Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России Инвестиции

Законодательная основа иностранных инвестиций в экономике россии

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. [20, с.21]

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

— Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

— Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 19.07.2022 N 248-ФЗ, от 16.11.2022 N 322-ФЗ, от 06.12.2022 N 409-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. [22, с.42]

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций, уже разрешены более общими законами. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ. Правила, установленные ГК, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если оно не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского кодекса России является последовательное закрепление в нем принципов частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, в том числе, и частной, недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные условия для его развития в России.

Немаловажную роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и другим общим законам. В Земельном Кодексе должен быть полностью решен вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым законом «О банках и банковской деятельности».

— Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

— указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

— постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти. [6, с.84]

Таким образом, данные базовые законодательные и подзаконные акты носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.Управление инвестициями

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Прочитайте подробнее о том, как работают предприятия с иностранными инвестициями.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Про бизнес:  Исламский банк развития - Деятельность международных экономических организаций на пространстве СНГ

Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.Работа с иностранными инвестициями в России

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций.

Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Международные договоры в рамках снг

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2022).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в россии — danilov & partners

Понятие иностранных инвестиций

В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – «Закон об иностранных инвестициях») под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде прямых инвестиций путем: (1) приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации; (2) вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, (3) осуществления на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) определенного оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2022 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).

Следует отметить, что косвенные инвестиции прямо не урегулированы законодательством. Однако, приобретение инвестором менее 10% акций (долей) в уставном капитале коммерческой организации может быть расценено как осуществление такого косвенного контроля, а следовательно, и косвенного инвестирования при приобретении такого объема акций (долей) через подконтрольные организации.

Статистика Foreign capital flow (далее — «поток иностранного капитала») за последние годы

К концу 2022 года большая часть чистых прямых иностранных инвестиций в Россию пришла из восьми стран: Казахстана, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Нидерландов, Великобритании, США, Финляндии и Швейцарии.

Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, составил 12,41%.

По данным на 1 января 2022 года величина иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций составила 391,7 млрд руб.

Совокупный уставный капитал кредитных организаций, рассчитанный для определения размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале таких кредитных организаций, составил 2,7 трлн руб.

Ожидается, что к концу текущего квартала прямые иностранные инвестиции в России составят 3 млрд 600 млн руб., согласно глобальным макромоделям Trading Economics и ожиданиям аналитиков.

Прямые иностранные инвестиции в России оцениваются на уровне 9 млрд 100 млн руб. через 12 месяцев. В долгосрочной перспективе, согласно нашим эконометрическим моделям, прогнозируется, что в 2020 году прямые иностранные инвестиции в России — чистые потоки составят около 10 млрд долларов США.

Иностранный инвестиционный режим

Правовой режим иностранных инвестиций и отдельные аспекты статуса инвесторов закрепляются как международными договорами, так и нормами российского законодательства. На данный момент действует более 70 межправительственных соглашений о поощрении и защите капиталовложений, которые закрепляют особенности осуществления деятельности иностранных инвесторов в России.

Поскольку в современном российском законодательстве нет единого понятия инвестиций, и оно зависит от применяемого закона, отсутствует и единый режим инвестиций. Поэтому существует множество специальных инвестиционных режимов, устанавливаемых отдельными федеральными законами.

Обзор нормативно – правовых актов:

Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации регулируется большим количеством законодательных актов.

В частности, в ряде секторов экономики иностранным инвесторам, в соответствии с действующим законодательством, запрещено приобретать контроль (прямой или косвенный) в отношении российских хозяйственных обществ (мы перечислим лишь некоторые из них): владение на праве собственности региональными системами газоснабжения и газораспределительными системами (ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»), владение на праве собственности и иных вещных правах участниками земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Федерального закона от 24. 07. 2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (п.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»), осуществление деятельности на территории ЗАТО (п.п.2.1 – 2.2 ст. 3 Закона РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании») и др.

Далее приведем краткий обзор действующих федеральных законов, связанных с осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Закон об иностранных инвестициях

Указанный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Кроме того, в Законе установлен ряд принципов осуществления иностранных инвестиций, а именно: (1) правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, нежели режим для национальных инверторов; (2) порог в 10% доли в уставном капитале российской коммерческой организации считается допустимым и иностранный инвестор, обладающий такой долей в полной мере, пользуется правовой защитой и гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях; (3) российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.

Правовые гарантии изложены в соответствующем разделе указанной статьи.

Закон об инвестировании в форме капитальных вложений

Помимо прочего, инвестирование может осуществляться в форме капитальных вложений. В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – «Закон об инвестировании в форме капитальных вложений») инвестиции направляются в основной капитал (основные средства), и в том числе включают в себя затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Специальные инвестиционные контракты

В России действует специальный механизм заключения инвестиционных контрактов (далее – «СпИК»). Впервые СпИК был введен Постановлением Правительства РФ № 708 (Постановление Правительства РФ от 16.07.2022 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» в редакции от 27.12.2022) в 2022 году (далее – «СпИК 1.0») как форма государственно-частного партнерства между государством и частным инвестором, имеющая целью стимулирование локального производства на территории России. Основная идея СпИК состоит в том, что заключается контракт между инвестором и государством, где инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект по разработке и (или) внедрению технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне. Публичный партнер в свою очередь обеспечивает стабильность условий деятельности инвесторам и реализует меры стимулирования. СпИК 1.0 устанавливал ряд необходимых условий для применения механизма, в частности срок контракта не должен был превышать 10 лет, а сумма инвестиций должна была составлять от 750 млн рублей.

Про бизнес:  Кто снимался в рекламе Сбер Прайм плюс (2021)? |

18 июня 2022 года начал действовать СпИК 1.1 (Постановление Правительства РФ от 16.07.2022 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» в редакции от 16.12.2022). Новая редакция внесла некоторые изменения. В частности, был расширен перечень отраслей промышленности, в которых может быть заключен СпИК, была введена возможность установления иными нормативными актами суммы инвестиций. Было введено понятие «проектная операционная прибыль» для целей расчета срока СпИК, под которой понимается прибыль инвестора (привлеченных лиц), а также лиц, имеющих право на получение более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) или предоставлявших более 20% финансирования проекта.

На данный момент в Госдуме был принят в первом чтении СпИК 2.0. СпИК 2.0 стал применим не только в промышленности в узком смысле, но и в энергетике, в агропромышленном комплексе. В законопроекте предлагается предусмотреть, что специальный инвестиционный контракт заключается на срок не более 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым составляет до 50 млрд руб. включительно (без учета НДС), или не более 20 лет для проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС, Законопроект № 689101-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов // https://sozd.duma.gov.ru/bill/689101-7). Также в законопроекте исключено ограничение срока предоставления налоговых льгот — до 2025 г. Специальные инвестиционные контракты можно будет заключать в редакции СПИК 2.0 до 31.12.2030.

Оффшорные зоны в России

Кроме того, в связи с принятыми относительно недавно Федеральным законом от 03.08.2022 № 290-ФЗ «О международных компаниях» (далее – «Закон о МК») и Федеральным законом от 03.08.2022 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (далее – «Закон о САР»), необходимо отметить особенности правового регулирования на так называемых офшорных зонах, расположенных на территории о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область).

Закон о САР устанавливает особенности создания, функционирования и упразднения специальных административных районов (далее «САР»), порядок административного управления на таких территориях, требования к процедурам получения статуса участника и др.

В соответствии с Законом о МК, статус международных компаний (далее – «МК») предоставляется хозяйственному обществу, которое: (1) осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории РФ; (2) является участником САР на о. Русский и о. Октябрьский; (3) обязалось осуществить инвестиции в РФ.

В частности, статус МК предоставляется, если такое хозяйственное общество приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, в том числе на основании: (1) заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; (2) специального инвестиционного контракта; (3) концессионного соглашения; (4) соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора.

Регистрация хозяйственного общества в качестве МК осуществляется управляющей компанией, на которую Правительством РФ возложены функции по обеспечению функционирования специального административного района для обеспечения функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество (Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально экономического развития в Российской Федерации»).

Закон о Защите конкуренции

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции») предусматривает обязательный порядок предоставления информации о наличии/отсутствии лицензии у лица, являющегося объектом экономической концентрации на осуществление видов деятельности, упомянутых в Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон о стратегических инвестициях»), либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает.

Иными словами, в таком случае со стороны государства осуществляется косвенный контроль за иностранными инвестициями.

Необходимо также отметить, что такому косвенному контролю также подвергаются хозяйственные общества, по своей сути не осуществляющие никаких инвестиций в стратегические общества, однако входящие в одну группу лиц с инвестором, в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Закон о РЦБ

Деятельность иностранных инвесторов также подпадает под определенные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – «Закон о РЦБ»), в частности, в рамках деятельности, связанной с передачей ценных бумаг по договору репо (договор репо – договор, по которому продавец обязуется в установленные срок и передать покупателю ценные бумаги, а покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму и по которому покупатель также обязуется в установленный срок передать такие ценные бумаги в собственность продавца обратно, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму), заключаемому между российским и иностранным юридическим лицом, которые могут представлять собой инвестиционные паи или акции иностранного инвестиционного фонда.

Закон о стратегических инвестициях

На наш взгляд, указанный Закон о стратегических инвестициях является основным законом, определяющим правовой режим иностранных инвестиций в России, так как предполагает наиболее четкие границы, в которых могут осуществлять свою деятельность иностранных инвесторы.

В соответствии с Законом о стратегических инвестициях, иностранные инвесторы имеют ряд ограничений при инвестировании в хозяйственные общества, осуществлявшие стратегические виды деятельности. Отметим наиболее важные из них: (1) деятельность, связанная с радиоактивными веществами и ядерными материалами; (2) деятельность, связанная с вооружением и военной техникой; (3) космическая деятельность и деятельность в области авиации; (4) оказание услуг субъектом естественной монополии; (5) пользование участками недр федерального значения.

По общему правилу предварительному согласованию сделок, совершаемых иностранными инвесторами или их группой лиц, подлежат сделки, при совершении которых приобретается 50% или более долей (акций) в уставном капитале хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

Однако в Законе о стратегических инвестициях установлены случаи получения предварительного согласия и при меньших значениях доли в уставном капитале. Так, в отношении иностранных инвестиций в стратегические общества в сфере недропользования, понятие установление контроля включает в себя: (1) возможность прямо или косвенно распоряжаться 25% и более голосующими акциями (долями); (2) возможность осуществлять функции единоличного исполнительного органа; (3) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25% и более состава коллегиального исполнительного органа, а также определять решения собрания иным образом.

Хотя косвенный контроль над стратегическими обществами может приобретаться иностранным инвестором через цепочку контролируемых российских юридических лиц, тем не менее такие сделки будут подлежать предварительному согласованию при условии соблюдения порядка, предусмотренного Закона о защите конкуренции.

Правовые гарантии иностранных инвесторов

Правовые гарантии для иностранных инвесторов в основном предусмотрены Законом об иностранных инвестициях.

В первую очередь, иностранный инвестор вправе осуществлять инвестиции в любой форме, не запрещенной действующим законодательством, кроме сделок, для которых требуется предварительное согласование Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Правительственная комиссия РФ») или антимонопольных органов. Такими могут выступать, в частности, сделки, в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, а также в случаях, если у иностранного инвестора возникает иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества.

Кроме того, существуют отдельные гарантии для иностранных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, сумма которых составляет не менее 1 млрд рублей или доля которых в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн рублей.

Предоставление таких гарантий связано с неблагоприятными изменениями, которые могут, в частности, (1) повлиять на будущую прибыль инвестора от приоритетного инвестиционного проекта; (2) могут привести к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов; (3) установить режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций по сравнению с периодом до начала осуществления приоритетного инвестиционного проекта.

Более того, существуют гарантии, связанные с использованием и переводом за пределы РФ сумм, правомерно полученных от осуществляемой инвестиционной деятельности.

В частности, такие суммы могут быть полученные в качестве: (1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; (2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам; (3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Про бизнес:  Передача исключительных авторских прав на произведение: какой договор ИП заключать с автором

Типичные формы для инвестиций

С точки зрения экономики наиболее распространены две формы инвестиций: прямые и портфельные. В случае, если инвестор принимает участие в управлении объектом инвестирования – это прямые инвестиции. Соответственно, если такого контроля нет – портфельные. В рамках российского законодательства статус иностранного инвестора имеют только прямые инвесторы.

Формы иностранных инвестиций напрямую зависят от сроков. Если иностранный инвестор планирует осуществлять инвестирование на неопределенный срок, как правило, оно будет осуществляться посредством организационно-правовых форм иностранных инвестиций. Так, иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы иностранного юридического лица. Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Кроме того, крайне популярна такая форма реализации иностранных инвестиций, как акционерный инвестиционный фонд (Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Для краткосрочных иностранных инвестиционных проектов характерно заключение инвестиционных договоров. Так, например, российское законодательство предлагает возможность заключения договора инвестиционного товарищества (Федеральный закон от 28.11.2022 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»). Соответствующие федеральные законы не ограничивают возможность участия в таких договорах иностранных инвесторов.

Обзор регуляторной процедуры

Контроль за приобретением акций (долей) в хозяйственном обществе при совершении сделок осуществляет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее – «ФАС РФ»). Сделки с акциями (долями) хозяйственного общества совершаются с предварительного согласия ФАС РФ, если суммарная стоимость активов общества — покупателя акций (долей) и общества, в котором приобретаются указанные акции (доли) превышает 7 млрд рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу общества – покупателя и его группы лиц превышает 400 млн рублей, а также если: (1) приобретается более 25% голосующих акций акционерного общества (далее – «АО»); (2) приобретается не менее 1⁄3 доли в обществе с ограниченной ответственностью (далее – «ООО»); (3) приобретается не менее 1⁄3 и не более 50% долей в обществе с ограниченной ответственностью; (4) приобретается не менее 25% и не более 50% голосующих акций акционерного общества; (5) приобретается не менее 50% и не более 2⁄3 доли в обществе с ограниченной ответственностью; (6) приобретается не менее 50% и не более 75% голосующих акций акционерного общества; (7) приобретение имущества на сумму, составляющую более 25% балансовой стоимости активов общества; (8) приобретение более 50% голосующих акций иностранного юридического лица.

Кроме того, подлежат государственному контролю сделки в отношении организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем 1 млрд рублей в течение года, предшествующего дате осуществления такой сделки.

Контроль за иностранными инвестициями в стратегические общества в общем виде заключается в получении предварительного согласия Правительственной комиссии РФ.

Иностранный инвестор, намеревающийся совершить сделку, которая требует согласования, должен направить соответствующее ходатайство в ФАС РФ. После чего ФАС РФ проводит экспертизу поданного ходатайства, и если оно является не полным, т.е. не содержит определенных документов, то ФАС РФ направляет соответствующий запрос дополнительной информации. После проведения экспертизы ходатайства ФАС РФ направляет указанное ходатайство в Министерство обороны РФ и ФСБ России (в случае, если сделка связана с инвестированием в стратегические общества). В конечном счете, пройдя все согласования, ходатайство передается в Правительственную комиссию, которая в свою очередь вправе принять одно из следующих решений: (1) согласовать сделку без соблюдения определенных условий; (2) согласовать сделку с соблюдением определенных условий хозяйственным обществом, получающим такое согласие; (3) отказать в согласовании сделки. Соответственно, любое из принятых решений доводиться до сведения заявителя через ФАС РФ.

Если лицо, подавшее ходатайство о предварительном согласовании сделки в Правительственную комиссию РФ, не согласно с условиями, предложенными ему комиссией для принятия решения об одобрении указанной сделки, то автоматически ФАС РФ оформляет решение об отказе.

Кроме того, необходимо обратить внимание на наличие определенных последствий несоблюдения иностранным инвестором, осуществляющим инвестиции в стратегические общества, порядка получения предварительного согласия на совершение сделки.

Во-первых, в Законе о стратегических инвестициях предусмотрено применение такого правового механизма, как признание сделки недействительной и применения двухсторонней реституции. Однако такой способ не всегда эффективен, в связи с заключением большого числа таких сделок за пределами России, а также с весьма затрудненным механизмом приведения в исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации.

Во-вторых, суд может применить к иностранному инвестору последствия в виде лишения такого инвестора, получившего контроль в отношении стратегического общества, возможности фактически контролировать деятельность общества путём лишения в судебном порядке права голоса по акциям (долям), косвенно принадлежащим этому инвестору.

Помимо ответственности гражданско-правовой, за нарушение порядка согласования сделки, совершенной в отношении стратегических обществ, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за непредставление соответствующего ходатайства в орган по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Правительственная комиссия РФ) в виде штрафа в размере: для юридических лиц – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.; для должностных лиц – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Тенденции законодательного регулирования

В связи с принятием рядом иностранных государств экономических санкций в отношении определённых лиц и сфер деятельности в РФ российские власти прибегли к ответным мерам в форме контрсанкций. Был принят Федеральный закон от 04.06.2022 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Такие санкции могут вводиться правительством РФ по решению президента в отношении недружественных стран и организаций, находящихся под их юрисдикцией, подконтрольных таким государствам или аффилированных с ними, а также в отношении должностных лиц и граждан этих стран. Компаниям недружественных стран запрещено участвовать в контрактах по госзакупкам и в приватизации российского госимущества. На данный момент в российский санкционный список входит большое количество крупных украинских компаний и более 300 физических лиц. Таким образом, при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности важно учитывать наметившуюся тенденцию введения властями РФ санкций в отношении иностранных граждан и компаний.

Также есть ряд законопроектов, затрагивающих иностранные инвестиции. В частности, нормы Закона о стратегических инвестициях будут применяться не только к хозяйственным обществам, но также и к юридическим лицам, не являющимся хозяйственными обществами, но осуществляющими какой-либо вид деятельности, указанный в статье 6 Закона о стратегических инвестициях, и (или) имеющим лицензии и (или) иные разрешительные документы на осуществление указанных видов деятельности.

Настоящий обзор подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.Иностранные инвестиции в РФ

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Принципы регулирования инвестиций в рф

https://www.youtube.com/watch?v=2lELgSraLJQ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.Инвестиции в России

Оцените статью
Бизнес Болика