Понятие мультипликатора и акселератора
Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который в экономической теории называется эффектом мультипликатора.
Мультипликатор —коэффициент, характеризующий связь между инвестициями и величиной дохода. Величина М. характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а, следовательно, и дохода).
Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывают круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
На понятии предельной склонности к потреблению базируется теория мультипликатора Кейнса.
Пои мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций:
А^-Д/=ДУ,
где Кк— мультипликатор (множитель) Кейнса; А/— увеличение инвестиционного расхода, независимо от формы инвестирования частной или государственной; А У— общее изменение совокупного дохода.
…
Следовательно,
Кк =—=—^—, так как ДУ= АС А/. А/ ДУ-ДС
Отсюда, разделив на Д Y, получим
1-Д%у I-MFC MPS’
Таким образом, мультипликатор Кейнса — величина, обратная предельной склонности к сбережению.
Однако данное изложение, предложенное Кейнсом, носит чисто математический характер и объясняет факт связи между изменением дохода и изменением инвестирования в данный момент времени. Таким образом, данный мультипликатор статичен и не показывает причинную связь.
Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между увеличением инвестирования и ростом уровня экономической активности в одном и том же году
Акселератор — (от лат. accelero — ускоряю) — отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции..
Эффект акселератора состоит в том, что масштабы инвестирования в году t зависят от увеличения ВНП в году t— 1 по сравнению с годом t—2. Тогда
= Л(УМ-У,.2) = Л.ДУМ,
где /, — объем инвестиций в году t;A — акселератор; ДУГ_, — прирост ВНП в М году.
Следовательно, эффект акселератора связывает масштабы инвестирования в данном году с изменением уровня экономической активности в прошлом периоде.
Эффект мультипликатора и акселератора позволяет понять взаимодействие совокупных величин потребления, инвестирования и дохода. Сочетание данных эффектов дает возможность проследить во времени взаимосвязь экономических явлений, таких, как увеличение потребления и дохода благодаря инвестиционным расходам, и обратное воздействие на инвестирование изменений в доходах и потреблении.
Эти взаимосвязи широко используются для объяснения колебаний экономической деятельности, а также для анализа равновесия в рамках национальной экономики.
Инфляционный и рецессионный разрывы в кейнсианской модели
Отсутствие равновесия между реальным и потенциальным уровнем выпуска может привести экономику к двум отрицательным для нее эффектам — инфляционному и рецессионному (дефляционному) разрывам.
Инфляционный разрыв — величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.
Инфляционный разрыв — это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы превышают потенциальный уровень совокупного выпуска, или (если рассматривать равновесие в системе «инвестиции -сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости. Иными словами предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей предприятий.
Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ∆Y составляет:
∆Y = — Величина инфляционного разрыва * Величина мультипликатора автономных расходов
В этой ситуации в экономике нет возможности увеличивать инвестиции, следовательно, нет возможности увеличивать производство, то есть и совокупное предложение. Население будет направлять большую часть дохода на потребление, увеличивая спрос на рынках товаров и услуг. Следствием этого станет рост цен, который будет увеличиваться в силу эффекта мультипликатора. Таким образом, экономика самостоятельно не сможет прийти в состояние равновесия, а инфляционный разрыв будет увеличиваться.
Рецессионный разрыв — величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода ∆Y составляет:
∆Y = Величина рецессионного разрыва * Величина мультипликатора автономных расходов
Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y* , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD =AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.
Рецессионный (или дефляционный) разрыв представляет собой ситуацию в экономике, при которой планируемые совокупные расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости. В этих условиях население будет сберегать будет большую часть дохода, спрос уменьшится, что вызовет перепроизводство, снижение уровня цен, а как следствие — спад производства и увольнение работников. Таким образом, рецессионный разрыв будет постепенно сокращаться, экономика придет самостоятельно в состояние равновесия, однако это будет сопровождаться спадом производства и безработицей.
Парадокс бережливости
Парадокс бережливости– это, когда люди экономят и откладывают средства, а пользы от этого никакой. Еще это можно объяснить цитатой: « Если мы будем много думать о черном дне, то он обязательно наступит». Самые известные работы по этой теме принадлежат Джону Мейнарду Кейнсу и Фридриху фон Хайеку.
Экономить может и хорошо, но в определенной мере и в определенное время. К примеру, если все люди начнут экономить во время кризисной ситуации, то это приведет к снижению спроса и заработные платы станут меньше. И в результате сбережения останутся прежними, а доход уменьшится. В этом и заключается парадокс, который зачастую называют, как простая кейнсианская модель, — чем больше экономика экономит, тем беднее она будет. Следует, что если сбережения одного человека будут расти, то это плохо сказывается на всей экономики страны. И получается, что если все начнут экономить, то экономика разрушится. Как то, это все печально выходит. Но, это только в кейнсианской модели, которая зародилась в XX столетие 30х годов.
Ведь, существует и второй способ понять логику парадокса – классический способ. Этот способ полностью зависит от инвестиций. Он гласит: «Сберегательные инвестиции растут по определенной величине, и доходы тоже растут». На сегодняшний день эта теория более справедлива, это доказывает логическая цепочка: больше сбережений — больше источников инвестиций – рост инвестиций – увеличение дохода – резкий подъем экономики.
Такая тенденция представляет особую опасность при условиях полной занятости. В случае если занятость неполная, рост сбережений, как правило, желателен, поскольку он вызывает сокращение текущего потребительского спроса и создает препятствие для роста инфляции.
Но на практике у населения появляется больше стимулов к сбережениям, как раз, когда это наименее желательно, а точнее, когда экономика находится на спаде производства. В результате стремление к сбережениям становится причиной к ухудшению экономической конъюнктуры.
Парадокс заключается еще в том, что люди начинают экономить именно в кризисные ситуации, когда этого делать категорически нельзя. Но, это психология людей, когда начинается кризисная ситуация, им нужно защититься.
У представителей Австрийской школы по поводу «парадокса бережливости» совсем другая версия. Они считают, что если в настоящем отказаться от некоторых благ, то в будущем это принесет пользу экономическому развитию.
Таким образом, если экономика развита не полностью, то сбережения сыграют отрицательную роль и потребление снизится. А, если потребление снизится, то производителям будет сложнее продавать свою продукцию. Затем производство начнет сокращаться, рабочие места также последуют этому примеру, и в результате национальный доход упадет. Согласно этим выводам, такой метод в стиле капитализма, который пропагандирует идею о том, что чем больше сэкономишь, тем богаче будешь, не всегда действует. В этом случае получается «парадокс бережливости» уменьшает сбережения, и не увеличивает инвестиции.
Понятно, что две версии понятия «парадокса бережливости» абсолютно противоречат друг другу. Но, каждая из них по-своему права и эффективна в определенное время.
Вероятнее всего, что Кейнс перепутал понятия «сбережения» и «инвестиции». Так как вначале Кейнс утверждал, что эти два понятия идентичны, только проявляются в разных формах. Но потом, Кейнс отказался от своего утверждения и нашел массу различий между «сбережениями» и «инвестициями».
Ведь, теория Кейнса разработана во время Великой депрессии. Согласно этой теории, государство должно вмешиваться в сферу экономики. Кейнс и другие предлагали признать «фискальную политику» для того, чтобы стабилизовать экономику. Великая депрессия сопровождалась перепроизводством товара, и именно в тот момент важнее было создать новые рабочие места, а не выставить больше продукции на рынок. К примеру, строительство нового моста обеспечило бы работу многим жителям, и преувеличила бы их доход, а во вторых на рынке не появилось бы еще больше товаров, покупку которых не могут позволить себе большинство населения.
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии, отметил, что введение в политику увеличения госрасходов принесет пользу экономическому положению страны. Он посчитал, что если отрасль домохозяйства уменьшит расходы, то экономики потребуются обычные потребители. И этим, безусловно, должно заниматься правительство.
С другой стороны, конгрессмен от штата Техас, Рон Пол считает, что сбережения играют только на пользу экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что «парадокс бережливости» понятие многофункциональное, и оно зависит от множества факторов. Также, «парадокс бережливости» может повлиять на экономику как положительно, так и отрицательно.
§
На рынке труда существует такой феномен, как безработица, под которой понимается превышение предложения труда над спросом на труд.
Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов:
1) величиной минимальной заработной платы: чем она ниже, тем больше сроки поиска работы молодежью, работниками которые ищут более высокую заработную плату;
2) уровнем социального страхования по безработице;
3) авторитетом профсоюзов;
4) склонностью людей к трудовой деятельности;
5) величиной налогов;
6) средней величиной фактической безработицы: увеличение безработицы в периоды спада производства завершается возвращением ее не к исходному, а к более высокому уровню («ржавление» человеческого капитала);
7) существует разная рыночная власть работающих и безработных.
Безработные не участвуют в переговорах об условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировать в повышение ставки заработной платы, а не в рост занятости.
Для определения уровня естественной безработицы используется средняя величина фактической безработицы за длительный период, что сглаживает циклические колебания экономики. Естественный уровень безработицы (NAIRU) также определяется средним фактическим уровнем безработицы за предыдущие десять или более лет и прогнозными оценками последующих десяти лет с учетом динамики ожидаемого уровня инфляции. NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment) фиксирует внимание на том, что такой устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.
…
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с увеличением доли молодежи, женщин в составе рабочей силы и частотой структурных сдвигов в экономике.
Безработным является человек трудоспособного возраста, не имеющий работы к моменту проведения статистического обследования, активно ее ищущий и готовый приступить к работе немедленно.
Совокупность занятых и безработных образует экономически активное население (рабочую силу). Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. В состав рабочей силы не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т. д.).
Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и экономически активного населения или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Обозначим экономически активное население Т, число работающих — 3, а число безработных — Н. Таким образом, экономически активное население представляет собой сумму числа работающих и безработных, т. е.
.
Уровень безработицы определяется процентом безработной части экономически активного населения.
.
Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то уровень безработицы не меняется, а число нанятых на работу равно числу уволенных с работы. Обозначим долю занятых, которая ежемесячно теряет работу — у, а долю безработных, которая ежемесячно находит работу — р, тогда согласно нашему условию имеем: , а так как
, то
.
Разделим обе части уравнения на Т и получим: или
, значит
или
,
.
Полученное уравнение показывает, что уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, которая имеет своей целью снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.
В зависимости от избранных критериев также выделяют следующие виды безработицы по:
продолжительности существования — краткосрочную и долгосрочную;
характеру проявления — открытую, учитываемую официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;
степени охвата различных групп населения — основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежи и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного, и пенсионного возраста.
Формы безработицы.
Экономисты выделяют три основных вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения по регионам и видам деятельности. Такая безработица носит добровольный характер и является кратковременной, а ее носители имеют готовые навыки к труду, которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица возникает в связи с технологическими новшествами в производстве, которые порождают сдвиги в структуре спроса на рабочую силу. По этой причине такую безработицу также называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Безработица носит вынужденный характер и является сравнительно долговременной, у ее носителей не имеется готовых навыков к труду, необходима переподготовка.
Кроме того, на величину структурной безработицы также влияет территориальное распределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население.
Фрикционная и структурная безработица называется также естественной безработицей. Она характеризует резерв рабочей силы, способной совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения по требованию производства. Естественная безработица – это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, т. е. потенциальному ВВП.
Циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюнктуры по фазам экономического цикла. Носит вынужденный характер. Уровень циклической безработицы иц определяется как разность между фактическим и и естественным и* уровнем безработицы:
.
§
Открытая инфляция может принимать формы инфляции спроса или инфляции издержек (предложения).
Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. Она может вызываться:
а) ростом денежной массы (монетарный импульс);
б) увеличением государственных расходов и (или) инвестиций;
в) адаптивными инфляционными ожиданиями, усиливающими скорость денежного обращения и др.
На начальной стадии инфляции спроса цены увеличиваются медленно, отставая от темпов роста денежной массы, так как. во—первых, в экономике еще существуют неиспользованные производственные ресурсы и, во-вторых, с увеличением доходов на первых порах усиливается склонность к сбережению.
На основной стадии инфляции, если денежная масса продолжает увеличиваться, происходит резкое увеличение темпов роста цен, которое еще усиливается от быстрого обращения денег.
Инфляция издержек может возникнуть в результате увеличения издержек. Это отразится снижением предложения. Уменьшение предложения товаров и услуг вызовет рост цен. Главным источником инфляции издержек являются:
1) увеличение номинальной заработной платы, не уравновешиваемое соответствующим ростом производительности труда;
2) повышение цен на сырье и энергию;
3) изменения в законодательстве (рост налогов и др.);
4) инфляционные ожидания.
…
Данные события в экономической системе, характеризующиеся шоками предложения, получили название стагфляции.
Стагфляция — такое состояние экономики, при котором снижение объема производства сопровождается ростом цен. Дальнейшие события зависят от изменения совокупного спроса: если он не изменится, то недоиспользование фирмами своих производственных мощностей, чрезмерная безработица, рост товарно-материальных запасов вызовут снижение заработной платы и цен. Кривая совокупного предложения начнет возвращаться в свое исходное положение, норма безработицы и реальный объем производства вернутся к своему естественному значению.
Если же начнет осуществляться экспансионистская макроэкономическая политика с целью расширения совокупного спроса, то произойдет сдвиг кривой совокупного спроса от АD в положение АD1, и экономика достигнет равновесия в точке В.
Восстановление от последствий шока предложения через расширение спроса пойдет быстрее, чем от корректировки относительных цен, но издержки в виде повышения уровня цен будут более значительными, т. е. цена увеличится до Р2 (рис. 6.7). Кроме того, если расширение совокупного спроса окажется чрезмерным, появятся симптомы инфляции, инспирированной спросом.
В чистом виде инфляция спроса и инфляция издержек практически не встречаются, они переплетаются, чередуясь одна с другой.
Рисунок 6.7 — Преодоление инфляции издержек
через расширение спроса.
Различают также инфляцию ожидаемую (прогнозируемую) и непредвиденную (не прогнозируемую).
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.
Непредвиденная инфляция — это инфляция, которая стала для экономических субъектов неожиданной.
26. Экономические и социальные последствия инфляции.
Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции — это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.
Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.
Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.
Значительно повышаются так называемые «издержки меню» — расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.
В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.
Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.
Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов — прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.
Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.
Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.
Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX — XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.
Антиинфляционная политика.
Бороться с инфляцией — значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер функционирования рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.
Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.
Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.
Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.
Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.
Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.
Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.
На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране:
а) уровнем реальных доходов;
б) состоянием промышленности;
в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования;
г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.
При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.
При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
– преодоление инфляционных ожиданий;
– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета;
– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.
Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы:
а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.