- Что такое индекс-дефлятор
- Как считать
- Определены индексы-дефляторы на 2021
- Письмо министерства экономического развития рф от 7 декабря 2022 г. n 36097-ат/д03и о показателях долгосрочного прогноза социально-экономического развития российской федерации на период до 2036 года, используемых в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
- Письмо минстроя россии от 16.03.2020 n 9333-иф/09
- Прогноз индексов цен производителей1 и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, в % г/г (базовый вариант)
- Прогнозные значения
- Среднесрочный прогноз социально-экономического развития российской федерации до 2024 года(базовый вариант)
- Сферы применения
- Сценарии и расчеты
Что такое индекс-дефлятор
Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.
Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.
Зачем это нужно? Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.
Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. При расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.
Как считать
Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):
ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.
К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:
ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.
Определены индексы-дефляторы на 2021
Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.
Прогноз на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов одобрен на заседании правительства РФ 16.09.2020 (протокол № 35, часть I). Вот некоторые из утвержденных индексов-дефляторов:
Письмо министерства экономического развития рф от 7 декабря 2022 г. n 36097-ат/д03и о показателях долгосрочного прогноза социально-экономического развития российской федерации на период до 2036 года, используемых в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2022 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@biznes-bolika.ru.
Письмо минстроя россии от 16.03.2020 n 9333-иф/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2020 г. N 9333-ИФ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поступающими обращениями по вопросу применения официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, оказания услуг по исполнению функций технического заказчика, выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнения строительных работ в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Определение начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) осуществляется государственными или муниципальными заказчиками с применением общих правил, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России от 23 декабря 2022 г. N 841/пр (далее — Порядок определения НМЦК).
Согласно пункту 8 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности с применением официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что пунктом 45(13) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, застройщик самостоятельно может пересчитать сметную стоимость, применив индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату пересчета сметной стоимости. Повторная проверка пересчитанной сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.
Таким образом, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.
В случае, если проектная (сметная) документация, разработана на основании сметно-нормативной базы не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода.
Официальная статистическая информация об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=9460004 (далее — индексы цен Росстата).
Для определения значений индексов цен Росстата используются «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство», для периода от даты утверждения проектной (сметной) документации до даты определения НМЦК (к соответствующему месяцу предыдущего года, к предыдущему месяцу).
На основании индексов цен Росстата рассчитываются индексы фактической инфляции, которые применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК.
Пример пересчета сметной стоимости строительства с использованием индексов фактической инфляции из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК приведен в приложении к настоящему письму.
Индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал» (далее — индексы-дефляторы Минэкономразвития России) опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе: «Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы социально-экономического развития по адресу https://economy.gov.ru/material/
directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_do_2024_goda_.html.
При расчете индекса прогнозной инфляции используются значения индексов-дефляторов Минэкономразвития России по строке «Инвестиции в основной капитал» для соответствующего периода, приведенные в «Прогнозе индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2024 г.», содержащемся в файле «17) Дефляторы базовый.xls».
Индексы-дефляторы Минэкономразвития России применяются для расчета индекса прогнозной инфляции, используемого для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.
В случае, если планируемый период строительства (реконструкции, капитального ремонта) составляет до одного календарного года индекс прогнозной инфляции, используемый при определении НМЦК, рассчитывается как среднее арифметическое между индексами-дефляторами Минэкономразвития России, определенными на месяц начала выполнения работ и месяца окончания работ.
Расчет индекса-дефлятора Минэкономразвития России на один месяц осуществляется извлечением корня двенадцатой степени индекса прогнозной инфляции Минэкономразвития России установленного в целом на год.
Для определения размера индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев, величина индекса-дефлятора Минэкономразвития России, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года (соответственно, для даты начала работ и для даты окончания работ).
При отсутствии информации о лимитах капитальных вложений по годам реализации проекта, величина доли стоимости строительства на каждый год определяется как отношение количества месяцев, на которые приходится выполнение работ к общей продолжительности строительства в соответствии с проектной документацией.
Примеры применения индексов прогнозной инфляции Минэкономразвития России приведены в приложении к настоящему письму.
В соответствии с пунктом 10 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации НМЦК определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2022 г. N 1470/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2022 г. N 51079).
Следует отметить, что основным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе метода сопоставимых рыночных цен, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В части применения пункта 13 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта сообщается, что при осуществлении закупочных процедур на выполнение работ по подготовке проектной документации и работ на выполнение инженерных изысканий отдельными лотами, НМЦК на выполнение указанных работ также рассчитывается отдельно для работ по подготовке проектной документации, и отдельно для работ на выполнение инженерных изысканий.
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Продолжительность проектирования — 240 дней (8 месяцев) | ||
Начало выполнения проектных работ — март 2022 | ||
Окончание проектирования — октябрь 2022 | ||
Уровень цен утвержденной сметы — 1 квартал 2022 | ||
Дата формирования НМЦК — январь 2022 | ||
1. Расчет индекса фактического инфляции проектных и изыскательских работ ИПЦ Росстата к предыдущему месяцу | ||
2022 год | ||
апрель | 100,71 | |
май | 100,46 | |
июнь | 100,44 | |
июль | 100,50 | |
август | 100,77 | |
сентябрь | 100,62 | |
октябрь | 100,28 | |
ноябрь | 100,59 | |
декабрь | 100,65 | |
2022 год | ||
январь | 100,08 | |
Итого индекс фактической инфляции: | ||
1,0071 x 1,0046 x 1,0044 x 1,0050 x 1,0077 x 1,0062 x 1,0028 x 1,0059 x 1,0065 x 1,0008 = 1,052 | ||
2. Расчет индекса инфляции прогнозной инфляции Индекс-дефлятор Минэкономразвития России по строке Инвестиции в основной капитал: на 2022 год — 107,4 | ||
Итого инфляция в 2022 году в месяц равна корню двенадцатой степени из 105,3 | ||
1,00589 | ||
Индекс-дефлятор на дату начала проектирования (с января по март 2022) рассчитывается как 1,00589 в третьей степени | 1,018 | |
Индекс-дефлятор на дату окончания проектирования (с марта по октябрь 2022) рассчитывается как 1,00589 в десятой степени | 1,062 | |
Итого среднеарифметическое значение индекса дефлятора на весь период строительства составит (1,018 1,062) / 2 | 1,040 | |
Заказчик: |
РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ по строительству объекта | |||||
Общеобразовательная школа на 600 мест | |||||
Основания для расчета: | |||||
1. Акт об утверждении проектной документации, включая сводный сметный расчет стоимости строительства объекта | |||||
2. Заключение государственной экспертизы | |||||
3. Утвержденный сводный сметный расчет, либо утвержденный локальный сметный расчет. | |||||
рублей | |||||
Наименование работ и затрат | Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации на I кв. 2022 | Индекс фактической инфляции | Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта январь 2020 | Индекс прогнозный инфляции на период выполнения работ | Начальная (максимальная) цена контракта с учетом индекса прогнозной инфляции на период выполнения работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Строительно-монтажные работы | 250 000 000 | 1,113 | 278 250 000 | 1,04288 | 290 181 360 |
Стоимость оборудования | 15 000 000 | 1,113 | 16 695 000 | 1,04288 | 17 410 882 |
Пусконаладочные работы | 5 000 000 | 1,113 | 5 565 000 | 1,04288 | 5 803 627 |
Затраты на осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций | 7 500 000 | 1,113 | 8 347 500 | 1,04288 | 8 705 441 |
Удорожание работ в зимнее время | 3 000 000 | 1,113 | 3 339 000 | 1,04288 | 3 482 176 |
Иные прочие работы и затраты | 7 000 000 | 1,113 | 7 791 000 | 1,04288 | 8 125 078 |
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты 2% | 5 750 000 | 6 399 750 | 6 674 171 | ||
Стоимость без учета НДС | 293 250 000 | 326 387 250 | 340 382 735 | ||
НДС (20%) | 58 650 000 | 65 277 450 | 68 076 547 | ||
Стоимость с учетом НДС | 351 900 000 | 391 664 700 | 408 459 282 |
Продолжительность строительства — 750 дней (25 месяцев) | |
Начало строительства март 2020 г., | |
Окончание строительства март 2022 г. | |
Уровень цен утвержденной сметы — I квартал 2022 (февраль 2022) | |
Дата формирования НМЦК — январь 2020 | |
1. Расчет индекса фактического инфляции с использованием ИПЦ Росстата | |
февраль 2022/февраль 2022 = 106,75 март 2022/февраль 2022 = 100,38 апрель 2022/март 2022 = 100,45 май 2022/апрель 2022 = 100,49 июнь 2022/май 2022 = 100 ,41 июль 2022/июнь 2022 = 100,38 август 2022/июль 2022 = 100,74 сентябрь 2022/август 2022 = 100,4 октябрь 2022/сентябрь 2022 = 100,28 ноябрь 2022/октябрь 2022 = 100,35 декабрь 2022/ноябрь 2022 = 100,21 январь 2020/декабрь 2022 = 100,08 | |
Итого индекс фактической инфляции: | |
1,0675 * 1,0038 * 1,0045 * 1,0049 * 1,0041 * 1,0038 * 1,0074 * 1,004 * 1,0028 * 1,0035 * 1,0021 * 1,0008 = | 1,113 |
2. Расчет индексов прогнозной инфляции: | |
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2020 (10месяцев/25 месяцев) | 0,40 |
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2021 (12 месяцев/25 месяцев) | 0,48 |
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2022 (3 месяца/25 месяцев) | 0,12 |
Годовой индекс прогнозной инфляции (по письму Минэкономразвития России от 26.09.2022 г. N Д14и-32899, отрасль «Инвестиции в основной капитал»): | ||
на 2020 год | 103,60% | |
на 2021 год | 103,70% | |
на 2022 год | 103,70% |
С учетом полученных данных вычисляются прогнозные индексы для каждого периода исполнения контракта: | ||
К на 2020 = | (1,002952 1,00029511) / 2 = | 1,019 |
Индекс-дефлятор на начало строительства март 2020 рассчитывается как 1,00295 во второй степени, т.е. от января 2020 к марту 2020 Индекс-дефлятор на декабрь 2020 рассчитывается как 1,00295 в одиннадцатой степени, т.е. от января 2020 к декабрю 2020 | ||
К на 2021 = | 1,0029511 * (1,00303 1,0030312) / 2 = | 1,054 |
Индекс-дефлятор на конец первого года строительства декабрь 2020 умножается на среднее арифметическое между январем и декабрем 2021 | ||
К на 2022 = | 1,0029511 * 1,0030312 * (1,00303 1,003033) / 2 = | 1,078 |
Индекс-дефлятор на конец первого года строительства декабрь 2020 умножается на индекс-дефлятор на конец второго года строительства и умножается на среднее арифметическое между январем и мартом 2022 | ||
Итого индекс прогнозной инфляции = 0,40 * 1,019 0,48 * 1,054 0,12 * 1,078 = | 1,04288 | |
Заказчик: |
Список рассылки
к исх. N ____________ от _______________
Прогноз индексов цен производителей1 и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, в % г/г (базовый вариант)
——————————
1 — на продукцию, реализованную на внутренний рынок
2 — индексы-дефляторы, выделены курсивом — оценка
3 — в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2022 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130)
4 — по виду деятельности «Транспортировка и хранение»
5 — индекс тарифов на грузовые перевозки
6 — за счет всех источников финансирования
7- с учетом НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки
——————————
Прогноз показателей инфляции (Базовый вариант)
Прогнозные значения
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2022 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития российской федерации до 2024 года(базовый вариант)
——————————
* Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины
** С учетом дополнительных мер социальной поддержки нуждающихся
——————————
Сферы применения
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Сценарии и расчеты
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов.
Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.
Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2022-2021 гг.
- Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.