Оценка эффективности инвестиционных проектов развития транспортных систем: эволюция и развитие подходов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Экономическая оценка эффективности финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса. курсовая работа (т). транспорт, грузоперевозки. 2022-11-09

воздушным транспортом — 217 тыс. т.

Исходные данные показателей предприятия по видам транспорта представлены в табл. 1.

Таблица 1

№ п/пПоказательА/ТЖ/ДВ/Т1Средняя дальность перевозок, км2172173172Основные производственные фонды, млн руб.91761733173Оборотные фонды, млн руб.2171176174Численность работников91715176175Эксплуатационные расходы, тыс. руб2917026170111706Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов3040207Доля работников, зависящих от объема работ, p60808Доходная ставка, 0,01 руб. на 1 ткм128229Финансовые инвестиции, млн руб.: — в основные производственные фонды; — в оборотные средства 108 20 108 20 108 2022Прирост объема перевозок за счет инвестиций, тыс. т117117317

Введение

Основная цель курсового проекта — оценка эффективности вложения финансовых средств в основные производственные фонды и в оборотные средства предприятия.

Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, после инвестирования — за плановый.

Рассчитать величину грузооборота для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста объема перевозок за счет инвестиций.

Рассчитать величину дохода предприятия для всех видов транспорта, исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота, без учета инвестиций и с учетом прироста объема перевозок за счет инвестиций.

Рассчитать величину фондоотдачи предприятия для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста дохода за счет инвестиций.

Необходимо рассчитать значения коэффициента роста, затем условно-постоянные расходы и расходы в планируемом периоде по всем видам транспорта.

Рассчитать прибыль от грузоперевозок различными видами транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций.

Рассчитать рентабельность активов по всем видам транспорта до инвестирования и после инвестирования.

Произвести расчеты численности работников транспортной компании в планируемом периоде по всем видам транспорта.

Рассчитать себестоимость перевозок по всем видам транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций.

Рассчитать значения приведенных затрат по всем видам транспорта.

.Расчет грузооборота

Грузооборот — это произведение перевозимых тонн грузов на среднюю дальность пути следования. Единица измерения — тонно-километры. Исходя из величины грузооборота, в дальнейшем определяется общий доход от перевозок.

Грузооборот (Гр)рассчитывается по формуле (1):

Гр = Wпер х l, (1)

где Wпер — общий объем перевозок;

l — средняя дальность перевозок.

Для а/т

Гр = Wпер х l = 2,017 х 217 = 437,689 млн. тонно-километры

Для ж/д

Гр = Wпер х l = 2,817 х 217 = 611,289 млн. тонно-километры

Для в/т

Гр = Wпер х l = 0,217 х 317 = 68,789 млн. тонно-километры

После инвестирования:

Для а/т

Гр = Wпер х l = 2,134 х 217 = 463,078 млн. тонно-километры

Для ж/д

Гр = Wпер х l = 2,934 х 217 = 636,678 млн. тонно-километры

Для в/т

Гр = Wпер х l = 0,534 х 317 = 169,278 млн. тонно-километры

.Расчет доходов по видам транспортных средств

Значение величины годового дохода (Д) предприятия, которое получается при транспортировании грузов, определим, используя полученное значение грузооборота, по формуле (2):

Д = Дхставка х Гр, (2)

где Дхставка — ставка дохода, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;

Гр — грузооборот предприятия.

Для а/т

Д = Дхставка х Гр = 0,12 х 437,689 = 52,52268 млн.руб

Для ж/д

Д = Дхставка х Гр = 0,08 х 611,289 = 48,90312 млн.руб

Для в/т

Д = Дхставка х Гр = 0,22 х 68,789 = 15,13358 млн.руб

После инвестирования:

Д = Дхставка х Гр = 0,12 х 463,078 = 55,56936 млн.руб

Для ж/д

Д = Дхставка х Гр = 0,08 х 636,678 = 50,93424 млн.руб

Для в/т

Д = Дхставка х Гр = 0,22 х 169,278 = 37,24116 млн.руб

.Определение фондоотдачи

Фондоотдача — это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов.

Величина фондоотдачи (Фотдача баз.) определяется как отношение величины дохода к стоимости основных фондов или средств по формуле (3).

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов, (3)

где Д — годовой доход;

Сосн.фондов — стоимость основных фондов.

Для а/т

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 52,52268/917=0,057

Для ж/д

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 48,90312/617=0,079

Для в/т

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 15,13358/3317=0,0046

После ирвестирования:

Для а/т

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 55,56936/1025=0,0542

Для ж/д

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 50,93424/725=0,0703

Для в/т

Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов = 37,24116/3425=0,0109

. Расчет прибыли транспортной компании

Прибыль (П) — это остаток средств, который получается вычитанием из доходов фирмы общей суммы произведенных затрат, формула (4).

П = Д — Э, (4)

где Э — расходы.

Базовая величина прибыли рассчитывается без учета инвестиций, а плановая с учетом инвестиций, т.е. необходимо подставить соответствующие значения Э и Д.

Плановые показатели расходов (с учетом инвестиций) рассчитываются по формулам (5,6,7,8).

Эпл = Рпостбаз — Рпост) х Кроста, (5)

Рпост = Эбаз х Кусл.п.расх, (6)

Кусл.п.расх = уд.вес усл.-пост. расх / 100, (7)

Кроста = Гринвест / Грбаз, (8)

где Эбаз — эксплуатационные расходы базовые;

Эпл — эксплуатационные расходы плановые (с учетом инвестиций);

Рпост — расходы постоянные;

Кроста — показатель роста продукции;

Кусл.п.расх — коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия.

Для а/т

Кроста = Гринвест / Грбаз=463,078/437,689=1,058

Для ж/д

Кроста = Гринвест / Грбаз =636,678/611,289=1,042

Для в/д

Кроста = Гринвест / Грбаз=169,278/68,789=2,461

Для а/т

Кусл.п.расх = уд.вес усл.-пост. расх / 100=30/100=0,3

Для ж/д

Кусл.п.расх = уд.вес усл.-пост. расх / 100=40/100=0,4

Для в/т

Кусл.п.расх = уд.вес усл.-пост. расх / 100=20/100=0,2

Для а/т

Рпост = Эбаз х Кусл.п.расх=29,170 х 0,3 = 8,751 млн.руб

Для ж/д

Рпост = Эбаз х Кусл.п.расх= 26,170 х 0,4 = 10,468 млн.руб

Для в/т

Рпост = Эбаз х Кусл.п.расх= 11,170 х 0,2 = 2,234 млн.руб

Для а/т

Эпл = Рпостбаз — Рпост) х Кроста=8,751 (29,170-8,751)х1,058 =30,354 млн.руб

Для ж/д

Эпл = Рпостбаз — Рпост) х Кроста=10,468 (26,170-10,468)х1,042=26,829 млн.руб

Для в/т

Эпл = Рпостбаз — Рпост) х Кроста=2,234 (11,170-2,234)х2,461=24,226 млн.руб

Для а/т

П = Д — Э=52,52268-29,170=23,3527 млн.руб

Для ж/д

Про бизнес:  ПОНЯТИЯ «ИНВЕСТИЦИИ» И«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ», Сущность инвестиций, их классификация и экономическое значение - Интенсивный курс MBA

П = Д — Э=48,90312-26,170=22,7331 млн.руб

Для в/т

П = Д — Э=15,13358-11,170=3,9636 млн.руб

После инвестирования:

П = Д — Э =55,56936- 30,354=25,2154 млн.руб

Для ж/д

П = Д — Э=50,93424-26,829=24,1052 млн.руб

Для в/т

П = Д — Э=37,24116-24,226=13,0152 млн.руб

5. Определение рентабельности

Рентабельность — это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства.

Рассчитаем рентабельность (r) активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы, и свидетельствующий о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли.

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд). (9)

где Сосн. фонд — стоимость основных фондов;

Собор. фонд — стоимость оборотных фондов.

Для а/т

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=23,3527/(917 217)=0,0206

Для ж/д

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=22,7331/(617 117)=0,0309

Для в/т

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=3,9636/(3317 617)=0,001

После инвестирования:

Для а/т

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=25,2154/(1025 237)=0,0199

Для ж/д

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=24,1052/(725 137)=0,0279

Для в/т

r = П / (Сосн. фонд Собор. фонд)=13,0152/(3425 637)=0,0032

. Расчет численности работников в планируемом периоде

Численность работников (Чинвест) транспортного комплекса после инвестирования капитала можно рассчитать по формуле (10)

Чинвест = Чбаз х Др х Кроста / 100 Чбаз х (100 — Др) / 100, (10)

где Др — доля работников, зависящих от объема работ, %.

Для а/т

Чинвест = Чбаз х Др х Кроста / 100 Чбаз х (100 — Др) / 100=917 х 70 х1,058/100 917 х (100-70)/100=954,23=955чел

Для ж/д

Чинвест = Чбаз х Др х Кроста / 100 Чбаз х (100 — Др) / 100=1517 х 60 х 1,042/100 1517 х (100-60)/100=1555,2284=1556чел

Для в/т

Чинвест = Чбаз х Др х Кроста / 100 Чбаз х (100 — Др) / 100=617 х 80 х 2,461/100 617 х (100-80)/100=1338,1496=1339чел

. Измерение уровня производительности труда

Для того чтобы определить производительность труда следует определить в первую очередь, что же такое производительность вообще. Производительность в общем смысле — это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. Например, средний объем труда или выработка одного рабочего за час.

В свою очередь, производительность труда — это общий объем продукции, деленный на количество затраченного на ее производство трудовых ресурсов.

Производительность труда может определяться: стоимостном выражении:

А = Доход/численность рабочих (руб./чел.);(11)

в натуральном выражении:

А = Грузооборот/численность рабочих (т.км/чел.).(12)

Для а/т

А = Доход/численность рабочих =52,52268/917=0,0573 млн.руб./чел.

Для ж/д

А = Доход/численность рабочих =48,90312/1517=0,0322 млн.руб./чел.

Для в/т

А = Доход/численность рабочих =15,13358/617=0,0245 млн.руб./чел.

После инвестирования:

Для а/т

А = Доход/численность рабочих =55,56936/955=0,0582 млн.руб./чел.

Для ж/д

А = Доход/численность рабочих =50,93424/1556=0,0327 млн.руб./чел.

Для в/т

А = Доход/численность рабочих =37,24116/1339=0,0866 млн.руб./чел.

Для а/т

А = Грузооборот/численность рабочих =437,689/917=0,4773 млн.т.км/чел.

Для ж/д

А = Грузооборот/численность рабочих =611,289/1517=0,4029млн.т.км/чел.

Для в/т

А = Грузооборот/численность рабочих =68,789/617=0,1115 млн.т.км/чел.

После инвестирования:

Для а/т

А = Грузооборот/численность рабочих =463,078/955=0,4849 млн.т.км/чел.

Для ж/д

А = Грузооборот/численность рабочих =636,678/1556=0,4092 млн.т.км/чел.

Для в/т

А = Грузооборот/численность рабочих =169,278/1339=0,1264 млн.т.км/чел.

. Расчет себестоимости перевозок

Себестоимость перевозок — это те расходы, которые затрачивает транспортный комплекс на каждую тонну за километр пути., формулы (13,14).

Sбаз = Эбаз / Грбаз, (13)

Для а/т

Sбаз = Эбаз / Грбаз=29,170/437,689=0,0667 млн. руб/т.км

Для ж/д

Sбаз = Эбаз / Грбаз=26,170/611,289=0,0428 млн. руб/т.км

Для в/т

Sбаз = Эбаз / Грбаз=11,170/68,789=0,1624 млн. руб/т.км

После инвестирования:

Для а/т

Sинвест = Эпл / Грбаз=30,354/463,078=0,0656 млн. руб/т.км

Для ж/д

Sинвест = Эпл / Грбаз=26,829/636,678=0,0421 млн. руб/т.км

Для в/т

Sинвест = Эпл / Грбаз=24,226/169,278=0,1431 млн. руб/т.км

. Оценка экономической эффективности

Экономическая эффективность может определяться на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства, учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиций в проект, показатели которой выходят за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты — выручку от реализации продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужды, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимости); социальные, относящиеся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.

Оценка экономической эффективности финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по формуле (13).

Эпр = (Сосн. фонд Собор. фонд Синвест) х Ен →min, (15)

Эпр — приведенные затраты;

Ен — коэффициент эффективности, формула (16).

Следует отметить, что эффективность инвестиционного проекта заключается в наименьших приведенных затратах, рассчитанных по формуле (15).

Ен = 1 / Тн, (16)

где Тн — время или период вложения инвестиций.

Выберем значение Тн равное 5.

Ен = 1 / Тн=1/5=0,2

Для а/т

Эпр = (Сосн. фонд Собор. фонд Синвест) х Ен=(917 217 128) х 0,2=252,4 млн.руб

Для ж/д

Эпр = (Сосн. фонд Собор. фонд Синвест) х Ен=(617 117 128) х 0,2=172,4→min

Для в/т

Эпр = (Сосн. фонд Собор. фонд Синвест) х Ен=(3317 617 128) х 0,2=812,4 млн.руб

Мы выбрали в качестве эффективного направления инвестирования железнодорожный транспорт по минимальным приведенным затратам. А теперь рассчитаем общую эффективность данного проекта:

,1052-22,7331/128=0,012

Отсюда видно, что данный инвестиционный проект нельзя назвать эффективным, хотя приведенные затраты минимальные, потому, что если эффективность меньше коэффициента привидения и инвестиционный проект в запланированный срок не окупится.

Для наглядности рассчитаем фактическое время окупаемости данного проекта

/24,1052-22,7331=93,29

Окончательные результаты расчетов в табл. 2.

Таблица 2

№ п/пНаименование показателяА/ТбазА/ТинвЖ/ДбазЖ/ДинвВ/ТбазВ/Тинв1Грузооборот, млн км437,689463,078611,289636,67868,789169,2782Доходы, млн руб.52,5226855,5693648,9031250,9342415,1335837,241163Расходы, млн руб.29,17030,35426,17026,82911,17024,2264Фондоотдача0,0570,05420,0790,07030,00460,01095Рентабельность0,02060,01990,03090,02790,0010,00326Прибыль, млн руб.23,352725,215422,733124,10523,963613,01527Производительность труда,млн. руб./чел.0,05730,05820,03220,03270,02450,08668Производительность труда, млн ткм./чел.0,47730,48490,40490,40920,11150,12649Численность работников, чел.91795515171556617133910Себестоимость, млн.руб./ткм0,06670,06520,04280,04210,16240,143111Кроста, 5,8104,2246,1грузооборот себестоимость инвестиция транспорт

Про бизнес:  Статья 3. Объекты капитальных вложений | ГАРАНТ

Заключение

Были решены следующие задачи рассчитали: величину грузооборота для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста объема перевозок за счет инвестиций, величину дохода предприятия для всех видов транспорта, исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота, без учета инвестиций и с учетом прироста объема перевозок за счет инвестиций, величину фондоотдачи предприятия для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста дохода за счет инвестиций, значения коэффициента роста, затем условно-постоянные расходы и расходы в планируемом периоде по всем видам транспорта. прибыль от грузоперевозок различными видами транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций рентабельность активов по всем видам транспорта до инвестирования и после инвестирования, численности работников транспортной компании в планируемом периоде по всем видам транспорта. себестоимость перевозок по всем видам транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций значения приведенных затрат по всем видам транспорта.

Инвестиции в ТК по направлению железнодорожного транспорта обеспечивают наименьшие приведенные затраты по ТК в планируемом периоде, следовательно это направление инвестиций наиболее эффективно из всех приведенных вариантов, что в частности подтверждается также другими показателями, в вышеприведенных обобщающих таблицах.

Но есть одно но — это отсутствие эффективности данного проекта, т.к. реальный срок окупаемости — 93 года и три месяца. Следовательно в данном случае либо стоит отказаться от инвестирования средств в данный проект и пересмотреть инвестиционную политику либо если принять, то руководство комплекса скорее всего преследует иные цели, чем быстрая окупаемость, которая их не волнует

Библиографический список

1.Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов / Под ред. Л.Б. Миротина. — М.: «Экзамен», 2003.

2.Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008, — 528 с.

Экономическая эффективность инвестирования на железнодорожном транспорте

S. V. Brazhnikova

Quality of production processes as a mechanism for economic cooperation between divisions on the railway transport

Economically oriented interaction mechanism for railway departments and enterprises in order to ensure «quality assured» transport production is proposed.

Keywords: functional processes of transport, TQM postulates, «process owner», quality management.

УДК [338. 45: 656.2]: 330.322.5

Е.В. Полякова, ведущий экономист финансовой службы Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», аспирант РОАТ МИИТ, (Россия, Москва)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Посвящена вопросам экономической эффективности инвестирования на железнодорожном транспорте. Получили свое отражение результаты исследования условий развития инвестиционной деятельности в сфере железнодорожных перевозок; зарубежного опыта и российской практики построения систем анализа эффективности инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, стратегия развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», скоростное движение, скоростные железнодорожные перевозки, инвестиции, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, эффективность инвестиционной деятельности, управление инвестициями, инвестиционные проекты, методы оценки инвестиционного проекта, экономическая эффективность инвестиций, срок окупаемости.

Рост совокупного социально-экономического потенциала транспортного комплекса предполагает эффективное использование инструментов и механизмов инвестиционной деятельности.

Экономическая эффективность инвестирования на железнодорожном транспорте определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов и др.) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления и др.) факторами, определяющими возможности решения задач по повышению эффективности инвестиций, снижению рисков и т. д. Причем в каждом конкретном случае система управления инвестициями должна учитывать способность транспортной компании реализовать имеющийся экономический потенциал.

В современных условиях вопросы, связанные с системой оценки экономической эффективности инвестиций компаний железнодорожного транспорта, стратегией и тактикой управления ими, являются предметом исследования многих специалистов в России и за рубежом. Вопросы инвестиционной деятельности экономических субъектов отражены во множестве научных работ и монографий таких известных специалистов, как

A. Смит, Д. Милль, К. Маркс, М. Туган-Барановский, К. Виксель, Д. Кейнс, Г. Кассель, Й. Шумпетер, Д. Робертсон, Р. Харрод, Э. Хансен, Г. Бирман, С. Шмидт, И. Бланк, Ю. Блех, У. Гетце, В. Бочаров, В. Буткевич и др. Неотложным мерам по регулированию и оживлению инвестиционного процесса в России посвящены многочисленные публикации Л.Абалкина, В. Анохина, С. Бахарева, А. Водянова, С.Глазьева, Ф. Г лисина, В. Куликова, А. Когута, Д. Львова, В. Маневича, Л. Резникова, Я. Уринсона, Д. Шопенко и др. Ряд аспектов инвестиционной деятельности железнодорожного сектора рассмотрены в работах Б.А. Волкова,

B.Г. Галабурды, Н.П. Терёшиной, М.Ф. Трихункова, В.Я. Шульги и др.

Несмотря на многообразие исследований, направленных на разработку методологических подходов, средств, технологий регулирования инвестиционной деятельности, научную разработанность проблематики оценки экономической эффективности инвестирования на железнодорожном транспорте нельзя признать достаточной. Дня практической реализации стоящих перед транспортным сектором РФ задач необходим глубокий анализ системы управления формированием и развитием инвестиционного потенциала компаний отрасли, выявление основных тенденций трансформации инвестиционной деятельности, прогноз и разработка методов принятия обоснованных решений.

Механизм оценки экономической эффективности инвестиционной деятельности в секторе железнодорожных перевозок доказывает необходимость гибкости управления инвестициями, способного адекватно реагировать на конъюнктурные изменения. Применительно же к переходным экономикам формирование основных направлений инвестиционной политики в транспортном комплексе представляет собой классическую проблему, всегда являвшуюся предметом особого внимания экономической литературы. Любые варианты имеют свои сильные и слабые стороны, и выбор схем управления инвестициями в значительной степени зависит от конкретной ситуации и региона, причем в числе структурных факторов необходимо учитывать общую открытость экономики и степень ее интеграции в общемировое экономическое пространство.

На сегодняшний день в экономической науке еще не сформировалось четкого целостного представления об инвестициях железнодорожного комплекса как самостоятельном направлении исследований. Среди факторов, препятствующих развитию инвестирования транспортных компаний, можно условно выделить внешние и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, низкая капитализация, недостаточная достоверность и слабая прозрачность отчетности многих организаций отрасли, низкий уровень нормативно-правовой защиты прав инвесторов, несовершенство судебной системы и надзора и др.

Про бизнес:  Социальные инвестиции, их сущность и значение для улучшения качества жизни и развития человеческого капитала - Инвестиции

К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих компаниях железнодорожного транспорта, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных технологий и др. [3].

На практике и в экономической литературе существует значительное количество используемых и рекомендуемых методов анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний различных отраслей [1]. Среди них такие, как системный метод, метод декомпозиции, метод последовательной подстановки, метод сравнений, динамический метод, метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, нормативный метод, параметрический метод, метод моделирования, функционально-стоимостной метод, метод главных компонент, балансовый метод, корреляционный и регрессионный метод, опытный метод, матричный метод, аналитико-расчетный метод, метод аналогий и др. Безусловно, каждый из перечисленных методов имеет определенные достоинства и недостатки (таблица) [5].

Недостатки методов анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта

Метод Недостатки метода

— системный Отсутствует экономически обоснованный механизм учета обеспечивающей системы, что не позволяет реально соизмерять желаемые результаты инвестиционной деятельности с имеющимися возможностями.

— декомпозиции Отсутствуют теоретические и методологические предпосылки для обоснования методов анализа инвестиционной деятельности, анализ эффективности инвестиционной деятельности является некомплексным (несистемным): им охватываются не все направления, представляющие интерес для теории и практики.

— последовательной подстановки На практике анализ эффективности инвестиционной деятельности осуществляется, как правило, на уровне одной компании, чем сужаются возможности комплексного анализа, который может

Метод Недостатки метода

осуществляться на компаниях различных уровней групп и конгломератов.

— сравнений — аналогий Не охватываются все основные направления анализ эффективности инвестиционной деятельности, имеет место дублирование показателей.

— динамический Состав показателей, используемых при анализе, не увязан с результативными и обеспечивающими целями эффективности инвестиционной деятельности — содержание и метод исчисления показателей не имеют соответствующего обоснования.

— структуризации целей Отсутствует четкое представление о факторах эффективности инвестиционной деятельности — недопустимые погрешности при факторном анализе.

— экспертно-аналитический Отсутствует теоретически обоснованные методики комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности с учетом действия соответствующей совокупности обусловливающих причин.

— нормативный Отсутствует анализ темпов роста частных и обобщающих показателей, которыми характеризуется конечные цели повышения эффективности инвестиционной деятельности компании.

— параметрический Отсутствует обоснованная целевая подсистема, на реализацию которой следует ориентировать систему экономического анализа, — необоснованные результаты и выводы в отношении эффективности инвестиционной деятельности.

— моделирования — опытный — функционально-стоимостной На практике и в экономической литературе при анализе эффективности инвестиционной деятельности необоснованно упускается ряд ключевых факторов инвестиционной деятельности.

— главных компонент — аналитико-расчетный Недостаточно учитывается внешняя среда с ее корректировочными характеристиками.

— балансовый — корреляционно-регрессионный — матричный Отсутствует обоснованная инструментально-техническая подсистема и, в первую очередь, система основных показателей, необходимых и достаточных для комплексного анализа, учета, планирования и прогнозирования эффективности инвестиционной деятельности.

В то же время анализировать эффективность инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта целесообразно по главному направлению, отражающемуся показателями степени достижения конечных целей развития, состоящих в максимально возможном росте ключевых показателей результативности функционирования объекта [2]. Также одним из важнейших направлений комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта является определение влияния на темпы изменения соответствующих показателей развития компаний экстенсивных (количественных) факторов, с одной стороны, и интенсивных — с другой [6].

В связи с изложенным методика комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности должна базироваться на четком представлении экстенсивных факторов как количества применяемых ресурсов и интенсивных факторов как качества совокупности этих ресурсов для компании железнодорожного транспорта.

Важным элементом совершенствования системы инвестирования компаний железнодорожного транспорта в России является совершенствование подходов к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, и прежде всего систем управления всеми видами рисков. Компании должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых инвестиционных операций, включая эффективные системы мониторинга рисков (информационные системы), одним из обязательных требований к которым является доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и органов управления.

Системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемой организациями. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и консолидированной основе.

Нами предложен инвестиционный проект внедрения и развития скоростного движения пассажирских поездов на направлении Центр — Юг ОАО «РЖД». В результате на рынке пассажирских перевозок будет предложен принципиально новый продукт: ночные поезда в сообщении Москва — Адлер. Такие перевозки способны создать значительную конкуренцию авиатранспорту и повысить доходы ОАО «РЖД» за счет привлечения платежеспособного пассажиропотока. При этом будут сохранены поезда с иным временем хода для обеспечения социально значимых перевозок.

Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы перевозок можно считать обоснованными.

Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на организационные мероприятия по модернизации вагонного парка и инфраструктуры железнодорожного транспорта на

участке Москва — Адлер. Проведенные расчеты показали, что инвестиционные затраты при реализации проекта полностью покрываются, обеспечивая значительное положительное сальдо денежных потоков в течение горизонта планирования. При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо квалифицировать как высокоэффективный. Срок окупаемости проекта составляет восемь лет.

В завершении следует отметить, что стабилизация и дальнейшее развитие экономики россии невозможны без кардинального улучшения положения в транспортном комплексе и создания благоприятных условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов отрасли.

Библиографический список

1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 190.

3. Гуртов В. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен, 2009. С. 78.

4. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инвестиций. Спб.: Бизнес-пресс, 1998. С. 106.

5. Збрицкий А.А., Никаноров Д.Е. Управление эффективностью инвестиционной деятельности промышленного предприятия. М: Изд-во ГОУ ДПО ГАСИС, 2006. С. 182.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: Омега-М, 2009. С. 324.

К V. Polyakova

Economical effectiveness of railway transport investment

The performed article is about economical effectiveness of railway transport investment. The article reflects results of investigation of investment activity development conditions in the field of the railway traffic; compares the international experience and the russian practice of system analysing of effective investment activity.

Key words: railway transport, railway traffic, the Russian Railways ‘ transport development strategy, speed traffic, speed railway traffic, investments, investment activity, attraction of investments, effectiveness of investment activity, investment management, investment projects, methods of investment project evaluation, economical effectiveness of investments, payback period

Оцените статью
Бизнес Болика