Искусство получать доход. Как инвестировать в предметы искусства — советы профессионалов

Искусство получать доход. Как инвестировать в предметы искусства — советы профессионалов Инвестиции

Что нужно знать об инвестициях в искусство

Мечты о том, чтобы купить произведение искусства за пару тысяч долларов, а через десять лет продать за сто тысяч, посещают многих. Некоторые мелкие и средние коллекционеры периодически говорят о том, что покупают работы художников, у которых есть «инвестиционный потенциал». Сразу расстроим и первых, и вторых: инвестиционный потенциал имеют преимущественно работы, которые на момент покупки были оценены рынком в $0,25–5 млн. При этом цена не является стопроцентной гарантией последующего роста. «Коммерсантъ. Арт» совместно с A-Residence, комплексом клубных домов в историческом районе Замоскворечья, решил собрать краткий гид для тех, кто только задумывается об инвестициях в предметы искусства.

Прежде чем начинать разговор про инвестиции, стоит сразу охарактеризовать, с чем придется работать. Искусство — это неоднородный низколиквидный продукт, что делает его трудным активом для краткосрочной торговли. Произведения искусства не генерируют никаких потоков денежных средств, которые могут быть дисконтированы, за исключением случаев, когда доход может быть получен за счет кредитов и расходов, связанных с хранением, страховкой и прочими подобными расходами. Рынок искусства характеризуется низкой прозрачностью и регулируемостью; ценность искусства находится во власти неустойчивого общественного вкуса и краткосрочных тенденций, при этом любой инвестор столкнется с высокими трансакционными издержками. Придется потратить много времени на приобретение специализированных знаний, чтобы добиться успеха. Существуют риски мошенничества и подделки.

Несмотря на все это, интерес к искусству со стороны как профессиональных инвесторов, так и частных лиц неумолимо растет. Популярность искусства обусловлена и определенными экономическими причинами. Когда страна становится богаче и ее граждане достигают определенного уровня достатка, появляется все больше художников и растет интерес к художественным произведениям со стороны более широкого сообщества. Доля всех расходов на предметы роскоши и искусство будет продолжать расти, поскольку инвесторы ищут активы, которые сохранят свою стоимость в долгосрочной перспективе, особенно в период экономической неопределенности. С ростом населения, имеющего растущий доход, вполне естественно, что наблюдается и увеличение спроса. При этом предложение всегда ограничено, и произведения искусства имеют тенденцию к увеличению своей стоимости, особенно это верно для уже умерших признанных художников, работы которых приобретаются музеями, фондами или даже теряются. Возвращаются на рынок, как правило, вещи, купленные коллекционерами: самые популярные причины тому — долги, развод и смерть.

Исследование, проведенное Вольфгангом Вильке из Dresdner Bank в 2000 году, объяснило, что долгосрочная тенденция инфляции, скорректированная на цены на искусство, следует общей экономической тенденции, то есть цены на искусство растут выше среднего по сравнению с ценами на другие товары. Однако большинство сегментов арт-рынков быстро реагируют на ухудшение экономической ситуации. Это особенно верно для предметов искусства в более низкой ценовой категории и на широких рынках. Замедление экономики ведет по крайней мере к падению спроса и увеличению предложения, среди прочего и из-за вынужденных продаж. Это, однако, не распространяется на все произведения искусства в высшей ценовой категории, поскольку богатые люди обладают значительной покупательной способностью даже в плохие экономические времена. Таким образом, распределение доходов и богатства играет ключевую роль в оценке чувствительности к ценам отдельных секторов арт-рынка.

Конечно, цена на искусство не растет все время.

Про бизнес:  Объекты бухгалтерского учета инвестиционной деятельности (на примере вложений во внеоборотные активы) – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Большинство тех, кто начинает операции на этом рынке, введен в заблуждение заголовками в прессе, которой интереснее писать о рекордах. На самом деле ситуация не настолько радужная, как часто ее рисуют массмедиа.

Миф о постоянном росте цен на произведения даже популярных художников легко развеять следующим примером. По данным портала artprice.com, за 11 лет цена на работу «Jim Beam Box car» (1986) Джеффа Кунса, самого дорогого из ныне живущих художников, упала на 75%. В мае 2008 года экземпляр 1 из тиража 3 ушел за $1,9 млн, а в марте текущего года скульптура была продана всего за $485 тыс.

В 2022 году Дэмиен Хёрст находился на 86-м месте рейтинга 500 самых востребованных художников по ежегодному обороту, в то время как в 2008 году он был на 4-м месте. Интересен еще и пример Джорджа Кондо. В прошлом году на аукционах было продано не менее 124 его работ, при этом одна из них — за рекордную сумму $6,2 млн. Если рассматривать его рынок детально, то, согласно арт-дилеру и колумнисту Artnet Кенни Шактеру, пока в галереях на работы этого художника по-прежнему лист ожидания и высокие цены, коллекционер, выставивший только что купленные работы на аукцион, скорее всего, выручит на 20–40% меньше галерейной цены. Отчасти причина этому — смещение интереса больших игроков, фактически манипулирующих рынком, в сторону менее дорогих работ художников-женщин и художников из Латинской Америки или Африки.

Это подтверждают данные принадлежащего Sotheby’s индекса Mei Moses, который анализирует продажи возвращающихся на аукционы работ: перепродавать произведения искусства, созданные художниками-женщинами, стало выгоднее, чем художников-мужчин. Повторные продажи первых за прошлый год в среднем выросли на 73%, в то время как вторых — на 65%.

При покупке произведений искусства важен и ценовой диапазон, в котором оно продается: дороже — не всегда лучше. Как отмечает экономист Клэр Макэндрю, создатель отчета по арт-рынку «The Art Market», ежегодно выпускаемого Art Basel и UBS, произведения стоимостью выше $10 млн, а особенно дороже $100 млн, то есть так называемое трофейное искусство, являются плохой инвестицией. Прежде всего потому, что при попытке продажи потенциальная аудитория в этом случае чрезвычайно мала.


Чтобы подробнее разобраться в инвестиционных стратегиях на арт-рынке, «Коммерсантъ. Арт» поговорил с Роксаной Зарнегар, бывшим вице-президентом компании Artnet, а ныне профессором Института Sotheby’s в Нью-Йорке.

Какой минимальный стартовый бюджет для тех, кто готов инвестировать в искусство?

Инвестиции в искусство не являются точной наукой. Лучший совет, который мне дали, когда я начинала свою карьеру в Christie’s, сводился к следующему: «Покупай то, что любишь, и покупай художников своего времени; смешай это со стабильной классикой и следи за рынком, наблюдая за тем, как работает рынок элитной недвижимости». Рынок искусства обычно на шесть месяцев отстает от рынка элитной недвижимости. Специалисты по инвестициям в искусство (например, Клэр Макэндрю) рекомендуют диапазон от $250 тыс. до $5 млн за одно произведение. Если вы покупаете произведение искусства по цене менее $250 тыс., то расходы на его содержание, которые необходимо применить для увеличения капитализации, будут намного выше по сравнению с ценой произведения искусства, и вы не получите прибыль. А если вы покупаете произведение искусства на сумму более $5 млн, то в большинстве случаев заплатите спекулятивную наценку, и его будет сложно продать по более высокой цене. Исследование, проведенное несколько лет назад командой Mei Moses, показало, что арт-инвесторы должны покупать менее дорогие произведения искусства на аукционах, если они пытаются максимизировать свою финансовую отдачу, поскольку шедевры (то есть работы с самыми высокими ценами) на самом деле имеют тенденцию к снижению своей ценности.

Про бизнес:  Заполняем форму П-2 инвест в 2021 году (нюансы) -

Следует ли диверсифицировать портфолио, распределяя средства между работами старых мастеров, импрессионистов, послевоенным и современным искусством? Возможно ли держать инвестиционный портфель только в одной категории, например послевоенном искусстве, и насколько это разумно?

Диверсификация следует тем же правилам, что и на фондовых рынках. Инвестируя в искусство, можно придерживаться консервативной схемы, к примеру, 30% портфеля будет представлено рискованными активами (то есть молодыми и модными на данный момент художниками), 20% — средней степенью риска (художниками, уже работающими с большими галереями, и начинающими выставляться в престижных музеях и фондах) и 50% — стабильными (признанными художниками). Все сегменты имеют свой уровень волатильности, но прекрасно сбалансируют друг друга в диверсифицированном портфеле. Если вы хотите сконцентрироваться на одном конкретном периоде, то все равно лучше диверсифицировать свой портфель — географически или по типу средства создания произведений.

Какие риски следует учитывать при инвестировании в искусство?

Атрибуция и подлинность, хорошее происхождение (особенно по отношению к событиям, связанным с последствиями холокоста), торговые ограничения (страна продажи, страна доставки), право droit de suite, налоговое обязательство, сборы за трансакции. Также внимательно рассмотрите варианты хранения. В Нью-Йорке, к примеру, есть специальная зона внешней торговли Arcis, которая позволяет беспрепятственно хранить и торговать произведениями искусства без особых помех. Коллекционер должен быть хорошо образован, прежде чем поднять табличку на аукционе или прийти за покупкой в галерею. Арт-ярмарки — хорошее введение в понимание того, какое искусство лучше всего покупается и продается. Но самый большой риск — низкая ликвидность искусства в целом. Вы не сможете продать его в тот же день, как принимаете решение о продаже. Более того, чем дороже стоит работа, тем больше времени, терпения и различных договоренностей потребуется, чтобы продать ее эффективно. Таким образом, настоящий инвестор начинает думать, кому он собирается продать то или иное произведение искусства, фактически со дня его покупки. Или даже раньше.

Как эти риски на арт-рынке можно сравнить с другими, например инвестированием в облигации и золото?

У искусства и золота немного общего. Принципиальное различие состоит в том, что стоимость золота записывается два раза в день, а ценность искусства не фиксирована.

Если сравнивать искусство и винный рынок, то последний шире за счет количества возможных потребителей, несмотря на то что его оборот около $4 млрд в год (по данным «The Art Market», рынок искусства достигает почти $69 млрд). Винные инвестиции обычно составляют от $2 тыс. до $20 тыс. за бутылку, вино имеет только восемь марок инвестиционного качества и является внеоборотным активом.

На недвижимость приходится 32% средней волатильности, на искусство — 25%. Таким образом, искусство устойчивее в условиях кризиса. На обоих рынках действует правило «Лучшие и остальные». Арт-рынок обычно следует за рынком недвижимости — после того как какой-то регион начинает расти, на него сначала входят игроки на рынке недвижимости, а затем искусства.

В США, по данным Deloitte, почти 30% хедж-фондов владеют искусством на уровне 10–15% в своих диверсифицированных портфелях.

Какова лучшая стратегия для арт-инвестора во время финансового кризиса?

Покупайте на спаде, продавайте на пике (через несколько лет после окончания турбулентности). Следите за рынком элитной недвижимости и прогнозируйте спад. Продавайте работы признанных художников только тогда, когда это вам действительно нужно.

Как лучше всего приобретать произведения? Аукционы или частные продажи? Как лучше всего продавать их?

Нет лучшего способа покупки. Тем не менее я бы предложила частных дилеров в качестве основного способа. Чтобы продать свою существующую коллекцию, сравните комиссионные между аукционными домами и торгуйтесь. Если работы стоят меньше $200 тыс., то попробуйте комбинацию онлайн-аукционов и традиционных аукционов.

Про бизнес:  МБУ ЦИПРП

Отчеты о рынке произведений искусства показывают рост сегмента со стоимостью работ свыше $1 млн, а сегмент от $100 тыс. до $1 млн не демонстрирует позитивных показателей. Означает ли это, что для перспективных инвестиций бесполезно покупать «более дешевые работы» вместо тех, которые стоят более $1 млн?

Я считаю, что нужно смешивать востребованных рынком молодых художников и уже хорошо известных, проверенных временем. Продержав работы первых в коллекции достаточно продолжительное время, можно получить большую прибыль.

Стоит также учитывать и то, что насмотренность и вкус меняются со временем, а чтобы понять рынок, придется пойти на некоторые риски. Человек, который инвестирует в искусство, должен понимать, что лучший период владения составляет восемь-десять лет. Да, средний класс арт-рынка медленно исчезает, и разрыв между «голубыми фишками» и более доступными произведениями искусства с каждым годом увеличивается. Но можно использовать и эту ситуацию, например, покупая активных на рынке молодых художников из сегмента низкого уровня, тех, кто недавно подписал контракты с известными галереями.

Период владения произведениями искусства между аукционными продажами в XX веке составлял около 25–30 лет. В начале XXI века для большинства раскрученных художников и произведений этот период очень редко превышает три-пять лет. Можно ли сказать, что сейчас инвестиции в искусство — это больше спекуляция на рынке, чем что-либо еще?

Для максимальной эффективности вложений я бы посоветовала держать до продажи работы молодых художников больше 20 лет, уже признанных — 10, тиражное искусство — от 2 до 7 лет.

Рассматривая искусство как наименее оптимизированный с финансовой точки зрения актив, какой инструмент кроме перепродажи мог бы заставить его «работать» для клиента? Есть ли новые перспективные варианты на рынке?

Помимо использования в качестве залогового обеспечения это размещение в коллекциях художественных фондов, в диверсифицированных портфелях хедж-фондов (наряду с облигациями, золотом, акциями и т. д.), в ближайшем будущем — размещение на платных платформах владения на блокчейне. Совместное владение произведениями искусства, кажется, путь будущего. Сейчас его тестируют частные инвесторы. Я верю, что банки им последуют.

Еще один совет: покупайте, храните и дарите искусство своим детям. Научите их видеть в нем потенциал.

Аукционные дома с онлайн-торгами в россии

«Владей»: современное искусство. Комиссия аукциона — 20% от окончательной цены лота. Даже если последняя ставка ниже эстимейта, лот продается. Есть аукцион «Всё по 100», где торги стартуют со 100 €⁣ (7100

Р

«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).

«Артлот-24»: современное искусство, антиквариат. Если ставка не перешагнула оценочную стоимость, лот не продадут. К максимальной цене прибавляйте 15% комиссии аукциону. Продавцы платят комиссию 8%.

«Арт-4»: современное искусство. Можно купить, даже если произведение не достигло эстимейта. Комиссия аукциона включена в цену и равна 20%. Есть список художников, работы которых аукцион принимает на продажу, — сверяйтесь с трендами.

«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 2%, а за участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 10%.

Где можно заработать на искусстве?

Большинство покупателей картин – это инвесторы в искусство. Владельцы художественных галерей и аукционных домов утверждают: именно работники финансовой сферы вкладывают в арт-искусство больше всего денежных средств. Современный рынок насчитывает более пяти тысяч аукционных домов, около 70 тысяч брокеров, дилеров и агентов художников.

При этом половина оборота приходится на американский рынок – 60 из 100 самых крупных продаж совершаются в Нью-Йорке.

Следующий по величине оборот приходится на рынок Англии – 60% от всего европейского рынка.

Sothebys
Аукцион Sotheby’s
  • Sotheby’s.Самый крупный мировой аукцион, который продает известные произведения. Работает через интернет, занимает около 45% мирового рынка антиквариата.
  • Christie’s. Основной конкурент предыдущей площадки. Сайт имеет русскоязычный отдел, периодически проводит продажи русских предметов искусства.
  • Bukowskis. Аукционный дом из Швеции, занимающий первые позиции на скандинавском рынке.

Российская арт-площадка только начинает формироваться. В интернете появляются новые сайты, посвященные продажам картин, организовываются аукционы, а инвесторы активно скупают работы начинающих, но перспективных авторов и полотна художников мирового масштаба. Работы русских художников можно найти и купить онлайн или на аукционах:

  • Artinvestment. Русскоязычный ресурс, на котором собрана вся актуальная информация по проведению аукционов по продаже антиквариата, картин и других произведений искусства.
  • Sovcom. Московский аукционный дом. С помощью площадки вы сможете купить антиквариат, живопись, скульптуру, графику или поучаствовать в аукционе.
  • Artsland. Открытый онлайн аукцион современного искусства. Здесь можно найти перспективного молодого художника, сделать подборку популярных лотов, купить картину, скульптуру, графику, куклы или декор.

Инвестирование в альтернативное искусство

По мнению экспертов, интерес к альтернативным способам инвестирования возрастает в период экономической нестабильности. Вкладчики, стараясь сохранить денежные средства и обойти все возможные риски, диверсифицируют свои портфели и обращают внимание на нестандартные предметы искусства.

Фигуры из кости мамонта

На сегодняшний день спросом пользуются фигуры из кости мамонта или изделия из стекла. Востребован, к примеру, Кузнецовский фарфор или работы реформатора художественного стекла Эмиля Галле.

Начинающему инвестору можно обратить внимание на бонистику (старинные денежные знаки), фалеристику (ордены, медали, знаки отличия).

Владелец Восточно-Европейского Антикварного Дома Сергей Юнин считает, что в скором времени повысится спрос на монеты, стекло, книги и вино класса премиум. Он уверен: антиквариат подорожает минимум на 20-25%.

Хорошие перспективы роста спроса есть у секции декоративно-прикладного искусства. Еще одна сфера, в которой может попробовать себя инвестор – антикварные куклы. По всему миру открываются кукольные выставки – в России можно найти их в областном музее Мурманска и в Яснополянском доме-музее Л. Н. Толстого (Тульская область).

Популярный российский коллекционер кукол Лариса Дроздова, в коллекции у которой около 250 уникальных моделей, считает эту нишу интересной и очень перспективной. Главное – выбирать уникальные экземпляры, а именитость автора здесь значения не имеет.

Инвестиции в искусство: особенности и подводные камни

Арт-рынок считается искусственно созданным явлением. Он появился недавно – в конце 80-х годов ХХ века.  В это время банкиры стали скупать произведения искусства не для коллекционирования, а для перепродажи. Но не все инвестиции в искусство принесли им прибыль.

Этот рынок изменился в 90-х годах, когда крупные аукционные дома стали торговать современными работами, а галеристы – применить технологии маркетинга и взвинчивать цены. В кризис 2008 года рынок просел, но затем снова пошел в рост. Только в мае 2022 года объем торгов предметами искусства в Нью-Йорке достиг отметки в 1 млрд. долларов, а через год – 1,2 млрд. долларов. Цены на современное искусство стали конкурировать с ценами на искусство классическое.

Главная особенность предметов искусства как объекта инвестиций – отсутствие объективной меры оценки их стоимости. Среди других особенностей можно выделить наличие физической формы и определенной ценности (хоть и субъективной), заложенной в саму эту форму.

Инвестиции в искусство можно условно разделить на два вида:
  1. Современное искусство (создано в последние годы или десятилетия)
  2. Классическое искусство (созданное 100 лет назад и раньше)

А вот как выглядит продажи на арт-рынке в последние годы:

Искусство получать доход. Как инвестировать в предметы искусства — советы профессионалов

Современное искусство имеет особенности:

  1. Спекулятивность. Предметы искусства постоянно продают и покупают.
  2. Предметы современного искусства не прошли проверку временем. Эти предметы еще не имеют ценности, но уже имеют свою цену.
  3. Стоимость во многом определяется модой, которую вводят галеристы.
  4. Покупатель платит не за сам предмет, а за бренд (имя мастера), а также за бренд самой галереи.
  5. Цена известного бренда со временем может вырасти, а может и упасть. Но она не упадет в ноль (как цены акций). В такие бренды вложено слишком много денег.

Классическое искусство также имеет свои особенности:

  1. Оно менее спекулятивно. На этом рынке значительно меньше сделок.
  2. Предметы классического искусства прошли проверку временем, их ценность определена. За год картины Рембрандта не вырастут в цене в 2 раза, но они точно никогда не обесценятся.
  3. Очень узкий ограниченный круг покупателей. Большинство из них – коллекционеры, а не инвесторы.
  4. Большое влияние на цену оказывает так называемый провенанс  (от французского “provenance” – источник).Это слово обозначает происхождение предмета, историю создания, к какому периоду творчества мастера он относится,  история его переходов от одного владельца к другому.

Доход или убыток от инвестиций в предметы искусства получается от разницы между суммой продажи и суммой покупки и хранения со всеми сопутствующими расходами.

Индексы и рейтинги

Крупнейшие участники рынка искусства — галереи, аукционные дома, дилеры — имеют собственную статистику, которая выражается в виде индексов. Самые известные: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index. Такие индексы незаменимы при оценке инвестиционной привлекательности произведения.

Например, индекс Mei Moses All Art позволяет точно спрогнозировать стоимость произведения искусства. Индекс демонстрирует доходность и волатильность инвестиций в искусство по сравнению со вложениями в другие активы.

Индекс основывается на базе данных повторных продаж объекта искусства, которые собираются по всему миру с 1810 года. Стоит отметить, что индекс постоянно растет.

Чтобы узнать индекс по интересующему вас произведению, нужно быть зарегистрированным пользователем сайта аукциона Sotheby’s, который купил Mei Moses All Art.

Mei Moses All Art больше подходит для работ художников прошлого, которые уже побывали на вторичном рынке (то есть выставлены на продажу не впервые). Для оценки работ современников существует другой индекс — Artnet от компании Artnet AG. Он работает по тому же принципу, что и Mei Moses All Art. Подписка на него платная и стартует от $32,5 за доступ к базе данных произведений искусства.

Новички могут также ориентироваться на рейтинги. Например, рейтинг ликвидности работ российских художников с 2000 года. Издание ARTinvestment готовит и другие рейтинги, а также обзоры рынка инвестиций в искусство.

Если вы выбрали предмет искусства, и готовы инвестировать — не спешите. Сперва проконсультируйтесь со специалистом. Лучше, чтобы это был незаинтересованный профессиональный галерист или эксперт из национального государственного музея. Идеально, если это человек старше 50 лет, входящий в международные музейные сообщества, у которого большой опыт и хорошая репутация.

Интересные факты в мире инвестиций в картины

Имеют место случаи, когда картины неизвестных мастеров впоследствии оказываются произведениями всемирно известных художников. Как например, картина Винсента Ван Гога «Голова крестьянки». Долгое время полотно находилось в частной коллекции и было куплено владельцем за символическую цену в 85 долларов.

Саломея с головой Иоанна Крестителя
Саломея с головой Иоанна Крестителя

Случается и наоборот, как с примером картины «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Полотно было идентифицировано экспертами аукциона Кристис как «принадлежащее школе Тициана». Было куплено за 12000 фунтов. Впоследствии оказалось, что это оригинал самого Тициана и картина одно время находилась в коллекции Карла I. Первые владельцы полотна крупно проиграли на продаже, потому что не обратились за помощью к авторитетным специалистам.

Почти все произведения искусства великих мастеров учтены и имеют соответствующие документы. Поэтому купить подлинники может себе позволить только очень состоятельный человек.

Для желающих заниматься инвестициями в предметы искусства без крупных вложений открыт рынок современного искусства. Неизвестные, но талантливые мастера предлагают свои работы по достаточно низкой стоимости.

Но, исходя из принципа, что искусство проходит проверку временем, следует ожидать спроса через 5 – 10 лет. Если вовремя распознать потенциал художника и начать сотрудничество, предлагая свои услуги как менеджера или покупателя, со временем есть шанс купить картину и неплохо заработать.

Как застраховать произведение искусства

По классификации страховщиков, произведение искусства относится к движимому имуществу. Но далеко не все страховые компании работают с ними. Главные причины:

  • сложно оценить ценность предмета (в регионах нет специалистов для оценки)
  • большой риск мошенничества со стороны владельца.

По этой причине многие страховщики отказываются заключать договор с владельцами произведений искусства. И не все владельцы хотят его страховать:  этим чаще занимаются инвесторы, а коллекционеры предпочитают просто спрятать свое имущество от посторонних глаз.

Российский рынок страхования произведений искусства оценивают в 1,5 млрд долларов, но в реальности он значительно меньше. Главные клиенты страховых компаний на этом рынке – государственные музеи.  Если договор страхования заключает частное лицо, обязательные условия – наличие документа об оценке от эксперта с государственной лицензией или чека, а также документов, удостоверяющих законное право владения этим предметом.

Искусство получать доход. Как инвестировать в предметы искусства — советы профессионалов

Страховые взносы – от 0,6% до 1% от стоимости вещи в год. Чем лучше условия хранения, тем ниже страховой взнос. Дешевле всего обойдется страховка произведения искусства, которое хранится в сейфе в охраняемом помещении с сигнализацией.

Страхового минимума и максимума не существует. Имеет смысл страховать предметы стоимостью от 20 тысяч долларов на их полную стоимость. Если страхуют коллекцию, каждый предмет оценивают отдельно. По законодательству РФ, в случае наступления страхового случая страховщик обязан выплатить ущерб на полную сумму, но только если эта сумма не превышает 10% от собственных средств страховой компании.

Лучше всего заключать договор страхования с крупной компанией (“Ингосстрах”, “Ренессанс-страхование” и т.п). При наличии всех документов на произведение искусства (включая чек или оценку эксперта) и надлежащих условий хранения проблем возникнуть не должно.

Как купить и кому продать

Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников — на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.

Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 20%.

Аукционы работают по принципу caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.

У каждого лота есть эстимейт — сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.

Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость — 40 000 рублей, а самая высокая ставка — 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:

Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка — самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.

Аукционные дома с онлайн-торгами в россии

«Владей»: современное искусство. Комиссия аукциона — 20% от окончательной цены лота. Даже если последняя ставка ниже эстимейта, лот продается. Есть аукцион «Всё по 100», где торги стартуют со 100 €⁣ (7100

 Р

).

«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).

«Артлот-24»: современное искусство, антиквариат. Если ставка не перешагнула оценочную стоимость, лот не продадут. К максимальной цене прибавляйте 15% комиссии аукциону. Продавцы платят комиссию 8%.

«Арт-4»: современное искусство. Можно купить, даже если произведение не достигло эстимейта. Комиссия аукциона включена в цену и равна 20%. Есть список художников, работы которых аукцион принимает на продажу, — сверяйтесь с трендами.

«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 2%, а за участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 10%.

Для начинающего коллекционера интересен аукцион «Всё по 100» на «Владей»: ставки на современное искусство стартуют со 100 €⁣ (7100

Р

), а комиссии и вовсе нет.

Зарубежные аукционы — это уровень более опытных любителей искусства. Сам процесс торгов похож, но покупки осложняет таможенное законодательство.

Картины молодых художников: стоит ли игра свеч

Состоятельные люди инвестируют в картины известных художников, но что делать тем, у кого нет больших денег? Ответ прост: покупать полотна молодых, но перспективных авторов. Если у вас есть художественный вкус, вы можете собрать коллекцию картин малоизвестных авторов – есть шанс, что их творения подрастут в цене спустя несколько лет.

  • Бэн Гудинг, США. Выпускник Кембриджской школы искусств. Его работы – это совмещение необузданной фантазии и необычных узоров. Цена картин – от 1 до 3,5 тысяч долларов.
  • Луис Фратино, Великобритания. Студент Йельского университета. В творчестве предпочитает яркие цвета и необычные фигуры. Стоимость работ – от 250 долларов до 5 тысяч.
  • Клэр Прайс, Великобритания. Молодая художница, обладательница престижной премии Acme Jessica Wilkes. В работах преобладает абстракция. Цена – от 1 до 5 тысяч долларов.
  • Пиппа Янг, Великобритания. Выпускница Университета Фолмут. На картинах художницы – преображение фотографий в настоящее произведение искусства. Цена – от 1,5 до 2 тысяч долларов.
  • Майкл Ковелло, США. Выпускник Университета Корнелл. В картинах художника преобладают цветовые образы и геометрические фигуры. Стоимость работ – от 650 долларов до 3 тысяч.

Российские инвесторы редко покупают картины молодых авторов – традиционные жанры не особо популярны в нашей стране. Современные деятели искусства создают инсталляции, видеоработы или арт-объекты. Но есть и молодые перспективные художники, на которых следует обратить внимание инвестору.

Олег Доу

  • Олег Доу. Окончивший МИСиС художник. Автор сотен работ, которые скупают коллекционеры со всего мира. Стоимость его полотен – от 10 до 40 тысяч долларов.
  • Егор Кошелев. Учился в Строгановке, написал более 200 картин. Проводил выставки за рубежом. Цена картин – от 2 до 10 тысяч евро.
  • Иван Плющ. Окончил Государственную художественно-промышленную академию им. В. Мухиной. Участник многочисленных выставок, автор 70 картин. Цена за полотно – от 5 до 8 тысяч евро.

Кейс 4. первый выпуск комикса про супермена за 3,2 миллиона долларов

Искусство получать доход. Как инвестировать в предметы искусства — советы профессионалов

Цена на некоторые направления в искусстве подогревается стараниями галеристов. В 90-е годы несколько экспертов смогли значительно усилить интерес к комиксам. На этой волне они продали несколько выпусков и рисунков обложек первых комиксов за рекордные деньги.

Вот по каким ценам  были проданы первые выпуски “Супермена”:
  • 2,16 миллионов долларов (в 2022 году)
  • рекордные 3,2 миллиона долларов (в 2022 году)
  • 956 тысяч долларов (в 2022 году)

Всего до наших дней дошло около 100 экземпляров этого выпуска.  В момент своего появления, 18 апреля 1938 года, комикс стоил 10 центов.

Вложения в искусство – довольно редкий вид инвестиций. Большинство людей предпочитает вкладывать сбережения в более понятные и прогнозируемые финансовые инструменты. Искусство всегда субъективно, поскольку оно не несет человечеству измеримой материальной пользы.

“Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.”

Леонардо да Винчи

Это может быть применимо к инвесторам на арт-рынке.  Если человек обладает особенным чутьем на произведения искусства, он может получать хороший доход в этой нише.

Для большинства инвесторов вкладывать весь свой капитал в картины или предметы старины неразумно. Это особенно касается людей, не разбирающихся в живописи и искусстве в целом.

“Никогда не инвестируйте в бизнес, в котором ничего не понимаете”.

“Оракул из Омахи”, Уоррен Баффет

Если же инвестор разбирается в искусстве и ориентируется на рынке, он может инвестировать часть своего капитала и  сберечь средства для потомков. Ведь настоящие произведения искусства никогда не обесцениваются, а со временем их стоимость только растет.

Есть мнение, что в скором времени мир вступит в эпоху искусственного интеллекта. Производить товары будут роботы, в результате цены на 99% товаров обрушатся.  В этом случае проверенные временем произведения искусства могут взлететь в цене – ведь их не сможет воспроизвести ни один робот.

В таблице приведены главные достоинства и недостатки стратегии инвестирования в предметы искусства.

Рекомендации инвестору в произведения искусства
  1. Тщательно анализировать рынок, “вариться” в этой теме.
  2. Тщательно выбирать объект инвестиций.
  3. Спросить мнение экспертов, если сам инвестор не разбирается в искусстве.
  4. Выбрать инвестиционную стратегию и придерживаться ее.
  5. Заранее просчитать все расходы (на ввоз, страховку и т.д).
  6. Хранить произведения искусства в надежном месте.
  7. Застраховать свое приобретение.
  8. Не экономить на хранении и страховке.
  9. Декларировать ввоз/вывоз своего произведения искусства в/из страны и платить все налоги..

Принципы арт-инвестиций

Искусство требует знаний. Поэтому непосвященному любителю трудно будет сориентироваться и вложить деньги в картину, которая обладает потенциальной ценностью. Без квалифицированного эксперта здесь не обойтись. Это касается прежде всего произведений искусства средневековой эпохи, импрессионизма, русского искусства.

Почти каждое полотно имеет копии, иногда очень хорошие копии, отличить которые может только высококвалифицированный специалист при наличии оборудования. Самостоятельно начинать инвестиции не рекомендуется. Требуется достаточно большой опыт работы с оригиналами:

  • работа в музее;
  • реставрация;
  • научная работа с непосредственным контактом с оригинальными полотнами.

Следует помнить, что творчество художника имеет несколько периодов в своем развитии. Произведения искусства разного периода могут отличаться кардинально. Как, например, Сальвадор Дали, который в последние годы своей жизни страдал заболеванием нервной системы.

Например – академический стиль Анри де Тулуз-Лотрека полностью изменился в 80-х годах 19-го века. Творчество Сезанна на раннем этапе было сродни художникам-романтикам. Впоследствии, после знакомства с импрессионистами, стиль также поменялся: вместо темных тонов живопись наполнилась светлыми яркими красками. Это дает повод искателям неизвестных произведений искусства присматриваться и оценивать более профессионально.

Что касается современных стилей, то здесь на первое место можно поставить интуицию и вкус инвестора или его консультанта. Есть два вида художников: известные и неизвестные. Первые выставляют свои работы в престижных галереях, музеях, аукционах. Цена на их работы напрямую зависит от того, где демонстрировались полотна. Это влияние моды и рекламы, что совершенно не означает наличие феномена в творчестве.

Фрэнсис Бекон
Фрэнсис Бекон, 1969 год – 142 млн долларов

Неизвестные художники могут иметь гораздо более высокий потенциал, поэтому имеет смысл посещать уличные выставки, где в основном продаются их картины. Таким образом можно отыскать подходящие объекты для недорогих инвестиций в искусство. Останется подождать, пока пройдет время.

  • Примером могут служить картины того самого Ван Гога. При жизни художнику удалось продать всего лишь одну свою картину. На данный момент его творчество оценивается десятками миллионов.
  • Картины Клода Моне очень плохо продавались при жизни, потому что импрессионизм не признавали как новое течение в живописи. Сейчас это один из самых дорогих художников.
  • Очень много времени потребовалось ценителям искусства, чтобы разглядеть смысл и красоту в картинах Альфреда Сислея. При жизни его работы не имели никакого успеха и не продавались.
  • Камилль Писсарро также не имел успеха. Его полотнами расплачивались в кондитерских за пирожные. И только в начале ХХ века за картины импрессионистов начали платить хорошие деньги. Многих художников уже не было в живых на тот момент.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: инвестиции в современное искусство – долгосрочные проекты, прибыли от которых следует ждать не менее чем через 10 – 20 лет. Это время следует посвятить изучению искусства, а также покупке понравившихся картин современных авторов.

Имеет смысл следить, как развивается творчество понравившегося художника, где выставляются его полотна, как покупаются и за какую цену. При наличии большого числа произведений одного художника, стоит делать экспертные публикации или статьи, где подробно рассказывать о творчестве.

Оцените статью
Бизнес Болика