций в наиболее перспективных, с экономической точки зрения, направлениях, ускорению нововведений и, следовательно, повышению темпов экономического роста в целом (см. рис. 1) [3].

Заметим, что капиталом человек становится, только будучи субъектом экономической деятельности, то есть когда произведенные в него инвестиции начинают работать и приносить прибыль. Инвестиции в человеческий капитал — это затраты, направляемые на получение образования и приобретение профессии, на поддержание здоровья, воспитание подрастающего поколения, на получение определенной информации и т.д.

В качестве инвесторов вложений в человеческий капитал могут выступать международные фонды и организации, государство (в лице Правительства), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, образовательные, медицинские и прочие социальные учреждения, домохозяйства (индивиды) в соответствии с уровнем инвестирования (см. рис. 2).

Инвестиции в человеческий капитал можно разделить по отраслям социальной сферы, вследствие чего можно определить капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры [4). Этим видам инвестиций в человеческий капитал уделяется наибольшее внимание, поскольку они общественно целесообразны и экономически необходимы. Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. При этом в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение.

В последние годы в некоторых странах Европейского Союза был проведен ряд исследований, направленных на изучение влияния человеческого капитала на экономический рост. Вот некоторые результаты этих исследований:

1) увеличение набора в среднюю школу на 1 % ведет к увеличению ВВП на душу населения в размере от 1% до 3% ежегодно;

2) каждый дополнительный год образования приводит к 0,5-1,2%-ному увеличению экономического роста;

ЭР ргшим.

МЕЗ субъекты ф< 4 ОУРОВЕНЬ едерации (региоиы)

эр

локальный уровень

муниципалитеты (города)

микроуровень предприятия, фирмы, заводы, фабрики, соцучреждения

А?

саморазвитие

индивидуальный уровень

совокупность носителей человеческого капитала

(семьи -,Ш£|)

трудоспособное население социально уязвимое население

Рис. 2. Уровни инвестирования человеческого капитала

3) увеличение среднестатистического уровня образования на один год поднимает производство продукции на душу населения на 6%;

4) ежегодный прирост человеческого капитала на 1% в высшем образовании обеспечивает 5,9%-ное увеличение темпа роста ВВП на душу населения [5].

Наряду с образованием наиболее важными являются инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Это приводит к продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Однако инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет прежде всего социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Вместе с тем в сфере культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

пассивные иивестиции в человеческий капитал

— • инвестиции в здоровье

_ • инвестиции в физическое

воспитание _ • инвестиции в культуру

социально уязвимое трудоспособное население

активные инвестиции в человеческий капитал

• инвестиции в образование

• инвестиции в науку

И

1чк 1ск — 1ик

Новые товары НИОКР

Новые рынки

социально-экономическое развитие

Рис. 3. Активные и пассивные инвестиции в человеческий капитал

исследования, подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.

Инновационный тип экономического роста предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала, которым обладает экономика, и в первую очередь, способностей и знаний человека.

Определяя взаимосвязь инвестиций в человеческий капитал с экономическим ростом, предлагаем классифицировать их следующим образом:

1) инвестиции в человеческий капитал пассивного характера (инвестиции в капитал здоровья, капитал культуры);

2) инвестиции в человеческий капитал активного характера (инвестиции в капитал образования) (см. рис. 3).

При инвестициях в человеческий капитал пассивного характера должны учитываться объективные обстоятельства, при которых человек не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Социальная справедливость требует законодательного введения социальных стандартов, гарантирующих удовлетворение потребностей нуждающихся. Но одновременно неприемлем любой социальный паразитизм, злоупотребление принципом солидарности, траты ресурсов общества на нужды тех, кто вполне может обойтись без его поддержки.

Создание социального комфорта для наиболее активных слоев российского общества — главный приоритет общественного развития, квинтэссенция нового понимания социальной справедливости, которая сопровождается инвестициями в человеческий капитал активного характера. Поддержка активных — тех, кто способен и хочет самостоятельно решать свои жизненные проблемы, готов много и упорно трудиться, использовать свои знания и талант, но для этого нуждается в стартовой помощи.

Про бизнес:  Как сформировать инвестиционный портфель

Социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Нужны механизмы льготного предоставления разнообразных ресурсов активным людям, которые, однажды получив поддержку, дальше смогут самостоятельно решать свои проблемы. Активные инвестиции напрямую влияют на экономический рост. Поскольку, во-первых, труд высококвалифицированных специалистов оказывает положительное влияние на темпы экономического роста; во-вторых, результат интеграции образования и науки выражается в виде инновации (как следствие инвестирования интеллектуального капитала), которой присущ более высокий технологичный уровень, новые потребительские качества товара и услуги. Но в то же время активные инвестиции бессмысленны без инвестиций в человеческий капитал пассивного характера, т.к. они представляют собой основу для их эффективной реализации. То есть необходимо, чтобы образованный человек был здоров и мог осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство, т.е. осуществлять инновационную деятельность, в результате которой имеет место рыночный успех.

Инвестиции в человеческий капитал помимо социальных эффектов предполагают экономический эффект для инвестора. Для работника мотивацией к поддержанию здоровья, получению образования и формированию профессиональных навыков является дифференциация его доходов. Для фирмы, вклады-вающей деньги в развитие персонала, — это повы-шение производительности труда работников. Для общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.

Сегодня все больше инвестиций осуществляется не в технику, а в первую очередь — в реальный ка-

индивидуальным уровень (накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека, направленных:)

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

на поддержание здоровья — »на получение общего или специального образования

• на поиск работы

• на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве

• на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам

• на рождение и воспитание детей

• на поиск приемлемой информации и ценах

_ и заработках и т.п.

мнкроуровень (стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы, а именно:)

повышение квалификации уже принятых работников медшденское обследование оплата больничных листов нетрудоспособности затраты по охране труда добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой

| оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы

‘ благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

макроуровень (государственная политика воплощается в жизнь при финансовой и организационной

поддержке человека, предпринимателей и социальных институтов общества)

социальные трансферты, оказываемые населению (натуральная и денежная формы)

льготное налогообложение

> прямое бюджетное финансирование

‘ субсидии, дотации

• кредитование инвестиций в человеческий капитал

> развитие кооперативных связей между учебными заведениями и фирмами

Отрасли: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры

Рис. 4. Соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала России

чественныи рост производительном силы человека. Многие страны мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой все факторы экономического роста, обусловленные инвестициями, будут достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства страны. Речь идет о политике, когда человек (как производитель и потребитель в одном лице) наделяется (в различных формах) инвестициями, обеспечивающими воспроизводство и качественное улучшение его производительной силы.

В настоящее время для России характерно наличие ряда серьезных проблем, связанных с человеческим капиталом, которые отрицательно влияют на ее экономический рост. Это объясняется тем, что в отечественной экономике проблемы развития производительных способностей человека всегда рассматривались как второстепенные в системе государственного регулирования, что не могло не отразиться на функционировании национальной экономики и обеспечении качества экономического роста.

Государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, воплощается в жизнь, как правило, при значительной финансовой и организационной поддержке предпринимателей и социальных институтов общества, для чего необходимо радикальное изменение не только экономической политики, но и самой идеологии экономических преобразований.

Качественный экономический рост должен превратиться в приоритетную задачу теории и экономической политики. Необходимо выработать и реализовать государственную программу роста экономики на основе ее модернизации, с тем чтобы человеческий фактор стал решающим элементом экономического роста и развития.

На взгляд автора, в целях увеличения доли человеческого капитала в инвестиционной политике не-

обходимо предусмотреть соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала (рис.4).

Решить проблемы качества роста представляется возможным на определенных уровнях, которые в органическом единстве позволят обеспечить качественный рост и социально-экономический прогресс в развитии.

Первый уровень, факторно-экономический, предполагает преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций.

Второй /уровень, структурно-экономический, предполагает опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии.

Третий уровень, социально-экономический, предполагает преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности полученного за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д.

Практика показывает, что одновременно с ростом производства возникает задача распределения произведенного продукта. Проблема заключается втом, что даже при достижении относительно высоких темпов экономического роста разрыв между про-мышленно развитыми и развивающимися странами практически не сокращается. В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны, экономический рост сталкивается с различного рода ограничителями и способен породить определенные проблемы, с другой стороны — возникает необходимость обеспечения экономического роста и увеличения его темпов, для того чтобы повысить уровень благосостояния населения. Разрешение этого противоречия видится в разработке механизма, активизирующего экономический рост нового качества, что позволило бы максимально снизить его ограничители.

Итак, на сегодняшний день назрела острая необходимость в новых методологических подходах и

2006 г. 2022 г. 2026 г. 2036 г.

10-12 лет = 10 лет = 10лет =

2007 г. 2022 г. 2029 г. 2039 г.

сырьевой ф-р ЭР-тах первичный эффект сырьевой ф-р-50% вторичным эффект сырьевой ф-р 4- сырьевой ф-р ЭР-тш

инвестиции в ЧКот инвестиций в ЧК челов-кип ф-р-50% от инвестиции в ЧК челов-кин ф-р «Г челов-кип ф-р ЭР-тах

Схема 1. Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому

новом инструментарии, позволяющих разраоотать и запус тить механизм, который бы, с одной стороны, обеспечивал достижение сбалансированного устойчивого экономического роста России, а с другой — активизировал дальнейшее повышение его качества.

Функционирование данного механизма должно быть направлено на инвестирование не только основного, но и человеческого капитала. Экономическими субъектами, которые могут быть инициаторами подобного инвестирования, являются государство и гражданское общество, реализующие политику реформ как долгосрочную программу социально-экономических преобразований. Однако в процессе внедрения механизма активизации экономического роста в России в отношении инвестирования человеческого капитала могут возникнуть определенные проблемы, требующие незамедлительного решения.

Наиболее благоприятную перспективу имеет экономическая политика, обеспечивающая согласованное развитие макро- и микроэкономических систем.

Макроуровень, (уровень государства). На данном уровне необходимо разработать инвестиционную политику стимулирования вложений в человеческий капитал, в образование и профессиональную подготовку, повышение квалификации и т.д. в процессе внедрения современного механизма активизации экономического роста. Она должна основываться на социально-экономических и научно-технических прогнозах, определять среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности, основные пути их достижения, служить базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, определяя критерии для их оценки и отбора.

Основная особенность механизма активизации устойчивого экономического роста России в современных сложившихся условиях — это его исключительная направленность на инвестирование человеческого капитала на ближайшие 2 года. Только так через 10-20 лет можно будет сохранить достаточно высокие темпы роста на фоне затухающего влияния сырьевого фактора в течение 30 лет (запасы нефти и таза в России при сегодняшнем уровне добычи). В случае резкого падения мировых цен на нефть (что не исключено) либо резкого падения объема экспорта (что еще более возможно) Россия снова окажется в крайне тяжелой ситуации. Этот процесс можно изменить только при условии общего изменения экономической политики.

Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому по годам можно представить следующим образом (схема 1).

Автор убежден в том, что до тех пор, пока государство располагает достаточным количеством средств, которые были накоплены вследствие удержания завышенных цен на нефть на мировом рынке и сохраняются в Стабилизационном фонде, необходимо определенную их часть или значительную долю средств Инвестиционного фонда направить именно на инвестирование человеческого капитала

Про бизнес:  Как посчитать доходность акции: виды доходности и их расчет - Финансовая азбука -

активного характера (в образование, науку, НИОКР).

Необходим реальный переход к так называемой экономике знаний. Придется изменить и общественное сознание в отношении деятельности по производству знаний. За последние 15 лет престиж науки как «дела жизни» резко упал.

Мезоуровень (региональный уровень) и локальный уровень (уровень муниципального образования). Одним из основных направлений деятельности регионального правительства должно быть создание на территории субъекта федерации благоприятных условий инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение главной стратегической цели инвестиционной политики — последовательного повышения уровня жизни населения.

Для того чтобы регион осуществил переход в «фазу инвестиционного оживления и подъема», первоначально необходимо создать минимально необходимую нормативную базу привлечения инвестиций, подготовить ряд законодательных документов, регулирующих и стимулирующих расширение инвестиционной деятельности. На этом этапе государственная поддержка инноваций, выявление и освоение рыночных ниш — «точек роста региональной экономики» — будут стимулировать интенсивный приток прямых инвестиций.

Микроуровень (уровень предприятий). Выход на траекторию устойчивого экономического роста также зависит от развития на микроэкономическом уровне. В последнее время стратегия компаний дополняется задачами органичного развития сотрудников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, формирования позитивного восприятия организации у потребителей, клиентов, т.е. во внешней среде. Постепенно акценты перемещаются с чисто финансовых результатов (рост прибыли, ВВП) на более широкие показатели, включающие человеческий капитал, качество жизни и тому подобные, которые непросто просчитать. Все более важным фактором роста микроэкономических систем выступают нематериальные активы. Во многих случаях в корпорациях стоимость производственных мощностей становится ниже ценности нематериальных активов. Все большую роль играет человеческий капитал — люди, работающие на предприятии и являющиеся носителем уникальных для данной организации знаний, атакж еинф орманионные системы .

Индивидуальный уровень (хозяйствующий субъект, семья). В процессах всесторонней трансформации и модернизации общества возрастает роль семьи. Государство и гражданское общество должны объединять свои усилия и оказывать всемерную поддержку российским семьям. В последние годы в субъектах Российской Федерации интенсивно развивается семейная политика, разрабатываются и реализуются проекты и программы работы с семьей. Сложность и комплексность данного вопроса требуют эффективного системного подхода для формирования действенной семейной политики в интересах человека и государства.

Прорывом к созданию социально ориентированной экономики могут и должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Перспективы этих национальных программ обеспечиваются тем, что их не только выдвинул президент В В. Путин, но, судя по всему, не выпускает из своих рук контроль за их исполнением. За этим стоит стремление развернуть реформирование страны лицом к человеку. Решение социальных проблем является основанием для поддержания экономического роста нашей страны на достаточно высоком уровне в ближайшие годы.

Библиографический список

1. Цели развития тысячелетия в контексте России: от экономического роста к устойчивому социальному развитию, основанному на правах человека / Под ред. Г. Хлебникова. — М.: Информ-Знание, 2005. — 32 с.

2. Слепов В. Инвестиции как фактор экономического роста // Финансы, 1999. — № 1.

3. Дагаен А. Экономический рост и глобализация технологического развития //Менеджмент в России и за рубежом, 1999. — № 1.

4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. /И.13. Ильинский — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 — 163 с.

5. Юткина Ю. Кому нужны образованные люди?// Личные деньги 15.11.2004//Ырр.//ычпм.personalmoney.ru

ЛАВРОВА Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства.

Статья поступила в редакцию 03.10.06. © Лаврова Л. А.

УДК 316.346.2 в. Ю. МАМАЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье обосновывается необходимость применения методологии тендерного анализа к исследованию процессов и отношений социально-трудовой сферы. На основании результатов исследований автора дается анализ отношения к тендерной политике на предприятиях и в организациях г. Омска.

Сегодня тендер воспринимается не просто как новая парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействия. Вместе с тем проблема учета тендерных аспектов и приоритетов в регулировании общественных отношений, проведения соответствующей тендерной политики звучит по-новому для современного российского общества, особенно для многих регионов. При разработке общеметодологических подходов к исследованию тендерных отношений в обществе в целом в отечественных академических кругах в последние годы сделано немало: появился ряд публикаций философского, исторического, политического, социологического, экономического характера, начали выходить серьезные научные монографии, выпускается учебная литература, проводятся научные конференции, в ряде крупных городов России появились Центры ген-дерных исследований и пр. Однако обсуждение тендерных проблем остается своего рода элитной сферой узкого профессионального круга ученых, в целом эта тема является закрытой, малоисследованной. Специфические вопросы регулирования тендерных отношений в социальном управлении в литературе практически не освещены.

Еще сложнее дела обстоят на практике, особенно на уровне региона, эта тема до сих пор не стала сфе-

рой проведения крупных научных исследований, а тем более, принятия управленческих, политических, экономических решений. Серьезно стоят вопросы тендерного просвещения. Вопросы необходимости проведения тендерной политики на уровне предприятий и организаций, в т.ч. в сфере управления человеческими ресурсами, не осознаются как актуальная потребность. Между тем современные предприятия и организации, а также все субъекты управления социально-трудовой сферой (включая кадровые службы, топ-менеджмент, линейных руководителей, кадровые и рекрутинговые агентства, представителей служб занятости, административных работников) являются теми социальными агентами, теми общественными институтами, где как раз формируются и закрепляются многие стереотипы, полоролевые модели поведения, восприятие имиджа, статуса, роли мужчин и женщин, которые затем репродуцируются на все общество в целом.

В этом смысле сфера профессиональной занятости и труда является ключевой и показательной в формировании тендерных отношений, особенно в Российском обществе послереформенного периода. Даже предварительный анализ позволяет достаточно четко обозначить тенденции, когда, например, шансы найти «хорошую» и высокооплачиваемую работу, реализоваться в профессии, продвинуться

Вложение в личность в рф

Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?

Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.

Именно в личностный рост стоит вкладывать активы, размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.

Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.

Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.

Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это главный показатель благосостояния нации.

В 2022 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен.

В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал

Тюлежанова А.С.

В современных условиях проблема использования человеческого капитала становится все более актуальной. Решающая роль в развитии экономики страны отдается человеку как носителю богатства, что предопределяет максимальное и всестороннее использование человеческих ресурсов.

Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики.

Про бизнес:  Как открыть свой бизнес с нуля - пошаговая инструкция по началу своего дела

Эффективность вложений в человеческий капитал довольно высока, но инвестиционный период более длительный, чем у физического капитала: до 12-20 лет.

         Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

— расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

— расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях; невещественные, не воплощенные в людях;

«Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и «человеческий капитал».

Вещественный капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу не воплощенному в людях — расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя . Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности, а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

         Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения. Для работодателя – повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и эффективности труда, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение гражданской активности.

Особенности инвестирования в человеческий капитал

  • Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
  • Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
  • В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
  • Не все вклады можно расценить как инвестиции.
  • Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
  • Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
  • Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.

Отрицательные стороны

Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.

Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний, которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.

Положительные

Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков. Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.

Ряд функций вклада в личность

Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:

  1. Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
  2. Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
  3. Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
  4. Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
  5. Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
  6. Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.

Структура человеческого капитала

Традиционное понимание человеческого капитала как системы определенных свойств индивида, таких как его профессиональные и природные умения, знания и навыки, психологические и поведенческие характеристики (в том числе коммуникабельность, мотивация, целеустремленность, работоспособность, социальная активность), состояние здоровья, уровень материального обеспечение позволяет выделить следующие структурные элементы рассматриваемого явления:

  • знания, умения, способности и навыки, которые наличествуют у работника «от природы»;
  • знания, умения, способности, навыки и опыт, которые работник приобрел в процессе профессионального обучения и развития и практической деятельности;
  • знания, умения, способности и навыки, которые индивид способен развить посредством дополнительного обучения и саморазвития;
  • личностные характеристики – морально-нравственные и общекультурные установки работника;
  • здоровье, как физическое, так и психическое;
  • условия жизни и деятельности индивида и его семьи.

Сущность человеческого капитала и его значение

Мировое экономическое господство развитых стран во многом обеспечивается инновационной экономикой. Здесь предполагается перманентное инновационное и технологическое совершенствование, высокотехнологичное производство и непосредственное производство технологий.

Названный тип экономики формирует и соответствующие ресурсные запросы, в которых материальное производство и финансы уходят на второй план, освобождая место человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс востребован как на уровне инноваций в качестве интеллектуальных усилий, так и непосредственно на уровне производства, где навыки и умения работника позволяют обеспечить реализацию инноваций.

Теория и практика выработали разнообразные подходы к определению понятия человеческого капитала, которые можно объединить в следующие направления:

  • человеческий капитал как система профессиональных навыков и умений, а также способностей работника, в том числе наличествующих изначально, «от природы»;
  • человеческий капитал как система навыков и умений, приобретенных исключительно в процессе профессионального образования;
  • человеческий капитал как сумма инвестиций в работника, которые позволяют обеспечить формирование у него необходимых с профессиональной точки зрения умений и качеств;
  • человеческий капитал как система социально-психологических, поведенческих, мировоззренческих и иных характеристик работника.
Оцените статью
Бизнес Болика